исследований; при проведении маркетинговых исследований в туризме центральная роль принадлежит психолого-поведенческим и социальным особенностям потребителя; необходимо уделять особое внимание не только туристическому продукту и его составляющим, но и, в первую очередь, инфраструктуре туристического рынка.
Ввиду того, что туризм - сложная система, симбиоз экономики, политики, социологии, экологии и культуры, для достижения положительного маркетингового эффекта здесь более чем где-либо необходима тесная координация маркетинга различных организаций и предприятий, работающих в этой сфере. Концепция маркетинга имеет здесь больше чем где-либо целостный и всеобъемлющий характер.
ЛИТЕРАТУРА
1. Азар В.И. Турфирмы смотрят в зеркало // Туризм: практика, проблемы, перспективы. 2001. № 7.
2. Дайан А., Букерель Ф., Ланкер Р. и др. Академия рынка: маркетинг. М.: Экономика, 1993.
3. Велединский В. Туристский рынок сегодня: тенденции и перспективы // Туризм: практики, проблемы, перспективы. 2002. № 4.
4. Дурович А.П. Маркетинг в туризме. Минск: Новое знание, 2001.
5. Котлер Ф. Маркетинг-менеджмент. СПб.: Питер Ком, 1999.
6. Котлер Ф. Основы маркетинга. М.: Юнити, 1993.
7. Маркетинг в отраслях и сферах деятельности / Под ред. В.А. Алексунина. М.: Дашков и К, 2005.
8. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 26. Ч. 1.
9. Менеджмент в туризме / Под ред. Новикова В.С. М.: Книгодел МАТГР, 2006.
10. Федеральный закон РФ «0б основах туристской деятельности в Российской Федерации» от 24.11.1996 г. № 132-Ф3 // Российская газета. 03.12.1996.
11. Юрик Р.А. Маркетинг как необходимый инструмент управления турфирмой // Маркетинг в России и за рубежом. 2004. № 2.
12. Gronross C. Marketing services: the case of missing product // Journal of Business & Industrial Marketing. 1998. Vol. 13. № 4/5.
13. Jeffries D.E. Defining the tourist and its importance in tourism marketing // Revue du Berne. 1971.
14. Krippendorf J. Marketing et tourisme. Berne: Herbert Lang, 1971.
ГРИГОРЯН Э.М.
ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ ОЭЗ КАК ФАКТОР ИНТЕНСИВНОГО РАЗВИТИЯ НАЦИОНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА
Особые экономические зоны (ОЭЗ) представляют в настоящее время весьма продвинутые по рыночным критериям экономико-территориальные образования, обладающие мощным предпринимательским потенциалом, способствующим повышению тонуса хозяйственной жизни регионов их базирования, рост занятости и доходов населения, решения приоритетных экономических и социальных задач.
Проблематика формирования условий и хозяйственного режима, обеспечивающего реальное развитие ОЭЗ на принципах предпринимательства, представляется весьма актуальной, ибо именно эти составляющие экономического механизма во многом предопределяют эффективность функционирования свободных экономических зон.
В современных условиях хозяйственный режим предпринимательской деятельности ОЭЗ должен отвечать следующим требованиям:
- геополитической стабильности;
- экономической устойчивости;
- обеспечения конкурентных преимуществ;
Экономический вестник Ростовского государственного университета Ф 2008 Том 6 №2 Часть 2
Экономический вестник Ростовского государственного университета Ф 2008 Том 6 №2 Часть 2
- репродуктивности природохозяйственного ресурсооборота;
- высокой мотивированности экономической активности предпринимателей-участников ОЭЗ и инвесторов;
- соответствия управленческой структуры уровню предпринимательской активности ОЭЗ.
Для определения возможностей формирования таких условий и хозяйственного режима
для ОЭЗ России целесообразным представляется использование уже признанного методологического приема - изучение международной практики обеспечения благоприятствования развитию предпринимательского потенциала в особых экономических зонах других стран -и предложение вариантов развития российских ОЭЗ.
Типология особых экономических зон построена по критериям, представляющимся наиболее значимыми, среди которых следующие:
- способ оформления границ зоны и режим её функционирования;
- влияние предпринимательского потенциала зоны на экономическое развитие регионов их базирования;
- вид деятельности, преобладающей на территории ОЭС.
При этом, наряду с собственно особыми экономическими зонами выделены оффшорные зоны как особый класс зон свободного предпринимательства.
Такая градация зон предпринята с целью выявления влияния их предпринимательского потенциала на экономику территорий, на которых они располагаются, а также в целом на экономическое развитие тех стран, в рамках которых они созданы.
Анализ действующих в мировой практике типов особых экономических зон показывает, что каждый из их типов характеризуется достаточно специфическим предпринимательским потенциалом, предопределяющим особенности развития регионов их базирования.
Так, предпринимательский потенциал в анклавных экономических зонах отличается, как правило, направленностью использования всех имеющихся финансовых, трудовых, сырьевых, информационных ресурсов на социально-экономическое развитие территории анклава через организацию производств, основанных на импортных материалах, полуфабрикатах и деталях. В таких зонах часто создают свои филиалы и дочерние компании, транснациональные корпорации, используя анклавные территории как экспортную базу для производства конкурентоспособной продукции с относительно низкими издержками.
Предприниматели, разворачивающие свой бизнес в анклавах, ориентируются на экспорт 90% и более производимой продукции и услуг, поскольку перед такими зонами ставится задача максимизации валютной выручки и решение за счет этого проблем трудоустройства местного населения, строительства жилья, благоустройства территории [6, с. 36].
Такого рода особая экономическая зона в течение ряда лет формируется в Калининградской области (ОЭЗ «Янтарь»). Для ее функционирования имеется ряд благоприятствующих условий: наличие достаточно развитого промышленного комплекса, производственной инфраструктуры (в частности, в сфере транспорта), существенного научно-технического и рекреационного потенциала, опыта областных структур во внешнеэкономической деятельности.
С другой стороны, очевидна необходимость подъема экономики и жизненного уровня населения этой анклавной территории, решения сложных социальных проблем, что особенно актуализируется в связи с геополитическим положением Калининградской области [4, с. 66].
В интеграционных же зонах, напротив, предпринимательский потенциал ориентирован на интеграцию в мировую экономику, усиление ее открытости.
В таких зонах устанавливается унифицированный в пределах страны экономический и правовой режим, а размер территории, отводимой для размещения свободной зоны, дифференцирован. Они могут занимать территорию от нескольких квадратных километров до нескольких тысяч квадратных километров. В зависимости от этого различают микрозоны (территории одного предприятия, порта, магазина дьюти-фри), а также зоны, размещающиеся на территории одного района, города, крупного региона страны.
В зависимости от того, территорию скольких стран охватывают интеграционные ОЭЗ, их можно подразделить на мононациональные, расположенные на территории одного государства и действующие по его законам, и интернациональные (международные), охватывающие территорию группы государств и действующие по общим для них правилам.
Предпринимательский потенциал в интеграционных зонах активизируется под влиянием ряда факторов:
- постепенная либерализация импорта с установлением графика (конкретных сроков и размеров) снижения пошлин во внутризональной торговле;
- распространение на товары, включенные в программу либерализации, национального режима при обложении их внутренними налогами;
- введение общего внешнего тарифа в отношении третьих стран, не входящих в интеграционную группировку, в первую очередь, по товарам, включенным в программу либерализации;
- неприменение к товарам, на которые распространяется политика либерализации импорта, мер по субсидированию их экспорта и недопущение экспорта таких товаров по демпинговым ценам;
- гарантирование права каждого участника группировки исключать из программы либерализации товары, особенно важные для экономики данной страны.
Интеграционные зоны к концу XX века представлены двумя группами: мононациональные (в рамках одной страны) и международные (включающие несколько стран). Предпринимательский потенциал этих зон различается, что во многом предопределяется экономическими интересами. В мононациональных зонах носителем интереса всегда выступает принимающая страна, ставящая своей целью нарастить экспорт, получить как можно больше свободно конвертируемой валюты, догнать, а также опередить наиболее развитые страны и войти в мировое хозяйство на более высоком уровне, чем это было до создания зоны.
Мощный предпринимательский потенциал в свободных экономических зонах интеграционного типа обусловлен тем, что международные СЭЗ так же, как и мононациональные, способны к диффузному расширению и постепенному их распространению на другие сферы (внутри зоны) и государства. Об этом свидетельствует мировой опыт эволюции СЭЗ в полный экономический союз, который в Европе, например, начинался с шести государств (ЕЭС, 1957 г.), а теперь насчитывает 25.
Такова специфика предпринимательского потенциала в СЭЗ в зависимости от способа оформления границ и режима функционирования зоны и его влияния на развитие территории базирования.
Для стран с переходной экономикой, в том числе и для России, в отличие от промышленно-развитых стран, при создании СЭЗ приоритетное значение для развития предпринимательства имеет ориентация на привлечение иностранного капитала и высоких технологий, модернизация национального производства, повышение уровня квалификации работников и превращение ранее отсталых районов в динамично развивающиеся. Следует подчеркнуть, что иностранный капитал в этих странах преследует свои интересы, связанные с максимизацией получаемой прибыли. Поэтому нахождение путей согласования интересов в сотрудничестве этих стран с капиталом экономически развитых является важным условием для их динамичного экономического развития.
Кроме того, для стран с переходной экономикой создание СЭЗ рассматривается как важное звено в реализации принципов открытости, катализатор развития. Их функционирование связывается с либерализацией и активизацией внешнеэкономической деятельности, так как в СЭЗ экономика имеет коммутативный характер, а таможенный, налоговый и инвестиционный режимы благоприятны для внешних и внутренних инвестиций.
Правительство России с переменным успехом использует свободные экономические зоны различного типа как инструмент привлечения иностранных инвестиций, увеличения экспортного производства и на этой основе обеспечения поступления в страну иностранной валюты, активизации использования трудовых и природных ресурсов, расширения рынков потребления, международной торговли. Однако ряд исследователей, и с ними согласен автор, подчеркивает, что подход, которого придерживались в последние годы федеральные ведомства, нельзя не признать односторонним, излишне «зацикленным» на чисто фискальную сторону дела. Этот подход основан на переносе на российскую почву только наиболее простых образцов из мировой практики СЭЗ. Эти исследователи не учитывают тех возможностей, которые заключает в себе создание СЭЗ с точки зрения формирования наиболее благоприятных
Экономический вестник Ростовского государственного университета Ф 2008 Том 6 №2 Часть 2
Экономический вестник Ростовского государственного университета Ф 2008 Том 6 №2 Часть 2
условий для иностранных инвесторов на отдельных территориях, реализации сравнительных преимуществ отдельных регионов, налаживания сотрудничества со странами - ближайшими соседями России, формирования за счет сотрудничества с иностранным капиталом территориальных «полюсов экономического роста» [5, с. 51].
Важнейшим экономическим условием для создания и нормального функционирования российских СЭЗ является приток в них инвестиций.
Причем представляется необходимым выделять инвестиции, во-первых, на этапе их проектирования, создания и «запуска» и, во-вторых, для дальнейшего наращивания предпринимательского потенциала, роста, диверсификации деятельности и т.д.
В целом же, как на первом, так и на втором этапах источники финансирования создания и поддержания деятельности СЭЗ складываются из различных составляющих: государственного, регионального или же муниципального бюджетов. Но значительные средства поступают от иностранных и отечественных инвесторов.
Именно инвесторы, в частности, зарубежные, по существу, создали основы для ускоренного развития СЭЗ в Китае. Как подчеркивают китайские экономисты, к началу 90-х годов в Шэньчжэне, Чжухае, Шаньтоу, Сямыне и Хайнане было утверждено более 5700 проектов с участием иностранного капитала. Заключенные соглашения предусматривают объем иностранных капиталовложений на сумму 9,4 млрд долл. США, что составляло одну четвертую часть всех иностранных инвестиций в Китае [7, с. 43].
Существенную роль иностранные инвестиции играют и в экономике Японии, где они в последние годы направлялись преимущественно на реализацию программы «Технополис». Так, согласно данным Минфина Японии, прямые иностранные инвестиции, объем которых возрастал на протяжении 70-х годов в среднем на 200 млн долл. ежегодно, в 1985 г. увеличился до 930 млн долл., достигнув максимально высокого уровня 4,3 млрд долл. в 2000 г. Под воздействием роста курса йены и в связи с крахом «экономики мыльного пузыря» объем иностранных инвестиций сократился до 4,1 млрд долл. в 1992 г., 3,1 млрд долл. в 1993 г., но вновь вырос до 4 млрд долл. в 1994 г., а в 1998 г. составил 4,1 млрд долл. [3, с. 39].
Однако для этого необходимо поднимать статус свободных экономических зон, а также инвестиционную привлекательность регионов, в которых эти зоны сложились. Пока же ситуация в таких районах не отличается благоприятствованием: Калининградская область, например, общую стратегию которой во многом определяет СЭЗ «Янтарь», находится только на 35 месте среди субъектов Российской Федерации по благоприятствованию инвестиционного климата [1, с. 63].
Для повышения инвестиционной активности в отношении российских СЭЗ необходима реализация механизмов обеспечения притока инвестиций. Так, на макроуровне к числу таковых можно отнести:
1. Аккумулирование сбережений и их трансформация в инвестиции через частные банки. Весьма существенную роль в этом способны сыграть финансово-промышленные группы.
2. Инвестиционная поддержка реализации приоритетных проектов в СЭЗ через государственные инвестиционные банки, функционирующие через институты развития.
3. Обеспечение инвестиционной активности по отношению к свободным экономическим зонам через развитие фондового рынка. Преимущество данного механизма - прямая связь между инвестором и объектом инвестирования в СЭЗ, которая обеспечивается самоорганизацией рынка ценных бумаг. С одной стороны, это минимизирует для инвестора трансакционные издержки, а с другой - возлагает на него весь риск инвестиционного решения.
Однако наряду с общими подходами к активизации инвестиционного процесса СЭЗ по стране в целом непременными являются меры по улучшению инвестиционного климата непосредственно в свободных зонах. К числу важнейших направлений повышения инвестиционной активности непосредственно в зонах и привлечения состоятельных инвесторов (в том числе зарубежных) относится использование финансовых инструментов фондового рынка, формирование системы страхования рисков, эффективной господдержки и др.
Для реализации указанных направлений весьма существенную роль должен сыграть механизм государственного регулирования инвестиционных процессов в СЭЗ.
Таким образом, проведенное изучение роли предпринимательского потенциала свободных экономических зон в стимулировании развития экономики их базирования и национального хозяйства в целом позволяет сделать ряд выводов.
Анализ системы современных СЭЗ дает основание для осуществления их типологии по ряду критериев, что позволяет в ходе дальнейшего исследования выявить особенности их инвестиционного климата, системы налогово-кредитных, таможенных и других льгот, основные черты их деятельности.
1. Финансово-хозяйственный механизм функционирования свободных экономических зон базируется на предоставлении им разнообразных преференций из инструментария экономической политики: налоговые льготы (на кредиты, на имущество, на контракты, на инвестиции и т.д.), освобождение от таможенных пошлин на импортируемое оборудование и технологии, предоставление разнообразных таможенных льгот, освобождение от налогов на доходы корпораций, налогов на акции и др., предоставление инвестиционных займов, субсидирование проектов, стимулирование занятости (кредитование под создание рабочих мест, обучение и переобучение и т.д.).
2. Особую роль свободные экономические зоны играют в развитии территорий их базирования. В разных странах для стимулирования предпринимательства, формирования мощного производственного и высококвалифицированного трудового потенциала, как правило, на депрессивных территориях создавались зоны свободного предпринимательства (США, Канада, Западная Европа), специальные экономические зоны (Китай), территории особого режима (Бразилия, Аргентина), особые экономические зоны (Россия). Эффективность создания таких зон выражается в восстановлении и модернизации промышленных производств на принципиально новой технической основе, массовом распространении инновационных технологий, создании значимого количества рабочих мест для жителей территорий, входящих в эту зону, повышении уровня жизни проживающего здесь населения, развитии кооперации с фирмами и структурами, расположенными в других районах страны, увеличении объема экспорта конкурентоспособной продукции, восстановлении имевшейся и создании новой производственной и социальной инфраструктуры, улучшении экологической ситуации и т.д. Все вышеперечисленное позволяет сделать вывод о весьма существенной роли предпринимательского потенциала СЭЗ, наряду с укреплением мирохозяйственных связей, в развитии территориальных ареалов национального хозяйства.
3. Имея в виду, что одна из центральных задач СЭЗ состоит в активизации предпринимательской инициативы и мобилизации внутренних и зарубежных инвестиционных ресурсов, необходима большая гибкость государственных органов в решении вопросов налогообложения, валютного и таможенного режима, системы оплаты труда, аренды земли и помещений. Речь идет о создании более дифференцированной налоговой системы и финансовых льгот с учетом региональной специфики и национальных приоритетов страны.
4. Для четкой организации управления и контроля каждой СЭЗ должна быть создана единая информационная сеть, на основе которой осуществлялся бы контроль за всеми видами деятельности каждой зоны (расходование бюджетных средств, вывоз стратегически важных сырьевых товаров, степень совершенства таможенного контроля, проверка деятельности вновь создаваемых предприятий и т.п.). Доступ к такой информации должны иметь аудиторские, таможенные, налоговые службы и комитеты по экономическим преступлениям на государственном, региональном и местном уровнях.
ЛИТЕРАТУРА
1. Верлин Е. Янтарная дыра // Эксперт. 2002. № 5. С. 63.
2. Глазьев С. Пути преодоления инвестиционного кризиса // Вопросы экономики. 2000. №
11. С. 17-10.
3. Иванов О. Государственная политика привлечения иностранного капитала в Японии // Внешняя торговля. 2000. № 4. С. 39.
Экономический вестник Ростовского государственного университета Ф 2008 Том 6 №2 Часть 2
Экономический вестник Ростовского государственного университета Ф 2008 Том 6 №2 Часть 2
4. Ивченко В. Развитие особой экономической зоны в Калининградской области. Калининград: Калининградский университет. - 2006. - С. 66.
5. Леонидов Б. Роль СЭЗ в привлечении иностранного капитала в Россию // Внешняя торговля. 2000. № 5-6. С. 51.
6. Семенов Г. Развитие особых экономических и оффшорных зон // Российский экономический журнал. - 2005. - № 11. - С. 36.
7. Сюй Цзы Це, Цай Жень Цюнь. Специальные экономические зоны Китая. Пер. с кит. Новосибирск: ВО Наука, Сибирская издательская фирма, 2003. С. 43.
СТАСЕВ М.А.
ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ КОНЦЕПЦИИ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
Российская Федерация находится в сложном историческом периоде трансформации социально-экономических отношений. Эта трансформация привела к серьезным кризисным явлениям в экономике страны. При переходе от одной модели хозяйствования к другой, отличающейся от предыдущей коренным образом, неизбежно возникновение кризисных явлений. Трансформация любой социальной системы всегда чревата возникновением кризиса, который при определенных условиях может поставить под угрозу ее существование. При трансформации экономической системы происходят качественные изменения и, следовательно, элементы экономической, политической и социальной систем теряют устойчивость, и связи между элементами нарушаются.
С самого начала преобразований в сфере экономики, политики, идеологии сложилась кризисная ситуация, заставляющая серьезно проанализировать возможности дальнейшего развития экономики. И действительно, сегодняшняя ситуация создает серьезную угрозу устойчивому функционированию социально-экономической системы. За время осуществления экономических реформ общий объем выпуска продукции промышленности в Российской Федерации сократился на 53% от уровня 1990 г., некоторые отрасли промышленности находятся в упадке. В машиностроении выпуск продукции сократился на 60%, электронной промышленности на 90%, спад производства в легкой промышленности составил более 80%. В этих условиях неизбежна постановка вопроса о безопасности данной социально-экономической системы.
И сразу же, принципиальным вопросом является то, что в научной литературе не выработано единого понятия экономической безопасности. Так, Л.И. Абалкин определяет экономическую безопасность как «совокупность условий и факторов, обеспечивающих независимость национальной экономики, ее стабильность и устойчивость, способность к постоянному обновлению и самосовершенствованию» [1, с. 5]. Е. Бухвальд, как «важнейшую качественную характеристику системы», В.А. Савин, как «систему защиты жизненно важный интересов», А. Илларионов как «сочетание политических, экономических и правовых условий». Все они в той или иной мере характеризуют исследуемую категорию, но по нашему мнению наиболее полно отражает суть экономической безопасности следующее определение - это устойчивое состояние национального хозяйства, обеспечивающее защищенность от внутренних и внешних воздействий, соблюдение экономических интересов, осуществление экономического суверенитета и увеличение экономической силы в условиях требований, налагаемых участием в системе международных экономических отношений.
Стержнем определения является термин «состояние». Очевидно, что экономическая безопасность связана с состоянием экономики не только данной конкретной страны, но и другой - той, с которой она вступает во взаимодействие. Поэтому в отношении экономической безопасности более точно следует утверждать, что она отражает баланс состояний экономик стран, вступивших во взаимодействие на мировом рынке. Иными словами, экономическая безопасность представляет собой соотношение своих и чужих сильных и слабых сторон. Такое