Научная статья на тему 'Особые экономические зоны как форма интеграции государства в систему международных экономических отношений'

Особые экономические зоны как форма интеграции государства в систему международных экономических отношений Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
3037
400
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Terra Economicus
WOS
Scopus
ВАК
RSCI
ESCI
Область наук

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Павлов П. В.

Для интенсификации развития экономики и проникновения на международные рынки, многие государства в мире пошли на создание на своей территории свободных экономических зон (СЭЗ). Цели, которые ставит перед собой государство, создавая свободные экономические зоны, неоднородны.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особые экономические зоны как форма интеграции государства в систему международных экономических отношений»

Экономический вестник Ростовского государственного университета Ф 2008 Том 6 №2 Часть 2

350 ТЕНДЕНЦИИ МИРОВОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

ПАВЛОВ П.В.

ОСОБЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ЗОНЫ КАК ФОРМА ИНТЕГРАЦИИ ГОСУДАРСТВА В СИСТЕМУ МЕЖДУНАРОДНЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ

Для интенсификации развития экономики и проникновения на международные рынки, многие государства в мире пошли на создание на своей территории свободных экономических зон (СЭЗ). Цели, которые ставит перед собой государство, создавая свободные экономические зоны, неоднородны. Одни государства пытаются решать с их помощью проблемы конкретных регионов, связанные с ликвидацией безработицы, низкого уровня социальноэкономического развития, защитой интересов как производителей, так и потребителей. В других странах свободные экономические зоны используются в общественных интересах в качестве интегрального экономического механизма, эффективного средства накопления и распространения передового зарубежного опыта хозяйствования и управления, повышения конкурентоспособности собственного производства. Кроме общих, глобальных, определяются и конкретные цели, относящиеся к одному или нескольким блокам: экономическому, социально-политическому, научно-техническому.

Создание СЭЗ - это всегда определенный риск, связанный с финансовыми вложениями в создание новой производственной и другой инфраструктуры, привнесением в конкретную национальную экономику инородных для нее способов производственно-сбытовой деятельности, использованием отличных от всей экономики методов финансирования деятельности субъектов СЭЗ. Однако, несмотря на высокую долю риска, для СЭЗ характерно развитие международного экономического сотрудничества практически во всех возможных формах, что дает импульс не только к развитию определенных видов производств в СЭЗ, но и к ликвидации неэффективных управленческих звеньев, технологических цепей и т.д. Это подразумевает последовательную, неуклонную оптимизацию экономического комплекса СЭЗ и его встраивание как в национальную, так и в мировую экономику.

При принятии решения о создании СЭЗ необходимо рассмотреть наиболее важные их черты: организационные формы хозяйственной деятельности, способы размещение производительных сил на территории страны, возможность производства и распределения добавленной стоимости, произведенной в СЭЗ, способность к диффузионному расширению и распространению границ СЭЗ на другие, связанные с ней хозяйственные сферы, отрасли, территории.

Кроме того, при создании СЭЗ необходимо учитывать временной фактор, опирающийся на теорию жизненного цикла СЭЗ, согласно которой весь проект создания СЭЗ может быть разделен на четыре основные стадии: предынвестиционный период, инвестиционный период, операционный период и период развития, каждая из которых имеет свои особенности и закономерности (рис. 1).

Классификацию существующих в мире СЭЗ можно проводить по различным основаниям (рис. 2). Однако мировой опыт функционирования СЭЗ позволяет сделать выводы, что в странах с различным уровнем экономического развития используются разные формы СЭЗ. Для стран с развитой экономикой (государства Западной Европы, США и Япония) характерны беспошлинные зоны свободной торговли в морских портах, свободные аэропорты, финансовобанковские центры, оффшорные зоны, технико-внедренческие зоны. В странах с переходной (бывшие страны СЭВ) и развивающейся экономикой (государства Азиатско-Тихоокеанского региона и Латинской Америки) большое развитие получил экспортно-производственный тип зон, поскольку наращивая экспорт, они могут решить стоящими перед ними задачи, а также получить свободно конвертируемую валюту необходимую им для развития мирохозяйственных связей и решения внутренних специальных экономических, технических, технологических и иных задач. Отчетливо выделяется азиатский тип СЭЗ, ярким представителем которого являются особые экономические районы и особые прибрежные города Китая.

Однозначно определить, какой тип зон является наиболее предпочтительным для того, или иного типа государственного управления, не представляется возможным в связи с множеством факторов, влияющих на данное решение. Но рекомендовать создание определенного типа СЭЗ для решения конкретного поставленного круга вопросов задача вполне реализуемая.

Интеграции национальных экономик в мировую способствуют все типы свободных экономических зон, однако каждый из них действует на определенном сегменте международного рынка. При этом следует понимать, что не существует идеальных, пригодных на все случаи моделей зон, применение которых автоматически гарантирует приток иностранных инвестиций, резкое ускорение экономического развития. На основе оценки потенциальных возможностей территории должен проводиться выбор конкретной модели зоны, формироваться инвестиционный режим, наиболее адекватный имеющимся условиям. Создание зон оправдано, если таким образом реализуются уже имеющиеся экономические преимущества тех или иных территорий: близость к центрам международного экономического обмена, научно-технический потенциал, сосредоточение больших масс трудовых ресурсов.

Так, торгово-складские зоны, в числе которых выделяются зоны внешней торговли, свободные таможенные и беспошлинные зоны, свободные склады выступают преимущественно как инфраструктурные узлы, специальные центры международной торговли и коммуникаций, участвуют в формировании международных логистических систем. В процессе трансграничного движения капиталов наиболее активное участие принимают сервисные и оффшорные центры. Внедрению экономики конкретных стран и регионов в общемировую систему на основе инновационных технологий содействуют экспортно-производственные и техниковнедренческие зоны. С развитием экономики государств помимо ранее существующих видов СЭЗ в них создавались СЭЗ более высокого поколения, а также происходило постепенное распространение их потенциала на другие сферы деятельности, приводящие к совмещению в зоне функций, присущих нескольким видам СЭЗ (табл. 1).

Изучение мирового опыта создания СЭЗ имеет важное значение для формирования эффективного института СЭЗ в России. Однако создание свободных экономических зон - это лишь один из элементов стратегии развития страны или определенного региона. Он имеет смысл только вместе с реализацией активной структурной и региональной политики, приложением усилий по развитию международных экономических отношений и созданию полюсов ускоренного роста за счет сотрудничества с международным сообществом.

Отсутствие в течение долгого времени в России единого законодательства и четкого правового регулирования СЭЗ, базирующегося на продуманной концепции их создания и развития, которая строилась бы на основе апробированных мировой практикой подходах, привело к тому, что процесс формирования СЭЗ в России изначально не достиг желаемых результатов. При создании и функционировании СЭЗ в России выявились следующие проблемы:

- отсутствие четкого понимания реальных целей и задач СЭЗ;

- огромность отводимых территорий для СЭЗ;

- массовая раздача льгот и привилегий зонам и лоббирование их интересов в правительстве РФ;

- стремление местных властей к суверенитету через создание СЭЗ (рис. 3).

Утрата государством руководящей роли в создании сложного экономического института свободных зон привела к тому, что разные виды СЭЗ создавались нормативными актами различной юридической силы (решения Совета Министров РСФСР, распоряжения Верховного Совета РСФСР, постановления Правительства РФ, указы Президента РФ, федеральные законы РФ). Несмотря на кажущееся многообразие видов СЭЗ, созданных в РФ, их деятельность не принесла ожидаемого эффекта. К основным из проблем, мешающих эффективному развитию СЭЗ в стране, относились следующие:

- существующие нормативные документы не обеспечивали достаточно благоприятных условий для создания и функционирования СЭЗ;

- имело место дублирование контролирующих функций различными ведомствами;

- в ряде случаев применялись излишне жесткие нормативные требования к проектированию, созданию и функционированию СЭЗ и др.

Экономический вестник Ростовского государственного университета Ф 2008 Том 6 №2 Часть 2

Экономический вестник Ростовского государственного университета Ф 2008 Том 6 №2 Часть 2

Маркетинговые

"'исследования

рынка

^Географические

исследования

Экономико-

финансовые

расчеты

проекта

Переговоры с органами власти об основных параметрах проекта

Техническая

проработка

инфраструктуры

Создание

конкретных

инфраструктурных

объектов

Рекламная кампания по привлечению инвесторов

Заключение ► инвестиционных соглашений

Определение "резидентов зоны

^ Размещение производств

Производство - и реализация продукции

Контроль соблюдения ^ требований законодательства о создании СЭЗ

Достижение

экономических

результатов

согласно

расчетам

предынвести-

ционного

периода

Рис. 1. Стадии развития СЭЗ.

зоны

Рис. 2. Классификация СЭЗ.

Таблица 1

Разновидности СЭЗ в соответствии с функциональным предназначением [1; 3; 4]

1. Торговые зоны 2. Промышленнопроизводственные (экспортнопроизводственные) зоны 3. Техниковнедренческие (научно-промышленные) парки 4. Сервисные (оффшорные) центры

1.1. Зоны свободной торговли 2.1. Экспортнопроизводственные зоны 3.1. Технологические зоны 4.1. Свободные банковские зоны

1.2. Зоны внешней торговли 3.2. Промышленные парки

1.3. Приграничные торговые зоны 2.2. Импортозамещающие зоны 3.3. Технопарки 4.2. Свободные страховые зоны

1.4. Магазины беспошлинной торговли 3.4. Технополисы 4.3. Рекреационнотуристические зоны

1.5. Свободные таможенные зоны и свободные склады 2.3. Экспортноимпортные зоны 3.5. Инновационные центры и другие виды зон 4.4. Оффшорные зоны

5. Комплексные СЭЗ 6. Международные СЭЗ

5.1. Зоны свободного предпринимательства (Западная Европа, Канада) 6.1. Зона свободной мировой торговли (ЕАСТ, НАФТА)

5.2. Особые экономические районы и Особые прибрежные города (Китай) 6.2. Таможенный союз (Арабский общий рынок, ЕврАзЭС)

5.3. Зоны обработки информации (Ямайка) 6.3. Общий рынок (МЕРКОСУР Андский общий рынок)

5.4. Особые экономические зоны (Россия) 6.4. Полный экономический союз (Бенилюкс, Евросоюз

Рис. 3. Схема создания СЭЗ в Российской Федерации.

Экономический вестник Ростовского государственного университета Ф 2008 Том 6 №2 Часть 2

Экономический вестник Ростовского государственного университета Ф 2008 Том 6 №2 Часть 2

Эти проблемы требовали решения организационных, нормативно-правовых, информационных и методических вопросов. Анализ сложившейся системы нормативно-правового и информационного обеспечения деятельности СЭЗ показал, что перспективы их создания и развития в российской экономике сегодня во многом зависят от формирования в сравнительно сжатые сроки эффективного специального законодательства, основой которого должен послужить Федеральный закон «Об особых экономических зонах» (ОЭЗ). Наличие этого закона создаст экономическую стабильность для деятельности инвесторов (резидентов зон) и обеспечит решение текущих и перспективных задач, стоящих перед российской экономикой.

В связи с этим, после долгих политических и экономических дискуссий в 2005 году был принят закон «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» [12] и открыт новый раздел в федеральном законодательстве - раздел об особых зонах. С момента вступления в силу Федерального закона от 22 июля 2005 г. «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации и Федеральным агентством по управлению особыми экономическими зонами было разработано более 27 нормативных правовых актов, направленных на реализацию положений закона и отбора претендентов на создание ОЭЗ.

Концепция ОЭЗ, заложенная в новом законе об ОЭЗ, разработана применительно к условиям РФ с учетом задач экономического роста на-циональной хозяйственной системы страны и предлагается в качестве пер-спективной модели развития отдельных российских территорий, обладаю-щих хорошими предпосылками для образования полюсов экономического роста. Создание ОЭЗ трех видов - технико-внедренческих, промышленно-производственных и туристско-рекреационных, позволит решать насущные задачи российской экономики:

- создание условий для развития инновационной инфраструктуры, обеспечивающей использование результатов научных исследований и разработок при ограниченном привлечении государственных средств;

- применение механизмов и стимулов развития инновационных организаций, работающих в области коммерциализации технологий;

- подготовка менеджеров для инновационной деятельности в научно-технической и промышленной сферах;

- привлечение в приоритетные отрасли экономики капитальных вложений;

- повышение конкурентоспособности продукции и технического уровня производства, замещения импортной продукции продукцией собственного производства;

- стимулирование научно-технических новаций, развитие социально значимых и экспортно-ориентированных производств;

- повышение эффективности промышленных организаций на основе новых технологий и освоения производства наукоемкой продукции;

- улучшение технической оснащенности организаций;

- расширение информационных услуг, разработка новых технологий производства продукции;

- повышение конкурентоспособности туристской и другой деятельности в сфере туризма;

- развитие деятельности по использованию природных лечебных ресурсов.

Для решения этих задач резиденты ОЭЗ получают от государства право на применение административного принципа «одного окна», а также широкий спектр налоговых и таможенных преференций, направленных на стимулирование ведения предпринимательской деятельности в этих территориальных образованиях (табл. 2 и 3) [12; 13].

Рассмотрение общесистемных характеристик особой экономической зоны позволяет идентифицировать ее как самостоятельный, но органически вписанный в экономическую систему элемент, миссией которого в этой общей системе является создание совокупности положительных экономичных и социальных эффектов, которые могут проявляться на любом уровне иерархии экономической системы.

Таблица 2

Налогообложение резидентов ОЭЗ

№ п/п Вид налога Особенности уплаты НК РФ

I. Федеральные налоги

1. НДС (Глава 21 НК РФ) При помещении товаров под таможенные режимы свободного склада или свободной таможенной зоны в целях последующего вывоза этих товаров (в том числе продуктов их переработки) в соответствии с таможенным режимом экспорта НДС не уплачивается. При реализации товаров, помещенных под таможенный режим свободной таможенной зоны, налогообложение производится по налоговой ставке 0 процентов при условии представления в налоговые органы следующих документов: контракт с резидентом особой экономической зоны, платежные документы об оплате товаров, копия свидетельства о регистрации лица в качестве резидента особой экономической зоны, таможенная декларация с отметками таможенного органа о выпуске товаров в соответствии с таможенным режимом свободной таможенной зоны. Ст. 151 Ст. 164

2. Акцизы (Глава 22 НК РФ) При помещении подакцизных товаров под таможенный режим свободной таможенной зоны акциз уплачивается в полном объеме. При помещении товаров под таможенный режим свободной таможенной зоны в целях последующего вывоза этих товаров в соответствии с таможенным режимом экспорта акциз не уплачивается или уплаченные суммы акциза возвращаются (засчитываются) налоговыми органами Российской Федерации Ст. 185

3. ЕСН (Глава 24 НК РФ) Для налогоплательщиков - организаций и индивидуальных предпринимателей, имеющих статус резидента технико-внедренческой особой экономической зоны и производящих выплаты физическим лицам, работающим на территории технико-внедренческой особой экономической зоны, применяются следующие ставки: - доход с начала года до 280000 руб. - 14,0%; - доход с начала года от 280001 руб. до 600000 руб. - 39200 рублей + 5,6 процента с суммы, превышающей 280000 рублей; - доход с начала года свыше 600000 руб. - 57120 рублей + 2,0 процента с суммы, превышающей 600000 рублей. Ст. 241

4. Налог на прибыль (Глава 25 НК РФ) Налогоплательщики - организации, имеющие статус резидента промышленно-производственной особой экономической зоны, вправе в отношении собственных основных средств к основной норме амортизации применять специальный коэффициент, но не выше 2. Расходы на научные исследования и опытно-конструкторские разработки (в том числе не давшие положительного результата), произведенные организациями, зарегистрированными и работающими на территориях особых экономических зон, признаются в том отчетном (налоговом) периоде, в котором они были осуществлены, в размере фактических затрат. Организации, имеющие статус резидента промышленно-производственной особой экономической зоны вправе осуществлять перенос убытка на будущее в течение десяти лет, следующих за тем налоговым периодом, в котором получен этот убыток. Организации вправе перенести на текущий налоговый период сумму полученного в предыдущем налоговом периоде убытка без ограничений. Ст. 259 Ст. 262 Ст. 283

II. Региональные налоги и сборы

5. Налог на имущество организаций (Глава 30 НК РФ) Организации в отношении имущества, учитываемого на балансе организации - резидента особой экономической зоны, освобождаются от налогообложения в течение 5 лет с момента постановки имущества на учет Ст. 381

III. Местные налоги

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6. Земельный налог (Глава 31 НК РФ) Организации - резиденты особой экономической зоны освобождаются от налогообложения сроком на 5 лет с момента возникновения права собственности на земельный участок, предоставленный резиденту ОЭЗ Ст. 395

Экономический вестник Ростовского государственного университета Ф 2008 Том 6 №2 Часть 2

Экономический вестник Ростовского государственного университета Ф 2008 Том 6 №2 Часть 2

Таблица 3

Таможенные преференции в ОЭЗ

Статус товаров Ввоз на территорию ОЭЗ Вывоз с территории ОЭЗ

на территорию РФ за пределы территории РФ

Иностранные товары Без уплаты таможенных пошлин и налога на добавленную стоимость, а также без применения к указанным товарам запретов и ограничений экономического характера Таможенными органами взимаются таможенные пошлины, НДС и акцизы по ставкам налогов, действующим на дату принятия таможенной декларации на вывоз товаров с территории особой экономической зоны. Ввозные таможенные пошлины и налоги не взимаются, а вывозные таможенные пошлины подлежат уплате в соответствии с таможенным режимом экспорта, за исключением иностранных товаров, ввезенных на территорию ОЭЗ с территории иностранного государства и вывозимых за пределы таможенной территории РФ в неизменном состоянии без учета изменения состояния товаров вследствие естественного износа или естественной убыли при нормальных условиях транспортировки и хранения.

Таможенными органами производится возврат ввозных таможенных пошлин и НДС, если освобождение от уплаты ввозных таможенных пошлин и налога на добавленную стоимость или их возврат предусмотрены при фактическом вывозе товаров с таможенной территории РФ. Ставки таможенных пошлин самостоятельно выбираются плательщиком либо из установленных для иностранного товара, ввезенного на территорию особой экономической зоны, либо, из установленных для товара, изготовленного на территории особой экономической зоны в результате совершения операций.

Российские товары С уплатой акциза и без уплаты вывозных таможенных пошлин Таможенными органами взимаются НДС и акцизы по ставкам налогов, действующим на дату принятия таможенной декларации таможенным органом на вывоз товаров с территории ОЭЗ. Ввозные таможенные пошлины и налоги не взимаются, а вывозные таможенные пошлины подлежат уплате в соответствии с таможенным режимом экспорта.

Особые экономические зоны действуют многообразно: на макро-, мезо-, микроуровнях. Так, на макроуровне они служат общему экономическому росту за счет более полного и эффективного использования факторных ресурсов, информации, технологий и т.д., а также играют роль интеграционного узла для российской экономики в мировой рынок. На мезоуров-не СЭЗ представляются весьма эффективным способом утверждения рыночных отношений в регионах России, результатом чего является постепенное, поэтапное распространение на их территории апробированных в свободных экономических зонах элементов рыночного механизма. На микроуровне ОЭЗ позволяют создавать конкурентоспособные предприятия, перенимать ведущий мировой опыт развития производства, создавать новые рабочие места, решать множество других социально-экономических вопросов. Повышение уровня благосостояния резидентов ОЭЗ (микроуровень иерархии экономической системы) изначально постепенно распространяется на уровень регионального развития (мезоуровень), а затем влияет и на экономические процессы во всей стране в целом (макроуровень).

Опыт применения ОЭЗ в Российской Федерации на примере Калининградской [10], Магаданской [11], Ростовской [5] и Ленинградской областей [6] показал, что они вносят существенный вклад в развитие регионов, создание стабильной базы существования и развития отношений во многих сферах деятельности. Широкомасштабное привлечение инвестиций в экономику российских регионов посредством создания ОЭЗ способствовало решению таких задач, как обновление технологической производственной базы, модернизация производства, освоение невостребованного научно-технического потенциала России, освоение передовых форм и методов организации производства, развитие транспортной и коммуникационной инфраструктуры, и др.

Однако существуют и проблемы организационно-правового характера, не позволяющие полноценно использовать все преимущества от использования механизмов льготного налогового, таможенного и валютного регулирования, применяемых в ОЭЗ. Такие проблемы в первую очередь связаны с отсутствием четкого правового инструментария прямого действия, позволяющего отслеживать развитие ОЭЗ на всех этапах ее существования.

Важное место в процессе совершенствования применения ОЭЗ в России занимают вопросы экономического характера, связанные с деятельностью резидентов ОЭЗ, эффективность функционирования которых напрямую отражает эффективность функционирования всей

ОЭЗ и ее последующий вклад в экономику отрасли, региона и всей страны. Для реализации эффективной стратегии развития ОЭЗ было проведено изучение институционально-экономического и финансового механизма ее реализации, выявлены отличительные черты и особенности ее деятельности, сформированы определенные условия, без которых невозможно нормальное функционирование ОЭЗ - разработаны механизмы совершенствования организационно-методических принципов деятельности предприятий-резидентов ОЭЗ, описывающие весь цикл их существования в этом институциональном статусе (табл. 4).

Одним из общих приоритетов, которые необходимо учитывать при создании ОЭЗ, является выбор направлений инвестиций. Очевидно, что они могут дать положительный результат только в том случае, если будут направлены на техническое перевооружение конкурентоспособных отраслей, а также будут вписываться в фундаментальные государственные программы экономических преобразований. Это заставляет по-новому подходить к выбору «точек роста» отечественной экономики.

Главной целью проведения отраслевой политики государства в настоящее время является диверсификация экономики и создание новых сфер достижения конкурентных преимуществ. Многие годы в нашей стране налоговые льготы на инвестиции предоставлялись без учета их содействия расширению возможностей национальной экономики. В экономической политике последних лет льготные механизмы стали предоставляться в зависимости от приоритетности тех или иных отраслей народного хозяйства.

Решение указанных задач предполагает концентрацию финансовых и материальных ресурсов на приоритетных направлениях развития науки и техники, оказание поддержки ведущим научным школам, ускоренное формирование научно-технического задела и национальной технологической базы, привлечение частного капитала, реализация программ развития территорий, обладающих высоким научно-техническим потенциалом, создание при поддержке государства инфраструктуры, обеспечивающей коммерциализацию результатов научно-исследовательских разработок.

Наиболее крупным сегментом наукоемкой высокотехнологичной индустрии, способным на равных конкурировать с экспортной продукцией развитых стран на мировых рынках, является ориентированная на внешние поставки часть машиностроительной отрасли России [8]. Предприятия этой отрасли имеют множество заводов-смежников как внутри отдельной страны, так и за рубежом. Проведенный анализ отечественных отраслей народного хозяйства показал, что наиболее внушительные по составу и объему производимой продукции в отрасли машиностроения выступают представители обрабатывающих производств - отрасли автомобилестроения и авиастроения (рис. 4). Развитие этих производств определяет повышение производительности труда и экономической эффективности всех отраслей хозяйства, отражает уровень научно-технического потенциала и обороноспособности любого государства. Предприятия, осуществляющие данные виды деятельности тесно связаны между собой и с производственными мощностями всех других отраслей хозяйства, создают продукцию, требующую решения сложных научно-технических задач, применяя механизмы ОЭЗ могут стать «точками экономического роста» в возрождении отечественной промышленности.

В связи с тем, что в настоящее время в авиационной промышленности происходит постоянное снижение парка отечественных воздушных судов [2], а интернационализация мирового автомобилестроения привела к тому, что на предприятиях шести крупнейших автомобильных компаний мира на своей территории и за рубежом создается свыше 60% всех производимых автомобилей мира [9] (табл. 5 и 6), проведение активной государственной политики в области развития авиа- и автомобилестроения невозможно осуществить без применения механизмов таможенно-тарифного регулирования. Использование методов и механизмов таможенно-тарифного регулирования должно осуществляться с учетом обеспечения защиты отечественных товаропроизводителей, необходимой для реализации инвестиционных программ предприятий авиационной и автомобильной промышленности и насыщения отечественного рынка. В связи с этим одним из реальных инструментов получения привлекательных условий для организации производства автотранспортных средств, воздушных судов, их компонентов и использования дифференцированной таможенно-тарифной политики на сегодняшний день является создание особых экономических зон.

Экономический вестник Ростовского государственного университета Ф 2008 Том 6 №2 Часть 2

Экономический вестник Ростовского государственного университета Ф 2008 Том 6 №2 Часть 2

Таблица 4

Показатели финансового состояния резидента ОЭЗ [7]

Показатель Метод расчета Интерпретационный смысл

Показатели финансовой устойчивости резидента ОЭЗ

1. Наличие собственных оборотных средств (Собственный капитал) минус (Внеоборотные активы) Характеризует чистый оборотный капитал. Его увеличение по сравнению с предыдущим периодом свидетельствует о дальнейшем развитии деятельности

2. Коэффициент обеспеченности собственными средствами Собственные средства Текущие активы Характеризует степень обеспеченности собственными оборотными средствами, необходимую для его финансовой устойчивости. По российским нормативам должен принимать значение больше 0,1

3. Коэффициент маневренности собственного капитала Собственные средства Собственный капитал Оптимальное значение - 0,5. Показывает, насколько мобильны собственные источники средств с финансовой точки зрения: чем больше, тем лучше финансовое состояние

4. Коэффициент автономии Собственный капитал БАЛАНС Коэффициент означает, что все обязательства могут быть покрыты собственными средствами. Рост коэффициента означает рост финансовой независимости. Резидент с удельным весом собственного капитала в его общей величине в размере 50% и более считается независимым в финансовом отношении

Показатели ликвидности резидента ОЭЗ

5. Коэффициент текущей ликвидности Текущие активы Краткосрочные обяз-ва Коэффициент покрытия измеряет общую ликвидность и показывает, в какой мере текущие кредиторские обязательства обеспечиваются текущими активами, то есть сколько денежных единиц текущих активов приходится на 1 денежную единицу текущих обязательств. Если соотношение меньше чем 1:1, то текущие обязательства превышают текущие активы. В российской практике для оценки платежеспособности и удовлетворительной структуры баланса установлен норматив этого показателя, равный 2

Показатели деловой активности резидента ОЭЗ

6. Коэффициент общей оборачиваемости капитала Выручка от реализации БАЛАНС Коэффициент оборачиваемости капитала отражает скорость оборота (в количестве оборотов за период) всего капитала. Рост данного коэффициента означает ускорение кругооборота средств или инфляционный рост цен

7. Коэффициент оборачиваемости оборотного капитала Выручка от реализации Оборотные активы Показывает количество оборотов, совершаемых оборотным капиталом за определенный период времени

8. Длительность одного оборота оборотного капитала Оборотные активы х Т Выручка от реализации Ускорение оборачиваемости капитала способствует сокращению потребности в оборотном капитале, приросту объемов продукции и, следовательно, увеличению получаемой прибыли. В результате улучшается финансовое положение, укрепляется его платежеспособность. Замедление оборачиваемости требует привлечения дополнительных средств для продолжения хозяйственной деятельности Т - период времени

Показатели финансовых результатов деятельности резидента ОЭЗ

9. Коэффициент валовой прибыли Выручка - с/стоимость Выручка от реализации Определяет средний процент превышения выручки от реализации товаров и услуг над их себестоимостью. Нормальный уровень колеблется в районе 10-25%

10. Коэффициент рентабельности активов Чистая прибыль БАЛАНС Показывает, какую прибыль получает резидент с каждого рубля, вложенного в активы

11. Коэффициент рентабельности собственного капитала Чистая прибыль Собственный капитал Отражает долю прибыли в собственном капитале

12. Коэффициент рентабельности объема продаж Прибыль от продажи Выручка от реализации Показывает размер прибыли на рубль реализованной продукции

Формирование

технологической

базы

промышленности, транспорта, сельского хозяйства, других отраслей

Удовлетворение потребностей экономики и населения

Разработка

«прорывных»

продуктов

Создание и наращивание экспортного потенциала страны

Обеспечение современным технологическим оборудованием, товарами народного потребления, продуктами питания, промышленными товарами

ОБРАБАТЫВАЮЩИЕ ПРОИЗВОДСТВА

(Раздел D ОКВЭД)

Производство пищевых продуктов (Подраздел DA) Текстильное и швейное производство (Подраздел DB) Производство кожи, изделий из кожи и производство обуви (Подраздел DC) Обработка древесины и производство изделий из дерева (Подраздел DD)

Издательская и полиграфическая деятельность (Подраздел DE) Производство нефтепродуктов и ядерных материалов (Подраздел DF) Химическое производство (Подраздел DG) Производство резиновых и пластмассовых изделий (Подраздел DH)

Производство прочих неметаллических минеральных продуктов (Подраздел DI)

Металлургическое производство и производство готовых металлических изделий (Подраздел DJ)

Производство машин и оборудования (Подраздел DK)

Производство электрооборудования, электронного и оптического оборудования (Подраздел DL)

Производство транспортных средств и оборудования (Подраздел DM)

34. Производство автомобилей, прицепов и полуприцепов

Прочие производства (Подраздел DN)

55. Производство судов, летательных и космических аппаратов и прочих транспортныгх средств

Фундаментальная и прикладная наука, открытия и изобретения, новые технологии, использование технологического «задела» прошлых лет

Рис. 4. Место обрабатывающих производств в обеспечении экономического роста России.

Экономический вестник Ростовского государственного университета Ф 2008 Том 6 №2 Часть 2

Экономический вестник Ростовского государственного университета Ф 2008 Том 6 №2 Часть 2

Таблица 5

Списание воздушных судов (ВС) гражданской авиации России

Тип воздушных судов Списание ВС по годам, штук Наличие ВС на конец периода

1999 2000 2001 2002 2003 2004 2005 Итого до 2005

Магистральные самолеты 76 64 77 77 72 75 77 518 623

Самолеты малой дальности 276 298 282 279 278 275 271 1959 1751

Итого самолетов 352 362 359 356 350 350 348 2477 2374

Таблица 6

Выпуск автотранспортных средств (АТС) ведущими автомобильными компаниями мира, 2002 год

Компания, страна Выпуск АТС, тыс. ед. Марки выпускаемых автомобилей

базирования материнской ТНК Всего Легко-вые АТС

Дженерал Моторс, США 8868 5362 Шевроле, Бьюик, Кадилак, Сатурн, Олдсмо-биль, Джи-Эм-Си, Понтиак, Опель, Воксхол, Сааб, Холден, Субару

Форд Мотор, США 7715 4412 Форд, Меркюри, Линкольн, Вольво (легковое отделение), Лэнд Ровер, Ягуар, Астон Мартин, Мазда

Тойота, Япония 6626 5555 Тойота, Лексус, Дайхатсу, Хино

Фольксваген, ФРГ 5017 4829 Фольксваген, Ауди, Сеат, Шкода, Ролс-Ройс, Бентли, Ламборгини

Даймлер-Крайслер, ФРГ/США 4456 1999 Мерседес-Бенц, Крайслер, Смарт, Додж, Джип

ПСА, Франция 3262 2894 Пежо, Ситроен

Хонда, Япония 2988 2931 Хонда, Акура

Ниссан, Япония 2719 2165 Ниссан, Инфинити

Хёндэ/Киа, Япония 2642 2185 Хёндэ, Киа

Рено, Франция 2329 2050 Рено, Самсунг и др.

Итого: 46 662 34 382

Мир, всего 58 940 41 800

Использование льготных механизмов, предлагаемых при создании особых (свободных) экономических зон, в автомобильной промышленности подтверждает положительный опыт США (зоны внешней торговли), Бразилии (зона «Манаус»), Мексики (предприятия «макиладорас»), Южной Кореи, а в авиационной промышленности - беспрецедентные объемы субсидирования американскими и европейскими властями авиастроительных компаний «Боинг» и «Эйрбас Индастри».

Наглядным примером создания высокорентабельного производства в автомобильной отрасли России путем применения режима ОЭЗ стали предприятия ООО «ТагАЗ» [5] и ЗАО «Форд Мотор Компани» [6], впервые использовавшие особенности правового регулирования, предоставленные режимом свободного склада производственного типа. Данные предприятия получали определенный пакет льгот как при ввозе товаров на их территорию, так и при вывозе произведенной из этих товаров продукции. Положительный бюджетный и налоговый эффекты функционирования данных предприятий доказали эффективность применения режима ОЭЗ в отечественной практике, что позволило получить этим резидентам ОЭЗ прочный задел конкурентоспособности в автомобильной отрасли. Однако долгое отсутствие полноценной законодательной базы по функционированию свободных складов в РФ привело к возникновению ряда проблем при их использовании в отечественной практике. Кроме того,

возникла необходимость в развитии ОЭЗ в авиационной отрасли промышленности и создании специального законодательства в данной области, позволяющего выйти на новый виток производства современной продукции и создать конкурентоспособный задел для экономики всей страны в целом.

Совершенствование инвестиционного законодательства позволит создать интегрированную в мировую экономику конкурентоспособную авиационную и автомобильную промышленность, как основные отрасли машиностроительного комплекса России, обеспечить удовлетворение платежеспособного спроса на новую технику, повысить экспортный потенциал отечественного машиностроения, оказать позитивное влияние на рост налоговых поступлений в консолидированный бюджет и отчислений во внебюджетные фонды.

Применение в настоящее время льготных механизмов, предоставляемых режимом ОЭЗ, позволит еще в большей степени использовать преимущества межстрановой кооперации и интеграции, что будет способствовать снижению транзакционных издержек, удешевлению стоимости конечной продукции, повысит конкурентоспособность национальных отраслей промышленности и позволит внедрить в отечественное производство последние технические достижения мирового уровня. Предложенные меры по совершенствованию таможенного и налогового законодательства, их адаптации к международным нормам, установление транспарентных и общепринятых условий ведения бизнеса в ОЭЗ, будут способствовать росту инвестиционной привлекательности зоны, откроют новые возможности для более полной ее интеграции в региональную, национальную и мировую экономику.

Все это предопределило выработку предложений по совершенствованию особенностей регулирования этого льготного режима, в связи с принятием Правительством РФ решения о необходимости его дальнейшего использования путем создания ОЭЗ промышленно-производственного, технико-внедренческого и туристко-рекреационного типов.

Разработка научно-методического обеспечения отбора претендентов на создание ОЭЗ, правил применения механизма таможенных и налоговых льгот на предприятиях-резиден-тах ОЭЗ, выявление резервов повышения эффективности их функционирования, позволит более обоснованно принимать решения о целесообразности создания ОЭЗ, присвоения и лишения статуса резидента ОЭЗ, повысит достоверность и полноту контроля соблюдения требований законодательства на территории ОЭЗ, упорядочит процедуру проведения такого контроля, создаст благоприятные предпосылки для развития отечественных отраслей народного хозяйства путем привлечения инвестиций и открытия новых конкурентоспособных производств. Реально работающие предприятия-резиденты ОЭЗ используя эффект увлечения смогут заставить работать другие субъекты хозяйственной деятельности смежных отраслей и тем самым повлиять на улучшение социально-экономической ситуации в регионе и всей стране в целом.

Проведенная апробация предложенных нововведений на действующих предприятиях-резидентах ОЭЗ путем разработки и внедрения технологий таможенного оформления и таможенного контроля, комплекса методик контроля соблюдения условий таможенных режимов «Свободная таможенная зона» и «Свободный склад», позволили использовать их авиационными и автомобилестроительными компаниями (ОАО «ТАНТК им. Г.М. Бериева», ОАО «Корпорация «ИРКУТ», ООО «ТагАЗ») в своей деятельности и повысить их эффективность при работе по внешнеэкономическим контрактам, что явилось наглядным фактором включения национальной экономики в глобализирующееся мировое хозяйство.

Возможно, что только незамедлительное внедрение всех вышеперечисленных предложений позволит получить отечественной промышленности положительный результат - отвоевать прежние позиции на внутреннем рынке, а также повысить конкурентоспособность отечественной продукции на международном товарном рынке.

Благодаря совершенствованию процесса законодательного регулирования ОЭЗ, мощной системе налоговых и таможенных льгот и преференций, курс на организацию особых экономических зон в России может способствовать решению ряда приоритетных для страны проблем в области стабилизации и подъема экономики, улучшения инвестиционного климата, возрождения регионов, развития внешнеэкономической деятельности и углубления международных контактов.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Экономический вестник Ростовского государственного университета Ф 2008 Том 6 №2 Часть 2

Экономический вестник Ростовского государственного университета Ф 2008 Том 6 №2 Часть 2

ЛИТЕРАТУРА

1. Авдокушин Е.Ф. Международные экономические отношения: Учебное пособие. М.: Информационно-внедренческий центр «Маркетинг», 2000, Гл. 6.

2. БендиковМ.А., Фролов Э.И. К проблеме выбора стратегии развития авиационной промышленности // Менеджмент в России и за рубежом, 2003, № 3, с. 10.

3. Международные экономические отношения: Учебник для вузов / Под. ред. проф. В.Е. Ры-балкина. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003, Гл. 3.

4. Международные экономические отношения: Учебник / Под. ред. Б.М. Смитиенко. - М.: Инфра-М, 2005, Гл. 6.

5. Отчет о реализации инвестиционного проекта «Создание и развитие производственных мощностей Таганрогского автомобильного завода на базе незадействованных объектов Таганрогского комбайнового завода» за 1999 г.

6. Отчеты за 2003/2004 гг. и за 2004/2005 гг. о деятельности свободного склада ЗАО «Форд Мотор Компании» с особенностями правового регулирования таможенного режима.

7. Павлов П.В. Свободные экономические зоны в развитии национальной экономики. Монография под науч. ред. проф. А.Ю. Архипова - Таганрог: Изд-во ТИУиЭ, 2005.

8. Постановление Госкомстата России от 6 ноября 2001 года № 454-ст «О принятии и введении в действие ОКВЭД».

9. Родионова И.А. Мировая экономика: Учебное пособие. - СПб.: Питер, 2005. С. 363-364.

10. Федеральный закон от 22.01.96 № 13-ФЗ «Об Особой экономической зоне в Калининградской области». Утратил силу в связи с вступлением в силу Федерального закона РФ от 10 января 2006 года № 16-ФЗ «Об особой экономической зоне в Калининградской области и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации»

11. Федеральный закон от 31.05.99 № 104-ФЗ «Об Особой экономической зоне в Магаданской области».

12. Федеральный закон от 22 июля 2005 г. № 116-ФЗ «Об особых экономических зонах в РФ».

13. Федеральный закон Российской Федерации № 117-ФЗ от 22 июля 2005 года «О внесении изменений в некоторые законодательные акты в связи с принятием Федерального закона «Об особых экономических зонах в Российской Федерации».

ОЛЕЙНИКОВ А.И.

РЕГИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА И ГЛОБАЛИЗАЦИЯ

В экономической жизни общества нередко складываются ситуации, когда практика опережает теорию, которой затем приходится преодолевать сложившееся отставание. Рассматриваемая в данной работе проблема характеризует именно такую ситуацию. Действительно, в современной экономике глобализация приобретает статус ведущей тенденции региональной экономической динамики, посредством которой возможно обеспечить ускоренную интеграцию региональной экономики в систему мирохозяйственных связей. Однако это ещё не обеспечило ей повышенного внимания со стороны региональной экономической науки.

Не меньшую актуальность специальному исследованию глобализационного контекста региональной динамики придаёт положительное влияние процесса глобализации на решение основной социально-экономической проблемы - территориальное неравенство в доходах в различных экономических районах страны. Более того, по объективному экономическому содержанию глобализация представляет позитивный процесс именно потому, что выступает эффективным инструментом, преодолевающим существенную долю межрегионального неравенства, причем с течением времени значимость этой функции глобализации возрастает. Не случайно заработная плата воспринимается как «справедливая» в периферийных регионах в зависимости от степени её разрыва с уровнем заработной платы, сложившейся в основных региональных центрах страны. Обычно же в периферийных регионах невысокий уровень за-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.