Научная статья на тему 'ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ И ВОЗМОЖНОСТИ ЕГО АКТИВИЗАЦИИ У СТУДЕНТОВ УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЕ ВУЗА'

ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ И ВОЗМОЖНОСТИ ЕГО АКТИВИЗАЦИИ У СТУДЕНТОВ УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЕ ВУЗА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
82
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ / ЛИЧНОСТНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ / ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКИЕ КОМПЕТЕНЦИИ / ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ВАЖНЫЕ КАЧЕСТВА / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ВУЗА / ENTREPRENEURIAL POTENTIAL / PERSONAL POTENTIAL / ENTREPRENEURIAL COMPETENCE / PROFESSIONALLY IMPORTANT QUALITIES / EDUCATIONAL PROGRAM OF THE UNIVERSITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Хохолева Е.А.

Основной целью современной стратегии профессионального образования является формирование компетентного специалиста, конкурентоспособного и готового к потенциальному развитию и самореализации в обществе. Предпринимательский потенциал является совокупностью различных способностей (актуализированных и резервных), знаний, умений человека, он дает возможность адекватно взаимодействовать с постоянно изменяющейся организационно-экономической средой. В статье раскрывается сущность предпринимательского потенциала, анализируются его составляющие элементы, представлена структура. Обозначены пути формирования профессионально-важных качеств и компетенций для развития предпринимательского потенциала у студенческой молодежи в рамках совершенствования образовательных программ и процесса обучения в вузе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Хохолева Е.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ENTREPRENEURIAL POTENTIAL AND OPPORTUNITIES FOR ITS ACTIVIZATION BY STUDENTS OF HR-MANAGERS IN THE EDUCATIONAL PROGRAM OF THE UNIVERSITY

The main goal of the modern strategy of professional education is the formation of a competent specialist, competitive and ready for potential development and self-realization in society. Entrepreneurial potential is a set of diff erent abilities (updated and reserve), knowledge, skills and abilities of a person, allowing to adequately interact with the ever-changing organizational and economic environment. The article reveals the essence of entrepreneurial potential, analyzes its constituent elements, presents the structure. Ways of formation of professionally important qualities and competences for development of entrepreneurial potential of students within improvement of educational programs and educational process at University are indicated.

Текст научной работы на тему «ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ И ВОЗМОЖНОСТИ ЕГО АКТИВИЗАЦИИ У СТУДЕНТОВ УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЕ ВУЗА»

предпринимательский потенциал и возможности его активизации у студентов управления персоналом в образовательной программе вуза

entrepreneurial potential and opportunities for its activization by students of hr-managers in the educational program of the university

ОДОБРЕНО 06.05.19 ОПУБЛИКОВАНО 31.10.19 УДК 65 DOI 10.12737/article_5dcbcc8b7bccc6.67525313

ХОХОЛЕВА Е.А.

Ст. преподаватель кафедры управления персоналом и психологии

ФГАОУ ВО «Уральский федеральный университет им. первого Президента России Б.Н. Ельцина», г. Екатеринбург

KHOKHOLEVA E.A.

Senior Lecturer, Department of Human Resources Management and Psychology, Ural Federal University named after the first President of Russia B.N. Yeltsin, Ekaterinburg

e-mail: e.a.hoholeva@urfu.ru

ПОЛУЧЕНО 31.03.19

Аннотация

Основной целью современной стратегии профессионального образования является формирование компетентного специалиста, конкурентоспособного и готового к потенциальному развитию и самореализации в обществе. Предпринимательский потенциал является совокупностью различных способностей (актуализированных и резервных), знаний, умений человека, он дает возможность адекватно взаимодействовать с постоянно изменяющейся организационно-экономической средой.

В статье раскрывается сущность предпринимательского потенциала, анализируются его составляющие, представлена структура. Обозначены пути формирования профессионально-важных качеств и компетенций для развития предпринимательского потенциала у студенческой молодежи в рамках совершенствования образовательных программ и процесса обучения в вузе.

Ключевые слова: предпринимательский потенциал, личностный потенциал, предпринимательские компетенции, профессионально-важные качества, образовательная программа вуза.

Abstract

The main goal of the modern strategy of professional education is the formation of a competent specialist, competitive and ready for potential development and self-realization in society. Entrepreneurial potential is a set of different abilities (updated and reserve), knowledge, skills and abilities of a person, allowing to adequately interact with the ever-changing organizational and economic environment.

The article reveals the essence of entrepreneurial potential, analyzes its constituent elements, presents the structure. Ways of formation of professionally important qualities and competences for development of entrepreneurial potential of students within improvement of educational programs and educational process at University are indicated.

Keywords: entrepreneurial potential, personal potential, entrepreneurial competence, professionally important qualities, educational program of the university.

Формирование высокого уровня профессиональной компетентности выпускников, способных эффективно заниматься профессиональной деятельностью, становится важнейшей задачей вуза в современных реалиях.

Новым поколением Федеральных государственных образовательных стандартов заявлено, что результаты образования должны оцениваться, исходя из уровня достигнутых студентом компетенций [14]. При этом компетенция «определяется как способность (готовность) к профессиональной деятельности с максимальным применением знаний, умений и навыков, а также развитием деловых качеств личности. Формирование определенных компетенций лежит в основе приобретения выпускником компетентности в избранной профессиональной области деятельности» [7].

В ситуации перманентных изменений условий труда важнейшим компонентом профессиональной компетентности становится наличие у специалистов личностного потенциала, в частности — предпринимательского. В науке понятие личностного потенциала чаще всего употребляется в связи с понятием «ресурс» (иногда — «капитал»), при этом имеются в виду интеллектуальные, личностные, нравственные, духовные и другие ресурсы. Исследователи (В.Н. Ко-сырев, Е.Ф. Зеер, В.И. Носков, А.М. Павлова, Т.П. Скрип-

кина) склонны рассматривать личностный потенциал как структуру, составляющие которой образуют два взаимодействующих фактора [7].

Во-первых, это знания, умения, навыки, способности, физические и интеллектуальные потенции, которые характеризуют уровень актуального развития индивида. Таким образом формируются психофизиологический и квалификационный компоненты.

Во-вторых, это общая направленность личности, которая базируется на системе ценностей и представлений индивида о самом себе и окружающем мире.

Категория «предпринимательский потенциал», представляющая собой часть личностного потенциала, сегодня является наиболее адекватной реалиям внешней среды. По мнению Е.Е. Колчановой, «предпринимательский потенциал — это интегральная характеристика уровня развития единства актуализированных и резервных качеств и способностей работников (физиологических, психологических, интеллектуальных, адаптивных, коммуникативных, социальных, креативных)» [8].

Предпринимательский потенциал складывается в условиях высокого риска и относительной экономической свободы. Факторами его формирования являются воспитание, обучение, механизмы социализации и адаптации. В итоге,

обобщенный жизненный опыт и способности персонала влияют на эффективность использования информации, генерирование идей и выработку новых знаний в соответствии со стратегическими задачами организации.

«При этом предпринимательский потенциал изменяется не экстенсивным, а интенсивным путем с приобретением нового качества, расширяющего и углубляющего созидательные возможности человека» [8].

Молодежь, как наиболее активная часть общества, склонная к инновациям и реализации новых оригинальных идей, обладает высоким предпринимательским потенциалом. Это проявляется, в частности, в популярности у молодежи намерений открыть свое дело и в положительной оценке собственной способности быть предпринимателем.

Вместе с тем сейчас предпринимательский потенциал молодежи в России задействован недостаточно [2]. С одной стороны, это происходит в силу того, что молодежь не обладает необходимыми знаниями и навыками в области предпринимательства и выбирает пассивную позицию, опасаясь трудностей, связанных с организацией своего дела. С другой стороны, образовательные учреждения, в которых молодые люди проходят обучение, особенно вузы, не всегда в должной степени ориентируют свою образовательную программу на решение задачи развития у молодежи предпринимательских качеств.

Вопрос о возможности влияния образовательных программ на развитие предпринимательского потенциала молодежи является дискуссионным. Так, упрощенный подход к определению предпринимательства связывает эту деятельность главным образом с созданием новой компании и управлением ею в целях получения прибыли. Согласно другому подходу, берущему начало от работ Й. Шумпетера, сутью предпринимательства являются инновации, лидерство, креативность и склонность к изменениям. В такой трактовке больше внимания уделяется не появлению нового бизнеса как такового, а поведенческим характеристикам предпринимателя, его инициативности, самостоятельности, готовности рисковать. Причем данные поведенческие характеристики могут проявляться не только у собственника новой компании в сфере малого бизнеса, но и у наемного работника в уже существующей крупной компании или в некоммерческой организации.

Роль образовательных программ в развитии предпринимательства может быть определена в зависимости от представлений о том, в какой степени внешняя среда может влиять на формирование предпринимательского потенциала личности. С одной стороны, можно утверждать, что предпринимательские способности человека являются врожденными, ими обладают люди определенного психологического склада, и обучить предпринимательству невозможно. Тогда роль системы образования в развитии предпринимательства может заключаться в выявлении таких людей и наделении их прикладными управленческими методиками, а также базовыми знаниями в области экономики, права и ряда других дисциплин, необходимыми предпринимателю.

С другой стороны, если понимать под предпринимательством набор поведенческих качеств, таких как инициативность, самостоятельность, ответственность, трудолюбие, то задача образовательных учреждений с точки зрения развития предпринимательского потенциала молодежи может быть сведена к формированию этих качеств у студентов.

Потенциал является основной внутренней составляющей личности человека, характеризующий ее выбор тактики действий и проявление устойчивой избирательности.

Таким образом, актуальное значение предпринимательского потенциала обусловлено возможностью применять предпринимательские способности в разных сферах эконо-

мики. Через предпринимательский потенциал возникает способность оказывать влияние на всю экономическую систему (от микро- до макроуровней).

СТРУКТУРА ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОГО ПОТЕНЦИАЛА

При анализе потенциала личности выделяют три подхода: 1) аддитивный (обобщение различных проявлений), 2) системный, 3) профессионально-деятельностный.

«Первый из них основан на неструктурированном обобщении различных проявлений потенциального. На его основе в потенциал личности включают следующие составляющие: природные особенности индивида, сложные способности, силу личности, работоспособность, активность и интенсивность направленности» [9].

«Согласно второму подходу потенциал личности обладает свойствами системного качества, что позволяет осуществлять его изучение с опорой на системные модели. Наличие иерархической системы потенциалов человека является основной идеей при изучении потенциального. Так, В.Н. Марков выделяет три основных вида потенциала: биологический, психический и личностный» [10].

«Третий подход базируется на рассмотрении потенциальных возможностей человека в сфере профессиональной деятельности. Согласно данному подходу, именно специфика сложной профессиональной деятельности является своеобразным системообразующим фактором, не только направляющим развитие личностных качеств до уровня профессионально важных, но и интегрирующим различные потенциалы личности в единое целое. Направленность на успех в профессиональной деятельности определяет развитие сложных способностей, черт характера, необходимых для профессиональной деятельности, различных характеристик интеллекта, личностных смыслов и отношений. Поэтому в научных исследованиях часто можно встретить такие понятия, как управленческий потенциал, организаторский потенциал, предпринимательский потенциал и пр. (Л.Б. Уманский, В.Г. Зазыкин, Л.Д. Кудряшова и др.)» [8].

Анализ этих подходов доказывает, что между ними нет принципиальных противоречий, они взаимодополняют друг друга.

С точки зрения «профессионального» подхода к изучению потенциальных возможностей личности предпринимательский потенциал можно представить как системообразующий и интегрирующий несколько видов потенциала: «управленческий, личностно-характерологический, лидерский и творческий» [8].

«Оценка управленческого потенциала осуществлялась с помощью функциональной комбинации двух критериев — готовности к обучению и готовности к практической деятельности. Готовность к практической деятельности является кумулятивным критерием, отражающим уже реализованный потенциал в конкретных профессиональных и личностных достижениях. Данный критерий является интегральным, в нем не раскрыта внутренняя структура и психологическое содержание, что снижает уровень объяснительных возможностей, поэтому целенаправленное раскрытие управленческого потенциала с опорой на данный критерий представляется проблематичным» [4].

«Лица с высоким значением управленческого потенциала отличаются стабильностью, низкой тревожностью, оптимистичным настроем, раскрепощенностью, раскованностью в эмоциональном реагировании. Слабо выражена эмоциональная чувствительность: они скорее «толстокожи», что помогает работать в стрессовых ситуациях, не преувеличи-

вать значимость отрицательных факторов. У них высокая самооценка, уверенность в собственных силах. Многие акцентуации умеренно выражены, кроме маниакальности, демонстративности и параноидальности. В то же время, если же они повышены, то, как правило, контролируются» [4].

«Структура лидерского потенциала включает следующие качества: сила личности, организаторский потенциал, способность оказывать влияние на людей, уверенность в себе, экстравертированность, коммуникабельность, интеллектуальные способности (особенно интуицию), гибкость, пластичность, активность, целеустремленность, упорство» [2].

Лидерский потенциал содержит восполняемые ресурсные характеристики личности, которые способны не только к воспроизводству, но и к развитию.

В свою очередь, каждый из названных видов имеет свои параметры. Логично предположить, что предпринимательский потенциал, являясь композицией этих разновидностей потенциала, включает также и компоненты управленческого, лидерского и творческого потенциалов. Вероятно, такая композиция может образовывать новые структурные составляющие и связи, но в первом приближении предпринимательский потенциал можно рассматривать как содержащий структурные элементы данных потенциалов» [9].

Психофизиологический компонент предпринимательского потенциала персонала включает психологическую предрасположенность и физиологические возможности к предпринимательской деятельности, такие как работоспособность, здоровье и здоровый образ жизни, трудолюбие, семейное благополучие, оптимизм, удовлетворенность результатами работы, сила воли, упорство, стрессоустойчи-вость и эмоциональная устойчивость, мобилизационные, организаторские способности, личная организованность, коммуникабельность (коммуникативность).

Квалификационный компонент предпринимательского потенциала состоит из следующих элементов: профессиональная компетентность, опыт индивидуального предпринимательства и руководства в условиях различных форм собственности, знания по основной сфере работы, самостоятельность решений и действий, умение воплощать идеи на практике, стратегическое мышление, умение принимать решения, гибкость (адаптивность), общий интеллект и наличие интеллектуальной собственности, креативность.

Ценностно-мотивационный компонент предприниматель -ского потенциала включает предприимчивость, стремление к лидерству, рискованность, способность к инновациям, ориентированность на результат, стремление быть информированным, стремление к самореализации, самоутверждению, целеустремленность, стремление к развитию, нравственные качества и этичность поведения [1].

Воспроизводство и рост предпринимательского потенциала, как и степень соответствующей ему эффективности труда, зависит не столько от какого-либо одного элемента, сколько от их интеграции, а также их сбалансированности и для отдельного человека, и для групп работников. В связи с этим предпринимательский потенциал работников схематично можно представить в виде «пирамиды» его составляющих [6] (рис. 1).

Фундамент (основание пирамиды) — это технологический и психофизиологический компонент предпринимательского потенциала персонала. Это среда, в которой сотрудник реализует свой потенциал.

Психофизиологический компонент предпринимательского потенциала персонала включает психологическую предрасположенность и физиологические возможности к предпринимательской деятельности, такие как работоспособность, удовлетворенность результатами работы, сила воли, упор-

профессионально-квалификационно составляющая

Рис. 1. Пирамида предпринимательского потенциала персонала

ство, стрессоустойчивость и эмоциональная устойчивость, мобилизационные, организаторские способности, личная организованность, коммуникабельность (коммуникативность).

Профессионально-квалификационный компонент предпринимательского потенциала состоит из следующих элементов: профессиональная компетентность, знания по основной сфере работы, самостоятельность решений и действий, умение воплощать идеи на практике, стратегическое мышление, умение принимать решения, гибкость (адаптивность), общий интеллект и наличие интеллектуальной собственности.

Третий фактор ведет к изменению объема предпринимательского потенциала и позволяет персоналу приспособиться к новым технико-технологическим и экономическим условиям.

Креативная (творческая активность) находится на вершине пирамиды, влияет на готовность к изменениям, рост адекватных нововведений и производительности труда. Творческий потенциал личности позволяет создавать новые, оригинальные, качественно иные, но более высокого уровня материальные и духовные ценности. Ресурсная вос-полняемость творческого потенциала обеспечивается за счет большой познавательной активности, склонности к нешаблонным действиям, освоения креативных технологий.

«Дифференциация составляющих предпринимательского потенциала персонала (на технологическую, психофизиологическую, профессионально-квалификационную и креативную) требует выявления количественных различий в них.

Интерес к предпринимательскому потенциалу определен выявлением возможностей его актуализации в образовательной среде. С этой целью анализировались сущность и содержание предпринимательского потенциала, его отличия от других видов потенциала личности.

ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИя

профессионально-важных качеств и компетенций для развития предпринимательского потенциала

СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ

Система высшего профессионального образования должна готовить конкурентоспособных выпускников-менеджеров в различных сферах деятельности, а рынок труда — позволять организациям выбирать грамотных, креативно мыслящих молодых специалистов, способных в перспективе стать высокопрофессиональными сотрудниками и первоклассными руководителями.

Рис. 2. Цепь взаимосвязи теории и практики

Высшая школа формирует профессионально важные качества будущего управленца, знания, умения и навыки на основе компетентностного подхода.

Компетентностный подход — один из широко применяемых методов оценки персонала и личности в кадровом менеджменте. В этом контексте важными составляющими являются предпринимательские компетенции, как результат образования, выражающийся в готовности человека к эффективной деятельности для достижения поставленной цели. Компетенция — это способность установить связь между «знанием-умением» и ситуацией, готовность к мобилизации внешних и внутренних ресурсов для разрешения конкретной жизненной ситуации, возможность действовать в ситуации неопределенности [5].

Предпринимательские компетенции — это технические и специальные способности персонала, которые являются частью интеллектуального потенциала специалистов в различных профессиональных сферах современного общества.

Единого перечня компетенций нет, но есть примерный перечень ключевых компетенций: это умение работать в команде, способность разрабатывать альтернативные варианты решения проблем на основе ситуативного анализа, креативность в принятии управленческих решений, творческий подход и готовность к постоянному и непрерывному образованию. Оценка компетенций основывается на прогнозировании результата работы, что соответствует современной парадигме образования и общей цели высшей профессиональной школы — готовить выпускника с активной жизненной позицией, профессионально и социально адаптированного, способного к самостоятельному выбору и саморазвитию в процессе трудовой деятельности. Быть предприимчивым — значит, уметь генерировать и оценивать идеи, ставить цели, видеть проблемы и находить пути их решения. Предпринимательская компетентность — это один из элементов профессиональной компетентности, обеспечивающий направленность деятельности выпускника на достижение коммерческого результата при реализации различных проектов. Современная парадигма образования предполагает концепции креативного обучения. Подготовка квалифицированного специалиста соответствующего уровня и профиля, конкурентоспособного на рынке труда, свободно владеющего своей профессией и ориентирующегося в смежных областях деятельности, способного к эффективной работе по специальности на уровне мировых стандартов, готового к постоянному профессиональному росту, социальной и профессиональной мобильности становится задачей образовательной среды вуза.

Модель формирования предпринимательских компетенций может быть реализована через процесс стандартного обучения высшей школы и путем использования различных форм внеаудиторной работы. Основные принципы существования такой модели: целостность, делимость, непрерывность, многоуровневость, научность, единство теории и практики, взаимная связь процесса обучения, социального партнерства (вуз — предприятие — бизнес-инкубатор).

Выпускник вуза по направлению подготовки «Управление персоналом» должен решать ряд задач, связанных с предпринимательской деятельностью, начиная с разработки бизнес-идей и бизнес-планирования в организации предпринимательской деятельности. Рассматривая взаимосвязь понятий «компетенция» и «компетентность», необходимо

сделать акцент на том, что компетенция предполагает подход с точки зрения «знаю как», а компетентность — «умею так». Таким образом, необходима неразрывная связь теории и практики, т.е. знаний и умений. Можно смоделировать процесс этой взаимосвязи в виде цепочки (рис. 2).

Реализация этой процессной модели возможна через различные формы деятельности:

- коллективные;

- групповые;

- индивидуальные.

В результате получается трехуровневая модель формирования предпринимательских компетенций, которая может быть представлена в виде пирамиды (рис. 3).

Рис. 3. Трехуровневая модель формирования предпринимательских компетенций

На первом уровне должны быть сформированы компетенции для решения задач стандартных ситуаций; на втором уровне — ситуаций, близких к нестандартным; на третьем уровне — нестандартные ситуации и проекты.

В компетентностной модели, по мнению Л.Д. Давыдова, «цели образования связываются как с объектами и предметами труда, с выполнением конкретных функций, так и с междисциплинарными интегрированными требованиями к результату образовательного процесса» [3]. Термин «компетенция» служит для обозначения интегрированных характеристик уровня подготовки выпускника, выступает категорией результата образования. Компетенция выступает новым типом целеполагания. Это, по существу, знаменует сдвиг от преимущественно академических норм оценки к внешней оценке профессиональной и социальной подготовленности выпускников. После построения компетентностной модели можно выделить и уровни сформированности (базовый, продвинутый) каждой компетенции для профессионального обучения.

Целесообразно формирование компетенций:

- учебно-познавательных;

- учебно-практических;

- учебно-профессиональных.

К таким компетенциям можно отнести: успех и достижения, личностные возможности, лидерство, предпринимательское мышление. Формирование общепрофессиональных и специальных компетенций предполагается через решение субъектом деятельности конкретных групп профессиональных задач. Специальные компетенции характеризуют готовность к узкой области профессиональной деятельности.

Формулирование в федеральном государственном образовательном стандарте высшего профессионального образования результатов образования, с точки зрения компе-

тентностного подхода, влечет за собой существенное изменение содержательного компонента подготовки менеджеров. Это изменение процессуальное, т.е. организация такого образовательного процесса, который позволяет (наряду со знаниями и умениями) приобретать некоторый практический опыт творческого подхода в выборе методов решения ситуативных производственных задач, связанных с инновационными процессами и не только.

Существующие образовательные технологии содержат большой потенциал в этом направлении. Уроки на производстве, практикумы с элементами кейс-стади, разработка учебных проектов и выпускных квалификационных работ с практической значимостью для предприятий — вот лишь некоторые возможные инструменты процесса обучения в вузе. Для выделения компетенций и их компонентов необходимо учитывать разные точки зрения: видение академического персонала; взгляд работодателей; точка зрения «потребителей образования», т.е. совокупность ряда факторов внешней и внутренней среды образовательного пространства.

Максимальная эффективность подготовки конкурентоспособных специалистов-менеджеров, у которых сформированы предпринимательские компетенции, будет обусловлена рядом факторов.

1. Разработка рабочих программ учебных дисциплин, ориентированных на формирование предпринимательских компетенций и ценности предпринимательской деятельности.

2. Определение профессионально-важных качеств и компетенций для успешного осуществления предпринимательской деятельности.

3. Проведение постоянного мониторинга уровня сфор-мированности предпринимательских компетенций студенческой молодежи.

4. Формирование мотивации и ценностных ориентаций предпринимательской деятельности и вовлечение студентов в участие в различных формах предпринимательской деятельности.

Предпринимательство — это разновидность бизнеса, которая связана с инициированием новой идеи, деловым риском и тесной увязкой личной деятельности и интересов предпринимателя (в том числе материальных) с успехом или неудачей предприятия. Оно требует не только специфических знаний, но и развития особых предпринимательских навыков.

Таким образом, в теории и практике выделяются три главные задачи образования: трансляция знаний, формирование умений (навыков), развитие личностных качеств.

Объем знаний, которыми должен обладать менеджер, значителен и многообразен. Он включает непрерывно обновляющуюся и расширяющуюся информацию, которая появляется в ответ на развитие среды бизнеса и самой управленческой мысли и влияет на состав и содержание дисциплин в программах образования. Перед создателями этих программ стоит сложный выбор: каким наукам и как учить в ограниченное время, чтобы знания принесли максимальную пользу не только для работы, но и для развития. Один из путей — разрушение условных границ между дисциплинами (нельзя учить просто финансам, просто менеджменту или любому другому предмету), другой — вовлечение обучающихся в формирование учебных программ.

Формирование умений (навыков) предусматривает развитие способности к осуществлению управленческой деятельности на практике. Недостаточно изучить методы принятия решений, нужно уметь принимать правильные решения на практике. Достижение этой цели привносит в образование дополнительную компоненту: выработку и закрепление соответствующих навыков посредством тренинга, обучения действиям, стажировку, практику и т.п.

Формирование личностных качеств связано прежде всего с развитием обучающегося. Личностные и предпринимательские характеристики играют важную роль, они развиваются на основе индивидуального и социального опыта, а также во многом зависят от врожденных качеств человека.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Решением проблемы является компетентностная и психологическая подготовка менеджеров. Под компетентностной подготовкой мы подразумеваем общее системное высшее образование, знание иностранных языков, профессионализм в избранной области деятельности.

Психологическая подготовка связана с развивающим эффектом, в результате которого происходит восстановление внутренней автономии человека, осознание и раскрытие его потенциала, достижение результатов в личностной и профессиональной сферах. Использование как традиционных, так и инновационных подходов позволит решать задачи актуализации предпринимательского потенциала.

Таким образом, современное образование — это сложный процесс, сочетающий педагогическую и психологическую направленность и позволяющий не только систематизировать опыт, повышать компетентностную составляющую, но и стимулировать дальнейшее развитие.

Неотъемлемой частью перспективного развития образовательных программ являются научные разработки в области дидактических основ образования, современных технологий его осуществления, психологизации образовательных процесса и среды.

Анализ теоретических и эмпирических исследований дает возможность сделать ряд выводов.

Во-первых, предпринимательский потенциал рассматривается с экономической и психологической позиций, в контексте успешной деятельности.

Во-вторых, в психологии акцент делается на анализе внутренних свойств (качеств) личности, реализующихся в деятельности, в том числе профессиональной.

В-третьих, широко представлена палитра компонентов (элементов), составляющих структурное своеобразие предпринимательского потенциала. Это психофизиологический, квалификационный, интеллектуальный, коммуникативный, лидерский, творческий и другие компоненты.

В-четвертых, в исследованиях предпринимательского потенциала можно выделить системный, процессный и дея-тельностный подходы.

Резюмируя, можно определить предпринимательский потенциал как комплексное образование. Он имеет структурное своеобразие, его отличает специфичность проявления компонентов, которые выступают критерием успешности деятельности и предпринимательской активности.

Наш интерес обусловлен попыткой осмысления феномена предпринимательского потенциала, уточнения его природы, сущности и содержания, выявления отличий от других, а также определения возможностей образования в его актуализации.

НАПРАВЛЕНИя СОВЕРШЕНСТВОВАНИя

образовательных программ и процесса обучения с целью активизации предпринимательского потенциала

СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ (НА ПРИМЕРЕ

образовательной программы

ПО «УПРАВЛЕНИЮ ПЕРСОНАЛОМ» 38.03.03)

Генеральной целью разработанной стратегии профессионального образования является формирование компетентного специалиста, востребованного в современном обще-

стве, получившего возможности для полноценной личностной самореализации [14].

«Программа развития федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина» на 2010—2020 годы» (далее — программа) определяет стратегическую цель, основные задачи, комплекс необходимых для их реализации ресурсов и мероприятий, направленных на достижение целевых показателей развития. Программа разработана в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 21 октября 2009 г. № 1172 «О создании федеральных университетов в Северо-Западном, Приволжском, Уральском и Дальневосточном федеральных округах».

В рамках модернизации образовательного процесса осуществляются следующие мероприятия: разработка конкурентоспособных образовательных программ университета на всех уровнях обучения; создание системы подготовки элитных кадров высшей квалификации; формирование информационно-технологического обеспечения образовательного процесса [12].

Развитие предпринимательского потенциала студентов входит в круг задач высшего образования. Задача формирования и развития предпринимательского потенциала студентов не противоречит другим задачам высшего образования и вполне вписывается в практику обучения в классических университетах. Среди основных аргументов в поддержку этой точки зрения можно выделить следующие:

- навыки предпринимательства имеют широкое применение и не ограничиваются сферой малого бизнеса: предпринимателем можно быть в госаппарате, в вузе, в любой сфере производства;

- по мнению Е.С. Киселева, развитие ряда качеств и навыков, необходимых предпринимателю, делает учеб-

ный процесс более интересным и полезным для всех студентов.

Можно отметить общую тенденцию к постепенной замене традиционных методов преподавания на кейс-метод и активное использование групповых студенческих проектов, привлечение «практиков» к преподаванию ряда дисциплин. Вместе с тем многие студенты указали на недостаточную распространенность таких изменений. В качестве наиболее явных проблем в организации учебного процесса и содержании учебных программ, не способствующих раскрытию предпринимательского потенциала студентов, были названы недостаточное использование активных методов обучения, недостаточно тесная связь учебного процесса с практикой, а также ряд иных проблем, имеющихся в образовательном процессе вуза.

В ходе анализа возможных направлений совершенствования образовательной программы были высказаны предложения, касающиеся обновления содержания программ, внедрения активных методов преподавания, поиска более эффективных форм организации учебного процесса.

Предложенные мероприятия по совершенствованию образовательной программы направлены на развитие и активизацию у студентов инициативности, творческих способностей, нестандартного образа мышления, коммуникабельности, ответственности за свои действия. Вместе с тем ряд предложений направлены на корректировку преподаваемых дисциплин и усовершенствование методик преподавания.

Важным условием активизации предпринимательского потенциала студентов становится совершенствование образовательной программы в вузе. Возникает необходимость более широкого применения вариативных курсов, в том числе и выбору студентов. Совершенствование образовательной программы нацелено в основном на формирование и развитие следующих качеств, которые ранее были выде-

Таблица 1

Предложения по совершенствованию образовательной программы «Управление персоналом»

и образовательного процесса

Предложение Формируемые качества и профессиональные навыки

Активность, уверенность, инициативность Креативные (творческие) способности Психофизиологическая составляющая (коммуникабельность, стрессоустойчивость) Профессионально-квалификационная составляющая

Внедрение предпринимательской составляющей в образовательную программу

1. Изменение модульной структуры образовательной программы «Управление персоналом» +

2. Разработка программы модуля «Управление кадровым потенциалом» +

Разработка новых курсов:

1. «Управление предпринимательским потенциалом» + +

2. «Талант - менеджмент» + + +

3. «Управление личной и профессиональной эффективностью» + + + +

4. «Управление интеллектуальными ресурсами» + + +

5. «Экономика предпринимательства организации» +

Расширение практической составляющей учебных программ

Занятия с участием преподавателей и специалистов-практиков + +

Использование активных методов обучения, геймификация

1. Расширение использования кейс-метода (Case study) + +

2. Применение групповых (проектных) форм работы + + + +

3. Увеличение количества творческих заданий + +

4. Увеличение объема самостоятельной работы студентов +

Формирование отношения к предпринимательству на примерах реальных людей (социальное научение)

Вовлечение студентов и преподавателей в оказание консалтинговых услуг для предпринимателей + + +

Повышение мотивации студентов к учебе

Отчисление студентов с академическими задолженностями +

лены как желаемые с точки зрения развития предпринимательского потенциала студентов:

- Активность и инициативность;

- Творческие способности, нестандартный образ мышления;

- Высокая коммуникабельность;

- Ответственность за свои действия [10].

С этой целью разработана программа модуля «Управление кадровым потенциалом». Модуль формирует представление о широком спектре вопросов методологии управления потенциалом персоналом (в том числе и предпринимательского), технологии управления развитием персонала организации, о психологическом феномене личной и профессиональной эффективности персонала, об управлении интеллектуальными ресурсами организации. Содержание дисциплин посвящено управлению потенциалом сотрудников организации.

Предполагаемый результат от освоения модуля — это формирование способности использовать социально-экономические, социально-психологические знания, с целью управления кадровым потенциалом персонала в организации. Готовность развивать предпринимательский потенциал сотрудников, способность управлять интеллектуальными ресурсами.

В модуль вошли дисциплины:

1. «Управление предпринимательским потенциалом».

2. «Талант — менеджмент».

3. «Управление личной и профессиональной эффективностью».

4. «Управление интеллектуальными ресурсами».

5. «Экономика предпринимательства организации».

Дисциплина «Управлением предпринимательским потенциалом» относится к вариативной части профессионального цикла учебного плана ОП. Изучение программного материала должно способствовать формированию знаний, умений и навыков в вопросах управления предпринимательским потенциалом.

Все дисциплины модуля направлены на формирование и активизацию различных качеств (компонентов) предпринимательского потенциала студентов.

Наиболее важным условием активизации предпринимательского потенциала студентов становится совершенствование методов преподавания в вузе. Возникает необходимость более широкого применения активных методов обучения (в том числе и геймификации).

Как отмечали участники исследования, «необходимо отойти от традиционных форм подачи материала через изложение преподавателем основ предмета и последующего повторения изложенного студентами. Такая система обучения не способствует повышению заинтересованности студентов в учебе и не создает условий для развития таких качеств, как инициативность, креативность, коммуникабельность и др.

Развитию предпринимательских способностей студентов может способствовать желание подражать предпринимателям. Такой подход может быть реализован при непосредственном общении и контактах студентов с предпринимателями и другими представителями бизнес-сообщества.

В частности, очень полезным для студентов может быть общение с преподавателями кафедр, которые одновременно являются предпринимателями. Такие преподаватели есть в вузах. Кроме того, целесообразно организовывать конференции, семинары, коллоквиумы с приглашением представителей бизнес-среды, которые могут быть и потенциальными работодателями для части студенческой молодежи, не ориентированной на предпринимательство.

Также было предложено вовлекать студентов в оказание консультационных услуг действующим предпринимателям.

Отдельно стоит сказать, что помимо мотивации студентов, не стоит забывать и о мотивации преподавателей. Необходимо мотивировать и стимулировать сотрудников вуза на разработку новых курсов и изменение методик преподавания. Кроме того, должно внедряться коллективное обсуждение новых и старых курсов на кафедрах, во избежание дублирования материала разными преподавателями в разных дисциплинах.

В ходе обсуждения возможных направлений совершенствования Образовательного процесса и учебных программ можно выделить ряд ограничений и рисков, связанных с реализацией предложений (табл. 2). Эти ограничения и риски носят различный характер и могут быть связаны с необходимостью предъявлять более высокие требования к преподавателям, преодолевать пассивность студенческой аудитории, а также соблюдать государственные образовательные стандарты.

Таблица 2

Ограничения и риски при реализации предложений по совершенствованию учебных программ

Предложение Ограничения и риски

1. Применение активных методов обучения кейс-метода (Case study), групповых (проектных) форм работы совместно с расширением самостоятельной работы студентов 1. Применение кейс-метода требует значительных затрат времени и усилий преподавателей, так как нужна полная перестройка имеющихся курсов. 2. Количество кейсов, соответствующих российской практике, очень ограничено. 3. Большинство преподавателей не владеют методикой преподавания кейсов, тем более игровыми технологиями. 4. Существующая традиция обучения не научила студентов работать самостоятельно. Студенты не готовы к этому. 5. Сокращение теоретической части приводит к фактическому сокращению курсов и утрате одного из преимуществ классического университетского образования

2. Изменение модульной структуры образовательной программы (разработка новых курсов), привлечение предпринимателей, представителей бизнес-сообщества Даже самый успешный предприниматель может не увлечь своим примером студентов

Специфика применения в учебном процессе активных методов обучения является в то же время и ограничением.

Это предполагает существенную корректировку традиционных курсов и связано с затратами труда преподавателей. В существующей системе оплаты труда преподавателей такая работа не стимулируется.

Во-вторых, применение кейс-метода требует разработки новых кейсов, соответствующих российской практике, поскольку применение готовых кейсов в ряде случае не имеет смысла, а разработка кейсов требует от преподавателя определенных навыков.

В-третьих, эффективное применение кейс-метода требует особых навыков преподавания кейсов. Многие преподаватели не владеют этими методиками, что также сдерживает применение даже готовых и актуализированных кейсов [10].

Кроме того, можно отметить дополнительный риск, возникающий в случае замещения традиционных форм преподавания активными методами. Новый подход требует предварительной подготовки студента к занятиям, так как на занятиях уже будет происходить обсуждение вопросов. Практика показывает, что большинство студентов не имеют опыта обучения в таком формате и демонстрируют пассивность

в обучении, таким образом, при отсутствии подготовки к занятиям эффективность использования активных методов преподавания сводится к минимуму.

Существует и ряд ограничений и рисков, связанных с расширением практических курсов и соответствующим сжатием теоретической части образовательных программ, а также с попытками вовлечения студентов в предпринимательскую среду. Это ограничение связано с тем, что специфика российского малого предпринимательства состоит в необходимости преодоления административных барьеров «обходными путями».

Проведение конференций, семинаров, коллоквиумов и мастер-классов имеют свои ограничения. Такие мероприятия могут носят пассивный характер, не всегда предполагают вовлечение студентов в обсуждение. Кроме того, даже самый преуспевающий предприниматель может оказаться плохим оратором и неинтересным собеседником. Он может не увлечь студентов своим делом, и они посчитают, что зря пришли на встречу с ним.

Кроме того, большинство студентов, проходящих обучение в вузе, в данный момент мало интересуются внеучебной жизнью факультета и не проявляют желания участвовать в таких мероприятиях.

Таким образом, реализация проекта мероприятий по активизации предпринимательского потенциала студентов HR-менеджеров в образовательной программе вуза может столкнуться с рядом ограничений и рисков, таких как недостаточный уровень навыков разработки и преподавания кейсов у некоторых преподавателей; отсутствие «привычки» студентов к самостоятельной работе и др.

Преодоление этих ограничений и рисков может быть реализовано, в первую очередь, в проведении активной работы с преподавателями вуза в целях получения ими дополнительных навыков (например, в области подготовки и преподавания кейсов), а также в дополнительной воспитательной работе со студентами, направленной на формирование у них более ответственного подхода к учебе.

ЛИТЕРАТУРА

1. Бершаков П.В. Предпринимательский потенциал персонала: оценка и использование (на примере организаций системы ОАО «Газпром»): дис. ... канд. экон. наук. Москва, 2002. 173 с.

2. Верховская О.Р., Дорохина М.В. Глобальный мониторинг предпринимательства. Россия 2008 / Высшая школа менеджмента Санкт Петербургского государственного университета. СПб., 2010.

3. Давыдов Л.Д. Компетентностный подход в системе профессионального образования // Среднее профессиональное образование. — 2006. — № 9.

4. Дьячкова Е.В. Психолого-акмеологический подход в раскрытии предпринимательского потенциала [Текст] / Е.В. Дьячкова. — Иваново: СЗАГС, 2003. — 51 с.

5. К трактовке терминов «компетенция» и «компетентность» // Научный журнал «Молодой ученый». — URL: http://www.moluch.ru/archive/58/7994/http://wwwnytimes. com/2012/09/20/business/media/campaign-encourages-entrepreneurship-in-europe.html 3.

6. Колчанова Е.Е. Критерии и показатели оценки предпринимательского потенциала персонала организации (предприятия) // Креативная экономика. — 2009. — № 11 (35). — C. 35-42.

7. Кузьмина С.В., Власихина Н.В. Развитие личностного потенциала студента с позиции компетентностного подхода // Вестник ННГУ. — 2013. — № 3-1. — С. 26-32.

8. Кузьмина С.В. Развитие профессиональных компетенций менеджера физической культуры и спорта на этапе обу-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

чения в вузе // Оптимизация учебно-тренировочного процесса: Тез. докл. Междунар. научно-практич. конф. — Н. Новгород: ННГУ им. Н.И. Лобачевского, 2011. — С. 94-96.

9. Легостев А.В. Факторы изменений профессионального потенциала предпринимателей как социального типа. Специальность 22.00.04 — Социальная структура, социальные институты и процессы. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата социологических наук 12.01.2012 Диссертации по гуманитарным наукам — http://cheloveknauka.com/faktory-izmeneniy-professionalnogo-potentsiala-predprinimateley-kak-sotsialnogo-tipa#1#ixzz4AJj120V8.

10. Марков В.Н., Синягин Ю.В. Потенциал личности // Мир психологии. — 2000. — № 1. — С. 250-262.

11. Молодежь и малый бизнес: отношение к предпринимательству и создание условий для реализации предпринимательского потенциала (на примере крупных городов Рос-сии)/проект грант № 152 http://www.pandia.ru/text/77/ 230/30520-7.php.

12. Пономарев Я.А. Психология творчества / Я.А. Пономарев // Тенденции развития психологической науки: Сб. статей АН СССР, Институт психологии / отв. ред. Б. Ломов. — М.: Наука, 1989. — С. 21-25.

13. Программа развития УрФУ до 2020. http://urfu.ru/home/ documents/programmy-razvitija

14. Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 годы. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://bolplotds.ucoz.net/FEDERAL/ gos_programma_razvitija_obrazovanija.pdf (дата обращения: 30.10.16)

15. Khanaeva, Ekaterina; Lysenko, Elena. The use of competency approach in the formation of a successful project management team in the talent management system //SGEM 2016, BK 1: PSYCHOLOGY AND PSYCHIATRY, SOCIOLOGY AND HEALTHCARE, EDUCATION CONFERENCE PROCEEDINGS, VOL III. STEF92 Technology, 2016. pp. 1199-1206 (International Multidisciplinary Scientific Conferences on Social Sciences and Arts).

REFERENCES

1. Bershakov P.V. Predprinimatel'skij potencial personala: ocenka i ispol'zovanie (na primere organizacij sistemy OAO «Gazprom»). Kand Diss [Entrepreneurial potential of personnel: assessment and use (for example, organizations of the Gazprom system). Cand. Diss]. Moscow, 2002. 173 p.

2. Verhovskaya O.R., Dorohina M.V. Global'nyj monitoring predprinimatel'stva. Rossiya 2008 [Global enterprise monitoring. Russia 2008]. Vysshaya shkola menedzhmenta Sankt Pe-terburgskogo gosudarstvennogo universiteta [Graduate School of Management, St. Petersburg State University]. 2010.

3. Davydov L.D. Kompetentnostnyj podhod v sisteme profes-sional'nogo obrazovaniya [Competency approach in the system of vocational education]. Sredneeprofessional'noe obrazovanie [Secondary vocational education]. 2006, I. 9.

4. D'yachkova E.V. Psihologo-akmeologicheskijpodhod v raskrytii predprinimatel'skogo potenciala [Psychological-acmeological approach to unlocking entrepreneurial potential]. Ivanovo: SZAGS Publ., 2003. 51 p.

5. K traktovke terminov «kompetenciya» i «kompetentnost'» [To the interpretation of the terms "competence" and "competence"]. Nauchnyj zhurnal «Molodoj uchyonyj» [Scientific journal "Young Scientist"]. Available at: http://www.moluch. ru/archive/58/7994/http://www.nytimes.com/2012/09/20/ business/media/campaign-encourages- entrepreneurship-in-europe.html 3.

6. Kolchanova E.E. Kriterii i pokazateli ocenki predprinima-tel'skogo potenciala personala organizacii (predpriyatiya) [Criteria and indicators for assessing the entrepreneurial potential of the personnel of an organization (enterprise)]. Kreativnaya ekonomika [Creative Economy]. 2009, I. 11 (35), pp. 35—42.

7. Kuz'mina S.V., Vlasihina N.V. Razvitie lichnostnogo potenciala studenta s pozicii kompetentnostnogo podhoda [The development of the student's personal potential from the position of a competency-based approach]. Vestnik NNGU [Bulletin of the UNN]. 2013, I. 3-1, pp. 26-32.

8. Kuz'mina S.V. Razvitie professional'nyh kompetencij me-nedzhera fizicheskoj kul'tury i sporta na etape obucheniya v vuze [The development of professional competencies of the manager of physical education and sports at the stage of study at the university]. Optimizaciya uchebno-trenirovochnogo processa [Optimization of the educational process]. Nishnii Novgorod: NNGU im. N.I. Lobachevskogo Publ., 2011, pp. 94-96.

9. Lyogostev A.V. Faktory izmenenijprofessional'nogo potenciala predprinimatelej kak social'nogo tipa Special'nost' 22.00.04 — Social'naya struktura, social'nye instituty iprocess. Kand. Diss [Factors of changes in the professional potential of entrepreneurs as a social type Specialty 22.00.04 — Social structure, social institutions and processes. Cand. Diss]. http://cheloveknauka. com/faktory-izmeneniy-professionalnogo-potentsiala-predprinimateley-kak-sotsialnogo-tipa#1#ixzz 4AJj120V8.

10. Markov V.N., Sinyagin Yu.V Potencial lichnosti [The potential of personality]. Mir psihologii [World of Psychology]. 2000, I. 1, pp. 250-262.

11. Molodezh' i malyj biznes: otnoshenie k predprinimatel'stvu i sozdanie uslovij dlya realizaciipredprinimatel'skogo potenciala (na primere krupnyh gorodov Rossii)/ proekt grant № 152 [Youth and small business: attitude to entrepreneurship and creation of conditions for the realization of entrepreneurial potential (for example, large cities of Russia) / project grant No. 152]. Available at: http://www.pandia.ru/text/77/230/30520-7.php

12. Ponomarev Ya.A. Psihologiya tvorchestva [Psychology of creativity]. Tendencii razvitiya psihologicheskoj nauki: Sb. statej AN SSSR, Institut psihologii [Trends in the development of psychological science]. Moscow: Nauka Publ., 1989, pp. 21—25.

13. Programma razvitiya UrFUdo 2020.pdf" [UrFU Development Program until 2020]. Available at: http://urfu.ru/home/ documents/programmy-razvitija.

14. Gosudarstvennaya programma Rossijskoj Federacii «Razvitie obrazovaniya» na 2013—2020 gody [The state program of the Russian Federation "Development of education" for 2013— 2020]. Available at: http://bolplotds.ucoz.net/FEDERAL/ gos_programma_razvitija_obrazovanija.pdf (accessed 30 October 16).

15. Khanaeva, Ekaterina; Lysenko, Elena. The use of competency approach in the formation of a successful project management team in the talent management system //SGEM 2016, BK 1: PSYCHOLOGY AND PSYCHIATRY, SOCIOLOGY AND HEALTHCARE, EDUCATION CONFERENCE PROCEEDINGS, VOL III. STEF92 Technology, 2016. pp. 1199—1206 (International Multidisciplinary Scientific Conferences on Social Sciences and Arts).

Безручко П.С.

практики регулярного менеджмента. управление исполнением,

УПРАВЛЕНИЕ КОМАНДОЙ

Москва: Альп ина Паблишер, 2019. — 368 с.

Эта книга рассказывает о том, как правильно планировать, делегировать и контролировать работу, давать обратную связь, проводить совещания, подбирать и развивать сотрудников, проводить оценку их эффективности и потенциала и принимать верные кадровые решения. Хотя все перечисленное — часть стандартной управленческой работы, именно здесь у многих руководителей по-прежнему сохраняются плохие привычки, приводящие к дорогостоящим ошибкам. Освоение практик регулярного менеджмента поможет повысить качество операционного управления и получать устойчиво высокие результаты во всей организации. Книга написана для занятых людей, поэтому в ней нет пространного сторителлинга или ультрамодных управленческих теорий. Каждая из практик описана в виде четкого алгоритма и набора принципов и сопровождается примерами из жизни.

Книга адресована первым лицам, которые намерены трансформировать производственную систему и культуру своей организации — перейти от ручного управления или бюрократии к регулярному менеджменту, а также руководителям любого уровня, которые хотят улучшить свои управленческие навыки.

Ленсиони П.

идеальный командный игрок. как распознать и развить три

КЛЮЧЕВЫХ КАЧЕСТВА

Москва: Манн, Иванов и Фербер, 2019

Какими качествами должны обладать сотрудники компании, чтобы быть идеальными командными игроками? Патрик Ленсиони рассказывает, комбинация каких атрибутов позволяет выявить, нанять и воспитать подлинных командных игроков, построить сильную команду, снизить текучку и решить многие другие важные проблемы, обеспечив бизнесу серьезное преимущество над конкурентами. Выделенные автором ключевые качества работают не только в бизнесе, но и в личной жизни. На русском языке публикуется впервые.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.