Научная статья на тему 'ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКИЕ ЭКОСИСТЕМЫ В ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОМ ПОЛЕ'

ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКИЕ ЭКОСИСТЕМЫ В ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОМ ПОЛЕ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
182
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКАЯ ЭКОСИСТЕМА / ЭКОСИСТЕМНАЯ МОДЕЛЬ / ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / ЭКОНОМИКА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Найденова Татьяна Анатольевна, Новокшонова Елена Николаевна

С переходом к новому технологическому укладу зарождается модель организации и поддержки предпринимательства, способная обеспечить координацию взаимодействия между экономическими субъектами, - предпринимательская экосистема. Целью работы является критический анализ научных подходов к трактовке дефиниции «предпринимательская экосистема» для выработки теоретического базиса к развитию предпринимательских экосистем и фиксации их элементов. В процессе теоретического исследования установлено, что российские учёные, опираясь на зарубежные наработки, раздвигают границы научных изысканий, изучая экосистемы различных видов предпринимательской деятельности, включая отраслевое предпринимательство, учитывают пространственную иерархичность экосистем, уделяют внимание отдельным элементам в структуре экосистем. Предложено сфокусировать внимание на необходимости формирования нормативно-правовой базы в направлении разработки Стратегии и Концепции развития предпринимательских экосистем, положения которых могут быть использованы в отношении широкого спектра экосистем, а также принятия закона, содержащего механизм, отражающий особенности функционирования предпринимательских экосистем, позволяющие сделать различные экосистемы эффективными, способными к устойчивому развитию.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Найденова Татьяна Анатольевна, Новокшонова Елена Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

BUSINESS ECOSYSTEMS IN THE RESEARCH FIELD

With the transition to a new technological paradigm, a model for organizing and supporting entrepreneurship, capable of coordinating interaction between economic entities is emerging, it is a business ecosystem. The study is aimed at critical analysis of scientific approaches to the interpretation of "business ecosystem" in order to work out a theoretical basis for the development of business ecosystems and fixing their elements. In the process of theoretical research, it has been established that Russian scientists, relying on foreign developments, extend the frontiers of scientific inquiry of business ecosystem by studying ecosystems of various types of entrepreneurial activity, including industry entrepreneurship, take into account the spatial hierarchy of ecosystems, and pay attention to individual elements in the structure of ecosystems. It is proposed to focus on the need to develop a regulatory framework for working out a Strategy and a Concept for the Development of Business Ecosystems, which provisions can be used towards a wide range of ecosystems, as well as for formation of the law with a mechanism reflecting the features of functioning of business ecosystems that make various ecosystems efficient, capable of sustainable development.

Текст научной работы на тему «ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКИЕ ЭКОСИСТЕМЫ В ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОМ ПОЛЕ»

Научная статья УДК 33.011

DOI 10.18101/2304-4446-2022-3-79-90

ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКИЕ ЭКОСИСТЕМЫ В ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОМ ПОЛЕ

© Найденова Татьяна Анатольевна

кандидат экономических наук, доцент NaydenovaTA@mail. т

© Новокшонова Елена Николаевна

кандидат экономических наук, доцент einai@mail.ru

Сыктывкарский государственный университет имени Питирима Сорокина Россия, 167001, г. Сыктывкар, Октябрьский пр., 55

Аннотация. С переходом к новому технологическому укладу зарождается модель организации и поддержки предпринимательства, способная обеспечить координацию взаимодействия между экономическими субъектами, — предпринимательская экосистема. Целью работы является критический анализ научных подходов к трактовке дефиниции «предпринимательская экосистема» для выработки теоретического базиса к развитию предпринимательских экосистем и фиксации их элементов. В процессе теоретического исследования установлено, что российские учёные, опираясь на зарубежные наработки, раздвигают границы научных изысканий, изучая экосистемы различных видов предпринимательской деятельности, включая отраслевое предпринимательство, учитывают пространственную иерархичность экосистем, уделяют внимание отдельным элементам в структуре экосистем. Предложено сфокусировать внимание на необходимости формирования нормативно-правовой базы в направлении разработки Стратегии и Концепции развития предпринимательских экосистем, положения которых могут быть использованы в отношении широкого спектра экосистем, а также принятия закона, содержащего механизм, отражающий особенности функционирования предпринимательских экосистем, позволяющие сделать различные экосистемы эффективными, способными к устойчивому развитию.

Ключевые слова: предпринимательская экосистема, экосистемная модель, предпринимательство, экономика.

Для цитирования

Найденова Т. А., Новокшонова Е. Н. Предпринимательские экосистемы в исследовательском поле // Вестник Бурятского государственного университета. Экономика и менеджмент. 2022. № 3. С. 79-90.

Введение

Потребность в изменении вектора развития предпринимательства России, переходе его на новый уровень организации обусловлена рядом обстоятельств.

1. Геополитическая ситуация в мире, сопровождающаяся применением санкций по отношению к России со стороны иностранных государств, предопределила необходимость ускоренного развития национального производства за счет усиления предпринимательской активности.

2. Четвертая промышленная революция в итоге имеет четыре основных следствия для всех отраслей: «ожидания потребителей меняются; качество продуктов совершенствуется за счет данных, повышающих производительность активов; новые партнёрства формируются по мере осознания компаниями важности новых форм сотрудничества; операционные модели трансформируются в новые цифровые модели» [15, с. 68]. В связи с этим изменились потребности клиентов: для них необходимо, чтобы сервисы и продукты решали конкретные жизненные задачи. В соответствии с этим запросом бизнес трансформируется, стремится удовлетворять как можно большее количество потребностей из разных сфер жизни своих клиентов; границы между разными индустриями постепенно стираются из-за смещения фокуса внимания с продуктов в сторону клиентских потребностей. В сложившихся условиях компании перестают зацикливаться на продуктовой линейке и фокусируются на выстраивании единого клиентского пути. Одновременно общество сталкивается с дилеммой достижения экономической эффективности, социального и экологического благополучия, что требует новых организационных форм и механизмов развития бизнеса.

3. Современная экономика в условиях шестого технологического уклада и формирования задела на новый седьмой технологический уклад, основу которого составляет искусственный интеллект и когнитивные технологии, нацелена на решение триединой задачи достижения экономической эффективности, социального и экологического благополучия, характеризуется сдвигами экономической конъюнктуры, предопределяет постоянный поиск эффективных моделей ведения бизнеса, основанных на создании новых схем хозяйственной кооперации между экономическими субъектами.

В этих условиях традиционное кластерное развитие экономики, которое пришло на смену отраслевому управлению экономикой, не может обеспечить решение назревших проблем, уходит на второй план, а одной из форм организации и поддержки предпринимательства, которая сможет гарантировать координацию процесса взаимодействия хозяйствующих субъектов на пути от всеобщей конкуренции к всеобщей кооперации, является предпринимательская экосистема [11, с. 1497]. Следовательно, развитие через создание и функционирование предпринимательских экосистем — это закономерный, новый этап экономического развития хозяйствующих субъектов.

Правовой вакуум в российском законодательстве по регулированию таких экосистем и отсутствие законодательно закрепленного единого определения термина «предпринимательская экосистема» не даёт возможности определить сферу деятельности предпринимательских экосистем, состав и структуру данных систем, принципы их формирования, стратегию развития.

В связи с этим возникает необходимость в разработке научно обоснованной концепции создания и развития устойчивых, эффективных предпринимательских экосистем.

Несмотря на повышенный интерес исследователей к предпринимательским экосистемам, целостного теоретического представления об их сущности и содержании в отечественной и зарубежной науке пока не сформировано, также не выработано и единой трактовки дефиниции «предпринимательская экосистема». Поэтому в научном и экспертном сообществе актуальной является дискуссия по данному вопросу.

В связи с этим целью работы является критический анализ научных подходов к трактовке дефиниции «предпринимательская экосистема» для выработки теоретического базиса к развитию предпринимательских экосистем и фиксации их элементов.

Методология и методы проведенного исследования

Предметом выступали подходы отечественных и зарубежных учёных к трактовке дефиниции «предпринимательская экосистема». Объектом являлись предпринимательские экосистемы как новая модель организации и поддержки предпринимательства, способная обеспечить координацию взаимодействия между экономическими субъектами.

Методология проведенного исследования базировалась на анализе зарубежной и отечественной научной литературы, касающейся вопросов формирования и функционирования предпринимательских экосистем.

Многогранность понятия «экосистема» и «предпринимательская экосистема» определила широкое использование методов междисциплинарного исследования. Использование принципа диалектического единства, эволюционного, исторического и компаративистского подходов позволяет рассмотреть генезис трактовок дефиниции «предпринимательская экосистема» и формирует философский уровень исследования. Применение индуктивных и дедуктивных методов познания, методов анализа и синтеза, контент-анализа отражает общенаучный уровень исследования, позволяет уточнить, конкретизировать дефиницию «предпринимательская экосистема». Конкретно-научный уровень исследования формирует использование методов институционального анализа, позволяет привлечь внимание исследователей к целесообразности решения вопросов развития предпринимательских экосистем.

Обзор теоретического базиса научных концепций предпринимательских экосистем

Исследование предпринимательских экосистем — относительно молодое направление в менеджменте, зародившееся в конце XX — начале XXI в. Первенство введения дефиниции «предпринимательские экосистемы» в деловой и научный оборот принадлежит зарубежным учёным.

Систематизация научной литературы по проблемам функционирования экосистем даёт возможность скомпоновать их в группы:

1) экосистема бизнеса, в которой исследовательский интерес фокусируется на оценке взаимодействия отдельных фирм со своим окружением и на оценке эффективности влияния экосистемы в целом на эффективность отдельных членов на основе оценки дохода и конкурентных преимуществ акторов, в нее входящих;

2) инновационная экосистема, где внимание акцентируется на взаимодействии взаимозависимых участников для создания и коммерционализации инноваций, на инновационной инфраструктуре (технополисы, инновационные кластеры и др.);

3) предпринимательская экосистема, нацеленная на создание новых фирм и решение вопросов, связанных с развитием предпринимательства, включая реализацию предпринимательского потенциала, доступ к ресурсам и рынкам;

4) платформенные экосистемы как совокупность компаний, имеющих единую связующую платформу для предоставления клиентам возможности использовать продукты и услуги для удовлетворения широкого круга их потребностей, а также

для реализации стратегических целей самой экосистемы в целом [12, с. 122]. Акцент сделан на взаимодействии независимых производителей и платформы. Такой подход к систематизации экосистем прослеживается в деятельности Центрального банка РФ, который в 2021 г. опубликовал доклад для общественных консультаций «Экосистемы: подходы к регулированию» [15].

По мнению авторов, недостатками предлагаемых подходов выступают отсутствие при определении категории «предпринимательская экосистема» принципов устойчивого развития и имплементация ESG-практик и ESG-инициатив в корпоративных стратегиях участников экосистем. В связи с этим интерес авторов настоящей статьи сфокусирован на понятийном аппарате предпринимательских экосистем, их содержании, характеристике, основных структурных элементах, что объясняется заданными программными документами стратегическими ориентирами, нацеленными на улучшение предпринимательского климата и возможности учета принципов устойчивого развития.

Таблица 1

Хронология осмысления зарубежными учеными понятийного аппарата предпринимательских экосистем

Период Мыслитель Сущностное суждение

1988 Вальдес Дж. [26, с. 102] применил концепцию экосистем в контексте предпринимательства, зафиксировав: «структура экосистемы для рассмотрения формирования или запуска нового бизнеса содержит два динамических элемента: предприниматель (или, точнее, потенциальный предприниматель) и предпринимательская среда»

1996 Спиллинг О. Р. [23, с. 91] предпринимательская экосистема состоит из разнообразия субъектов, ролей и факторов окружающей среды, которые взаимодействуют, чтобы определить предпринимательскую деятельность в регионе или местности

1998 Мур Дж. Ф. [22, с. 167-181] предпринимательская экосистема — это система, включающая совместно эволюционирующие компании, которые сотрудничают и конкурируют с целью развития новых продуктов, удовлетворения потребностей своих клиентов и создания новых инновационных механизмов. Это особое сообщество, члены которого сотрудничают для достижения общего успеха. Клиент тоже становится его частью и может пользоваться разнообразными сервисами на все случаи жизни на выгодных условиях»

2005 Коэн Б. [17, с. 1-2] предпринимательские экосистемы представляют собой разнообразный набор взаимозависимых субъектов в пределах географического региона, которые влияют на формирование и возможную траекторию всей группы субъектов и, возможно, экономики в целом

2010 2011 Айзенберг Д. Дж [19, с. 40-50], [14] экосистема предпринимательства состоит из набора отдельных элементов, таких как лидерство, культура, рынки капитала и клиентов, которые сложным образом сочетаются друг с другом. Предпринимательская экосистема — это система взаимосвязанных компонентов, определяющая возможности и темпы создания и масштабирования предпринимателями новых устойчивых бизнесов

2011 Джексон Д. [20] предпринимательская экосистема — это динамичная экономическая модель сложных отношений, которые образуются между участниками или организациями, чья функциональная цель заключается в развитии технологий и инноваций

2013 Вест Дж., Вуд Д. [27, с. 27] предпринимательская экосистема — совокупность взаимосвязанных участников, организаций, институтов и процессов предпринимательской деятельности, которые объединяются формально и не формально для того, чтобы обеспечить связанное и опосредованное управление в локальной предпринимательской среде

2014 Мейсон К., Браун Р. [21, с. 40]. предпринимательская экосистема — это набор взаимосвязанных объектов предпринимательства, предпринимательских организаций, институтов и предпринимательских процессов, которые формально и неформально объединяются, чтобы генерировать, поддерживать предпринимательские процессы и управлять ими в местной деловой среде

2015 Стэм Э. [25, с. 41] предпринимательская экосистема — это взаимосвязанная совокупность субъектов, которые регулируются таким образом, что позволяет предпринимать действия

2016 Акс З. [16] предпринимательская экосистема — это динамично и институционально обеспеченное взаимодействие между предпринимательскими установками, способностями и устремлениями отдельных лиц, которое стимулирует распределение ресурсов за счет создания и функционирования новых предприятий

2018 Шпигель В. [24] предпринимательские экосистемы — это комбинация социальных, политических и культурных элементов в регионе, которые поддерживают развитие и рост инновационных стартапов и поощряют зарождающихся предпринимателей и других участников к риску от начала финансирования и оказания иной помощи предприятиям с высоким уровнем риска

Критический анализ международных подходов к трактовке дефиниции «предпринимательская экостема» позволяет обозначить недостатки определений. В частности, в качестве слабых сторон выделим упущение рассмотрения одного из компонентов предпринимательских экосистем — предпринимательской среды как основы поступательного развития региональной экономики и обеспечения экономического роста.

В России разработке проблематики предпринимательских экосистем, теме ожиданий синергетического эффекта от их создания и функционирования по-свящён целый пласт изысканий академических учёных.

Основными направлениями исследований являются:

- анализ роли социально-экономических экосистем в развитии национальной экономики [7];

- рассмотрение промышленных экосистем как устойчивых социально-экономических образований, сочетающих черты кластеров, холдингов, финансово-промышленных групп, технопарков, бизнес-инкубаторов [8];

- соотнесение понятий инновационная и предпринимательская экосистема, выделяют политические элементы в составе предпринимательской экосистемы — стратегии, программы, концепции развития предпринимательства, кото-

рые задают тон дальнейшему взаимодействию остальных элементов предпринимательской экосистемы [4, с. 219];

- анализ предпринимательских экосистем как экономической категории в контексте современного развития экономики; фокусирование внимания на социокультурном компоненте как отправной точки развития предпринимательства в региональной экономике; понимание предпринимательской экосистемы как сложной адаптивной системы, включающей совокупность активных субъектов, кооперационных связей между ними и средовых факторов (в том числе институциональных, инфраструктурных, культурно-социальных), обеспечивающих более эффективное использование трудовых, финансовых и интеллектуальных ресурсов в рамках региона с целью эффективного использования ресурсов экосистемы в процессе производства товаров и услуг и удовлетворения общественных потребностей [11, с. 1507, 1509];

- отождествление предпринимательской экосистемы с сетевой формой экономического взаимодействия [1, с. 34-38].

Профессиональные суждения вузовских исследователей в основном направлены на анализ отраслевых и региональных особенностей предпринимательских экосистем и в большей степени нацелены на практическую деятельность:

- обсуждается применение предпринимательской экосистемы для описания неравномерного развития малого и среднего бизнеса в России [5, с. 4-14];

- оцениваются основные элементы предпринимательской экосистемы, рассматриваются факторы, определяющие развитие предпринимательских экосистем [3, с. 76-88];

- указывается на необходимость устранения барьеров в осуществлении коммуникаций между составляющими элементами предпринимательской экосистемы и обосновывается потребность в создании эффективных предпринимательских экосистем на мезоуровне с учетом особенностей регионального развития [9, с. 149, 150];

- акцентируется внимание на венчурных экосистемах [2, с. 1-12];

- уделяется внимание отраслевым предпринимательским экосистемам, в частности экосистемам университетов как целостной и сложной самоорганизующейся системы, возникающей на основе интеграции ее элементов, обеспечивающей достижение синергического эффекта от их объединения и имеющей стратегическую направленность [6];

- под экосистемой понимается совокупность взаимосвязанных участников, организаций, институтов и процессов предпринимательской деятельности, которые объединяются формально и неформально для того, чтобы обеспечить связанное и опосредованное управление в локальной предпринимательской среде [12, с. 21].

Такой широкий разброс взглядов свидетельствует о несформированности унифицированного подхода к трактовке дефиниции «предпринимательская экосистема».

Подводя итог обзору исследований предпринимательских экосистем, в основе которых лежит концепция бизнес-экосистем, считаем необходимым отметить, что современная концепция предпринимательских экосистем базируется:

1) на кластерной теории экономического развития. Направлена на совместное специализированное внутриотраслевое сотрудничество, организованное вокруг общих потребностей, конкретных ресурсов;

2) концепции региональных инновационных систем. Исследования сосредоточены на эффективности инновационных фирм, роли национальных правительств, при этом другие субъекты предпринимательства рассматриваются опосредованно или как среда, тогда как центром теории предпринимательских экосистем является сам предпринимательский процесс;

3) теории предпринимательских сетей. Концепция фокусируется на интенсивности и качестве связей между участниками экономического пространства в отличие от теории предпринимательских экосистем, а не на роли предпринимателя.

Подход, основанный на предпринимательской экосистеме, отличается от кластерного подхода и подхода, связанного с развитием инновационных систем, тем, что главным предметом анализа является предприниматель, а не фирма. При этом подчеркивается роль социально-экономического контекста, связанного с предпринимательскими процессами. Экосистема оказывает влияние как на принятие решений на индивидуальном уровне, так и на предпринимательские намерения, а также способность нового предприятия полностью реализовать свой потенциал. Этот акцент на предпринимательских действиях и реализации потенциала, способствующего росту благосостояния, представляет собой самый важный отличительный признак концепции предпринимательской экосистемы. Еще одним достаточно существенным отличием от других концепций является то, что подход к предпринимательской экосистеме не только рассматривает предпринимательство как часть системы, но и подчеркивает конструирующую роль предпринимателей как ключевых акторов в создании системы и поддержании ее в здоровом виде [13, с. 1259].

Авторы согласны с позицией учёных А. В. Овчинниковой, С. Д. Зимина, что «слабой стороной в отечественных подходах к изучению предпринимательских экосистем оказалось определение их состава: в отличие от зарубежной практики, ставящей в фундамент экосистемы социальный и культурный компоненты (предпринимательский дух, предпринимательскую культуру, социальное поощрение предпринимательства), отечественные исследователи (за редким исключением) совсем не рассматривают данные компоненты как активные элементы экосистемы. Большинство авторов акцентируют внимание лишь на активной роли государства (при построении институциональной и физической инфраструктуры), а также непосредственно на стержневых участниках экосистем [11, с. 1510].

В трактовке данного понятия практически не учитывается тот факт, что эффекта от создания предпринимательских экосистем невозможно достичь без выстраивания деловых отношений внутри экосистемы, без смещения акцентов с внутреннего развития на работу с партнёрами, налаживания коммуникаций между партнёрами на основе анализа лучших практик и их научного обобщения.

Сопоставление существующих подходов к пониманию сущности предпринимательских экосистем позволило сформулировать авторское определение. Предпринимательская экосистема — это объединение хозяйствующих субъектов, в котором устанавливаются кооперационные и коммуникационные связи между бизнес-факторами, обеспечивающими устойчивое развитие (экология, социаль-

ная политика и корпоративное управление), гарантирующими эффективное использование трудовых, финансовых и интеллектуальных ресурсов в процессе производства товаров, выполнения работ и оказания услуг на основе создания и использования новых технологий, а сервисы и продукты решают конкретные жизненные задачи, бизнес трансформируется с целью удовлетворения как можно большего количества потребностей клиентов из разных сфер жизни.

Представленное определение комплексное. Оно, во-первых, позволяет обосновать перспективы применения новой теории экосистем для решения проблемы активизации всех процессов в пространственных и временных масштабах в стране в целом и отдельном регионе в частности; во-вторых, подчеркивает, что предпринимательские экосистемы выполняют социально-экономическую функцию — удовлетворение растущих потребностей общества в общественных товарах и услугах.

Анализ трактовок предпринимательских экосистем позволяет зафиксировать тот факт, что для всех экосистем, том числе и предпринимательских, характерны общие элементы, составляющие их базис.

Д. Айзенберг приводит шесть элементов экосистемы: политику, финансы, культуру, систему поддержки, человеческий капитал и рынки [18]. Его позиция совпадает с парадигмой Всемирного экономического форума [17], где зафиксировано, что любая успешная предпринимательская экосистема содержит следующие основные элементы:

1) кадровый потенциал, состоящий из квалифицированных сотрудников, выпускников вузов, а также профессионалов в области ведения предпринимательской деятельности;

2) финансовые ресурсы, обеспечивающие компании грантами, займами и долгосрочным финансированием, поддерживающие на ранних и более поздних стадиях предпринимательские инициативы, присутствие в регионе представителей финансовых подразделений, венчурных фондов, сообществ бизнес-ангелов и инвесторов;

3) возможность выхода на новые рынки, позволяющая реализовывать предпринимательские инициативы в новых современных областях;

4) системы поддержки предпринимательства, создающие благоприятные условия для развития предпринимательства, а также дающие возможность снижения рисков и ускорения достижения необходимых пороговых значений финансовых показателей (такие возможности предоставляют технопарки, бизнес-инкубаторы и бизнес-акселераторы), а также механизм венчурного финансирования;

5) разработанная государственная политика и нормативно-правовая база, способствующие развитию предпринимательства;

6) образование, позволяющее реализовать потребность в развитии предпринимательских профессиональных и личностных компетенций населения;

7) участие университетов в исследовательской деятельности, способствующее притоку новых идей, а также исследователей, занимающихся разработкой передовых технологий в области конкретных знаний для инновационных направлений бизнеса;

8) предпринимательская культура, обеспечивающая распространение и поощрение предпринимательского энтузиазма среди местного населения.

Элементы экосистемы непрерывно эволюционируют исходя из потребностей рынка. Наличие названных элементов позволяет изменить бизнес-ландшафт и модель деятельности компаний, смещая акценты с внутреннего развития на работу с партнерами, организацию сетей и цифровую трансформацию бизнеса [10, с. 243].

Заключение

Переход к созданию предпринимательских экосистем, наблюдаемый в настоящее время практически на всех мировых рынках, является естественным следствием совокупности нескольких факторов: 1) изменение потребностей всех участников рынка, постоянное усложнение форм организации бизнеса, возникновение новых форм сотрудничества между компаниями и новых способов совместного создания ими добавленной стоимости привели к тому, что многие организационные границы в экономике становятся более размытыми и динамичными; 2) накопленные технологические изменения, обусловившие качественный переход от этапа прорыва к этапу практического внедрения; 3) запрос на изменение и снятие географических барьеров со стороны спроса, исчерпание возможностей традиционных бизнес-моделей, в первую очередь с точки зрения маржинальности бизнеса и генерации привычного роста дохода акционеров. Особенности данной бизнес-модели, эксплуатирующей в равной степени как технологические, так и поведенческие изменения, могут приводить к качественной перестройке бизнеса.

Концепция предпринимательских экосистем для отечественной практики является относительно новой, тогда как за рубежом активно используется как в научной, так и практической деятельности. Однако российские учёные, опираясь на зарубежные наработки, раздвигают границы научных исследований предпринимательской экосисистемы, изучая экосистемы различных видов предпринимательской деятельности, включая отраслевое предпринимательство, учитывают пространственную иерархичность экосистем, уделяют внимание отдельным элементам в структуре экосистем. Соглашаясь с позициями различных авторов, считаем, что для развития концепции предпринимательских экосистем в отечественной практике необходимо обратить внимание на совершенствование коммуникаций между элементами экосистемы как отправной точки развития предпринимательства в региональной экономике.

Для обеспечения эффективности работы и устойчивости развития предпринимательских экосистем целесообразно сфокусировать внимание на необходимости формирования нормативно-правовой базы в направлении разработки Стратегии и Концепции развития предпринимательских экосистем, положения которых могут быть использованы в отношении широкого спектра экосистем, а также принятия закона, содержащего механизм, отражающий особенности формирования и функционирования предпринимательских экосистем.

Анализ накопившегося опыта функционирования предпринимательских экосистем показал их поступательное развитие, вклад в повышение уровня и качества жизни населения, в развитие бизнеса.

Литература

1. Алещенко В. В. Предпринимательские сети в агропромышленном комплексе: основы формирования // Экономика и управление инновационными процессами, проек-

тами, программами: материалы международной заочной научно-практической конференции. Омск, 2015. С. 34-38. Текст: непосредственный.

2. Богуславский И. В., Угнич Е. А. Развитие венчурной экосистемы: роль организационной культуры // Науковедение. 2014. № 2(21). С. 1-12. Текст: непосредственный.

3. Веселов К. С., Назаров М. Г., Широкова Д. В. Исследование факторов развития предпринимательской экосистемы региона (на примере Нижегородского региона) // Региональная экономика: теория и практика. 2016. № 7. С. 76-88. Текст: непосредственный.

4. Дорошенко С. В., Шеломенцев А. Г. Предпринимательская экосистема в современных экономических исследованиях // Журнал экономической теории. 2017. № 4. С. 212-221. Текст: непосредственный.

5. Земцов С. П., Бабурин В. Л. Предпринимательские экосистемы в регионах России // Региональные исследования. 2019. № 2(64). С. 4-14. Текст: непосредственный.

6. Иванова А. В. Формирование предпринимательской экосистемы университета: новые вызовы // Сборник трудов международной научно-практической конференции. Екатеринбург: Изд-во УрФУ им. первого президента России Б. Н. Ельцина, 2012. С. 6369. Текст: непосредственный.

7. Клейнер Г. Б. Промышленные экосистемы: взгляд в будущее // Экономическое возрождение России. 2018. № 2(56). С. 53-62. Текст: непосредственный.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

8. Клейнер Г. Б. Экономика экосистем: шаг в будущее // Экономическое возрождение России. 2019. № 1(59). С. 40-45. Текст: непосредственный.

9. Коломыц О. Н., Черникова В. В., Гудкова А. Г. Предпринимательские экосистемы: сущностные характеристики и законы развития // Современная научная мысль. 2017. № 5. С. 146-151. Текст: непосредственный.

10. Маркова В. Д., Кузнецова С. А. Стратегии развития экосистем: анализ российского опыта // Стратегические решения и риск-менеджмент. 2021. № 12(3). С. 241-251. Текст: непосредственный.

11. Овчинникова А. В., Зимин С. Д. Рождение концепции предпринимательских экосистем и ее эволюция // Экономика, предпринимательство и право. 2021. Т. 11, № 6. С. 1497-1514. Текст: непосредственный.

12. Социально-экономические функции экосистем и их роль в экономическом развитии / Е. А. Окунькова, С. Л. Озеров, А. В. Колесников, Е. В. Захаров // Экономика и управление: проблемы, решения. 2021. Т. 3, № 10. С. 120-127. Текст: непосредственный.

13. Раменская Л. А. Применение концепции экосистем в экономико-управленческих исследованиях // Управленец. 2020. Т. 11, № 4. С. 16-28. Текст: непосредственный.

14. Солодилова Н. З., Маликов Р. И., Гришин К. Е. Методический инструментарий оценки состояния региональной предпринимательской экосистемы // Экономика региона. 2018. Т. 14, вып. 4. С. 1256-1269. Текст: непосредственный.

15. Шваб К. Четвертая промышленная революция: пер. с англ. Москва: Эксмо, 2020. 208 с. Текст: непосредственный.

16. Acs Z. J., Autio E., Szerb L. National systems of entrepreneurship: Measurement issues and policy implications // Research Policy. 2014. № 43. P. 476-494.

17. Cohen B. Sustainable valley entrepreneurial ecosystem // Business Strategy and the Environment. 2006. № 15(1). Р. 1-14.

18. Isenberg D. How to start an Entrepreneurial Revolution // Harvard Business Review. June 1. 2010. P. 41-50.

19. Isenberg D. The entrepreneurship ecosystem strategy as a new paradigm for economy policy: Principles for cultivating entrepreneurship. Babson Park: MA: Babson College. 2011.

20. Jackson D. J. What is an Innovation Ecosystem? National Science Foundation, Arlington, VA, 2011. Available at: http://urenio.org/wp-content/uploads/2011/05/What-is-an-Innovation-Ecosystem.pdf (accessed: 22.02.2022).

21. Mason C., Brown R. Entrepreneurial ecosystems and growth oriented entrepreneur-ship. Paper prepared for a workshop of the OECD LEED Programme and the Dutch Ministry of Economic Affairs, The Hague, Netherlands, 7 November 2013, (Final Version: January 2014). Available at: http://www.oecd.org/cfe/leed/Entrepreneurial-ecosystems.pdf. (accessed: 12.05.2022).

22. Moore J. F. The Rise of a New Corporate Form Washington Quarterly. 1998. № 21(1). Р. 167-181.

23. Spilling O. R. The entrepreneurial system: On entrepreneurship in the context of a mega event // Journal of Business Research. 1996. № 36(1). Р. 91-103.

24. Spigel B. The Relational Organization of Entrepreneurial Ecosystems // Entrepreneur-ship Theory and Practice. 2017. № 41(1). P. 49-72.

25. Stam E. Entrepreneurial Ecosystems and Regional Policy: A Sympathetic Critique // European Planning Studies. 2015. Vol. 23, № 9. P. 1759-1769.

26. Valdez J. The entrepreneurial ecosystem: toward a theory of new business formation San Antonio: University of Texas. 1988.

27. West J., Wood D. Evolving an open ecosystem: The rise and fall of the Symbian platform // Advances in Strategic Management. 2013. Vol. 30. P. 27-67.

Статья поступила в редакцию 30.06.2022; одобрена после рецензирования 29.08.2022; принята к публикации 01.09.2022.

BUSINESS ECOSYSTEMS IN THE RESEARCH FIELD

Tatyana A. Naydenova Cand. Sci. (Econ.), A/Prof. naydenovata@mail.ru

Elena N. Novokshonova Cand. Sci. (Econ.), A/Prof. einai@mail.ru

Pitirim Sorokin Syktyvkar State University 55 Oktyabrsky Prospect, Syktyvkar, 167001, Russia

Abstract. With the transition to a new technological paradigm, a model for organizing and supporting entrepreneurship, capable of coordinating interaction between economic entities is emerging, it is a business ecosystem. The study is aimed at critical analysis of scientific approaches to the interpretation of "business ecosystem" in order to work out a theoretical basis for the development of business ecosystems and fixing their elements. In the process of theoretical research, it has been established that Russian scientists, relying on foreign developments, extend the frontiers of scientific inquiry of business ecosystem by studying ecosystems of various types of entrepreneurial activity, including industry entrepreneurship, take into account the spatial hierarchy of ecosystems, and pay attention to individual elements in the structure of ecosystems. It is proposed to focus on the need to develop a regulatory framework for working out a Strategy and a Concept for the Development of Business Ecosystems, which provisions can be used towards a wide range of ecosystems, as well as for formation of the law with a mechanism reflecting the features of functioning of business ecosystems that make various ecosystems efficient, capable of sustainable development. Keywords: business ecosystem, ecosystem model, entrepreneurship, economics.

For citation

Naydenova T. A., Novokshonova E. N. Business Ecosystems in the Research Field. Bulletin of Buryat State University. Economy and Management. 2022; 3: 79-90 (In Russ.).

The article was submitted 30.06.2022; approved after reviewing 29.08.2022; accepted for publication 01.09.2022.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.