Научная статья на тему 'ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКАЯ СОЦИАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ РЕМЕСЛЕННИКА'

ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКАЯ СОЦИАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ РЕМЕСЛЕННИКА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
56
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ОБУЧЕНИЕ / ЭФФЕКТИВНЫЙ БИЗНЕС / РЕМЕСЛЕННИК-ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬ / УРОВЕНЬ СФОРМИРОВАННОСТИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Тельманова Елена Дмитриевна

В статье приведено теоретическое обоснование того, что предпринимательская социальная компетентность является основой для ведения малого бизнеса и, в частности, ремесленного, т. к. уровень ее сформированности у выпускника учреждения ремесленного образования сделает возможным на этапе становления ремесленного предприятия быстро и эффективно не только войти в бизнес сообщество, но и одержать верх в конкурентной борьбе. В статье выполнено теоретическое обоснование составляющих предпринимательской социальной компетентности. Отталкиваясь от трех основных категорий (личная компетентность, социальная компетентность и предметная компетентность), автором в ходе актуализации предложены и обоснованы, приближенные к ремесленному бизнесу категории, дающие представление о потенциальных областях предпринимательской социальной компетентности ремесленника. Рассмотрены следующие компетенции: компетенция действий, профессиональные компетенции, компетенция самостоятельности, социальные компетенции, коммуникативные компетенции. Дано универсальное определение компетенции действия: способен выполнять работу энергично и напористо, ценит планирование, но при первой возможности предпримет быстрые и решительные действия. При определении сущностных характеристик компетенции самостоятельности было доказано, что в истоках самостоятельности лежит самоанализ, самомотивация и саморегулирование. Было выделено шесть наиболее важных коммуникативных компетенций, которыми должен обладать будущий ремесленник-предприниматель. Объясняется такое количество компетенций влиянием на коммуникативные умения человека таких факторов как социальный и культурный контекст. Уровень сформированности той или иной компетенции предложено определять в ходе регулярных мониторингов, используя разработанные автором характеристики каждого уровня предпринимательской социальной компетентности. Предложено распределять степень сформированности предпринимательской социальной компетентности у учеников-ремесленников по трем уровням: базовый, конструктивный и синергетический.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ENTREPRENEURIAL SOCIAL COMPETENCE OF ARTISANS

The article provides a theoretical justification for the fact that entrepreneurial social competence is the basis for running a small business and, in particular, a handicraft one. The level of its formation in a graduate of a vocational education institution will make it possible, at the stage of formation of a craft enterprise, not only to quickly and efficiently enter the business community, but also to gain the upper hand in the competition. The article provides a theoretical substantiation of the components of entrepreneurial social competence. Starting from three main categories (personal competence, social competence and subject competence), the author, in the course of updating, proposed and substantiated categories close to the craft business, giving an idea of the potential areas of entrepreneurial social competence of the artisan. The following competences are considered: competence of action, professional competence, competence of independence, social competence, and communicative competence. A universal definition of the competence of action is given: is able to perform work energetically and assertively, appreciates planning, but will take quick and decisive action at the first opportunity. When defining the essential characteristics of the competence of independence, it was proved that self-analysis; self-motivation and self-regulation lie at the origins of independence. Six of the most important communicative competencies that a future artisan-entrepreneur should possess were identified. This number of competencies is explained by the influence of factors such as social and cultural context on a person's communication skills. It is proposed to determine the level of formation of a particular competence in the course of regular monitoring, using the characteristics of each level of entrepreneurial social competence developed by the author. It is proposed to distribute the degree of formation of entrepreneurial social competence among artisan students into three levels: basic, constructive and synergistic.

Текст научной работы на тему «ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКАЯ СОЦИАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ РЕМЕСЛЕННИКА»

Мир науки. Педагогика и психология / World of Science. Pedagogy and psychology https ://mir-nauki.com 2021, №5, Том 9 / 2021, No 5, Vol 9 https://mir-nauki.com/issue-5-2021.html URL статьи: https://mir-nauki.com/PDF/08PDMN521.pdf Ссылка для цитирования этой статьи:

Тельманова, Е. Д. Предпринимательская социальная компетентность ремесленника / Е. Д. Тельманова // Мир науки. Педагогика и психология. — 2021. — Т. 9. — № 5. — URL: https://mir-nauki.com/PDF/08PDMN521.pdf

For citation:

Telmanova E.D. Entrepreneurial social competence of artisans. World of Science. Pedagogy and psychology, 9(5): 08PDMN521. Available at: https://mir-nauki.com/PDF/08PDMN521.pdf. (In Russ., abstract in Eng.).

Грант РФФИ в рамках научного проекта № 20-013-00648

Funding: The reported study was funded by RFBR, project number 20-013-00648

Тельманова Елена Дмитриевна

ФГБОУ ВО «Уральский государственный горный университет», Екатеринбург, Россия

Доцент

Кандидат педагогических наук, доцент E-mail: [email protected] РИНЦ: https://www.elibrary.ru/author profile.asp?id=573236

Предпринимательская социальная компетентность ремесленника

Аннотация. В статье приведено теоретическое обоснование того, что предпринимательская социальная компетентность является основой для ведения малого бизнеса и, в частности, ремесленного, т. к. уровень ее сформированности у выпускника учреждения ремесленного образования сделает возможным на этапе становления ремесленного предприятия быстро и эффективно не только войти в бизнес сообщество, но и одержать верх в конкурентной борьбе. В статье выполнено теоретическое обоснование составляющих предпринимательской социальной компетентности. Отталкиваясь от трех основных категорий (личная компетентность, социальная компетентность и предметная компетентность), автором в ходе актуализации предложены и обоснованы, приближенные к ремесленному бизнесу категории, дающие представление о потенциальных областях предпринимательской социальной компетентности ремесленника. Рассмотрены следующие компетенции: компетенция действий, профессиональные компетенции, компетенция самостоятельности, социальные компетенции, коммуникативные компетенции. Дано универсальное определение компетенции действия: способен выполнять работу энергично и напористо, ценит планирование, но при первой возможности предпримет быстрые и решительные действия. При определении сущностных характеристик компетенции самостоятельности было доказано, что в истоках самостоятельности лежит самоанализ, самомотивация и саморегулирование. Было выделено шесть наиболее важных коммуникативных компетенций, которыми должен обладать будущий ремесленник-предприниматель. Объясняется такое количество компетенций влиянием на коммуникативные умения человека таких факторов как социальный и культурный контекст. Уровень сформированности той или иной компетенции предложено определять в ходе регулярных мониторингов, используя разработанные автором характеристики каждого уровня предпринимательской социальной компетентности. Предложено распределять степень сформированности предпринимательской социальной компетентности у учеников-ремесленников по трем уровням: базовый, конструктивный и синергетический.

Ключевые слова: компетентность; обучение; эффективный бизнес; ремесленник-предприниматель; уровень сформированности

Актуальность

Большинство исследований утверждают, что эффективность бизнеса зависит от таких качеств предпринимателя, как инновации, профессиональная активность и принятие риска [1-3]. Однако в некоторых исследованиях утверждается, что влияние данных предпринимательских качеств на эффективность бизнеса длится непродолжительное время [4]. Более того, современные исследования говорят о том, что эти предпринимательские качества не оказывают такого влияния на эффективность бизнеса, как это было ранее [5]. Указывается, что существует взаимосвязь между предпринимательской социальной компетентностью, предпринимательской ориентацией, предпринимательским сообществом и эффективностью бизнеса [6]. Поэтому, на современном этапе, можно говорить об актуальности в современном деловом мире и в сфере оказания услуг предпринимательской социальной компетентности, основой которой является способность выстраивать социальные отношения с потребителем, с поставщиком, с исполнителями бизнеса и с клиентами. Кроме того, очень важно строить социальные отношения с правительственной средой и с другими профессиональными организациями.

Предпринимательская социальная компетентность ремесленника как основа эффективного бизнеса

Компетентность — это ключевая характеристика, которой владеет человек, способный изменять мотивацию и уровень личного имиджа или социальную роль. Предшествующие исследования утверждали, что более высокий социальный капитал (в виде желаемой репутации, более широкой социальной сети и т. д.) поможет предприятию, предоставив ему возможность достичь успеха [7; 8]. Кроме того, социальная компетентность, которой владеет предприниматель, будет влиять на производительность. Предприниматель способный использовать ресурсы этого капитала для построения социальных отношений будет обладать конкурентным преимуществом в малом и среднем бизнесе.

До сих пор не проводилось исследований по дифференциации социального и делового взаимодействия. Но думается, что данное взаимодействие в малом и среднем бизнесе, в ремесленном предпринимательстве и, особенно, социальные отношения будут влиять на эффективность бизнеса. И это понятно. Человек обладающий высоким уровнем социальной компетентности, сможет проявлять больше социального внимания, будет более отзывчивым, более полезным и более привлекательным. Эти черты характера создадут социальные отношения, а также создадут непрерывный коммуникационный поток, который будет влиять на эффективность бизнеса.

Отталкиваясь от приведенных выше аргументов, можно заключить следующее:

• чем выше предпринимательская социальная компетентность, тем будут шире деловые связи;

• чем выше предпринимательская социальная компетентность, тем будет выше эффективность бизнеса.

Ремесленное предприятие вполне способно получить конкурентные преимущества и высокую эффективность бизнеса по сравнению с традиционными предприятиями малого и среднего бизнеса. Взаимовлияние четырех переменных, позволяющих эффективно вести

ремесленный бизнес (предпринимательская социальная компетентность, деловые связи, конкурентное преимущество, деловая репутация) представлено на рисунке 1.

Рисунок 1. Модель взаимовлияния переменных ремесленного бизнеса

В соответствии с рисунком предпринимательская социальная компетентность положительно повлияет на деловые связи и конкурентное преимущество. Между тем деловые связи положительно повлияют на конкурентное преимущество, а конкурентное преимущество повлияет на эффективность ремесленного предприятия.

Известный антрополог из США Эдвард Холл утверждал, что конкурентное преимущество оценивается по трем позициям: продолжительная устойчивость, трудность подражания и на сколько легко быть идентичным [9]. Показатели для измерения преимущества заключаются в создании следующих условий при ведении ремесленного бизнеса:

• лучшая лояльность к клиентам, по сравнению с конкурентами;

• лучшее развитие качества продукта по сравнению с конкурентом;

• лучшее развитие технологии по сравнению с конкурентом;

• более разнообразная продукция и услуги по сравнению с конкурентом.

Обладая наиболее высокими оценками и показателями конкурентного преимущества ремесленного предприятия, можно рассчитывать на высокую эффективность бизнеса за счет роста прибыли, увеличения продаж и прироста клиентов.

Вывод: конкурентное преимущество влияет на эффективность ремесленного предприятия.

Все вышеизложенное доказывает, что существует прямая зависимость между предпринимательской социальной компетентностью ремесленника и эффективностью его бизнеса.

Формулировка и теоретическое осмысление главных компонентов предпринимательской социальной компетентности

В настоящее время учебные программы, реализующиеся в учреждениях начального и среднего профессионального образования России, обеспечивают некоторую поддержку формированию предпринимательской социальной компетентности выпускников-ремесленников. Тем не менее нет до сих пор теоретически обоснованных составляющих этой компетентности.

Рассмотрим категории, которые дают первое представление о потенциальных областях данной компетентности. Их можно разделить на три основные категории: личная компетентность, социальная компетентность и предметная компетентность. В актуализированном варианте категории предпринимательской социальной компетентности следующие:

• компетенция действий;

• профессиональные компетенции;

• компетенция самостоятельности;

• социальные компетенции;

• коммуникативные компетенции (табл. 1).

Таблица 1

Модель предпринимательской социальной компетентности ремесленника

Категории Компетенции

Компетенция действий ДК 1. Способен выполнять работу энергично и напористо, ценит планирование, но при первой возможности предпримет быстрые и решительные действия.

Профессиональные компетенции ПК 1. Организовывать эффективный, рациональный труд на конативном уровне. ПК 2. Планировать и осуществлять маркетинговую деятельность ремесленного предприятия. ПК 3. Организовывать малое предпринимательство.

Компетенция самостоятельности СК. Самоанализ, самомотивация, и саморегулированием.

Социальные компетенции СК 1. Знание своих собственных и чужих эмоций. СК 2. Управление импульсивными проявлениями и правильное поведение. СК 3. Продуктивное общение. СК 4. Формирование релевантных отношений. СК 5. Продуктивная работа в команде. СК 6. Разрешение конфликтов. СК 7. Высокая самомотивация: - внутренняя установка на качественную деятельность; - чувство долга, ответственности перед собой; - видение конечного результата и осознанное стремление к его быстрейшему достижению.

Коммуникативные компетенции КК 1. Умение общаться этично. КК 2. Умение определять коммуникационные цели. КК 3. Умение выбирать наиболее подходящий и эффективный способ общения. КК 4. Умение избегать недопонимания. КК 5. Умение управлять конфликтом. КК 6. Умение выслушивать чужую точку зрения.

Составлено автором

Компетенция действий. Ежедневно бизнесмены-ремесленники предпринимают действия, которые являются шагами к долгосрочному развитию своей компании. Учитывая ограничения по времени и ресурсам, им необходимо расставить приоритеты для задач. При

https:// mir-nauki. com

этом существуют следующие противоречия. Действия, которые кажутся работоспособными в краткосрочной перспективе, могут навредить достижению долгосрочных целей организации. Способность предвидеть долгосрочные последствия действий и разрабатывать операционные цели ограничивает компетенцию стратегических действий. Тем не менее, универсальное определение этой компетенции следующее: способен выполнять работу энергично и напористо, ценит планирование, но при первой возможности предпримет быстрые и решительные действия.

Компетенция самостоятельности. Одна из способностей, которую большинство преподавателей желают воспитать в своих студентах — это самостоятельность. Собственно, выпускники должны научиться быть самомотивированными, саморегулирующимися и независимыми профессионалами. Эти принципы являются основополагающими для обучения на протяжении всей жизни, профессионального роста, развития и долгосрочного удовлетворения карьерой. Они сослужат хорошую службу в жизни выпускника, в целом, независимо от конкретного выбора карьеры или карьерного пути. Кроме того, в период обучения происходит становление самосознания, самоконтроля и самокоррекции личности. Суть которых в умении брать инициативу на себя, а не ждать, пока тебе скажут, что делать. Делать то, что просят, в меру своих возможностей, без необходимости внешнего подталкивания и работать до тех пор, пока работа не будет завершена. Способность брать на себя ответственность за свои ошибки, не ища оправданий. Не позволять неуверенности в себе или негативным эмоциям из-за негативного прошлого опыта сбить себя с курса. Самосознание относится к пониманию себя — своих эмоций, убеждений, предположений, предубеждений.

Ключом к самостоятельности являются самоанализ, самомотивация и саморегулирование.

Коммуникативная компетентность. Коммуникативная компетентность стала в центре внимания высшего образования за последние пару десятилетий [10; 11]. Способность эффективно общаться часто включается в качестве одной из основных целей обучения в вузах, наряду с такими ключевыми навыками, как критическое мышление и решение проблем.

Коммуникативная компетентность относится к знанию эффективных и подходящих коммуникативных моделей, и способности использовать и адаптировать эти знания в различных контекстах.

К когнитивным элементам данной компетентности относятся знания того, как и что делать, и понимание того, почему все делается именно так. При этом люди могут развивать когнитивные способности, наблюдая и оценивая действия других. Это помогает воплотить концепции общения в жизнь, а также помогает оценить, насколько общение в реальном мире отличается от уже известных концепций общения. Далее, по мере того, как формируются коммуникативные знания на основе опыта и знаний получает развитие поведенческая компетентность.

На индивидуальном уровне физиологические и психологические характеристики человека влияют на уровень коммуникативной компетентности. С точки зрения физиологии, возраст, зрелость и способность к общению индивида влияют на данную компетентность. С точки зрения психологии, настроение человека, уровень стресса, личность и уровень восприятия общения (уровень беспокойства по поводу общения) так же влияют на его компетентность. Все эти факторы либо помогают, либо мешают в реальном коммуникативном поведении.

Уровень коммуникативной компетентности у индивида, зависит от социального и культурного контекста. Социальные переменные, такие как статус и власть, влияют на компетентность. Например, в социальной ситуации, когда один человек (руководитель) имеет

https:// mir-nauki. com

больше власти, чем другой (сотрудник), именно руководитель устанавливает стандарт коммуникативной компетентности. Культурные переменные, такие как национальность, также влияют на компетентность. И это делает невозможным наличие только одного стандартного определения коммуникативной компетенции.

Исходя из вышеизложенного, думается, наиболее важными коммуникативными компетенциями для будущих ремесленников-предпринимателей являются:

• умение общаться этично;

• умение определять коммуникативные цели;

• умение выбирать наиболее подходящий и эффективный способ общения;

• умение избегать недопонимания;

• умение управлять конфликтом;

• умение выслушивать чужую точку зрения.

Профессиональные и социальные компетенции представлены выше на рисунке 2.

Основные принципы формирования предпринимательской социальной компетентности у будущих ремесленников

Важность формирования предпринимательской социальной компетентности ремесленников-предпринимателей на этапе обучения ремеслу сложно переоценить, т. к. данная компетентность положительно повлияет на деловые связи, конкурентное преимущество и, в конечном итоге, не эффективность будущего ремесленного предприятия выпускника. Поэтому, введение в учебную программу мероприятий по обучению социальным и предпринимательским навыкам не отвлекает студентов от учебных занятий, а делает процесс обучения более эффективным.

Формирование предпринимательской социальной компетентности у учеников-ремесленников в ходе обучения по основным профессиональным образовательным программам должно стать приоритетной задачей образовательного учреждения ремесленного профиля. И решить эту задачу можно с позиции онтологического подхода. При этом необходимо обеспечить интеграцию следующих компонентов: образовательный контекст, педагогическая действительность и образовательное поле индивида [12]. Увеличение социально-психологической нагрузки в основной профессиональной образовательной программе (ОПОП) обеспечит достаточный уровень сформированности предпринимательской социальной компетентности у учеников-ремесленников. В существующих профессиональных образовательных программах, с концептуальной точностью, необходимо скорректировать цели, содержание, формы обучения для дальнейшего планирования всего учебно-воспитательного процесса [13]. В ходе планирования в учебный план вносятся дисциплины по организации предпринимательской деятельности ремесленника. Закладываются в образовательный процесс регулярные мониторинги процесса формирования предпринимательской социальной компетентности у будущих ремесленников-предпринимателей [14]. При проведении мониторингов фиксируются психоэмоциональные и социальные характеристики обучающихся, разрабатываются рекомендации по совершенствованию, как процесса подготовки по специальным дисциплинам, так и по содержанию групповых тренинговых занятий, которые обязательно включены в специализированные тематические модули [15].

Степень сформированности предпринимательской социальной компетентности у учеников-ремесленников можно разбить на три уровня:

1. Базовый уровень

2. Конструктивный уровень.

3. Синергетический уровень.

Рассмотрим основные характеристики каждого уровня предпринимательской социальной компетентности (табл. 2).

Таблица 2

Уровни предпринимательской социальной компетентности

Уровень сформированное™ компетенции Характеристика

1 Базовый уровень Не способен выполнять работу энергично и напористо, планировать, предпринимать быстрые и решительные действия. Знания по организации малого предпринимательства ограничены. Ограниченная способность к самоанализу, само мотивации и саморегулированию. Ограниченно понимает собственные и чужие эмоции. Слабое управление импульсивными проявлениями. Не способен устанавливать контакты в процессе общения. Низкая самомотивация. Коммуникативные компетенции сформированы частично.

2 Конструктивный уровень Способен выполнять работу достаточно энергично, планировать, предпринимать достаточно решительные действия. Обладает знаниями по организации малого предпринимательства. В целом, способен к самоанализу, самомотивации и саморегулированию. Способен понимать собственные и чужие эмоции. Демонстрирует управление импульсивными проявлениями. Способен продуктивно общаться. Достаточно высокая самомотивация. Коммуникативные компетенции достаточно сформированы.

3 Синергетический уровень Способен выполнять работу энергично и напористо, ценит планирование, при первой возможности предпримет быстрые и решительные действия. Способен организовывать малое предпринимательство. Способен к самоанализу, самомотивации и саморегулированию. Способен понимать собственные и чужие эмоции. Демонстрирует управление импульсивными проявлениями. Способен продуктивно общаться. Обладает высокой самомотивацией. Сформированы коммуникативные компетенции.

Составлено автором

Заключение

Представленные выше категории предпринимательской социальной компетентности позволяют на базе основных профессиональных образовательных программ готовить будущих ремесленников-предпринимателей, способных организовывать и вести эффективный бизнес. Сформированность предпринимательской социальной компетентности на синергетическом уровне обеспечит выпускнику конкурентное преимущество, т. к. прибыль от деятельности ремесленного предприятия обеспечивается приростом клиентов и, следовательно, увеличением продаж.

https:// mir-nauki. com

ЛИТЕРАТУРА

1. 2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

10. 11.

12.

13.

14.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

15.

Churchill N.C., Lewis V.L. The five stages of small business growth. // Harvard Business Review, vol. 61, no. 3, pp. 1-12, 1983.

Namman J.L., Slevin D.P. Entrepreneurship and the concept of fit: a model and empirical tests. // Strategic Management Journal, vol. 14, no. 2, pp. 137-153, 1993.

Lumpkin G.T., Dess G.G. Clarifying the entrepreneurial rientation construct and linking it to performance. // Academy of management Review, vol. 21, no. 1, pp. 135172, 1996.

Wiklund J. The sustainability of the entrepreneurial orientation performance relationship. // Entrepreneurship: Theory Dan Practice, vol. 24, no. 1, pp. 37-49, 1999.

Пономарев О.Б. К вопросу об условиях эффективности предпринимательской деятельности // Российское предпринимательство. 2019. С. 847-864.

Markovic M.R., Salamazadeh A. The importance of communication in business management // 7th International Scientific Conference on Employment, Education and Entrepreneurship. B: Belgrade, Serbia. pp. 11-28. 2018. Т. 20. № 4.

Baron M. Beyond social capital: the role of entrepreneurs social competence in their financial success. / Journal of Business Venturing vol. 18, pp. 41-60, 2003.

Nahapiet J., Ghoshal S. Social Capital, Intellectual Capital, and the Organizational Advantage Author(s) // The Academy of Management Review, Vol. 23, No. 2 (Apr., 1998), pp. 242-266.

Холл Э.Т., Холл М.Р. Понимание культурных различий / Эдвард Т. Холл и Милдред Рид Холл. / Межкультурная пресса. Ярмут. 1990 г.

Криволапова Н.М. Коммуникативная компетентность личности //Концепт: науч.-метод электр. журнал. 2014. Т. 30. С. 36-40.

Михайлова Е.В. Технологические основы формирования коммуникативной компетентности // Вестник томского государственного университета. 2010. № 340. С. 191-194.

Попов Е.Б. Онтология образовательной деятельности. — Оренбург: Вестник ОГУ. — 2011. — № 11(130). — С. 217-221.

Тельманова Е.Д. Успешная социализация ремесленников-предпринимателей в системах профессионального образования как педагогическая проблема / Е.Д. Тельманова // Педагогический журнал Башкортостана. — 2014. — № 1(50). — С. 50-59.

Тельманова Е.Д. Ключевые положения социализирующего подхода к обучению ремесленной профессии // Вестник Томского государственного педагогического университета. 2017. № 1(178). С. 149-153.

Тельманова Е.Д. Тренинговая форма освоения социальной роли ремесленника-предпринимателя / Е.Д. Тельманова, Г.М. Романцев // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 3: Педагогика и психология. — 2012. — № 4(109). — С. 71-76.

Telmanova Elena Dmitriyevna

Ural State Mining University, Yekaterinburg, Russia E-mail: [email protected] RSCI: https://www.elibrary.ru/author_profile.asp?id=573236

Entrepreneurial social competence of artisans

Abstract. The article provides a theoretical justification for the fact that entrepreneurial social competence is the basis for running a small business and, in particular, a handicraft one. The level of its formation in a graduate of a vocational education institution will make it possible, at the stage of formation of a craft enterprise, not only to quickly and efficiently enter the business community, but also to gain the upper hand in the competition. The article provides a theoretical substantiation of the components of entrepreneurial social competence. Starting from three main categories (personal competence, social competence and subject competence), the author, in the course of updating, proposed and substantiated categories close to the craft business, giving an idea of the potential areas of entrepreneurial social competence of the artisan. The following competences are considered: competence of action, professional competence, competence of independence, social competence, and communicative competence. A universal definition of the competence of action is given: is able to perform work energetically and assertively, appreciates planning, but will take quick and decisive action at the first opportunity. When defining the essential characteristics of the competence of independence, it was proved that self-analysis; self-motivation and self-regulation lie at the origins of independence. Six of the most important communicative competencies that a future artisan-entrepreneur should possess were identified. This number of competencies is explained by the influence of factors such as social and cultural context on a person's communication skills. It is proposed to determine the level of formation of a particular competence in the course of regular monitoring, using the characteristics of each level of entrepreneurial social competence developed by the author. It is proposed to distribute the degree of formation of entrepreneurial social competence among artisan students into three levels: basic, constructive and synergistic.

Keywords: competence; training; effective business; artisan-entrepreneur; level of maturity

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.