Научная статья на тему 'Предпринимательская культура как критерий оценки профессиональной подготовки учителей технологии'

Предпринимательская культура как критерий оценки профессиональной подготовки учителей технологии Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
66
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Наука и школа
ВАК
Область наук
Ключевые слова
КУЛЬТУРА / CULTURE / ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / ENTREPRENEURSHIP / ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКАЯ КУЛЬТУРА / ENTREPRENEURIAL CULTURE / ИНФОРМАЦИОННОСЕМИОТИЧЕСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ КУЛЬТУРЫ / INFORMATION AND SEMIOTIC CONCEPT OF CULTURE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гусин К. Ф.

Статья посвящена вопросам формирования предпринимательской культуры при подготовке будущих учителей технологии в педагогическом вузе. Автор рассматривает цели и задачи формирования предпринимательской культуры учителей технологии

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ENTREPRENEURIAL CULTURE AS A CRITERION FOR EVALUATING THE PROFESSIONAL TRAINING OF TEACHERS OF TECHNOLOGY

The article is devoted to the formation of an entrepreneurial culture in the training process of future teachers of technology in the pedagogical university. The author examines the aims and objectives of the formation of an entrepreneurial culture of technology teachers.

Текст научной работы на тему «Предпринимательская культура как критерий оценки профессиональной подготовки учителей технологии»

ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКАЯ КУЛЬТУРА КАК КРИТЕРИЙ ОЦЕНКИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ УЧИТЕЛЕЙ ТЕХНОЛОГИИ

ENTREPRENEURIAL CULTURE AS A CRITERION FOR EVALUATING THE PROFESSIONAL TRAINING OF TEACHERS OF TECHNOLOGY

К. Ф. Гусин

Статья посвящена вопросам формирования предпринимательской культуры при подготовке будущих учителей технологии в педагогическом вузе. Автор рассматривает цели и задачи формирования предпринимательской культуры учителей технологии.

Ключевые слова: культура, предпринимательство, предпринимательская культура, информационно-семиотическая концепция культуры.

K. F. Gusin

The article is devoted to the formation of an entrepreneurial culture in the training process of future teachers of technology in the pedagogical university. The author examines the aims and objectives of the formation of an entrepreneurial culture of technology teachers.

Keywords: culture, entrepreneurship, entrepreneurial culture, information and semiotic concept of culture.

Работа по совершенствованию профессиональной подготовки студентов требует уточнения и конкретизации качеств, которыми должны обладать молодые специалисты. Такое уточнение может быть осуществлено путем рассмотрения профессиональной и предметной (частной) культуры специалиста. Данный подход наиболее актуален для выпускников педагогических вузов, остающихся в системе образования и содействующих задаче трансляции культуры новым поколениям.

Подход, с помощью которого уточняются качества выпускника, должен обеспечивать возможность разработки содержания образования и методов обучения, направленных на формирование определяемых качеств. В связи с этим рассмотрения требует само понятие «культура».

Существует большое количество определений этого понятия. По одним оценкам, их более пятисот [1], а по другим - более тысячи [2]. Значительная их часть указывает на связь культуры и человеческой деятельности, ее видов, форм, результатов; накопления опыта жизнедеятельности, его сохранения и передачи новым поколениям и членам общества.

Выделение одного вида общественно значимой деятельности и фиксирование уровня ее развития позволяет говорить о частной культуре, например: технологической, графической, информационной, предпринимательской.

В полной мере носителем предпринимательской культуры является профессиональное предпринимательское сообщество. Взаимодействие предпринимателей со своими клиентами, работниками, партнерами из некоммерческих организаций вовлекает всех их в сферу предпринимательской культуры. Владение элементами предпринимательской культуры становится важным для любого члена общества, не только предпринимателей.

Особая ответственность ложится на учителей, как на часть системы образования, важной задачей которой является трансляция культуры, в том числе предпринимательской.

Одной из задач учителя является помощь учащимся в их самоопределении, в том числе и профессиональном самоопределении. Это требует от специалиста сформиро-

ванных представлений о предпринимательстве как виде самоопределения, способе человека выразить себя и реализовать свой творческий и созидательный потенциал через предпринимательскую деятельность, принять на себя ответственность за свою жизнь и жизнь своих близких.

Содействие профессиональному самоопределению учащихся - одна из базовых задач учителя технологии; предпринимательская подготовка школьников осуществляется в рамках образовательной области «Технология»; использование методов обучения, предусматривающих создание школьных производств или учебных компаний, та кже требует формирования предпринимательской культуры. Таким образом, необходимость овладения предпринимательской культурой у учителя технологии больше, чем у других учителей.

Необходимый для оценки качеств специалиста инструментарий может дать информационно-семиотическая концепция культуры. Согласно ей культура обладает тремя важнейшими характеристиками: миром артефактов, смыслов и знаков.

А. Кармин определяет артефакты как сделанные человеком вещи, рожденные им мысли, найденные и используемые средства и способы действий [3].

Смыслы возникают в процессе познания окружающего мира и представляют собой знания о свойствах объектов, ценности, характеризующие отношение к объекту, и регулятивы, то есть правила и требования, в соответствии с которыми люди строят свою жизнь.

Знаки, по определению А. Кармина, - это предметы, выступающие в качестве носителя информации о других предметах и используемые для ее приобретения, хранения, переработки и передачи.

Приведенные характеристики справедливы для коллективной культуры, общества в целом или определенной группы лиц (например, по профессиональному признаку).

Для оценки качеств специалиста необходимы характеристики, позволяющие судить о включенности в культуру одного человека или о степени сформированности у него элементов определенной культуры. Исходя из выше сказанного, в качестве таких критериев могут быть приняты:

• взаимодействие с артефактами данной культуры (осведомленность об их существовании, их использование и/или изготовление);

• уровень владения специальными знаниями;

• принятие системы ценностей данной культуры;

• готовность следовать регулятивам данной культуры;

• понимание системы знаков и способность к прочтению «текстов» (совокупностей знаков).

Предпринимательская культура, как пример частной культуры, определяет уровень развития предпринимательской деятельности, ее значимости для общества и отношения к ней.

Такой подход к пониманию предпринимательской культуры, конечно, не единственный. Анализируя различные определения предпринимательской культуры, В. Б. Орлов, Е. В. Орлова и О. Г. Мизерова [4] констатируют отсутствие однозначной трактовки этого понятия. Вместе с тем авторы отмечают, что в литературе, посвященной предпринимательству, часто недооценивается или совсем игнорируется понятие предпринимательской культуры. Распространен подход, при котором предпринимательская культура приравнивается и отождествляется с корпоративной культурой или этикой предпринимательства. Такое понимание предпринимательской культуры представляется слишком узким.

Рассмотрение предпринимательской культуры с позиций информационно-семиотического подхода означает определение всей совокупности знаний, ценностей, регуля-тивов и артефактов, соответствующих предпринимательской деятельности. Таким образом, первоначально необходимо определится в понимании понятия «предпринимательство».

Рассматривая эволюцию понятия «предпринимательство», Р. Хизрич и М. Питерс [5] выделили в ней три волны.

Предприниматель первой волны предстает как рискующий собственник (больше собственник, чем рискующий). Со временем предпринимателя больше рассматривают как организатора, нежели собственника. К. Маркс проводил функциональное разграничение между собственником и предпринимателем. Сегодня наличие собственности не является критерием, характеризующим предпринимателя.

Появление второй волны связывают с выделением идеи инновационности и активности как основной отличительной черты предпринимательства. Основоположник направления Й. Шумпетер рассматривал предпринимателя как центральный элемент экономического развития. В своей деятельности предприниматель стремится использовать новую комбинацию факторов производства, следствием которой является нововведение, инновация. Обращение особого внимания на личные качества предпринимателя стало основанием для выделения третьей волны. Ее появление основано на создании полифункциональной модели предпринимательства, которая связана с идеями неоавстрийской школы экономического анализа в видении предпринимателя как действующего в условиях принципиальной неполноты необходимой информации.

Таким образом, можно отметить ряд признаков, которым обладает предпринимательство. К квалифицирующим следует отнести:

• самостоятельность или инициативность (осуществление деятельности по собственной инициативе и под свою ответственность);

• рискованность (предпринимательство принципиально связано с рисками; основной - риск неудачи проекта);

• прибыльность (прибыль как интегральный показатель успеха).

Отсутствие одного из квалифицирующих признаков позволяет характеризовать деятельность как «почти предпринимательскую», схожую с ней в некоторых аспектах.

Еще одним значимым (но не квалифицирующим) признаком предпринимательской деятельности является ин-новационность. Предприниматели, как правило, новаторы в своем деле: создают новый продукт, находят новые рынки сбыта или способы продвижения, новые технологии.

Предприниматель, как субъект предпринимательской деятельности, принимает решение о начале хозяйственной деятельности, несет ответственность и риски, связанные с ее реализацией, обладает компетенцией принятия решения о завершении дела. Его деятельность (то есть предпринимательская деятельность) носит организаторский, управленческий характер и связана с объединением и использованием экономических ресурсов.

Все созданное и организованное предпринимателем может быть представлено как артефакты предпринимательской культуры. Прежде всего это сами предприятия с их отлаженными хозяйственными, производственными, технологическими и управленческими процессами. А также новые рынки, влияющие на процессы распределения ресурсов в обществе; новые товары и услуги, позволяющие повысить качество жизни современного человека, бизнес-информация (отчеты, реклама), влияющая на решения людей во многих других областях деятельности и т. д.

Такие артефакты предпринимательской культуры, как созданные рабочие места, трудовые коллективы, загрязнение окружающей среды, порождают оценку предпринимателем своего влияния на общество (в том числе и своих подчиненных) и природу. Социальная и экологическая ответственность бизнеса, не свойственная «дикому капитализму», сегодня носит характер неоспариваемой ценности. И для самих предпринимателей, и для общества в целом важно осознание предпринимательской деятельности в условиях рыночной экономики как организующего начала, механизма приспособления общества к изменяющимся условиям путем нахождения и продвижения новых средств и методов производства и новых технологий.

Как организатора, предпринимателя интересует, прежде всего, успешность его дела, долгосрочное развитие предприятия. Вопреки стереотипам, для предпринимателя желание получить контроль над своим будущим, надежда объединить в одно целое работу и личную жизнь, желание распространить свой собственный стиль и образ жизни на сферу деловой активности имеет гораздо более высокую ценность, чем стремление обогатиться [6].

Еще одной ценностью современного предпринимательства можно назвать следование концепции маркетинга, постулирующей приоритет удовлетворения эконо-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.