развития территории, к которой они подошли как к очень крупной корпорации.
4. Установление порядка предоставления в аренду памятников истории и культуры, помещений учреждений СКС, коммерческое использование находящихся в распоряжении учреждений СКС культурных ценностей, прежде всего входящих в состав государственной части Музейного фонда Российской Федерации, и распределение полученных доходов в пользу учреждений СКС и государственных фондов поддержки СКС.
5. Возрождение традиций меценатства в деятельности компаний, предприятий, корпораций, скоординированных и стратегически нацеленных на создание новых объектов социально-культурного назначения. Данный рынок охватывает индивидуальных жертвователей, благотворительные фонды и частные компании, способные оказать поддержку учреждениям СКС. Существует две формы поддержки: пожертвования и спонсирование мероприятий или продвижение продуктов. Пожертвования могут делать индивиды, фонды или компании. Спонсорская помощь поступает в основном от компаний. Пожертвования обычно — акт филантропии (добровольная ответственность каждого за общее благо), тогда как спонсорство — это инициатива по продвижению в обмен на собственную извест-
ность или рекламу. Компании, спонсирующие художественные и культурные события, ищут престижные рекламные средства. Они надеются, что популярность спонсируемого мероприятия и любовь публики к этому мероприятию распространится и на спонсора, что немаловажно в условиях кризиса. Обычно средства берутся из бюджета, выделенного на рекламу или пиар. Сегодня, например, Кинофестиваль в Торонто, Чикагский симфонический оркестр и Зальцбургский фестиваль пользуются столь крупным успехом, что главные корпорации частного сектора спешат связать свое имя с их мероприятиями. С другой стороны, помощь индивидуальных доноров основана на личных вкусах и пристрастиях. Если речь идет о фонде, то тут выбор объекта определяется его миссией и целями. На наш взгляд, на данном этапе важно осознание частными компаниями, что результатами их вложений в СКС может быть не только социальный, но и экономический эффект. Непосредственным экономическим результатом может являться прибыль от реализации продукции и услуг на предприятиях СКС, т.е. увеличение годового объема реализации продукции или услуг в натуральном или стоимостном выражении, а следовательно, дохода инвесторов. Не стоит забывать и о сопутствующих результатах, о которых говорилось выше.
УДК 658.5 А.М. ТАРАКАНОВ
ББК 65.290-2 ассистент Северо-Кавказского института бизнеса,
инженерных и информационных технологий, г. Армавир e-mail: [email protected], [email protected]
ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКАЯ КОНКУРЕНТНАЯ СТРАТЕГИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ ЭЛЕКТРОСНАБЖЕНИЯ В ПЕРИОД РЕФОРМИРОВАНИЯ ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИКИ РОССИИ
Описаны состав и содержание стратегии предприятия электроснабжения, уточнено содержание понятий «обеспечивающая стратегия», «функциональная стратегия» и «функциональная стратегия (политика)».
Ключевые слова: предпринимательская стратегия, базовая стратегия, обеспечивающая стратегия, функциональная стратегия, минимизация издержек.
Один из важнейших принципов реформи- деятельности по генерации (производс-
рования электроэнергетики России связан с тву) и сбыту электроэнергии с оказанием
законодательным запретом на совмещение услуг по ее передаче. Это связано в первую
© А.М. Тараканов, 2009
очередь с отделением конкурентных видов деятельности от монопольных для создания соответствующих рынков.
Развитие конкурентных отношений в условиях изменения связей в рамках вертикальной интеграции предприятий сталкивается с недостаточной и противоречивой нормативноправовой базой, что приводит к нарушениям энергоснабжения, в том числе к введению ограничений, снижению безопасности и к перебоям в энергоснабжении, искажению учета потребленной и выработанной (произведенной) электроэнергии, возникновению дискриминации потребителя, увеличению издержек предприятия электроснабжения, следовательно, тарифов на потребляемую электроэнергию. Здесь проявляется и отсутствие опыта построения конкурентных отношений и разработки стратегии в электроэнергетике1. В связи с этим разработка предпринимательской конкурентной стратегии для новых субъектов рынка электроэнергии является актуальной теоретической и практической проблемой.
Предпринимательская стратегия предприятия, оказывающего услуги электроснабжения, может быть представлена как инновационная, направленная на формирование его предпринимательского поведения, имеющая иерархическую структуру. В ее основу следует заложить базовую стратегию, реализацию которой необходимо связывать с комплексом обеспечивающих и функциональных стратегий и политик, направленных на решение частных целей, когерентных стратегическим целям предприятия. Следовательно, должна быть решена задача выбора состава иерархической предпринимательской стратегии для предприятия электроснабжения.
На основании проведенного исследования можно сформулировать базовые императивы построения предпринимательской конкурентной стратегии:
1. Целесообразно строить предпринимательскую конкурентную стратегию предприятия электроснабжения как иерархическую систему, включающую базовую стратегию, обеспечивающие и функциональные стратегии и политики.
2. Построение конкурентной стратегии предполагает такую ее структуру и содержание, которые способствуют созданию, до-
стижению и коммерческому использованию конкурентных преимуществ, проявляющихся при сравнении предприятия с конкурентами, но оцениваемых потребителями, поэтому конкурентная стратегия строится на концепции привлечения клиентов и превращения их в лояльных потребителей, не только приверженных предприятию, но и распространяющих среди клиентов, в том числе потенциальных, его позитивный имидж.
3. В качестве базовой предпринимательской стратегии следует выбрать стратегию лидерства в минимизации издержек, позволяющую предприятию добиваться основного конкурентного преимущества — более низких издержек, чем у конкурентов на локальном рынке услуг электроснабжения, что дает ему возможность устанавливать более низкие цены на услуги (тарифы для потребителей как важный элемент ценности услуги), поддерживая необходимый уровень запаса конкурентоспособности цены и прибыли предприятия. Достижение лидерства в издержках помогает предприятию решать важные задачи: повышение объема продаж, увеличение стоимости активов, обновление производственных фондов и др. Разрабатывая содержательную часть стратегии лидерства в минимизации издержек, целесообразно использовать эффекты опыта и масштаба и найти и организационно закрепить наиболее эффективные формы их проявления.
4. В состав иерархической системы стратегий необходимо включить такие важные стратегии, как стратегия привлечения лояльного потребителя, управления качеством обслуживания и качеством электроэнергии, дифференциации услуг, специализации персонала на выполнении видов работ по принятым на предприятии типовым методам и приемам, повышения качества работы персонала. Через набор обеспечивающих и функциональных стратегий можно отразить видение целевого состояния предприятия и его отличительные способности (возможности, преимущества) и особенности деятельности, которые на уровне реализации стратегии должны быть обеспечены адекватными действиями, мероприятиями, инструментами и механизмами.
Предпринимательская стратегия предприятия электроснабжения должна строить-
ся как иерархическая система стратегий и должна быть компилятивной, т.е. включать те стратегии и отдельные элементы и черты известных стратегий, которые необходимы для достижения поставленных целей. При построении иерархической системы стратегий, как справедливо отмечает P.E. Андрюшин, целесообразно творчески использовать элементы разных моделей управления: плановой, предпринимательской, обучения на опыте, творческого подхода2. Плановый подход нужен при разработке стратегических, тактических и оперативных планов, структуры стратегического управления, при назначении ответственных за разработку и реализацию стратегии и т.д. Предпринимательство необходимо прежде всего в инновационном поиске путей выживания и развития при реализации стратегии и стратегических планов. Обучение на опыте предполагает использование эффекта опыта, в том числе при реализации и совершенствовании стратегии предприятия. Этому помогает и творчество персонала.
Иерархическое строение предпринимательской стратегии предприятия предусматривает особые связи и зависимость между
миссией, базовой, обеспечивающими и функциональными стратегиями и политиками, что позволяет эффективно достигать долгосрочные, среднесрочные и краткосрочные цели, а также гибко их корректировать, адаптировать в динамичной рыночной среде с учетом возможностей предприятия. Иерархические уровни стратегии предприятия приведены на рис. 1.
Под обеспечивающей стратегией понимается среднесрочная или долгосрочная стратегия (на срок от года до пяти и более лет), которая обеспечивает выполнение базовой стратегии и необходима для достижения общих и частных стратегических целей, определяет приоритеты использования ресурсов предприятия в среднесрочной перспективе, занимает второй уровень в иерархической системе стратегий и реализуется совместно с функциональными стратегиями, политиками и тактиками, находит непосредственное отражение в планах и проектах предприятия, выборе методов и средств их реализации, может иметь подстратегии, находящиеся на более низком иерархическом уровне и представляющие собой конкретизированные формы ее реализации.
1-й иерархический уровень. Базовая стратегия 1. Стратегиялидерства в минимизации издержек
2-й иерархический уровень. Обеспечивающие стратегии
2.1. Стратегия управления затратами, ресурсо- и энергосбережения
2.2. Стратегия привлечения клиентов и превращения их в лояльных потребителей
2.3. Стратегия совершенствования структуры и процессов производства и управления
2.4. Стратегия противодействия потенциальным конкурентам, поглощениям и обеспечения экономической безопасности
2.5. Стратегия коррекции иерархической конкурентной стратегии предприятия
3-й иерархический уровень. Функциональные стратегии
3.1. Производственная стратегия
3.2. Стратегия управления ценностью продуктов (наборов услуг, работ и товаров) и дифференциации услуг
3.3. Стратегия родственной, концентрической диверсификации на локальном рынке
3.4. Стратегия ценовой конкуренции
3.5. Стратегия качества, действенности предприятия, предпринимательства и инноваций
3.6. Стратегия неценовой конкуренции
3.7. Информационная и коммуникационная стратегии
3.8. Стратегия процессного, функционального и структурного проектирования
3.9. Стратегия повышения качества работы персонала, его творческой, предпринимательской и трудовой активности
Рис. 1. Иерархическая структура предпринимательской конкурентной стратегии предприятия, оказывающего услуги электроснабжения
Функциональная стратегия — это стратегия, направленная на достижение одной или нескольких частных стратегических целей и задач предприятия, содержательно зависящая от базовой и обеспечивающей стратегий, служащая средством их реализации в долгосрочном, среднесрочном или краткосрочном периодах с учетом выбранных фун-
кциональных политик, распространяющаяся на одну комплексную производственную или управленческую функцию, регламентирующая использование ресурсов предприятия в краткосрочных и оперативных планах, представляемая как набор частных функций, адресованных конкретным руководителям, исполнителям и подразделениям.
Миссия: оказание и повышение ценности услуг электроснабжения потребителей
Иерархическая предпринимательская конкурентная стратегия
Ж
Реализация иерархической конкурентной стратегии
Формы
Методы и средства
"V
Обеспечивающие стратегии
Критерии
соблюдения
политики
Критерии успешной реализации обеспечивающих, функциональных стратегий и тактик
Методы и средства стратегического анализа, планирования и управления
Методы и средства управления затратами, в том числе с использованием эффектов опыта и масштаба Методы и средства управления эффективностью производства
Методы и средства маркетинга и маркетингового анализа, сегментации на локальном рынке Родственная, концентрическая диверсификация деятельности
Дифференциация услуг и товаров Методы и средства ценообразования, ценовой и неценовой конкуренции, в том числе дифференцированные тарифные планы, условия и формы расчетов
Методы и средства инноваций и инвестиционной деятельности
Методы и средства обеспечения экономической безопасности
Методы и средства управления качеством услуг и обслуживания, в том числе привлечения лояльных потребителей
Методы и средства экономического и техникоэкономического анализа
Методы и средства управления персоналом и формирования эффективной организационной культуры предприятия
Специализированные типовые методы и приемы труда
Бюджетирование
Выход на федеральный оптовый рынок электрической мощности
Внедрение автоматизированной системы коммерческого учета электроэнергии Другие методы и средства
О1 ... Оп — обеспечивающие стратегии Ф1 ... Фп — функциональные стратегии
П1 ... Пп — политики Т1 ... Тп — тактики
Рис. 2. Иерархическая структура предпринимательской стратегии предприятия, оказывающего услуги электроснабжения конечным потребителям электроэнергии
Под политикой (функциональной политикой) понимается набор правил, принципов и намерений, которые распространяются на используемые ресурсы и действия персонала, когерентны среднесрочным и краткосрочным целям, ограничивают управленческие решения по достижению стратегических целей предприятия, определяют права и ответственность руководства по поводу реализации базовой, обеспечивающих и функциональных стратегий, регламентируют условия построения функциональной стратегии, определяют направленность функциональных стратегий и адресованы подразделениям, помогают согласовать действия, поведение и групповые усилия персонала с целями и содержанием базовой и обеспечивающих стратегий предприятия.
Общая иерархическая структура предпринимательской стратегии предприятия, оказывающего услуги электроснабжения конечным потребителям электроэнергии, представлена на рис. 2.
Разработанная иерархическая предпринимательская стратегия была апробирована и внедрена в Краснодарском крае на ряде предприятий электроснабжения.
Примечания
’ Энергетическая стратегия России на период до 2020 г. [Электронный ресурс]. URL: http:// www.eriras.ru.
2 Андрюшин Р.Е. Иерархическая система стратегий и подсистема стратегического управления предприятием: дис. ... канд. экон. наук. Новочеркасск, 2000. С. 51.