Научная статья на тему 'Предпринимательская экосистема - основа для трансформации образовательной системы?'

Предпринимательская экосистема - основа для трансформации образовательной системы? Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
167
53
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАНИЕ / EDUCATION / БИЗНЕС / BUSINESS / ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКАЯ ЭКОСИСТЕМА / ENTREPRENEURIAL ECOSYSTEM / ИННОВАЦИОННАЯ ЭКОНОМИКА / INNOVATIVE ECONOMICS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бельских М. В., Горюнов И. А.

В статье идет речь о быстро набирающем силу в западных странах и активно поддерживаемом бизнес-сообществом направлении в развитии системы образования в интересах бизнеса в рамках создания так называемых предпринимательских экосистем. Обсуждается применимость такого подхода в российской системе образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Entrepreneurial ecosystem as a basе for transformation of educational system?

The article explores fast-growing processes in the western education systems, specifically development of entrepreneurial ecosystem. Such a system is mostly supported by business communities. The authors of the article also discuss applicability of this approach in the Russian education system.

Текст научной работы на тему «Предпринимательская экосистема - основа для трансформации образовательной системы?»

УДК 378.147

ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКАЯ ЭКОСИСТЕМА - ОСНОВА ДЛЯ ТРАНСФОРМАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ?

М.В. Бельских, канд. экон. наук,

Международный альянс по развитию бизнеса, Монреаль, Канада E-mail: [email protected] И.А. Горюнов,

Московский финансово-юридический университет МФЮА E-mail: [email protected]

Аннотация. В статье идет речь о быстро набирающем силу в западных странах и активно поддерживаемом бизнес-сообществом направлении в развитии системы образования в интересах бизнеса в рамках создания так называемых предпринимательских экосистем. Обсуждается применимость такого подхода в российской системе образования.

Ключевые слова: образование, бизнес, предпринимательская экосистема, инновационная экономика.

Abstract. The article explores fast-growing processes in the western education systems, specifically development of entrepreneurial ecosystem. Such a system is mostly supported by business communities. The authors of the article also discuss applicability of this approach in the Russian education system.

Keywords: education, business, entrepreneurial ecosystem, innovative economics.

В Российской Федерации Концепция образовательной программы «Школа 2100» определяет образование как социализацию личности или систему процессов взаимодействия людей в обществе, обеспечивающую вхождение индивида в это общество. В российских академических кругах широко говорится о культуре и воспитании обучающихся, но при этом не учитывается основная предпосылка успешного технологического развития России - формирование инновационно мыслящего и действующего креативного класса.

Образовательная программа UNESCO и декларация XXI тысячелетия определяют образование как важнейшую основу экономического развития, в котором социализация и предпринимательские способности являются залогом процветания государств. Образовательная система, основанная на предпринимательстве, играет первостепенную роль в формировании навыков и поведенческого патерна к предпринимательству и выведении производственных отношений на инновационный уровень. Становится очевидным, что личностное развитие в предпринимательском контексте должно быть заложено в качестве основного, а не дополнительного или сугубо профессионального образования на любых уровнях образовательной системы. Данный вопрос уже поставлен к рассмотрению на повестку дня Бо-лонской системы по стандартизации высшего образования в рамках европейского пространства.

Развитие предпринимательства для России никогда не представлялось настолько важным как сегодня. Предпринимательство - это не что иное, как основная движущая сила создания рабочих мест и экономического роста, способная самостоятельно и адекватно развиваться в ответ на все новые вызовы глобальной экономики. Сегодня образовательная система развитых зарубежных стран интенсивно фокусируется на развитии предпринимательства с целью разработки действенных подходов по созданию рабочих мест и увеличению конкурентоспособности национальных хозяйствующих субъектов.

Атрибутами предпринимательства выступают гибкость, креативность, инновации и рост. Предпринимательство поощряется как в государственном, так и частном секторе любых сфер промышленности, включая учебные заведения и некоммерческие организации.

Насущная задача современной образовательной системы состоит в создании таких условий для обучающихся в рамках непрерывного образования, при которых склонные к предпринимательской деятельности люди почувствуют свою готовность к ведению инновационного бизнеса.

В последнее время за рубежом, в лексикон деловых и академических кругов активно входят такие понятия как «предпринимательское образование» и «предпринимательская экосистема». При этом термин «предпринимательская экосистема» трактуется как среда, не просто способствующая развитию предпринимательства, а активно втягивающая в него склонных к этой деятельности людей. Первые попытки по построению

предпринимательской экосистемы уже предпринимаются транснациональными корпорациями. Пока они в основном носят чисто практический характер для изучения эффекта масштаба и совершенствования практики корпоративного управления. В такие предпринимательские экосистемы входят группы компаний, включая и только созданные инновационные фирмы, а также несколько координаторов данного проекта.

В то время как зарубежные страны имеют почти двухвековой опыт развития предпринимательства, в России и странах СНГ этот процесс по сути только начинает набирать темп. В связи с этим для хозяйствующих субъектов этих государств необходима ускоренная адаптация к методам инновационного развития бизнеса.

СОСТАВЛЯЮЩИЕ

ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ЭКОСИСТЕМЫ

Развитие предпринимательского мышления и соответствующих навыков закладывается как в рамках формального (начальная школа, средняя школа, высшая школа и повышение квалификации), так и неформального образования (процесс социальной интеграции).

Современная высококонкурентная экономическая среда требует внедрения образовательной системы, которая способна заложить базу предпринимательства и обеспечить за счет этого создание рабочих мест на самостоятельном хозяйственном расчете. Образовательная система, таким образом, выступает своеобразной платформой, которая не только предоставляет возможность, а также поощряет ее субъектов развивать предпринимательство в любой сфере экономики.

Сегодня очень малое количество выпускников университетов и даже бизнес-школ владеют достаточным уровнем профессиональной экспертизы для начала и последующего ведения самостоятельной предпринимательской деятельности.

Трансформация образовательной системы в ее краткосрочной, среднесрочной и долгосрочной перспективах в таких странах, как США, Канада, ЕС, Япония, Индия и Китай, уже почти целиком движима установкой на необходимость создания предпринимательской экосистемы. При этом само создание предпринимательской экосистемы непосредственно ложится на лидирующие политические партии, профильные министерства и бизнес-структуры различных отраслей экономики.

Предпринимательская деятельность встраивается в учебные программы всех уровней с адаптацией ее к поведенческим и мотивацион-ным особенностям всех возрастных групп. Такие навыки, как лидерство, самостоятельность, установка на самореализацию и достижение поставленных целей, креативное инновационное мышление, являются ключевыми компонентами для всех возрастов.

С точки зрения идеологов предпринимательских экосистем в начальной школе важное значение приобретает повышение уровня информированности и генерирование интереса к предпринимательству. Для средней школы, средних специальных заведений и высшей школы предпринимательство представляется в виде экс-перементальной базы с ориентацией к применению на практике. В продолжительном образовании целесообразными считаются ролевые модели и наставники.

Успешное функционирование предпринимательской экосистемы обуславливается перманентной связью между бизнесом и академическими кругами не только в целях верификации актуальности учебной программы, а также в целях применения ролевых моделей, кейсов, наставничества и экспертизы. Тесная перманентная связь между бизнесом и академическими кругами достигается заключением партнерств в целях обеспечения теоретической и практической базы.

Предпринимательская экосистема в своей основе базируется на предпринимательской культуре, в развитии которой большую роль играет система образования и соответствующая государственная политика. Сложности разработки стратегий по развитию предпринимательской экосистемы заключаются в особенностях их реализации. Государственные органы, как катализаторы процесса становления предпринимательской экосистемы, должны широко сотрудничать с деловыми кругами.

Активизирующийся в зарубежных странах процесс становления предпринимательской экосистемы планируется реализовать в четыре этапа:

1. Трансформация существующей образовательной системы.

2. Содействие становлению предпринимательской экосистемы.

3. Разработка инструментария для оценки качества предпринимательского образования.

4. Внедрение информационных компьютерных технологий и цифровых медиа в бизнес-образование.

ТРАНСФОРМАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ

Сущность трансформации образовательной системы заключается в предании предпринимательству ключевого характера во всех образовательных программах. Образовательные учреждения всех уровней адаптируют свою деятельность с реалиями XXI века для создания условий обучения, поощряющих творчество, способности быстрого разрешения проблем посредством инициации и реализации различных инновационных проектов.

Трансформация образовательной системы требует внедрения фундаментальных моделей и парадигм, основанных на предпринимательстве, междисциплинарных связях, инновационных подходах и интерактивных методах обучения.

СОЗДАНИЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ЭКОСИСТЕМЫ

Предпринимательство будет процветать в такой экосистеме, где ключевую роль возьмут на себя регламентирующие органы, учебные заведения, хозяйствующие субъекты и посреднические организации. Успешное развитие предпринимательской экосистемы опосредовано сотрудничеством и многосторонними партнерствами в особенности между учебными заведениями и бизнес-структурами.

РАЗРАБОТКА ИНСТРУМЕНТАРИЯ ДЛЯ ОЦЕНКИ

ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Современное предпринимательское образование ставит задачи дальнейшего совершенствования инновационного развития бизнеса и производственных отношений, поведенческих моделей и индивидуальных возможностей предпринимателей. По своей сути, предпринимательское образование - это развитие у обучающихся таких навыков и умений, которые будут способствовать успеху их бизнес-деятельности и формированию удачной индивидуальной карьеры. Разработка и внедрение широкого инструментария по оценке предпринимательского образования также необходима для получения сфокусированных и целенаправленных результатов. Этим вопросом в самое ближайшее время планируют заняться идеологи Болонской системы.

ВНЕДРЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ КОМПЬЮТЕРНЫХ

ТЕХНОЛОГИЙ И ЦИФРОВОЙ МЕДИИ

Инновационное развитие бизнеса целиком базируется на технологическом прогрессе. Внедрение информационных компьютерных технологий и цифровой медии в учебный процесс безусловно будет содействовать становлению и успешному развитию предпринимательского образования.

В целом, ориентированный на создание широкой предпринимательской экосистемы подход предполагает довольно широкую трансформацию традиционной системы образования. Что касается российской системы образования, то при ее «предпринимательской реформации» надо быть весьма осторожными. Необходимо помнить, что до сих пор отечественная система образования, вкупе с наукой и промышленностью позволяли давать адекватные ответы на вызовы времени, яркими примерами чего является, говоря современным языком, успешная реализация «инновационного мегапроекта» по преобразованию промышленности в годы Второй мировой войны или создание ракетно-ядерного щита страны.

КАКОЙ ДОЛЖНА БЫТЬ СИСТЕМА СОВРЕМЕННОГО

ОТЕЧЕСТВЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ?

Безусловно, сегодня другая эпоха и порождаемые ею вызовы. Россия стремительно входит в мировое экономическое, информационное, образовательное пространство. В этой ситуации прежде всего необходимо совершить интеллектуальный прорыв в понимании сути складывающейся эпохи и адекватной ей системе образования, определить место России в новом международном разделении труда и стоящих в связи с этим задач перед системой российского образования.

Каким должно быть отечественное образование, чтобы обеспечить процветание России и максимально полно раскрыть потенциал молодого поколения страны? Как добиться того, чтобы совместными усилиями образовательного сообщества, науки, бизнеса, гражданского общества сформировать инновационную экономику, экономику собственных, а не чужих знаний и выйти на лидирующие позиции в мире.

Ясно одно, слепое копирование нынешней европейской или американской систем образования, тем более их наиболее примитивных

форм - путь тупиковый. Здесь уместно вспомнить слова известного русского мыслителя Н.Я. Данилевского, который отмечал: образование не насаждается по произволу, как меняются формы одежды или вводится то или иное административное устройство. Его следовало бы не насаждать извне, а развивать изнутри. Ход был бы медленнее, но зато вернее и плодотворнее.

Стоит вспомнить, что говорил наш соотечественник и основатель американской школы прикладной механики Степан Прокофьевич Тимошенко, который не по статьям, напечатанным в западных журналах, не по тенденциозно составленным рейтингам высших учебных заведений, а на своем личном многолетнем опыте преподавания в российских технических вузах и лучших инженерных университетах США мог сопоставить две системы образования, их достоинства и недостатки. На склоне лет подводя итоги своей научной и технической деятельности, он писал: «Обдумывая причину наших достижений в Америке, я прихожу к заключению, что немалую роль в этом деле сыграло образование, которое нам дали русские высшие инженерные школы. Основательная подготовка в математике и основных технических предметах давала нам громадное преимущество перед американцами, особенно при решении новых, нешаблонных задач».

Развивая эту тему президент МГТУ им. Н.Э. Баумана И.Б. Федоров в одном из своих выступлений отмечал, что опираясь именно на полученную в МВТУ фундаментальную подготовку академик Н.А. Доллежаль стал ведущим специалистом в области атомной энергетики, а А.Н. Туполев в годы своей юности не изучавший реактивные летательные аппараты, т.к. такой области знания тогда просто не существовало, стал признанным во всем мире авторитетом в области реактивного самолетостроения. По словам академика И.Б. Федорова, этот список можно продолжать до бесконечности, включив в него С.П. Королева, в студенческие годы которого практическая космонавтика казалась делом далекого будущего, или создателя первой советской вычислительной машины академика С.А. Лебедева, учившегося в то время, когда даже среди специалистов мало кто знал слово «кибернетика».

Обратим внимание на следующий исторический факт: фундаментальное образование Россию никогда не подводило. В нашей стране реализацию всех прорывных научных проектов всегда исполняли специалисты, подготовленные отечественной системой образования.

Сегодняшние выпускники российских технических вузов также хорошо поготовлены и способны работать на самом высоком научно-техническом уровне, считает генеральный конструктор НПО «Энер-гомаш» академик РАН Б.И. Каторгин. Он имеет право делать такие утверждения с полным основанием, так как на НПО «Энергомаш» помимо всего прочего был создан двигатель РД-180, на котором летают американские космические ракеты «Атлас». Как генеральный конструктор, Б.И. Каторгин придерживается следующего принципа: когда созданная машина хорошо работает, то очень опасно вносить в ее работу какие-либо изменения, даже если они обещают какое-то серьезное улучшение. Такого принципа надо придерживаться и в сфере высшего инженерного образования. Согласен с академиком Б.И. Каторгиным и бывший ректор МФТИ академик О.М. Белоцерковский: советская система образования была жесткой, но эффективной. Видимо, ее надо править, но нельзя ее рушить.

ИМПЕРАТИВЫ СИСТЕМЫ

РОССИЙСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Сейчас, когда перед Россией стоит задача создания экономики знаний и перехода на инновационный путь развития, очевидна необходимость глубокой фундаментальной подготовки специалистов. Ведь чтобы одерживать победы в жесткой конкурентной борьбе, необходимо опережающее развитие фундаментальной науки и фундаментального знания. Такая фундаментальная наука в России есть и опираясь на нее (точнее на широкий фронт научных исследований, осуществляемых учреждениями академической, вузовской и отраслевой науки) наша страна может реализовывать мощнейшие инновационные проекты.

Но для сохранения такой фундаментальной науки нужны кадры. Их подготовкой и должна заниматься система образования, которая, по словам ректора МГУ им. М.В. Ломоносова академика В.А. Садовниче-го, при всех, даже самых радикальных преобразованиях должна сохранить следующие инварианты (главные, основополагающие принципы на которых строится система образования): доступность, качество и фундаментальность.

1. Без доступности образования невозможно создать современную эффективную систему образования. Как свидетельствует история, в

случае лишения доступа широких народных масс к качественному образованию неизбежно наступает кризис всей системы образования.

2. Второй инвариант - это обеспечение высокого качества образования. При этом «качество образования» нельзя понимать упрощенно и сводить к качеству предоставляемых образовательных услуг. Главный критерий «качественного образования» - способность выпускника профессионально и творчески мыслить.

3. Есть еще один инвариант - фундаментальность образования. Адекватного перевода этого термина на английский и другие языки нет. А на всем русскоязычном образовательном пространстве он интуитивно понимаем. И если попытаться дать его определение, то это прежде всего присутствие науки в образовании, обучение студентов с использованием самых последних научных достижений.

Связь образования с наукой, обучение на основе последних научных достижений, наличие научных школ - все это входит в понятие «фундаментальность» и сразу провозглашается в качестве основополагающего университетского принципа, всегда осознается как важнейшее условие успешного развития образования. Важность фундаментальной компоненты в образовательной парадигме обусловлена и тем, что преподаватель, переставший заниматься наукой, очень быстро превращается в учителя - простого передатчика чужих, не пропущенных через свой ум, душу и сердце знаний, а значит и не до конца усвоивших их. Вообще нельзя забывать слова нашего великого хирурга Николая Ивановича Пирогова, который имел вкус к преподаванию и был членом-корреспондентом Петербургской академии наук. Он как-то заметил: наука сама по себе и светит, и греет, а образование без науки не светит и не греет, а только блестит. Блестит отраженным светом.

БИЗНЕС-ОБРАЗОВАНИЕ

По мнению председателя ВАК академика М.П. Кирпичникова, главное в образовании - фундаментальность, а инструмент для достижения фундаментальности - подлинная интеграция организаций науки, прежде институтов Российской академии наук и учреждений высшей школы.

М.П. Кирпичников считает, что при оценке отечественного образования и выработке подходов к его реформированию в попытке дать адекватные ответы на вызовы эпохи, надо прежде всего ответить на

следующие вопросы. Каковы наши конкурентные преимущества и какие есть недостатки? По его словам, главное преимущество советского/ российского образования -его фундаментальность. Главным недостатком было и пока, к сожалению, остается, - слабая мотивация людей, прошедших курс обучения. Причем любой курс. Выпускники отечественных вузов выходят на рынок труда инфантильными. Это самое слабое место нашего образования. Именно на этом, а не на механизмах (это лишь технический инструмент) надо сосредоточить наше главное внимание.

Миссией университета всегда являлась и является опережающая подготовка специалистов. Однако, отмечает бывший ректор Уральского государственного университета им. А.М. Горького, член-корреспондент РАН В.Е. Третьяков, иногда представители бизнеса высказывают мнение, что из классических университетов приходят выпускники, которые не умеют делать никакой реальной работы. Между тем это не так. На самом деле работодатели сами не знают, каких специалистов должен подготовить университет. Более того, опыт УГУ, свидетельствует: если фундаментальная подготовка в университете на должном уровне, то всего за один семестр по заказу работодателя можно подготовить любого специалиста. Разумеется, с участием самого работодателя, с приглашением выдающихся ученых и, разумеется, за соответствующие деньги.

ОБРАЗОВАНИЕ ЗАВИСИТ ОТ ЭКОНОМИКИ

Новые экономические условия и реалии сегодняшней жизни ставят перед высшей школой ряд новых задач. Наряду с основательной фундаментальной подготовкой, тесной связью с наукой и промышленностью, методической продуманностью учебного процесса надо разрешить такие проблемы, как слабое знание выпускниками иностранных языков, недостаточное использование информационных технологий, и особенно недостатки в подготовке специалистов в области экономики и менеджмента. И здесь современные западные подходы, в том числе и по созданию предпринимательских экосистем можно и нужно изучать.

Тем не менее, если посмотреть на основные проблемы нашего образования, то они связаны, конечно, с общим развитием российской экономики, особенно ее наукоемких отраслей. Когда экономика начнет востребовать по-настоящему высококвалифицированных специалистов, то и образование начинает развиваться семимильными шагами.

Вообще уровень и традиции русского высшего образования, особенно естественно-научного и инженерного, уникальный кадровый потенциал университетов России и сейчас позволяют выполнить практически любой кадровый заказ науки и промышленности страны. Надо только хотеть и уметь ставить такие задачи, и, конечно, создавать хотя бы минимальные условия для их решения.

ЛИТЕРАТУРА

1. Горюнов И.А. Университеты ищут инварианты // Экономика и образование сегодня. № 15. 2008.

2. Горюнов И.А. Чтить традиции и смотреть в будущее // Высшее образование сегодня. № 12. 2007

3. Мальцев А.Н. Доступность, фундаментальность, качество // Экономика и образование сегодня. № 15. 2008.

4. Московская декларация «О роли фундаментальной науки и образования в современном мире». - М., 2008.

5. Садовничий В.А. Миссия университета. - М., 2008.

6. Федоров И.Б. Какие инженеры нам нужны // Экономика и образование сегодня. № 15. 2008.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.