Научная статья на тему 'Концептуальные основы развития бизнес-образования в республике Татарстан'

Концептуальные основы развития бизнес-образования в республике Татарстан Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
157
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Russian Journal of Economics and Law
ВАК
Область наук
Ключевые слова
БИЗНЕС-ОБРАЗОВАНИЕ / РЕФОРМИРОВАНИЕ / ЗНАНИЯ / НАВЫКИ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ УСЛУГИ / РЫНОЧНЫЙ СПРОС / KNOWLEDGE / SKILLS / EDUCATIONAL SERVICES / MARKET DEMAND / BUSINESS-EDUCATION / REFORMS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шарифуллина Т. А.

В статье рассмотрены причины, обусловливающие необходимость бизнес-образования как многоуровневой системы. Первая очевидность коренного реформирования системы профессионального высшего образования с его ориентацией на общенациональные интересы Татарстана. Вторая динамичность процесса приобретения соответствующих знаний и навыков, основанных на принципах непрерывности и преемственности в различных формах, с различными целями и в разном возрасте. Третья превращение бизнес-образования в самостоятельный сектор образовательных услуг, руководствующийся рыночным спросом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONCEPTIONAL FOUNDATIONS OF THE DEVELOPMENT OF BUSINESS EDUCATION IN THE REPUBLIC OF TATARSTAN

The articles states reasons determining the necessity of business-education as a multilevel system. The first reason is the necessity of a dramatic reformation of the higher professional educational system with its orientation towards the Tatarstan national interests. The second reason is the dynamic character of the process of acquiring the corresponding knowledge and skills, based on the principles of continuity and succession in various forms, with various purposes and at various ages. The third one is the transformation of business-education into a separate sector of educational services lead by the market demand.

Текст научной работы на тему «Концептуальные основы развития бизнес-образования в республике Татарстан»

УДК 378 (Тат)

Т.А. ШАРИФУЛЛИНА, доктор экономических наук, профессор

Институт экономики, управления и права (г. Казань)

КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ БИЗНЕС-ОБРАЗОВАНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ ТАТАРСТАН

В статье рассмотрены причины, обусловливающие необходимость бизнес-образования как многоуровневой системы. Первая - очевидность коренного реформирования системы профессионального высшего образования с его ориентацией на общенациональные интересы Татарстана. Вторая - динамичность процесса приобретения соответствующих знаний и навыков, основанных на принципах непрерывности и преемственности в различных формах, с различными целями и в разном возрасте. Третья - превращение бизнес-образования в самостоятельный сектор образовательных услуг, руководствующийся рыночным спросом.

Развитие специальных образовательных программ для малого бизнеса в зарубежных странах получило особое распространение в последние 20-25 лет - в период, который можно охарактеризовать повышением социальной и экономической роли предпринимательства в странах с развитой рыночной экономикой. Эти программы развиваются как бизнес-школами (университетскими или частными), так и различными государственными структурами. Например, в США - Администрацией по делам малого бизнеса (the U.S. Small Business Administration), пользующейся поддержкой непосредственно администрации президента США, в Великобритании - Министерством торговли и промышленности (DTI-Department of Trade and Industry) и Министерством труда и занятости (Department of Employment), на Кипре - Управлением промышленным образованием (ITA -Industrial Training Authority).

В настоящее время можно выделить следующие виды программ:

1. Программы, ориентированные непосредственно на предпринимателей малого и частного бизнеса. В свою очередь они отличаются своей ориентацией на различных этапах развития бизнеса:

- начало нового бизнеса;

- развитие существующего бизнеса;

- интернационализация бизнеса и развитие внешних связей (в том числе выход на внешние рынки);

- реструктирование и создание сети малых и средних фирм.

Эти программы также отличаются своей целевой направленностью в зависимости от сферы деятельности предприятий-клиентов. В содержательном плане можно выделить следующие их виды:

- программы, информирующие об изменениях макросреды бизнеса, о существующих структурах и формах поддержки (например, об изменениях в налогообложении, лицензировании или новых возможностях получения финансовой или иной поддержки, например, через лизинг или бизнес-инкубаторы, о специальных правительственных программах);

- программы, развивающие «технические» аспекты управления бизнесом (бухучет, разработка бизнес-плана, навыки работы с персональным компьютером (ПК) и специальными компьютерными программами и т.п.);

- программы, нацеленные на развитие личности самого предпринимателя, его профессиональных и деловых качеств, особенно с учетом специфики многофункциональной деятельности предпринимателя-менеджера малой и средней фирмы;

- программы интегрального или междисциплинарного характера (стратегия, управление изменениями, ССВО-анализ и др.).

2. Программы, направленные на развитие среды и политики поддержки малого и частного бизнеса. Здесь можно выделить программы, ориентированные на различные типы структур и организаций поддержки развития малых и частных предприятий:

- государственные органы власти различных уровней;

- государственные структуры поддержки малого и частного бизнеса;

- независимые организации (например, агентства развития);

- финансовые учреждения;

- бизнес-инкубаторы, бизнес-центры, научные парки;

- консультационные фирмы;

- организации бизнес-образования.

3. Университетские программы (спецкурсы в программах бакалавров, магистров, курсы по выбору в программах магистр бизнес-администрирования (МБА) университетских бизнес-школ).

4. Программы для школ и колледжей в системе среднего и среднего специального образования.

Принцип государственного патернализма по отношению к малому и частному бизнесу, реализуемый через комплексную систему мер государственной поддержки этого сектора экономики, находит свое отражение в вышеизложенных образовательных тренинговых программах различного уровня, делая их отличными от обычных программ обучения предпринимательства.

Методы преподавания таких программ отличаются чрезвычайной интерактивностью, а термин «слушатель» практически не применим к учебным программам для предпринимательства.

Политика в области подготовки кадров привела к значительному повышению спроса на высококвалифицированные кадры, что потребовало пересмотра традиционных подходов к содержанию их подготовки (табл.).

В основе предпринимательского подхода лежит ориентация на высококвалифицированную рабочую силу, интегрированную в систему производства, на непрерывность процесса обога-

Таблица

Содержание традиционного и предпринимательского подходов к обучению1

Традиционный подход Предпринимательский подход

Основное внимание уделяется содержанию обучения Основное внимание уделяется процессу передачи знаний

Преподаватель - ведущий, слушатель - ведомый Слушатель активно участвует в процессе обучения

Преподаватель передает знания Преподаватель соучаствует в процессе познания, «обеспечивая» этот процесс

Акцент - «знаю, что...» Акцент - «знаю, как» и «знаю, кто»

Слушатели пассивно получают знания Слушатели активно генерируют знания

Жесткая структура и «запрограммированность» занятия Занятия строятся гибко с учетом потребности участников

Учебные цели ставятся Учебные цели обсуждаются

На ошибки смотрят «сверху вниз» На ошибках учатся

Основное внимание уделяется теории Основное внимание уделяется практике

Предметно-функциональный подход к обучению Проблемно-междисциплинарный подход к обучению

1 Составлена по кн.: Allan A. Gibb. Training the Trainer for Small Business, Durham University Business School, Small Business Centre.

щения и повышения квалификации, гибкость рабочей силы и организации труда, партнерские отношения между участниками производства.

В современных условиях для предпринимательства все более значима качественная характеристика кадрового потенциала. В этой связи возникает необходимость в совершенствовании профессиональной подготовки предпринимательских кадров, а, следовательно, содержания общеобразовательных и профессиональных программ обучения, способствующих постоянному обновлению знаний.

Решить эти задачи можно в рамках такого образовательного комплекса, который будет отвечать потребностям работников в получении и повышении профессиональной подготовки на протяжении всей их трудовой деятельности.

Изучение международной практики формирования государственной поддержки развития малого и частного предпринимательства и его анализ показывают, что Татарстану необходимо перенять прогрессивные направления мировой практики, обогатить ее современными положениями и региональными особенностями, продиктованными настоящим этапом поддержки и развития этого сектора экономики, а именно: путем создания благоприятного климата для развития системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров -предпринимателей.

Механизм его функционирования, на взгляд автора, должен основываться на следующих основных принципах:

- обеспечения качественной оценки профессиональных и личностных возможностей каждого человека в тех новых ролях, которые диктуются условиями функционирования рыночной экономики;

- разрушения устоявшихся стереотипов трудового поведения работников, сложившихся в условиях централизованной экономики;

- соединения профессиональной, социальной и гуманитарной подготовки предпринимательских кадров;

- обеспечения активного восприятия обучающимся новых ценностных установок, адекватных рыночным отношениям.

Особенность бизнес-образования состоит в том, что оно нацелено на выгодность будущей карьеры, получение отдачи от инвестиций как самого человека, так и общества в целом. Этот вид обучения имеет серьезные отличия от других направлений высшего, дополнительного и профессионального образования, отработанных, зарекомендовавших себя в мире, имевших зарубежные аналоги.

Специфика стран с переходной экономикой в области бизнес-образования, на взгляд автора, проявляется в двух аспектах. Во-первых, при значительном потенциале экономического образования в прошлом страна в условиях рынка столкнулась с необходимостью радикальной реструктуризации, развития и эффективного использования этого потенциала. Во-вторых, в отечественной практике сложились определенные стереотипы среди потребителей образования.

Необходимость бизнес-образования как многоуровневой системы обусловлена рядом причин. Во-первых, очевидностью коренного реформирования системы профессионального высшего образования с его ориентацией на общенациональные интересы Республики Татарстан. Во-вторых, динамичностью процесса приобретения соответствующих знаний и навыков, основанного на принципах непрерывности и преемственности в различных формах, с различными целями и в разном возрасте. В-третьих, превращением бизнес-образования в самостоятельный сектор образовательных услуг, руководствующийся рыночным спросом.

Прогрессивные структурные преобразования, происходящие в экономике Республики Татарстан, приводят к глубоким изменениям как в восприятии образовательных учреждений обществом, так и в самой их деятельности. К числу таких трансформаций, обусловленных важнейшими параметрами внешней среды, следует отнести, в первую очередь, факторы необходимости «массового производства» высококвалифицированных специалистов-менеджеров, отсутствие в должном объеме финансовых ресурсов, наличие конкурентной среды. Постоянное воспроизводство профессионального субъекта предпринимательской деятельности

выступает одним из базовых факторов реализации возможностей малого и среднего предпринимательства, как важнейшего сектора рыночной экономики. Эффективность реализации этого сектора обусловлена такой системой подготовки, переподготовки и повышения квалификации работников, желающих заниматься предпринимательской деятельностью.

Характерные для таких программ «предпринимательский» стиль и методы преподавания можно охарактеризовать сопоставлением с классическим «традиционным» (лекционным) стилем, однако следует иметь в виду, что успешное применение этих методов возможно при обеспечении следующих факторов:

- профессионализм и предпринимательский опыт самого преподавателя, позволяющие за минимальное время достичь доверия участников программы, вызвать их на диалог, эффективное обсуждение проблемы и информационный обмен. При этом, по отзывам многих предпринимателей-участников таких программ, этот обмен опытом может оказаться одним из наиболее ценных результатов их участия в программе;

- наличие хорошо проработанных раздаточных информационных материалов, позволяющих осуществить уход от фактической «продажи информации через голос» (чем традиционно занимаются многие высококвалифицированные преподаватели-эксперты) к ее презентации, обсуждению и переработке вместе со «слушателями». И при таком подходе «слушатель» действительно перестает быть просто «слушателем», а становится полноправным участником программы. При этом по качеству содержания и оформления этих материалов участники программы во многом судят и об ее уровне.

Очевидно, что в различных курсах программы используются разные методы или их комбинации, однако, в целом, программы для малого и среднего предпринимательства действительно отличаются своим тяготением к использованию «предпринимательского» подхода и стиля обучения.

В полной мере использование данного опыта бизнес-образования в Татарстане затруднено по ряду объективных и субъективных при-

чин, в том числе разных подходов к оценке масштабов самой системы предпринимательства, его кадрового обеспечения и условий реализации. В то же время и для Российской Федерации, и для Татарстана характерен приоритет государственного финансирования образования, в том числе и для системы предпринимательства. Однако перспективы финансирования решения этой проблемы в республике уже, в основном, ориентированы на смешанную систему финансирования, где все больший удельный вес будет приходиться на средства предприятий и граждан, особенно в части краткосрочной подготовки, переподготовки и повышения квалификации.

Сегодня возможности государственного и негосударственного секторов в сфере подготовки кадров для предпринимательской деятельности не удовлетворяют требованиям экономики. Невзирая на определенные успехи в организации кадровой подготовки системы предпринимательства, ее дальнейшее развитие сталкивается с определенными проблемами:

- отсутствием общепринятой концепции, утверждающей приоритетность вопроса подготовки, отбора и продвижения кадров по сравнению с другими формами поддержки малого и среднего предпринимательства в целом на данном этапе развития рыночной экономики;

- недостаточностью финансирования процесса подготовки кадров;

- неразвитостью инфраструктуры образовательных и консалтинговых учреждений для системы малого и среднего предпринимательства на периферии;

- отсутствием гибкого государственно-общественного механизма формирования «социального заказа», выражающего согласованные интересы образовательного учреждения и потребности образовательных услуг;

- недостаточной мотивацией представителей малого и среднего предпринимательства на получение образовательных и консультационных услуг;

- отсутствием разделения полномочий между субъектами, определяющими содержание образования специалистов в системе малого и

среднего предпринимательства, на уровне муниципальных районов.

Преодоление обозначенных проблем в развитии кадровой подготовки системы предпринимательства требует неотложных мер государственного характера, что, в свою очередь, позволит превратить бизнес-образование в действенный инструмент проводимых в республике социально-экономических реформ.

Необходима координация усилий, направленных на развитие системы подготовки кадров. Они должны отвечать следующим требованиям:

- предоставлять качественные услуги в сфере профессионального обучения широким категориям граждан, включая незанятое население, желающим создать собственное дело, специалистов и руководителей системы предпринимательства, сотрудников объектов инфраструктуры поддержки малых и средних предприятий, государственных и негосударственных служащих, отвечающих за вопросы поддержки малого и среднего предпринимательства;

- технология обучения специалистов для системы предпринимательства должна отличаться от традиционной и основываться на вовлечении слушателя в процесс обучения и формулирования рецептов в ходе информационного и консалтингового сопровождения;

- действовать, ориентируясь на потребности экономики и опережая образовательные потребности предпринимателей. Данное условие связано с тем, что образовательные потребности и платежный спрос на образовательные услуги имеют тенденцию к отставанию. На практике предприниматель сначала сталкивается с проблемой, а затем уже приходит к необходимости научиться, как с ней справляться. Необходимость в соответствующих знаниях становится очевидной, когда уже возникли диспропорции и ошибки. Однако возможно прогнозирование нарастающей потребности определенного вида знаний и предварительной подготовки кадров для данной системы.

В мировой практике можно найти несколько примеров, когда пересмотр парадигм бизнес-образования происходил синхронно с серьезны-

ми изменениями в самом бизнесе. В частности, огромное влияние на американское образование оказали два знаменитых доклада 1959 г., отразившие неудовлетворенность бизнеса состоянием подготовки менеджеров в бизнес-школах. В это время бизнес начал активно эксплуатировать человеческие ресурсы для создания конкурент-ныгх преимуществ [1; 2]. Во второй раз масштабный анализ состояния бизнес-образования в США быи проведен в 1988 г. в период затяжного кризиса американской экономики. Этот анализ также обусловил пересмотр многих подходов к обучению менеджменту (косвенным результатом чего стали изменение программы MBA - Master of Business Administration - в Гарвардской школе бизнеса и даже отказ этой знаменитой школы от построения программ исключительно на основе анализа конкретных ситуаций). Данные факты позволяют высказать гипотезу о наличии корреляционных связей между сдвигами в бизнесе и ситуацией в бизнес-образовании.

На сегодняшний день образование в области МВА в России можно получить несколькими способами [3].

Первый способ - формально-традиционный, состоит в получении степени бакалавра или магистра менеджмента или диплома специалиста в этой области, то есть речь идет о первом высшем образовании. Такой способ реализуется и за рубежом, однако он не очень популярен, например, в США, где считается, что обучение общему и функциональному менеджменту намного эффективнее, если обучающийся имеет опыт практической деятельности.

Второй способ является своеобразной производной от первого: он состоит в получении образования в области менеджмента в качестве второго высшего образования (в дополнение к любому первому). Согласно действующим нормативным актам, сделать это можно, обучаясь не менее трех лет, что существенно снижает привлекательность такого обучения для взрослых людей, уже работающих менеджерами.

Третий способ - профессиональная переподготовка по программам объемом не менее 500 часов, после которой выпускник программы получает право осуществлять новую для себя профес-

сиональную деятельность. Эти относительно короткие программы не могут обеспечить фундаментальную подготовку специалиста в новой области. Поэтому их выпускникам не присваивается новая квалификация, что в России с ее укоренившимся «доверием» к государственным документам является серьезным недостатком.

Наконец, относительно новым типом образовательных программ в области менеджмента выступают программы МВА, «узаконенные» Министерством образования РФ в 1999 г. по инициативе Российской ассоциации бизнес-образования (РАБО). Программы МВА в соответствии с концепцией нацелены на подготовку менеджеров высшей квалификации, способных руководить организацией в целом, то есть это «дженералистские» программы, правда, допускающие некоторую специализацию.

Таким образом, схематично структуру программ в области менеджмента можно представить в виде диаграммы (рис.).

Здесь в качестве базы квалификации выбраны знания (простые и сложные) и умения

(простые и сложные). Предполагается, что знания приобретаются в основном в процессе обучения, а умения - при осуществлении практической деятельности (или ее достоверной имитации на соответствующих занятиях).

Установлено, что второе высшее образование - в определенном смысле «тупиковая» форма обучения менеджменту: вряд ли получивший его захочет поступить на программу МВА (хотя бы из финансовых соображений). Обратим внимание на то, что уровень теоретической подготовки здесь существенно ниже, чем при получении первого высшего образования, а исходный практический опыт студентов явно не дотягивает до опыта слушателей программ МВА.

Более того, магистерские программы в области менеджмента, с одной стороны, дают выпускникам фундаментальные знания, значительно превосходящие по глубине знания выпускников программ МВА, но, с другой - эти знания слабо связаны с практикой. Поэтому выпускники магистратуры, приходя в организации (фирмы и компании), могут лишь осуще-

Практическая деятельность

МВА

Менеджер высшего звена

Корпоративный аналитик

Специалист

Магистр

Управленческие знания

Рис. Соотношение различных программ подготовки менеджеров в России в настоящее время (составлен по разработке Л.И. Евенко)

ствлять аналитические функции или заниматься научно-педагогической деятельностью, то есть генерировать и распространять знания.

По тематике программы МВА также весьма дифференцированы, так как, согласно стандартам AACSB1, изучению «базовых курсов» (по таким функциональным сферам, как финансы, маркетинг, общий менеджмент, эккаунтинг и др.) должно уделяться вдвое меньше времени, чем курсам, относящимся к некоторой специализации. Именно в этом суть руководящего принципа «ориентации на миссию» с целью приближения формы и содержания конкретных программ МВА к конкретным потребностям определенного, заранее обозначенного контингента обучающихся слушателей. В любой программе МВА должно быть органически соединено два начала: во-первых, соответствие общепринятым стандартам в смысле набора курсов, полноты охвата предметов, необходимых для развития квалификации, продолжительности обучения, обеспечения баланса между освоением знаний и развитием навыков, и, во-вторых, приближенность к запросам потребителя, предоставление выбора курсов и специальностей, применение полученных знаний в работе и т.п.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Среди мер по обеспечению развития программ МВА в России выделяют следующие:

1. Окончательное определение программ МВА как дополнительного к высшему образования с признанием того, что по «степени серьезности» - это уровень магистратуры, но совершенно другой природы. Это образование, развивающееся параллельно с вузовской системой высшего образования, точнее, с ее «верхушкой», и связанное с особым видом «образования ради карьеры».

2. Обеспечение более тесной кооперации бизнеса и бизнес-образования в этой области, налаживание диалога между школами бизнеса и потребителями их продукта с серьезными результатами, когда образовательные программы приблизятся к требованиям практики, а практики глубже поймут возможности и ценности образования.

1 The Association to Advance Collegiate Schools of Business.

3. Усиление «ориентации на миссию» в программах МВА с допущением большого разнообразия этих программ.

4. Неукоснительное соблюдение положений государственных требований к программам МВА, практическое применение механизма аккредитации по многим конкретным критериям.

5. Создание органа государственно-общественной аккредитации, сочетающего представительство Министерства образования и науки, ведущих специалистов по программам МВА и бизнесменов-практиков, который имел бы межведомственный характер.

6. Подготовка преподавателей и администраторов по программам МВА с целью не только повышения их квалификации, но и развития нового менталитета в области образования высокого уровня для прагматических целей повышения эффективности организаций и развития карьеры людей.

7. Ускорение вхождения образования по программам МВА в единую информационную образовательную среду России и глобальную информационную среду, создание для этого специальных предпосылок в виде электронных библиотек, учебных курсов, построенных на информационных технологиях, дистанционных программ, программ-консорциумов и т.п., а также унифицированных технологических стандартов.

8. Продвижение в сторону формирования достаточно обоснованного и объективного рейтинга школ бизнеса и программ МВА [4].

Все это означает, что успех образовательных нововведений может быть достигнут лишь при соблюдении ряда важных условий, большая часть которых относится к менеджменту.

Если говорить о расширении применения этих программ в условиях Татарстана, то первым обязательным условием должно быть то, что право открытия таких программ могут получить лишь те образовательные учреждения, которые располагают для этого необходимыми ресурсами. Речь идет, прежде всего, о штате собственных квалифицированных преподавателей и материальной базе (помещения, компьютерное и демонстрационное оборудование, издательские мощности и пр.). Столь же значимым

является и успешный опыт реализации образовательных программ для взрослой аудитории: далеко не все вузы, успешно работающие с молодежью, способны вести программы высокого уровня для для менеджеров высшего звена.

Второе важное условие - постоянный контроль качества предлагаемых программ. Рынок бизнес-образования в Татарстане еще не полностью сформирован, кроме того, он неизбежно несет на себе отпечаток традиций образования в целом, главная черта которого - привычка ориентироваться на государственный диплом.

При условии формирования эффективной системы контроля качества бизнес-образования (в первую очередь обеспечения его публичности для потребителей), но отсутствии необходимых ресурсов для развития соответствующих программ наиболее вероятным результатом будет замещение мастерских программ на рынке программами основного профессионального образования в соответствующей области, что в определенной степени может замедлить адаптацию образования к реалиям бизнеса в Татарстане.

Учитывая объективную заинтересованность в высоком качестве, все - от преподавателей и студентов до работодателей и родителей - стараются прежде всего понять конкретное содержание термина «качество» и получить адекватную его оценку.

В развитых странах ответы на вышеобозна-ченные вопросы можно получить на соответствующем этапе в цепочке «лицензирование -аттестация - государственная аккредитация -общественная аккредитация - рейтинги» [5].

Имеются стандарты аккредитации, но и они разнятся: в США, Великобритании, Италии и Франции системы аккредитации отличаются весьма существенно. Даже две самые известные системы аккредитации AACSB International (Северная Америка) и EQUIS 1 (efmd - Европа) основаны на разной философии. Например, чтобы получить аккредитацию EQUIS, необходимо, чтобы значительная часть студентов школы были иностранцами.

Таким образом, о международных стандартах в бизнес-образовании можно говорить лишь условно. Конечно, мы не можем отрицать, что

школы с мировым именем накопили большой и полезный опыт подготовки менеджеров высшей квалификации. Их достоинства очевидны. Прежде всего, это закрепление стандартов профессионального (английского) языка и развитие навыков межкультурных коммуникаций, чрезвычайно важных для работы на международных рынках. Несомненным преимуществом известных западных школ являются их крепкие связи с относительно узкой группой транснациональных и глобальных компаний. Известность брэндов школ позитивно сказывается на трудоустройстве выпускников программ МВА. Наконец, ведущие зарубежные бизнес-школы имеют прямой доступ к международному опыту ведения бизнеса.

Таким образом, систему подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров для МСП целесообразно рассматривать как подготовку, состоящую из следующих уровней: бизнес-классы, среднее специальное и профессиональное образование, бизнес-школа (комьюни-ти-колледж), высшее, послевузовское образование, переподготовка и повышение квалификации кадров. Ее реализация будет способствовать формированию самостоятельного образовательного направления и обеспечит подготовку конкурентоспособных специалистов в области организации и управления предпринимательством, способных решать стратегические задачи развития системы предпринимательства.

Список литературы

1. Pierson F. The Education of American Business: A Study of University College Programs in Business Administration. - N.Y., McGraw-Hill, 1959.

2. Gordon R., Howell J. Higher Education for Business. -N.Y., Columbia University Press, 1959.

3. Кузьминов Я., Филокович С. Бизнес-образование в России: состояние и перспективы // Вопросы экономики. -2004. - № 1. - С. 21.

4. Евенко Л.И. Уровни бизнес-образования и особенности образовательных программ // Бизнес-образование. - 2002. - № 2. - С. 12-13.

5. Зобов А.М. Проблемы реализации многоуровневой системы бизнес-образования во внешнем учебном заведении // Бизнес-образование. - 2002. - № 2. - С. 24.

В редакцию материал поступил 11.03.08.

1European Quality Improvement System.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.