КРЕАТИВНАЯ ЭКОНОМИКА
Том 11 • Номер 12 • декабрь 2017 ISSN 1994-6929 Journal of Creative Economy
издательство
Креативная экономика
Бизнес-образование как звено непрерывного образования
Кузнецова Л.В. 1
1 Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ, Москва, Россия
АННОТАЦИЯ:_
В работе рассмотрены актуальные аспекты развития российского бизнес-образования исходя из его роли в процессе непрерывного образования, где оно востребовано в качестве инструмента успешной карьеры. Проводится сравнение содержания, источников финансирования бизнес-школ и корпоративных университетов, их основных преимуществ, возможных сфер конкуренции. Рассматриваются основные направления развития технологий бизнес-образования, изменение статуса преподавателя.
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: непрерывное образование, бизнес-школа, корпоративные системы образования, цифровая образовательная среда.
Business education as a link in continuing education
Kuznetsova L.V. 1
1 The Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration, Russia
введение
Непрерывное образование включает все виды образовательной деятельности (формальные, неформальные, самообразование) с целью совершенствования знаний, навыков и умений. В современных динамичных условиях основного профессионального образования уже недостаточно, необходимы дополнительные знания и навыки, профессиональные компетенции и квалификации, которые повышают трудовую мобильность. Непрерывное обновление профессиональных знаний и навыков - это обязательное условие профессионального развития, карьерного роста. Непрерывное образование имеет также социальную составляющую - обогащается взаимодействие человека с обществом, экономической средой. Личностная функция этой формы образования позволяет обеспечить индивидуальные познавательные потребности взрослого человека. Все эти составляющие непрерывного образования в конечном итоге увеличивают человеческий капитал.
В число индикаторов, оценивающих человеческий капитал определенной страны, включается показатель доли взрослого населения, участвующего в программах непрерывного образования. В российской практике предусмотрен показатель, который показывает удельный вес занятого населения в возрасте 25-65 лет, прошедшего повышение квалификации и (или) переподготовку в данной возрастной категории [2].
В 2015 г. в Российской Федерации этот показатель в целом по стране составил 50%. Федеральная служба государственной статистики в настоящее время обеспечивает регулярное наблюдение этого показателя и предоставляет информацию по субъектам Российской Федерации. Согласно информации, за 2015 г. показатель существенно различается по территории. Наибольшее значение показателя отмечено в Крымском федеральном округе (57,1%), а наименьшее - в Северокавказском федеральном округе (39,7%) [5].
Динамика этого показателя, а именно достижение его роста, представляет собой важную задачу для страны в целом и для ее образовательной системы. Этот показатель содержит возрастной диапазон группы населения, которой адресовано образование. Термином «образование взрослых» объединяются все формы обучения, в котором принимают участие взрослые даже после получения образования, включая высшее. Экспертные оценки относят «образование взрослых» к числу приоритетных направлений образования. Ведущие страны Евросоюза смогли обеспечить массовое участие взрослого населения в программах обучения и тренингах либо же имеют устойчивую положительную динамику в этой сфере. Доля экономически активного населения развитых европейских стран, участвующих в дополнительном профессиональном образовании, достигает 60-70 процентов.
Перспективы развития системы образования взрослых связываются с разработкой специальных стратегий и национальных программ, а также с последовательной
ABSTRACT:_
The article considers the relevant aspects of the development of Russian business education based on its role in the process of continuing education, where it is in demand as a tool for successful career We compare the content, funding sources for business schools and corporate universities, their main advantages and possible areas of competition. We consider the main development directions of business education technologies and the change in status of a teacher
KEYWORDS: continuing education, business school, corporate education systems, digital educational environment
JEL Classification: I00, I21, I29 Received: 19.12.2017 / Published: 28.12.2017
© Author(s) / Publication: CREATIVE ECONOMY Publishers For correspondence: Kuznetsova L.V. (l.kuznetsovaßranepa.ru)
CITATION:_
Kuznetsova L.V. (2017) Biznes-obrazovanie kak zveno nepreryvnogo obrazovaniya [Business education as a link in continuing education]. Kreativnaya ekonomika. 1 1. (12). - 1329-1338. doi: 10.18334/ce.1 1.12.38684
политикой в этой области образования. Для оценки уровня образования взрослых действует Программа международной оценки компетенции взрослых (Programme for the Internatinal Asessment of Adult Competencies). Она представляет собой программу многоэтапной оценки профессиональных навыков и компетенций взрослого населения трудоспособного возраста для мониторинга и анализа уровня профессиональных навыков и их распределения среди взрослого населения. Россия принимает участие в этом исследовании, второй этап которого пройдет в 2018 г., координатором данного проекта выступит Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки.
В российской практике принцип непрерывного образования применительно к взрослому населению позволяют реализовать в основном программы дополнительного профессионального образования (ДПО). Эти программы направлены на повышение квалификации, обогащение знаниями и формирование навыков и умений. В них предусматриваются стажировки, общение с практиками, руководителями ведущих организаций, имеющими большой практический опыт и заметные достижения в современном бизнесе, что в конечном итоге должно обеспечивать формирование человеческого капитала.
Статистика программ профессиональной переподготовки за 2016 г. показывает использование различных технологий обучения: применение форм электронного обучения (34% от числа реализованных программ), применение дистанционных технологий (20%).
Программы ориентированы на требования работодателей, в подтверждение этого профессионально-общественную аккредитацию (ПОА) прошли 34% программ.
Таблица 1
Число программ профессиональной переподготовки, 2016 г.
Число программ доля, в %
Всего программ, в том числе: 32 777
число программ, которые прошли ПОА 11 011 34%
число программ с применением электронного обучения 3 872 12%
число программ с применением дистанционных технологий 6 514 20%
Источник: составлено автором по [5].
ОБ АВТОРЕ:_
Кузнецова Лиана Витальевна, кандидат экономических наук, исполнительный директор факультета финансов и банковского дела ([email protected])
ЦИТИРОВАТЬ СТАТЬЮ:_
Кузнецова Л.В. Бизнес-образование как звено непрерывного образования // Креативная экономика. -2017. - Том 11. - № 12. - С. 1329-1338. С01: 10.18334/се.1 1.12.38684
Анализ источников финансирования программ профессиональной подготовки, который можно провести на базе статистических данных Минобрнауки, показывает преобладание подготовки специалистов на базе договоров об оказании платных образовательных услуг - 92% всего числа прошедших профессиональную переподготовку, и только 8% - за счет бюджетных ассигнований.
Подобное распределение источников финансирования не может обеспечить рост образования взрослых. Следует признать, что такое положение в области финансирования существенно ограничивает доступность этой формы образования.
Экономическая ситуация не позволяет надеяться на возможности самих работающих, эксперты отмечают крайне слабую мотивацию взрослого населения участвовать в финансировании образовательного процесса. Работодатели также не заинтересованы в обучении специалистов, желая снизить расходы. Затраты работодателей на обучение сотрудников очевидно недостаточны, а по объему - в 10 раз меньше, чем в странах Европы.
Снижение затрат на образование за счет бюджетных ассигнований в России отмечается с 2008 г. Одновременно выросли роль частных организаций и доля финансирования за счет населения. Государственные расходы на образование за 9 прошедших лет сократились на 15-20%. По расчетам Всемирного банка, в списке из 153 стран по расходам на образование Россия занимает 98-е место с показателем 4,1% [1] (Aganbegyan, 2017).
Бизнес-образование играет важную роль в модели непрерывного образования, как «образование взрослых» оно актуально и востребовано в качестве инструмента успешной карьеры и предпринимательского успеха.
Программы МВА, EMBA, DBA составляют наиболее значимую часть сферы бизнес-образования с доминирующей практической направленностью, непосредственно направлены на подготовку профессиональных менеджеров. Успешное прохождение программы подтверждается дипломом о дополнительном (к высшему) образовании
Таблица 2
Профессиональная переподготовка, 2016 г. Распределение обучающихся по источникам финансирования
Человек Доля, в %
Всего человек, в том числе: 899 318
за счет бюджетных ассигнований из федерального бюджета 32 546 4%
за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов РФ 29 067 3%
за счет бюджетных ассигнований местных бюджетов 11 177 1%
по договорам об оказании платных образовательных услуг, в том числе: - по договорам физических лиц; - юридических лиц 826 528 352 517 474 011 92% 39% 53%
Источник: составлено автором по [5].
с присвоением дополнительной квалификации. Выпускники программ МВА - руководители практики широкого профиля, способные руководить организацией в целом или же ее крупным подразделением. Программы уровня ЕМВА ориентированы на руководителей высшего звена, а программы DBA - на исследование крупных практических проблем. В реестре программ бизнес-образования, прошедших профессионально-общественную аккредитацию НАСДОБР по состоянию на 13.01.2017 г., значатся 15 программ уровня МВА, MBA-s, ЕМВА [12].
Данная форма бизнес-образования, как правило, имеет один источник финансирования - личный бюджет слушателей. Доля работодателей, оплачивающих обучение по программам МВА, крайне мала, в отличие от западных бизнес-школ. Подавляющее большинство российских слушателей МВА учатся без отрыва от производства, чтобы не терять имеющуюся у них работу.
Термин «бизнес-школа» обозначает образовательное учреждение, которое предлагает образовательные программы и которое может само находиться в структуре более крупного образовательного учреждения либо может не иметь определенной организационной структуры. По состоянию на ноябрь 2017 г. (по информации портала mbatoday.ru) в России осуществляли свою деятельность 114 бизнес-школ.
В российской практике сформировались две модели организации бизнес-школ. Первая, т.н. «университетская школа», в которой бизнес-школа действует на базе материнского вуза с сильными многолетними академическими традициями, в котором имеются все формы высшего образования, проводятся научные исследования. Вторая модель - школа, которая нацелена исключительно на нужды бизнеса и не имеет университетского, академического прошлого.
В последние годы в бизнес-образовании обострилась конкуренция: бизнес-школы испытывают значительное конкурентное давление со стороны «альтернативных» систем корпоративной подготовки специалистов (корпоративные университеты, тре-нинговые компании, системы внутрифирменной подготовки кадров, дистанционное обучение). Все чаще утверждается, что система традиционных бизнес-школ теряет свою монополию в предоставлении знаний и формировании компетенций в сфере бизнес-образования.
Бизнес-школы на базе ведущих вузов имеют существенные конкурентные преимущества. В их числе: высокий уровень методологической базы, профессиональная разработка образовательных программ, соответствие программ обучения национальным и международным стандартам. Они имеют потенциал для непрерывного развития преподавательского состава.
Корпоративные системы образования активно развиваются в России. Они функционируют благодаря тому, что работодатели готовы вкладывать средства в повышение квалификации, обновление навыков своих работников в рамках единой концепции развития персонала. Корпоративные системы включают в себя различные формы дополнительного профессионального образования: корпоративные университеты,
образовательные, тренинговые центры. Их развитие соответствует мировому тренду в профессиональном образовании. Расходы работодателей по всему миру продолжают стабильно расти на протяжении последних четырех лет. В 2015 г. расходы организаций на обучение в среднем составили 1252 долл. США на сотрудника. Как и в предыдущие годы, большая часть учебных программ приходилась на долю руководителей (в среднем 12% по всем организациям) [10].
Корпоративные университеты могут быть в различных организационно-правовых формах. Университеты флагманов нашей экономики работают в форме автономной некоммерческой организации (Корпоративный университет Сбербанка, Корпоративная Академия Госкорпорации Росатом, Корпоративный университет РЖД и др.), а также в форме негосударственного образовательного учреждения (Корпоративный университет «Северсталь»). Для проведения образовательной деятельности университеты имеют лицензии на реализацию программ дополнительного профессионального образования.
Корпоративные университеты могут быть в форме дочернего предприятия, филиала компании, структурного подразделения (департамент, управление, отдел), в этих случаях обучение может проводиться силами приглашенных преподавателей, путем сотрудничества с бизнес-школами, тренинговыми центрами на основе договорных отношений.
Корпоративный университет может не иметь четкой организации образовательного процесса, может не проводить занятия в очной форме в определенной аудитории. Электронные формы обучения позволяют работать в форме учебных порталов.
Одним из основных направлений образования в корпоративных университетах выступает обучение среднего менеджерского звена и топ-менеджеров компании, а также формирование управленческого резерва компании. Обучение в корпоративном университете проводится за счет средств компании и по ее замыслу, и в этой связи соответствует миссии, стратегии, потребностям в квалификации, структуре занятости в подразделениях. Результатами работы корпоративных университетов являются: построение механизма непрерывного повышения квалификации персонала, внедрение единых корпоративных стандартов к требованиям, обучению и развитию персонала в компании, принятие кадровых решений на основе объективных данных о компетенциях сотрудников компании.
Корпоративные университеты имеет определенную целевую группу - сотрудников компании (или отрасли), что, на наш взгляд, снижает уровень их конкуренции с бизнес-школами. Размер издержек на корпоративное образование зависит от размера предприятия, отрасли экономики, стадии развития и многих иных факторов. Зарубежные компании тратят на обучение сотрудников в среднем 4 процента оплаты труда, на одного работника приходится 34 часа обучения в год [10]. Крупнейшие российские компании могут находиться и выше этого уровня. Так, в течение 2015 г. в Корпоративном университете Сбербанка прошли обучение 25 тыс. руководителей, что
составляет 75% от общего числа руководителей Сбербанка. В среднем на каждого слушателя пришлось около 55 часов обучения (академических часов). Активно используется формат дистанционного обучения, действует информационный портал для сотрудников - виртуальная школа Корпоративного университета [7].
В бизнес-образовании возрастает популярность дистанционного альтернативного образования, которое проявляется в формировании онлайн-платформ. В России действует довольно много онлайн-образовательных платформ в рамках массовых открытых онлайн-курсов - МООК (Massive Open Online Course). В 2016 г. в образовательных онлайн-курсах на отечественных и зарубежных платформах участвовал 1 млн россиян [9]. Образовательные курсы в сфере экономики предоставляют Gairdar Open University, Univeb, Лекториум, Универсариум. Наиболее популярной является международная платформа Coursera. Такая форма развивается в корпоративном обучении -в 2016 г. дистанционные и смешанные программы обучения занимают 70% всего образовательного времени [3] (Evenko, Lagenen, 2016).
Использования онлайн-курсов вузами стало проходить более активно благодаря национальной платформе открытого образования, которая была запущена Минобрнауки в 2016 г. В сфере образования внедряется приоритетный проект «Современная цифровая образовательная среда в Российской Федерации». Проект предполагает создание условий для системного повышения качества и расширения возможностей непрерывного образования для всех категорий граждан за счет развития российского цифрового образовательного пространства и увеличения числа обучающихся образовательных организаций, освоивших онлайн курсы. С учетом быстрого развития цифровой образовательной среды в настоящее время прогнозируется нехватка кадров, обеспечивающих онлайн-образование.
Следует учитывать, что вне зависимости от различий и изменений в технологии и способе подачи образовательных программ бизнес-школы должны обеспечить последовательное, высококачественное образование для слушателей одних и тех же программ, направленных на получение диплома (степени). Бизнес-школа должна нести ответственность за организацию, поддержку и сохранение качества обучения вне зависимости от способа подачи материала. При любом формате обучения главной целью должно оставаться развитие и формирование компетенций и навыков управленца.
В значительной степени обеспечивать это должны критерии общественно-профессиональной аккредитации программ ДПО, используемые НАСДОБР. Предусмотрено также, что Министерство образования и науки должно утверждать перечень профессий, специальностей и направлений подготовки, реализация образовательных программ по которым не допускается с применением исключительно электронного обучения, дистанционных образовательных технологий.
С появлением новых форм реализации образовательных программ некоторые обязанности, которые ранее выполнялись исключительно преподавателями, могут выполняться и другими специалистами. Потребуются специалисты, которые обес-
печат поддержание дистанционных, цифровых форм обучения, обратной связи и контроля знаний и выполнения проектов и заданий. Бизнес-школы должны уже в настоящее время иметь прогнозы численности и структуры кадрового состава, их квалификаций [3] (Evenko, Lagenen, 2016). Главное, чтобы изменения в разделении труда обеспечивали необходимое качество образования.
Цели обучения и учебные планы бизнес-школ должны соответствовать ожиданиям заинтересованных лиц, например, организаций, привлекающих выпускников на работу, бывших и настоящих слушателей, представителей профессиональных ассоциаций в сфере будущей работы.
Актуальной является задача освоения взрослой группой населения навыков и компетенций, которые необходимы для работы с цифровыми технологиями. Речь идет о развитии новых навыков и компетенций, их разделяют на следующие группы: базовые, стандартные, высокопрофессиональные, дополнительные цифровые [11].
Базовые навыки необходимы, чтобы получить доступ и начать работу с цифровыми технологиями. Эти навыки необходимы, чтобы перейти в группу пользователей, этот набор навыков меняется по мере развития технологий.
Стандартные навыки, которые необходимы для эффективного использования устройств и понимания, для каких целей можно применять цифровые технологии. Эти навыки берутся за основу при разработке национальных планов и стратегий «цифрового образования». Основы кибербезопасности, способность защитить свои устройства и информацию от вирусов и злоумышленников. Понимание того, что в информационном пространстве действует авторское право, что на интернет распространяется законодательство конкретного государства.
Высокопрофессиональные навыки и компетенции - требуются для расширенного использования технологий. Такие навыки лежат в основе профессий, которые связаны с программированием, разработкой приложений, администрированием сетей, аналитикой данных и т.д. Дополнительные цифровые навыки - понимание принципов конфиденциальности, знание основ поведения ответственного цифрового гражданина, представление того, как цифровые технологии, большие данные и алгоритмы изменяют общество.
В работе бизнес-школ происходит изменение статуса преподавателя. В настоящее время преподавателя следует воспринимать не только как источник знаний, а как эксперта, сравнивающего разные концепции и теории, координирующего исследования, информирующего об источниках данных и ресурсах по исследуемому вопросу или направлению. Меняется роль преподавателя, он - лидер изменений, который не только обучает, но и мотивирует к изменениям.
Активнее могут использоваться новые возможности для передачи информации между преподавателем и обучающимся, такие возможности дает использование мобильных устройств, круглосуточный доступ в интернет, обмен информацией через систему мгновенных сообщений, облачные вычисления и обмен информацией и пр.
Учебные программы должны предусматривать и поощрять частое продуктивное взаимодействие между слушателями, а также между слушателями и преподавательским составом, которое будет способствовать достижению целей обучения. Учебные планы должны предполагать активное участие слушателей в процессе обучения. Для этого применяются формы группового выполнения проектов, заданий, игрофикация (геймификация) занятий, предполагающие коммуникацию с другими слушателями и преподавателями.
Помимо времени, которое затрачивается на освоение знаний, работу над проектами, выпускной работой, слушатели должны принимать участие в практическом и активном обучении для развития навыков и применении их на практике. Этому способствует разработка в выпускных работах предложений по улучшению практики в интересующей сфере бизнеса, а на защите выпускных работ - присутствие представителей бизнеса, работодателей.
заключение
Сложные моменты в освоении материала - лучше изучать с носителем знаний, т.е. с преподавателем при непосредственном общении. Освоению навыков способствует общение с преподавателями, имеющими опыт практической работы, в формате консультаций. Занятия в реальном коллективе обучающихся создают эффект соревнования, что является стимулом для усвоения знаний и развития творческого подхода.
Ведущие образовательные центры должны иметь сильный интеллектуальный потенциал, обеспечить взаимодействие участников образовательной, научной и предпринимательской деятельности [4] (Bondarenko, 2015). Интеллектуальные достижения бизнес-школы выступают в качестве условия обеспечения высокого уровня образования. Как правило, эти достижения отражаются в виде публикаций (журналы, научные монографии, учебники, учебные материалы, финансируемые научные исследования). Вовлеченность преподавательского состава в консультационную деятельность, контакты с деловой средой предоставляют школе конкурентные преимущества, связывая процесс обучения с практикой бизнеса.
Развитие российского бизнес-образования в качестве звена непрерывного образования предусматривает необходимость совместных усилий образовательных организаций, обмен информацией обо всех достижениях и обсуждения, возможность создания определенного вида альянсов между образовательными организациями, участники которых будут ориентироваться на сильные стороны своих партнеров и эффективно их использовать.
ИСТОЧНИКИ:
1. Аганбегян А.Г. Человеческий капитал и его главная составляющая - сфера «экономики знаний» как основной источник социально-экономического роста // Экономические стратегии/. - 2017. - № 3-4.
2. Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» на
2013-2020 годы. Утверждена распоряжением Правительства РФ от 23 мая 2013 г. № 792-р.
3. Евенко Л.И., Лагенен Н.Е. Новый шаг в дистанционном обучении бизнесу // Бизнес-
образование. - 2016. - № 2(38). - с. 13-15.
4. Бондаренко Н.В. Непрерывное образование как фактор накопления человеческого
капитала // Научные труды: Институт народнохозяйственного прогнозирования РАН. - 2015. - № 13.
5. Сведения об обучении в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по дополнительным профессиональным программам за 2016 г. по форме № 1-ПК. Министерство образования и науки РФ. [Электронный ресурс]. URL: Ьйр://минобрнауки.рф/.
6. Федеральная служба государственной статистики. [Электронный ресурс]. URL: http://gks.ru/free_doc/new_site/rosstat/pok-monitor/zanjat_25-65.xlsx.
7. Годовой отчет Сбербанка. Sberbank. [Электронный ресурс]. URL: https://sberbank.ru
(дата обращения: 15.11.2017 ).
8. Оценка эффективности обучения: что ожидают стейкхолдеры и как эти ожидания
совместить?. Sberbank. [Электронный ресурс]. URL: https://sberbank-university.ru/ upload/edutech/EduTech_2.pdf ( дата обращения: 15.11.2017 ).
9. Образование уходит в сеть. Kommersant. [Электронный ресурс]. URL: https://www.
kommersant.ru/doc/3188539.
10. Learning at the Spread of Business. McKinsey Quarterly, № 2, 2016.
11. Working Group on Education: Digital skills for life and work. September 2017.
12. Национальный аккредитационный совет делового и управленческого образования. Nasdobr. [Электронный ресурс]. URL: http://nasdobr.ru/accreditation/programs-of-additional-vocational-training/.
REFERENCES:
Aganbegyan A.G. (2017). Chelovecheskiy kapital i ego glavnaya sostavlyayuschaya - sfera «ekonomiki znaniy» kak osnovnoy istochnik sotsialno-ekonomicheskogo rosta [Human capital and its main component - the sphere of the "knowledge economy" as the main source of socio-economic growth]. Ekonomicheskie strategii/. (3-4). (in Russian). Bondarenko N.V. (2015). Nepreryvnoe obrazovanie kak faktor nakopleniya chelovecheskogo kapitala[Continuous education as a factor in human capital accumulation]. Scientific works Institute for Economics and Forecasting RAS. (13). (in Russian).
Evenko L.I., Lagenen N.E. (2016). Novyy shag v distantsionnom obuchenii biznesu [A new step in distance business training]. Biznes-obrazovanie. (2(38(). 13-15. (in Russian).