Научная статья на тему 'Предпосылки возникновения и принципы управления экономической системой региона'

Предпосылки возникновения и принципы управления экономической системой региона Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
377
150
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Предпосылки возникновения и принципы управления экономической системой региона»

А.Н. Проклин, Н.В. Сушильник

ПРЕДПОСЫЛКИ ВОЗНИКНОВЕНИЯ И ПРИНЦИПЫ УПРАВЛЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СИСТЕМОЙ РЕГИОНА

В настоящее время в мировой экономике наряду с развитием форм государственного управления происходит формирование и развитие региональных систем. Под экономической системой региона следует понимать часть территории государства, характеризующейся относительной однородностью экономических показателей, набора принципов управления и функционирования при взаимодействии с другими региональными структурами. Это территории государства, имеющие в обязательном порядке органы управления и общие программы административного устройства и экономического развития.

Одним из условий успешного осуществления преобразований в современной России является региональное управление. Его развитие имеет не только большое политическое, но также социальное и экономическое значение. Оценивая состояние регионального управления в России, можно сказать, что в настоящее время оно находится на стадии интенсивного развития.

Управление региональными экономическими системами представляет собой многостороннюю деятельность общества по решению собственных и других стоящих перед ним задач на основе принципов самоорганизации, самофинансирования, самоответственности с целью улучшения качества жизни населения соответствующей территории и увеличения ее вклада в развитие всего общества.

Управление региональными экономическими системами базируется на основе принципов самоответственности, и этот термин следует понимать как управление населением соответствующей территории своими делами и под свою ответственность, так и управление развитием экономического, социального, информационного и экологического факторов. К предметам ведения регионального управления отнесен широкий круг вопросов, в том числе региональные финансы, формирование, утверждение и использование бюджета региона; организация, содержание и развитие региональных учреждений дошкольного, основного общего и профессионального образования, учреждений здравоохранения; энерго-, газо-, тепло-, водоснабжение и канализация. Региональным образованиям должна обеспечиваться экономическая и финансовая самостоятельность.

Методы, применяемые в управлении системами региона:

- экономические;

- организационно-распорядительные;

- социально-психологические.

Наибольший эффект может быть достигнут только при их сочетании, так как они тесно взаимосвязаны.

Экономические системы региона относятся к типу открытых сложных объектов, которые описываются параметрами, отражающими обмен материальных и финансовых ресурсов с окружающей средой. В экономической системе общий механизм рыночных отношений определяется обращением товарных и денежных потоков при совершении многочисленных сделок между хозяйствующими субъектами. В экономике выделяются два уровня описания: микроуровень взаимодействия отдельных хозяйствующих субъектов и макроуровень поведения всей экономической системы; существует также связь между ними: кооперативное взаимодействие отдельных участников рынка как микроэкономических элементов приводит к формированию общих организационных структур на макроуровне.

Подход к описанию реальных экономических систем основан на фундаментальных системных принципах, присущих сложноорганизованным объектам любой природы.

Поведение экономических систем в неравновесных условиях в зависимости от их характеристик можно разделить на две основные области: линейную и нелинейную. В слабо неравновесной области материальные и денежные потоки линейно зависят от градиента спроса, т.е. превышения спроса над предложением, или градиента предложения - превышения предложения над спросом. В сильно неравновесной или нелинейной области потоки являются более сложными функциями. Если в линейной области экономическая система остается структурно устойчивой и имеет единственное метастабильное состояние, то в нелинейной области происходит значительное усиление рыночных флуктуаций, приводящих к образованию новых хозяйственных структур через определенную последовательность метастабильных состояний. Именно в условиях сильной неравновесности экономическая система способна спонтанно организовывать себя, создавать новые системные образования и качественно наращивать свой хозяйственно-финансовый потенциал.

Экономические системы обладают определенными признаками возникновения, среди которых можно отметить следующие:

- наличие собственности и автономного бюджета;

- существование и реальное функционирование представительных органов;

- отсутствие непосредственной (вертикальной) подчиненности

регионального органа власти вышестоящему;

- соблюдение принципа невмешательства центральной власти в решение вопросов, относящихся к ведению регионального регулирования;

- реальная возможность участия всего населения соответствующей

территории в процессе выработки и принятия решений по всем основным вопросам регионального значения;

- свобода и ответственность органов управления региональными экономическими системами в рамках своей компетенции при имеющихся ресурсах;

- гарантия социальной защиты населения, образующего местное

сообщество, особенно при проведении крупномасштабных преобразований.

Организация и формирование принципов управления экономических региональных систем в условиях федеративного государства может происходить различными способами в итоге рассредоточения власти в результате:

- децентрализации, т. е. прямой передачи предметов ведения и полномочий на более низкий по иерархии территориальный уровень, в данном случае с уровня страны в целом на уровень региональных систем;

- предоставления большей автономии действий региональным и местным административным единицам управления в проведении программы в рамках имеющегося перечня полномочий субъектов управления;

- деконцентрации, т. е. ситуации когда федеральное правительство осуществляет рассредоточение собственной системы управления экономикой страны по территориальным единицам - округам, регионам, областям и т.д., осуществляя при этом акцентирование и выделение сфер ответственности отдельных управленческих органов.

В государстве федеративного устройства одной из характеристик региональных систем является орган управления или сконцентрированный общий механизм управления, т. е. единая политика развития экономики федерального значения. Наличие такого условия предопределяет возникновение важнейших

внутренних связей региональной системы, что выражается их отношением к зонам, таксонам, ареалам и другим территориальным единицам.

Управление, координация и анализ региональной структуры означает рассмотрение государства с позиции региональной сегментации, и рассмотрение региональных принципов строения, функционирования и развития. В частном экономическом смысле в основе возникновения региональной структуры лежит территориальное разделение труда и типологизация территорий, т. е. специализация отдельных регионов на выпуске тех или иных видов товаров, работ и услуг, которыми они обмениваются между собой. Такое отраслевое перераспределение и выделение типов производств позволяет оптимизировать и рационализировать величину и структуру ВРП.

Среди объективных предпосылок возникновения региональных систем можно назвать, во-первых, наличие отраслевой диверсификации национальной экономики и, во-вторых, образование межотраслевых региональных сочетаний или горизонтальную диверсификацию.

Региональная экономическая система может рассматриваться по трем основным направлениям.

1. Экономическая система региона может служить объектом государственного координирования и управления хозяйственной деятельностью различных производственных, финансовых, кредитных и иных структур, например, быть зоной обслуживания одного крупного кредитного или иного учреждения.

2. Региональная экономическая система, являясь подсистемой более крупной системы государственной экономики, может сама выступать хозяйствующим субъектом в виде заказчика программ регионального развития и т.п.

3. Региональная экономическая система является внешней средой и условием существования для других хозяйствующих субъектов, действующих на ее территории.

Сама региональная система как целостное образование может быть разбита на несколько основных взаимосвязанных подсистем: эколого-географическую

(природные условия и ресурсы), социальную (население), производственную (промышленность, сельское хозяйство), финансовую (региональные и местные бюджеты), кредитную (совокупность кредитных институтов), политическую (органы власти, политические объединения) и т.д.

Основой для такого разделения является выделение набора функций, выполняемых каждой структурной составляющей региональной системы. Это позволяет назвать каждую из таких составляющих подсистемой региональной системы. Главным в этом случае является выделение основных функций, выполняемых каждой подсистемой.

К примеру, кредитная подсистема представляет собой совокупность кредитных организаций, расположенных на территории региона, и во взаимосвязи между ними. Основной ее функцией является формирование и увеличение кредитного потенциала экономической системы региона.

Региональная экономическая система является сложной и саморазвивающейся, основанной на системных принципах.

Наиболее часто употребляемыми предпосылками возникновения понятия "региональных экономических систем" являются:

- географические (расположение, величина территории и количество населения);

- производственно-функциональные (специфика преобладающих видов деятельности);

- градостроительные и инженерное обустройство территории (характер застройки объектов производственной деятельности, жилья и обслуживания);

- социологические (нормы общения, поведения).

Разнообразие критериев затрудняет полное раскрытие сущности региональных систем в одном определении. Ведь это понятие должно рассматриваться одновременно и как элемент территориальной организации национального хозяйства, и как элемент системы расселения, и как элемент социальной организации общества - места всех сфер жизнеобеспечения и жизнедеятельности человека.

Регион - целостная система со своими структурой, функциями, связями с внешней средой, историей, культурой, условиями жизни населения. Эта система характеризуется высокой размерностью; большим количеством взаимосвязанных подсистем различных типов с локальными целями; многоконтурностью управления; иерархичностью структуры; значительным запаздыванием координирующих воздействий при высокой динамичности элементов; неполной определенностью состояний элементов. В функционировании региональных систем определяющую роль играет население. Эффективное управление регионом, городом принципиально невозможно без учета социального фактора. Зависимости между элементами этой сложной системы не могут быть описаны линейными функциями, так как жизнь общества обычно характеризуется нелинейными процессами. Изучение общественной жизни в регионе возможно только на основе структуризации, т.е. выделения подсистем, совместное функционирование которых определяет динамику развития региона.

Как социально-экономическая система экономическая система региона может быть представлена совокупностью пяти основных подсистем: системо-

образующая база, системообслуживающий комплекс, инфраструктура рынка, экология, население.

Главным фактором, обеспечивающим взаимосвязь и взаимодействие указанных подсистем, интегрирующим их в единую социально-экономическую систему, является деятельность людей. Человек - органическая часть каждой из подсистем. Он представляет собой часть природы, основной компонент производительных сил национального хозяйства и через связи и отношения с другими людьми образует собственно социально-территориальную общность.

Следовательно, региональная система - это территория в административных границах субъекта Федерации, характеризующаяся комплексностью, целостностью, размещением и специализацией, управляемостью. Эти характеристики дают предпосылки для формирования принципов управления экономическими системами управления:

- принцип управления по типологизации регионов России;

- принцип целостности и комплексности;

- принцип управляемости;

- принцип национально-территориального устройства;

- принцип территориальной организации общества;

- принцип регионального разделения труда.

Взаимозависимость региональной системы и внешней среды в виде системного принципа проявляется во взаимодействии с другими региональными системами.

Многоструктурность региональной экономической системы проявляется в том, что в ней могут быть выделены несколько относительно автономных подструктур: социальная, отраслевая, территориальная и др.

Таким образом, рассматривая региональные объекты хозяйствования и управления, а также социально-экономические процессы, происходящие в

муниципальных образованиях, районах, краях, областях и республиках,

появляется возможность совершенствования управления экономическими

системами, регулирования региональных пропорций, управлять факторами конкурентоспособности регионов.

Критерий информатизации - важнейшее средство повышения эффективности работы систем управления экономическими системами регионов. Для того чтобы она давала ожидаемые результаты, нужно, чтобы сама система управления была четко организована, умела результативно работать, имела четко налаженный документооборот, квалифицированный, профессионально подготовленный

персонал и т.д. Внедрять информационные технологии в плохо организованной системе - значит обрекать усилия и деньги на неудачу.

Информационные технологии позволят ускорить и улучшить обработку и передачу информации; применять современные технологии для оптимизации управленческих решений. Через информатизацию можно повысить качество управления так, чтобы оно могло использовать целесообразные методы, чтобы была обеспечена его оперативность, повышалась результативность. При этом не следует забывать, что информатизация - дело не только и даже не столько технических специалистов, а важнейшее дело линейных и функциональных руководителей, ответственных за работоспособность и развитие своих систем управления.

Разработка эффективных информационных технологий для обслуживания экономических и финансовых подразделений города - сложная и весьма ответственная задача технико-экономического характера. От качественного решения этой трудной задачи во многом зависит скорость выработки оптимального управленческого воздействия. В условиях быстро меняющейся социально-экономической ситуации в регионе важное значение приобретают проблемы совершенствования и развития механизмов информационного и управляющего воздействия на экономическую систему.

К таким системам прежде всего относятся: система оперативного получения информации о доходной составляющей городского бюджета и с учетом многовариантного прогнозирования; и система сбора и обработки статистической информации, управления инвестиционными программами. Однако с развитием объекта управления экономики региона, возникают потребности в совершенствовании систем информационного обеспечения процессов управления. Своевременная разработка программы развития систем информационной поддержки - одно из условий обеспечения эффективности управления региональным экономическим хозяйством.

Совершенствование управления - постоянный процесс. Поэтому следует учитывать его особенности. Надо решительно, на хорошей научной основе, используя современный системный подход, разрабатывать пути совершенствования организации и деятельности региональной системы управления. То есть должны быть выработаны целесообразные предложения, показывающие, что надо делать, кому делать и как делать по-новому в системе управления регионом для того, чтобы лучше была обеспечена жизнедеятельность региона (округа, города).

Рассмотрение вопросов управления экономическими системами региона позволит перейти к вопросам установления международных региональных отношений. Необходимо исследовать проблемы распределения инструментов экономической политики между разными уровнями власти Российской Федерации в сравнении с США и ЕС, так как глобализация превращает национальные экономики в "квазирегионы"; монетарная и торговая политика правительств все более зависит от международных организаций; повышается роль регионального уровня власти в регулировании экономики. В составе средств экономической

политики властей всех уровней преобладает инструмент государственной политики. В России региональные власти не могут эффективно влиять на экономику из-за сильной асимметрии Федерации. Координация экономических систем в сторону экономической интеграции в федеральных округах будет способствовать выравниванию этой асимметрии.

В этом контексте глобализационные процессы можно рассматривать как дополнительные "внешние условия", в которых самоопределение и должно быть достигнуто. Эти внешние условия представляют собой также дополнительную систему критериев, по которым следует проверять корректность принимаемых сегодня решений, их ориентированность на будущее.

На данном этапе развития необходимо определить подход к управлению, найти новые ориентиры для развития, потому что от этого зависит уровень обеспечения жизнедеятельности региона, темпы и направления его развития. Об этом интересно писал американский ученый П. Друкер, который сформулировал следующий тезис: “Нет стран бедных и нет стран богатых. Есть страны, управляемые хорошо. И есть страны, управляемые глупо”. Этим он подчеркнул главную мысль: темпы и уровень развития любой организационной системы (страны, города, региона) зависят главным образом от того, как организовано и как функционирует управление этой системой.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. http: //www. finaktiv. ru

2. http://www.expert.ru

3. http://www.mosquality.ru

4. http://www.argument-ckr.ru

5. http://www.mixes/ru/region/farwest/overview.html

6. http: //www. iet. ru

7. http://www.region.ru

8. Социально-экономическое положение России//Российский статистический

ежегодник. 2003 / Госкомстат России. - М., 2003.

9. Попов Р. Региональный менеджмент: Учебник. - Краснодар, 2000.

10. Бутов В.И., Игнатов В.Г., Кетова Н.П. Основы региональной экономики: Учебное пособие. Ростов н/Д., 2001.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.