Научная статья на тему 'Финансовые потоки в системе управления региональной экономикой'

Финансовые потоки в системе управления региональной экономикой Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1001
231
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Финансы и кредит
ВАК
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Финансовые потоки в системе управления региональной экономикой»

Управление финансовыми потоками

ФИНАНСОВЫЕ ПОТОКИ В СИСТЕМЕ УПРАВЛЕНИЯ РЕГИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКОЙ

н. с. БЕСКОРОВАйНАЯ, кандидат экономических наук, доцент Северо-Кавказский государственный технический университет

Важными условиями эффективного государственного управления региональной экономикой в современных условиях является достаточное финансовое обеспечение структурных реформ, теоретическое и методическое обоснование политики воздействия на процессы формирования, распределения и использования финансовых ресурсов.

Проблема эффективного управления финансами становится особенно актуальной в связи с открытостью региональной экономики, ускоряющимся динамизмом хозяйственной жизни, прогрессирующей напряженностью ресурсного обеспечения, ускорением финансовых и информационных потоков, снижением их управляемости. Происходящие изменения настоятельно требуют разработки и внедрения аналитико-системной методологии в практику управления финансовыми потоками на региональном уровне.

Выделение региональной финансовой системы как части финансовой системы страны обусловлено преобладанием внутренних взаимодействий в системе над внешними; ее способностью к самосохранению вследствие лабильности по отношению к внешним воздействиям. Ее границы определяются связностью — свойством взаимной зависимости процессов преобразования ресурсов в полезные результаты, основанным на необходимости согласования интересов экономических субъектов территории, а также совместного удовлетворения общественных потребностей.

Связность региональной финансовой системы проявляется в том, что решения и ресурсы одних региональных экономических субъектов затрагивают интересы и влияют на решения других экономических субъектов. Так, изменение пропорций распределения финансовых ресурсов предприятий в сторону уменьшения инвестиций, рост неорганизованных сбережений населения, утечка банковских ресурсов за пределы региона,

недостаточность бюджетных доходов региона взаимосвязаны и негативным образом влияют на объем финансовых ресурсов и финансовые решения всех без исключения субъектов региональной экономики. И наоборот, экономический подъем резко изменяет направленность их финансовых решений.

Вход финансовой подсистемы является одновременно частью входа социально-экономической системы, выход финансовой подсистемы (денежные доходы, инвестиции) является входом (в составе других ресурсов) в другие подсистемы региона. Результат процессов, происходящих в финансовой подсистеме, последовательно связан с другими процессами системы. Посредством обратной связи процессы, происходящие в других подсистемах, влияют на свойства элементов финансовой подсистемы. таким образом, определенные объем и структура финансовых ресурсов являются необходимым условием и в то же время целью (результатом) региональной социально-экономической системы. с другой стороны, финансовые методы государственного регулирования являются мощным средством воздействия на поведение экономических субъектов.

региональная финансовая система имеет все свойства, присущие социально-экономическим системам: целенаправленность, иерархичность, адаптивность и др. По признаку целенаправленности финансовая система является самоуправляемой, т. е. является и управляющей, и управляемой одновременно. Она может быть разделена на управляющую и управляемую подсистемы. Адаптивность является необходимым свойством в условиях воздействия постоянно изменяющихся, исключительно неустойчивых внешних факторов. иерархичность проявляется в том, что она является системой более высокого ранга по отношению к подсистемам: финансам предприятий и

организаций, домохозяйств, государственного и муниципального сектора экономики; к финансам муниципальных образований.

Каждая подсистема региональной финансовой системы имеет свои цели и функции, отличные от функции системы. Функции подсистем могут изменяться в зависимости от задач, которые ставит перед ними надсистема. Если главной целью региональной социально-экономической системы выбран экономический рост, то цель управления финансовой подсистемой должна быть сформулирована как достижение определенного уровня инвестиций (табл. 1). Рост доходов населения как необходимое условие стимулирования потребительского спроса и экономического подъема не может быть главной целью региональной финансовой политики, так как доходы регулируются главным образом в масштабах страны.

Таблица 1

Цели и функции подсистем региональной финансовой системы

Системы (подсистемы) Цели систем (подсистем) Функции систем (подсистем)

Региональная финансовая система Рост региональных инвестиций Финансовое обеспечение социально-экономических процессов региона

Государственные и муниципальные финансы Финансовое обеспечение деятельности органов власти Аллокация, перераспределение, стабилизация, фискальная

Финансы организаций Обслуживание процесса производства Выбор форм и методов финансового обеспечения деятельности, распределения финансовых ресурсов, организации финансового контроля

Финансы домохозяйств Повышение уровня жизни населения Воспроизводственная, стимулирующая, обеспечивающая интеллектуальное и духовное развитие человека

Управление финансами можно рассматривать как сознательное воздействие органов управления на финансовые отношения экономических субъектов региона, на их финансовые потоки, осуществляемое в целях достижения и поддержания сбалансированности, устойчивости социально-экономической системы и ее финансовой подсистемы.

Субъектами государственного управления финансовыми потоками региона являются региональные органы власти: управляющие органы, финансовый аппарат управления в лице законодательных органов, принимающих законы о финансах,

и исполнительных органов субъектов Федерации, направляющих, регулирующих, контролирующих финансовые процессы в государственном и негосударственном секторах экономики.

Многие ученые определяют региональные финансы как совокупность денежных отношений, возникающих по поводу формирования, распределения и использования фондов денежных средств для решения социально-экономических задач территорий. По нашему мнению, такое определение не является полным и рассматривает только отношения, которые складываются между органами государственной власти субъектов рФ и населением, живущим на их территории, а также хозяйствующими субъектами. В состав региональных финансовых отношений следует включить отношения между различными секторами экономики (региональными органами власти, хозяйствующими субъектами, домашними хозяйствами, федеральными органами власти), а также отношения, складывающиеся внутри каждого сектора региональной экономики. Например, отношения между хозяйствующими субъектами могут быть представлены в виде отношений между банками и клиентами—юридическими лицами по поводу оказания банковских услуг, между другими организациями при товарном кредитовании, различного рода инвестировании средств. Причем хозяйствующие субъекты и домашние хозяйства преследуют свои основные цели, как правило, прямо не связанные с решением социально-экономических задач территории.

Важнейшей чертой финансов является распределительный характер отношений. как известно, доходы субъектов экономических отношений подразделяются на первичные и конечные. Первичное распределение доходов осуществляет рынок. Источником первичных доходов служит валовой внутренний продукт, который выступает в форме: а) заработной платы; б) прибыли и амортизационных отчислений; в) налоговых и иных платежей, включаемых в себестоимость продукции, работ и услуг.

Перераспределение первичных доходов происходит через налоговый механизм, в результате чего образуются централизованные фонды государства, органов местного самоуправления, и конечные доходы у хозяйствующих субъектов, населения. конечные доходы в свою очередь распределяются на потребление и накопление с участием финансовых посредников — кредитной системы и фондового рынка.

В настоящее время не сложилось единого мнения по поводу определений «финансовых ресурсов», «финансовых потоков», «финансовых отношений». Дефиниция финансовых потоков является относительно новой и отражает движение финансовых ресурсов. Финансовые ресурсы обычно рассматриваются в статике как величина созданных фондов денежных средств.

Научных публикаций, посвященных изучению закономерностей движения финансовых потоков и возможностей их регулирования, немного. В научных исследованиях изучаются главным образом бюджетные потоки или денежные потоки предприятий, или доходы и расходы населения без учета их взаимосвязей. Недостаточно изученной остается проблема управления финансовыми потоками в масштабах субъекта Федерации.

Для изучения региональной системы управления финансовыми потоками необходимо определить понятие финансовых ресурсов и финансовых потоков. Существуют различные подходы к их определению.

Согласно первому подходу, финансовые ресурсы отождествляются с активами баланса предприятия, а их источники — с пассивами баланса; под финансовыми отношениями понимаются отношения между различными субъектами, которые влекут за собой изменение в составе активов или обязательств этих субъектов [1]. Таким образом, получается, что финансовые ресурсы представлены различного рода активами предприятия. Соответственно финансовые потоки представляются авторами как постоянная смена форм вложений капитала: Денежные средства ^ Материальные ресурсы и заработная плата, основные фонды ^ Продукция ^ Деньги,

так как материально-вещественные ресурсы в стоимостной форме также являются в их изложении финансовыми.

Согласно второму подходу, финансовые ресурсы и финансовые потоки отождествляются с денежными. Так, по определению В. В. Ковалева, «совокупность денежных средств, находящихся в распоряжении населения, хозяйствующих субъектов, государства, органов местного самоуправления, представляют собой финансовые ресурсы» [2, с. 11]. Финансовые ресурсы предприятия трактуются как совокупность собственных денежных доходов и поступлений извне, предназначенных для выполнения финансовых обязательств, финансирования текущих затрат и затрат, связанных

с развитием производства [3]. Такое определение, по нашему мнению, не делает различия между финансовыми ресурсами и денежными средствами, поэтому является неточным: нельзя согласиться с тем, что назначением финансовых ресурсов является финансирование текущих затрат.

Третий подход к определению финансовых ресурсов, на наш взгляд, является более обоснованным и принимается в качестве исходного положения для настоящего исследования. По нашему мнению, назначение финансовых ресурсов, их роль в процессе производства наиболее полно выражены в определении В. М. Родионовой: это денежные доходы и поступления, находящиеся в распоряжении субъекта хозяйствования и предназначенные для выполнения финансовых обязательств, осуществления затрат по расширенному воспроизводству и экономическому стимулированию работающих [4]. Отсюда следует, что источниками финансовых ресурсов являются средства, которыми предприятия распоряжаются по своему усмотрению; при этом основным источником выступает выручка за исключением той ее части, которая направляется на возмещение материальных затрат и заработной платы.

Движение финансовых ресурсов предприятий, как и бюджетных средств, не является замкнутым циклом и охватывает процессы первичного распределения и перераспределения доходов. Именно эти процессы, в первую очередь в предпринимательском секторе экономики, представляют интерес с точки зрения государственного регулирования.

Такое представление финансовых ресурсов не является новым, оно существовало в финансовой науке СССР. Авторы, придерживающиеся других подходов, объясняют его слабостью института частной собственности, несущественностью проблемы достаточности финансовых средств как для текущей деятельности, так и для более длительной перспективы вследствие низкой эффективности использования ресурсов. А в рыночной экономике, по их мнению, объектом управления должно стать движение денежных средств.

Придерживаемся мнения, что управление денежными средствами является важным условием поддержания ликвидности и платежеспособности предприятия и является только инструментом оперативного управления. Стратегическое управление социально-экономической мезосистемой и в рыночной экономике основывается на регулировании процессов формирования и использования именно финансовых средств. Сбалансированность

денежных, и в том числе финансовых, потоков играет определяющую роль как база не только для развития, но и простого ведения производства.

В настоящее время нет единого мнения о составе источников финансовых ресурсов. Все авторы единодушны в том, что средства государственного бюджета и внебюджетных фондов являются финансовыми ресурсами, поскольку это средства, находящиеся в процессе перераспределения. Разные мнения существуют по поводу определения состава источников ресурсов предприятий и домашних хозяйств.

На рисунке представлен состав источников финансовых ресурсов региона. Однако их общая величина не равна простой сумме финансовых ресурсов экономических субъектов — значительная часть финансовых потоков обращается внутри каждой подсистемы экономической системы; часть финансовых ресурсов одной подсистемы является ресурсом другой. Например, часть сбережений населения, проходя через финансово-кредитную систему, становится финансовым ресурсом предприятий и территориальных органов власти. Значительная часть распределяемых бюджетных средств становится ресурсами предприятий и населения. Часть прибыли предприятия (налог на прибыль) в процессе перераспределения поступает

источники финансовых ресурсов региона

в бюджет, а часть (фонды потребления) — становится ресурсом населения. При этом финансовые ресурсы региональных органов власти имеют особое значение в финансовой системе, являясь не только средством, но и инструментом, и методом воздействия на финансовые отношения остальных субъектов социально-экономической системы.

Население и хозяйствующие субъекты самостоятельно распоряжаются своими финансовыми ресурсами; предприятия решают, какую часть средств направить на потребление, какую — на развитие производства; население решает, какая часть средств будет использована на личное потребление, какая — на сбережения. Поэтому воздействовать на эти потоки можно преимущественно косвенными мерами государственного регулирования.

Через территориальные финансы государство активно проводит социальную политику, осуществляет выравнивание уровней экономического и социального развития территорий. Формирование и использование финансовых ресурсов имеет большое значение для развития региона: их снижение ведет к сокращению прибыли и инвестиций, падению объема производства, следовательно, к еще большему уменьшению формируемых финансовых ресурсов и доходов населения.

Очень часто под финансовыми потоками понимают потоки денежных средств, а соответственно они воспринимаются как категория воспроизводственная, принимающая участие во всех стадиях воспроизводства. По нашему мнению, денежные потоки становятся финансовыми в момент распределения первичных доходов, а заканчиваются финансовые потоки в момент инвестирования денежных средств или личного потребления. Таким образом, финансовые потоки не являются замкнутыми и обслуживают различные этапы распределения совокупного общественного продукта, участвуя как в первичном его распределении, так и в перераспределении.

Методология управления финансовыми потоками должна учитывать их отличительные свойства:

1) их движение происходит в денежной (стоимостной) форме;

2) целенаправленность (денежные фонды создаются и расходуются строго в соответствии с целевым назначением);

3) высокая степень организованности, обусловленная необходимостью согласования интересов субъектов финансовой системы;

4) регламентированность (движение финансовых ресурсов осуществляется в соответствии

с законами, планами, программами и другими нормативными актами); 5) необходимость осуществления контроля за исполнением регламентов движения финансовых ресурсов.

Исследуя возможности управления финансовой системой региона, следует учитывать, что ей присуща высокая степень организованности финансовых потоков каждого экономического субъекта в сочетании с высокой мерой энтропии во взаимоотношениях между ними. С одной стороны, в современном мире резко возрастает скорость обмена информацией, которая сопровождает движение финансовых потоков: ведь на самом деле основной объем финансовых перечислений осуществляется в безналичном (информационном) виде. С другой стороны, непременным условием успешного развития финансового сектора экономики является закрытость информации относительно деятельности отдельных экономических субъектов (предприятий, организаций, населения). Таким образом, в целом управление региональной финансовой системой осложняется высокой мерой энтропии, и соответственно, и относительно меньшей долей информации о внутренней и внешней среде. Так, региональные органы власти не могут располагать информацией о финансовой деятельности отдельных хозяйствующих субъектов, кредитных организаций, страховых компаний, тем более — об их намерениях. Более или менее полная информация формируется на федеральном уровне — в отраслевых ведомствах, в Центральном банке РФ. В результате ограниченность информации о финансовых потоках хозяйствующих субъектов снижает эффективность управления.

Эффективность (результативность) управления финансовыми потоками тесно связана с организацией системы управления, воздействием государственных органов на финансовые механизмы секторов экономики. Взаимозависимость финансовых потоков различных секторов экономики обусловливает необходимость применения комплексного подхода к их регулированию и формированию.

На уровне предприятия главным инструментом оперативного и тактического финансового планирования является баланс доходов и расходов. Целью баланса доходов и расходов является обеспечение воспроизводственного процесса соответствующими по объему и структуре финансовыми ресурсами.

На уровне региона инструментом стратегического планирования, в котором применяется

потоковый подход, являются сводный баланс финансовых ресурсов, перспективный финансовый план, баланс доходов и расходов населения; инструментом оперативного планирования — бюджет.

Управление финансовой системой региона можно представить как управление финансовыми потоками, характеризующими вход, процессы, и выход системы. Финансовые потоки на входе представлены источниками финансовых ресурсов, на выходе — конечными результатами. Объектом управления выступают также процессы распределения финансовых потоков.

Исходя из приоритета интересов системы более высокого уровня (региональной социально-экономической системы), конечные результаты финансовой подсистемы региона определяются как объем бюджета, размеры накопления, инвестиций, а также доходов населения. В настоящее время одной из основных задач социально-экономической системы региона является повышение уровня жизни населения, выражающегося через уровень потребления, поэтому результатом системы финансовых отношений следует считать денежные доходы, определяющие этот уровень потребления. Другим результатом финансовой системы можно назвать инвестиции, так как текущее финансовое обеспечение процессов воспроизводства в системе является в большей мере задачей управления денежными потоками, а не финансовыми.

В пределах региона финансовые потоки можно представить в виде замкнутого цикла, пользуясь широко известной моделью кругооборота доходов и продуктов между секторами экономики. Часть денежных потоков в этой системе являются финансовыми, и отражают финансовые отношения перераспределения денежных средств.

Представление финансовых потоков территории в виде модели кругооборота доходов позволяет сделать следующие выводы. Генерация новых финансовых ресурсов и наполнение ими каналов движения финансовых потоков происходит в реальном секторе экономики в виде налогов, чистой прибыли, амортизационных отчислений. Другим важным источником финансовых ресурсов являются долгосрочные банковские кредиты, поэтому развитие регионального финансового рынка является необходимым условием экономического роста в регионе.

Поскольку региональная финансовая система является открытой и в высокой степени зависимой от внешних управляющих воздействий, можно

предположить, что основными направлениями утечки финансовых средств за пределы региона являются потоки:

— из сектора домохозяйств (в виде непроизводительного использования прибыли, покупок инорегиональных товаров и услуг и вложений в инорегиональные финансовые активы);

— из реального сектора экономики в виде финансовых инвестиций;

— в виде утечки капитала из сектора финансового рынка.

По этим же каналам происходит обратное движение финансовых инвестиций, и задача органов власти заключается в увеличении инвестиционной привлекательности региона, чтобы этот приток превышал утечку капитала.

Суммирование входящих и нисходящих финансовых потоков бюджетной системы и реального сектора экономики позволяет получить формулу сводного финансового баланса — среднесрочного финансового плана, части прогноза социально-экономического развития региона. В левой части баланса рассчитываются прогнозируемые первичные доходы, в правой части — указываются направления их перераспределения. Финансовые потоки в секторах домашних хозяйств и финансового рынка не включаются в сводный финансовый баланс из-за повторного счета и трудностей их учета.

Составление территориального сводного финансового баланса позволяет точнее определить объемы финансовых ресурсов, имеющихся в регионе и необходимых для выполнения мероприятий, предусмотренных территориальными программами; скоординировать использование финансовых ресурсов в различных секторах экономики; осуществлять действенный контроль за их мобилизацией и расходованием. Одной из основных целей среднесрочного планирования выступает увязка финансовых источников с такими вложениями, в первую очередь инвестиционными, которые дадут длительный эффект, будут способствовать развитию экономики и социальной сферы в долгосрочной перспективе.

Сводный финансовый баланс региона должен разрабатываться на первых этапах составления плана социально-экономического развития и предназначен для выбора вариантов принятия решений в целях выявления возможностей наиболее эффективного использования финансовых средств. В настоящее время структура сводного финансового баланса и методика его составления должны быть усовершенствованы. В частности, следует

отражать в доходной части баланса долгосрочные кредиты банковского сектора предприятиям и организациям.

В настоящее время в сводном финансовом балансе не включаются кредиты банковской системы, в то время как долгосрочные кредиты являются важными источниками финансирования инвестиций. Долгосрочные банковские кредиты могут выдаваться как за счет собственных средств банков, так и «длинных» депозитов предприятий и населения, поэтому считается, что учет кредитов может завысить итог финансового баланса. Однако сбережения населения совсем не включаются в баланс, а средства на счетах предприятий, как правило, не являются источником долгосрочных банковских вложений, поэтому долгосрочные кредиты можно включать в баланс, не опасаясь искажения величины финансового потенциала территории. Поскольку в балансе отражаются финансовые потоки, то в нем следует показывать не изменение остатка ссудной задолженности, а сумму выданных за период банковской системой долгосрочных кредитов предприятиям и организациям.

В сводном финансовом балансе следует также представить дефицит (профицит) финансовых средств территории и указать источники его покрытия. Кроме традиционных источников покрытия дефицита, следует указать, наряду с доходами от приватизации, продажу государственного имущества (нематериальных активов, квартир, оборудования, транспортных средств), а также прирост кредиторской задолженности органов власти.

Анализ финансовых потоков в реальном и государственном секторах за последние 4 года свидетельствует об их недостаточности для экономического роста региона. Так, за этот период объем финансовых ресурсов предприятий увеличился всего в 1,4 раза при росте потребительских цен в 1,8 раза (табл. 2).

В результате инвестиции в основной капитал предприятий (за исключением субъектов малого предпринимательства и параметров неформальной деятельности) возросли всего в 1,4 раза. Их объемы существенно ограничивались низкими амортизационными отчислениями, на долю которых приходилось в 2004 г. 41,4 % вложений собственных средств предприятий, в то время как в развитых странах за счет амортизации финансируется 60—70 % инвестиций, за счет прибыли — 30—40 % [5]. Связано это со значительной изношенностью и низкими темпами роста основных фондов производственных отраслей. Так, за пос-

Таблица 2

Анализ динамики финансовых потоков Ставропольского края, млн руб. *

Показатели 2000 г. В % к итогу 2004 г. В % к итогу 2004 г. к 2000 г.

Источники финансовых ресурсов предприятий:

прибыль прибыльных предприятий до налогооб- 8 554 37,5 13 597 32,3 1,6

ложения

амортизационные отчисления 5 154 22,6 4 246 10,1 0,8

долгосрочные банковские кредиты 285 1,2 1 585 3,8 5,6

всего финансовых ресурсов предприятий 13 993 61,4 19 428 46,1 1,4

государства:

доходы консолидированного бюджета 8 809 38,6 22 725 53,9 2,6

Всего финансовых ресурсов 22 802 100 42 153 100,0 1,8

Инвестиции в основной капитал крупных и средних 12 606 55,3 17 051 40,4 1,4

предприятий

*Рассчитано автором по данным территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Ставропольскому краю.

ледние 4 года внеоборотные активы предприятий и организаций уменьшились на 16,6 %. На основании анализа динамики финансовых ресурсов можно сделать вывод о недостаточно эффективном управлении региональной социально-экономической системой.

Таким образом, объектом управления в финансовой системе региона могут стать финансовые потоки, характеризующие вход, процессы, выход системы. Финансовые потоки понимаются как динамическая характеристика движения финансовых ресурсов и отражают процессы распределения и перераспределения доходов в региональной экономике. Потоковое отражение движения финансовых ресурсов позволит увязать управляющие воздействия со стороны органов власти с результатами социально-экономического развития.

ЛИТЕРАТУРА

1. Живалов В. Н. Государственное регулирование финансовых потоков в условиях трансформации российской экономики: Дис. докт. экон. наук. - М., 2003.

2. Финансы // Под ред. В. В. Ковалева. — М.: ПБОЮЛ М. А. Захаров, 2001. — 640 с.

3. Финансы предприятий / н. В. колчина, Г. Б. Поляк, Л. П. Павлова и др.; Под ред. Н. В. Колчиной. — М.: ЮНИТИ-Дана, 2001. — 447 с.

4. Финансы / Под ред. В. М. Родионовой. — М.: Финансы и статистика, 1995. — 432 с.

5. Ложникова А. В. Инвестиционные механизмы в

реальной экономике. — М.: МЗ-Пресс, 2001. — 176 с.

Издательский дом «Финансы и Кредит» оказывает услуги по изданию книг, брошюр, монографий, учебников, учебно-методической и художественной литературы. Издание осуществляется за счет средств автора. Срок изготовления монографий объемом 10 печатных листов в мягкой обложке составляет 35 дней.

Тел./факс:

V

(495)621-69-49, (495)621-91-90

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Http:/www.financepress.ru е-таП: post@financepress.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.