Научная статья на тему 'Исследование сущности финансовых потоков'

Исследование сущности финансовых потоков Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1848
164
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИНАНСОВЫЕ ПОТОКИ / ДЕНЕЖНЫЕ ПОТОКИ / ПРОЦЕССНЫЕ ФИНАНСОВЫЕ ПОТОКИ / БЮДЖЕТНЫЕ ПОТОКИ / РЕГИОНАЛЬНЫЕ ФИНАНСЫ / FINANCIAL FLOWS / CASH FLOWS / PROCESS FINANCIAL FLOWS / BUDGETARY FLOWS / REGIONAL FINANCES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Лазичева Елена Александровна

Исследуется сущность финансовых потоков как объекта государственного управления финансами, а также идентификация и классификация процессных финансовых потоков региона, определение управления региональными финансами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The objective need in the increase of the role of regional finances at the current stage of market relations in Russia demands systematisation of financial flows in regions of the Russian Federation and an efficient model of financial management at the regional level. Solving of these problems leads to the task of intentional definition of regional financial management based on research of the essence of financial flows as a general object of state financial management. The review of three main scientific concepts of interpretation of the essence, characteristics and functions of finances allows to draw a conclusion that the meaning of finances as an instrument and object of management of socio-economic processes ensures the distributional nature of financial relations by means of regulation of distributional processes it is possible to change the production volume, the economic growth rate and by this to manage economic and social development on the territory. In the system of state financial management, financial flows are the movement of finances as a result of distributional processes accompanied by the formation and utilization of target financial funds, that defines them as process financial flows. The nucleus of process financial flows is formed by budgetary financial flows being an efficient instrument of impact on the economic model in financial relations of all participants of the social process of production. The author treats the regional finances as the finances of the financial relations subjects in the region: the state power authorities of the subject of the Russian Federation, the local authorities, the agents of economic management and the population of the region. Taking into consideration the key position of the regional and local budgets within the finances of regional state power authorities and the regional finances in whole, a hierarchy of levels of management of regional finances comprises the state power authorities of the region of the Russian Federation and the local authorities. The classification of process regional flows as 'internal external' as to the region in general and 'incoming outcoming' as to each participant of financial relations, suggested by the author, sequentially performed identification of the list of regional process financial flows. It lets determine the objective and strategy of their management. As a result management of regional finances is the impact on the internal financial regional flows to increase their volume by means of budgetary financial flows management with splitting up the competences on the levels of regional budgetary system.

Текст научной работы на тему «Исследование сущности финансовых потоков»

Е.А. Лазичева

ИССЛЕДОВАНИЕ СУЩНОСТИ ФИНАНСОВЫХ ПОТОКОВ

Исследуется сущность финансовых потоков как объекта государственного управления финансами, а также идентификация и классификация процессных финансовых потоков региона, определение управления региональными финансами.

Ключевые слова: финансовые потоки; денежные потоки; процессные финансовые потоки; бюджетные потоки; региональные финансы.

Современный период развития рыночных отношений в России характеризуется осознанием весомой роли финансов в обеспечении экономического роста и реализации социальной политики. Кроме того, в существующих условиях социально-экономические процессы в Российской Федерации во многом определяются особенностями развития субъектов Федерации (регионов), что существенно повышает роль региональных финансов. В связи с этим различные аспекты управления финансовыми потоками, возникающими между региональными субъектами финансовых отношений, становятся объектами пристального внимания. Однако, несмотря на активное использование понятия «финансовые потоки» в сферах государственных и частных финансов, к настоящему моменту нет однозначного восприятия данного термина. Все это требует исследования сущности финансовых потоков как обобщающего объекта государственного управления финансами и определения содержания управления финансовыми потоками на региональном уровне.

Региональные финансы являются подсистемой финансов государства, что позволяет применить в отношении первых синтетический метод исследования (через идентификацию целого, частью которого является исследуемый объект).

Исследования финансов как инструмента и объекта управления должны основываться на адекватном восприятии этой фундаментальной, имеющей диалектический характер, многозначной категории. В российской финансовой науке в трактовке сущности, характеристик и функций финансов выделяются три основные концепции: распределительная, воспроизводственная и экономико-правовая. В результате многообразия научных взглядов на возникновение и функционирование финансов концепции финансов по-разному проводят границу между денежными и финансовыми отношениями, а также между денежными и финансовыми ресурсами (понятие финансовых ресурсов не имеет устоявшегося определения, за исключением обобщающего как совокупности фондов денежных средств). Представители распределительной концепции финансов считают, что денежные отношения шире, чем финансовые, и определяют содержание финансовых операций как распределение и перераспределение денежной формы стоимости общественного продукта, национального дохода [1-3]. В рамках воспроизводственной концепции денежные операции фактически совпадают с финансовыми, а финансовые ресурсы - с денежными средствами [4]. Экономико-правовая концепция относит к финансовым отношениям те денежные отношения, которые опосредованы правовыми актами [5-7].

В процессе исследования разных подходов к определению сущности финансов было замечено, что сто-

ронники разных концепций финансов так или иначе отмечают первостепенное значение стадии распределения в воспроизводственном процессе и выполнения финансами распределительной функции (для представителей распределительного подхода данное обстоятельство очевидно). М.В. Романовский, О.В. Врублевская, Б.М. Сабанти [6] считают распределение важнейшей стадией воспроизводственного процесса, поскольку на этой стадии наиболее активно проявляются общественные интересы и все их противоречия. А.М. Бабич, Л.Н. Павлова [4] отмечают, что посредством распределения вновь созданной стоимости обеспечиваются расширенное воспроизводство и общегосударственные потребности, создаются источники финансирования общественного сектора экономики. Наконец, самое главное - от пропорций фонда накопления и фонда потребления, сформированных в результате распределения национального дохода, зависят возможности, темпы и пропорции развития экономики, ее структура, а значит, и удовлетворение потребностей членов общества [5, 7]. То есть с точки зрения управления значимость финансов заключается в том, что посредством регулирования распределительных процессов можно изменять объемы производства, темпы экономического роста и тем самым управлять экономическим и социальным развитием соответствующей территории. Таким образом, руководствуясь мнением экономического сообщества и собственными убеждениями, мы делаем важный вывод: значение финансов как инструмента и объекта управления социальноэкономическими процессами обеспечивает распределительный характер финансовых отношений.

Достаточно распространенное отождествление финансовых потоков (движения финансовых ресурсов) с денежными потоками (движением денежных средств) можно объяснить концептуальными отличиями в определении границ финансовых отношений и состава финансовых ресурсов. Кроме того, этому способствует трактовка финансовых потоков в сфере финансового менеджмента. В отечественной литературе по финансовому менеджменту между финансовыми и денежными потоками различия практически не проводятся, термин «финансовые потоки» применяется в отношении потоков денежных средств (платежей) [5, 6, 8]. Для финансового менеджмента, системы управления процессами финансирования хозяйственной деятельности предприятия, где основным объектом управления является денежный оборот, прагматичный подход, уравнивающий финансовые и денежные потоки, вполне понятен. Во-первых, он отражает господство денежного хозяйства в условиях рыночной экономики. Во-вторых, денежный поток (показатель, характеризующий результат движения денежных средств предприятия за

определенный период времени) отражает информацию о фактической платежеспособности хозяйствующего субъекта, необходимую руководству предприятия, инвесторам и кредиторам. Денежные средства для осуществления расчетов могут отсутствовать даже у формально прибыльного предприятия, поддержание платежеспособности предприятия обеспечивается грамотным управлением его денежными потоками. Если же говорить о движении финансовых ресурсов хозяйствующего субъекта как о движении средств денежных фондов целевого назначения, то это скорее плановые («невидимые») процессы, в отличие от денежных потоков, выражающихся в реальном движении денежных средств на счетах предприятия. На наш взгляд, это является третьей причиной отождествления финансовых и денежных потоков в рамках финансового менеджмента.

В системе государственного управления финансами, осуществляемого в целях воздействия на социально-экономические процессы, под финансовыми ресурсами целесообразно понимать денежные средства, участвующие в распределительных процессах и организации целевых фондов. Соответственно, финансовые потоки, по нашему мнению, представляют собой движение финансовых ресурсов в результате первичного распределения стоимости в сфере материального производства и последующего распределения и перераспределения между сферами материального и нематериального производства, внутри каждой сферы, между социальными группами населения, в том числе с учетом изменения территориального приложения.

Так как финансовые потоки с момента своего возникновения и до окончания существования опосредуют процессы формирования, распределения и использования фондов денежных средств, мы разделяем позицию [9] об идентификации их как процессных финансовых потоков.

На основе фактора влияния на экономическое поведение и финансовые отношения всех участников общественного производства ядро процессных финансовых потоков составляют бюджетные финансовые потоки. К ним относятся потоки, появление которых определяется решениями органов государственной власти и орга-

нов местного самоуправления. Это поступления налоговых и неналоговых доходов, межбюджетные трансферты (как получаемые, так и предоставляемые) и расходование бюджетных средств (помимо предоставления межбюджетных трансфертов, выделенных отдельно).

Бюджетные расходы обусловлены полномочиями органов публичной власти и в общем виде представляют собой либо трансфертные выплаты (населению, экономическим субъектам), либо бюджетные ассигнования на оказание государственных или муниципальных услуг (что представляет собой перераспределение ресурсов от частного потребления к общественному), в том числе на закупку необходимых для этого товаров, работ и услуг.

Региональные финансы включают финансы органов государственной власти субъекта Российской Федерации и органов местного самоуправления (ведущая роль среди них принадлежит региональному бюджету и местным бюджетам), финансы субъектов хозяйствования и финансы населения (домохозяйств) региона. Иерархию уровней управления региональными финансами составляют органы государственной власти субъекта Российской Федерации и органы местного самоуправления.

Для того чтобы сформулировать суть управления процессными финансовыми потоками региона (региональными финансами), необходимо их идентифицировать (рис. 1).

Мы предлагаем классифицировать процессные финансовые потоки региона как «внутренние - внешние» по отношению к региону в целом и «входящие - исходящие» относительно каждого участника финансовых отношений. Внутренние финансовые потоки образуются между региональными органами власти (органами государственной власти субъекта Федерации и органами местного самоуправления), населением региона и субъектами хозяйственной деятельности, находящимися на территории региона. Внешние финансовые потоки поступают из внешней для региона среды. Органы власти и управления региона на рисунке обозначены как «бюджет», хозяйствующие субъекты обозначены как «организации».

Рис. 1. Процессные финансовые потоки региона: 1 - внутренние; 2 - внешние входящие; 3 - внешние исходящие

Для бюджета основными внутренними входящими финансовыми потоками являются поступления налогов и сборов от организаций и населения региона. Кроме того, в бюджет поступают неналоговые платежи в виде доходов от использования имущества, находящегося в региональной или муниципальной собственности, доходов от оказания платных государственных или муниципальных услуг, штрафов, иных обязательных платежей, предусмотренных законодательством.

В свою очередь, бюджет осуществляет государственную поддержку хозяйствующих субъектов посредством предоставления бюджетных инвестиций и субсидий, производит у них закупку товаров, работ, услуг для государственных или муниципальных нужд, формируя тем самым для себя внутренние исходящие финансовые потоки, адресованные субъектам хозяйствования региона. В отношении населения основу внутренних исходящих финансовых потоков бюджета составляют бюджетные средства региона, направляемые на социальные выплаты. Сюда также можно отнести выплату заработной платы работникам бюджетной сферы. В бюджетной системе субъекта Федерации между региональным и местными бюджетами возникают финансовые отношения и финансовые потоки, которые являются одновременно исходящими и входящими внутренними для бюджетной системы региона. Поэтому данный финансовый поток обозначен на рис. 1 петлей.

Хозяйствующие субъекты оплачивают труд наемных работников, распределяют некоторую часть полученной прибыли между акционерами в виде дивидендов, указанные выплаты гражданам являются исходящими внутренними финансовыми потоками для хозяйствующих субъектов и входящими внутренними для населения.

В процессе приобретения материальных ценно -стей, реализации продукции, услуг экономические субъекты вступают в финансовые отношения между собой, формируя финансовые потоки внутри группы, которые образуют еще одну петлю, являясь исходящими и входящими внутренними потоками для указанной группы участников финансовых отношений. К исходящему внутреннему потоку населения в сторону организаций могут быть отнесены средства граждан, направленные хозяйствующим субъектам в порядке инвестирования, средства, направляемые в финансово-кредитные организации, которые затем становятся финансовыми ресурсами субъектов хозяйственной деятельности и бюджета.

Охарактеризуем внешние финансовые потоки. Для бюджета основными входящими извне финансовыми потоками являются межбюджетные трансферты из вышестоящего бюджета или бюджета равного уровня. Понятно, что все указанные выше межбюджетные трансферты с противоположным вектором являются исходящими внешними финансовыми потоками для бюджета. Кроме того, исходящий внешний финансовый поток для бюджета формирует закупка товаров, работ, услуг для государственных или муниципальных нужд у инорегиональных организаций.

Субъекты экономической деятельности региона в процессе взаимодействия с другими экономическими

субъектами, находящимися вне границ региона, образуют свои входящие и исходящие внешние финансовые потоки. Уплата налогов хозяйствующими субъектами в бюджет вышестоящего уровня, выплата заработной платы работникам-жителям других регионов пополняет внешние исходящие финансовые потоки

Население может получать социальные выплаты, поступающие не из региональной бюджетной системы (стандартный пример - государственные пенсии), федеральные служащие и работники федеральных бюджетных учреждений региона получают заработную плату из федерального бюджета - это внешние входящие финансовые потоки для населения. При выезде на работу за пределы региона население получает заработную плату от сторонних организаций, это также внешний входящий финансовый поток.

По аналогии с внутренними исходящими финансовыми потоками в адрес организаций население может сформировать такие же внешние исходящие финансовые потоки для инорегиональных организаций. Если население самостоятельно, без участия института налоговых агентов уплачивает налоги, которые зачисляются в вышестоящий бюджет, то в результате также образуется внешний исходящий поток финансовых ресурсов.

Цель управления процессными финансовыми потоками региона заключается в увеличении объема внутренних финансовых потоков, что предполагает как генерацию регионом новых финансовых ресурсов, так и превышение объемов входящих финансовых потоков над исходящими. Это означает, по сути, способность экономики региона удержать на своей территории, то есть включить во внутренний оборот финансовых потоков в регионе, самостоятельно созданные финансовые ресурсы и поступившие извне.

Отдельно скажем о регулировании объемов внешних финансовых потоков региона. На основе охарактеризованных нами процессных финансовых потоков региона можно сделать следующий вывод. Для части внешних финансовых потоков региональные органы власти не могут оказывать влияние на изменение их объемов (на увеличение объемов входящих и уменьшение объемов исходящих). Среди таких финансовых потоков, например, поступление дотаций региону из федерального бюджета или перечисление налогов, собранных на территории региона, в федеральный бюджет (разумеется, мы рассматриваем ситуацию, когда выполнение социально-экономических функций региональными органами власти имеет позитивный характер).

На объемы остальных внешних финансовых потоков (например, закупка товаров для государственных и муниципальных нужд у инорегиональных организаций, межрегиональные хозяйственные связи субъектов экономической деятельности региона) органы власти региона могут оказывать влияние. Причем такое влияние осуществляется путем регулирования интенсивности и объемов внутренних финансовых потоков, то есть фактически воздействие оказывается на внутренние финансовые потоки.

В результате, по нашему мнению, управление процессными финансовыми потоками региона представляет собой воздействие на внутренние финансовые потоки с целью увеличения их объема посредством управления бюджетными финансовыми потоками с разделением при этом компетенций по уровням бюджетной системы региона.

Таким образом, управление региональными финансами осуществляют органы государственной власти субъекта Российской Федерации и органы местного самоуправления посредством управления финансовыми потоками региональной бюджетной системы, задавая тем самым нужный вектор изменения социальноэкономической ситуации в регионе.

ЛИТЕРАТУРА

1. Финансы / Под ред. В.М. Родионовой. М.: Финансы и статистика, 1995. 432 с.

2. Финансы: Учеб. для вузов / Под ред. Л.А. Дробозиной. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. 527 с.

3. Нешитой А.С. Финансы: Учеб. 6-е изд., перераб. и доп. М.: Дашков и К°, 2006. 512 с.

4. БабичА.М. Финансы. Денежное обращение. Кредит: Учеб. для вузов по экон. специальностям. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000. 687 с.

5. Финансы, денежное обращение и кредит: Учеб. / Отв. ред. В.К. Сенчагов, А.И. Архипов. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Проспект, 2007. 720 с.

6. Финансы: Учеб. / Под ред. М.В. Романовского. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Юрайт-Издат, 2009. 462 с.

7. Финансы: Учеб. / Под ред. В.В. Ковалева. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Велби; Проспект, 2006. 640 с.

8. Тихомиров Е.Ф. Финансовый менеджмент: управление финансами предприятия: Учеб. для вузов. 2-е изд., испр. М.: Академия, 2008. 384 с.

9. Бескоровайная Н.С. Развитие системы государственного управления финансами региона: методология, концепция, модели реализации: Ав-

тореф. дис. ... д-ра экон. наук. Ростов н/Д, 2009. 24 с.

Статья представлена научной редакцией «Экономика» 4 ноября 2009 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.