Научная статья на тему 'К вопросу об эффективном управлении развитием региона'

К вопросу об эффективном управлении развитием региона Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
171
131
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «К вопросу об эффективном управлении развитием региона»

В.В. СМИРНОВ

К ВОПРОСУ ОБ ЭФФЕКТИВНОМ УПРАВЛЕНИИ РАЗВИТИЕМ РЕГИОНА

Процесс общедемократических преобразований, затронувший все стороны жизнедеятельности общества и экономики страны, кардинально изменил внутреннюю среду их функционирования и развития, всю систему целеполагания.

Изменение экономической среды в направлении формирования рыночных отношений с их обязательными атрибутами экономической свободы и конкуренции, превалирования частных целей и интересов над общими повлекли за собой превращение всех без исключения звеньев территориальной организации производственно-хозяйственной деятельности, в рамках соответствующих административно-территориальных образований, в полноправных субъектов рыночных отношений [7, с. 5].

В связи с этим возникла проблема разграничения функций управления, которые должны выполнять органы государственной власти различного уровня, с одной стороны, и органы местного самоуправления - с другой.

В этом смысле в современной экономической литературе достаточно полно (применительно к смешанной экономике) освещаются лишь функции государства (правительства). Как правило, они сводятся к следующим [7, с. 18]:

1) обеспечение правовой базы и общественной атмосферы, способствующей эффективному функционированию рыночной системы;

2) защита конкуренции;

3) перераспределение доходов и богатства;

4) корректировка распределения ресурсов с целью изменения структуры национального продукта;

5) стабилизация экономики, т.е. контроль за уровнем занятости, инфляции, порождаемой колебаниями экономической конъюнктуры, а также стимулирование экономического роста [6, с. 96].

В то же время в ходе рыночных преобразований, происходящих в России, все больше проявляется тенденция изменения форм и методов государственного воздействия на социально-экономические процессы, основное направление которой состоит в смещении акцентов от отраслевого управления, господствовавшего в централизованной экономике, к территориальному. Целью регулирования развития регионов и их систем в рыночной среде является обеспечение условий для структурной перестройки и устойчивого роста производства, улучшения социального и экологического положения [10], т.е. в создании оптимальных условий достижения определенного уровня состояния общества и государства в соответствии с намеченными перспективами их развития [3, с. 205].

Предметом государственного управления являются формы и методы воздействия на производственную, социальную и духовную составляющую общего процесса жизнедеятельности населения страны [7, с. 55]. При этом целостное функционирование системы (муниципального образования) становится результатом взаимодействия всех ее сторон и уровней иерархии, включая местную экономическую политику с присущими ей связями и отношениями [7, с. 64].

Таким образом, иерархическое строение и функционирование сложных экономических систем обусловливают необходимость координации низших уровней системы со стороны ее высшего уровня управления. В то же время деятельность

высшего уровня управления определяется результатами функционирования всех остальных подсистем [7, с. 65].

По мнению А. Гранберга: «...экономика России - это многорегиональный организм, функционирующий на основе вертикальных (центр-регион) и горизонтальных (межрегиональных) взаимодействий и входящих в систему мирохозяйственных связей» [2, с. 15]. Государство, его экономика представляют собой сложную, построенную по иерархическим принципам общественно-политическую и экономическую систему, включающую подсистемы и звенья соответствующих уровней. Характер взаимодействия между ними, т.е. между целым и частями, его образующими, всецело обусловливается качеством их общественнополитического и экономического устройства, внутренней средой функционирования и развития. Изменение этой среды объективно влечет за собой преобразование ролевых функций как целого, так и его разномасштабных (разнопорядковых) частей, изменение принципов их взаимодействия.

Являясь относительно обособленной социально-экономической подсистемой общества и национальной экономики, регион функционирует и развивается в пределах исторически данной правовой, экономической и социальнополитической среды, качественная определенность которой в существенной мере зависит от действий государства [7, с. 4].

В современных условиях социально-экономического развития Российской Федерации необходимы качественно новые подходы в разработке и реализации региональной политики. Все уровни управления должны быть нацелены на повышение эффективности системы регионального управления.

Необходимо отметить, что в управлении исторически первой стала самостоятельно обсуждаться проблема эффективности. Эффективность была первым «идолом» управления. Понятие эффективности, прагматическое по своей сути, признается рядом философов «одним из важнейших, если не основным, для деятельностного подхода» [1, с. 18].

Показательно, что уже один из первых представителей теоретиков менеджмента Г. Эмерсон считал эффективность основной задачей управления. Первые теории менеджмента формируются в процессе рефлексии над проблемой эффективного использования рабочей силы и техники в промышленном производстве. Основополагающими работами Г. Эмерсона являются: «Эффективность как основание для управления и оплаты труда» (1912 г.) и «Двенадцать принципов эффективности» [13]. По мнению Г. Эмерсона: «...главной заботой управляющего должна быть эффективность» [13, с. 117]. Необходимо отметить, что Г. Эмерсон увидел в эффективности то, что было совершенно не выявлено у экономистов - ее связь с функциональностью.

Первое и основное требование к эффективному управлению в современных условиях есть надежность как свойство, обеспечивающее соответствие процесса функционирования системы его норме. Вторым требованием к эффективному управлению, по мнению Т. Питерса, Р. Уотермена, Дж. Харрингтона, У. Деминга является партисипативный стиль управления, который они определяют как: «. взаимную ответственность в системе взаимоотношений руководителей и подчиненных» [9, с. 11].

Хотя термин «эффективность» зародился в экономической литературе, но используется он по отношению к действиям субъекта управления - правительства (федерального и/или регионального).

Новый термин «эффективность» отразил происходящую смену взглядов на роль правительства, которое переставали воспринимать только как субъект вла-

сти, относясь к нему уже как к субъекту управления. Это подтверждается тем, что для оценки его деятельности предлагали некоторые рациональные подходы, связанные с объективированным измерением результата деятельности по отношению к определенной цели.

Подход к оценке эффективности органов государственного управления характеризуется двумя основными аспектами. Во-первых, анализируется уровень учреждения, а итоги деятельности как бы остаются в тени. Во-вторых, все внимание направленно на результаты деятельности учреждения, практически без учета вопроса об эффективности. Оба подхода придают большое значение четкому описанию затрат [5].

Необходимость государственного управления вытекает из потребности обеспечить реализацию политики государства, направленной на эффективное использование природных, трудовых, материальных и информационных ресурсов, справедливое перераспределение доходов и гарантирование основных социальных прав, поддержание общественного порядка.

Общественная обусловленность государственного управления вытекает из его практики как сложной организационной системы, функционирование которой направлено на удовлетворение потребностей граждан.

Целевая направленность государственного управления означает постановку рациональных целей и задач, определяемых необходимостью получения максимально возможных результатов при минимальном использовании средств налогоплательщиков. Ясное выражения целей с учетом приоритетов и требуемых результатов предполагает заинтересованность государственных структур в сохранении стабильности, в соответствии принимаемых решений действующему законодательству, а также в выполнении задач, направленных на повышение эффективности управления, реализацию принципа социальной справедливости, рациональное расходование ресурсов.

Необходимо учитывать, что управление осуществляется, чтобы достичь цели, поставленной управляющим субъектом. Достижение цели - главный результат управленческого действия, свидетельство его результативности. Однако в категориях результативности оценка имеет преимущественно формальный характер, если не учитываются усилия, затраченные на достижение цели и характер последней. Затратные усилия оцениваются в категориях эффективности.

Эффективность рассматривается как достижение цели с минимальной затратой ресурсов и управленческой энергии в возможно короткий срок и с возможной полнотой. При оценке результативности и эффективности важно учитывать характер цели. Усилия могут оказаться напрасными, если цель объективно или в данный момент недостижима. В таких условиях оценка результативности, эффективности и других параметров управления не имеет смысла [12, с. 70].

Система государственного управления образуется подсистемами целей и принципов осуществления властно-управленческого воздействия на общественную жизнедеятельность, выражаемого обычно в правовых формах, и включает организационные структуры государственного аппарата (государственные органы), систему государственной бюрократии (персонал государственной службы), совокупность реализуемых функций и используемый при этом комплекс методов, средств и ресурсов, а также прямые и обратные взаимосвязи между субъектами и объектами управления, необходимые при этом информационные потоки, документооборот и т.п.

Процесс государственного управления представляет собой сознательную и целенаправленную деятельность, связанную с реализацией государственно-

властных полномочий субъектами публичной власти, регламентированную юридическими нормами, вследствие чего происходит последовательная смена общественных состояний, событий и явлений. Тем самым выполняется известная совокупность действий, приводящих к определенной динамике управленческих результатов. Процесс государственного управления направлен на исполнение и проведение в жизнь принятых законов и политики, провозглашаемой высшей публичной властью, и связан, прежде всего, с формированием и осуществлением необходимых государственных программ [3, с. 26-27].

Самый важный и главный объект системы регионального управления - экономические интересы и отношения, проявляющиеся в самих субъектах Федерации [8, с. 47-52].

Целями регионального управления являются: преодоление системного кризиса в регионе; обеспечение роста экономики на базе разумного сочетания рыночных механизмов и целевого регулирования органами власти; укрепление финансового положения региона за счет его деятельности, привлечения частных и иностранных инвестиций, нормативной целевой помощи федерального центра; повышение уровня жизни населения; сокращение безработицы, в том числе за счет развития малого и среднего бизнеса; выравнивание уровня экономического развития между регионами посредством их экономического взаимодействия, а также отношений с федеральным центром. При этом система регионального управления охватывает многообразные сферы экономических отношений: отношения собственности, финансово-кредитную, налогово-бюджетную системы, организационно-управленческие, производственно-экономические, аграрные отношения, недропользование, социальные и этнические процессы, законодательство, характер связи между ними по вертикали и горизонтали, меры и действия региональных властей по регулированию экономических процессов на территории региона, в системе межрегионального взаимодействия и с федеральным центром [4].

В современных условиях механизм государственного управления социально-экономическим развитием региона отражен в региональной политике, которая осуществляется на основе следующих принципов [11]:

- последовательное осуществление всеми органами власти государственной региональной политики;

- учет в решениях центральных органов управления интересов и особенностей регионов, которых эти решения касаются;

- повышение самостоятельности регионов в решении собственных проблем, т.е. формирование эффективного самоуправления.

Региональную экономическую политику можно рассматривать как координированное взаимодействие федеральных, региональных и муниципальных органов власти с целью развития рыночных отношений, перспективного производства и предпринимательских способностей граждан и как следствия формирования условий для эффективного социально-экономичекого развития региона.

Основной задачей государственной региональной политики является, с одной стороны, снятие искусственных ограничений на мобильность ресурсов, а с другой - создание специального механизма, позволяющего сдерживать рост межрайонных различий. Среди компонентов региональной политики следует выделить [11]:

- социальные - направлены на социальную защиту и поддержку населения, развитие и поддержание в соответствующем состоянии объектов социальной инфраструктуры.

- экономические - повышение эффективности производства на территории региона с учетом природно-ресурсного потенциала, финансовых и материальных ресурсов, развитие и поддержка малого и среднего бизнеса, экспорта, стимулирование инвестиционной активности и др.

Таким образом, целями государственного управления являются определение долгосрочной стратегии социально-экономического развития страны, создание оптимальных условий ее реализации для обеспечения реального и устойчивого роста материального благосостояния граждан. В области управления производственными процессами цели государства состоят в том, чтобы обеспечить хозяйственную самостоятельность и высокую активность управляемых объектов, их умение действовать в условиях как внутренней, так и международной конкуренции.

Организационные цели государственного управления заключаются в создании системы функциональных и организационных структур, их институциализа-ции, способной обеспечить соответствующее влияние субъекта управления на объект управления. При этом предполагаются оптимизация человеческого фактора и конкретизация деятельности всех структур и составных частей управляемой системы на основе максимального приближения к совершенной деятельности с точки зрения ее эффективности.

Таким образом, главной целью регионального управления является повышение степени удовлетворения социально-экономических потребностей населения, проживающего на территории конкретного региона, на основе комплексного развития. Обоснованный с точки зрения способности региональной власти осуществлять свои функции уровень хозяйственно-экономической самостоятельности региона влияет на эффективность регионального управления. По мере приобретения регионами реальной самостоятельности (обособления хозяйственных и финансовых структур, децентрализации управления) формируется новая, собственно региональная сфера интересов и ответственности. К наиболее значимым региональным интересам относятся [3, с. 303]:

1) соответствие уровня и образа жизни населения государственным и иным стандартам;

2) наличие бюджетно-финансовых и прочих материальных источников (собственности и др.);

3) потенциальные возможности для использования имеющихся ресурсов, мест приложения труда, интеллекта;

4) наличие инфраструктуры для развития внутри- и межрегиональных связей;

5) природоресурсный и экологический потенциал региона;

6) стабильность общественно-политической и национально-этнической ситуации.

Основными инструментами государственного регулирования экономики регионов России в настоящее время являются федеральные целевые программы развития регионов, свободные экономические зоны. Это обусловлено, во-первых, наличием реально действующих органов управления, с которыми можно координировать действия по реализации целевых программ. Во-вторых, по субъектам федерации имеется наиболее полный объем статистической информации, необходимой как для разработки программ, так и для контроля параметров их выполнения [10].

Однако эффективность их реализации, по мнению многих экспертов, является очень низкой. Одной из причин, обусловливающих это, является в значительной степени стихийный характер распределения инвестиций из федерального бюджета по субъектам федерации. В число регионов как с высокими, так и с

низкими объемами федеральных инвестиций на душу населения попадают одновременно и высоко- и низкоразвитые субъекты федерации.

Преодоление стихийности в распределении федеральных средств может быть достигнуто на основе разработки и использования совершенного организационного механизма государственной поддержки регионов, основанного на научно обоснованных критериях выбора объектов государственного регулирования.

Необходимо учитывать, что территориальные образования Российской Федерации имеют различия в области законодательства по подходам, которые они применяют для социально-экономического развития. Федеральный уровень всегда стремился разрешить проблемы регионального развития, используя при этом стандартные инструменты и подходы.

В связи с усложнением социально-экономических систем и увеличением функций государства в современном мире все большее распространение получают сложные, многоуровневые системы управления. В подобных структурах основные элементы системы управления разделены на несколько уровней. При этом уровни управления представляют собой организационно обособленные элементы, выявляемые в структурах территориального управления.

Следует учитывать, что процессы регионального управления характеризуются сложностью, информативностью, комплексным характером процессов принятия управленческих решений и предполагают их системное исследование. Таким образом, потребуется разработка новых механизмов информационной и аналитической поддержки принятия решений, являющихся составляющей регионального управления, удовлетворяющих информационно-аналитическим потребностям региональных и муниципальных органов власти территории.

На основе вышеизложенного анализа теоретических аспектов эффективного управления развитием региона можно сделать вывод, что регион - социальноэкономическая система, характеризующаяся иерархичностью управления, активностью отдельных ее подсистем и имеющая сложную внутреннюю структуру. Взаимодействие подсистем в рамках данной структуры определяется функциональными связями, специфика которых определена сложившимися на определенный момент социальными, экономическими, политическими, правовыми, институциональными и другими условиями. При этом эффективное управление социально-экономическим развитием региона следует определять как целенаправленно организованную совокупность социальных, экономических, политических, правовых, институциональных и других воздействий на условия устойчивого развития отдельных территориальных образований и взаимосвязей между ними с целью обеспечения эффективного воспроизводства регионального потенциала.

Необходимо отметить, что региональное развитие следует рассматривать как режим функционирования региональной системы, который ориентирован на позитивную динамику параметров уровня и качества жизни населения, обеспеченную устойчивым, сбалансированным и многофакторным воспроизводством социального, хозяйственного, ресурсного и экологического потенциалов территории. При этом исследование процессов воспроизводства требует изучения динамики региона, координации принятия решений, анализа процессов роста. Целенаправленный выбор управляющих решений в рамках заданной стратегии развития региона должен определять такие пропорции общественного воспроизводства (достижение баланса использования ресурсов в системе), которые в максимальной степени способствуют удовлетворению потребностей населения в регионе и повышению качества его жизни. Это основная целевая задача регионального управления.

В данном контексте выделим теоретические аспекты эффективного управления социально-экономическим развитием региона.

Для повышения эффективности социально-экономического развития субъектов Российской Федерации в рыночных условиях необходимо определиться с ключевыми подходами эффективного управления регионом.

Предметом исследования эффективного управления социально-экономическим развитием региона должен быть комплекс взаимосвязанных проблем, возникающих в процессе взаимоотношений между федеральными, региональными, муниципальными органами управления и территориальными субъектами хозяйствования.

Задачи эффективного управления социально-экономическим развитием в регионе должны сводиться к обеспечению:

- высокого жизненного уровня и благосостояния населения;

- эффективного использования ресурсов региона;

- комплексного решения социальных, экономических и экологических задач на основе баланса интересов всех субъектов.

Выделим систему общих понятий в теоретических аспектах эффективного управления социально-экономическим развитием региона.

1. Эффективное управление социально-экономическим развитием региона -процесс государственного регулирования экономики и социальной сферы в рыночных условиях, в основе которого лежит совокупность целей, критериев оценки эффективности управления, механизмов взаимодействия субъектов и объектов управления, соответствующих социально-экономической политике исполнительной власти регионов в отдельности и Российской Федерации в целом.

2. Субъекты эффективного управления - исполнительные органы государственной власти.

3. Объекты эффективного управления - макроэкономика регионов, виды экономической деятельности, социальная сфера, муниципальные районы, городские округа, поселения, хозяйствующие субъекты.

4. Цель эффективного управления - обеспечение экономической самодостаточности жителей административно-территориальных образований, хозяйствующих субъектов, муниципальных образований (районов, городских округов, поселений) и региона в целом.

5. Многоуровневая система эффективного управления регионом (таблица).

Сущность многоуровневой системы эффективного управления регионом определяется её особенностями:

1) система состоит из семейства четко выделенных взаимодействующих подсистем;

2) некоторые из подсистем являются принимающими решения элементами;

3) принимающие решения элементы располагаются иерархически в том смысле, что некоторые из них находятся под влиянием или управляются другими решающими элементами.

6. Система показателей эффективности социально-экономического развития региона рассматривается в контексте количественно-качественной характеристики социально-экономических явлений и процессов, происходящих в регионе. При этом качественная - отражает сущность явлений или процессов социально-экономического развития в определенный момент времени, а количественная - его размер, абсолютную или относительную величину.

Система показателей в целом позволяет оценить исполнительным органам государственной власти региона содержание и характер происходящих в отдельных административно-территориальных единицах социально-экономических процессов, в том числе по видам экономической деятельности.

Необходимо выделить четыре уровня системы показателей социальноэкономического развития:

Пред- мет Субъ- ект Период реализации

Уровень Объект текущий краткосрочный среднесроч- ный долгосрочный

1-й уровень «Регион» Социально- экономические процессы в регионе Экономика и социальная сфера Правительство региона 1. Анализ и оценка социально- экономического положения. 2. Реализация Программы социальноэкономического развития. 3. Реализация Плана действий. 1. Прогноз социально- экономического развития. 2. Программа социально- экономического развития. 3. План действий. 1. Прогноз социально- экономического развития. 2. Программа социальноэкономического развития. 3. Республиканские целевые программы. 1. Прогноз социально-экономического развития. 2. Стратегия социальноэкономического развития. 3. Схема территориального планирования.

2-й уровень «Отрасль» Социально- экономические процессы в отрасли экономики или социальной сфере Отрасль экономики Отраслевое министерство (ведомство) 1. Анализ развития отрасли экономики. 2. Реализация Плана действий. 3. Исполнение государственного заказа на управление. 1. Прогноз развития отрасли. 2. План действий. 3. Государственный заказ на управление. 4. Республиканские целевые программы. 1. Прогноз развития отрасли. 2. Программа развития отрасли. 3. Республиканские целевые программы. 1. Прогноз развития отрасли. 2. Стратегия развития отрасли. 3. Республиканские целевые программы.

3-й уровень «Территория муниципального образования (район, городской округ, поселение)» Социально- экономические процессы территорий Территория Администрация муниципального образования 1. Анализ соци-ально-эконо-мического положения муниципального образования. 2. Реализация Программы социальноэкономического развития муниципального образования. 3. Реализация Плана действий. 1. Прогноз социально- экономического развития территории. 2. План действий. 3. Муниципальный заказ на управление. 1. Прогноз социально- экономического развития территории. 2. Программа социальноэкономического развития территории. 3. Муниципальные целевые программы. 1. Прогноз социально- экономического развития территории. 2. Стратегия социальноэкономического развития территории. 3. Схема территориального планирования муниципального образования.

4-й уровень «Хозяйствующий субъект» Хозяйственная и финансовая деятельность организации Организация Администрация организации 1. Анализ хозяйственной и финансовой деятельности организации. 1. Инвестиционный проект организации. 2. Бизнес-план (ТЭО). 3. Программа развития организации. 1. Инвестиционный проект организации. 2. Бизнес-план (ТЭО). 3. Программа развития организации. 1. Инвестиционный проект организации. 2. Бизнес-план (ТЭО). 3. Стратегия развития организации.

1-й уровень «Регион» - обобщенные макроэкономические показатели уровня жизни населения, которые характеризуют экономическое и социальное развитие республики (валовой региональный продукт на душу населения, показатели,

отражающие намечаемые структурные сдвиги экономики, развитие видов экономической деятельности и социальной сферы).

2-й уровень «Отрасль» - система показателей социально-экономического развития видов экономической деятельности, отраслей экономики и социальной сферы. Отражает важнейшие ориентиры развития отраслей, межотраслевых комплексов, кластеров, а также сферы обслуживания и предоставления социальных услуг населению республики.

3-й уровень «Территория муниципального образования (район, городской округ, поселение)» - система показателей социально-экономического развития муниципальных образований (районов, городских округов, поселений) характеризует развитие экономики и социальной сферы данных территорий.

4-й уровень «Хозяйствующий субъект» - система показателей социальноэкономического развития хозяйствующих субъектов. Данная система включает показатели развития государственных или негосударственных организаций реального сектора экономики и бюджетных организаций (учреждений) отраслей социальной сферы.

Таким образом, эффективное управление региональным развитием - это целенаправленно организованная совокупность социальных, экономических, политических, правовых, институциональных и других воздействий на условия устойчивого развития отдельных территориальных образований и взаимосвязей между ними с целью обеспечения эффективного воспроизводства регионального потенциала.

Литература

1. Гегель Г.В.Ф. Наука логики / Г.В.Ф. Гегель. М., 1937.

2. Гранберг А.Г. Стратегия территориального социально-экономического развития России: от идеи к реализации / А.Г. Гранберг // Вопросы экономики. 2001. №9.

3. Козбаненко В.А. Государственное управление: основы теории и организации: учебник: в 2 т. / В.А. Козбаненко. М.: Статус, 2002. 478 с.

4. Коробова О.В. Региональная экономика: реструктуризация системы управления развитием региона / О.В. Коробова, Б.И. Герасимов, В.В. Быковский; под науч. ред. Б.И. Герасимова. Тамбов: Изд-во Тамб. гос. техн. ун-та. 2002. 104 с.

5. Кубликова О.В. Понятия эффективность муниципального управления / О.В. Кубликова // Материалы VI региональной научно-технической конференции «Вузовская наука - Северо-Кавказскому региону». Ставрополь: СевКавГТУ. 2002. http://www.ncstu.ru.

6. Макконнелл Кэмпбелл Р., Брю Стэнли Л. Экономикс: Принципы, проблемы и политика: в 2 т.: пер. с англ. 11-го изд. М.: Республика. 1992. Т. 2. 400 с.

7. Механизмы управления развитием региона / Авт. кол.: Афанасьев В.Я., Быстряков И.К., Ви-дяпин В.И. и др.; под ред. Уколова В.Ф. М.: Луч, 2001. 336 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

8. Орлов А. Об условиях разработки региональной экономической политики / А. Орлов, М. Фирсова // Экономист. 1999. № 12.

9. Питерс Т. В поисках эффективного управления (опыт лучших компаний) / Т. Питерс, Р. Уотермен; пер. с англ. М., 1986.

10. Серебрякова Л.А. Общие подходы к выбору регионов - объектов государственного регулирования / Л.А. Серебрякова // Вестник СевКавГТУ. Сер. Экономика. 2003. № 3.

11. Уткин Э.А., Денисов А.Ф. Государственное и региональное управление: учеб. пособие / Э.А. Уткин, А.Ф. Денисов. М.: ИКФ «ЭКМОС». 2002. 320 с.

12. Чиркин В.Е. Государственное и муниципальное управление: учебник / В.Е. Чиркин. М.: Юристъ. 2003. 320 с.

13. Эмерсон Г. Двенадцать принципов эффективности // Файоль А. и др. Управление - это наука и искусство. М., 1993. С.96-220.

СМИРНОВ ВАЛЕРИЙ ВЛАДИСЛАВОВИЧ родился в 1971 г. Окончил Чувашский государственный университет. Кандидат экономических наук, доцент кафедры отраслевой экономики Чувашского университета. Область научных интересов - исследование конкурентоспособности и эффективности социально-экономического развития региона. Автор более 80 научных работ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.