УДК 004.94
Д.Н. Халиуллина
Институт информатики и математического моделирования технологических процессов Кольского НЦ РАН
КРАТКИЙ ОБЗОР СОВРЕМЕННЫХ СРЕДСТВ МОНИТОРИНГА СЛОЖНЫХ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ СИСТЕМ РЕГИОНА
Аннотация
Проведен краткий обзор средств и технологий мониторинга сложных социально-экономических систем региона. Введено понятие социальноэкономического мониторинга, выделены его цели и задачи.
Ключевые слова:
социально-экономический мониторинг, рынок труда, прогнозирование социальноэкономического развития.
D.N. Khaliullina
BRIEF REVIEW OF PRESENT-DAY METHODS FOR MONITORING OF COMPLEX SOCIAL AND ECONOMIC REGION SYSTEMS
Abstract
The brief review of methods and technologies for monitoring of complex social and economic region systems is given. The concept of social and economic monitoring is introduced and its goals and objectives are singled out.
Key words:
social and economic monitoring, labor-market, forecasting of social and economic development. Введение
Современный этап развития общества характеризуется резким возрастанием роли и значения информации в управлении социальноэкономическими процессами. Наличие полной своевременной и достоверной информации о процессах, происходящих в различных отраслях и сферах жизнедеятельности региона, является необходимым условием организации эффективного управления его развитием [1].
Эффективность кадровой политики во многом зависит от того, насколько рыночные ориентации образования согласуются с государственными интересами, общенациональными и региональными приоритетами [2]. Удовлетворение спроса на определенные специальности без учета объективных потребностей развития области приводит к дисбалансу - несоответствию спроса и предложения рабочей силы.
Для решения этой проблемы необходимо систематически проводить исследования, направленные на анализ объективной социально-экономической обстановки региона. Это позволило бы существенно повысить уровень и качество жизни населения, нормализовать демографическую ситуацию и обеспечить эффективную занятость. Основные задачи, которые при этом необходимо решить, состоят в следующем [1]:
• эффективная организация сбора информации;
• объективная оценка происходящих изменений;
185
• прогнозирование развития социально-экономических процессов;
• своевременная разработка регулирующих воздействий, направленных на поддержку позитивных и ослабление негативных тенденций.
Одним из эффективных способов решения рассмотренных проблем является мониторинг социально-экономических показателей, информационной основой которого могут служить базы данных федеральных органов исполнительной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления, учреждений, организаций; данные государственной статистической отчетности, материалы обследований, программ, проектов и т.п.
Социально-экономический мониторинг
Поскольку понятие мониторинг изучается и используется в различных сферах научно-практической деятельности, то невозможно дать его точного однозначного толкования. Мониторинг может рассматриваться и как способ исследования реальности, используемый в различных науках, и как способ обеспечения сферы управления различными видами деятельности посредством представления своевременной и качественной информации [3].
Понятие социально-экономического мониторинга
Мониторинг имеет огромное познавательное и научное значение, состоящее в создании надежной и объективной основы для выработки государственной политики, регулирования территориального развития и определения ее приоритетов, принятия мер государственной поддержки тех или иных территорий, выявленных в ходе мониторинга сложившейся региональной ситуации [5].
Государственный стандарт РФ [4] определяет мониторинг (от лат. monitor - предостерегающий) как деятельность по наблюдению (слежению) за определенными объектами или явлениями.
В России данный термин стал употребляться во второй половине ХХ века, и его применение было связано с наблюдением за состоянием окружающей среды. С развитием рыночных отношений этот термин начал использоваться и в экономике [6, 7]. В связи с этим понятие мониторинга стало включать в себя совокупность приемов по отслеживанию, анализу, оценке и прогнозированию социально-экономических процессов, связанных с реформами, а также сбор, обработку информации и подготовку рекомендаций по развитию реформ. В более узком смысле мониторинг стал предполагать анализ и оценку финансовоэкономического состояния предприятий с целью повышения эффективности управления и предупреждения кризисных явлений.
Одним из определений социального мониторинга [8] является процесс непрерывного сбора и систематизации информации, анализ которой приводит к выработке мотивированных управленческих актов в области формирования региональной политики, позволяет осуществлять прогноз, оценку результатов (на основе обратной связи) и корректировку на всех уровнях управления.
Социально-экономический мониторинг объединяет в себе оба понятия и подразумевает под собой оценку, прогноз, систему наблюдения и анализа экономической и социальной обстановки, складывающейся на территории, а также выработку рекомендаций по принятию рациональных управленческих
186
решений. Данный вид мониторинга позволяет регулярно получать оперативную управленческую информацию по различным регионам в заданные промежутки времени.
Результатом мониторинговых исследований должны являться методики, рекомендации и предложения, направленные на повышение эффективности управления социально-экономической сферой региона.
Цели и задачи социально-экономического мониторинга
Так как мониторинг социально-экономических процессов в регионах направлен на определение экономического состояния в регионе и оценку экономических последствий, связанных с реализацией управленческих решений, предметом мониторинга являются региональные ситуации и региональные проблемы.
Проведение мониторинга позволяет органам государственной власти и местного самоуправления получать необходимую и достоверную информацию о состоянии социально-экономической системы региона, которую можно использовать для принятия решений, связанных с прогнозированием, планированием, организацией и контролем.
Главной задачей мониторинга социально-экономического развития региона является эффективное функционирование региона, которое может быть организовано при решении следующих подзадач [1]:
1) организация наблюдения, получение достоверной и объективной информации о социально-экономических процессах, происходящих в регионе;
2) оценка и системный анализ получаемой информации, выявление причин, вызывающих тот или иной характер рассматриваемых процессов;
3) выявление факторов, вызывающих экономические и социальные угрозы в настоящее время и в перспективе;
4) прогноз развития социально-экономической ситуации;
5) разработка рекомендаций, направленных на устранение негативных последствий и развитие позитивных тенденций.
Для решения этих задач система регионального мониторинга должна обеспечить учет, сбор, анализ и распространение полученной информации в регионе.
Средства мониторинга
Наличие огромного количества показателей, характеризующих социально-экономическое развитие региона, не позволяют быстро и однозначно оценить уровень его развития, поэтому важным этапом при решении данного вопроса становится мониторинг, основными характеристиками и свойствами которого являются систематичность, динамичность, нацеленность на прогноз. Результаты мониторинговых исследований служат основой для разработки научно обоснованных программ по развитию социальной сферы.
Информационное обеспечение, создаваемое в процессе мониторинга, должно предоставлять возможность корректировать условия и действия факторов, влияющих на состояние и динамику различных процессов, при принятии управленческих решений.
187
При этом разрабатываемые технологии должны реализовывать следующие принципы [11]:
1. Комплексность - необходимо рассматривать все объекты исследования во взаимосвязи, изучать все факторы, оказывающие влияние на социальноэкономическое развитие региона, как целостной системы, так и отдельных ее составляющих.
2. Системность - все исследуемые объекты должны быть взаимосвязаны и являются единой системой.
3. Перспективность - данные, полученные в ходе мониторинга, могут быть использованы в разработке стратегии развития региона, а также в рамках территориального планирования.
4. Предупредительность - разрабатываемые технологии должны быть направлены на повышение эффективности и оперативности принятия решений.
5. Непрерывность и своевременность - данные должны постоянно обновляться, а качество получаемой информации контролироваться.
6. Индивидуальность - учитывается специфика каждого объекта входящего в систему мониторинга, а поскольку данные объекты характеризуют социально-экономическое положение региона в целом, то в ходе исследования очевидными становятся и региональные отличия.
В настоящее время на территории России уже создано несколько технологий мониторинга социально-экономических показателей, которые внедрены в некоторых регионах.
Мониторинг с использованием многомерных баз данных и технологии OLAP
На протяжении нескольких лет в Пензенском государственном университете ведутся работы по разработке технологий мониторинга социальноэкономических систем с использованием многомерных баз данных (МБД) и технологии OLAP (Online Analytical Processing) [12]. В частности, решаются задачи предварительной подготовки данных, автоматизированного формирования МБД и последующего анализа информации.
OLAP предоставляет удобные быстродействующие средства доступа, просмотра и анализа информации. В итоге получается модель данных, организованная в виде многомерных кубов (Cubes), осями многомерной системы координат которых служат основные атрибуты анализируемого процесса. В качестве одного из измерений используется время. Например, для согласованного выпуска специалистов с высшим образованием с потребностями рынка труда региона это:
1. Демографические процессы (данные переписи населения, предоставляемые органами государственной статистики региона: общая численность населения, половозрастной состав и т. д.).
2. Состояние рынка труда, занятости и безработицы (данные службы занятости и кадровых агентств о вакансиях, а также объявления-предложения рабочих мест в периодических изданиях). Данное измерение является одним из ключевых в формировании и корректировке образовательного заказа в системе высшего профессионального образования на подготовку специалистов.
188
3. Рынок образовательных услуг. Позволяет изучать существующее состояние рынка образовательных услуг, а также выявлять тенденции его развития.
4. Прогноз потребности в специалистах по отраслям экономики, осуществляемый центрами бюджетного мониторинга с целью формирования государственного заказа на подготовку специалистов.
5. Различные социологические данные, связанные с анализом взаимосвязей системы высшего профессионального образования и рынка труда.
С помощью системы можно получать сводные (например, по годам) или, наоборот, детальные (по определенной специальности) сведения.
Существенными преимуществами технологии OLAP на этапе предоставления результата являются:
• высокая степень наглядности результатов мониторинга.
• легкость формирования отчетов, разработкой которых могут заниматься даже пользователи, не обладающими специальными знаниями и навыками.
• соответствие принципу системного единства. Пользователь избавлен от необходимости самостоятельно разрабатывать технологию и правила совмещения разнотипной информации, собирать ее воедино из разрозненных и по-разному структурированных массивов данных и бумажных отчетов.
Главным недостатком системы является ее непригодность для информационной поддержки согласованного выпуска специалистов с высшим образованием, так как МБД не содержит необходимых сведений для мониторинга и прогнозирования [2].
В Пензенской области в федеральной службе занятости населения данное программное средство применяется с 2006 года.
Программный комплекс "Катарсис"
Технология OLAP лежит в основе автоматизированной системы «Региональное хранилище данных» - компонента программного комплекса «Катарсис», который предназначен для автоматизации территориальных органов занятости по вопросам занятости населения.
Автоматизированная система (АС) «Мониторинг рынка труда» - это инструментарий для создания регионального хранилища данных на основе первичной информации из Программного Комплекса «КАТАРСИС». Система расширяет и дополняет функциональные возможности Программного Комплекса и предназначена для оперативного и всестороннего анализа рынка труда региона.
АС «Мониторинг рынка труда» является системой поддержки принятия решений, а к основным преимуществам можно отнести [13]:
• создание современного хранилища данных региональной службы занятости населения, решение задачи сбора и накопления информации для проведения оперативного анализа;
• качественный мониторинг рынка труда, оперативное получение сложных аналитических выборок данных в разрезе всего региона и за произвольный период времени;
189
• анализ и сопоставление данных, как связанных с предметной областью региональной службы занятости населения, так и данных, поступающих из других источников;
• высокая скорость и простота получения отчетных форм, отражающих динамику изменения показателей деятельности региональной службы занятости населения, а также простота экспорта форм в другие программные продукты.
• высокий уровень надежности системы и защиты данных.
Система поддержки принятия решений «Паспорт региона (муниципалитета)»
Система поддержки принятия решений (СППР) «Паспорт региона (муниципалитета)» предназначена для информационной, методической и инструментальной поддержки процессов подготовки и принятия управленческих решений органами государственной власти по вопросам социальноэкономического развития территории.
Внедрение данной системы позволяет повысить оперативность и эффективность деятельности органов государственной власти за счет использования передовых информационных технологий, оперативного формирования на их основе комплексной аналитической информации, необходимой для выработки и принятия решений по планированию и регулированию социальноэкономического развития территории.
В рамках СППР решаются следующие задачи:
• создание единого информационного пространства показателей социально-экономического развития территории на основе централизованного информационного хранилища данных, обеспечивающего накопление и хранение исторических данных;
• комплексный анализ сложившейся социально-экономической ситуации;
• проведение мониторинга, анализа и прогнозирования (сценарного и целевого) социально-экономического развития территории;
• повышение оперативности и качества управленческих решений на основе использования аналитических и прогнозных инструментальных средств;
• визуализация данных с применением геоинформационных систем.
Отличительными особенностями системы являются:
• система является уникальной специализированной OLAP-системой и обеспечивает поддержку банка данных, содержащего как текущие, так и ретроспективные данные всех аспектов социально-экономического развития региона, включая все муниципальные образования;
• система позволяет осуществлять многовариантное информационное взаимодействие с программным обеспечением других разработчиков.
В состав включены такие программные модули (ПМ), как «Прогнозирование социально-экономического развития территории», «Мониторинг социально-экономических показателей территории».
ПМ «Прогнозирование социально-экономического развития территории» предназначен для проведения многовариантных расчетов сценарного и целевого характера на макроуровне и по отдельным отраслям экономики территории на
190
основе комплексной имитационной модели социально-экономического развития территории.
Целью внедрения ПМ «Прогнозирование социально-экономического развития территории» является обеспечение органов государственной власти и местного самоуправления результатами вариантных расчетов количественных изменений параметров социального и экономического развития территории для последующей экспертной аналитической оценки специалистами качественных изменений в социально-экономическом развитии территории и построение соответствующих прогнозов, являющихся основой при принятии соответствующего решения.
К функциональным возможностям ПМ «Прогнозирование социальноэкономического развития территории» относятся [14]:
• построение многофакторной имитационной модели социальноэкономической деятельности региона в целях прогнозирования и принятия управленческих решений;
• использование технологий ситуационного моделирования и индикативного планирования;
• возможность решения прямой и обратной задачи прогнозирования;
• возможность формирования индивидуальной и общей сценарной
карты;
• формирование прогноза социально-экономического развития субъекта РФ на очередной финансовый год и среднесрочный период.
ПМ «Мониторинг социально-экономических показателей территории» предназначен для комплексного наблюдения за показателями, характеризующими социально-экономическую ситуацию.
Данный программный модуль включает в себя: отслеживание тенденций социально-экономического и финансового состояния территории; мониторинг складывающихся тенденций и пропорций развития отраслей по основным показателям; регулярный мониторинг (отслеживание) показателей социальноэкономического и финансового развития территории.
ПМ «Мониторинга социально-экономических показателей территории» представляет собой интегрированный информационно-аналитический комплекс проблемно-ориентированных блоков, каждый из которых предназначен для работы с основными социально-экономическими показателями отдельных сфер деятельности.
Программный комплекс PROGNOSiS
Программный комплекс PROGNOSiS предназначен для проведения численных расчетов характеристик трудовых ресурсов в субъектах Российской Федерации [15].
В основе программного комплекса лежат унифицированные макроэкономические модели и устойчивые вычислительные алгоритмы, которые позволяют рассчитывать до 2020 года следующие социально-экономические показатели: прогноз численности работников по видам экономической
деятельности; прогноз объема ежегодной дополнительной потребности в кадрах по видам экономической деятельности в разрезе направлений подготовки и специальностей образования; прогноз объема ежегодного выпуска из системы
191
профессионального образования в разрезе направлений подготовки и специальностей образования; баланс спроса и предложения на рынке труда в разрезе направлений подготовки и специальностей образования [16].
Программа позволяет не только оценить степень ежегодного несоответствия (дисбаланс) между потребностями экономики и выпускающимися специалистами для каждого региона, но и дать научно-обоснованные рекомендации по решению управленческой задачи: сколько и каких специалистов следует заблаговременно готовить, чтобы со временем устранить дисбаланс в кадровом вопросе.
В состав комплекса входят следующие функциональные блоки:
• прогнозирование потребностей экономики в кадрах;
• прогнозирование возможностей системы образования;
• прогнозирование баланса спроса и предложения на рынке труда;
• прогнозирование баланса трудовых ресурсов;
• формирование контрольных цифр приема на подготовку граждан системой профессионального образования.
К основным преимуществам данной разработки можно отнести: апробация методики на Федеральном уровне, региональном уровне, а также наличие международного опыта адаптации методики; высокая сходимость прогнозов.
Программа проводит расчет различных показателей в рамках отдельного региона, и может быть адаптирована к расчету для любого субъекта при условии наличия достаточного количества исходных статистических данных [15].
Информационно-аналитическая система "Мониторинг, анализ и прогнозирование социально-экономического развития и финансового состояния регионов Российской Федерации" компании «Прогноз»
Фирмой «Прогноз» разработан аналитический комплекс "Прогноз", концепция которого основана на технологии интегрированных хранилищ данных (Data Warehouse), углубленной аналитической обработке накопленной информации методами поддержки принятия решений (OLAP-технологии) [17].
В интегрированном хранилище данных федеральных и региональных информационно-аналитических систем информация регулярно пополняется в результате отбора необходимых данных из различных источников информации (автономных баз данных, Госкомстата РФ и других источников информации).
Можно выделить примерный перечень задач, решаемых с использованием данного комплекса:
• динамический анализ и мониторинг процессов, являющихся предметом контроля федеральных и региональных органов власти;
• анализ тенденций и закономерностей в динамике, контролируемых показателей в функциональном и территориальном разрезах;
• моделирование и вариантное прогнозирование на основе комплекса имитационных моделей состояния и взаимосвязей функциональных и социально-экономических показателей отраслевых, ведомственных, региональных комплексов;
• оценка эффективности принимаемых решений;
192
• автоматизация процессов подготовки аналитической отчетности, инструментальная и информационная поддержка экспертно-аналитической деятельности руководства и сотрудников региональных и федеральных органов власти;
• формирование и ведение аналитических баз данных социальноэкономических и финансовых показателей;
• комплексный анализ сложившейся социально-экономической ситуации;
• сравнительный анализ уровня развития регионов, муниципальных образований региона с целью выделения диспропорций и точек роста;
• моделирование параметров социально-экономического и финансового развития исследуемого объекта (страны, отрасли, региона, муниципального образования);
• формирование сценариев управленческих решений по перспективному социально-экономическому развитию регионов во взаимосвязи с макроэкономическими параметрами;
• выполнение многовариантных прогнозных расчетов сценарного и целевого типа социально-экономического развития регионов и страны на основе комплекса динамических моделей;
• анализ и прогноз влияния макроэкономических и региональных факторов на развитие экономической и социальной ситуации в регионах.
Фирмой «Прогноз» разработана также информационно-аналитическая система (ИАС) "Мониторинг, анализ и прогнозирование социальноэкономического развития и финансового состояния регионов Российской Федерации", которая используется в Департаменте региональной экономики Минэкономразвития России.
Основными задачами системы являются аккумуляция информационных ресурсов субъектов Российской Федерации, предоставление информационной, методической и инструментальной поддержки руководству и сотрудникам Департамента.
В рамках ИАС осуществляется слаженное взаимодействие подсистемы мониторинга, аналитической подсистемы и подсистемы прогнозирования. Подсистема мониторинга обеспечивает контроль и отслеживание основных направлений текущей социально-экономической деятельности субъектов Российской Федерации. Аналитическая подсистема предназначена для разностороннего анализа социально-экономических и финансовых показателей, построения сводных интегральных оценок развития регионов в сравнении с другими регионами, федеральными округами, Россией в целом, формирования паспортов территорий и т.п. Благодаря подсистеме прогнозирования обеспечивается автоматизация многовариантных расчетов краткосрочных и среднесрочных прогнозов развития на сценарной и целевой основе.
Фактически, в рамках системы созданы электронные досье по всем субъектам РФ, включающие как базы данных социально-экономических и финансовых показателей, так и индивидуальные модели, учитывающие особенности каждого региона, что позволяет специалистам Департамента просчитывать различные сценарии развития каждого субъекта Российской Федерации.
193
Региональное прогнозирование в системе основано на использовании комплексной имитационной модели социально-экономического развития субъектов Российской Федерации, которая позволяет просчитать различные варианты развития той или иной ситуации, сравнить между собой результаты реализации тех или иных финансовых стратегий, проранжировать результаты по произвольным экономическим критериям [18].
Заключение
Социально-экономический мониторинг объединяет сбор информации, проведение необходимых расчетов и оценку социально-экономического развития, позволяющую выявить причины неустойчивого развития региона.
Рассмотренные средства мониторинга решают задачи сбора и накопления информации для проведения анализа сложившейся в регионе социальноэкономической ситуации. Они позволяют получать данные о состоянии региона за любой период времени и на основе данной информации формировать отчеты. Некоторые разработки имеют апробацию не только на региональном, но и на федеральном уровне.
Недостатком рассмотренных систем является применение макроэкономических моделей, которые не всегда дают точный прогноз. Одним из вариантов решения данной проблемы может стать использование метода имитационного моделирования, который дает возможность проследить тенденции развития сложных экономических систем и спрогнозировать их дальнейшее поведение, что значительно повысит эффективность принимаемых управленческих решений.
Литература
1. Когут, А.Е. Информационные основы регионального социально-экономического мониторинга / А.Е. Когут, В.С. Рохчин. - СПб.: ИСЭП РАН, 1995. - 97 с.
2. Бершадский, А.М. Мониторинг социально-экономических систем с использованием многомерных баз данных (МБД) и технологии OLAP / А.М. Бершадский, Е.И. Косникова, В.В. Эпп // Спрос и предложение на рынке труда и рынке образовательных услуг в регионах России: сборник докладов Третьей Всероссийской научно-практ. Интернет-конференции, г. Петрозаводск, 25 - 26 октября 2006 г. - Петрозаводск: Изд-во ПетрГУ, 2006. - Кн. I. -С.96-103.
3. Гладченко, Т.Н. Мониторинг социально-экономического развития региона.
- Режим доступа: http://universal-
group. in .ua/ fileadmin/user_upload/ articles_2012/Gladchenko_monitoring.pdf
4. ГОСТ Р 22.1.02-95. Мониторинг и прогнозирование. Термины и определения.
5. Голиченко, О.Г. Национальная инновационная система России: состояние и пути развития /О.Г. Голиченко. - М.: Наука, 2006 - 396 с.
6. Воронова, Э.Б. Исследование тенденций развития социально-экономических систем на основе предикативного мониторинга / Э.Б. Воронова, И.А. Кис-лухина. - Сургут: ООО «Дефис», 2011. - 155 с.
7. Шишкин, А.И. Сущность, задачи и принципы мониторинга социальноэкономических процессов в регионе / А.И. Шишкин // Экономика СевероЗапада: проблемы и перспективы развития. - 2011. - № 1 (19). -С.16-30.
194
8. Бурова, М.А. Социальный мониторинг как средство управления общим средним образованием. Автореферат дис. к.с.н.: специальность 22.00.08 / Бурова Мария Александровна, Саратовский гос. техн. ун-т. - Саратов, 2009. -22 с.
9. Корабейникова О.А. Развитие информационных систем: как основа эффективного регионального управления.
- Режим доступа: http://vestnik.osu.ru/2005_10_1/10.pdf
10. Рисин, И.Е. Принципы мониторинга социально-экономического развития региона / И.Е. Рисин, И.А. Шлеките // Актуальные проблемы развития территорий и систем регионального и муниципального управления. - Воронеж, 2007, вып. 3. -С.29-32.
11. Шувалова, Ю.Ю. Совершенствование мониторинга социально-экономического развития региона: автореферат дис. к.э.н.: специальность 08.00.05 / Шувалова Юлия Юрьевна, г. Санкт-Петербург. - 2012. - 22с.
12. Интеграция технологий OLAP и ГИС для поддержки процесса управления в системе образования / А.М. Бершадский // Информационные технологии в науке, образовании, телекоммуникации, бизнесе: материалы ХХХ юбилейной Междунар. конф. и I Междунар. конф. молодых ученых, Украина, Крым, 19-28 мая. -Ялта, Гурзуф, 2003. -С.273-274.
13. Автоматизированная система «Мониторинг рынка труда». - Режим доступа:http://www.katharsis.m/home/actdirections/pdevelopmentsoft/softczn/soft MRT.aspx
14. Система поддержки принятия решений «Паспорт региона (муниципалитета)».
- Режим доступа:
http://ns 1.кш1:а.ги/Р111аМеагп/01_Теория/Расходы/2010_Описание_С1 II IR.doc
15. Центр бюджетного мониторинга. - Режим доступа: симт.рф/docs/News/160112/prognosis.pdf
16. Программный комплекс PROGNOSiS. - Режим доступа: http://openbudgetrf.ru/?page_id=49
17. Prognoz. Решения для предприятий и холдингов. - Режим доступа: http://www.pcweek.ru/upload/iblock/b42/prognoz.pdf
18. Информационно-аналитическое обеспечение принятия управленческих решений на уровне регионов и федерального центра. - Режим доступа: http://www.cnews.ru/reviews/free/gov/part3/prognoz.shtml
Сведения об авторе
Халиуллина Дарья Николаевна - младший научный сотрудник,
e-mail: khaliullina@iimm. ru
Darya N. Khaliullina - junior researcher
195