Научная статья на тему 'Предпосылки возникновения и основные вопросы науки о человеке'

Предпосылки возникновения и основные вопросы науки о человеке Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
541
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ХОМОЛОГИЯ / ДУХОВНОСТЬ / НАУКА О ЧЕЛОВЕКЕ / HOMOLOGIYA / SPIRITUALITY / SCIENCE OF MAN

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Вальцев Сергей Витальевич

в статье рассматриваются предпосылки возникновения науки о человеке, предлагается новое название науки о человеке «хомология». Систематизируются возможные основные направления исследования науки «хомология».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Предпосылки возникновения и основные вопросы науки о человеке»

УДК 159.9

Вальцев С. В. г. Москва

Предпосылки возникновения и основные вопросы науки о

человеке

Вальцев Сергей Витальевич Московский государственный строительный университет, кафедра психологии, кандидат психологических наук, доцент

Аннотация: в статье рассматриваются предпосылки возникновения науки о человеке, предлагается новое название науки о человеке - «хомология». Систематизируются возможные основные направления исследования науки «хомология».

Abstract: the article considers the preconditions of the human sciences; it is proposed the new name of the science of man - «homologiya». Systematized the possible main areas of research homologiya.

Ключевые слова: хомология, духовность, наука о человеке. Keywords: homologiya, spirituality, science of man.

Назрел новый сдвиг гуманитарной парадигмы - осмысление и обоснование бытия человека, его видоспецифической сущности и перспектив развития, который имеет и свои предпосылки.

Во-первых, развитие психологии, антропологии, социологии, этнографии, педагогики, анатомии, физиологии и других наук создало необходимый фундамент для начала построения всеобъемлющей и цельной модели человека. Человек является системой, в которой физическое и психическое, материальное и духовное, генетически обусловленное и прижизненно сформированное, природное и социальное образуют нерасторжимое единство, что необходимо изучать комплексно с позиций разных наук. Поэтому только при достижении определенного этапа в развитии этих наук, стало возможным создание синтетического учения о человеке.

Во-вторых, научно-технический прогресс привел к возникновению качественно новой реальности - появлением нового вида мыслящих существ. Современный американский философ Михаил Эпштейн считает, что если антропология изучает специфические признаки человека среди других живых существ (животных и особенно высших приматов - гоминидов), то гуманология изучает его специфические признаки среди мыслящих существ, умных машин [5, с. 3].

В-третьих, духовный кризис, охватывающий все новые народы и государства, в том числе и нашу страну, является основой антропологической контрреволюции. Факт вытеснения духовно-культурных ценностей экономико-технократическими основами современной цивилизации был замечен многими культурологами и философами XIX и XX веков, начиная с Ницше, Шопенгауэра, Шпенглера и заканчивая Хайдеггером, Фроммом и многими другими.

Духовность имеет три ярко выраженных направленности: на себя, на Высшую правду, на коллектив. Направленность на внутреннее «Я» рождает творчество, а в широком смысле — самоактуализацию; направленность на Высшую правду — религиозность; направленность на коллектив — альтруизм, все три направления духовности неведомы животным, они присущи только человеку, поэтому данный треугольник можно также назвать треугольником человечности. Сегодня духовность как система ценностей умирает и уступает место материальности. Никогда за всю историю развития человека не было столь всеобъемлющего заката духовности. Поскольку духовность есть синоним человечности, говоря о закате духовности, мы неотвратимо приходим к выводу о закате человека [2].

Существование науки невозможно без ее названия. Ряд существующих терминов, как имеющих длительную историю, так и оформившихся совсем недавно, на наш взгляд являются не вполне удачными. Некоторые исследователи пытаются определить гомологию как новую науку о человеке. Эта попытка, скорее всего, обречена на неудачу, т. к. за термином гомология в науке прочно закрепилось иное значение. Гомология (греч. homología -соответствие) (биологическая) - сходство органов, построенных по одному плану и развивающихся из одинаковых зачатков у разных животных и растений; такие гомологичные органы могут быть неодинаковы по внешнему виду и выполнять различные функции. Существует и устоявшаяся трактовка понятия гомологии в математике.

Не может претендовать на роль цельного учения о человеке ни антропология, ни философская антропология. Антропология (от антропо -человек и логия - учение) - наука о происхождении и эволюции человека, образовании человеческих рас и о нормальных вариациях физического строения человека. В контексте обсуждаемой проблемы не спасает антропологию и дополнение понятием философская. Философская антропология, несмотря на то, что в широком смысле претендовала на роль учения о природе (сущности) человека, так и осталось лишь разделом философии. Более того, природа или сущность человека всегда интересовали философов, а потому термин «философская антропология» можно применить к любому разработанному философскому учению. Философская антропология, таким образом, стала одной из важнейших предпосылок возникновения цельного и синтетического учения о человеке.

Совсем недавно появился термин «гуманология», который был внедрен в рецензии на книгу И. Т. Касавина «Познание в мире традиций» [3, с. 187]. Однако данное направление, как и следовало ожидать, сразу приобрело некую идеологическую окраску и, по сути, стало продолжением и развитием гуманистических взглядов, что, собственно, и отражено в названии данного

направления [4]. Термин «гуманология» также употребляется в контексте эзотерических учений Востока [1].

На Западе предмет гуманологии еще более сузился. Гуманология изучает человека как часть техносферы, которая создается людьми, но постепенно подчиняет и растворяет их в себе. По Михаилу Эпштейну гуманология зеркально симметрична по отношению к антропологии, поскольку обе эти дисциплины обращаются к пороговой ситуации человека на границе с природной и технической средой. Предмет антропологии - человечество, вырастающее из природы; предмет гуманологии - человечество, врастающее в технику, которую оно само создает.

Наиболее простым и естественным названием учения о человеке может стать термин «хомология» от (homo - человек (лат) и логия - учение (греч)). Несмотря на то, что в данном понятии объединены корни разных языков, оно воспринимается гораздо более правильно звучащим, по сравнению с тем, если бы оно состояло только из латинских слов, тем более, подобные объединения не является редкостью. Понятие «хомология» на сегодняшний момент практически отсутствует в научном лексиконе и в основном встречается в переводных трудах, повествующих о восточных учениях.

Основными проблемами и направлениями исследования могут стать следующие: во-первых, что есть человек? Каков видоспецифический признак человека? Каковы специфические отличия человека в сравнении с другими сущими - с миром животных и миром искусственного интеллекта? Во-вторых, какова специфика и границы человеческого познания? Каков критерий истинности знания человека о себе самом и об окружающей его действительности? В-третьих, в чем смысл жизни человека? Что должен делать человек и на что он смеет надеяться? Каково место человека в космосе? Каков удел человека и в чем смысл его счастья? В-четвертых, что есть духовность? Каковы критерии духовного прогресса и регресса? В-пятых, существует ли абсолютное начало, существует ли Бог? В чем суть божественного? Что есть душа человека? И многое другое.

Однако важнейшей предпосылкой и одновременно проблемой исследования является духовный кризис человечества, а следственно одной из основных задач хомологии является выработка концептуальных рекомендаций по преодолению духовного декаданса.

Литература

1. Бхаджан Й. Личность и Кризис. - М., 2006, - 240 с.

2. Вальцев С. Закат человечества. - М., 2008. - 352 с.

3. Гринько В., Мартынов М., Касавин. И. Познание в мире традиций. М.: Наука, 1990 // Философские науки. - 1991. - № 4. - с. 167-187.

4. Мирзаев Е. Гуманология. - М., 2003. - 340 с.

5. Ваганов А. Робот роботу глаз не выбьет! // Независимая газета-Наука. -2007. - № 34. - 3.

6. Вальцев С. В. Хомология. Очертания новой дисциплины // Проблемы современной науки и образования. 2012. № 3 (3). С. 22-25.

7. Вальцев С.В. Видоспецифический признак человека // Проблемы современной науки и образования. 2012. № 1 (1). С. 16-19.

8. Вальцев С.В. Врожденные национально-психологические особенности // Проблемы современной науки и образования. 2012. № 1 (1). С. 20-21.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.