Научная статья на тему 'Хомология. Очертания новой дисциплины'

Хомология. Очертания новой дисциплины Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
228
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АНТРОПОЛОГИЯ / ДУХОВНОСТЬ / ЧЕЛОВЕК / ХОМОЛОГИЯ / ANTHROPOLOGY / SPIRITUALITY / PEOPLE / HOMOLOGIA

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Вальцев Сергей Витальевич

в статье даются очертания новой дисциплины хомологии учения о человеке

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Хомология. Очертания новой дисциплины»

Вальцев С. В. г. Москва

Хомология. Очертания новой дисциплины

Вальцев Сергей Витальевич Московский государственный строительный университет, кафедра психологии, канд. психолог. наук, доцент

Аннотация: в статье даются очертания новой дисциплины - хомологии -учения о человеке.

Abstract: the article gives the outlines of a new discipline - homologia - doctrine of man.

Ключевые слова: антропология, духовность, человек, хомология. Keywords: anthropology, spirituality, people, homologia.

Изучение развития человека, его современное состояние актуализирует необходимость создания единой науки о человеке. Каковы же предпосылки возникновения науки о человеке? Во-первых, развитие психологии, социологии, физиологии, педагогики, медицины философской антропологии и других наук создало необходимый фундамент для начала построения всеобъемлющей и цельной модели человека.

Во-вторых, благодаря научно-техническому прогрессу возникла качественно новая реальность, связанная с появлением нового вида мыслящих существ. В XXI веке человечество впервые столкнется с проявлением чужого разума. Европейская сеть исследований робототехники (ERRN) всерьез занялась разработкой норм использования роботов. В черновике европейских правил говорится, что в XXI веке человечество «впервые столкнется с проявлением чужого разума - с роботами». «Это событие повлечет разнообразные проблемы этического, социального и экономического свойства», - полагают в ERRN. В Южной Корее уже разработали специальную этическую хартию, регулирующую отношения между людьми и роботами. «Правительство планирует установить этические нормы, описывающие роли и функции роботов, так как ожидается, что их интеллект сильно разовьется в ближайшее время», - заявил министр торговли, промышленности и энергетики Южной Кореи. Современный американский философ Михаил Эпштейн предполагает возникновение нового научного направления - гуманологии. «Если антропология изучает специфические признаки человека среди других живых существ (животных и особенно высших приматов - гоминидов), то гуманология изучает его специфические признаки среди мыслящих существ, умных машин и техноорганизмов (гуманоидов, андроидов, гиноидов)», - поясняет философ.

Как третью причину можно назвать духовный кризис [2]., который человечество особенно остро начало переживать в XX -XXI столетии. В начале прошлого века увидела свет книга О.Шпенглера «Закат Европы», повествующая о том, что Европа клонится к своему закату и упадку. В начале века нынешнего приходится с горечью констатировать, что метастазы «заката» стали распространяться по всему миру. За прошедший век деградация усугубилась и превратилась в процесс планетарный, а не исключительно европейский. Факт вытеснения духовно-культурных ценностей экономико-технократическими основами современной цивилизации был замечен многими культурологами и философами XIX и XX веков, начиная от Ницше, Шопенгауэра, Шпенглера и заканчивая Хайдеггером, Фроммом и многими другими.

Духовность упорядочила общество и фактически выделила человека из животного мира. В духовности были воплощены лучшие общечеловеческие идеалы на протяжении всей истории его развития, с начала формирования человека до сегодняшних дней. В наиболее общем плане эти идеалы были едины в разные эпохи и у разных народов, собственно поэтому они и получили название «вечные ценности». Сегодня духовность как система ценностей умирает и уступает место материальности. Никогда за всю историю развития человека не было столь всеобъемлющего заката духовности. Поскольку духовность есть синоним человечности, говоря о закате духовности, мы неотвратимо приходим к выводу о закате человека [3-6].

Существование науки невозможно без ее названия. Ряд существующих терминов, как имеющую длительную историю, так и оформившихся совсем недавно, на наш взгляд являются не вполне удачными.

Некоторые исследователи пытаются определить гомологию как новую науку о человеке. Это попытка, скорее всего, обречена на неудачу, т.к. за термином гомология в науке прочно закрепилось иное значение. Гомология (греч. homología - соответствие) (биологическая), сходство органов, построенных по одному плану и развивающихся из одинаковых зачатков у разных животных и растений; такие гомологичные органы могут быть неодинаковы по внешнему виду и выполнять различные функции. Существует и устоявшаяся трактовка понятия гомологии в математике.

Не может претендовать на роль цельного учения о человеке ни антропология, ни философская антропология. Антропология (от антропо -человек и логия - учение) - наука о происхождении и эволюции человека, образовании человеческих рас и о нормальных вариациях физического строения человека. В контексте обсуждаемой проблемы не спасает антропологию и дополнение понятием философская. Философская антропология, несмотря на то, что в широком смысле претендовала на роль учения о природе (сущности) человека, так осталось лишь разделом философии. Более того, природа или сущность человека всегда интересовали философов, а потому термин «философская антропология» можно применить к любому разработанному философскому учению.

Совсем недавно появился термин «гуманология», который был внедрен в рецензии на революционную, особенно по тем временам, книгу И.Т.Касавина «Познание в мире традиций», где был определен в таком контексте:

«Гносеолога-философа интересует не только само предметное содержание знания, не только то, как объект отражается в знании в форме понятий, идей, принципов, фактов и пр., но, напротив, то, как именно происходит познание с точки зрения конструируемых субъектом средств. Акцент переносится на познавательные средства человека, а сама гносеология в этом случае становится частью общего учения о человеке и формах его деятельности (гуманологии в широком смысле)». Однако данное направление, как и следовало ожидать, сразу приобрело некую идеологическую окраску и, по сути, стало продолжением и развитием гуманистических взглядов, что собственно и отражено в названии данного направления. На Западе предмет гуманологии еще более сузился. Гуманология изучает человека как часть техносферы, которая создается людьми, но постепенно подчиняет и растворяет их в себе. Человек предстает как создатель не просто культурной среды, а самодействующих форм разума, в ряд которых он сам становится -создатель среди своих созданий.

Наиболее простым и естественным названием учения о человеке может стать термин «хомология» от (homo - человек (лат) и логия - учение (греч)). Несмотря на то, что в данном понятии объединены корни разных языков, оно воспринимается гораздо более правильно звучащим, по сравнению с тем, если бы оно состояло только из латинских слов, тем более, подобные объединения не является редкостью. Например, меритократия (лат. meritus -заслуга + греч. kratos - власть) - власть, основанная на заслугах и мн. др.

Понятие «хомология» на сегодняшний момент практически отсутствует в научном лексиконе и в основном встречается в переводных трудах, повествующих о восточных учениях.

Основными проблемами и направлениями исследования могут стать следующие:

■ что есть человек? Каков видоспецифический признак человека[1]? Каковы специфические отличия человека в сравнении с другими сущими - с миром животных и миром искусственного интеллекта?

■ какова специфика и границы человеческого познания? Каков критерий истинности знания человека о себе самом и об окружающей его действительности?

■ в чем смысл жизни человека? Что должен делать человек и на что он смеет надеяться? Каково место человека в космосе? Каков удел человека и в чем смысл его счастья?

■ что есть духовность? Каковы критерии духовного прогресса и регресса?

■ существует ли абсолютное начало, существует ли Бог? В чем суть божественного? Что есть душа человека?

Создание по возможности цельной модели человека поможет более адекватно прогнозировать возможное развитие не только России, но всего человечества, что является необходимым условием более эффективных управленческих решений.

Литература

1. Вальцев С.В. Видоспецифический признак человека // Проблемы современной науки и образования. 2012. № 1 (1). С. 16-19.

2. Вальцев С. В. Закат человечества // Проблемы современной науки и образования. 2012. № 2 (2). С. 23-30.

3. Вальцев С. В. Социология базовых интеллектотипов // Проблемы современной науки и образования. 2012. № 2 (2). С. 31-33.

4. Вальцев С. В. Карьеризм и самоактуализация. Суть различий // Проблемы современной науки и образования. 2012. № 2 (2). С. 34-36.

5. Вальцев С. В. Философско-психологические основания стремления к власти // Проблемы современной науки и образования. 2012. № 2 (2). С. 37-43.

6. Вальцев С. В. Факторы формирования национальной психологии // Проблемы современной науки и образования. 2012. № 2 (2). С. 20-22.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.