Научная статья на тему 'ПРЕДПОСЫЛКИ ВОЗНИКНОВЕНИЯ И ЭВОЛЮЦИЯ РАЗВИТИЯ НДС В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ'

ПРЕДПОСЫЛКИ ВОЗНИКНОВЕНИЯ И ЭВОЛЮЦИЯ РАЗВИТИЯ НДС В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
793
160
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАЛОГ НА ДОБАВЛЕННУЮ СТОИМОСТЬ / КОСВЕННЫЕ НАЛОГИ / НАЛОГ С ПРОДАЖ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Джафарова Зумруд Каирбековна, Алиханова Равзанат Алихановна

В статье исследуются предпосылки и история введения и развития налога на добавленную стоимость в России (период СССР, пореформенный период и современное состояние). Проводится сравнительный анализ исчисления и взимания НДС в России и зарубежных странах. Определена исторически сложившаяся роль косвенных налогов в формировании доходов бюджета. Выявлены основные проблемы взимания НДС и даны предложения по их решению в современных условиях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PRECONDITIONS FOR THE EMERGENCE AND EVOLUTION OF THE DEVELOPMENT OF VAT IN THE RUSSIAN FEDERATION

The article examines the prerequisites and history of the introduction and development of value added tax in Russia (the period of the USSR, the post-reform period and the current state). A comparative analysis of the calculation and collection of VAT in Russia and foreign countries is carried out. The historically formed role of indirect taxes in the formation of budget revenues has been determined. The main problems of VAT collection are identified and proposals for their solution in modern conditions are given.

Текст научной работы на тему «ПРЕДПОСЫЛКИ ВОЗНИКНОВЕНИЯ И ЭВОЛЮЦИЯ РАЗВИТИЯ НДС В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

DOI 10.47576/2712-7559_2021_5_10_907 УДК 336.226

Джафарова Зумруд Каирбековна,

кандидат экономических наук, доцент, кафедра финансов и кредита, Дагестанский государственный университет, г. Махачкала, Россия, e-mail: dazamat67@mail.ru

Алиханова Равзанат Алихановна,

кандидат экономических наук, доцент, и.о. заведующего кафедрой бухгалтерского учета, Дагестанский государственный университет народного хозяйства, г. Махачкала, Россия, e-mail: RAlihanova@yandex.ru

ПРЕДПОСЫЛКИ

ВОЗНИКНОВЕНИЯ И ЭВОЛЮЦИЯ РАЗВИТИЯ НДС В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

В статье исследуются предпосылки и история введения и развития налога на добавленную стоимость в России (период СССР, пореформенный период и современное состояние). Проводится сравнительный анализ исчисления и взимания НДС в России и зарубежных странах. Определена исторически сложившаяся роль косвенных налогов в формировании доходов бюджета. Выявлены основные проблемы взимания НДС и даны предложения по их решению в современных условиях.

Ключевые слова: налог на добавленную стоимость; косвенные налоги; налог с продаж.

UDC 336.226

Jafarova Zumrud Kairbekovna,

Ph.D. in Economics, Associate Professor, Department of Finance and Credit, Dagestan State University, Makhachkala, Russia, e-mail: dazamat67@mail.ru

Alikhanova Ravzanat Alikhanovna,

Candidate of Economic Sciences, Associate Professor, Acting Head of the Department of Accounting, Dagestan State University of National Economy, Makhachkala, Russia, e-mail: RAlihanova@yandex.ru

PRECONDITIONS FOR THE EMERGENCE AND EVOLUTION OF THE DEVELOPMENT OF VAT IN THE RUSSIAN FEDERATION

The article examines the prerequisites and history of the introduction and development of value added tax in Russia (the period of the USSR, the post-reform period and the current state). A comparative analysis of the calculation and collection of VAT in Russia and foreign countries is carried out. The historically formed role of indirect taxes in the formation of budget revenues has been determined. The main problems of VAT collection are identified and proposals for their solution in modern conditions are given.

Keywords: value added tax; indirect taxes; sales tax.

Торговые отношения всегда считались важной частью налогового доходя для любого государства, и сам процесс налогового взимания торговых доходов усовершенствовался на протяжении долгого времени.

В настоящее время НДС применяется в 137 странах и характеризуется различными ставками их применения. Например, самый высокий показатель составляет 25 % в Норвегии, Дании, Швеции. В Великобритании, Австрии, Болгарии, Украине стандартная ставка составляет 20 %, в Германии, на Кипре - 19 %, во Вьетнаме, Ливане - 10 %. Однако некоторые страны вообще отказались от НДС - США, Канада, отдав предпочтение использованию налога с продаж, который взимается магазином с покупателя в пользу государства, в приобретенных ими товарах. Также в каждом конкретном штате процентная ставка разная: она колеблется в пределах 3-15 %. Кроме того, НДС не взимается в Макао, Гонконге.

В странах с континентальной системой налогообложения число косвенных налогов больше, чем прямых, и составляют наибольшую часть бюджета страны. Например, в Нидерландах, Франции, Австрии и Бельгии сборы от НДС образуют более 50 % бюджетных доходов. Однако самый высокий НДС зафиксирован в Венгрии, где ставка составляет 27 %, в скандинавских странах - около 25 %.

С 1992 г. был введен закон о регулировании налога на добавленную стоимость. Это считается точкой отчета для современной России в отношение данного налога. После принятия гл. 21 НК РФ в 2001 г. данный налог получил современный вид налогового регулирования, который сохраняется и по сей день. Данный налог относится к косвенным налогам, который отвечает за отношения между реализацией товаров и услуг, а также за операции внешней торговли (импорт).

Налог с продаж, применяемый в некоторых странах вместо НДС, взимался в какой-то момент в российской налоговой практике, рассчитывался в процентах от стоимости проданных товаров (услуг). Его введение в России наблюдалось дважды, и большинство товаров и услуг могли быть освобождены от налогообложения. Сбор налога с продаж в России возник в 1991 г. В соответствии с законодательством СССР ставка его со-

ставляла 5 %. В связи с распадом Советского Союза его использование было отменено.

Последующее введение налога в России датируется 1998 г. и было установлено в качестве регионального налога. Это законодательно определялось закреплением за субъектом Российской Федерации самостоятельного решения о его введении на своей территории и устанавливало максимальную ставку, которая также составляла 5 %.

Основателями теории применения НДС были американский экономист Томас Сэмю-эль Адамс и немецкий промышленник Вер-нер фон Сименс. В 1919 г. последний убедил весь рейхстаг в разумности такого пути, но тогда идея НДС была отвергнута рейхстагом - это считалось красивым, но несвоевременным, так как страна была в руинах, население было бедным, и это считалось «непопулярной и несправедливой мерой» переложить восстановление экономики на его плечи.

Все началось с гениальной идеи знаменитого финансиста Морис лоре для пополнения дополнительных денежных средства Франции в 1954 г. Схема была довольна проста, предполагала сбор денежных средств с французских колоний и имела название «обкатка». Первым на себе ощутило новый налог государство Кот-д'Ивуар. Больше десяти лет этот налог проникал в различные страны Европы и имел там большой успех, что закономерно привело к общеевропейскому принятию данного налога. Данный налог именовался налогом на добавленную стоимость и относился к косвенным.

В 1930-1932 гг. в СССР был введен налог на взимание с оборота денежных средств на определенные виды продуктов (например, земельная рента и строений, табачные товары). Данный налог имел существенное значение для государственного бюджета и был его опорой вплоть до 1980-х гг. Постепенно данный налог вызывал все больше дискуссий по его реформированию из-за развития рыночных отношений, которые все сильнее начали влиять на экономику государства и населения.

Непосредственно уже в 1990 г. налоговая система постепенно начала процесс изменений в сторону рыночной экономики и был утвержден налог с продаж, который стал предпосылкой для будущего налога по до-

бавленной стоимости. Такой налог имел хозяйственную природу с продаж, но не был на все товары и не мог охватить все экономические отношения в государстве. Сама налоговая сфера по данному налогу была ограничена и поэтому вопрос ее реформирования был лишь вопрос времени.

В 1992 г. НДС стал регулироваться гл. 21 НК РФ. За весь период существования высокий процент налоговой ставки составлял 28 %, но затем наблюдается снижение до 20 %. Сегодня ставка НДС составляет 20 %. Также введены десятипроцентные ставки на медицинские и детские товары, печатные издания, товары первой необходимости, а для экспортируемых товаров ставка составляет 0 % [6].

В период перестройки были реализованы ряд экономических реформ, которые должны были соответствовать современной рыночной системе и отойти от старой советской системы экономической политики. Денежных средств не хватало в бюджете и Е. Гайдар со своей командой разработали ряд налоговых сборов для преодоления кризисной ситуации в стране. Одним из таких налогов был налог на добавленную стоимость, который получил в тот период название «налог для бедных». Данное новшество должно было позволить организации при покупке товаров использовать сумму вычета по НДС, которые должны были оплачены поставщику товаров или услуг.

НДС, как и любой другой налог в России, должен быть документально отражен. Счет-фактура отражает все сделки, совершенные по НДС сразу после свершения сделки. Отражать все операции по НДС на основании счета-фактуры должна книга покупок, а отражение должно регистрировать только после выдачи данного документа. В налоговой системе по НДС важную роль сыграло принятие таких документов, как налоговая декларация по НДС в электронном виде, что существенно облегчило роль отечественным предпринимателям.

Необходимо отметить, что при исчислении по обычной налоговой системе к налогоплательщикам по НДС можно относить частных предпринимателей и отечественные предприятия. Во избежание налоговых нагрузок на частный сектор экономики разработаны специальные налоговые режимы, которые

упрощают процедуру по ряду законов (НДС тоже в их числе). Например, при налоговом режиме по УСН данный субъект может не платить и само собой не учитывать НДС у себя в организации [4; 5].

Отмена обложения НДС по некоторым операциям должна по идее стимулировать экономическое развитие малого и среднего бизнеса. Например, при операциях с ценными бумагами или по иным видам инвестиционных операций, которые стали популярны в России за последние два года. Также сюда можно отнести предприятия, которые используют самую популярную систему налогообложения в виде УСН.

Ставка по НДС с 1992 г. менялась несколь -ко раз, и эту динамику можно проследить в табл.

Таблица - Динамика изменения ставки НДС в России с 1992 г. по настоящее время (разработано автором на основе НК РФ за соответствующие годы)

Дата Ставка НДС в %

1 января 1992 28 %

1 января 1993 20 %

1 января 2004 18 %

1 января 2019 20 %

Экономика России доказывает свою цикличность. Изначально принятая ставка 28 % постепенно снижалась и в 2004 г. вместе с отменой налога с продаж была снижена до 18 %. В тот период экономика страны укрепилась, стала более стабильной, в бюджет мощным потоком потекли нефтедоллары, и создалась возможность и условия к снижению ставки до 18 % [4]. Однако кризисы последних лет, экономические санкции со стороны зарубежных коалиций вновь подтолкнули к повышению ставки НДС с 1.01.2019 г. до 20 %.

По итогам проведенного исследования о введении НДС на территории Российской Федерации можно подчеркнуть, что неоднократно многие экономисты периодически выступают с обращениями о возможности полной отмены НДС (в последний раз обсуждение этого вопроса предусматривалось в качестве антикризисной меры весной 2020 г.). Сторонники отмены НДС уверенно отмечают, что отмена налога на постоянной или временной основе способствует повышению покупательной способности насе-

ления за счет увеличения товарооборота в стране. Однако полный отказ от НДС в насто -ящее время может негативно сказаться на экономике. В связи с этим изучим роль НДС как федерального налога на формирование бюджета страны.

Исторически косвенным налогам принадлежит ключевая роль в формировании доходов государственного бюджета. Высокий фискальный потенциал влияет на потребительские процессы населения и характеризуется широким охватом, в отличие от других налогов. Кроме того, ситуации уклонения от уплаты налогов впоследствии выявляются и пресекаются в ходе мер налогового администрирования.

Следует отметить повсеместное признание финансовой роли косвенных налогов как ключевого элемента экономического развития. Косвенные налоги как центральный элемент налоговой системы с каждым годом обеспечивают значительную долю в доходах государственного бюджета Российской Федерации. Отмечается высокая взаимосвязь эффективности косвенных налогов и состояния социально-экономических отношений в государстве. В связи с этим в теории и практике косвенного налогообложения признается актуальным вопрос относительно того, оправдали ли себя косвенные налоги как перспективный источник государственного бюджета. Для ответа на данный вопрос требуется определить и сопоставить текущее состояние косвенных налогов как источника пополнения консолидированного бюджета Российской Федерации.

Исторически так сложилось, что на каждом этапе развития государственности существовали ситуации, когда требовалась мобилизация ресурсов граждан, при этом властно и безвозмездно, чтобы решить социально значимые проблемы. И теперь уже из ситуации, где беспорядочно и насильственно изымали имущество, все перешло в правовую форму отношений с четкой формулировкой правил, элементов налогообложения. Конечно же, все это требует постоянных изменений, в том числе и в законодательной технике, где должен соблюдаться баланс общих и частных интересов. Из-за чего и произошел качественный скачок в трансформации податей в налоги, ростовщичества в банковскую систему, а княжеской казны - в государствен -ный бюджет.

Вопросами оценки фискального потенциала НДС в формировании государственного бюджета занимались многие отечественные ученные. В работе А.В. Угрюмовой (2009) отмечается, что высокий фискальный потенциал НДС объясняется его экономической природой. Актуальным является исследование состояния и перспектив развития налогового администрирования НДС в России. Среди современных работ следует выделить исследование В.А. Строителевой (2020), в кото -ром автором обозначается приоритетность фискальной значимости НДС по сравнению с другими налогами, что обусловливает необходимость сосредоточения административных усилий налоговых органов на данном налоге [1].

Мера появилась в России в начале 90-х гг., придя на смену налогу с продаж. Плата взималась со всей выручки, без поправки на голый доход, который получал предприниматель. Владельцам бизнеса такой расклад казался несправедливым, поэтому законодатели ввели новый закон. Траты на производство товара сбором не облагаются, а расходы ложатся на плечи обычного покупателя. Это вызвало негодование потребителей, но со временем все привыкли и смерились с дополнительной надбавкой.

До 2019 г. налог на добавленную стоимость был 18 %. Однако с указанного года правительство решило, что этого мало и необходимо поднять сбор до 20 %. Идея опять не нашла понимания среди предпринимателей и населения. Политические деятели устраивали бурные словесные баталии, обсуждая оправданность подобного повышения. Одни не видели проблемы в лишних 2 %, другие, понимая, что НДС берется со всего, выступали резко против изменений.

Например, при длинной и сложной цепи производства, в которой каждый участник, при продаже, покрывает расходы за счет следующего звена. Следовательно, стоимость товара или услуги увеличивается в разы.

Ставка 20 % распространяется на все товары, кроме фармацевтических препаратов, детских игрушек, одежды, мебели и др., продуктов питания. Экспортная продукция налогом не облагается.

Об экономической сущности налога на добавленную стоимость можно сказать, что данный налог является итогом конечной

стадии всего производственного процесса стоимости реализованных товаров и услуг. Следовательно, НДС - это издержки производства и обращения товаров и услуг, которые в последующем поступают в бюджет государства как косвенный налог.

По своей экономико-правовой природе НДС является налогом на потребление товаров (работ, услуг), взимаемым на каждой стадии их производства и реализации субъектами хозяйственного оборота до передачи потребителю исходя из стоимости (цены), до -бавленной на каждой из указанных стадий.

Можно отметить экономическую и правовую природу НДС как одну из самых сложных для отечественных налогоплательщиков. К экономической природе НДС можно отнести сложность учета всех расходов во время производства и последующей реализации товара с уже входящей в общую сумму установленного по закону процента за НДС. К правовой части можно отнести все документальные операции (счет-фактуры), которые должны учитываться налогоплательщиком при реализации товаров или услуг.

Отметим, что НДС и акцизы служат федеральными налогами и косвенными по системе взимания. Доходы от этих налогов в полной мере зачисляется в доходную часть федерального бюджета, не являясь федеральными налоговыми платежами в силу действующего бюджетного законодательства.

Наибольшую долю доходов федеральной бюджетной системы составляет НДС, который рассчитывается по всем операциям продажи товаров и услуг в России плательщиками в рамках основного режима налогообложения, а также по импорту товаров и услуг путем импорта. Этот налог не рассчитывается для экспортируемых товаров и услуг, поскольку его уплата обеспечивается добавленной стоимостью, которую иностранный покупатель не может определить.

Классификация налогов разделяет НДС как косвенный налог, который рассчитывается по определенной процентной ставке от стоимости собственного товара или услуги, уплаченный предыдущими участниками экономических отношений.

Данный налог позволяет государству регулировать экономические процессы и простимулировать различные сферы предпринимательской деятельности.

Непосредственно, вопрос о пополнении государственного бюджета и поиска дополнительных источников его доходов очень актуальный и имеет ряд проблемных практических аспектов, которые зачастую тяжело реализуются из-за недостаточно четко определенных утвержденных законов и механизмов исчисления налогообложения. Наиболее остро этот вопрос встает в период пандемии [2].

Также надо отметить, что уплата по НДС не должна относиться ко всем юридическим или физическим лицам, так как под НДС попадают только завершенные экономические торговые операции, которые должны быть полностью учтены и оплачены налоговым органом Российской Федерации.

Проще говоря, НДС - это своеобразная надбавка к стоимости товара. Как правило, бизнес платит ее не сам, а выставляет счет конечному покупателю. Размер налога рассчитывается из разницы между себестоимостью товара и его ценой при продаже. Деньги идут в казну по цепочке: от начального этапа производства до конечной реализации покупателю.

Современное состояние налогового администрирования НДС требует оценки его фискального потенциала с целью выявления перспективных направлений теоретико-методологических и практических подходов к повышению уровня исполнения обязанностей налогоплательщиков НДС в условиях перехода на цифровые платформы налогового процесса.

В развитии налоговой системы России применение НДС осуществлялось ставкой 18 %, но в результате роста государственных расходов с целью реализации национальных проектов произошло повышение до 20 %.

Налог на добавленную стоимость считается одним из самых важных косвенных налогов в налоговой системе России. Как и все остальные налоги нашего государства, НДС выполняет две взаимосвязанные функции: регулирующую, которая позволяет эффективно стимулировать рост экономической активности в стране и ограничивать определенные сферы налоговой ставкой; фискальную, которая должна выполнять роль налогового администрирования. Обе эти функции позволяют контролировать экспортные и импортные операции на местном и междуна-

родном уровне, тем самым ограничивая или стимулируя рост экономических отношений всех экономических субъектов.

Если говорить о фискальной функции НДС в современной налоговой системе Российской Федерации, то контроль и сбор налоговых выплат по данному налогу в государственный бюджет нуждается в стабильном пополнении, так как он занимает важное место в процентном сообщении налоговых доходов [3].

Налогоплательщики обязаны производить исчисления, предъявляемые покупателю товаров (работ, услуг), и применение им вычетов по НДС является его правом в системе налогообложения.

Итак, при взимании НДС как перспективно -го источника налоговых доходов федерального бюджета в среднесрочной перспективе необходимо учитывать ряд риск-факторов, которые определяют динамику и структуру его поступления. К ним, можно отнести следующие:

- высокая зависимость поступлений НДС от внутреннего спроса. Необходимо учитывать, что динамика личного потребления является важным показателем состояния экономики, испытывающей давление в условиях рецессии мировой экономики. Ситуация усугубляется высокой дифференциацией регионов по потребительскому потенциалу, что подтверждается данными Аналитического центра при правительстве Российской Федерации. В таких условиях необходимо обеспечить эффективность налогового администрирования НДС территориального характера, учитывая, что регионы только косвенно заинтересованы в повышении собираемости налога ввиду его зачисления в федеральный бюджет;

- социально-экономическая природа, внутреннее содержание налогов, включая НДС, проявляется через их функции. Так же как и большинство других налогов, НДС направлено на решение фискальных задач государства за счет накопления значительных средств от данного налога в доход бюджета;

- в перспективе динамика поступлений по НДС во многом будет определяться тенденциями макроэкономических показателей, так как потенциал налогового администрирования как дополнительного источника налоговых поступлений объективно ограничен.

Можно сделать вывод, что на данный момент НДС занимает важное место в налоговой системе государства и существенно пополняет государственный бюджет. Деньги по НДС идут в казну по цепочке производственных затрат и до реализации товаров: от начального этапа производства до конечной реализации покупателю. НДС на государственном уровне способствует выполнению регулирующей функции и создает условия оплаты для различных неограничивающих потребностей.

Проанализировав структуру доходов федерального бюджета, можно убедиться в том, что налоговые доходы являются его основой. В 2019 г. налоговые поступления составили 62,5 % доходов федерального бюджета, в 2020 г., ввиду сокращения налоговых поступлений, их доля уменьшилась и составила 58,6 %. Что касается непосредственно анализируемых налогов, то НДС вместе с налогом на прибыль организаций совместно составили 27 % доходов федерального бюджета в 2019 г., 28,6 % - в 2020 г.

Уменьшение налоговых поступлений в 2020 г. вызвано снижением основных макроэкономических индикаторов, на которые повлияли мировой экономический кризис, внешние ограничения и вирусная пандемия. Ситуация постепенно улучшается, и есть надежда, что экономическая активность в стране будет восстановлена в ближайшее время.

Налоговые доходы играют существенную роль в экономике страны. От стабильного и достаточного поступления налоговых платежей в бюджеты всех уровней Российской Федерации зависит, насколько сильной будет финансовая система государства, насколько полно и качественно будут выполняться его социальные функции и реализовываться государственные экономические программы, направленные на поддержку и развитие экономики страны.

Был выявлен ряд проблем, а именно:

- расчеты по НДС для руководителей и бухгалтеров перед налоговыми органами всегда вызывают трудности;

- отчетность часто выдает ошибки из-за неправильного расчета по НДС, что часто приводит к штрафам со стороны ФНС;

- процедура возврата по неправильному расчету в пользу предпринимателя имеет организационные сложности;

- ставка НДС считается непосильной в период пандемии для большинства предпринимателей;

- развитие теневого бизнеса, что заставляет руководителей уклоняться от данного налога.

Можно предложить следующие меры:

- ставка налога для малого и среднего бизнеса в период пандемии считается завышенной и ее нужно снизить;

- работа налоговых органов уже реформируется, но стоит в этой реформе больше сделать уклон на цифровое развитие;

- налоговые льготы должны быть предоставлены в самые важные отрасли, которые обеспечивают социальную пользу для населения;

- полная отмена налога на добавленную стоимость по своей природе имеет схожесть с налоговыми льготами, но данная мера имеет более сильный эффект. Можно рассмотреть к списку освобожденных от данных налогов сферы, связанные с НИОКР и дорогостоящими лекарствами, чтоб снизить их цену для внутреннего потребления населения;

- система расчета НДС имеет определенные изъяны, которые нужно рассчитывать по-новому с учетом развития цифровых технологий;

- необходимо повысить контроль на уровне администрирования, так как эффективный сбор позволяет получать больше денежных средств для государства, которые в будущем можно направить на развитие социально-экономических направлений.

Описок литературы

1. Агабекян, О. В. Налоговая система Российской

Федерации : учебное пособие для среднего профессионального образования / О. В. Агабекян. - Москва : Юрайт, 2021. - 293 с..

2. Водопьянова, В. А. Оценка влияния изменения ставки НДС на доходы федерального бюджета РФ В 2019-2024 годах / В. А. Водопьянова // Азимут научных исследований: экономика и управление. - 2019. -Т. 8. - № 3 (28). - С. 114.

3. Кузмичева, А. О. Налог на добавленную стоимость в системе налоговых отношений / А. О. Кузмичева // Молодой ученый. - 2020. - № 15 (305). -С. 321-324.

4. Магомадов, Ш. А. История становления налога на добавленную стоимость в России / Ш. А. Магома-дов // Экономика и бизнес: теория и практика. - 2019. -С. 1-3.

5. Хафизова, А. Р. Становление и развитие налога на добавленную стоимость в России: ретроспективный анализ / А. Р. Хафизова, Э. Р. Шагвалиева // Горизонты экономики. - 2021. - № 3 (62). - С. 44.

6. Цибульских, И. В. НДС: история возникновения, сущность, плательщики / И. В. Цибульских // E-Scio. 2020. - С. 79.

References

1. Agabekyan O.V. Nalogovaya sistema Rossijskoj Federacii : uchebnoe posobie dlya srednego professional'nogo obrazovaniya. Moskva : Yurajt, 2021. 293 s.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Vodop'yanova V.A. Ocenka vliyaniya izmeneniya stavki NDS na doxody' federal'nogo byudzheta RF V 20192024 godax. Azimut nauchnyx issledovanij: e'konomika i upravlenie. 2019. T. 8. № 3(28). S. 114.

3. Kuzmicheva A.O. Nalog na dobavlennuyu stoimost' v sisteme nalogovy'x otnoshenij. Molodoj ucheny'j. 2020. № 15 (305). S. 321-324.

4. Magomadov Sh.A. Istoriya stanovleniya naloga na dobavlennuyu stoimost' v Rossii. E'konomika i biznes: teoriya i praktika. 2019. S. 1-3.

5. Xafizova A.R., Shagvalieva, E'.R. Stanovlenie i razvitie naloga na dobavlennuyu stoimost' v Rossii: retrospektivny'j analiz. Gorizonty' e'konomiki. 2021. № 3 (62). S. 44.

6. Cibul'skix I.V. NDS: istoriya vozniknoveniya, sushhnost', platel'shhiki. E-Scio. 2020. S. 79.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.