DOI: 10.18287/2542-0461-2021-12-1-66-74 ^©J
НАУЧНАЯ СТАТЬЯ
УДК 338
Дата поступления: 12.01.2021 рецензирования: 24.02.2021 принятия: 26.02.2021
Сравнительный анализ изменения дохода в бюджет от повышенной ставки НДС
Е.А. Толмачева
Самарский национальный исследовательский университет имени академика С.П. Королева,
г. Самара, Российская Федерация E-mail: [email protected]. ORCID: https://orcid.org/0000-0003-2690-7471
Е-C. Подборнова
Самарский национальный исследовательский университет имени академика С.П. Королева,
г. Самара, Российская Федерация E-mail: [email protected]. ORCID: https://orcid.org/0000-0002-5135-7961
Аннотация: Косвенные налоги в российской налоговой системе играют важную роль, среди них - НДС. Налог на добавленную стоимость - это один из сложнейших налогов в российской системе налогообложения. Статья посвящена исследованию изменения дохода в бюджет от повышенной ставки НДС. Проведен сравнительный анализ изменения дохода в бюджет от повышенной ставки НДС. Уточнен перечень основных и специальных показателей изменения дохода в бюджет от повышенной ставки НДС. Отдельное внимание уделено фактам, оказывающим существенное влияние на изменения дохода в бюджет при повышенной ставке НДС. Особо актуальна в условиях кризиса стабильность, имеено НДС способен обеспечивать стабильность всей российской системы государственных финансов в долгосрочной перспективе. При изменении налога, в частности в сторону увеличения, обязательно должны быть просчитаны все варианты, со всех возможных точек зрения, а не только со стороны дополнительного доходя в бюджет. В этой связи целями настоящего исследования являются определение значимости факторов, влияющих на качество администрирования НДС, выявление основных ограничений, снижающих эффективность взимания НДС в странах ОЭСР и России, и выработка рекомендаций по повышению качества администрирования НДС в России.
Ключевые слова: ставка НДС; федеральный бюджет; доходы; расходы; ВВП; анализ; налоговая система. Цитирование. Толмачева Е.А., Подборнова Е.С. Сравнительный анализ изменения дохода в бюджет от повышенной ставки НДС // Вестник Самарского университета. Экономика и управление. 2021. Т. 12, № 1. С. 66-74. DOI: http://doi.org/10.18287/2542-0461-2021-12-1-66-74.
Информация о конфликте интересов: авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов. © Толмачева Е.А., Подборнова Е.С., 2021
Екатерина Анатольевна Толмачева - студент II курса магистратуры Института экономики и управления, Самарский национальный исследовательский университет имени академика С.П. Королева, 443086, Российская Федерация, г. Самара, Московское шоссе, 34.
Екатерина Сергеевна Подборнова - кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики инноваций, Самарский национальный исследовательский университет имени академика С.П. Королева, 443086, Российская Федерация, г. Самара, Московское шоссе, 34.
SCIENTIFIC ARTICLE
Submitted: 12.01.2021 Revised: 24.02.2021 Accepted: 26.02.2021
Comparative analysis of change in budget income from the increased VAT rates
E.A. Tolmacheva
Samara National Research University, Samara, Russian Federation E-mail: [email protected]. ORCID: https://orcid.org/0000-0003-2690-7471
E.S. Podbornova
Samara National Research University, Samara, Russian Federation E-mail: [email protected]. ORCID: https://orcid.org/0000-0002-5135-7961
Abstract: Indirect taxes play an important role in the Russian tax system, one of which is VAT. Value added tax is one of the most complex taxes in the Russian tax system. The article is devoted to the study of changes in budget income from the increased VAT rate. A comparative analysis of changes in budget income from an increased VAT rate is carried out. The list of basic and special indicators of changes in budget income from the increased VAT rate has been clarified. Particular attention is paid to the facts that have a significant impact on changes in budget income with an increased VAT rate. VAT is capable of ensuring the stability of the entire Russian system of public finance in the long term, not to mention the fact that stability is especially important in a crisis. Therefore, any steps to change the tax, especially in the direction of increasing, should be carefully calculated from all possible points of view, and not only from the side of additional income to the budget. In this regard, the objectives of this study are to determine the significance of factors affecting the quality of VAT administration, to identify the main constraints that reduce the efficiency of VAT collection in the OECD countries and Russia, and to develop recommendations for improving the quality of VAT administration in Russia.
Key words: VAT rate; federal budget; revenues; expenses; GDP; analysis; tax system.
Citation. Tolmacheva E.A., Podbornova E.S. Comparative analysis of change in budget income from the increased VAT rates. Vestnik Samarskogo universiteta. Ekonomika i upravlenie= Vestnik of Samara University. Economics and Management, 2021, vol. 12, no. 1, pp. 66-74. DOI: http://doi.org/10.18287/2542-0461-2021-12-1-66-74 (In Russ.)
Information on the conflict of interest: authors declare no conflict of interest. © Tolmacheva E.A., Podbornova E.S., 2021
Ekaterina A. Tolmacheva - 2nd year master's student of the Institute of Economics and Management, Samara
National Research University, 34, Moskovskoye shosse, Samara, 443086, Russian Federation.
Ekaterina S. Podbornova - Candidate of Economic Sciences, associate professor of the Department of Innovation
Economics, Samara National Research University, 34, Moskovskoye shosse, Samara, 443086, Russian
Federation.
Введение
Косвенные налоги в российской налоговой системе играют важную роль, один из них - НДС. «НДС - это налог, который представляет собой надбавку к цене товара (работы или услуги) и оплачивается конечным потребителем, он влияет на процессы ценообразования, структуру потребления и представляет собой форму изъятия в бюджет части добавленной стоимости, создаваемой на всех стадиях производства и обращения» [1]
Проблемы, связанные с исчислением и уплатой НДС, с каждым годом становятся все более актуальными.
«Налог на добавленную стоимость - это один из сложнейших налогов в российской системе налогообложения» [2].
«В соответствии со ст. 153 НК РФ определяется налоговая база по НДС, которая имеет многочисленные особенности в зависимости от вида облагаемой операции. Объектом налогообложения НДС признается ввоз товаров в Россию (импорт товаров (подп. 4 п. 1 ст. 146 НК РФ), в составе общих таможенных платежей уплачивается при этом налог (подп. 3 п. 1 ст. 70 Таможенного кодекса Таможенного союза) [1], налог рассчитывается отдельно по каждой группе товаров, подсчитанных по группам товаров, общая сумма НДС к уплате будет равняться сумме налогов» [2].
Ход исследования
НДС является самым собираемым налогом, в Российской Федерации, на рисунке 1 видно, что от НДС в 2019 году при новой повышенной ставке в бюджет поступает больше всех доходов. «За счет НДС в 2018 году государство получило более 6 трлн руб., или 31 % всех доходов» [2].
■ Повышение НДС - 615 млрд. рублей
■ повышение ставок на акцизов - 250 млрд. рублей
■ Повышение налога на имущество физлиц - 7,5 млрд.рублей
' Система «Платон» - 40 мл од. рублей
■ Косвенные налоги - 12,5 млрд. рублей
Рисунок 1 - Бюджетные поступления от повышения налогов в 2019 году (млрд руб.)
Figure 1 - Budgetary receipts from tax increases in 2019 (billion rubles)
В соответствии с законом № ЗОЗ-ФЗ, в Российской Федерации в 2019 году произошло повышение ставок НДС [2]. Величина основной ставки равна 20 %, расчетных - 20/120 и 16,67 %. После того как повысился НДС, в первую очередь поднялись цены на продукты питания, цифровую технику, недвижимость, мебель, автомобили, лекарства, бензин, одежду, платные медицинские услуги и услуги ЖКХ, так как производитель переложил свои издержки на плечи конечного потребителя. Не отразился рост налога на стоимости ограниченного числа социально значимых товаров и услуг с льготной ставкой. Ставки НДС на определенные категории товаров действуют льготные - 10 % и 0 % [3].
«Ставка НДС 10 % распространяется на продовольственные товары первой необходимости (хлеб, молоко, мясо, мука, крупы, сахар, макароны, овощи, масло), а также на детские и медицинские товары» [4].
«Ставка НДС 0 % распространяется на внутренних межрегиональных воздушных перевозках пассажиров, в диагностике и лечении, нахождении детей в детских садах и обучении в школах» [4].
«Ставка НДС 20% применяется во всех случаях реализации товаров (работ, услуг),которые не относятся к пп. 1, 2, 4 ст. 164 НК РФ (п. 3 ст. 164 НК РФ). Поскольку перечень пп. 1, 2, 4 ст. 164 НК РФ является закрытым, подавляющее большинство операций внутриотечественного рынка облагается по ставке 20 % НДС» [4].
«Ставки 20/120 или 10/110 - это расчетные ставки, они используются, когда налоговая база НДС применяется в зависимости от того, по какой ставке облагается основная операция (п. 4 ст. 164 НК РФ), если нужно, чтобы, продавец получал предоплату в счет будущей поставки товаров или оказания услуг, а также когда НДС в бюджет перечисляет налоговый агент, когда имеет место уступка денежных требований новым кредиторам. У этих ставок 10/110 и 20/120 различие только в размере НДС, которым облагается тот или иной товар (операция). Если была льготная ставка 10 %, то в расчет идет первый вариант. Если 20 процентов, то второй» [4].
«Ставка 16,67 % является расчетной ставкой, применяется только в двух случаях: при реализации предприятия в целом как имущественного комплекса и при оказании иностранными компаниями физическим лицам услуг в электронной форме (п. 4 ст. 158, п.5 ст. 174.2 НК РФ)» [4].
Общая краткая характеристика ставок НДС показана в таблице.
Таблица - Ставки НДС применяемые с 01.01.2019 года [4] Table - VAT rates applied from 01.01.2019 [4]
№ Ставка Применение
1 0 % - Продажа товаров, предназначенных для экспорта, проходящих через таможенное оформление. - Международные перевозки. - Операции, осуществляемые организациями по транспортировке нефти и продуктов ее переработки
2 10 % - Реализация продуктов питания. - Реализация товаров детского назначения. - Реализация лекарственных препаратов и медицинских изделий. - Реализация печатных и периодических изданий, относящихся к сфере обучения и культуры
3 20 % Все прочие операции, которые не попали в две предыдущие категории [5]
4 10/110 Получение продавцом предоплаты: - по поставкам товаров, облагаемых НДС 10 %; - в счет увеличения доходов от продаж товаров, облагаемых НДС 10 %; - в виде дисконта по векселям, переданным в плату за товары, ставка НДС по которым 10 %; - в виде процента по товарному кредиту, товары по которому облагаются по ставке 10 %; - страховых выплат при неоплате приобретателем товаров, облагаемых по ставке 10 %. Продажа: - зарубежными фирмами - неплательщиками в РФ товаров с НДС 10 %; - активов, облагаемых НДС 10 %, учитываемых по стоимости с учетом входного налога; - автомобилей, приобретенных у физлиц - неплательщиков НДС для перепродажи; - сельхозпродукции (со ставкой НДС 10%) по закупу у физлиц - неплательщиков НДС [5]
5 20/120 Получение продавцом средств: - в счет поставок товаров/ услуг со ставкой НДС 20 %; - в счет повышения от реализованных товаров, облагаемых по ставке 20 %; - в виде дисконта по ЦБ, переданного в плату за товары, облагаемые НДС 20 %; - в виде процента по тов.кредиту, товары по которому облагаются НДС 20 %; - в виде выплат страховки при неоплате покупателем товаров, облагаемых НДС 20 %. - уступка требования по договору реализации товаров, облагаемых НДС; - передача денежного требования от третьих лиц; - передача прав на жилые дома, доли в них, гаражи или машино/места Реализация: - товаров, облагаемых по ставке 20 %, зарубежными фирмами - неплательщиками налогов в РФ; - имущества, облагаемого по ставке 20 %, учитываемого по стоимости с учетом «входного» НДС; - сельхозпродукции (облагаемой НДС 20 %), закупленной у физлиц - неплательщиков НДС; - автомобилей, приобретенных ранее у физлиц - неплательщиков НДС для перепродажи; - матценностей из госрезерва при их выпуске в связи с освежением или заменой, приобретенных ответхранителями в порядке заимствования; - сырых шкур животных; - лома/отходов черных/цветных металлов; - алюминия и его сплавов - предоставление в аренду федерального, муниципального имущества госорганами на территории страны
6 16,67 % Реализация: - компании в качестве имущественного комплекса; - зарубежными фирмами услуг физлицам, осуществляемым в электронном формате [5]
В 2020 году с измененной ставкой НДС планируется перечислить в бюджет 7,502 трлн руб., из этой суммы 4,518 трлн - внутренний НДС и 2,984 трлн руб. - ввозной НДС (с импорта). «Если сравнивать данные показатели с 2019 годом, то бюджет значительно изменится в большую сторону от повышения ставки НДС - с 6,5 до 6,6 % ВВП, все это происходит за счет внутренних сборов налога. Увеличение номинального ВВП в 2020 году по данным показателям принесет бюджету 418 млрд руб., это все способствует, тому что данная прибавка исправит потери от роста суммы налоговых вычетов по ввозимым товарам (минус 155 млрд руб.), также 101 млрд руб. увеличит влияющий на сборы первого квартала 2020 года длящийся эффект от прошлогоднего повышения ставки НДС с 18 до 20 %» [6].
«По внутреннему НДС за девять месяцев 2019 года (уплачивается на территории страны) общая сумма поступлений выросла на 16 %, что очень сильно отличается за девять месяцев 2018 года (до 3,16 трлн руб.). По ввозному НДС (уплачивается при ввозе товаров в Россию) - тоже рост, он равен 14 % (до 2 трлн руб.)» [7].
Рост НДС поможет привлечь в бюджет РФ в 2019 году 633,5 млрд рублей и до 728 млрд рублей в 2021 году, поэтому примерно за шесть лет получится привлечь около 2 трлн рублей.
«НДС внутренний на товары, проданные в России, вырос на 25 и 22 % во втором и третьем кварталах по сравнению с предыдущим годом. НДС платят не все компании. НДС не платят предприниматели с оборотом до 2 млн рублей за квартал и те, кто применяет специальные налоговые режимы» [7].
Сделаем вывод по данным прогноза на рисунке 2. Можно сказать, что касается внутреннего НДС, то в 2019 году поступления в бюджет от этого налога, в соответствии с прогнозом Минфина, увеличиваются на «15,6 %, в 2020 - на 7,4 %, а в 2021 году - на 7,7 % по сравнению с предыдущим годом. По внешнему НДС: в 2019 году увеличатся поступления на 19,7 % по сравнению с предыдущим годом, в 2020 году - на 6,9 %, в 2021 году - на 7,5 %. В связи с этими данными видны отличия между "внутренним" и "внешним" НДС, они незначительны. Можно сказать, что при определенных условиях собираемость на таможне выше, чем собираемость НДС внутреннего» [7].
Рисунок 2 - Прогноз поступлений НДС в период 2018 по 2021 года Figure 2 - Forecast of VAT receipts for the period 2018 to 2021
За счет того, что НДС увеличился, дополнительные доходы на товары, продаваемые на территории РФ и на ввозимые в РФ, по прогнозам Министерства финансов, составят 495,6 млрд рублей в 2019 году. «Изменение доходов бюджета в 2019 году за счет повышения ставки НДС на товары, продаваемые на территории РФ, составят 227,1 млрд рублей, а на товары, привезенные на территорию РФ, - 268,5 млрд рублей» [7]. Согласно этой статистике, можно сделать вывод, что прослеживается положительная динамика по налогу на добавленную стоимость - процент поступлений в бюджет
данного вида налога растет с каждым годом по сравнению с предыдущим. В 2020 году рассматривается в планах подъем налоговых ставок на 7,1 %, если сравнивать с 2019 годом, а в 2021 году поступления по налогу на добавленную стоимость будут на 7,6 % больше, чем в 2020 году. В период с 2020 по 2021 год процент увеличения поступлений НДС низкий, как в 2019 году (рисунок 3).
Рисунок 3 - Динамика и прогноз бюджетных поступлений от НДС Figure 3 - Dynamics and forecast of budget revenues from VAT
«С увеличением ставки НДС снизится величина потребления, что затронет также несырьевой сектор экономики: розничную торговлю, машиностроение, электроэнергетику, строительство, что сильнее отразится малых и средних предпринимательствах, нежели на крупных» [7].
«Основные итоги 2019 года, при которых, согласно официальным статистическим данным, все это в целом соответствуют прогнозам:
1. Экономический рост замедлился до 1,3 % (2,3 % по итогам 2018 г.).
2. Потребительская инфляция составила 4,5 %, что обусловлено повышением НДС в начале года и смягчением денежно-кредитной политики во II полугодии [7].
3. Замедлится динамика инвестиций в основной капитал (+ 0,7 %) и реальных располагаемых доходов населения (+ 0,8 %) [9]. В 2019 г. по сравнению с предыдущим годом на 3,1 % сократился внешнеторговый оборот, произошло снижение падением экспорта товаров на 7,7 %. Доходы консолидированного бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов в 2019 году выросли быстрее инфляции и темпов роста экономики и составили 39110,3 млрд руб., на потребительскую инфляцию доходы выросли на 5,9 %» [7].
В доходах консолидированного и государственных бюджетов внебюджетных фондов увеличение налоговых поступлений способствовало росту (+7,3 %) и социальных взносов (+9,6 % ), а также уменьшились поступления неналоговых и прочих доходов: «с 6 119,9 млрд руб. в 2018 г. до 5 904,9 млрд руб. в 2019 г., произошло неравномерное изменение налоговых доходов» [7]. В общей сумме налоговых доходов консолидированного бюджета наибольший прирост прослеживается по тем поступлениям, где удельный вес небольшой, по налогам на товары, ввозимые на территорию РФ (+10,4 %), и налогам на совокупный доход (+9,7 %). На 16 % увеличились номинальные поступления НДС. «При росте ставки НДС с 18 до 20 % все это привело к увеличению налогооблагаемой базы по другим фискальным сборам, это стало возможным за счет того, что доходы от роста НДС пойдут на стимулирование экономики: индексацию зарплат и реализацию инфраструктурных проектов, поэтому в связи с этим дополнительный доход для казны составит 200 млрд рублей вдобавок к почти 600 млрд, которые обеспечат непосредственный рост НДС, поэтому можно сказать, что больше всех из-за роста НДС пострадает именно население - граждане заплатят 460 млрд рублей. Если увеличение доходов бюджета за счет повышения ставки НДС может оказаться лишь номинальным, то государство действительно получит дополнительные деньги от повышения НДС и, как следствие, прибыли от других сборов» [7].
Но доходы бюджета от НДС могут и упасть, это все может зависеть от динамики инфляции и ВВП. «Очень быстрый рост инфляции принесет дополнительно бюджету 120 млрд рублей, поэтому доходы казны составят 920 млрд рублей вместо 800, но могут наступить, с другой стороны, и нехорошие последствия в виде замедления экономического роста, а следовательно, и нивелируется позитивный эффект для бюджета. Если ВВП вырастет не на 2 %, а на 1 %, то казна увеличится только на 600 млрд, это связано с тем, что увеличение НДС приведет к росту общих издержек предприятий и падению рентабельности, т. е. будет снижение объемов производства, что повлечет за собой снижение налоговых поступлений в казну» [8; 9-11].
Федеральный бюджет в 2018 году, в него поступило 5,9 трлн рублей от налога на добавленную стоимость, - «это 31 % от всех доходов казны, рассчитывалось, что рост налога будет пополнять бюджет на 620 млрд рублей ежегодно, эти средства пойдут на финансирование нацпроектов, прежде всего на решение проблем здравоохранения, образования, инфраструктуры» [8].
НДС уплачивают не только компании, также заплатят и граждане за рост налога 460 млрд рублей. Основное место в структуре потребления граждан занимают товары, облагаемые НДС в полной мере, без каких-либо льгот. Хорошо обеспеченные группы населения (тратят на питание менее 19,9 % от своего бюджета) заплатят за рост НДС 142,6 млрд рублей, или 31 % от возросшей нагрузки на население, для менее состоятельных групп населения (расходы на питание занимают примерно половину доходов) рост налоговой нагрузки составит лишь 9,2 млрд рублей, или 2 %, так как они покупают продукты со льготной ставкой НДС в 10 % (лекарства, молоко, яйца и так далее) [8; 12-18].
«Общая нагрузка на бизнес оценивается в 132 млрд рублей. Больше всего пострадают пищевая промышленность и добыча металлов. Представители этих отраслей будут платить на 39,4 млрд и 25,2 млрд рублей больше налога соответственно, но и другие отрасли промышленности также будут испытывать сильнейший стресс, так как чем выше НДС, тем больше оборотных средств отвлекается в процессе производства» [8].
Полученные результаты и выводы
Делая вывод, можно сказать, что в связи со всеми появившимися проблемами встает вопрос: можно ли было, не повышая налоги, пополнить бюджет страны? Ответ на данный вопрос очень спорный и труднореализуемый. Можно было бы изучить потенциальный отказ от нулевой ставки и освобождения НДС (кроме экспорта), оставив только льготные и стандартные ставки 10-18 %, что если государство не поднимет внутренние налоги, то правительство будет финансировать реформы поступлениями от нефтегазового комплекса, это будет происходить в период бурного роста цен на сырье. Из этого всего следует, что повышение ставки НДС на 2 % приведет к следующим негативным последствиям [17]:
«• инфляция увеличится на 2-3 %;
• сократится рост ВВП на 1-2 %;
• рост числа банкротств средних и малых предприятий;
• тем самым провоцируется рост к теневой экономике и скрытой безработице, распространению "серых" зарплатных схем» [7].
Среди вариантов реформирования НДС о существенном снижении ставки налога, о замене НДС на налог с продаж или о переходе к взиманию НДС на основе балансового метода, в возможности проведения изменений в системе обложения НДС появляются сложности с администрированием налога, которые уменьшают его работоспособность не только в России, но и в других странах. Сложности, которые появляются при администрировании налога, - это: проблемы с возмещением НДС и обоснованием налоговых вычетов, использование различных схем незаконной минимизации налога и даже прямого незаконного субсидирования из бюджета, а также при действующей системе НДС происходят высокие издержки по администрированию и активное использование схем уклонения от уплаты НДС при импорте, в результате чего в стране появляются невыгодные условия конкуренции для законопослушных импортеров, поэтому в связи с этим проблемы с администрированием НДС существуют, и если НДС выполняет важную фискальную функцию и является менее подверженным конъюнктурным колебаниям мировых цен на сырье и энергоносители, нежели другие основные налоги (налог на прибыль, НДПИ, ЕСН). «НДС способен обеспечивать стабильность всей российской системы государственных финансов в долгосрочной перспективе, не говоря уже о том, что стабильность особо актуальна в условиях кризиса. Поэтому любые шаги по изменению налога, особенно в сторону роста, должны быть тщательно рассмотрены и просчитаны со всех возможных точек зрения, а не только со стороны дополнительного доходя в бюджет. В этой связи целями настоящего исследования являются определение значимости факторов, влияющих на качество администрирования НДС, выявление основных ограничений, снижающих эффективность взимания НДС в странах ОЭСР и России, и выработка рекомендаций по повышению качества администрирования НДС в России. То, что хорошо для бюджета, не всегда хорошо для экономики» [7].
Библиографический список
1. Электронная библиотека. URL: http://mybiblioteka.su.
2. Научная электронная библиотека. URL: http://elibrary.ru.
3. Налог на добавленную стоимость. Все позиции Минфина и ФНС. Москва: Тимотиз Паблишинг Раша, 2019. 484 с.
4. Налоговые новости и статьи. URL: https://nalog-nalog.ru.
5. Свежие статьи. URL: https://gradpk.ru.
6. НДС. Просто о сложном. Москва: АБАК, 2017. 544 с.
7. Прогноз поступления налогов. URL: http://elibrary.ru.
8. Известия, новости политики и спорта. URL: https://iz.ru.
9. Налоговый кодекс РФ (п. 3 ст. 164; подп. 4 п. 1 ст. 146; ст. 153; п. 3 ст. 160; п. 5 ст.166). URL: https://yandex.ru/turbo/zakonrf.info/s/nk.
10. Минфин подсчитал возможный эффект от повышения НДС и пенсионного возраста // ИА «Коммерсантъ». URL: https://www.kommersant.ru/doc/3681522.
11. Лыкова Л.Н. Налоги и налогообложение: учебник и практикум для СПО. Москва: Юрайт, 2017. 246251 с. URL: https://equuleusbook.xyz/books/nalogi-i-nalogooblojenie-ucheb-1.
12. Таможенного кодекса Таможенного союза подп. 3 п. 1 ст. 70. Доступ из СПС «Гарант».
13. Смирнова С.А. НДС. Проблемы применения на практике. Москва: Бухгалтерский учет, 2016. 376 c.
14. Шестакова Е.В. Налоги, аудит, налоговые проверки. Москва: Феникс, МарТ, 2019. 528 c.
15. Федеральный закон от 03.08.2018 № 303-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах». URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/43493.
16. Федеральная налоговая служба. URL: https://www.nalog.ru.
17. Филина Ф.Н., Толмачев И.А. Налог на добавленную стоимость. Ответы на все спорные вопросы. Москва: Гросс Медиа, РОСБУХ, 2019. 368 c. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=19912087; https://docplayer.ru/59973071-Nalog-na-dobavlennuyu-stoimost-otvety-na-vse-spornye-voprosy-f-n-filina-i-a-tolmachev-vvedenie.html.
18. Рогов М.С. Экономические последствия повышения ставки НДС до 20 % // Молодой ученый. 2018. № 32 (218). С. 43-45. URL: https://moluch.ru/archive/218/52302/; https://elibrary.ru/item.asp?id=35412278.
References
1. Electronic Library. Available at: http://mybiblioteka.su. (In Russ.)
2. Scientific Electronic Library. Available at: http://elibrary.ru. (In Russ.)
3. Value added tax. All positions of the Ministry of Finance and the Federal Tax Service. Moscow: Timotiz Pablishing Rasha, 2019, 484 p. (In Russ.)
4. Tax news and articles. Available at: https://nalog-nalog.ru. (In Russ.)
5. Recent articles. Available at: https://gradpk.ru. (In Russ.)
6. VAT. Simple about the complex. Moscow: ABAK, 2017, 544 p. (In Russ.)
7. Tax revenue forecast. Available at: http://elibrary.ru. (In Russ.)
8. News, political and sports news. Available at: https://iz.ru. (In Russ.)
9. Tax Code of the Russian Federation (item 3 of Article 164; sub-item 4 of item 1 of Article 146; Article 153; item 3 of Article 160; item 5 of Article 166). Available at: https://yandex.ru/turbo/zakonrf.info/s/nk. (In Russ.)
10. Ministry of Finance has calculated the possible effect of increasing VAT and retirement age. IA «Kommersant"». Available at: https://www.kommersant.ru/doc/3681522. (In Russ.)
11. Lykova L.N. Taxes and taxation: textbook and practice for SPO. Moscow: Izdatel'stvo Iurait, 2017, pp. 246251. Available at: https://equuleusbook.xyz/books/nalogi-i-nalogooblojenie-ucheb-1. (In Russ.)
12. Customs Code of the Customs Union sub-item 3, item 1, Article 70. Retrieved from: Garant. (In Russ.)
13. Smirnova S.A. VAT. Problems of application in practice. Moscow: Bukhgalterskii uchet, 2016, 376 p. (In Russ.)
14. Shestakova E.V. Taxes, audit, tax inspections. Moscow: Feniks, MarT, 2019, 528 p. (In Russ.)
15. Federal Law № 303-FZ as of 03.08.2018 «On Amendments Being Made to Certain Legislative Acts of the Russian Federation on Taxes and Fees». Available at: http://www.kremlin.ru/acts/bank/43493. (In Russ.)
16. Federal Tax Service]. Available at: https://www.nalog.ru. (In Russ.)
17. Filina F.N., Tolmacheva I.A. Value-added tax. Answers to all controversial issues. Moscow: GrossMedia, ROSBUKh, 2019, 368 p. Available at: https://elibrary.ru/item.asp?id=19912087; https://docplayer.ru/59973071-Nalog-na-dobavlennuyu-stoimost-otvety-na-vse-spornye-voprosy-f-n-filina-i-a-tolmachev-vvedenie.html. (In Russ.)
18. Rogov M.S. Economic consequences of increasing the VAT rate to 20%. Molodoi uchenyi, 2018, no. 32 (218), pp. 4345. URL: https://moluch.ru/archive/218/52302/; https://elibrary.ru/item.asp?id=35412278. (In Russ.)