26 Magyar Tudomanyos Journal # 40, 2020
ПРИЧИНЫ И ПОСЛЕДСТВИЯ ПОВЫШЕНИЯ НАЛОГОВОЙ СТАВКИ ПО НДС
Дроздова О.Р.,
магистрант кафедры бухгалтерского учета и налогообложения, Российский экономический университет имени Г. В. Плеханова,
Москва, Российская Федерация Семенова Г. Н.
к.э.н., доцент кафедры бухгалтерского учета и налогообложения, Российский экономический университет имени Г. В. Плеханова;
Москва, Российская Федерация; к.э.н., доцент кафедры экономики и предпринимательства, Московский государственный областной университет
Российская Федерация.
REASONS AND CONSEQUENCES OF INCREASING THE VAT TAX RATE
Drozdova O.,
master student of the Department of accounting and taxation, Plekhanov Russian University of Economics, Moscow, Russian Federation Semenova G.
Ph.D., associate professor, Department of accounting and taxation, Plekhanov Russian University of Economics, Moscow, Russian Federation;
Moscow Region State University Moscow Region, Russian Federation
Аннотация:
Актуальность статьи заключается в анализе и оценке последствий повышения ставки НДС с 18% до 20%. Повышение налога на 20 % связано с потерей доходов федерального бюджета из-за снижения цен на нефть.Поэтому, чтобы сохранить уровень расходов на инфраструктуру, образование и здравоохранение было принято решение увеличь ставку НДС.Учитывая макроэкономическую нестабильность и дефицит бюджета рост налоговой нагрузки позволил увеличить доходы бюджета, однако вместе с тем привел к росту инфляции и потребительских цен.
Abstract:
The relevance of the article is to analyze and evaluate the consequences of increasing the VAT rate from 18% to 20%. The 20% tax increase is related to the loss of Federal budget revenues due to lower oil prices. Therefore, in order to maintain the level of spending on infrastructure, education and health, it was decided to increase the VAT rate. Given the macroeconomic instability and budget deficit, the increase in the tax burden allowed to increase budget revenues, but at the same time led to an increase in inflation and consumer prices.
Ключевые слова: налог на добавленную стоимость; инфляция; прибыль; цены; федеральный бюджет; налог на прибыль.
Keywords: value added tax; inflation; profit; prices; the federal budget; income tax.
НДС — это налог на добавленную стоимость. Он относится к косвенным налогам (поскольку его бремя ложится не на производителя, а на конечных потребителей) и является формой платежа в бюджет определенной части добавленной стоимости при производстве товара или услуги и вносится в бюджет по мере реализации.
НДС обязательный к уплате навсей территории России, так как является федеральным налогом, поэтому он автоматически перекладывается на потребителей-покупателей, от этого зависит ко-нечнаяцена в розничной торговле[5].
Продавец уплачивает в бюджет сумму НДС поступившую от покупателя. Эта сумма определяется им как разница между суммой налога,исчисленной им при реализации товаров (работ, услуг, имущественных прав) покупателям (по бухгалтерскому учету это счет 68 «Расчеты по
налогам и сборам»), и суммой налога, предъявленной этому налогоплательщику при приобретении им товаров (работ, услуг, имущественных прав), используемых для облагаемых НДС операций (по бухгалтерскому учету это счет 19 «НДС по приобретенным ценностям») [5].
С 1 января 2019 года вступил в силу Федеральный закон от 03.08.2018 №303-Ф3 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах». Законом предусматривается повышение НДС с 18% до 20%. Льготная ставка НДС 10% сохранилась для товаров социального значения. К ним относятся некоторые продукты питания, детские товары, печатная продукция и медицинские товары [1].
Налог на добавленную стоимость является первым по собираемости налогом, который пополняет федеральный бюджет. Повышение налога на
Magyar Tudomanyos Journal # 40, 2020 2% связано с потерей доходов федерального бюджета из-за снижения цен на нефть. Нефтегазовые доходы всегда были на первом месте в структуре федерального бюджета. Если в начале 2014 года цены на нефть были $110-100 за баррель, то сегодня они снизились до $20 за баррель, то есть доходы от нефти упали. Никто не желает сокращать расходы,
6,00 5,00 4,00 3,00 2,00 1,00 0,00
Годовая инфляция по сравнению с 2018 г. замедлилась на 1,22%. Однако рост инфляции в 2019 г. до 3% был ожидаемым и стало результатом повышения с 1 января ставки НДС при сохранении влияния ранее действовавших факторов со стороны предложенияотдельных видов продовольствия, а также завершения подстройки цен к произошедшему во втором полугодии 2018 г. ослабле-ниюрубля.
В начале 2019 г.продовольственная инфляция выросла на 5,5% заметный вклад в ускорение внесло повышение темпов роста цен на мясо птицы и яйца. Динамика цен на продукты питания, облагаемые по основной ставке НДС, была разнородной, складываясь под влиянием комплекса факторов. Так, динамика годовых индексов цен на шоко-лади кондитерские изделия ускорилась, а на икру лососевых рыб - замедлилась [3].
На рост цен продолжали оказывать влияние такие дезинфляционные факторы, как расширение предложения продовольствия, укрепление рубля, слабый спрос, а также разовыефакторы, в основном
но доходов в бюджете стало не хватать. Поэтому, чтобы сохранить уровень расходов на инфраструктуру, образование и здравоохранение было принято решение увеличь ставку НДС. Какие же последствия ожидают нас после повышения НДС до 20%?
По данным ЦБ РФ в 2019 г. показатель годовой инфляции составил 3,0% (Рисунок 1).
связанные с временной активизацией спроса и роста цен на отдельные товары в конце 2018 г. в преддверии повышения ставки НДС.
Темп прироста цен на услуги в 2019г. составил 5,0%,основной вклад внесла динамика цен и тарифов на жилищно-коммунальные услуги. Их повышение (на 1,5-1,9%), не характерное для января, было обусловлено изменением ставки НДС. Изменение цен и тарифов на другие группы услуг было неоднородным и, как и динамика цен на непродовольственные товары, указывало на действие множества факторов, включая повышение ставки НДС [3].
Повышение ставки НДС повлияло на рост цен на продовольственные товары и непродовольственные товары, а также на тарифы жилищно-коммунальных услуг.
Повышение ставки НДС - это один из выходов для правительства в поисках средств для пополнения бюджета. Для анализа эффективности изменения НДС с целью пополнения федерального бюджета проанализируем динамику налога на прибыль организаций за период с 2018г. по 2019г. (Таблица 1)
Уровень инфляции за 2016-2019 гг. в %
2016 2017 2018 2019
■ Уровень инфляции за 2016-2019 гг. в %
Рис. 1. Уровень инфляции за 2016-2019гг., в %о
Табл. 1
Динамика налога на прибыль организаций за 2016-2019гг.,в млрд. руб.
Показатель Год Отклонение (+/-) Темп роста/ снижения, %
2016 2017 2018 2019 2017/ 2018/ 2019/ 2017/ 2018/ 2019/
2016 2017 2018 2016 2017 2018
Доходы: федерального бюджета 456 695 922 1090 +239 +227 +168 152,4 132,6 118,2
консолидированного бюджета субъекта Рос- 2119 2341 2881 3142 +222 +540 +261 110,5 123,1 109,1
сийской Федерации
поступило в доходы местных 5 6 7 10 +1 +1 +3 120 120 142,9
бюджетов
По данным таблицы 1 доход федерального бюджета увеличился на 18,2%, что в сумме составило 168 млрд. рублей за период с 2018г. по 2019г. Такая динамика является положительной для бюджета, поскольку данные средства можно направить
на финансирование инфраструктуры, демографической политике, здравоохранения и образования.
Проанализируем динамика роста НДС с 18% до 20% за период 2018-2019гг. (Таблица 2)
Табл. 2
Динамика НДС за 2016-2019гг., в млрд. руб.
Показатель Год Отклонение (+/-) Темп роста/ снижения, %
2016 2017 2018 2019 2017/ 2016 2018/ 2017 2019/ 2018 2017/ 2016 2018/ 2017 2019/ 2018
Сумма налога, исчисленная по налогооблагаемым объектам, всего 38274 39148 41696 47005 +877 +2548 +5309 102,3 106,5 112,7
Анализируя данные таблицы 2 сумма НДС увеличилась на 5309 млрд. рублей в период с 2018г. по 2019г. Учитывая геополитическую нестабильность России, а также зависимость федерального бюджета от цен на нефтьрост бюджета на 12,7 % за счет увеличения ставки НДС является положительным для государства.
С точки зрения стабильности налоговые условия и ставки налогов для бизнеса являются очень важными. Данные по индексу промышленного производства в России отражены на рисунке (Рисунок 2). [4]
■ Индекс промышленного производства в России
Рис. 2. Индекс промышленного производства в России
По индексу видно, что спад промышленного производства приходился на май 2019 г, но небольшой рост появился в ноябре 2019 - январе 2020г.
Данные по индексу делового доверия приведены на рисунке (Рисунок 3). Этот индекс приводит к росту инвестиционных вложений, к развитию производства и росту занятости. [4]
-1 -2 -3 -4 -5 -6 -7
Jy
J?
^ ^ & о- ? *
/Р
^ <3? J> J''
9
1 1
-1 -1 -1
-2 -2
-2 -2 -3
-2
-3
-6
Индекс делового доверия в России
0
Рис. 3. Индекс делового доверия в России
Особенно на снижение индекса деловой активности повлияло повышение в 2019 году ставки НДС с 18 до 20%. Как известно, что автоматически НДС перекладывается на потребителей-покупателей, от этого зависит розничная цена в торговле. Увеличение ставки на 2% - это огромный оборот и большая нагрузка на бизнес.
Таким образом, повышение НДС - это решение имеющие двойственный последствия. С одной стороны, это позволило увеличить доходы бюджета страны, а в большей мере федерального бюджета почти в полтора раза за четыре года, поскольку НДС является федеральным налогом. Уменьшить бюджетный дефицит и получить средства для финансирования социальных проектов.
Минусами повышения НДС являются повышение инфляции, рост цен на продовольственные товары и непродовольственные товары, а также на тарифы жилищно-коммунальных услуг.
Учитывая макроэкономическую нестабильность и дефицит бюджета рост налоговой нагрузки позволил увеличить доходы бюджета, однако вместе с тем привел к росту инфляции и потребительских цен.
Список литературы
1. Федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах» от 03.08.2018 N 303-ФЗ (последняя редакция). (Статья 1)
2. Статистическая налоговая отчетность: [Электронный ресурс] Федеральная налоговая служба России. https://www.nalog.ru/rn77/re-lated_activities/statistics_and_analytics/forms/ (Дата обращения: 15.02.2020).
3. Динамика потребительских цен. [Электронный ресурс] Центральный банк Российской Федерации.
https://cbr.ru/CoUection/CoUection/File/14267/INF_2 019-01.pdf (Дата обращения: 15.02.2020)
4. Trading Economics. [Электронный ресурс] https://ru.tradingeconomics.com/russia/business-confidence (дата обращения 09.03.2020)
5. Семенова Г.Н. Повышение ставки налога на добавленную стоимость: последствия и ожидаемые результаты. / Экономика и управление: проблемы, решения. 2018. Т. 2. № 12. С. 37-42.
6. Семенова Г.Н. Влияние налога на добавленную стоимость на потребителя. / В сборнике: Предпринимательство в России: проблемы и перспективы развития сборник научных трудов преподавателей и студентов кафедры экономики и предпринимательства МГОУ. отв. ред. Т.Б. Фонина. Москва, 2019. С. 51-57.