Научная статья на тему 'ПРИОРИТЕТЫ И МЕТОДЫ ПЛАНИРОВАНИЯ НАЛОГА НА ДОБАВЛЕННУЮ СТОИМОСТЬ'

ПРИОРИТЕТЫ И МЕТОДЫ ПЛАНИРОВАНИЯ НАЛОГА НА ДОБАВЛЕННУЮ СТОИМОСТЬ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
270
62
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАЛОГОВАЯ СИСТЕМА РФ / НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО / НАЛОГ НА ДОБАВЛЕННУЮ СТОИМОСТЬ / НДС / КОСВЕННЫЕ НАЛОГИ / НАЛОГОВАЯ СТАВКА / НАЛОГОВАЯ НАГРУЗКА / НАЛОГОВОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ / НАЛОГОВОЕ АДМИНИСТРИРОВАНИЕ / ГОСУДАРСТВЕННЫЙ БЮДЖЕТ / RUSSIAN TAX SYSTEM / TAX LEGISLATION / VALUE ADDED TAX / VAT / INDIRECT TAXES / TAX RATE / TAX PLANNING / TAX ADMINISTRATION / STATE BUDGET

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Артеменко Галина Анатольевна, Зуброва Екатерина Сергеевна, Зиновьева Элина Эдуардовна

Статья раскрывает содержание следующих основных понятий: налог на добавленную стоимость, налоговая нагрузка, налоговое планирование. Также раскрыты основные проблемы, касающиеся уплаты суммы НДС в бюджет страны и выработаны меры, направленные на их решение. Помимо этого, выявлена функциональная роль НДС при формировании налоговой нагрузки финансово-хозяйственной деятельности организаций и выявлены показатели, влияющие на величину налоговой нагрузки по НДС. В статье рассмотрены основные характеристики налогового планирования, и определено, что в части НДС применяются агрессивные методы по оптимизации налоговых платежей, уплачиваемых в бюджет страны. В связи с этим сформулированы законные способы по оптимизации налоговой нагрузки по НДС.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PRIORITIES AND METHODS OF PLANNING OF VALUE ADDED TAX

The article reveals the content of the following basic concepts: value added tax, tax burden, tax planning. The main problems concerning the payment of VAT to the budget of the country are also disclosed and the measures aimed at their solution are elaborated. In addition, the functional role of VAT in the formation of the tax burden of financial and economic activity of organizations was revealed and the indicators affecting the value added tax burden were identified. In conclusion, the main characteristics of tax planning were considered, and it was determined that in the part of VAT, aggressive methods are used to optimize tax payments paid to the country's budget. In this connection, legal methods for optimizing the VAT tax burden have been formulated.

Текст научной работы на тему «ПРИОРИТЕТЫ И МЕТОДЫ ПЛАНИРОВАНИЯ НАЛОГА НА ДОБАВЛЕННУЮ СТОИМОСТЬ»

ПРОБЛЕМЫ ЭКОНОМИКИ

УДК 336.02 DOI: 10.22394/2079-1690-2020-1-4-65-71

ПРИОРИТЕТЫ И МЕТОДЫ ПЛАНИРОВАНИЯ НАЛОГА НА ДОБАВЛЕННУЮ СТОИМОСТЬ

Артеменко кандидат экономических наук, доцент кафедры «Государственные, Галина муниципальные финансы и финансовый инжиниринг», Высшая школа

Анатольевна бизнеса, Южный федеральный университет (344019, Россия,

г. Ростов-на-Дону, ул. 23-я линия, 43]. E-mail: gartemenko@sfedu.ru

Зуброва магистрант, Высшая школа бизнеса, Южный федеральный университет

Екатерина (344019, Россия, г. Ростов-на-Дону, ул. 23-я линия, 43].

Сергеевна E-mail: katyxa_zubrova@mail.ru

Зиновьева магистрант, Высшая школа бизнеса, Южный федеральный университет

Элина (344019, Россия, г. Ростов-на-Дону, ул. 23-я линия, 43].

Эдуардовна E-mail: ezinoveva00@mail.ru

Аннотация

Статья раскрывает содержание следующих основных понятий: налог на добавленную стоимость, налоговая нагрузка, налоговое планирование. Также раскрыты основные проблемы, касающиеся уплаты суммы НДС в бюджет страны и выработаны меры, направленные на их решение. Помимо этого, выявлена функциональная роль НДС при формировании налоговой нагрузки финансово-хозяйственной деятельности организаций и выявлены показатели, влияющие на величину налоговой нагрузки по НДС. В статье рассмотрены основные характеристики налогового планирования, и определено, что в части НДС применяются агрессивные методы по оптимизации налоговых платежей, уплачиваемых в бюджет страны. В связи с этим сформулированы законные способы по оптимизации налоговой нагрузки по НДС.

Ключевые слова: налоговая система РФ, налоговое законодательство, налог на добавленную стоимость, НДС, косвенные налоги, налоговая ставка, налоговая нагрузка, налоговое планирование, налоговое администрирование, государственный бюджет.

Во все времена налоги причислялись к особенным и значимым рычагам по управлению рыночной экономикой. Именно налоги способствуют контролировать протекающие рыночные процессы, а вместе с тем и наполнять бюджет каждого государства необходимыми финансовыми средствами с целью эффективной реализации функций страны.

Стоит акцентировать внимание на том, что в системе фискальных платежей нашего государства особая роль принадлежит косвенным налогам. А что касаемо главной роли упомянутых косвенных налогов, то она отводится налогу на добавленную стоимость (далее - НДС].

НДС является федеральным налогом. НДС выступает в качестве формы уплаты доли стоимости продукции (услуги] в бюджет страны. В свою очередь, рассматриваемый налог формируется абсолютно на всех этапах производства упомянутого продукта и оказания услуг, и в результате он изымается в государственный бюджет по мере их непосредственной реализации. [6, с. 4-5]

Следует отметить, что взимание такого налога, как НДС на территории нашего государства регулируется главой 21 Налогового кодекса РФ (далее - НК РФ].

Как было отмечено ранее, НДС считается значимой формой косвенных налогов. В управлении нашим государством, ровно как при управлении любой иной страны, обладающей рыночной экономикой, наличие упомянутой выше формы налогов можно связать с максимально высокой необходимостью в соответствующем пополнении государственного бюджета. В качестве отличительных признаков косвенного налога выступает его непосредственное включение в сформированную итоговую цену продукта (это осуществляется посредством прибавления определенной суммы налога к уже сформированной стоимости продукта] либо же включение данного налога в издержки производства. Стоит особо отметить, что добавленную стоимость приравнивают к разнице цены продукта (услуги] и стоимости понесенных финансовых расходов, которые в свою очередь причисляют к издержкам производства и обращения [5, с. 102].

В связи с тем, что НДС является крайне противоречивым налогом, то следует выделить его как положительные, так и отрицательные стороны (рис. 1).

Положительные стороны НДС

Отрицательные стороны НДС

1. НДС выполняет важную фискальную функцию, благодаря чему обеспечивается высокий доход бюджета страны

1 .НДС - антисоциальный налог, потому что конечными потребителями облагаемых товаров являются граждане

2.НДС гарантирует нейтральность налогообложения для плательщиков при его правильном применении

2. НДС сложен в администрировании, что делает налог неэффективным как на территории РФ, так и за рубежом

| | З.НДС обеспечивает правильный механизм работы международной торговли

Рис. 1. Положительные и отрицательные стороны НДС (составлено авторами по материалам источника [6, с. 4-5])

Отталкиваясь от представленного выше рисунка можно отметить, что благоприятные стороны НДС в преимущественном большинстве касаются обеспечения государственного бюджета страны, а кроме того и эффективного сотрудничества стран в рамках реализации международной торговли. А что касаемо отрицательных сторон НДС, то они негативно сказываются на конечных потребителях, в виду того, что именно они несут дополнительные затраты (несмотря на их включение в стоимость приобретаемого товара или услуги], а вместе с тем рассматриваемый налог является крайне сложным в своем администрировании, и как следствие, его нельзя назвать эффективным.

С момента введения такого налога, как НДС, а именно с 1992 года в экономических кругах постоянно проходят различные дискуссии и дебаты. Упомянутые разногласия касаются вопросов целесообразности по взиманию НДС, эффективности рассматриваемого налога, а также порядка его исчисления. Обсуждение подобных вопросов связано, прежде всего, с тем, что рассматриваемый налог является наиболее значимым для каждой страны, поскольку именно посредством НДС реализуется пополнение государственного бюджета. При этом стоит отметить, что в законодательную базу регулярно вносятся, а после - утверждаются те поправки, которые касаются НДС. Эти действия осуществляется для того, чтобы улучшать налоговое администрирование согласно требованиям современного рынка торговли. В свою очередь, данный аспект можно обусловить тем, что НДС отводится значимая роль не только в формировании бюджета страны, но и в вопросах формирования налоговой нагрузки организаций [7, с. 15].

На сегодняшний день, в соответствии с налоговым законодательством нашей страны действуют следующие ставки НДС: 0%, 10%, 20%. Но при этом, льготы НДС, которые действуют на текущий момент, сохраняются в полной мере. Упомянутые льготы касаются освобождения от уплаты данного налога, а кроме того и ставки НДС в размере 0% и 10%. Следует особо подчеркнуть, что повышение ставки НДС с 18% до 20% вступило в свою законную силу, начиная с 1.01.2019 года.

Следует отметить, что такой налог, как НДС взимается на территории порядка 40 государств. Как показывает практика, страны применяют разные подходы в вопросах по определению ставки НДС. Что касаемо среднего уровня ставки НДС, то она прибывает в диапазоне 15% - 25%. Необходимо подчеркнуть то, что некоторые государства применяют шкалу ставок НДС, которая напрямую зависит от вида продукта и его социально-экономической значимости:

- пониженные ставки в отношении продовольственных, медицинских и детских товаров и прибывают в диапазоне 2% -10%;

- основные ставки используются в отношении промышленных и иных продуктов (услуг] и прибывают в диапазоне 12% - 23%;

- повышенные ставки используются в отношении предметов роскоши и составляют 25% и

более.

Таким образом, можно сказать, что ставки НДС, которые составляют 18% и 20% считаются наиболее распространенными среди стран мира. При этом отдельно стоит рассмотреть эпизоды повышения ставки НДС, которые за последнее время произошли на территории 16 государств мира. Увеличение ставки НДС на территории упомянутого числа государств произошло на разное количество

процентов, а именно 1% - 5%. В результате рассматриваемого роста ставки налога, в каждом государстве, где применялось данное нововведение, происходило и соответствующее увеличение стоимости на товары и услуги. Иными словами, если в стране ставка НДС возросла на 1%, то уровень инфляции увеличился в диапазоне 0,4% - 0,6%.

Помимо вышеуказанного нововведения, которое касается повышения ставки НДС, следует рассмотреть и другие нововведения (рис. 2).

/Г "v 1 До 2025 года установлена ставка НДС в размере 0 процентов в отношении 1 операций по осуществлению услуг по внутренним воздушным перевозкам пассажиров и багажа при условии, что пункт отправления и (или) пункт назначения пассажиров и багажа расположены на территории Дальневосточного федерального округа ,

2 До 2025 года продлено действие нулевой ставки НДС в отношении услуг по 1 пассажирским авиаперевозкам в Крым и из него ]

3 Согласован порядок определения налоговой базы при реализации товаров (работ, услуг) с учетом скидок, предоставляемых отдельным потребителям в соответствии с законодательством ^

г > 4 Скорректированы правила применения норм о восстановлении принятого к вычету НДС по товарам (работам, услугам), приобретенным за счет субсидий и бюджетных инвестиции

Рис. 2. Государственные поправки в вопросах НДС [12]

Подчеркивается, что вместе с реализацией фискальной функции, воздействие, которое оказывают налоговые рычаги на экономику того или иного государства должно быть максимально сбалансированным, системным и прогнозированным.

Для того чтобы дать оценку влияния, которое оказывается со стороны государственных рычагов на экономику страны, конкретной сферы деятельности или определенной организации, необходимо установить их налоговую нагрузку.

Налоговая нагрузка представляет собой инструмент по реализации контроля и планирования деятельности организации, который в свою очередь и характеризует напряженность ее налогообложения и дает возможность рассмотреть реальную картину ее текущего финансового состояния. Именно посредством налоговой нагрузки можно оценить тяжесть нагрузки всех налогов уплачиваемых организацией [11].

Следует особо отметить, что налоговую нагрузку принято считать «критериальным» показателем. Это обуславливается тем аспектом, что показатели, используемые при расчёте налоговой нагрузки, в обязательном порядке должны максимально точно и всесторонне описывать текущую налоговую ситуацию организации [10]. Помимо этого, применяемые показатели обязательно должны выделять те возможности, которые поспособствуют снижению уплачиваемых налогов. Помимо этого, стоит сказать, что величина рассматриваемого показателя прибывает в зависимости от большинства факторов. К ряду основных факторов можно отнести:

- вид деятельности организации,

- особенности бухгалтерского и налогового учета,

- организационно-правовая форма организация,

- количество и структура налогов, подлежащих уплате.

Подчеркивается, что при расчёте налоговой нагрузки можно выбрать не все налоги, которые обязана уплатить организация, а лишь один, и это НДС. Тогда расчет налоговой нагрузки от НДС будет осуществляться как отношение НДС к уплате по декларации к налоговой базе (сведения, приведенные в разделе 3 декларации по НДС]. В особенности необходимо обратить внимание на те аспекты, которые напрямую способны воздействовать на величину налоговой нагрузки по НДС. К ряду таких показателей причисляются величина налоговой базы и сумма НДС. Что касаемо второго показателя, то его начисление со стороны налоговых органов осуществляется на основании тех данных, которые отображаются в поданной организацией декларации [8]. А что касаемо величины налоговой базы по НДС, то она определяется в соответствии с определенными факторами (рис. 3).

♦ Величина оборота от реализации. Иными словами, насколько выше оборот от реализации продукции, настолько выше и величина налоговой базы.

♦ Наличие операций, которые касаются строительных и монтажных работ, о суще ствляемые внутри организации для реализации своих потребностей. Следовательно, наличие этих операций повышает размер налоговой базы.

♦ Наличие операций по реализации, которые не выступают в качестве объекта 4 обложения НДС пли же вовсе освобождаемые от НДС. Иными словами, использование подобного рода операций способны сократить величину налоговой базьт._

♦ Наличие операций по реализации с использованием налоговой ставки НДС, которая составляет 0%. Иными словами, наличие подобных операций воздействует на величину налоговой базы в определённом налоговом периоде. Это осуществляетсяпосредством отсутствия абсолютного соответствия периодов отгрузки, а кроме того и подтверждения права на использование ставки НДС 0% определенной организацией. Пошел о этого, такое несоответствие способно привести к несоответствию налоговой базы по НДС налоговой базе по налогу на прибыль за идентичный период времени.

Л

♦ Наличие оборотов по тем авансам, которые поступили от покупателей. Следовательно, приобретенные авансы способствуют росту величины налоговой базы.

Рис. 3. Факторы, определяющие величину налоговой базы по НДС (составлено авторами по материалам источника [3])

Факторы, рассмотренные на рис. 3, оказывают сильное воздействие на формулу расчета налоговой нагрузки по НДС. Если организация в своей финансово-хозяйственной деятельности верно использует механизм этого влияния, то в таком случае руководство приведет должные обоснования сведениям, содержащимся в декларации по НДС [3].

Это обуславливается тем аспектом, что в ряде случаев наличие низкой налоговой нагрузки не относится к противоправным деяниям со стороны организации, и тому есть объяснение:

1. Налогоплательщик использует специальный налоговый режим: УСН, ЕСХН. Следовательно, вместо нескольких налогов уплачивается один. Таким образом, налоговая нагрузка не может быть такой же, как и при общем налоговом режиме.

2. Налогоплательщик использует льготы. В связи с этим при одинаковой выручке тот, кто пользуется льготами, уплатит меньше налогов, нежели тот, кто их не применяет [4].

Стоит особо подчеркнуть, что в налоговой системе нашего государства можно наблюдать тенденцию достаточно высокого уровня налоговой нагрузки. И, несмотря на то, что начисление сумм НДС для их последующей уплаты приписываются организациям, по факту этот налог, как было отмечено ранее, уплачивают потребители при совершении покупки товара или услуги. Следовательно, стоит отметить, что налоговая политика, которая проводится нашим правительством, в обязательном порядке должна принимать во внимание такого рода проблемы и должна направлять усилия на формирование социально-справедливой налоговой системы.

На сегодняшний день высокий уровень налоговой нагрузки считается одной из основных проблем. В результате это сильно тормозит и препятствует развитию предпринимательства на территории России. В большинстве случаев те организации, которые стремятся уменьшить свою текущую налоговую нагрузку, в результате начинают работать «в тени». Иными словами, такие организации используют всевозможные существующие незаконные методы, направленные на непосредственное снижение налоговых платежей. Что касаемо видов конкретных правовых нарушений налоговых норм, то они являются крайне разнообразными. К ним можно отнести деятельность организаций без регистрации в налоговых органах, деятельность различных организаций без предоставления соответствующей отчетности, а как результат и без налогов, помимо этого следует выделить различные нарушения учета, неуплаты налоговых средств и т.д. Рассмотренные действия квалифицируются как нарушение налогового законодательства, следовательно, они могут привести к административной и уголовной ответственности [1]. Следовательно, на сегодняшний день в качестве

первой и наиболее значимой проблемы выступает уклонение от уплаты налогов и целенаправленное уменьшение уплачиваемой организацией суммы НДС в бюджет страны.

Таким образом, мероприятия, направленные на противодействие незаконному возмещению НДС относится к одной из самых актуальных проблем налогового контроля за последние несколько лет. Это связано с тем, что довольно существенные суммы возмещений НДС отрицательно сказываются как на объемах уплачиваемого налога в государственный бюджет, так и способны стать довольно сильной угрозой в отношении национальной безопасности государства.

Стоит отметить, что противодействие в сфере налоговой нагрузки организациями, в зависимости от их величины реализуются по-разному, а именно:

- малые организации проводят различные манипуляции с кассой, учетом и отчетностью;

- средние организации реализуют деятельность по схемам «обналичивания» посредством собственных имеющихся субподрядчиков или же контрагентов;

- крупные организации, как правило, прибегают к использованию специально сформированных подконтрольным именно им и недолго функционирующим организациям (иными словами, «фирмы-однодневки»], которые в свою очередь вклиниваются в экономические цепочки и не производят уплату налогов в принципе.

В результате представленные аспекты приводят к возникновению теневых секторов экономики. Под теневыми подразумеваются те сектора, которые никак не попадают под контроль и соответствующий учет со стороны государства. А такой масштаб противозаконных действий со стороны организаций можно обусловить несовершенством действующего налогового законодательства нашей страны, в особенности в вопросах, которые касаются НДС. Таким образом, незаконное возмещение НДС следует считать одной из наиболее значимых и существенных проблем, которые существуют сегодня в налоговом законодательстве.

Можно выделить ряд основных мероприятий, направленных на борьбу с противоправным возмещением НДС:

- отмена возмещения НДС. Это обуславливается тем, что в противном случае это приведет к негативным последствиям, как со стороны внешнеэкономической торговли, так и со стороны экспорта;

- ужесточение процедуры регистрации юридических лиц. В результате внедрения этой меры, существенно снизится количество «фирм-однодневок», которые, как отмечалось ранее, не осуществляют налоговых обязательств в отношении государства;

- ужесточение мер в отношении оформления первичной учетной документации, подтверждающее факт принятия на учет товаров и имущественных прав. В результате внедрения данной меры, нарушения, которые на данный момент прослеживаются в оформлении первичной документации организаций, сократятся, поскольку в случае нарушения организации будут лишаться права на вычет НДС.

В результате развития экономики на территории РФ появилась острая потребность в проведении реформ и оптимизационных мероприятий в сфере налогового законодательства, а кроме того и регулирования финансово-хозяйственной деятельности организаций со стороны государственных органов.

Стоит отметить, что в рамках определения налоговой базы, такой рассматриваемый налог, как НДС обладает различным количеством отличительных особенностей, что в результате относит его к одному из наиболее затратных налогов в вопросах реализации со стороны государства налогового регулирования. А что касаемо некоторой сложности и трудоемкости системы экспертных цепочек, то они, в свою очередь, формируют некую почву для неуплаты налоговых обязательств, тем самым организации совершают противозаконные действия. Представленная структура в большинстве случаев не поддается регулированию со стороны государства, а также и не предоставляет никакой возможности по осуществлению контрольных мероприятий в вопросах полноты и своевременности уплаты НДС в государственный бюджет.

Следовательно, в качестве одного из основных мероприятий в вопросах совершенствования НДС и предотвращения противоправных действий в сфере уплаты НДС выступает рост эффективности контрольных функций со стороны государства. Для этого необходимо создать орган межведомственного контроля. В него будут входить специалисты из следующих государственных структур: налоговая служба, правоохранительные органы, таможенные органы. Основная цель органа состоит в исследовании и последующей разработке методов, направленных на оценку рисков уклонения от уплаты налогов. Также следует уйти от использования зачётно-возвратного метода по исчислению НДС. В рамках исчисления НДС следует использовать методику, основанную на балансовом методе. Следовательно, налоговой базой будет считаться добавленная стоимость, включающаяся в состав реализованной продукции. Рассматриваемый подход необходимо закрепить в ст.116 НК РФ «Порядок исчисления налога». В результате это приведет к сокращению затрат в сфере администрирования НДС и к снижению рисков в вопросах уклонения от уплаты НДС [11].

Помимо этого требуется сформировать методику по взиманию суммы НДС. В рамках представленной методики должны быть приняты в особое внимание интересы государства и тех налогоплательщиков, которые являются добросовестными в рассматриваемом вопросе. В результате рассматриваемая методика будет осуществлять стимулирующую функцию на фактическое поступление сумм НДС в государственный бюджет в будущей перспективе.

Особое внимание при рассмотрении НДС и его доли в налоговой нагрузке на организацию следует уделить и налоговому планированию. Налоговое планирование относится к относительно новым явлениям, существующим в отечественной экономике. Также налоговое планирование считается неким результатом использования имеющихся научных теоретических знаний в практической деятельности. Особенная значимость налогового планирования заключается непосредственно в формировании, а вместе с тем и введении схем оптимизации налоговых платежей, в том числе и по НДС, которые в свою очередь не нарушают требования, предъявляемые законодательством в сфере, как бухгалтерского учета, так и налогообложения РФ.

Налоговое планирование в практической деятельности хозяйственного субъекта обладает следующими основными характеристиками:

- полное и правильное использование различных льгот, скидок, изъятий, вычетов, которые разрешены российским законодательством в сфере налогообложения, в том числе и по НДС, принимая во внимание мнение налогового контроля, денежной и инвестиционной стратегии как государства в целом, так и собственника определенной организации;

- влияние налогоплательщика на комплекс элементов налогов, доля непосредственного достижения определенной налоговой выгоды в рамках налогового законодательства [9].

Требуется обратить внимание на потребность налогового планирования, которое обуславливается определенными требованиями, выдвигаемыми со стороны рыночной конкуренции. Также, как было отмечено ранее, применение в финансово-хозяйственной деятельности организации налогового планирования связано со стремление руководства к снижению текущих затрат. «Сэкономленные» затраты в свою очередь направляются непосредственно на последующее решение различных стратегических задач и развитие организации в целом.

Процесс налогового планирования организации делится на два основных этапа:

1. Ожидаемый этап. В рамках данного этапа реализуется принятие долгосрочного курса налогового планирования.

2. Реализованный этап. В рамках данного этапа происходит минимизация налоговых обязательств.

В рамках первой рассмотренной стадии прослеживается стратегическое налоговое планирование на уровне определенной организации. Организация в свою очередь понимает под собой формирование стратегии размещения своих капиталов, формирование инвестиционной политики, инвестирования, выбор организационно-правовой формы организации, выбор определённого вида хозяйственной деятельности, а кроме того и выбор соответствующих методов по ведению бухгалтерского учета.

В рамках второго этапа прослеживаются те действия организации, которые направлены на приобретение текущего результата налогового планирования, который в свою очередь проявляется в виде минимизации налоговых обязательств. Этот аспект реализуется при помощи использования действующих налоговых льгот, учетной и амортизационной политики, а кроме того и посредством использования тех пробелов, которые существуют в НК РФ.

В части НДС, входящего в общую систему налогообложения, в большинстве случаев используются «агрессивные» методы по оптимизации организацией уплачиваемых налоговых платежей. К ряду таких методов можно отнести использование в деятельности организации крайне сомнительных контрагентов. Использование упомянутых контрагентов реализуется посредством формирования формального документооборота с «транзитными» организациями. Это необходимо для роста затрат по прибыли и роста необоснованных вычетов по НДС. В результате это приводит к сокращению уплачиваемой суммы НДС в государственный бюджет.

Следовательно, в качестве абсолютно законных методов по оптимизации налоговой нагрузки по НДС можно выделить следующие направления:

- определение наиболее оптимальной системы налогообложения;

- применение в финансово-хозяйственной деятельности организации налоговых льгот. К ряду льгот можно отнести пониженные ставки, налоговые каникулы и т.д.;

- формирование грамотной учетной политики организации [2].

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Следовательно, можно сказать, что проблема оптимальной налоговой нагрузки по НДС играет довольно значимую роль в вопросах формирования и последующего улучшения действующей налоговой системы страны, как с развитой экономикой, так и переходной экономикой.

Таким образом, проблема совершенствования администрирования НДС относится к наиболее важным задачам экономической безопасности РФ. Следовательно, внесение поправок в систему налогового администрирования НДС будет считаться одним из значимых резервов пополнения бюджета страны. Также подобные поправки позволят увеличить долю поступлений уплачиваемых налогов в бюджет, которые производятся в ежегодном формате.

Литература

1. Artemenko D.A., Novoselov K.V. ON THE ISSUE OF TAX CRIMES // THE FINANCIAL LAW TOWARDS CHALLENGES OF THE XXI CENTURY. Conference Proceedings. Gdansk - Brno, 2020. P. 443-452.

2. Абдулгалимов А.М. Оптимизация налогообложения - необходимое условие повышения экономической

активности организаций // Сегодня и Завтра российской экономики. 2008. № 19. С. 51-56.

3. Балихина Н.В., Косов М.Е., Оканова Т.Н. Финансы и налогообложение организаций [Электронный ресурс] : учебник. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2015. 624 с.

4. Васильева Е.В. Налоги: законные способы оптимизировать налогообложение. М., 2020. 180 c.

5. Власова М.С., Суханов О.В. Налоги и налогообложение. М.: КноРус, 2016. 222 c.

6. Краснопёрова О.А. Налог на добавленную стоимость. М., 2011. 208 с.

7. КруглякЗ.И., Калинская М.В. Налоговый учет: учебное пособие. Ростов н/Д: Феникс, 2016. 377 с.

8. Кузнецова Д.А. Налоговая нагрузка как одна из основных проблем российской налоговой системы. // Территория науки. 2019. №2. С. 89-93.

9. Соловьев И.Н. Уклонение от уплаты налогов и оптимизация налогообложения // Налоговый вестник. 2001. № 9. С. 130-135.

10. Старикова Т.В., Аджикова АС, Игнатова Т.В. Бюджетные инструменты развития текстильной отрасли // Известия высших учебных заведений. Технология текстильной промышленности. 2018. № 5. С. 32-36.

11. Федоров Е.А., Баранова Л.Г., Федорова В.С. Управление налоговым бременем. СПб., 2011. 36 с.

12. Чумакова Н.А., Адамян Ж.А. Проблемные вопросы налога на добавленную стоимость // Научный вестник Южного института менеджмента. 2018. № 3 (23). С. 88-93.

Artemenko Galina Anatolyevna, Candidate of Economic Sciences, Associate Professor of the Department of State, Municipal Finance and Financial Engineering, Higher school of business, Southern Federal University (43, st. 23rd line, Rostov-on-Don, 344019, Russian Federation). E-mail: gartemenko@sfedu.ru

Zubrova Ekaterina Sergeevna, Master's Student of the Higher School of Business, Southern Federal University (43, st. 23rd line, Rostov-on-Don, 344019, Russian Federation). E-mail: katyxa_zubrova@mail.ru Zinoveva Elina Eduardovna, Master's Student of the Higher School of Business, Southern Federal University, (43, st. 23rd line, Rostov-on-Don, 344019, Russian Federation). E-mail: ezinoveva00@mail.ru PRIORITIES AND METHODS OF PLANNING OF VALUE ADDED TAX

Abstract

The article reveals the content of the following basic concepts: value added tax, tax burden, tax planning. The main problems concerning the payment of VAT to the budget of the country are also disclosed and the measures aimed at their solution are elaborated. In addition, the functional role of VAT in the formation of the tax burden of financial and economic activity of organizations was revealed and the indicators affecting the value added tax burden were identified. In conclusion, the main characteristics of tax planning were considered, and it was determined that in the part of VAT, aggressive methods are used to optimize tax payments paid to the country's budget. In this connection, legal methods for optimizing the VAT tax burden have been formulated.

Keywords: Russian tax system, tax legislation, value added tax, VAT, indirect taxes, tax rate, tax planning, tax administration, state budget.

References

1. Artemenko D.A., Novoselov K.V. ON THE ISSUE OF TAX CRIMES // THE FINANCIAL LAW TOWARDS CHALLENGES

OF THE XXI CENTURY. Conference Proceedings. Gdansk - Brno, 2020. P. 443-452.

2. Abdulgalimov A.M. Optimizaciya nalogooblozheniya - neobhodimoe uslovie povysheniya ekonomicheskoj aktivnosti

organizacij // Segodnya i Zavtra rossijskoj ekonomiki. 2008. № 19. P. 51-56.

3. Balihina N.V., Kosov M.E., Okanova T.N. Finansy i nalogooblozhenie organizacij [Elektronnyj resurs] : uchebnik. M.:

YUNITI-DANA, 2015. 624 p.

4. Vasil'eva E.V. Nalogi: zakonnye sposoby optimizirovat' nalogooblozhenie. M., 2020. 180 p.

5. Vlasova M.S., Suhanov O.V. Nalogi i nalogooblozhenie. M.: KnoRus, 2016. 222 p.

6. Krasnopyorova O.A. Nalog na dobavlennuyu stoimost'. M., 2011. 208 p.

7. Kruglyak Z.I., Kalinskaya M.V. Nalogovyj uchet: uchebnoe posobie. Rostov n/D: Feniks, 2016. 377 p.

8. Kuznecova D.A. Nalogovaya nagruzka kak odna iz osnovnyh problem rossijskoj nalogovoj sistemy. // Territoriya

nauki. 2019. №2. P. 89-93.

9. Solov'ev I.N. Uklonenie ot uplaty nalogov i optimizaciya nalogooblozheniya / / Nalogovyj vestnik. 2001. № 9. P. 130-135.

10. Starikova T.V., Adzhikova A.S., Ignatova T.V. Byudzhetnye instrumenty razvitiya tekstil'noj otrasli // Izvestiya vys-shih uchebnyh zavedenij. Tekhnologiya tekstil'noj promyshlennosti. 2018. № 5. P. 32-36.

11. Fedorov E.A., Baranova L.G., Fedorova V.S. Upravlenie nalogovym bremenem. SPb., 2011. 36 p.

12. CHumakova N.A., Adamyan ZH.A. Problemnye voprosy naloga na dobavlennuyu stoimost' / / Nauchnyj vestnik YU-zhnogo instituta menedzhmenta. 2018. № 3 (23). P. 88-93.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.