DOI 10.47643/1815-1337_2023_6_196 УДК 342.8
ПРЕДПОСЫЛКИ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ЭЛЕКТРОННОЙ ДЕМОКРАТИИ Prerequisites for the emergence of e-democracy
ЛОЛАЕВА Альбина Славовна,
кандидат юридических наук, доцент кафедры конституционного и административного права ФГБОУ ВО «Горский государственный аграрный университет» (г. Владикавказ). 362040, Республика Северная Осетия-Алания, г. Владикавказ, ул. Кирова, 3. E-mail: mirage.8184@yandex.ru;
АЛБОРОВА Мадина Хсаровна,
старший преподаватель кафедры гражданского права Юго-Осетинского государственного университета,
судья Арбитражного Суда Республики Южная Осетия (Республика Южная Осетия, г. Цхинвал). ул. Путина, 8, г. Цхинвал, 100001, Республика Южная Осетия. E-mail: mirage.8184@yandex.ru;
Lolaeva Albina Slavovna,
associate Professor of the Department of Constitutional and Administrative Law of the Gorsky State Agrarian University (Vladikavkaz). 362040, RSO-Alania, Vladikavkaz, Kirova str., 3 E-mail: mirage.8184@yandex.ru;
Alborova Madina Khsarovna,
Senior Lecturer, Department of Civil Law, South Ossetian State University,
Judge of the Arbitration Court of the Republic of South Ossetia (Republic of South Ossetia, Tskhinval). 8, Putina str., Tskhinval, 100001, Republic of South Ossetia. E-mail: mirage.8184@yandex.ru
Краткая аннотация. В статье рассматриваются предпосылки возникновения электронной демократии. Авторы исследуют развитие электронной демократии в зарубежных странах, а также этапы становления данного феномена в России. Сделан вывод о том, что с одной стороны, развитие интернет-технологий играет большую роль именно как средство коммуникации, которое содействует дискуссиям и обсуждениям политических процессов, с другой — необходимо также принимать в расчет значимость и роль демократии, для совершенствования которой необходимо использовать информационно-коммуникативные технологии.
Abstract. The article examines the prerequisites for the emergence of e-democracy. The authors examine the development of electronic democracy in foreign countries, as well as the stages of the formation of this phenomenon in Russia. It is concluded that, on the one hand, the development of Internet technologies plays a great role as a means of communication, which contributes to the discussion and debate of political processes, on the other hand, it is also necessary to take into account the importance and role of democracy, for the improvement of which it is necessary to use information and communication technologies.
Ключевые слова: электронная демократия, информационно-коммуникационные технологии, информация, информатизация, циф-ровизация, Интернет, информационное общество, электронные технологии, киберпространство, электронное государство, сетевое общество.
Keywords: electronic democracy, information and communication technologies, information, informatization, digitalization, Internet, information society, electronic technologies, cyberspace, e-state, network society.
Для цитирования: Лолаева А.С., Алборова М.Х. Предпосылки возникновения электронной демократии //Право и государство: теория и практика. 2023. № 6(222). С. 196-199. http://doi.org/10.47643/1815-1337_2023_6_196.
For citation: Lolaeva A.S., Alborova M.Kh. Prerequisites for the emergence of e-democracy // Law and state: theory and practice. 2023. No. 6(222). pp. 196-199. http://doi.org/10.47643/1815-1337_2023_6_196.
Статья поступила в редакцию: 23.05.2023
Началу использования электронных технологий в политической жизни общества положила активизация политической активности общества путем трансляции на кабельном телевидении. Впервые прямые трансляции на телевидении используются в США в предвыборной агитации кандидата президенты Росса Перо в 1991 году.
Лоуренс К. Гроссман писал, что «во многих проявлениях телевидение закладывает фундамент будущей электронной республики» [1,
с. 205].
Но самый сильный толчок произвело бурное развитие сети Интернет, а также взрывной рост активных пользователей данной сети.
Если рассматривать такой феномен, как проникновение киберпространства в государственные структуры, то он случился в 1993 году. Именно тогда появился первый в своем роде государственный сайт, который принадлежал Белому Дому в США. Также стоит отметить тот факт, что у государственных органов начались появляться свои электронные адреса, что произошло в 1995 году, а уже к 1998 году наличие у государственной структуры электронной почты стало широко используемой практикой. К 2000 году количество писем, которые граждане Америки прислали в такие государственные структуры, как Белый Дом, Конгресс и Сенат США, насчитывало более 80 миллионов экземпляров [2, с. 38]. Первые электронные выборы через сеть Интернет были проведены в 2000 году в штате Орегон.
Именно тот стартовый успех, которого достигли информационные технологии в разрезе повышения эффективности функционирования государственного аппарата США, привел к развитию этих технологий, и появлению все более новых государственных инструментов, которые строились на базе информационных технологий.
Стоит рассмотреть теоретические основы исследования такого понятия, как электронная демократия. Так, мы можем прийти к выводу
о том, что рассматриваемая категория разрабатывалась и исследовалась многими учеными. Среди самых известных представителей научного сообщества, которые занимались исследованием электронной демократии, стоит выделить И. Масуда, который сформулировал саму концепцию формирования института демократии основываясь на современных технических, научных и информационных достижениях.
Масуда также утверждал, что интенсификация массового производства информации, а также высокая скорость ее передачи требуют не только регулирования такой системы, но и интеграции последней на государственном уровне. Масуда также замечал, что информационная система объединяет в себе как людей, так и вещи, наряду с символическими объектами.
Масуда также отмечал, что представительная демократия являлась наиболее эффективной для индустриального общества, однако она не самая эффективная применительно к информационному обществу. Если рассматривать именно информационное общество, то здесь, наиболее эффективной становится демократия участия, которая может быть достигнута исключительно за счет новейших технологических и информационных разработок [3, с. 27].
Масуда также выделил 6 принципов демократии участия, которые стали фундаментальными для информационного общества:
- решения принимаются согласовано максимальным числом граждан;
- решения, которые носят политический характер принимаются исключительно путем убеждения, а также посредством именно достижения общего согласия;
- выгода, а также доходы, которые формируются в обществе распределяются между всеми гражданами;
- распространенность, а также доступность всей политической информации;
- гражданская синергия, которая функционирует в разрезе решений политического характера;
- большее число граждан, а в идеальном состоянии все граждане принимают участие в принятии решений политического характера, на которых основывается построение эффективной государственной системы, которая имеет максимальный уровень легитимности.
В настоящее время концепции электронной демократии можно разделить на два вида:
1) прямая демократия;
2) коммунитарная демократия [4, с. 3].
Представители первого направления выступают с точкой зрения, которая более близка к Масуду. Подобные мысли получили развитие в работах Б, Барбера [5, с. 118], а также Э. Коррадо и Ч. Файерстоуна [6].
Если же рассматривать ученых, которые более склонны к комунитарной демократии, концепция которой немного уходит от принципов Масуда, то здесь стоит упомянуть таких ученых, как А. Этциони и X. Рейнгольда.
С точки зрения рассматриваемого подхода, Интернет выступает в качестве достаточно практичного и удобного места встречи, где люди группируются по своим профессиональным или потребительским характеристикам. Представители такого подхода также выделяют некоторые особенности интернет-сообществ:
- формирование целого ряда субкультур, которые развиваются в самостоятельные культуры;
- наличие целого ряда интерактивных ресурсов, которые помогают собирать обратную связь наиболее оперативным и масштабным способом, что стимулирует развитие системы;
- стабильность аудитории, высокая численность таковой, а также регулярная посещаемость.
А. Этциони, американский социолог, стал родоначальником концепции о теледемократии, основной мыслью которой является то утверждение, что развитие современного демократичного государство может быть реализовано только в сопровождении с развитием дистанционных средств коммуникации, по своему характеру являющихся массовыми. Также А. Этциони говорил о том, что все бразды правления должны быть не в руках государства, а у общества. Сетевые общества в своей деятельности руководствуются иной системой управления, в отличии от тех отношений, основой которых является иерархия. Так, они имеют следующие характерные черты:
1. полная автономность всех членов;
2. существование нескольких лидеров;
3. отношения, в которые граждане вступают на добровольной основе;
4. общие цели и задачи;
5. многообразие уровней взаимодействия [7, с. 12].
Г. Рейнгольд, всемирно признанный эксперт в области компьютерных технологий и американский социолог, писал о том, что интернет - это великий уравнитель, который способен создать баланс между обществом и политическими феодалами [8, с. 38]. Наиболее рьяные сторонники данного типа демократии говорят о самоуправлении народа, которое будет выражаться в участии в электронных опросах, где любой сможет высказать свое мнение, без помощи политических коммуникаторов и иных посредников от власти, что, на наш взгляд, скорее близко к анархии. Также эти сторонники считают, что интернет является катализатором публичности деятельности государства, делая ее открытой и доступной любому человеку.
Доводы данной категории граждан, которые являются приверженцами электронной демократии понятны и очевидны. Но несмотря на это, если их проанализировать, то становится понятным их недальновидность. Утверждение о том, что интернет может поспособствовать переходу авторитаризма к более демократичному режиму правления, не нашло подтверждения в практике. Так, Р. Кохейн, американский политолог, считает, что страны, которые при правлении руководствуются принципом авторитарности, испытывают большие трудности в процессе контроля
граждан в отношении их доступа к интернету. Однако, нужно отметить, что в некоторых странах, например в Китае, были найдены способы урегулирования данной проблемы посредством различных методов, к которым относятся как административные, так и технические средства.
Как считает Р.Девис, британский историк: «традиционные группы интересов смогут остаться основными игроками политической жизни и в интернетовскую эпоху». Политические посредники, вместо того, чтобы прекратить свое существование, о чем говорили приверженцы электронной демократии, наоборот, за короткий промежуток времени приобщили своих последователей к интернет-технологиям. Политические посредники имеют большой вес в обществе, так как именно на их мнение ориентируется большинство граждан [9, с. 47].
Такого же мнения и О.Яррен, который говорит о том, что сообщества, существующие в виртуальном мире — это точно не фундамент для построения социального взаимодействия, потому что информация - это не только какие- либо сведение, это также их изучение и анализ, которые каждым человеком будут восприняты по-своему, а также в данной ситуации огромную роль играет социальный подтекст. Другими словами: «процесс получения информации одновременно и индивидуален, и социален... Люди, общаясь, хотят создать, реально или символически, сообщество и стремятся к взаимопониманию. По этой причине им приходится ограничивать свои стремления к индивидуализации» [10, с. 42]. На сегодняшний день интернет оказывает содействие между коммуникацией лиц, которые состоят в реальных организациях, а переход из сообщества, которое сформировалось в виртуальном мире, в реальный является весьма затруднительным процессом. Ввиду этого, основания для формирования электронной демократии не выдерживают никакой критики.
Бесспорно, развитие Интернет-ресурсов находится в интересах коммерческих организаций, которые постоянно являются поставщиками услуг по модернизации работы органов государственной власти. В пример можно привести книги Б. Гейтса, которые наполнены рассказами о преимуществах таких технологий [11, с. 16]. Также возникает необходимость введения электронного документооборота государственного управления. В данном процессе необходимо не просто автоматизация государственного управления, а полное реформирование с учетом потребностей как общества, так и конкретного гражданина.
Ввиду того, что значимость интернет-технологий в большинстве случаев сильно преувеличена, это приводит к крайне интересным выводам, которые часто не находят подтверждения. К примеру, Иванов Д.В., доктор социологических наук, говорит о том, что «в сети и функционеры политических партий / движений, и работники государственных учреждений, и граждане осуществляют коммуникацию посредством технологии, которая в принципе позволяет вести коммуникацию не в формате партийной организации или бюрократической процедуры. Тем самым в условиях отсутствия реального институционализированного взаимодействия поддерживается образ «действующей организации» или «работающего государства». Интенсивная политизация киберпространства наглядно демонстрирует, что новая политика строится на компенсации дефицита реальных ресурсов и поступков изобилием образов» [12, с. 37]. Мысль о переносе политики в виртуальный мир представляется как некий социальный миф, которому присущи определения и закономерности, которые являются обоснованными со стороны науки.
Исходя из рекомендаций Комитета министров Совета Европы в электронную демократию обязательно необходимо включать следующие элементы:
- участие граждан в работе парламента;
обсуждение законопроектов, голосование за их принятие;
- открытость информации судебного характера;
- обсуждение политических предложений;
- электронные выборы, то есть голосование с помощью информационнокоммуникационных технологий, а также подсчет голосов посредством инновационных технологий;
электронные референдумы;
- сбор мнений граждан по насущным вопросам;
- принятие возражений граждан и их рекомендаций;
опросы населения.
Необходимо обратить внимание, что вышеперечисленные условия - это не все, что необходимо для существования электронной демократии. К примеру, таким элементом также является существование электронного правительства как один из методов предоставления услуг, оказываемых государством. Данные процессы относятся не только к электронной демократии, их также можно рассматривать с точки зрения «эффективного государства». Данное является подходом, который необходим для формирования и реализации качественного государственного управления [13, с. 169]. Под данным подходом подразумевается изменение государственного управления с учетом информационно-коммуникационных технологий посредством повышения уровня доверия к государству, улучшения качества услуг, предоставляемых государством и многого другого. При воплощении в жизнь указанной концепции деятельность президента РФ играет большую роль. Исходя из указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года № 601 «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления» [14] перед правительством Российской Федерации была поставлена задача осуществить в жизнь ряд мероприятий, а именно: сформировать механизм раскрытия информации о законопроектах, их обсуждениях; предоставить доступ через Интернет к информации, которая находится в системах органов государственной власти Российской Федерации, и т.д.
Наряду с этим, в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 15.04.2014 № 313 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Информационное общество» [15] реализуются следующие мероприятия: 1) создание сервисов для обеспечения общественных обсуждений и контроля деятельности органов государственной (муниципальной) власти; 2) создание и развитие информационных
систем и сервисов, обеспечивающих доступ к информации о деятельности органов государственной (муниципальной) власти; 3) развитие и поддержка единого портала для размещения информации о разработке федеральными органами исполнительной власти проектов нормативных правовых актов и результатов их общественного обсуждения (regulation.gov.ru) и другие.
В свете изучения предпосылок появления электронной демократии также стоит упомянуть такие понятия, как информационные технологии и информационно-телекоммуникационная сеть. Согласно пунктам 2 и 4 статьи 2 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» под информационными технологиями понимаются «процессы, методы поиска, сбора, хранения, обработки, предоставления, распространения информации и способы осуществления таких процессов и методов», а под ин-формационнотелекоммуникационной сетью - «технологическая система, предназначенная для передачи по линиям связи информации, доступ к которой осуществляется с использованием средств вычислительной техники».
Принятая Указом Президента РФ от 09.05.2017 № 203 «Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации на 20172030 годы» [16] содержит основные задачи применения информационных и коммуникационных технологий для развития социальной сферы, системы государственного управления, взаимодействия граждан и государства: 1) развитие технологий электронного взаимодействия граждан, организаций, государственных органов, органов местного самоуправления наряду с сохранением возможности взаимодействия граждан с указанными организациями и органами без применения информационных технологий; 2) применение в органах государственной власти Российской Федерации новых технологий, обеспечивающих повышение качества государственного управления; 3) совершенствование механизмов электронной демократии; 4) обеспечение возможности использования информационных и коммуникационных технологий при проведении опросов и переписи населения.
Информационная открытость, применение информационнокоммуникационных технологий - основные условия развития демократичности общества, данные обстоятельства привлекают граждан к активному участию в жизни страны и существуют как результативный способ контролирования действий по управлению государством. Информационная открытость нужна как гражданам, так и органам исполнительной власти, потому что влечет за собой открытость всех действий и повышает уровень доверия населения к органам государственной власти.
Таким образом, с одной стороны, развитие интернет-технологий играет большую роль именно как средство коммуникации, которое содействует дискуссиям и обсуждениям политических процессов, с другой — необходимо также принимать в расчет значимость и роль демократии, для совершенствования которой необходимо использовать информационнокоммуникативные технологии. Также нельзя забывать о том, что интернет в части оживления публичности политики устанавливает определенные границы. Так, демократические институты государства не только сами приспосабливаются к таким нововведениям, но и пытаются осуществлять контроль над внедрением технологий с целью совершенствования демократии. Однако, информационно-коммуникативные технологии также стараются контролировать и системы с авторитарным характером управления, устанавливая рамки пользования для граждан и формируя свои виды электронного правительства. Библиогра фия:
1. Бондаренко С.В. Социальные технологии «электронной демократии» // Политическая коммуникация в постсоветской России: проблемы становления и парадигмы развития. - М„ 2003.- С. 205.
2. Майорова А. Девятый вал e-mail. Компьютеры и Интернет как катализаторы «информационного взрыва» II Известия. - 2015.
3. Masuda I. The Information Society as Post-Industrial Society. - Washington: World Future Society.- 1981.
4. Туронок С. Г. Интернет и политический процесс // Общественные науки и современность. - 2015. - №2. - С. 39.
5. Barber В. Strong Democracy: Participatory Politics for a New Age // San Francisco: University of California Press, 1984.
6. Беспрецедентное эстонское интернет-голосование признано успешным [Электронный ресурс] //URLhttps://lenta.ru/news/2005/10/15/ee/ (дата обращения: 03.04.2023).
7. Etzioni A. The Spirit of Community: Rights, Responsibilities and the Communitarian Agenda. // N. Y.: Touchstone, 2015.
8. Туронок С. Г. Интернет и политический процесс // Общественные науки и современность. - 2015. - № 2.
9. Девис Р. Сеть политики: влияние Интернета на американскую политическую систему // Актуальные проблемы Европы. - Средства массовой информации и демократия в современном мире: Сб. статей и рефератов. - М.: РАН ИНИОН. - 2015.
10. Яррен О. Интернет - новые шансы для политической коммуникации? // Актуальные проблемы Европы. Средства массовой информации и демократия в современном мире: Сб. статей и рефератов. - М.: РАН ИНИОН. - 2015.
11. Гейтс Б. Бизнес со скоростью мысли. - М.: Эксмо-Пресс, 2000.
12. Иванов Д. В. Виртуализация общества. Версия 2.0. -СПб.: Петербургское Востоковедение, 2015.
13. Южаков В.Н. Государственное управление по результатам: модель для России // Вопросы государственного и муниципального управления. - 2016. - № 2. -С. 169.
14. Рекомендации Комитета министров Совета Европы CM/Rec(2009)l государствам-участникам Совета Европы по электронной демократии [Электронный ресурс] // URL: http://krasinskiy.rU/R2009.doc#l (дата обращения: 01.03.2023).
15. Постановление Правительства РФ от 15.04.2014 № 313 (ред. от 16.12.2020) «Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Информационное общество» // Собрание законодательства РФ. - 2014. - № 18 (часть II). - Ст. 2159.
16. Указ Президента РФ от 09.05.2017 № 203 «Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации на 2017-2030 годы» // Собрание законодательства РФ. - 15.05.2017.- N 20. - Ст. 2901.
References:
1. Bondarenko S.V. Social technologies of "electronic democracy" //Political communication in post-Soviet Russia: problems of formation and development paradigms. M.,2003. p.205
2. Mayorova A. Ninth shaft e-mail. Computers and the Internet as catalysts of the "information explosion" II Izvestia. - 2015.
3. Masuda I. The Information Society as Post-Industrial Society. - Washington: World Future Society.- 1981.
4. Turonok S. G. Internet and political process // Social sciences and modernity. - 2015. - No. 2. - p. 39.
5. Barber V. Strong Democracy: Participatory Politics for a New Age // San Francisco: University of California Press, 1984.
6. Unprecedented Estonian Internet voting was recognized as successful [Electronic resource] //URLhttps://lenta.ru/news/2005/10/15/ ee/ (date addresses: 03.04.2023).
7. Etzioni A. The Spirit of Community: Rights, Responsibilities and the Communal Agenda. // N.Y.: Touchstone, 2015.
8. Turonok S. G. Internet and political process // Social Sciences and Modernity. - 2015. - № 2.
9. Davis R. The network of politics: the influence of the Internet on the American political system // Actual problems of Europe. - Mass media and democracy in the modern world: Collection of articles and abstracts. - M.: RAS INION. - 2015.
10. Yarren O. Is the Internet a new chance for political communication? // Actual problems of Europe. Mass media and democracy in the modern world: Collection of articles and abstracts. - M.: RAS IN ION. - 2015.
11. Gates B. Business with the speed of thought. - Moscow: Eksmo-Press, 2000.
12. Ivanov D. V. Virtualization of society. Version 2.0. -St. Petersburg: Petersburg Oriental Studies, 2015.
13. Yuzhakov V.N. State management by results: a model for Russia // Issues of state and municipal administration. - 2016. - No. 2. -p. 169.
14. Recommendations of the Committee of Ministers of the Council of Europe CM/Rec(2009)l to the member States of the Council of Europe on e-democracy [Electronic resource] // URL: http://krasinskiy.rU/R2009.doc#l (accessed: 01.03.2023).
15. Resolution of the Government of the Russian Federation of 15.04.2014 No. 313 (ed. of 16.12.2020) "On approval of the State Program of the Russian Federation "Information Society"//Collection of legislation of the Russian Federation. - 2014. - No. 18 (part II). - Article 2159.
16. Decree of the President of the Russian Federation dated 09.05.2017 No. 203 "Strategy for the development of the information society in the Russian Federation for 2017-2030" // Collection of Legislation of the Russian Federation. - 15.05.2017.- N 20. - St. 2901.