Научная статья на тему 'ПОНЯТИЕ ЭЛЕКТРОННОЙ ДЕМОКРАТИИ И ЕЕ ЭЛЕМЕНТЫ'

ПОНЯТИЕ ЭЛЕКТРОННОЙ ДЕМОКРАТИИ И ЕЕ ЭЛЕМЕНТЫ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
168
55
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭЛЕКТРОННАЯ ДЕМОКРАТИЯ / ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ИНФОРМАЦИЯ / ИНФОРМАТИЗАЦИЯ / ЦИФРОВИЗАЦИЯ / ИНТЕРНЕТ / ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЩЕСТВО / ЭЛЕКТРОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / КИБЕРПРОСТРАНСТВО / ЭЛЕКТРОННОЕ ГОСУДАРСТВО / СЕТЕВОЕ ОБЩЕСТВО

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Лолаева А. С., Алборова М. Х.

В статье рассматриваются понятие электронной демократии и ее элементы. Электронная демократия является одной из нескольких стратегий поддержки демократии, демократических институтов и демократических процессов, а также распространения демократических ценностей. Авторы приходят к выводу, что в настоящее время в российском законодательстве отсутствует определение понятия «электронная демократия», и даже на доктринальном уровне ведутся споры вокруг него. Четкое урегулирование понятийного аппарата необходимо для его наиболее успешного внедрения в систему демократических процессов, а также позволит отграничивать его от схожих институтов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE CONCEPT OF E-DEMOCRACY AND ITS ELEMENTS

This article examines the concept of e-democracy and its elements. E-democracy is one of several strategies for supporting democracy, democratic institutions and democratic processes, as well as the dissemination of democratic values. The authors conclude that there is currently no definition of the concept of "e-democracy" in Russian legislation, and even at the doctrinal level there are disputes around it. A clear regulation of the conceptual apparatus is necessary for its most successful introduction into the system of democratic processes, and will also make it possible to distinguish it from similar institutions.

Текст научной работы на тему «ПОНЯТИЕ ЭЛЕКТРОННОЙ ДЕМОКРАТИИ И ЕЕ ЭЛЕМЕНТЫ»

DOI 10.47643/1815-1337_2023_5_189 УДК 342.8

ПОНЯТИЕ ЭЛЕКТРОННОЙ ДЕМОКРАТИИ И ЕЕ ЭЛЕМЕНТЫ The concept of electronic democracy and its elements

ЛОЛАЕВА Альбина Славовна,

кандидат юридических наук, доцент кафедры конституционного и административного права ФГБОУ ВО «Горский государственный аграрный университет». 362040, Республика Северная Осетия-Алания, г. Владикавказ, ул. Кирова, 37. E-mail: mirage.8184@yandex.ru;

АЛБОРОВА Мадина Хсаровна,

старший преподаватель кафедры гражданского права Юго-Осетинского государственного университета, судья Арбитражного Суда Республики Южная Осетия. Республика Южная Осетия, г. Цхинвал, ул. Путина, 8. E-mail: mirage.8184@yandex.ru;

Lolaeva Albina Slavovna,

associate Professor of the Department of Constitutional and Administrative Law of the Gorsky State Agrarian University (Vladikavkaz). 37 Kirova str., Vladikavkaz, Republic of North Ossetia-Alania, 362040. E-mail: mirage.8184@yandex.ru;

Alborova Madina Khsarovna,

Senior Lecturer, Department of Civil Law, South Ossetian State University,

Judge of the Arbitration Court of the Republic of South Ossetia (Republic of South Ossetia, Tskhinval). Republic of South Ossetia, Tskhinval, Putina str., 8. E-mail: mirage.8184@yandex.ru

Краткая аннотация. В статье рассматриваются понятие электронной демократии и ее элементы. Электронная демократия является одной из нескольких стратегий поддержки демократии, демократических институтов и демократических процессов, а также распространения демократических ценностей. Авторы приходят к выводу, что в настоящее время в российском законодательстве отсутствует определение понятия «электронная демократия», и даже на доктринальном уровне ведутся споры вокруг него. Четкое урегулирование понятийного аппарата необходимо для его наиболее успешного внедрения в систему демократических процессов, а также позволит отграничивать его от схожих институтов.

Abstract. This article examines the concept of e-democracy and its elements. E-democracy is one of several strategies for supporting democracy, democratic institutions and democratic processes, as well as the dissemination of democratic values. The authors conclude that there is currently no definition of the concept of "e-democracy" in Russian legislation, and even at the doctrinal level there are disputes around it. A clear regulation of the conceptual apparatus is necessary for its most successful introduction into the system of democratic processes, and will also make it possible to distinguish it from similar institutions.

Ключевые слова: электронная демократия, информационно-коммуникационные технологии, информация, информатизация, цифровизация, Интернет, информационное общество, электронные технологии, киберпространство, электронное государство, сетевое общество.

Keywords: electronic democracy, information and communication technologies, information, informatization, digitalization, Internet, information society, electronic technologies, cyberspace, e-state, network society.

Для цитирования: Лолаева А.С., Алборова М.Х. Понятие электронной демократии и ее элементы //Право и государство: теория и практика. 2023. № 5(221). С. 189-191. http://doi.org/10.47643/1815-1337_2023_5_189.

For citation: Lolaeva AS., Alborova M.Kh. The concept of electronic democracy and its elements // Law and state: theory and practice. 2023. No. 5(221). pp. 189-191. http://doi.org/10.47643/1815-1337_2023_5_189.

Статья поступила в редакцию: 01.04.2023

Такая категория, как электронная демократия не может отсутствовать в какой бы то ни было демократической системе современного мира. Так, на данном этапе развития общества, демократическая система, просто не может соответствовать требованиям социально-экономического пространства без электронного управления. Такая ситуация обусловлена массовой информатизацией практически всех сфер современного общества.

В Рекомендации Комитета министров Совета Европы CM/Rec(2009)l сказано, что «электронная демократия является одной из нескольких стратегий поддержки демократии, демократических институтов и демократических процессов, а также распространения демократических ценностей» [1].

Согласно пп. «ж» п.40 Указа Президента РФ «О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017 - 2030 годы» [2] одной из основных задачам применения информационных и коммуникационных технологий для развития социальной сферы, системы государственного управления, взаимодействия граждан и государства является совершенствование механизмов электронной демократии.

На сегодняшний день, тем не менее, институт электронной демократии отличается несовершенством правового регулирования: он содержит большое количеством законодательных пробелов.

Главная проблема заключается в отсутствии определения понятия «электронная демократия» на уровне законодательства в России и зарубежных странах. Необходимо отметить, что к данному понятию приравниваются синонимичные «интернет-демократия», «открытая демократия», «информационная демократия» [3, с. 3].

Можно сделать вывод о том, что если даже на законодательном уровне не определено, что собой представляет термин «электронная демократия», то неудивительно, что лица, которые участвуют в организации проектов, связанных с электронной демократией, сами не совсем понимают, что именно собой представляет электронная демократия.

На сегодняшний день понятие электронной демократии существует на уровне правовой доктрины, при этом среди ученых нет единообразия в его понимании. Данный факт объясняется следующим: институт электронной демократии основан на самом явлении демократии. Однако до сих пор нет единообразия в понимании самой демократии, как явления, затрагивающего сущность организации политического и правового процессов, протекающих в обществе. Электронную демократию необходимо исследовать исходя из специфики самой демократии: в прямой демократии (формах участия народа в решении политических вопросов с помощью электронных способов), так и представительной (электронное участие граждан в выработке и принятии решений органами государственной или муниципальной власти).

Рассмотрим признаки, которые выделяют электронную демократию в качестве самостоятельной научной категории. Кушнирук Р.П. в качестве таковых называет:

1) «понимание электронной демократии в рамках более общих категорий, таких как «демократия» и «политическая система общества»;

2) общий характер (если понимать демократию более широко, то есть как образ жизни народа, то данные явления могут входить в объем понятия «демократия»), так как не представляет собой какое-то конкретное единичное явление, а охватывает все возможные случаи демократических процессов как на локальном и муниципальном уровнях, так и на уровнях субъектов Российской Федерации, самой Российской Федерации и международном уровне;

ПРАВО И ГОСУДАРСТВО: теория и практика. 2023. № 5(221)

3) собирательность, так как обозначает совокупность специфических форм проявления демократии в киберпространстве (электронное участие, голосование и др.);

4) абстрактность (понятие, в котором мыслится признак предмета или отношение между предметами, называется абстрактным), так как базовое явление «демократия» представляет собой совокупность признаков отношений государства, общества и индивида, а прилагательное «электронная» обозначает свойство изучаемого явления, заключающееся в использовании информационно-коммуникационных технологий и средств» [4, с. 43].

Кроме того, необходимо определить цель внедрения института электронной демократии:

- модернизация и улучшение государственной системы управления;

- повышение гражданской активности и вовлеченности в политическую жизнь государства для формирования наиболее эффективного гражданского общества.

Первая попытка дать определению понятию электронной демократии на законодательном уровне в Российской Федерации была произведена в проекте «Концепции развития в Российской Федерации механизмов электронной демократии до 2020 года». В этом проекте дается следующее определение: «Электронная демократия - это форма организации общественно-политической деятельности граждан, которая обеспечивает за счет широкого применения информационно-коммуникационных технологий качественно новый уровень взаимодействия граждан друг с другом, с органами государственной власти, органами местного самоуправления, общественными организациями и коммерческими структурами» [5].

В Рекомендациях Комитета министров Совета Европы СМ/Рес(2009)! сказано, что «электронная демократия определяется как использование информационно-коммуникационных технологий в «демократических секторах» в рамках политических процессов, местных сообществ, регионов, государств и народов». Под «демократическими секторами» понимаются:

1) правительство;

2) выборных должностных лиц;

3) средства массовой информации (в том числе интернет-порталы);

4) политические партии и заинтересованные группы;

5) структуры гражданского общества;

6) международные неправительственные организации;

7) избирателей» [1].

Ввиду того обстоятельства, что информационные технологии становятся все более доступными и проникают во все области жизнедеятельности, то постоянно повышается интерес к электронной демократии, непрестанно возникают публикации, которые являются предметов для споров у научных деятелей.

Кроме того, исходя из рекомендаций Комитета министров Совета Европы в электронную демократию обязательно необходимо включать следующие элементы:

- участие граждан в работе парламента;

- обсуждение законопроектов, голосование за их принятие;

- открытость информации судебного характера;

- обсуждение политических предложений;

- электронные выборы, то есть голосование с помощью информационнокоммуникационных технологий, а также подсчет голосов посредством инновационных технологий;

- электронные референдумы,

- сбор мнений граждан по насущным вопросам;

- принятие возражений граждан и их рекомендаций;

- опросы населения.

Необходимо обратить внимание, что вышеперечисленные условия - это не все, что необходимо для существования электронной демократии. К примеру, таким элементом также является существование электронного правительства как один из методов предоставления услуг, оказываемых государством.

Также рассмотрим основные подходы к определению понятия среди российских ученых-правоведов.

Так, Овчинников В.А. определяет электронную демократию как «комплексное представление всех демократических процессов с использованием информационно-коммуникационных технологий, основанное на принципах электронного управления» [6, с. 5].

Тимофеева Л.Н. дает такое определение электронной демократии: «основанный на применении сетевых компьютерных технологий механизм обеспечения политической коммуникации, способствующий реализации принципов народовластия и позволяющий привести политическое устройство в соответствие с реальными потребностями становящегося информационного общества» [7, с. 268].

Наиболее точное определение дает, на наш взгляд, Абрамова Д.С.: «Электронная демократия — это форма демократии, характеризующаяся использованием информационно-коммуникационных технологий как основного средства для коллективных когнитивных и административных процессов (информирования, принятия совместных решений — электронное голосование, контролирование исполнения решений и т. д.) на всех уровнях начиная с уровня местного самоуправления и заканчивая международным» [8].

Понятие «электронная демократия» имеет двойственное значение. Первое - более широкое - подразумевает вовлечение общества в политические процессы, второе - более узкое - имеет значение использования интернет- ресурсов для обеспечения конституционных прав и свобод.

В понятие «электронная демократия» можно выделить 2 части:

1) подготовка к изъявлению воли или подготовка гражданина к электронному участию;

2) изъявление воли гражданином посредством использования информационно-коммуникационных технологий или электронное участие гражданина посредством применения информационно-коммуникационных технологий».

Понятие электронная демократия основывается на фундаментальном понятии - электронное управление. Под электронным управлением следует понимать способ организации государственной власти с помощью систем локальных информационных сетей и сегментов глобальной информационной сети, который обеспечивает функционирование определенных служб в режиме реального времени и делает максимально простым и доступным ежедневное общение гражданина с официальными учреждениями.

Стоит рассмотреть и разграничить между собой основные элементы электронной демократии, которые включают в себя такие, как:

- электронное правительство;

- электронное посредничество;

- электронный референдум;

- электронные выборы;

- электронное голосование;

- электронный парламент;

- электронное законотворчество;

- электронное правосудие;

- электронную инициативу;

- электронную петицию;

- электронный муниципалитет и др.

Электронное правительство представляет из себя информационнокоммуникационную систему, которая направляет свою деятельность на установление эффективного взаимодействия между гражданами с одной стороны и исполнительными органами власти, с другой стороны. Электронное посредничество представляет из себя информационнокоммуникационную систему, которая направляет свою деятельность на установление эффективного взаимодействия между заинтересованными сторонами, которые мотивированы на досудебное разрешение тех или иных конфликтов, а также разрешение споров.

Электронный референдум представляет из себя информационнокоммуникационную систему, которая направляет свою деятельность на установление эффективного взаимодействия между гражданами с одной стороны и государственными ведомствами с другой, для эффективного разрешения вопросов, касающихся проведения референдумов по широкому спектру вопросов.

Электронные выборы представляют из себя информационнокоммуникационную систему, которая направляет свою деятельность на установление эффективного взаимодействия между гражданами с одной стороны и государственными ведомствами с другой, по вопросам проведения выборов.

Электронное голосование представляет из себя определенного рода избирательную процедуру, которая выполняет функцию фиксации политической воли граждан при использовании информационнокоммуникационной системы.

Электронный парламент представляют из себя информационнокоммуникационную систему, которая направляет свою деятельность на установление эффективного взаимодействия между заинтересованными сторонами с одной стороны и государством с другой, для обеспечения определенного уровня прозрачности законодательной системы Российской Федерации.

Электронное законотворчество представляют из себя информационнокоммуникационную систему, которая направляет свою деятельность на установление эффективного взаимодействия между заинтересованными сторонами с одной стороны и государством с другой, для обеспечения законотворческого процесса во всех его формах.

Электронное правосудие представляют из себя информационнокоммуникационную систему, которая направляет свою деятельность на установление эффективного взаимодействия между заинтересованными сторонами с одной стороны и государством с другой, для обеспечения организации наиболее понятной, и как следствие прозрачной системы правосудия на территории Российской Федерации.

Электронная инициатива представляют из себя информационнокоммуникационную систему, которая направляет свою деятельность на установление эффективного взаимодействия между заинтересованными сторонами, а также гражданами с одной стороны и государством с другой, для обеспечения организации наиболее понятной, и как следствие прозрачной системы выдвижения государственных инициатив по социально-значимым вопросам.

Электронная петиция представляют из себя информационнокоммуникационную систему, которая направляет свою деятельность на установление эффективного взаимодействия между заинтересованными сторонами, а также гражданами с одной стороны и государством с другой, для обеспечения организации наиболее понятной, и как следствие прозрачной системы выдвижения коллективных обращений по социально-значимым 27 вопросам [9, с. 13].

Таким образом, в настоящее время в российском законодательстве отсутствует определение понятия «электронная демократия», и даже на доктринальном уровне ведутся споры вокруг него. Четкое урегулирование понятийного аппарата необходимо для его наиболее успешного внедрения в систему демократических процессов, а также позволит отграничивать его от схожих институтов.

Б иблиография:

1. Рекомендации Комитета министров Совета Европы CM/Rec(2009)l государствам- участникам Совета Европы по электронной демократии [Электронный ресурс] // URL: http://krasinskiy.rU/R2009.doc#l (дата обращения: 09.03.2023).

2. Указ Президента РФ от 09.05.2017 № 203 «Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации на 2017-2030 годы» // Собрание законодательства РФ. - 2017. - № 20. - Ст. 2901.

3. Антонов Я.В. К вопросу о необходимости совершенствования правового регулирования электронной демократии в России // Государственная власть и местное самоуправление. - 2017. - № 7. С. 3.

4. Кушнирук Р. П. Киберпространство и электронная демократия: к вопросу о становлении явлений и научных категорий //Legal Concept. - 2016. - №. 1 (30). С. 43.

5. Проект Концепции развития в Российской Федерации элементов электронной демократии до 2020 года [Электронный ресурс] // URL: http://e- democra-tia.ru/s/blog/msg?textld=l0292940 (дата обращения: 09.03.2023).

6. Овчинников В.А., Антонов Я.В. Правовая структура электронного голосования в системе электронной демократии // Российская юстиция. - 2016. - № 5. - С. 5.

7. Политическая коммуникативистика: теория, методология и практика / под ред. Л. Н. Тимофеевой. ~М.: Российская ассоциация политической науки (РАПН). -2012. - С. 268.

8. Гуманитарные научные исследования. 2013. № 1 [Электронный ресурс] // URL: http://human.snauka.ru/2013/01/2145 (дата обращения: 30.03.2023).

9. Антонов Я.В. Электронная демократия как конституционно-правовой феномен // Государственная власть и местное самоуправление. - 2016. - № 11.

References:

1. Recommendations of the Committee of Ministers of the Council of Europe CM/Rec(2009)l to the member States of the Council of Europe on e-democracy [Electronic resource] // URL: http://krasinskiy.rU/R2009.doc#l (date of appeal: 09.03.2023).

2. Decree of the President of the Russian Federation dated 09.05.2017 No. 203 "Strategy for the development of the Information Society in the Russian Federation for 2017-2030" // Collection of legislation of the Russian Federation. - 2017. - No. 20. - St. 2901.

3. Antonov Ya.V. On the question of the need to improve the legal regulation of electronic democracy in Russia // State power and local self-government. - 2017. - No. 7. p. 3.

4. Kushniruk R. P. Cyberspace and electronic democracy: on the question of the formation of phenomena and scientific categories //Legal Concept. - 2016. - №. 1 (30). P. 43.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. Draft Concept for the Development of e-democracy elements in the Russian Federation until 2020 year [Electronic resource] // URL: http://e - democra-tia.ru/s/blog/msg?textld=l0292940 (accessed: 09.03.2023).

6. Ovchinnikov V.A., Antonov Ya.V. Legal structure of electronic voting in the system of electronic democracy // Russian justice. - 2016. - No. 5. - p. 5.

7. Political communication studies: theory, methodology and practice / edited by L. N. Timofeeva. ~M.: Russian Association of Political Science (RAPN). - 2012. - p. 268.

8. Humanitarian scientific research. 2013. No. 1 [Electronic resource] // URL: http://human.snauka.ru/2013/01/2145 (accessed: 30.03.2023).

9. Antonov Ya.V. Electronic democracy as a constitutional and legal phenomenon // State power and local self-government. - 2016. - № 11.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.