DOI 10.47643/1815-1337_2023_4_168 УДК 342.8
ЭЛЕКТРОННОЕ ГОЛОСОВАНИЕ КАК СПОСОБ РЕАЛИЗАЦИИ ЭЛЕКТРОННОЙ ДЕМОКРАТИИ E-voting as a way of implementing e-democracy
ЛОЛАЕВА Альбина Славовна,
кандидат юридических наук, доцент кафедры конституционного и административного права, ФГБОУ ВО «Горский государственный аграрный университет». 362040, Республика Северная Осетия-Алания, г. Владикавказ, ул. Кирова, 37. E-mail: mirag.8184@yandex.ru;
АЛБОРОВА Мадина Хсаровна,
старший преподаватель кафедры гражданского права, Юго-Осетинский государственный университет, судья Арбитражного Суда. 100001, Республика Южная Осетия, г. Цхинвал, ул. Путина, 8. E-mail: mirag.8184@yandex.ru;
Lolaeva Albina Slavovna,
associate Professor of the Department of Constitutional and Administrative Law of the Gorsky State Agrarian University.
37 Kirova str., Vladikavkaz, Republic of North Ossetia-Alania, 362040. E-mail: mirag.8184@yandex.ru;
Alborova Madina Khsarovna,
Senior Lecturer, Department of Civil Law, South Ossetian State University, Judge of the Arbitration Court of the Republic of South Ossetia. 100001, Republic of South Ossetia, Tskhinval, Putina str., 8. E-mail: mirag.8184@yandex.ru
Краткая аннотация. В статье рассматриваются вопросы электронного голосования как способа реализации электронной демократии. Авторы приходят к выводу, что хоть и на законодательном уровне вопрос электронного голосования и дистанционного электронного голосования достаточно урегулирован, на практике возникают проблемы с его реализацией в связи с неполной проработкой всех деталей процедуры проведения. Однако, успешные результаты проведенного эксперимента по внедрению дистанционного голосования в Москве и Нижегородской области, а также данные приведенного социологического опроса приводит нас к выводу о том, что электронное голосование ждет успешное будущее.
Abstract. The article deals with the issues of electronic voting as a method of realization of e-democracy. The authors conclude that although the question of e-voting and remote e-voting is sufficiently regulated at the legislative level, in practice there are problems with its implementation due to the incomplete elaboration of all the details of the procedure. However, the successful results of the experiment on the introduction of remote voting in Moscow and Nizhny Novgorod oblast, as well as the data of the cited sociological survey leads us to the conclusion that e-voting has a successful future.
Ключевые слова: электронная демократия, информационно-коммуникационные технологии, информация, информатизация, циф-ровизация, Интернет, электронные технологии, электронное государство, электронное голосование, онлайн голосование, дистанционное голосование.
Keywords: electronic democracy, information and communication technology, information, informatization, digitalization, Internet, electronic technology, e-government, e-voting, online voting, remote voting.
Для цитирования: Лолаева А.С., Алборова М.Х. Электронное голосование как способ реализации электронной демократии //Право и государство: теория и практика. 2023. № 4(220). С. 168-172. http://doi.org/10.47643/1815-1337_2023_4_168.
For citation: Lolaeva A.S., Alborova M.Kh. E-voting as a way of implementing e-democracy // Law and state: theory and practice. 2023. No. 4(220). pp. 168-172. http://doi.org/10.47643/1815-1337_2023_4_168.
Статья поступила в редакцию: 22.03.2023
Развитие информационных коммуникационных технологий влияет и на развитие избирательного процесса в Российской Федерации. Одним из главных институтов демократии является институт выборов, поэтому необходимым условием становления электронной демократии можно назвать электронное голосование. Ученые сходятся во мнении, что электронное голосование является неотъемлемой частью электронной демократии.
Понятие электронного голосования закреплено в Рекомендациях Комитета Министров Совета Европы, и под ним понимаются электронные выборы или электронный референдум, включающие использование электронных средств, как минимум, при подаче голосов [1].
Определение понятия «электронное голосование» закреплено в российском законодательстве. Так, согласно пункту 62 статьи 2 Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» под электронным голосованием понимается голосование без использования бюллетеня, изготовленного на бумажном носителе, с использованием технического средства [2]. Под техническим средством согласно п. 41.1 данного закона понимается «комплекс для электронного голосования, предназначенного для проведения электронного голосования, автоматизированного подсчета голосов избирателей, участников референдума, установления итогов голосования и составления протокола участковой комиссии об итогах голосования».
Также в пункте 62.1 закреплено определение понятия и подвида электронного голосования - дистанционного электронного голосования - «голосование без использования бюллетеня, изготовленного на бумажном носителе, с использованием специального программного обеспечения».
Электронное голосование и дистанционное электронное голосование необходимо разделять по формам их проведения - в определенном месте с помощью специальных технических средств или дистанционно без посещения определенного места, но используя специальное программное обеспечение.
На наш взгляд, в контексте электронной демократии необходимо обратить внимание именно на дистанционное электронное голосование, поскольку электронное голосование только упрощает процедуру подсчета голосов. Когда мы говорим о дистанционном электронном голосовании, мы приходим к выводу, что оно упрощает процедуру голосования избирателями, поскольку не требует посещения специально определенного места - а это может привести к большему вовлечению числа граждан в избирательный процесс.
Схожей точки зрения придерживается и Нардина О.В., которая пишет, что необходимо именно «развитие дистанционных электронных способов голосования, так как без их применения система электронного голосования является лишь системой эффективного подсчета голосов, что существенно ограничивает ее демократический потенциал» [3, с. 59].
Решение о проведении электронного голосования принимается ЦИК РФ или по ее поручению ЦИК субъекта РФ.
Кроме того, ЦИК РФ устанавливает порядок проведения электронного голосования, подсчета голосов и установления итогов голосования, специфику определения результатов выборов.
В контексте электронного голосования нельзя не упомянуть федеральную автоматизированную систему - ГАС «Выборы». Согласно пункту 2 статьи 5 Федерального закона от 10.01.2003 № 20-ФЗ «О Государственной автоматизированной системе Российской Федерации «Выборы» «ГАС «Выборы» применяется с целью «автоматизации информационных процессов подготовки и проведения выборов и референдума, обеспечения деятельности избирательных комиссий, комиссий референдума» [4].
В состав ГАС «Выборы», согласно Федеральному закону «О государственной автоматизированной системе Российской Федерации Выборы» входят:
1) комплексы средств автоматизации ЦИК России,
2) комплексы средств автоматизации избирательных комиссий субъектов РФ,
3) комплексы средств автоматизации муниципальных, окружных, территориальных избирательных комиссий.
На практике выходит так, что часть муниципальных и окружных избирательных комиссий имеют комплексы средств автоматизации не все время, а в определенный период - на время проведения избирательной кампании.
Одной из подсистем ГАС «Выборы» является автоматизация избирательного процесса, в рамках которого реализуются и проекты по проведению электронного голосования.
В электронном голосовании можно проследить 3 элемента, которые необходимо рассматривать воедино:
1) технический - специальные технические и программные средства;
2) организационный - субъекты, которые участвуют в процессе;
3) правовой - законодательные основы проведения электронного голосования.
Рассмотрим их по порядку.
Технический элемент. Технические средств применяются в российском избирательном процессе достаточно давно, с 1996 года. Такими средствами были СИБы - сканеры избирательных бюллетеней. Задачей таких сканеров был подсчет голосов и регистрация результатов голосования.
Позже, в 2003 году появляются более усовершенствованные технические средства для подсчета голосов - КОИБ. В каждый КОИБ встроен компьютер. КОИБ стали достаточно надежным и не вызывающим сомнением техническим средством для проведения голосования и подсчета голосов, в связи с чем постоянно модернизируются и используются и по сей день.
КОИБ последней модификации (К0ИБ-2017) осуществляет следующие действия:
1) Получение в сканирующее устройство избирательных бюллетеней;
2) Подсчет в автоматизированном режиме числа проголосовавших, с помощью чего можно наблюдать за этим числом всем на избирательном участке и оценивать ситуацию по количеству проголосовавших;
3) Подсчет в автоматизированном режиме голосов - но увидеть их количество можно только после прекращения голосования;
4) Составление в автоматизированном режиме протокола УИК об итогах голосования и его печать;
5) Запись протокола об итогах голосования на внешний носитель для того, чтобы впоследствии их разместить в ГАС «Выборы».
Следующим этапом развития технологического элемента является появление дистанционного электронного голосования.
Предпосылкой появления дистанционного электронного голосования стало проведенный в 2008 году в Тульской области эксперимент,
который заключался в осуществлении электронного опроса.
Это был электронный опрос по выборам депутатов Собрания депутатов муниципального образования «Город Новомосковск». «Эксперимент состоял в изучении отношения избирателей к возможному использованию в процессе выборов различных способов фиксации выбора гражданина, в частности, с использованием информационно-телекоммуникационной сети общего пользования Интернет» [5, с. 29].
Данный эксперимент не был дистанционным электронным голосованием как таковым. Однако благодаря опросу был получен определенный опыт, данные которого были необходимы для исследования темы проведения электронного дистанционного голосования.
Однако активные попытки ввести в Российской Федерации электронное дистанционное голосование начались позже, в 2019 году.
Для начала электронное дистанционное голосование приобрело законодательное закрепление сначала на региональном уровне, в Законе города Москвы от 22 мая 2019 года № 18 «О проведении эксперимента по организации и осуществлению дистанционного электронного голосования на выборах депутатов Московской городской Думы седьмого созыва» [6], а затем на федеральном уровне - в Федеральном законе от 29 мая 2019 года № 1ОЗ-ФЗ «О проведении эксперимента по организации и осуществлению дистанционного электронного голосования на выборах депутатов Московской городской Думы седьмого созыва» [7].
Закрепление данного эксперимента на законодательном уровне показывает его важность для развития дистанционного электронного голосования и самой электронной демократии.
Осуществление дистанционного электронного голосования на федеральном уровне произошло в 2020 году в рамках общероссийского голосования по вопросу одобрения изменений в Конституцию Российской Федерации.
Для его проведения был создан сервис для электронного голосования на Едином портале государственных услуг. Проголосовать в электронном голосовании смогли в 2 субъектах: в Москве и Нижегородской области. Применение дистанционного голосования в рамках общероссийского голосования оценивается как успешное, полученные результаты голосования станут основой для дальнейшего совершенствования технологий проведения дистанционного электронного голосования.
Организационный элемент. Если рассматривать субъекты избирательного процесса в рамках дистанционного электронного голосования, то помимо стандартных участников (избиратели, избирательные комиссии, кандидаты) среди них выделяется специфические участники — технические специалисты.
Такие специалисты гарантируют работу технических средств и оборудования для дистанционного электронного голосования без перебоев.
Е.И. Колюшин пишет, что; «поскольку программист становится участником избирательного процесса, а иное едва ли возможно при проведении дистанционного электронного голосования, постольку возникает необходимость закрепления его статуса в этом процессе ... появляется проблема доступа к контролю за работой программного обеспечения» [8, с. 25].
В связи с этим требуется законодательно урегулировать вопрос ответственности технических специалистов.
Правовой элемент. Правовое регулирование электронного дистанционного голосования является многоуровневым.
1) Конституция РФ:
В Конституции содержатся основополагающие гарантии реализации избирательных прав граждан.
Особое значение имеет статья 81 Конституции Российской Федерации, где содержатся принципы избирательного права: всеобщее, равное и прямое избирательное право при тайном голосовании.
При осуществлении дистанционного электронного голосования имеют значение и иные принципы, которые, возможно, с развитием дистанционного избирательного процесса станут также основополагающими и получат законодательное закрепление и на конституционном уровне в том числе:
- тайна голосования при дистанционном электронном способе;
- личное голосование;
- свободные выборы.
2) Нормы федерального законодательства:
Во-первых, это Федеральный закон от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», где закреплены понятия электронного голосования и электронного дистанционного голосования.
Во-вторых, федеральные законы, посвященные экспериментальным дистанционным электронным голосованиям:
- Федеральный закон от 29 мая 2019 года № 1ОЗ-ФЗ «О проведении эксперимента по организации и осуществлению дистанционного электронного голосования на выборах депутатов Московской городской Думы седьмого созыва»;
- Федеральный закон от 23 мая 2020 года № 152-ФЗ «О проведении эксперимента по организации и осуществлению дистанционного электронного голосования в городе федерального значения Москве».
3) Федеральные подзаконные нормативные правовые акты:
- Акты Центральной избирательной комиссии Российской Федерации: Например, Постановление ЦИК России от 2 февраля 2012 года № 94/759- 6 «О некоторых особенностях использования комплексов для электронного голосования на избирательных участках, образованных за пределами территории Российской Федерации, при проведении выборов Президента Российской Федерации»;
- Постановление ЦИК России от 4 июня 2020 года № 251/1852-7 «О Порядке сбора подписей избирателей с использованием федеральной государственной информационной системы «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)»;
- Постановление ЦИК России от 17 июня 2019 года № 205/1565-7 «Об особенностях организации голосования на цифровых избирательных участках в городе федерального значения Москве на выборах, проводимых 8 сентября 2019 года».
4) Законодательство субъектов Российской Федерации:
Например, Закон города Москвы от 22 мая 2019 года № 18 «О проведении эксперимента по организации и осуществлению дистанционного электронного голосования на выборах депутатов Московской городской Думы седьмого созыва» и Решение Московской городской избирательной комиссии от 18 июля 2019 года № 102/3 «Об утверждении Положения о порядке дистанционного электронного голосования на выборах
депутатов Московской городской Думы седьмого созыва».
При этом, успешный опыт проведения электронного дистанционного голосования на уровне субъекта может привести к внедрению позитивно зарекомендовавших себя правовых конструкций в федеральном правовом регулировании впоследствии.
Рассмотрим положительные и отрицательные стороны введения электронного голосования.
Среди положительных сторон можем выделить следующие.
1) Самый главный плюс - возможность проголосовать в удобном месте, что безусловно повышает популярность данного способа среди молодежи.
2) В дистанционном электронном голосовании уменьшается риск порчи бюллетеня, а это в свою очередь влияет на количество голосов избирателей.
3) Экономическая польза электронного голосования. Уменьшаются затраты на проведение голосования, поскольку не затрачиваются денежные средства на проведение выборов очно, в том числе на печать бюллетеней.
4) В пользу электронного голосования целесообразно привести и статистические данные. Так, Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) и Центр политической конъюнктуры (ЦПК) проводил опрос. Исследовалось отношение россиян к электронному голосованию, технологических и репутационных барьерах данного формата, а также перспективах внедрения электронного голосования в будущем.
По результатам голосования около 50% опрошенных позитивно относятся к электронному голосованию. При этом в обществе нет явного негативного или предвзятого отношения к новой технологии. Это создает благоприятную базу для развития института электронного голосования в будущем.
Кроме того, исходя из представленных статистических данных, можно сделать вывод, что электронное голосование позволит привлечь к выборам новых избирателей. Молодые люди от 18 до 34 лет в большинстве поддерживают голосование через интернет. Они меньше других участвуют в обычном голосовании. Следовательно, введение дистанционного голосование может позволить молодежи участвовать в голосованиях более активно.
Разнятся и средства, с помощью которых бы граждане предпочтительнее всего голосовали, если бы электронное голосование было введено. Таким образом голосовать бы выбрали более 35%, чаще всего это молодежь (от 18 до 24 лет). Для респондентов более старшей группы (более 60 лет) предпочтительнее для электронного голосования использовать компьютер (35 %) [9].
Среди проблем электронного голосования можно назвать следующее:
1) Неравный доступ в интернет в субъектах РФ. Если говорить про отдаленные районы, то там наблюдаются проблемы с доступом в интернет. Также не у всех граждан есть в наличии необходимые для голосования технические средства — смартфон или компьютер.
2) Проблема конфиденциальности. Как мы уже писали, при дистанционном электронном голосовании появляется еще один субъект избирательного процесса — технический специалист, или разработчик.
В 2013 году произошло нарушения принципа тайны голосования на выборах мэра в Москве при использовании КОИБ. Файлы с голосами избирателей должны быть удалены после подсчета, однако, фрагменты кода позднее оказались в сети Интернет. Было признано, что причина данного случая - халатность разработчиков программы.
3) Сложность в идентификации личности. Крайне затруднительно доказать, что голосует именно этот, а не другой человек при использовании авторизации по номеру телефона - ведь номер телефона может быть зарегистрирован на другого человека.
4) Вероятность хакерских атак на технические средства.
Хакерские атаки могут оказываться на сервера, хранящие данные о результатах голосования, и менять их или публиковать в Интернет, раскрывая голосующих. Так, Болотина Е.В. пишет о том, что «вредоносные программы могут записывать и обнародовать голоса, нарушая анонимность, либо изменять их назначение, оставаясь необнаруженными» [10, с. 32].
Возможна и угроза кибербезопасности электронных устройств. Например, в Эстонии в 2014 году Алекс Холдерман взломал систему электронного дистанционного голосования в стране [11, с. 14].
Среди предложений по решению данных проблем можно назвать:
1. Проведение государственной политики по вопросу проведения доступа в сеть Интернет в самые отдаленные регионы страны. Обеспечение необходимой техникой голосования - хотя бы на муниципальном уровне для того, чтобы никто не остался без технического средства для голосования.
2. Необходимо законодательно урегулировать вопрос ответственности технических специалистов при осуществлении электронного голосования, поскольку именно от технической составляющей зависит успешность проведения голосования и обеспечение соблюдения всех принципов голосования, что, самое важное, основополагающего принципа тайны голосования.
3. Проводить работы по разработке программного обеспечения, позволяющего идентифицировать личность избирателя. Например, можно реализовывать это на основании единой системы идентификации и аутентификации (ЕСИА).
4. Также необходимо внедрять антивирусное программное обеспечение с постоянно обновляющейся базой.
Таким образом, можно сделать вывод, что хоть и на законодательном уровне вопрос электронного голосования и дистанционного электронного голосования достаточно урегулирован, на практике возникают проблемы с его реализацией в связи с неполной проработкой всех
деталей процедуры проведения. Однако, успешные результаты проведенного эксперимента по внедрению дистанционного голосования в Москве и Нижегородской области, а также данные приведенного социологического опроса приводит нас к выводу о том, что электронное голосование ждет успешное будущее.
Библиогра фия:
1. Рекомендации Комитета министров Совета Европы CM/Rec(2009)l государствам-участникам Совета Европы по электронной демократии [Электронный ресурс] // URL: http://krasmskiy.ni/R2009.doc#l (дата обращения: 09.03.2023).
2. Федеральный закон от 12.06.2002 № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. - 2002. - № 24. - Ст. 2253.
3. Нардина О.В., Бандикян М.Д. Развитие альтернативных способов голосования, основанных на применении информационных технологий в избирательном процессе // Конституционное и муниципальное право. - 2019. - № 12. - С. 59.
4. Федеральный закон от 10.01.2003 № 20-ФЗ «О Государственной автоматизированной системе Российской Федерации "Выборы"» // Собрание законодательства РФ. - 2003. - № 2. - Ст. 172.
5. Митин Г. Н. Опыт электронного опроса избирателей в г. Новомосковске (Тульская область) 12 октября 2008 г //Государственная власть и местное самоуправление. - 2008. - №.11. - С. 29.
6. Официальный портал Московской городской думы // URL: https://duma.mos.ru/ru/40/regulation_projects/corebofs002080000mkhdqnp85bnrpd (дата обращения: 12.03.2023).
7. Федеральный закон от 29.05.2019 № 1 ОЗ-ФЗ «О проведении эксперимента по организации и осуществлению дистанционного электронного голосования на выборах депутатов Московской городской Думы седьмого созыва». Собрание законодательства РФ. - 2019. - № 22. - Ст. 2659.
8. Колюшин Е.И. Правовые проблемы дистанционного электронного голосования избирателей // Конституционное и муниципальное право. - 2020. -
№ 2. - С. 25.
9. Электронное голосование: новые технологии меняют электоральные привычки [Электронный ресурс] // URL:https://wciom.ru/analyticaLreviews/analiticheskii-obzor/elektronnoe-golosovanie-novye-tekhnologii-menyayut-elektoralnye-privychki (дата обращения: 12.03.2023).
10. Болотина Е.В. Проблемы реализации избирательного права граждан посредством электронного голосования за рубежом // Юридическая мысль. №3 (101). - 2017. - С. 32.
11. Springall D., Finkenauer Т., Durumeric Z., Kitcat J., Hursti H., MacAlpine M., Halderman A.J. Security analysis of the Estonian internet voting system //21st ACM Conference on Computer and Communications Security (CCS'14). - Scottsdale, AZ, USA, 2014. p. 14.
References:
1. Recommendations of the Committee of Ministers of the Council of Europe CM/Rec(2009)l to the member States of the Council of Europe on e-democracy [Electronic resource] // URL: http://krasmskiy.ni/R2009.doc#l (date of application: 09.03.2023).
2. Federal Law No. 67-FZ of 12.06.2002 "On Basic guarantees of Electoral rights and the right to participate in the referendum of citizens of the Russian Federation" // Collection of legislation of the Russian Federation. - 2002. - No. 24. - St. 2253.
3. Nardina O.V., Bandikyan M.D. Development of alternative voting methods based on the use of information technologies in the electoral process // Constitutional and municipal law. - 2019. - No. 12. - p. 59.
4. Federal Law No. 20-FZ of 10.01.2003 "On the State Automated System of the Russian Federation "Elections"" // Collection of Legislation of the Russian Federation. -2003. - No. 2. - Article 172.5. Mitin
G. N. Experience of electronic polling of voters in Novomoskovsk (Tula region) on October 12, 2008 //State power and local self-government. - 2008. - No.11. - p. 29.
6. The official portal of the Moscow City Duma // URL: https://duma.mos.ru/ru/40/regulation_projects/corebofs002080000mkhdqnp85bnrpd (date of appeal: 12.03.2023).
7. Federal Law No. 1 OZ-FZ dated 29.05.2019 "On conducting an experiment on the organization and implementation of remote electronic Voting at the elections of Deputies of the Moscow City Duma of the Seventh Convocation". Collection of legislation of the Russian Federation. - 2019. - No. 22. - Article 2659.
8. Kolyushin E.I. Legal problems of remote electronic voting of voters // Constitutional and municipal law. - 2020. - No. 2. - p. 25.
9. Electronic voting: new technologies are changing electoral habits [Electronic resource] // URL:https://wciom.ru/analyticaLreviews/analiticheskii-obzor/elektronnoe-golosovanie-novye-tekhnologii-menyayut-elektoralnye-privychki (date of appeal: 12.03.2023).
10. Bolotina E.V. Problems of realization of the electoral right of citizens through electronic voting abroad // Legal thought. №3 (101). - 2017. - P. 32.
11. Springall D., Finkenauer T., Durumeric Z., Kitcat J., Hursti H., MacAlpine M., Halderman A.J. Security analysis of the Estonian internet voting system //21st ACM Conference on Computer and Communications Security (CCS'14). - Scottsdale, AZ, USA, 2014. p. 14.