Ученые записки Крымского федерального университета имени В. И. Вернадского Философия. Политология. Культурология. Том 5 (71). 2019. № 1. С. 104-116.
УДК: 369.032: 004.738.5
ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ЭЛЕКТРОННОЙ ДЕМОКРАТИИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Пермякова А. С.1, Платонов А. С.2, Юмаев Е. А.3
Омский государственный технический университет, г. Омск, Российская Федерация
E-mail: [email protected]; [email protected]; 3scret86@maiLru.
Информационные технологии являются неотъемлемой частью жизни общества в эпоху глобализации. Интернет играет важную роль и является главным средством массовой коммуникации. Появляются новые формы политической коммуникации, которые оказывают значительное влияние на развитие демократизации. Развивается новое явление - «электронная демократия», благодаря которой возможно обеспечение доступа граждан к демократическим процедурам на принципиально новой основе, расширение их участия в принятии решений. Такая связь является главным инструментом, предоставляющим органам государственной власти возможность адекватно отвечать на вызовы социальной среды, и выступает важным способом снятия социально-политического напряжения. В рамках проведенного исследования рассмотрено электронное взаимодействие власти и общества в Российской Федерации, выявлены особенности электронной демократии в Российской Федерации, проанализированы порталы электронных петиций, выявлены проблемы взаимодействия порталов электронной демократии с органами власти в Российской Федерации, показана значимость электронной демократии как инструмента развития информационного общества в Российской Федерации.
Ключевые слова: электронная демократия, информационное общество, информационно-коммуникационные технологии, взаимодействие власти и общества, портал электронных петиций.
На основе новых технологий формируется информационное общество, которое в значительной мере меняет политическое взаимодействие государств и граждан. Благодаря сети Интернет обеспечивается свободный доступ к информации. Интернет не является только новым медиаресурсом, но также является средством обмена информацией и коммуникаций в частной, профессиональной и общественной жизни. Эта многогранность интернета объясняет волю политиков использовать новые возможности в целом ряде проектов, к которым относятся электронная демократия, электронное правительство, электронная администрация. Реальностью становится объединение усилий законодателей, чиновников административных органов власти и граждан посредством связанных между собой технических устройств в целях выработки управленческих решений, голосования, управления администрациями, предоставления государственных и муниципальных услуг. Все эти действия потенциально могут быть реализованы посредством Интернета [1].
Согласно исследованию, проведенному специалистами Организации экономического сотрудничества и развития, органы власти могут извлечь выгоды от взаимодействия с активными гражданами и оживления общественной жизни. Они могут реализовать конкретные шаги для облегчения доступа к информации и повышения вовлеченности общественности в процессы управления [2]. Инициатором развития электронного взаимодействия могут выступать как органы власти, так и граждане [3].
Таким образом, без внедрения новейших информационных технологий функционирование демократических институтов в современном мире труднореализуемо.
Благодаря развитию технологий электронного правительства, и, в частности, электронной демократии, значительное количество россиян получило возможность непосредственно взаимодействовать с государственными органами. Это является возможным благодаря использованию новых сервисов и электронных устройств.
Методология. Проведенное исследование базируется на таких методах, как анализ и синтез, системный подход и сравнение.
Цель заключается в изучении особенностей трансформации института электронной демократии в России в условиях углубления цифровизации всех сфер общественной жизни и государственного управления.
Источники. Были использованы материалы порталов Федеральной службы государственной статистики РФ, Российской общественной инициативы (www.roi.ru), «Демократор» (www.democrator.ru), «Сердитый гражданин» (www.angrycitizen.ru), «Change.org», «OnlinePetition.ru», исследовательской компании «Mediascope», Экспертного центра электронного государства, Организации экономического сотрудничества и развития [L'Organisation de coopération et de développement économiques], «Архивы Правительства Франции» [Les Archives de gouvernement] (г. Париж, Франция), «Демократия и участие» [Démocratie & participation] (г. Париж, Сен-Дени, Франция), «Прямая демократия» [Démocratie Directe] (г. Париж, Франция).
В ходе проведения исследований были изучены труды ученых и специалистов Алтайской академии экономики и права, Волгоградского института управления -филиала РАНХиГС при Президенте РФ, Волжского государственного университета водного транспорта, Казанского (Приволжского) федерального университета, Нижегородского государственного университета им. Н. И. Лобачевского, Ростовского филиала Московского государственного технического университета гражданской авиации, Саратовского социально-экономического института (филиала) РЭУ им. Г. В. Плеханова, Северного (Арктического) федерального университета им. М. В. Ломоносова, Северо-Западного института РАНХиГС при Президенте РФ, Тихоокеанского государственного университета, Тюменского государственного университета, Уральского государственного экономического университета.
Научные публикации специалистов и ученых Гейдельбергского университета имени Рупрехта и Карла [Ruprecht-Karls-Universitât Heidelberg] (г. Гейдельберг, Германия), Индийского института технологий Дели [Indian Institute of Technology
Delhi] (г. Нью-Дели, Индия), Национального института технологий [National Institute of Technology, Karnataka] (г. Мангалур, Индия) позволили расширить представление об изучаемом явлении.
Использованы публикации общенационального средства массовой информации, - «Российской газеты», - раскрывающие различные аспекты электронной демократии и качества государственного управления.
Перевод всех франкоязычных и англоязычных источников выполнен лично авторами.
Постановка задач. В последнее десятилетие происходят существенные изменения во взаимоотношениях общества и власти. Изменившиеся реалии не помещаются в прежнюю оболочку организации общественных институтов и отношений. В рамках старой модели невозможно решить существующие в обществе проблемы. А значит, нужны инновации в сфере государственного управления, необходимо использование самых современных информационных и управленческих технологий [4, С. 254-255].
Рост инновационных технологий инициировал появление новых концепций о способах использования информационно-коммуникационных технологий (далее -ИКТ) для повышения эффективности государственного и муниципального управления. Прежде всего, на основе информационно-коммуникационных технологий предполагается повышение уровня участия рядовых граждан в процессе обсуждения и принятия управленческих решений [5, С. 159].
Большое влияние на развитие информационных сетей оказывает растущая глобализация, ослабляющая контроль государств над коммуникациями и способствующая распространению демократических идей [6, С. 48]. Как отмечают некоторые исследователи, развитие Интернета делает возможной реализацию концепции прямой демократии [7], споры вокруг которой продолжаются в мировой науке по причине того, что граждане объективно не могут быть гарантированно компетентны во всех вопросах государственного и муниципального управления [8].
В цифровом обществе государство как институт может приобрести новое, более важное значение, поскольку технологии электронного правительства усложняются [9]. Новые продвинутые информационные технологии позволяют повысить прозрачность деятельности органов власти, улучшить процессы управления государством, сократить финансовые затраты на органы государственного и муниципального управления, оптимизировать численность чиновников, реализовать мероприятия, направленные на обеспечение стабильного функционирования государственных органов [10, С. 1279]. Таким образом, в будущем станет возможно голосовать на выборах дистанционно, это позволит уменьшить расходы на предвыборные кампании, а также временные затраты для государственных структур. Гражданам не будет необходимости тратить время на личное присутствие на избирательном участке.
Качественное изменение современного государства обусловлено внедрением информационно-коммуникационных технологий почти в каждой сфере жизни населения, а также в процесс взаимодействия власти и общества, что, несомненно, будет использоваться в государственном и муниципальном управлении. Такую
новую систему взаимоотношений гражданского общества и органов политического управления можно назвать Интернет-революцией, которая находит отражение в понятии «электронная демократия» [11, С. 70].
В России электронная демократия появилась в 2013 году. Идею заложил Президент России В. В. Путин в 2012 году в статье «Демократия и качество государства»[12].
Развитие информационных технологий не является единственной причиной внедрения электронной демократии. Исследования последних лет свидетельствуют об общем снижении активности населения в участии в политической жизни общества, к институту выборов, другим формам демократии [13, С. 17-18]. Электронная демократия позволяет запустить процессы изменений в обществе на основе широкого использования новых информационных решений [14, С. 115].
Электронная демократия не призвана продвигать непосредственную демократию, так как ее стоит рассматривать с точки зрения взаимодействия граждан и власти, направленной на участие народа в политике, обсуждениях и т. д. Целью электронной демократии является облегчение демократических процессов, оптимизация деятельности политических институтов, прямое и активное политическое участие народа.
Электронная демократия может решать различные задачи: обеспечивать прозрачность политического процесса, улучшать качество формирования общественного мнения через открытие новых пространств для публичных дискуссий [15, С. 70]. К одной из задач электронной демократии также можно отнести вовлечение большей части населения в принятие решений государственной властью.
В России для формирования электронного пространства есть все условия. Ежемесячная аудитория интернета по состоянию на февраль 2018 года достигла 90 млн. человек, что составляет 73 % от всего населения страны старше 12-ти лет [16]. Власть страны содействует дальнейшему проникновению интернета в повседневную жизнь.
Внедрение информационно-коммуникационных технологий в деятельность органов государственной власти не является самоцелью. Цель электронного государственного управления - повышение эффективности государственного управления, упрощение взаимодействия между государственными органами, а также упрощение взаимодействия государства с гражданами и организациями [17, С. 82].
В соответствии с данными Росстата в России в 2017 году в органы власти обратилось 65,7 % населения в возрасте от 15 до 72 лет, в том числе 42,3 % обращалось с помощью сети Интернет, 24 % - личное присутствие в органах власти, 18,9 % - обратилось в многофункциональный центр [18; 19]. Больше всего граждан, которые обратились в органы власти, было зарегистрировано в Ямало-Ненецком автономном округе - 96,7 % и Курганской области - 96 %, меньше всего - в Республике Адыгея - 27,2 %.
В Ямало-Ненецком автономном округе, Московской и Тюменской областях, Республиках Татарстан и Башкортостан более 60 % обратилось в органы власти в
электронном виде, используя официальные сайты и порталы государственных и муниципальных услуг. Менее 15 % граждан использовали Интернет для взаимодействия с государством в Орловской, Магаданской областях и Чукотском автономном округе.
Технические возможности Интернета сделали официальные сайты государственных и муниципальных органов наиболее оптимальным, быстрым и самым экономичным способом получения необходимой информации о деятельности органов власти [20, С. 568]. Следовательно, качество официальных Интернет-ресурсов является важным критерием информационной открытости органов власти. Доверие и понимание со стороны общества могут быть достигнуты в том случае, если власть будет стремиться предоставить обществу точную и объективную информацию о своих решениях и действиях, о текущих событиях и т. д. [21, С. 56].
Порталы электронных петиций. Результаты исследований показывают, что в последние годы гражданская активность жителей российских городов оживляется. Знаковым стало объявление в России 2018-го года Годом добровольца и волонтера. Несмотря на то, что рост гражданской активности не является равномерным в разных российских городах, традиционно преобладая в столицах и крупных мегаполисах, можно констатировать, что жители перестали воспринимать себя как пассивную сторону в процессе коммуникации с институтами власти [22, С. 176]. На сегодняшний день особое распространение приобретает такая форма взаимодействия с органами государственной власти как подача электронных петиций с помощью сети Интернет.
В настоящее время в России существует ряд крупных площадок электронных петиций и открытого голосования.
Для анализа порталов электронных петиций были выбраны следующие площадки:
1. «Российская общественная инициатива» (далее - РОИ);
2. «Демократор»;
3. «Сердитый гражданин»;
4. «Change.org»;
5. «OnlinePetition.ru».
Портал «Российская общественная инициатива» создан в соответствии с Указом Президента РФ от 4 марта 2013 г. № 183 в целях развития и укрепления гражданского общества, защиты прав человека и гражданина, участия граждан в управлении делами государства. В качестве фактора, ограничивающего возможность проявления гражданской позиции, можно отметить требование обязательной регистрации на портале государственных и муниципальных услуг. В случае реализации возможности регистрации по паспорту была бы ускорена и упрощена подача заявки, голосование и наблюдение за ней [23, С. 83].
Особенность портала «Демократор» - голосование пользователей за важность проблемы. Наиболее социально-значимые проблемы отправляются в органы государственной власти и местного самоуправления и дублируются на бумажном носителе под подпись в соответствии с российским законодательством.
Портал «Сердитый гражданин» - независимый онлайн-ресурс, созданный для обработки жалоб и поиска решения проблем жителей России с целью улучшить качество жизни населения и сократить дистанцию между гражданами и государством, клиентами и организациями. Каждый год на портале публикуется отчет о проделанной работе, в котором указываются значимые цифры, а также анализ эффективности работы в графическом виде. Данный портал поддерживают органы власти, журналисты и эксперты.
Пользователи самого популярного портала для сбора подписей «Change.org» создают петиции практически по каждому информационному поводу. Инициатив сотни, в основном они обращены к правительству либо крупным частным компаниям. Подписи с Change.org государство в расчет принимать не может, а точнее даже не имеет права - юридически обязывающей силы они не имеют. Однако польза от ресурса есть. Например, когда некая инициатива набирает несколько сотен тысяч голосов, проблема зачастую попадает в СМИ. В таком случае ответ чаще всего приходит. Привлекают внимание, как правило, трогательные жизненные истории.
Портал «OnlinePetition.ru» является первой отечественной электронной платформой, которая дала возможность гражданам России высказать свое мнение о существующих проблемах. Площадка создана в 2007 году для публикации петиций, предложений и прочих инициативных проектов [24, С. 40]. Портал не зависит от органов государственной власти, поэтому значительная поддержка общества позволит намного быстрее добиться ответа.
Только один портал, - «РОИ», - является государственным ресурсом электронной демократии, который действует на сегодняшний день. Остальные площадки являются независимыми от государства.
Порталы электронных петиций имеют достаточно серьезные различия, однако объединяет их нацеленность на расширение участия граждан в решении самых различных вопросов муниципалитетов, регионов, России в целом. Очевидно, на нынешнем этапе уровень развития электронной демократии не позволяет гражданам принимать непосредственное участие в принятии решений, однако открывает возможность дачи предложений в повестку дня органов государственной власти и местного самоуправления.
Проблемы электронного взаимодействия органов власти и граждан в Российской Федерации. Внедрение элементов электронной демократии должно как содействовать увеличению числа граждан, вовлеченных в политическую жизнь государства, так и обеспечивать систему объективного контроля над деятельностью органов власти на различных уровнях, своевременно реагировать на важные запросы граждан. Имеются определенные трудности, которые препятствуют эффективному и результативному развитию электронной демократии.
Полноценная реализация идей электронной демократии возможна лишь при одновременном выполнении трех условий:
1. отсутствие цифрового неравенства среди граждан (или, по крайней мере, уровень его должен быть минимальным);
2. развитость информационно-коммуникационных технологий и всей сопутствующей ей инфраструктуры;
3. высокая степень доверия населения к механизмам электронной демократии.
Если хотя бы одно из трех этих условий не выполняется или они выполняются
не одновременно, реализация концепции электронной демократии наткнется на непреодолимые препятствия.
В целом готовность населения к активному использованию механизмов электронной демократии не является высокой. Опасение перед необходимостью брать на себя ответственность за принятие решений, неверие в возможность получения ожидаемого ответа со стороны органов власти являются первостепенным препятствием для развития электронной демократии.
Особенностью российской системы электронной демократии является то, что, в отличие от национальной системы электронного правительства, которая хорошо интегрирована и взаимосвязана, порталы электронной демократии функционируют разрозненно, автономно, и само понятие системы к российским механизмам электронной демократии применимо весьма условно [25, С. 2]. Вышеперечисленные интернет-ресурсы объединяет в одну категорию лишь общность их целей -содействовать вовлечению граждан в процесс публичного государственного управления, и не более того. Но механизмы электронной демократии начали внедряться в российскую политическую практику гораздо позднее, чем механизмы электронного правительства; это и объясняет их отставание в развитии.
Проведенный анализ позволяет выявить проблемы развития электронной демократии в Российской Федерации:
1. значительный разрыв в уровне развития технологий в различных отраслях экономики;
2. низкий уровень защиты электронной информации;
3. дефицит высококвалифицированных кадров для цифровой экономики.
Повышение значимости электронной демократии для преодоления барьера
между властью и обществом. Учитывая, что в России существует цифровое неравенство между федеральным центром, субъектами Российской Федерации и муниципалитетами, положительные результаты от электронной демократии на разных стадиях ее реализации проявляются в субъектах, где более активно внедряются новейшие ИКТ. Это позволяет получить более качественную государственную или муниципальную услугу. Указанная проблема, по нашему мнению, должна быть решена не только за счет массового обучения граждан на курсах компьютерной грамотности, что было актуально в предыдущие годы. Общей базы компьютерной грамотности в условиях развития цифровой экономики и индустрии 4.0 уже недостаточно. Разрыв между поколениями должен быть устранен за счет обучения граждан пользовательским навыкам работы с Интернетом вещей, облачными вычислениями, виртуальной и дополненной реальностью, большими данными, блокчейн-технологиями, искусственным интеллектом. Отдельно обратим внимание на целесообразность разработки специализированных программ для обучения российских граждан использованию систем электронной демократии, в том числе порталов электронных петиций. Порталы электронной демократии и, в
частности, электронных петиций, будут переходить на новые продвинутые информационные технологии. Очевидно, внедрение блокчейн-технологий и ряда других повысит значимость порталов электронной демократии и электронных петиций. Поэтому в перспективе публикуемые электронные петиции могут получить принципиально новое, более важное значение для законодательных инициатив органов власти.
Согласно программе «Цифровая экономика Российской Федерации» от 28 июля 2017 г. одним из направлений деятельности являются кадры и образование, т. е. отражена необходимость подготовки кадров для цифровой экономики. Для решения проблемы требуется технологически и содержательно обеспечить курс информатики и ИКТ в программах общего образования.
Уровень компетенций в рамках не только цифровой экономики, но и вообще в области ИКТ, составляет малую долю и среди населения, и среди государственных служащих. В России каждый год только 5 % госслужащих проходят обучение и переобучение для того, чтобы иметь возможность работать с новыми технологиями, а если брать уровень страны, то 50 % населения нашей страны используют возможности Интернета и информационных ресурсов для взаимодействия с государством. При этом из оставшейся половины 10 % (по данным Росстата) при опросах заявили, что вообще не могут пользоваться современными технологиями, компьютерами, и еще 10 % сказали, что им обязательно нужна помощь. То есть качество компьютерной грамотности и подготовки кадров в этой области требует существенного изменения [18].
В Российской Федерации созданы различные ресурсы, с помощью которых гражданам можно принимать участие в управлении государством, наглядно видеть доходы чиновников и высокопоставленных лиц, расход бюджетных средств. В случае какого-либо выявленного нарушения или несоответствия, активный гражданин может подать жалобу в специально созданные электронные ресурсы, что, несомненно, оказывает помощь и содействие в борьбе с коррупционной составляющей. Также существуют ресурсы, которые обеспечивают прозрачность деятельности государственных органов. Их основной задачей является вовлечение граждан в управление государством, открытость данных, прозрачность деятельности.
Для полной победы над коррупцией необходима целостность мер и взаимодействие всех органов власти и лиц, занимающихся борьбой с коррупцией. По словам В. В. Путина: «Здесь необходима грамотная, профессиональная работа на всех этапах - от профилактики преступлений до поддержания обвинения в суде» [26].
Готовность граждан к использованию технологий электронной демократии в Российской Федерации. Возможности и перспективы развития электронной демократии в Российской Федерации зависят от готовности граждан применять современные технологии электронной демократии. Вопрос о готовности стать участником или инициатором обращения на сайтах электронной демократии является достаточно актуальным. Из определенного количества поданных инициатив с первого раза публикуется меньше половины, т.к. большинство из них
имеют схожий характер или формулировка не соответствует юридическому языку. Следовательно, у населения отпадает желание подавать инициативу заново. Не многие граждане умеют правильно формировать запросы на юридическом языке, вследствие чего возможен отказ в принятии предложения. Таким образом, не все становятся инициаторами обращений, так как это требует особых знаний, навыков. Но участие в поддержке других обращений у граждан не вызывает каких-либо трудностей.
В эпоху бурного развития технологий проблемы информационной защиты встают наиболее остро. Использование автоматизированных систем обработки информации и управления обострило вопрос защиты информации от несанкционированного доступа. Основные проблемы защиты информации в компьютерных системах возникают из-за того, что информация не является жестко связанной с носителем. Ее можно легко и быстро скопировать и передать по каналам связи. Информационная система подвержена как внешним, так и внутренним угрозам со стороны нарушителей.
Решить проблему низкого уровня защиты электронной информации можно в основном используя криптографические методы. Притом современные методы криптографического преобразования сохраняют исходную производительность автоматизированной системы, что является немаловажным. Это является наиболее эффективным способом, обеспечивающим конфиденциальность данных, их целостность и подлинность. Использование криптографических методов в совокупности с техническими и организационными мероприятиями обеспечивают надежную защиту от широкого спектра угроз.
Для качественного повышения уровня развития электронной демократии необходимо осуществление таких мер, как разработка законодательства в области использования ИКТ и государственная политика, направленная на пропаганду электронной демократии.
Заключение. Темпы развития ИКТ превосходят средние темпы развития экономики. Стимулируя развитие этого перспективного направления, формируя государственные программы и проекты, в которых ИКТ является базовой составляющей, Правительство России декларирует приоритетность развития высоких технологий во внутренней экономической политике. Предполагается, что в результате Россия получит тройной прорыв: национальную инфраструктуру на основе ИКТ, научно-техническую базу для инноваций и комплекс надежных (и, главное, доступных) услуг на той же базе ИКТ.
Государству и обществу необходимо непрерывное взаимодействие в совершенствовании системы государственных и муниципальных услуг посредством Интернет-ресурсов не только для повышения эффективности управления, но и для улучшения качества жизни граждан. Дальнейшее развитие и использования многих ИКТ поможет обеспечить доверие между гражданами и властями, внедрение механизмов электронного правительства и электронной демократии.
Благодаря Интернету, обычные граждане все чаще участвуют в политическом процессе, что позволяет улучшить деятельность общественных организаций. Интернет-коммуникация является важным средством демократизации политической
системы в российском обществе, которая требует более осторожного отношения со стороны властей и политических партий в условиях стремительного развития цифрового общества.
На сегодняшний день остаются открытыми вопросы, сформировалась ли в России полноценная электронная демократия, и могут ли негосударственные порталы электронных петиций быть эффективным дополнением демократического процесса. Очевидно, что нынешний период является переходным и рассматриваемое явление будет активно трансформироваться в условиях стремительной цифровизации общественной жизни, экономических процессов, системы государственного и муниципального управления. Вопрос создания электронной демократии, инициированный Президентом РФ В. В. Путиным, является чрезвычайно сложным и в технологическом плане, и в плане готовности рядовых граждан к полноценному взаимодействию с органами власти в режиме онлайн. Подтвердить это можно на примере Франции, где намечается откат в ответ на массированную цифровизацию: все больше внимания гражданские активисты и организации по защите прав человека уделяют внимание тому, что в стране сотни тысяч французов вообще не имеют возможности выхода в интернет в условиях, когда традиционные каналы взаимодействия власти и общества закрываются.
Дальнейшее развитие электронной демократии в России необходимо увязывать с цифровизацией системы управления страной. Порталы электронной демократии должны вносить свой вклад в сокращение непрозрачности системы управления, что требует запуска массовой программы доступного цифрового образования для самых широких слоев населения. Школьники и студенты живо интересуются современными технологиями, подхватывают новации «на лету». Гораздо сложнее адаптируются люди старшего возраста. Система электронной демократии должна трансформироваться таким образом, чтобы граждане разного возраста могли эффективно ее использовать. Например, можно создавать порталы электронной демократии, направленные на определенные возрастные группы, уровень образования. Запустить единый «стоковый» портал по электронной демократии, где в одном месте будут собраны ссылки на «родственные» порталы с индикаторами, которые позволят пользователем найти именно тот портал электронной демократии, который наиболее полно отвечает их интересам.
Cписок литературы
1. Démocratie électronique, administration électronique. URL: https://www.ladocumentationfrancaise.fr/dossiers/internet-monde/democratie-electronique.shtml (Дата обращения: 09.12.2018).
2. Promesses et limites de la démocratie électronique. Les défis de la participation citoyenne en ligne. URL: http://www.oecd.org/fr/sti/prospective/35401843.pdf (Дата обращения: 09.12.2018).
3. Alathur S., Vigneswarallavarasan P., Gupta M. P. Determinants of e-participation in the citizens and the government initiatives: Insights from India // Socio-Economic Planning Sciences. - 2016. - Vol. 55. -P. 25-35.
4. Ишкинеева Ф. Ф. Роль информационно-коммуникационных технологий в организации эффективного взаимодействия власти и общества // Вестник Челябинского государственного университета. - 2013. - № 21 (312). - С. 254-257.
5. Акопов Г. Л. Интернет-технологии и формирование «Электронной» демократии // Государственное и муниципальное управление. Ученые записки СКАГС. - 2012. - № 4. - С. 159-170.
6. Гасанова М. М. Реализация механизмов электронной демократии в социальных сетях и блогосфере: сравнительный анализ // Факторы успеха. - 2016. - № 2 (7). - С. 48-59.
7. La démocratie électronique. URL: http://www.participation-et-democratie.fr/fr/dico/democratie-electronique (Дата обращения: 09.12.2018).
8. La démocratie directe est-elle fiable? URL: http://www.democratiedirecte.fr/2009/11/la-democratie-directe-est-elle-fiable/ (Дата обращения: 09.12.2018).
9. Stier S. Political determinants of e-government performance revisited: Comparing democracies and autocracies // Government Information Quarterly. - 2015. - Vol. 32. - Issue 3. - P. 270-278.
10. Пашинская В. В. Формирование «Электронной демократии» в Российской Федерации // Фундаментальные исследования. - 2013. - № 11-6. - С. 1278-1281.
11. Тиховодова А. В. Философские основы становления электронной демократии // Успехи современной науки. - 2017. - № 4. - С. 70-74.
12. Демократия и качество государства. URL: https://rg.ru/2012/02/06/demokratia.html (Дата обращения: 01.12.2018).
13. Казьмина Е. А. Электронная демократия в России: отдельные аспекты становления и развития // Вестник Казанского юридического института МВД России. - 2013. - № 14. - С. 17-21.
14. Елимбаев А. Т. Электронная демократия как инновационный инструмент развития гражданского общества в Российской Федерации // Вестник Тюменского государственного университета. Социально-экономические и правовые исследования. - 2014. - № 8. - С. 114-119.
15. Домнина А. В. Развитие механизмов электронной демократии в современной Российской Федерации // Вестник Нижегородского университета им. Н. И. Лобачевского. - 2014. - № 3-2. -С. 70-73.
16. Аудитория интернета в России выросла на 4%. URL: http://mediascope.net/press/news/812866/ (Дата обращения: 13.02.2018).
17. Волгина Т. Е. Современные проблемы внедрения «Электронного правительства» // Ученые заметки ТОГУ. - 2015. - № 3. - С. 80-86.
18. ИКТ-2017. URL: http://www.gks.ru/free_doc/new_site/business/it/fed_nabl-croc/index.html (Дата обращения: 18.02.2018).
19. Какими способами граждане предпочитают взаимодействовать с государством - Росстат. URL: http://d-russia.ru/kakimi-sposobami-grazhdane-predpochitayut-vzaimodejstvovat-s-gosudarstvom-rosstat.html (Дата обращения: 18.02.2018).
20. Конюхова А. В. Совершенствование системы взаимодействия государственной власти и общества на основе информационной открытости // Электронный научный журнал. - 2015. - № 2. - С. 566569.
21. Будникова Н. С. Взаимодействие органов государственной власти с гражданским обществом // Вестник Бурятского государственного университета. - 2015. - № 6. - С. 54-57.
22. Демушина О. Н. Порталы электронных петиций как форма взаимодействия институтов власти и граждан в России // Государственное и муниципальное управление. Ученые записки СКАГС. -2016. - № 4. - С. 176-181.
23. Старкова Ю. М., Лагунова С. В. Электронное участие граждан в управлении государством на примере интернет-ресурса «Российская общественная инициатива» // Устойчивое развитие науки и образования. - 2017. - № 11. - С. 81-86.
24. Бершадская (Видясова) Л. А., Рачева А. Л. Эффективность инструментов электронной демократии в России: анализ порталов электронных петиций и площадок для решения городских проблем // Государство и граждане в электронной среде: теория и технологии исследований: труды 18-й конференции «Интернет и современное общество». - СПб: СПб национальный исследовательский университет ИТМО, 2015. - С. 38-51.
25. Антонов Я. В. Электронная демократия как инструмент развития гражданского общества в России // Гражданское общество в России и за рубежом. - 2012. - № 3. - С. 2-4.
26. Владимир Путин назвал борьбу с коррупцией главной задачей Генпрокуратуры. URL: https://rg.ru/2017/03/14/putin-nazval-borbu-s-korrupciej-glavnoj-zadachej-genprokuratury.html (Дата обращения: 23.04.2018).
Permyakova A. S., Platonov A. S., Yumaev E. A. Features of the Development of e-Democracy in the Russian Federation // Scientific Notes of V. I. Vernadsky Crimean Federal University. Philosophy. Political science. Culturology. - 2019. - Vol. 5 (71). - № 1. - P. 104-116
Annotation. Information technologies are an integral part of society in the era of globalization. The Internet plays an important role and is the main means of mass communication. New forms of political communication are emerging that have a significant impact on the development of democratization. A new phenomenon is developing «e-democracy», thanks to which it is possible to ensure citizens' access to democratic procedures on a fundamentally new basis, which allows to expand the participation of citizens in decision-making. Such a relationship is the main tool that provides public authorities with the opportunity to adequately respond to the challenges of the social environment, and is an important way to relieve social and political tensions. As part of the study, the electronic interaction of the authorities and society in the Russian Federation was considered, the features of e-democracy in the Russian Federation were identified, the portals of e-petitions were analyzed, the problems of e-democracy portals interaction with the authorities in the Russian Federation were identified, the significance of e-democracy as an instrument for the development of the information society in Russian Federation.
Keywords: e-democracy, information society, information and communication technologies, interaction of government and society, portal of electronic petitions.
References
1. Démocratie électronique, administration électronique. URL: https://www.ladocumentationfrancaise.fr/dossiers/internet-monde/democratie-electronique.shtml (Accessed: 09 December 2018).
2. Promesses et limites de la démocratie électronique. Les défis de la participation citoyenne en ligne. URL: http://www.oecd.org/fr/sti/prospective/35401843.pdf (Accessed: 09 December 2018).
3. Alathur S., Vigneswarallavarasan P., Gupta M. P. Determinants of E-participation in the Citizens and the Government Initiatives: Insights from India. Socio-Economic Planning Sciences, 2016, Vol. 55, P. 25-35.
4. Ishkineyyeva F. F. Rol' informatsionno-kommunikatsionnykh tekhnologi-v organizatsii effektivnogo vzaimodeystviya vlasti I obshchestva [The Role of Information and Communication Technologies in the Organization of Effective Interaction Between Government and Society]. Bulletin of Chelyabinsk State University, 2013, Vol. 21, P. 254-257.
5. Akopov G. L. Internet-tekhnologii I formirovaniye «Elektronnoy» demokratii [Internet Technologies and the Formation of "Electronic" Democracy]. State and municipal government. Scientific notes of SKAGS, 2012, Vol. 4, P. 159-170.
6. Gasanova M. M. Realizatsiya mekhanizmov elektronnoy demokratii v sotsial'nykh setyakh I blogosfere: sravnitel'ny analiz [Implementation of E-Democracy Mechanisms in Social Networks and the Blogosphere: a Comparative Analysis]. Success factors, 2016, Vol. 2 (7), P. 48-59.
7. La démocratie électronique. URL: http://www.participation-et-democratie.fr/fr/dico/democratie-electronique (Accessed: 09 December 2018).
8. La démocratie directe est-elle fiable? URL: http://www.democratiedirecte.fr/2009/11/la-democratie-directe-est-elle-fiable/ (Accessed: 09 December 2018).
9. Stier S. Political Determinants of E-Government Performance Revisited: Comparing Democracies and Autocracies. Government Information Quarterly, 2015, Vol. 32, Issue 3, P. 270-278.
10. Pashinskaya V. V. Formirovaniye «Elektronnoy demokratii» v Rossiyskoy Federatsii [Formation of "Electronic Democracy" in the Russian Federation]. Basic research, 2013, Vol. 11-6, P. 1278-1281.
11. Tikhovodova A. V. Filosofskiye osnovy stanovleniya elektronnoy demokratii [Philosophical Foundations of the Formation of E-Democracy]. Successes of modern science, 2017, Vol. 4, P. 70-74.
12. Demokratiya I kachestvo gosudarstva [Democracy and the Quality of the State]. URL: https://rg.ru/2012/02/06/demokratia.html (Accessed: 01 December 2018).
13. Kaz'mina E. A. Elektronnaya demokratiya v Rossii: otdel'nyye aspekty stanovleniya I razvitiya [E-Democracy in Russia: Some Aspects of Formation and Development]. Bulletin of the Kazan Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia, 2013, Vol. 14, P. 17-21.
14. Elimbayev A. T. Elektronnaya demokratiya kak innovatsionnyy instrument razvitiya grazhdanskogo obshchestva v RossiyskoyFederatsii [E-Democracy as an Innovative Tool for the Development of Civil Society in the Russian Federation]. Bulletin of Tyumen State University. Socio-economic and legal studies, 2014, Vol. 8, P. 114-119.
15. Domnina A. V. Razvitiye mekhanizmov elektronnoy demokratii v sovremennoy Rossiyskoy Federatsii [Development of E-Democracy Mechanisms in the Modern Russian Federation]. Bulletin of Nizhny Novgorod University. N. I. Lobachevsky, 2014, Vol. 3-2, P. 70-73
16. Auditoriya interneta v Rossii vyrosla na 4% [Internet Audience in Russia Grew by 4%]. URL: http://mediascope.net/press/news/812866/ (Accessed: 13 February 2018)
17. Volgina T. E. Sovremennyye problem vnedreniya «Elektronnogo pravitel'stva» [Modern Problems of the Introduction of "E-Government"]. Scientists notes TOGU, 2015, Vol. 3, P. 80-86.
18. IKT-2017 [Information and Communication Technology-2017]. URL: http://www.gks.ru/free_doc/new_site/business/it/fed_nabl-croc/index.html (Accessed: 18 February 2018).
19. Kakimi sposobami grazhdane predpochitayut vzaimodeystvovat' s gosudarstvom [What Ways do Citizens Prefer to Interact with the State?]. URL: http://d-russia.ru/kakimi-sposobami-grazhdane-predpochitayut-vzaimodejstvovat-s-gosudarstvom-rosstat.html (Accessed: 18 February 2018).
20. Konyukhova A. V. Sovershenstvovaniye sistemy vzaimodeystviya gosudarstvennoy vlasti I obshchestva na osnove informatsionnoy otkrytosti [Improving the System of Interaction between the Government and Society on the Basis of Information Openness]. Electronic Scientific Journal, 2015, Vol. 2, P. 566-569.
21. Budnikova N. S. Vzaimodeystviye organov gosudarstvennoy vlasti s grazhdanskim obshchestvom [The Interaction of Public Authorities with Civil Society]. Bulletin of the Buryat State University, 2015, Vol. 6, P. 54-57.
22. Demushina O. N. Portaly elektronnykh petitsiy kak forma vzaimodeystviyainstitutovvlastiigrazhdan v Rossii [Portals of Electronic Petitions as a Form of Interaction between Government Institutions and Citizens in Russia]. State and municipal government. Scientific notes of SKAGS, 2016, Vol. 4, P. 176181.
23. Starkova U. M., Lagunova S. V. Elektronnoye uchastiye grazhdan v upravleni igosudarstvom na primere internet-resursa «Rossiyskay aobshchestvennaya initsiativa» [Electronic Participation of Citizens in Government by the Example of the Internet Resource "Russian Public Initiative"]. Sustainable development of science and education, 2017, Vol. 11, P. 81-86.
24. Bershadskaya (Vidyasova) L. A., Racheva A. L. Effektivnost' instrumentov elektronnoy demokratii v Rossii: analiz portalov elektronnykh petitsiy I ploshchadok dlya resheniya gorodskikh problem [The Effectiveness of E-Democracy Tools in Russia: an Analysis of Electronic Petition Portals and Sites for Solving Urban Problems]. The State and the Citizens in the Electronic Environment: Theory and Technology Research: Proceedings of the 18th Conference "The Internet and Modern Society". St. Petersburg: Saint Petersburg ITMO University, 2015, P. 38-51.
25. Antonov Y. V. Elektronnaya demokratiya kak instrument razvitiya grazhdanskogo obshchestva v Rossii [E-Democracy as a Tool for the Development of Civil Society in Russia]. Civil society in Russia and abroad, 2012, Vol. 3, P. 2-4.
26. Vladimir Putin nazval bor'bu s korruptsiyey glavnoy zadachey Genprokuratury [Vladimir Putin Called the Fight against Corruption the Main Task of the Prosecutor General's Office]. URL: https://rg.ru/2017/03/14/putin-nazval-borbu-s-korrupciej-glavnoj-zadachej-genprokuratury.html (Accessed: 23 April 2018).