Таким образом, на практических занятиях по иностранному языку существуют широкие возможности как для формирования личности современного специалиста с высоким творческим потенциалом и нравственными ценностями, так и для реализации концепции модернизации системы высшего профессионального образования.
Литература
1. Азимов Э. Г. Словарь методических терминов. СПб., 2010.
2. Ананьев Б. Г. О проблемах современного человекознания. М., 2009.
3. Брусенская Л. А. Юридическая риторика: учебник. М., 2014.
4. Евдокимова М. Г. Проблемы теории и практики информационно-коммуникационных технологий обучения иностранным языкам: монография. М., 2009.
5. Конецкая В. В. Социология коммуникации. М., 2010.
6. Куликова Э. Г. Правовая и языковая норма: методология, системность, функционализм // Слово. Закон. Нравственность: сборник научных трудов, посвященный юбилею д-ра филол. наук, профессора А. В. Осташевского. Краснодар, 2009.
7. Куликова Э. Г., Беляева И. В. Толерантная языковая и командная правовая норма: манипулирование как нарушение этической нормы // Философия права. 2009. № 4.
8. Куликова Э. Г. Культурная парадигма эпохи постмодернити: языковая норма // Философия права. 2010. № 3 (40).
9. Сальная Л. К. Обучение профессионально ориентированному иноязычному общению: монография. Таганрог, 2009.
10. Солдатова Н. В. К вопросу о формировании дискурсивной компетенции // Академический вестник. 2006. № 4.
11. Солдатова Н. В. Современные технологии обучения: проблемный метод // Академический вестник. 2013. № 1.
12. European Language Portfolio. M., 2008.
УДК 351.74 ББК 67.99
А. В. Степкин, С. Н. Мартусенко
ПРЕДПОСЫЛКИ ВОСПИТАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ
КАК ЦЕННОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОТРУДНИКА ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ
В статье рассмотрены три группы предпосылок воспитания профессиональной культуры как ценности деятельности сотрудника органов внутренних дел: социальные, психологические, педагогические.
Ключевые слова: предпосылки, профессиональная культура, ценность деятельности.
IMPLICATION OF UPBRINGING OF PROFESSIONAL CULTURE AS VALUES OF ACTIVITY
OF THE LAW ENFORCEMENT OFFICER
In the article three groups ofprerequisites, education ofprofessional culture as values ofactivity of the employee of law-enforcement bodies are considered: social, psychological, pedagogical.
Keywords:prerequisites, professional culture, activity value.
Любой воспитательный процесс обусловлен определенными предпосылками. Наш подход к выделению таких условий основан на следующих теоретических суждениях:
1. Воспитание профессиональной культуры личности как ценности деятельности - процесс динамичный, связанный с переходом возможного в действительное. В каждой личности в любой момент ее жизни присутствуют разные уровни действительного и возможного, которые следует иметь в виду в данном процессе. Во-первых, это
прежние возможности личности, перешедшие в действительные и отражающие Я-настоящее; во-вторых, настоящие возможности, подвергаемые развитию и отражающие Я-желаемое; в третьих, будущие возможности, зарождающиеся в настоящем и связанные с Я-идеальным.
2. В зависимости от характера закономерностей, лежащих в основе актуализации возможностей личности в процессе воспитания, могут быть выделены как абстрактные, так и реальные обстоятельства. Различие между ними довольно
относительно, так как если появляются определенные условия, то абстрактная возможность превращается в реальную. Поэтому значимыми представляются не столько возможности, сколько условия их реализации.
3. При моделировании воспитания профессиональной культуры как ценности деятельности личности процесс протекает через последовательную смену ее состояний и их взаимосвязь: осознание своих потенциальных возможностей, связанных с системой ценностных ориентаций, — адекватное их проявление в профессиональной деятельности — активное самопознание, самопрограммирование, самореализация.
4. В психологическом плане воспитание профессиональной культуры как ценности деятельности связано с преломлением «внешнего через внутреннее» (С. Л. Рубинштейн). Внутренняя детерминация заключается в подчеркивании момента самоопределения личности в профессиональной культуре как ценности через верность себе в профессии. Под влиянием внешнего личность изменяется, приобретая новые свойства и качества.
Указанные теоретические суждения легли в основу следующих предпосылок, которые в нашем представлении имеют наибольшее значение в воспитании профессиональной культуры сотрудника органов внутренних дел как ценности его деятельности:
1. Социальные предпосылки:
1) культурация как социальный заказ на воспитание. Миссия воспитания в этом контексте состоит в том, чтобы помочь человеку состояться и нравственно противостоять трудностям, обрести истинные, а не ложные ценности и смыслы жизни, найти адекватные формы адаптации, культурной идентификации и самореализации, сохранить свою индивидуальность и культурными способами, безопасно для окружающих решать свои проблемы [13, с. 247-251].
Исходя из сказанного, современный социальный заказ на воспитание сотрудника органов внутренних дел заключается в том, чтобы ввести его в пространство культуры, оказать помощь в осмысленном выборе личностно значимых и профессионально значимых ценностей, построении культуросообразных моделей профессионального поведения;
2) взаимосвязь со средой. Воспитание личностных ценностей сотрудника органов внутренних дел зависит от взаимодействия со средой, предполагающего единую культурно-ценностную и ментальную основу. К настоящему времени наукой накоплена определенная система знаний о взаимодействии человека и социальной среды.
Однако, по словам Н. У. Зинченко [6], данная проблема разработана еще недостаточно хорошо.
Применительно к рассматриваемому нами вопросу особое значение придается культурным практикам, накопленным общественной средой и позволяющим осуществлять воспитание профессиональной культуры сотрудника правоохранительных органов как ценности деятельности. При этом культурные практики социальной среды, обладающие формирующим влиянием, рассматриваются как движущая сила, задающая субъекту необходимую направленность профессиональной деятельности.
Деятельность сотрудника органов внутренних дел в контексте средового взаимодействия имеет свою специфику, в ней одновременно присутствуют культурные, идеологические, экономические, политические и иные компоненты общественной среды. Для полицейских такой «образ» играет определяющую роль, прежде всего в осмыслении ценности выбранной профессии, которая значима как для общественной среды, так и для него самого [2, с. 78-80; 5, с. 206-209];
3) интеграция субъекта профессиональной деятельности в профессиональную среду. Практика свидетельствует о том, что ценностное восприятие индивидом требований профессиональной деятельности во многом зависит от способов и характера представления информации о ней как внутри профессионального сообщества, так за его пределами. Позитивная информация, циркулирующая в коллективе профессионалов, оказывает ценностно-формирующее влияние и безболезненно интегрирует индивида в коллектив, а негативная тормозит, блокирует, деформирует усилия личности в работе над собой [7, с. 65-69].
В процессе интеграции индивида в профессиональную среду важную роль играют две позиции: субъективное отношение к окружающим и субъективное отношение к себе. Хотя обе позиции обусловлены процессом отражения образа профессиональной деятельности в сознании индивида, мера рефлексии второй позиции все же значительнее. Именно она составляет основу формирования личностно ценностного отношения к профессиональной культуре. На наш взгляд, ее можно измерить по таким параметрам, как значимость профессиональной культуры в ориентации личности на жизненный успех, ценности настоящего и ценностной проекции будущего; отношение к будущему, конкретности и структурированности планов, их содержанию и углубленности, ориентацию на социально и личностно значимые признаки профессии [9, с. 269-273].
2. Психологические предпосылки:
1) потребность быть личностью. Проблема поиска сотрудником органов внутренних дел себя как личности, как субъекта профессиональной деятельности имеет свою специфику. Она состоит в том, что наряду с общими способностями, которыми наделен каждый человек, ему должны быть присущи и особые психофизиологические качества, обусловленные самой сущностью профессионального труда в правоохранительной сфере.
Как свидетельствует опыт, в начале профессиональной деятельности сотрудника органов внутренних дел осуществляется процесс самопознания, самоанализа, самооценки как личностных, так и профессионально значимых качеств. Идет поиск самоопределения, что создает внутренние условия для функционирования механизма профессиональной адаптации. Можно даже утверждать, что молодой сотрудник в это время находится на стадии максимальной персонали-зации [10, с. 94-96].
Период переживания чувства идентичности (самоотождествления) с профессией наступает позднее. Субъект деятельности стремится быть самим собой, но в основном тогда, когда он чувствует наибольшую значимость своего «Я» для других. Наблюдения показывают, что расширение радиуса значимых отношений задают внешние условия идентификации.
Нередко молодые сотрудники органов внутренних дел попадают в проблемно-конфликтные ситуации по причине недостатка профессиональных знаний и навыков. Преодолению таких ситуаций может способствовать не только личностное, но и профессиональное развитие [11, с. 151159; 12]. В результате актуализации этих процессов повышенная тревожность между Я-идеаль-ным и Я-реальным снижается, что влечет за собой стимул саморазвития. Этот стимул может исходить из гуманистической направленности организуемой извне воспитательной работы. В этом случае в ходе воспитания желательно акцентировать внимание на мотивационно-ценностных структурах личности (потребности, мотивы, интересы, идеалы, цели, смыслы), создавать ситуации признания воспитуемыми необходимости гармоничного саморазвития личности, целенаправленно влиять на сознательное принятие личностью общественного долга, оказывать помощь воспитуемым в осознании необходимости духовных затрат и самосовершенствования для осуществления деятельности;
2) стремление к самоактуализации. Известно, что в системе мотивов любого нормального человека доминирует стремление к актуализации потенций, способностей, талантов как осуществ-
ление миссии (или призвания, судьбы, предназначения), как более полное знание и принятие собственной сокровенной сущности, как непрерывное стремление к единству, интеграции или синергии личности [14]. Однако самоактуализация является свершившимся фактом лишь у немногих людей, но она присутствует у большинства в виде стремления, влечения, чего-то желаемого, но еще не достигнутого. Следовательно, стремление к самоактуализации можно развивать. К таким качествам личности прежде всего следует отнести объективные ценности бытия. Одной из них является культура, которая в деятельности профессионала может приобрести устойчивую форму его бытия лишь в процессе личностного развития и саморазвития. В их основе лежит принцип самодвижения, детерминирующий способность личности превращать собственную жизнедеятельность в предмет практического преобразования.
Акцентируя внимание на внутреннем потенциале самоизменения личности и абстрагируясь от врожденных свойств и внешних условий существования, С. И. Гессен писал, что «.. .личность человека... есть дело рук самого человека, продукт его самовоспитания. Личность никогда не дана готовой, но всегда создается, она не есть пассивная вещь, но творческий процесс.» [6, с. 73].
Рассматривая взаимосвязь саморазвития и самореализации, К. А. Абульханова-Славская пишет: «Самосовершенствование (саморазвитие) включает, на наш взгляд, процесс приобщения к культуре своего общества, своей эпохи, постоянное повышение уровня своих знаний в процессе непрерывного образования, пополнения имеющихся знаний новыми и, наконец, процесс активной реализации себя в жизни, в труде» [1, с. 261].
Из сказанного следует, что саморазвитие может рассматриваться в качестве целевой предпосылки в бесконечном процессе развития, создающего новые потребности и стремления личности к более высоким уровням профессионального бытия;
3) готовность к рефлексивной регуляции психических состояний. Рефлексия сотрудником органов внутренних дел, деятельность которого всегда сопряжена с высоким уровнем физических и психических нагрузок, является основным звеном регуляторных процессов. Она позволяет прогнозировать, «проигрывать» варианты и результаты регуляции состояний в тех или иных обстоятельствах и ситуациях профессиональной деятельности. В результате происходит перестройка сложившихся способов действий, анализ того, что не приводит к успеху, и принятие решения к применению наиболее адекватных
наличной или прогнозируемой ситуации, событию или деятельности в целом.
Поскольку рефлексивные процессы субъекта порождают новые смыслы и значения, новые отношения, мы рассматриваем рефлексию как необходимый компонент культуры профессиональной деятельности сотрудника правоохранительных органов. Однако, согласно нашим данным, в реальной практике проявление степени развитости рефлексивных процессов у сотрудников органов внутренних дел, особенно на начальном этапе профессиональной деятельности, различно. Этот факт свидетельствует о том, что в данном направлении необходима целенаправленная воспитательная работа с личным составом органов внутренних дел.
3. Педагогические предпосылки:
1) наличие воспитательной стратегии. Под воспитательной стратегией мы понимаем динамическую систему перспективных ориентаций субъекта, предполагающую определение и принятие им наиболее значимых ценностных ориентиров и приоритетов на ближайшую или долгосрочную перспективу.
Стратегию воспитания профессиональной культуры сотрудника органов внутренних дел как ценности деятельности мы принимаем как некий идеал. При этом идеальность может рассматриваться двояко: с одной стороны, как субъективная идеальность, содержащая личностные смыслы и ценности, а с другой - как объективная идеальность, включающая культурно обусловленные образцы, нормы, ценности, которые усвоены личностью в процессе ее профессионального становления.
В воспитательной стратегии, ориентированной на формирование профессиональной культуры сотрудника правоохранительных органов как ценности деятельности, существенную роль играет самовоспитание. Оно понимается нами как форма сознательной, целеустремленной и систематической работы сотрудника органов внутренних дел над собой, направленной на формирование и совершенствование положительных и устранение отрицательных качеств личности в соответствии жизненными потребностями, сложившимися идеалами и требованиями профессиональной деятельности. Основой самовоспитания сотрудника органов внутренних дел является волевой компонент. Только способность к проявлению волевых усилий выступает для него залогом формирования в себе необходимых качеств;
2) ценностное и смысловое восприятие профессиональной компетентности. Профессиональная компетентность сотрудника органов внутренних дел - это необходимое условие успешной оперативно-служебной деятельности,
основные позиции которой излагаются в соответствующих приказах и положениях. Согласно нормативным документам компетентный сотрудник органов внутренних дел - это тот, кто владеет личностными качествами гражданина-патриота, глубокими и устойчивыми правовыми знаниями, проявляет верность своей стране и профессиональному долгу, имеет государственно-правовые взгляды, высокий моральный дух, осознает общественную значимость своей профессии, коммуникативной культуры, потребность в личностном совершенствовании, в повышении уровня образованности и профессиональной культуры [4, с. 43-46].
Однако, как свидетельствует практика, в сознании многих сотрудников органов внутренних дел слабо представлена ценностно-смысловая составляющая профессиональной компетентности. Это между тем сдерживает процесс формирования культуры профессиональной деятельности этих сотрудников, влияет на предпочтения, ценности, профессиональные и жизненные планы. В свете сказанного актуальной представляется задача преобразующего влияния воспитательной работы среди сотрудников органов внутренних дел, направленной на усиление ценностно-смыслового контекста профессиональной компетентности.
Литература
1. Абульханова-Славская К. А. Стратегия жизни. М., 1991.
2. Барнаш Л. В., Тимошенко Л. И., Гуц С. И. Последствия неповиновения сотрудникам правоохранительных органов при охране общественного порядка // Юристъ-Правоведъ. 2014. № 1 (62).
3. Гессен С. И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию. М., 1995.
4. Горовая В. И., Мартусенко С. Н. Профессиональная деятельность как способ самовыражения личности // Наука 21 века: вопросы, гипотезы, ответы. 2013. № 1.
5. Гужов Е. А., Степкин А. В. Актуальные вопросы организации подготовки сотрудников полиции по применению огнестрельного оружия // Актуальные вопросы совершенствования специальной подготовки курсантов и слушателей образовательных учреждений системы МВД России: сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции. Краснодар, 2014.
6. Зинченко Н. У. Проблемы личностного развития // Мир психологии. 1997. № 2.
7. Иноценко В. А., Степкин А. В. Современное состояние и направления развития автомобильной подготовки в системе МВД России // Актуальные вопросы совершенствования спе-
циальной подготовки курсантов и слушателей образовательных учреждений системы МВД России: сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции. Краснодар, 2014.
8. Краснокутский Д. Н., Тимошенко Л. И. Использование пейнтбольного и страйкбольно-го оборудования в обучении сотрудников спецподразделений МВД России // Научно-методические проблемы подготовки инструкторско-педа-гогических кадров по боевой и физической подготовке для органов внутренних дел: сборник материалов VI межвузовской научно-практической конференции. Ставрополь, 2013.
9. Кочеров Ю. Н., Мартусенко С. Н. Проблема культуры личности сотрудника правоохранительных органов как совокупности составляющих ее подкультур // Вестник университета. 2012. № 9 (1).
10. Мартусенко С. Н. Формирование профессиональной культуры сотрудника органов внутренних дел в условиях начальной профессиональной подготовки // Мир науки, культуры, образования. 2013. № 4 (41).
11. Тарасов В. А., Мартусенко С. Н. Организационное обеспечение процесса формирования
профессиональной компетентности слушателей, проходящих обучение по программе профессиональной подготовки, впервые принимаемых на службу в органы внутренних дел // Актуальные вопросы совершенствования специальной подготовки курсантов и слушателей образовательных учреждений системы МВД России: сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции. Краснодар, 2014.
12. Тимошенко Л. И. Научно-методические проблемы подготовки инструкторско-педагогиче-ских кадров по боевой и физической подготовке для органов внутренних дел: сборник материалов VI межвузовской научно-практической конференции. Ставрополь, 2013.
13. Черноусов М. В., Мартусенко С. Н. Актуальные вопросы применения сотрудниками полиции огнестрельного оружия // Актуальные вопросы совершенствования специальной подготовки курсантов и слушателей образовательных учреждений системы МВД России: сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции. Краснодар, 2014.
14. Maslow A. Toward a psychology of Being. N.Y., 1968.
УДК 351.74 : 159.9.072 ББК 88
В. А. Головко, И. E. Лапшин
О НЕОБХОДИМОСТИ ТРЕНИНГОВ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ СОТРУДНИКОВ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ К ПРИМЕНЕНИЮ ОГНЕСТРЕЛЬНОГО ОРУЖИЯ
В статье обосновывается целесообразность проведения тренингов в процессе подготовки сотрудников полиции к применению табельного огнестрельного оружия. Результаты исследования демонстрируют повышение общего уровня саморегуляции сотрудников органов внутренних дел, развитие их индивидуально-психологических особенностей.
Ключевые слова: тренинг, правомерное применение оружия, индивидуально-психологические особенности личности, психологическая диагностика.
ABOUT THE NECESSITY OF TRAININGS FOR PREPARATION OF LAW-ENFORCEMENT
BODIES STAFF FOR APPLICATION OF FIREARMS
Expediency of carrying out trainings in the course of training ofpolice officers for application of organic firearms locates in article. Results ofresearch show increase of the general level ofself-control of staffof law-enforcement bodies, development of their individual and psychological features.
Keywords: training, lawful use of weapons, individual and psychological features of the personality, psychological diagnostics.
В соответствии с нормативными документами и служебной необходимостью практически все сотрудники полиции несут службу с табельным огнестрельным оружием. Применение ору-
жия требует от сотрудника ОВД мобилизации всех резервных, защитных и компенсаторных механизмов организма, позволяющих прогнозировать возможные варианты развития ситуа-