ма конкретно разрешима путем придания ему высшей юридической силы - путем волеизъявления народа и решением фактически не существующей проблемы.
Из числа опрошенных нами респондентов более 92% однозначно высказались за сохранение смертной казни к лицам, совершившим особо тяжкие преступления против жизни. А мнение профессиональных юристов - работников суда, органов внутренних дел, прокуратуры, даже адвокатуры по тому же вопросу превзошло все ожидаемые результаты и составило 96%. Следовательно, смертная казнь в виде исключительной меры наказания нужна сегодняшней России как весомый аргумент в борьбе с необузданной и жестокой преступностью, как единственный правовой инструмент установления социальной справедливости к убийцам.
ЛИТЕРАТУРА
1. Барановский С. Не жестокость, а справедливость // Соц. законность. - 1991. - № 9. - С. 27-28.
2. Бородин С.В. Еще раз о смертной казни за убийство // Гос-во и право. - 2001. - № 4. - С. 56-93.
3. Закс В.А. Социокультурные предпосылки коррупции // Гос-во и право. - 2001. - № 4. - С. 52.
4. Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации / Под общей ред. председателя Верховного суда РФ, д-ра юрид. наук В.М. Лебедева и д-ра юрид. наук, профессора Ю.И. Скуратова. - 4-е изд., перераб. и доп.- М.: НОРМА, 2002. - С. 125-126.
5. НикифоровА.С. О смертной казни // Гос-во и право. -2001. - № 4. - С. 64-65.
6. Петропавловский В. Нужна не гуманизация наказания, а нормализация условий содержания заключенных // Российская юстиция. - 2002. - № 10. - С. 43.
7. Указ Президента РФ от 16.05.1996 г. “О поэтапном сокращении применения смертной казни в связи с вхождением России в Совет Европы” // Собрание законодательства Российской Федерации. - 1996. - № 21. - Ст. 2468.
8. ХоменкоВ.В. Смертная казнь: мораторий против закона? // Парламентская газета. - 2002. - № 27. - 7 февраля. - С. 1, 4.
9. Ялунин В. Лишение свободы на длительный срок и пожизненно: законодательные нормы и их применение // Преступление и наказание. - 2002. - № 8. - С. 4-9.
ДУХОВНОСТЬ КАК СОСТАВЛЯЮЩАЯ МОРАЛЬНОГО И ПРАВОВОГО СОЗНАНИЯ СОТРУДНИКОВ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ
В.В. Хадыкина, преподаватель
УЦ УВД Омской области
Что значат законы без хороших нравов, что значат хорошие нравы без веры?
Гораций
Многочисленные теоретические и практические исследования общественного развития и функционирования подтверждают наличие взаимосвязи и взаимовлияния состояния духовно-нравственной сферы общества и уровня реального правопорядка и преступности. Анализ социальной деятельности органов внутренних дел
позволяет установить аналогичную закономерность между уровнем духовно-нравственного развития, правосознания сотрудников правоохранительных органов и эффективностью осуществляемой ими правоприменительной деятельности. Изучение проблем общекультурного и профессионального становления сотрудников органов внутренних дел позволяет совершенствовать организацию учебно-воспитательного процесса в учреждениях профессиональной подготовки кадров МВД, способствует формированию целостной, гармоничной, духовно-нравственной и профессионально компетентной личности.
Каково содержание понятия “духовность”? В. Даль определяет духовное как “все относящееся к Богу, церкви, вере; все относимое к душе человека, все умственные и нравственные силы его, ум и воля” (2, 503). Следует отметить, что среди современных толкований указанного термина отсутствует единство, однако не вызывает сомнений его связь с религией, христианским мировоззрением, общечеловеческими ценностями.
Протоиерей Федор считает, что краткой православной формулой духовности может выступать завет Преподобного Серафима Саровского: “Цель христианской жизни - стяжание Духа Святого”, а суть стяжания заключается в соблюдении евангельских заповедей (4, 59). Среди светских определений духовности наиболее интересное Н.Л. Гранат: “духовность - одно из основных измерений человеческой личности... которое является высшим и свидетельствует о богатстве, многогранности человеческой сущности, о причастности личности к высшим общечеловеческим ценностям” (1, 134).
К основным содержательным составляющим духовности следует отнести духовные идеи, представления, взгляды, ценности, идеалы, принципы и нормы. Они направляют и определяют поведение как отдельного человека, так и различных социальных групп, влияя, таким образом, на состояние правопорядка в обществе и уровень преступности.
Структура профессионального сознания сотрудников органов внутренних дел включает два элемента: правовое и нравственное сознание (6, 91). Право и мораль как общественные явления настолько тесно взаимосвязаны друг с другом, что трудно провести четкую грань между правовым и нравственным сознанием. Соотношение объединяющих и противопоставляющих начал морального и правового сознания может быть различным. Во многом оно определяется социально-историческими условиями жизнедеятельности общества, его духовно-культурным уровнем развития.
В обществе, сохраняющем политическую, социально-экономическую и духовную стабильность, обеспечивающем взаимную реализацию общественных, групповых и личностных интересов, моральное сознание общества и социальных групп легитимизирует властные усилия государственных структур по сохранению и правовому закреплению существующего социального состояния. Моральное и правовое сознание не противоречат друг другу, они тесно взаимодействуют в процессе социально-нормативной регуляции. Право при этом обретает нравственную основу, которая способствует его укреплению, признанию его значимости как важного социального регулятора. При этом эффективность
правоохранительной деятельности органов внутренних дел обеспечивается поддержкой населения, сопровождается высоким уровнем оценки социальной деятельности системы внутренних дел.
В духовно дезорганизованном обществе, в котором обострены социальные противоречия, сильны деструктивные процессы, разбалансированы механизмы взаи-мореализации интересов различных социальных групп. Это затрудняет удовлетворение основных потребностей социальных групп и индивидов, чьи интересы игнорируются социальной системой. Моральное сознание не приемлет существующего положения: право теряет нравственную основу, снижаются легитимность власти, эффективность правоохранительной деятельности, которая не пользуется поддержкой и признанием населения. В обществе формируется негативное отношение как к органам государственного управления в целом, так и к органам внутренних дел в частности. Происходит рост преступности, которая приобретает моральную оправданность (например, положительно оценили в 2001 г. деятельность органов внутренних дел в Омской области 33% опрошенных граждан и безусловно готовы помочь сотруднику милиции в случае необходимости - 24% респондентов) (3, 56).
Низкий уровень сформированности духовно-нравственной сферы способствует возникновению деформаций правового сознания у сотрудников органов внутренних дел. Это приводит иногда к значительным нарушениям прав граждан в процессе осуществления правоприменительной деятельности. Более всего подрывают авторитет милиции равнодушие и низкая культура сотрудников. На эту причину указали 42% опрошенных в Омской области в 1992 г., 52% - в 1993 г. (3, 56), 56% их отметили грубость, бестактность со стороны сотрудников органов внутренних дел по отношению к гражданам в 2001 г. Устойчивый рост показателя свидетельствует о снижении уровня общей и профессиональной культуры сотрудников милиции за последнее десятилетие. Однако следует отметить, что эта тенденция характерна не только для исследуемой профессиональной группы, но и для всего общества в целом.
Источником приращения духовного потенциала может стать возрождение на качественно новом уровне работы по формированию устойчивых духовно-нравственных качеств личности у сотрудников органов внутренних дел. Прежде всего следует возродить во многом утраченную духовную связь с двухсотлетней историей развития органов охраны правопорядка в России, опираться на отечественные традиции и обычаи. При этом следует восстанавливать преемственность не только с далеким прошлым, но и с советской практикой, которая накопила немало положительного опыта в борьбе с преступностью.
Среди приоритетных направлений формирования духовных качеств профессионала МВД следует считать:
- эстетическое воспитание и формирование общей культуры;
- морально-этическое воспитание и осуществление в его рамках деонтологической подготовки;
- правовое воспитание и формирование правовой культуры.
Формирование устойчивой духовности у сотрудников МВД способствует упрочению роли общечеловеческих ценностей, нравственных ориентаций в деятельности органов внутренних дел, нейтрализует негативное влияние деформаций морального и правового сознания на выполнение сотрудниками милиции служебного долга, способствует развитию у них общей и профессиональной культуры (5, 327).
ЛИТЕРАТУРА
1. Гранат Н.Л. Духовность как специфически человеческое качество, характеризующее мотивацию и смысл поведения личности // Духовность. Правопорядок. Преступность. -М., 1996.
2. Даль В. Толковый словарь живого великорусского языка. Т.1. - М., 1989.
3. Кожевников В.В. Социально-правовая активность работников органов внутренних дел. - Омск, 1996.
4. Протоиерей Федор (Соколов). Духовность. Правопорядок. Преступность // Духовность. Правопорядок. Преступность. - М., 1996.
5. Профессиональная этика сотрудников правоохранительных органов. - М., 1997.
6. Сокова З.К. Профессиональная этика. - М., 2000.
ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ ПРИМЕНЕНИЯ ОГНЕСТРЕЛЬНОГО ОРУЖИЯ СОТРУДНИКАМИ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ
И.Н. Коноплева, ст. психолог-инспектор ОК и ВР
УВД г. Ростова-на-Дону
Для пресечения преступлений и правонарушений государство наделило представителей правоохранительных органов правом использования огнестрельного оружия. Законами практически всех государств установлен общий принцип применения оружия правоохранительными органами. Применение огнестрельного оружия рассматривается как исключительная мера, предназначенная только для самообороны или защиты других лиц от причинения телесного повреждения или угрозы смерти (6).
Во всех случаях применения оружия должностные лица обязаны сделать ясное предупреждение - словесное или выстрелом в воздух - и стараться сводить к минимуму причинение ущерба или телесных повреждений участникам инцидента. В числе гарантий, обеспечивающих предупреждение незаконного использования мер принуждения, являются законодательные нормы, предоставляющие лицам, в отношении которых применялись сила или огнестрельное оружие, право требовать независимую административную или судебную проверку законности этого применения (1).
В последние годы активность преступников заметно превысила активность милиции, число погибших и раненых сотрудников милиции выше количества пострадавших преступников, в сравнении с предыдущими периодами. По заключению профессора Д.А. Корецкого,