ческой и социальной ситуации в сельском хозяйстве, поддержание рентабельности отрасли и обеспечение продовольственной безопасности.
Сельское хозяйство во всех странах отнесено к стратегическим приоритетным отраслям экономики и поэтому государство принимает активное участие в развитии сельских территорий.
Для поддержания землепользователей аридного региона особенно необходима финансовая поддержка. При консервации сельскохозяйственных земель необходимо участие государства в издержках сельхозтоваропроизводителей на восстановление плодородия трансформированных сельскохозяйственных угодий, на внедрение почвозащитных технологий.
Заслуживает внимания, широко применяемая за рубежом практика государственной поддержки фермеров, проводящих почвозащитные и иные природоохранные мероприятия.
В США в рамках реализации Закона «О продовольственной безопасности», в целях борьбы с недопустимо высоким уровнем эрозии почвы осуществляется Программа создания резервного фонда земель, в соответствии с которой государство установило ежегодные выплаты фермерам за добровольный вывод из обработки площадей, в сильной степени подверженных эрозии. При этом государством возмещается до 50% издержек, связанных с залужением и лесопосадками на этих площадях.
Накопленный опыт природоохранной деятельности в США, особенно в части сохранения земель сельскохозяйственного назначения полезен для российских аграриев и должен быть учтен, особенно в экологически неблагополучных районах, в частности на аридных территориях.
Перспективным направлением для аридных регионов России является американская практика вывода из сельскохозяйственного оборота земель, подверженных деградационным процессам и их консервации.
ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА
1. Баутин В. М. Проблемы устойчивого развития сельского хозяйства и сельских территорий -М.: ФГНУ «Росинформагротех», 2006. - С.
2. Курепина Н.Л. Экономические и экологические проблемы воспроизводства в сельском хозяйстве аридных территорий.- Элиста: АПП «Джангар», 2004.- 224 с.
3.Курепина Н.Л. Эколого-экономическая эффективность аграрного природопользования Калмыкии [Текст]. - Ростов н/Д: Изд-во СКНЦ ВШ, 2003.
4.Устойчивое развитие сельских территорий как фактор обеспечения экономической безопасности / Ю.С. Богзыков, Б.А. Гольдварг, Курепина Н.Л. и др.- Элиста: АПП Джангар, 2009.270 с.
5.www.gks.ru Сайт Федеральной службы государственной статистики
ПРЕДПОСЫЛКИ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ СЕЛЬСКИХ ТЕРРИТОРИЙ
ПСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Ефимова А.А., к.э.н., завотделом экономики Каменская Е.В., к.э.н., ст.н.с.
ГНУ Псковский научно-исследовательский институт сельского хозяйства
Устойчивое развитие сельских территорий весьма актуально с позиций региональной аграрной экономики и экономики природопользования. Это способствует решению имеющихся в сельской местности экономических, социальных, экологических и природоресурсных проблем, возникающих на пути возрождения сёл.
В Псковской области сельские территории охватывают более половины земель, где проживает 29% сельского населения. За последние 20 лет социальные проблемы Псковского села резко обострились. Сельское сообщество переживает системный кризис, проявлениями которого выступают опережающие в два раза темпы естественной убыли сельского населения по сравнению с городским, бедность, безработица, дефицит квалифицированных кадров, устойчивая тенденция спада сельскохозяйственного производства за счет
мелкотоварного сектора, разрушение сельской социальной инфраструктуры, сокращение посевных площадей.
Усиливаются различия между муниципальными районами. Социально-экономическое состояние внутрирегиональных сельских территорий отличается по комплексу индикаторов в разы. Результаты исследований показали, что значительная часть сельских территорий области имеют те или иные признаки депрессивности. Активное сельское население стремится к перемене места жительства, что подтверждают наши анкетные обследования. Основное население не может переселиться по ряду причин и вынуждено постоянно проживать в неблагоприятной среде обитания.
Система предпосылок преодоления депрессивности сельских территорий муниципального образования представляет собой комплекс социо-эколого-экономических, административных, законодательных мер, направленных на улучшение качества жизни населения и устойчивое развитие этих территорий. Разработка этих мер невозможна без достоверной оценки. Критерии оценки депрессивности территорий должны отвечать требованиям: объективность и достаточность исходной информации; сравнительный и многокритериальный характер оценок; отбор минимума необходимых и достаточных показателей; поиск и отбор дополнительной к статистическим источникам информации.
Имеющаяся в настоящее время статистическая база данных по качеству и условиям жизни населения, наличию трудовых ресурсов на местном уровне не дает возможности осуществить всестороннее измерение и адекватный анализ депрессивности локальных территорий. Госстатистика не может предоставить информацию по среднедушевым денежным доходам населения, следовательно, невозможным становится определение уровня бедности селян - одного из основных критериев депрессивности территории.
Перечисленные выше показатели отсутствуют в разрезе сельских поселений. Поэтому количественные данные статистики в обязательном порядке следует дополнить социологической составляющей: параметрами, формируемыми на основе изучения общественного мнения с привлечением информации, основанной на социологических опросах населения (1).
По результатам НИР 2011-2012 гг. наиболее депрессивной сельской территорией Псковской области является Плюсский район. Его интегральная оценка по 10 статистическим индикаторам, характеризующим сельские территории, за 2010 г. составила 1,88, что более чем в три раза ниже по сравнению с лучшими сельскими территориями области. Для Плюсского района характерны также опережающие темпы спада экономических показателей по сравнению с другими проблемными территориями региона (2,3).
В 2012 г. нами проведен анкетный опрос 200 сельских жителей трех разных по численности деревень Запольской волости Плюсского района по 39 позициям (характеристике респондентов, доходам, домашнему хозяйству, качеству услуг, состоянию здоровья, проблемам, конфликтам, употреблению алкоголя, отношению к власти и т.д.).
Характеристика опрашиваемых включала их возрастной состав, пол, образование, семейное положение, размер семьи, наличие детей, род занятий, место регистрации, продолжительность жизни и работы в сельской местности. Возрастной состав анкетируемых был следующий: до 30 лет - 7%, 30-39 - 18%, 40-49 - 19%, 50-59 - 27%, старше 60 лет -26%. По уровню образования: 33% респондентов имеют среднее образование, 27% закончили ПТУ, 34% - со средним специальным образованием, 6% - с высшим. Большинство людей проживают в сельской местности более 20 лет. По роду занятий анкетируемые распределились так: представители местной интеллигенции - 19%, разнорабочие - 22%, механизаторы, водители - 7%, специалисты - 2%, пенсионеры - 25%, безработные - 23% и дачники - 2%.
Условия проживания 77% респондентов - отдельный небольшой сельский дом площадью 34-58 м2 с печным отоплением, водоснабжение из колодца, газ в баллонах, сотовая связь. 23% проживают в квартирах, где есть центральное водоснабжение, ванна или
душ, домашний телефон. Почти у всех селян имеется личное подсобное хозяйство с приусадебным участком размером 7-12 соток земли. 14% населения держат корову, свиней, у большинства семей есть птица. 37% анкетируемых реализуют излишки продукции для получения дополнительного дохода. Каждая семья имеет холодильник, телевизор, ювелирные изделия. У 11% опрошенных есть трактор, 37% - автомобиль, 34% - компьютер, 24% - вклады в банках.
По уровню среднедушевых доходов в семье ответы в процентном отношении распределились так: более 60% сельского населения бедные и малообеспеченные, богатых нет (рис.1).
11%
48%
□ Бедный о Малообеспеченный о Среднеобеспеченный о Затруднялись с ответом
Рисунок 1. Структура уровня обеспеченности доходами сельских жителей Запольской
волости Плюсского района Псковской области В деревне Заполье социальные объекты представлены: магазином, кафе, почтой, медпунктом, клубом с библиотекой, зданием волости. Нет школы и дошкольного образовательного учреждения, поэтому две трети опрашиваемых удовлетворены предоставляемыми услугами, кроме образовательных. Жители же малочисленных деревень большинством услуг недовольны из-за их недоступности.
Состояние окружающей среды, по мнению большинства (62%), ухудшилось. Конфликты на сельских территориях отмечаются преимущественно на бытовой почве и межевые (75%), между коренными жителями и дачниками (25%). Социальный климат большинством оценивается как благополучный - 83%, неблагополучный - 16%, напряженный - 1%. Социальное настроение у 95% респондентов нормальное, ровное; 5 % испытывают депрессию, тоску. Запас терпения еще не исчерпан - 88% опрошенных ответили, что «все не так плохо и жить можно». 3% считают, что терпеть теперешнее положение уже невозможно.
Свободное время селяне проводят: дома у телевизора, в походах в лес, на рыбалке, посещают родных и друзей, принимают гостей, ходят на клубные мероприятия. Большинство сельских жителей считают, что местные традиции частично утрачены (44%) или не сохранились (54%). Проблемы сельских территорий видятся в плохом использовании земли, отсутствии рабочих мест, низких доходах, недостатке культурных мероприятий, пьянстве, несанкционированных свалках, недоступности водоемов, лесов. Ответы респондентов на вопрос «Если Вы хотите, чтобы Ваши дети (внуки) жили и работали на селе, то кем бы Вы желали их видеть?» отражены на графике в количественном исчислении (рис. 2). Многие респонденты (84%) высказались за развитие несельскохозяйственных видов деятельности - ремесел, сельского строительства, переработки сельхозпродукции, сельского туризма.
■ не хочу чтобы мои дети (внуки} осталисьна селе
Н вижу работниками сельхозпредприятий
вижу специалистами,
руководителями
сельхозпредприятий
■ вижу работниками здравоохранения
■ не знаю, не думал об этом
Рисунок 2. Оценка сельскими жителями Запольской волости Плюсского района Псковской области будущего рода занятий, %
Проведенный анализ депрессивной территории муниципального образования свидетельствует, что для нее характерны: низкий уровень жизни населения, неравный доступ к предоставляемым услугам - транспортным, медицинским, образовательным, культурно-досуговым; высокий износ основных фондов, крайне низкая обеспеченность социальной и транспортной инфраструктурой, дефицит капитала. Преобладают люди пенсионного возраста, сельское сообщество характеризуется адаптивно-пассивным поведением со слабой мотивацией к улучшению жизни, распространен алкоголизм, отмечается взаимное отчуждение между местными жителями и приезжими, утрачены традиции, нет имиджа территории.
Чтобы разработать комплекс мер по выводу территории из состояния депрессии и развитию на ней экономически эффективных видов деятельности, необходимо иметь представление о том, какими возможностями и потенциалом обладает эта территория. Для выявления проблем и предпосылок нами разработана анкета руководителей, специалистов районных администраций и сельских муниципалитетов, проведен их опрос по девяти муниципальным образованиям.
По итогам анкетирования, включающего 26 вопросов для представителей шести районных администраций и четырех сельских муниципалитетов депрессивных территорий, обеспеченность бюджета собственными доходами составляет до 52%, уровень износа коммунальной инфраструктуры 60-90%. Отмечается наличие ветхого и аварийного жилья, объектов здравоохранения, требующих капитального ремонта. Высок удельный вес дорог, не отвечающих нормативным требованиям, особенно в южных районах области - 70-80%. Капитальное строительство соцобъектов нигде не велось за последние пять лет. Обеспеченность спортивными сооружениями в среднем наполовину.
В большинстве обследуемых районов наблюдается избыток трудовых ресурсов с одновременным дефицитом квалифицированных кадров. По мнению представителей администрации, наличие особо охраняемых территорий и динамика экологической ситуации без существенных изменений. Градообразующих предприятий на проблемных сельских территориях немного или совсем нет. Рекультивация земель отсутствует. Работа по изъятию у недобросовестных пользователей неиспользованных сельскохозяйственных земель не проводилась как по причине их невостребованности, так и из-за несовершенства законодательной базы. Социально-экономическое состояние деревень оценивается представителями местной власти как слаборазвитое.
Местная власть видит совершенствование социально-экономической политики только в расширении государственной поддержки. Особенностью местных бюджетов проблемных территорий является то, что они формируются с дефицитом 50 и выше процентов. Их дисбаланс не позволяет исполнять возложенные на органы местного самоуправления
обязанности. Снижение этого дисбаланса может быть достигнуто в основном за счет финансирования из федерального и регионального бюджетов. В четырех административных районах из пяти имеются программы социально-экономического развития до 2020 года, которые не подкреплены финансами. Проектов межрегионального значения и примеров частно-государственного партнерства нет. Развитие предпринимательской деятельности ограничивается отсутствием стабильных рынков сбыта, низкими закупочными ценами на сельскохозяйственное сырье, несовершенством и нестабильностью налогового законодательства, отсутствием земель сельхозназначения в государственной и муниципальной собственности.
Для формирования условий по выводу сельских территорий из состояния депрессии нами выбрана конкретная муниципальная территория - Запольская волость Плюсского района области. На данной территории имеется ряд преимуществ и внутренних резервов. Это выгодное местоположение - район граничит с Ленинградской областью, а деревня Заполье находится на центральной трассе Санкт Петербург-Псков; хорошая экология, наличие лесных угодий и первичной переработки древесины, запасы торфа и предприятия по его добыче. Земельные паи выкуплены у населения и сконцентрированы в ООО «Наше Дело», деятельность которого приостановлена. Есть свободные производственные помещения. На территории волости расположено озеро Песно с богатыми рыбными ресурсами, яблоневый сад площадью семь гектаров в постоянном бессрочном пользовании волости, объект культурного наследия - музей-усадьба Римского-Корсакова, где имеется яблоневый сад на трех гектарах, овощехранилище на 300 т и конюшня.
Предпосылки преодоления депрессии сельских территорий муниципального образования включают:
* выстраивание приоритетов власти, для которой главной задачей должно стать повышение качества жизни населения;
* создание новой управленческой структуры, например, инициативной рабочей группы по разработке проектов, программ, в которую должны войти представители волости, администрации области и района, руководители сельскохозяйственных предприятий, представители малого и среднего бизнеса, местной интеллигенции, молодежи, науки;
* разработку проектов по переработке плодово-ягодной продукции;
* развитие сельского и познавательного туризма в рамках государственного заказа на научные исследования. В результате реализации эффективных инвестиционных проектов с долевым участием федерального центра будут аккумулироваться финансовые ресурсы, необходимые для дальнейшего комплексного развития территории. Для этого необходимо повысить адресную финансовую поддержку территории, дополнительно «спустив» часть регионального бюджета до уровня волости;
* включение волости в госпрограммы по развитию инфраструктуры: дорожной сети, обеспечению природным газом, реконструкции водоснабжения и канализации;
* передачу земельных вопросов на муниципальный уровень; предоставление им преимущественного права выкупа изымаемых неиспользуемых земель сельхозназначения;
* планирование в региональном бюджете средств для выкупа земельных паев муниципалитетами;
* создание муниципального сельхозпредприятия;
* проведение аукциона на продажу муниципальных земельных участков для организации «Дома рыбака»;
* привлечение инвесторов для реализации предложенных проектов с использованием рекламы;
* государственную поддержку и стимулирование комплекса мер по переселению молодых семей;
* разработку и принятие налоговых льгот для различных категорий налогоплательщиков;
* организацию обучения и переобучения кадров для новых рабочих мест;
* стимулирование мер по сохранению экологии;
* разработку брендинга территории с учетом местных самобытных и исторических особенностей;
* разработку стратегии долгосрочного развития муниципальной сельской территории, организация ее презентации с участием всех уровней власти и населения, утверждение и реализация стратегии с ее финансовым обеспечением из всех бюджетных источников;
* создание школы передового опыта устойчивого развития сельской территории. Комплекс предложенных взаимосвязанных элементов должен вывести из состояния
депрессии и обеспечить комплексное развитие сельских территорий Запольской волости Плюсского района Псковской области.
ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА
1. Роуз М. Дж., Даелленбах У.С. Переосмысление методов исследований: выявление источников устойчивых конкурентных преимуществ. // Российский журнал менеджмента. 2003, №2, с. 115-126.
2. Муниципальные районы и городские округа Псковской области - социально-экономические показатели. Стат. сб. в 2 т. Т.2/Псковстат-П., 2011. - 177с.
3. Сельское хозяйство Псковской области. 2012: Стат. сб./ Псковстат - П., 2012, 111 с.
СОВРЕМЕННЫЙ РОССИЙСКИЙ КРЕСТЬЯНИН И ЕГО ВОСПРИЯТИЕ В РОССИЙСКОЙ МЕНТАЛЬНОСТИ
Бесшапошный М.Н., к.э.н., доцент ФГБОУ ВПО Российский государственный аграрный университет —
МСХА имени К.А. Тимирязева В последнее время очень много споров ведется о целесообразности проводимых в нашей стране кампаний по поддержке российского крестьянства. Противники поддержки крестьян говорят о том, что наше агропромышленное производство не способно работать в условиях современной конкуренции на аграрных рынках, а наши товары неконкурентоспособны в силу природно-климатических и других условий их производства. Сторонники развития программ поддержки крестьянства говорят о том, что агропромышленное производство поддерживается во всем мире и нам наоборот надо активизировать ее наращивая объемы материальной помощи производителям на селе. Чтобы понять как действовать необходимо вспомнить, что до начала ХХ века Россия была аграрной страной, и крестьянин по праву считался главным в ней человеком. За последнее столетие ситуация кардинально изменилась. Фонд "Общественное мнение" (ФОМ) опубликовал результаты исследования, показывающие, что, рисуя портрет современного крестьянина, россияне заимствуют краски из палитры Николая Некрасова: у большинства сельский житель вызывает жалость. Тем не менее, больше половины респондентов считают его хранителем национальных традиций. По данным ФОМ, только у 10% жителей современной России среди предков не было крестьян. Причем у 40% респондентов были выходцами из деревни родители (или один из них), а у 50% - дедушки и бабушки. В то же время, очевидно, что связи жителей некогда самой могущественной аграрной державы с деревней слабеют, что не может не сказаться на портрете современного крестьянина. Чаще всего он вызывает у своих соотечественников сочувствие и жалость: "его забили совсем", "крестьянство вымирает - грустно", "на него уже не обращают внимания, забыли", "под корень его вывели". Так смотрят на российскую деревню 14% опрошенных. Еще у 7% крестьянство ассоциируется с бедностью: "все поразвалилось, все порастащилось", "нищее сословие". Сочувствие к сельскому населению слышится и в ответах тех, кто указал на тяжелый характер крестьянского труда: "Рабы: как работали, так и работают", "люди в поте лица, не знающие выходных", "пашут с утра до ночи", "сложный, тяжелый, черный труд" (5%).А вот оценочные суждения в ответах участников опроса встречаются редко - то есть крестьянин в общественном сознании сродни инопланетянину. 6% относятся к нему с уважением, 4% отметили его трудолюбие, 2% назвали его кормильцем. Изредка упоминались доброта, простота и религиозность. Отрицательные черты отмечались крайне редко: пьянство и лень