УДК 338.43(470.25)
УСЛОВИЯ ПЕРЕХОДА ОТ ДЕПРЕССИИ К УСТОЙЧИВОМУ РАЗВИТИЮ
СЕЛЬСКИХ ТЕРРИТОРИЙ ЗАПОЛЬСКОЙ ВОЛОСТИ ПЛЮССКОГО РАЙОНА ПСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
А.А. Ефимова, Е.В. Каменская
ГНУ Псковский научно-исследовательский институт сельского хозяйства
Проведен анализ анкетирования и предложен комплекс взаимосвязанных элементов, позволяющий вывести из состояния депрессии и обеспечить устойчивое развитие сельских территорий Запольской волости Плюсскогорайона Псковской области.
Ключевые слова: депрессивность, устойчивое развитие, сельские территории.
Комплексное развитие сельских территорий весьма актуально с позиций региональной аграрной экономики и экономики природопользования. Это способствует решению имеющихся в сельской местности экономических, социальных, экологических и природоресурсных проблем, возникающих на пути возрождения сёл.
Например, в Псковской области сельские территории охватывают более половины земель, где проживает 29% сельского населения. За последние 20 лет социальные проблемы Псковского села резко обострились, сельское сообщество переживает системный кризис, проявлениями которого выступают опережающие в два раза темпы естественной убыли сельского населения по сравнению с городским, бедность,
безработица, дефицит квалифицированных кадров, устойчивая тенденция спада сельскохозяйственного производства за счет мелкотоварного сектора, разрушение сельской социальной инфраструктуры, сокращение посевных площадей. За период трансформации валовая продукция сельского хозяйства снизилась более чем в два раза к уровню 1990 г. Упала его техническая оснащенность, снизилось плодородие почв, сократилось поголовье крупного рогатого скота в 5,4 раза, свиней - в 4,1 раза, овец и коз - в 5,6 раза, птицы - в 2,5 раза; 70% посевных площадей выведены из сельскохозяйственного оборота [6]. В период между двумя переписями 2002 г. и 2010 г. в Псковской области количество деревень без населения почти удвоилось, 47% сельских населен-
ных пунктов - с числом жителей до 10 человек, и только в 5% деревень проживает более 100 человек. В обезлюдении сельских территорий все большую роль играет сокращение сельского населения, составившее за 1990-2011 гг. более 99,4 тыс. человек [3].
На этом фоне усиливаются различия между муниципальными районами. Социально-экономическое состояние внутрирегиональных территорий отличается по комплексу индикаторов более чем в два раза, что доказывает низкую эффективность проводимой региональной политики. Поляризация территорий свидетельствует о проблемной ситуации, возникают депрессивные территории, активное население которых стремится к перемене места жительства, что подтверждают наши анкетные обследования. Основное население не может переселиться по ряду причин и вынуждено постоянно проживать в неблагоприятной среде обитания. Это воспринимается сельским сообществом как нарушение принципа социальной справедливости.
Результаты исследований показали, что значительная часть сельских территорий области имеет те или иные признаки депрессивности. Существуют разные теоретические подходы преодоления такого состояния сельских территорий - в научных трудах О.В. Асмуса, А.Г. Гранберга, Н.Г. Нефедовой, А.В. Петрикова и многих других [1, 2, 4, 7]. Однако недостаточно проработа-
ны методические подходы по выявлению и решению проблем депрессивных территорий на муниципальном уровне. Эта статья посвящена оценке существующего положения, созданию условий (предпосылок) преодоления депрессивности сельских территорий.
Объектом исследования является социально-экономическое развитие сельских территорий муниципального образования Псковской области.
Формированию предпосылок вывода территории из депрессивного состояния предшествует ее оценка. Депрессивность должна оцениваться по двум направлениям: по сравнению с другими территориями и со своим собственным прежним состоянием.
Анализ депрессивных сельских территорий Псковской области, их проблем и условий по выводу из депрессии проводился в несколько этапов (рис. 1).
По результатам НИР 20112012 гг. наиболее депрессивной сельской территорией является Плюсский район области. Его интегральная оценка по 10 статистическим индикаторам, характеризующим сельские территории, за 2010 г. составила 1,88, что более чем в три раза ниже по сравнению с лучшими сельскими территориями области. Для Плюсского района характерны также опережающие темпы спада экономических показателей по сравнению с другими проблемными территориями региона.
Интегральная оценка социально-экономических индикаторов сельских территорий административных районов области
I
Обоснование депрессивных сельских территорий
Оценка остроты депрессии в динамике по статистическим данным и экспертной оценке специалистами районных администраций
Выбор муниципального образования депрессивной сельской территории
Оценка качества жизни сельских жителей, выявление проблем и условий для развития сельских территорий волости методом анкетирования
Обоснование предпосылок преодоления депрессии сельских территорий Запольской волости Плюсского района
Рисунок 1 - Этапы экономической оценки депрессивных сельских территорий Псковской области
Система предпосылок преодоления депрессивности сельских территорий муниципального образования представляет собой комплекс социо-эколого-экономических, административных, законодательных мер, направленных на улучшение качества жизни населения и устойчивое развитие этих территорий.
Разработка этих мер невозможна без достоверной оценки.
Критерии оценки депрессив-ности территорий должны отвечать требованиям:
• объективность и достаточность исходной информации;
сравнительный и многокритериальный характер оценок;
• отбор минимума необходимых и достаточных показателей;
• поиск и отбор дополнительной к статистическим источникам информации.
Имеющаяся в настоящее время статистическая база данных по качеству и условиям жизни населения, наличию трудовых ресурсов на местном уровне не дает возможности осуществить всестороннее измерение и адекватный анализ депрес-сивности локальных территорий. Госстатистика не может предоставить информацию по среднедушевым денежным доходам населения, следовательно, невозможным становится определение уровня бедности селян - одного из основных критериев депрессивности территории.
Перечисленные выше показатели отсутствуют в разрезе сельских поселений. Поэтому количественные данные статистики в обязательном порядке следует дополнить социологической составляющей: параметрами, формируемыми на основе изучения общественного мнения с привлечением информации, основанной на социологических опросах населения [5].
В 2012 г. нами проведен анкетный опрос 200 сельских жителей трех разных по численности деревень Запольской волости Плюсского района по 39 позициям (характеристике респондентов, доходам, домашнему хозяйству, качеству услуг, состоянию здоровья, проблемам, конфликтам, употреблению алкоголя, отношению к власти и т.д.).
Характеристика опрашиваемых включала их возрастной состав, пол, образование, семейное положение, размер семьи, наличие детей, род занятий, место регистрации, продолжительность жизни и работы в сельской местности. Возрастной состав анкетируемых был следующий: до 30 лет - 7%, 30-39 - 18%, 40-49 - 19%, 50-59 - 27%, старше 60 лет - 26%. По уровню образования: 33% респондентов имеют среднее образование, 27% закончили ПТУ, 34% - со средним специальным образованием, 6% - с высшим. Большинство людей проживают в сельской местности более 20 лет. По роду занятий анкетируемые распределились так: представители местной интеллигенции - 19%, разнорабочие
- 22%, механизаторы, водители -7%, специалисты - 2%, пенсионеры
- 25%, безработные - 23% и дачники
- 2%.
Условия проживания 77% респондентов - отдельный небольшой сельский дом площадью 34-58 м с печным отоплением, водоснабжение из колодца, газ в баллонах, сотовая связь. 23% проживают в квартирах, где есть центральное водоснабжение, ванна или душ, домашний телефон. Почти у всех селян имеется личное подсобное хозяйство с приусадебным участком размером 7-12 соток земли. 14% населения держат корову, свиней, у большинства семей есть птица. 37% анкетируемых реализуют излишки продукции для получения дополнительного дохода. Каждая семья имеет холодильник,
телевизор, ювелирные изделия. У 11% опрошенных есть трактор, у 37% - автомобиль, у 34% - компьютер, у 24% - вклады в банках.
По уровню среднедушевых доходов в семье ответы в процентном отношении распределились так: более 60% сельского населения -бедные и малообеспеченные, богатых нет (рис. 2).
В деревне Заполье социальные объекты представлены магазином, кафе, почтой, медпунктом, клубом с библиотекой, зданием волости. Нет школы и дошкольного образовательного учреждения, поэтому две трети опрашиваемых удовлетворены предоставляемыми услугами кроме образовательных. Жители же малочисленных деревень большинством услуг недовольны из-за их недоступности.
Состояние окружающей среды, по мнению большинства (62%), ухудшилось. Конфликты на сельских территориях отмечаются преимущественно на бытовой почве и межевые (75%), между коренными жителями и дачниками (25%). Социальный климат большинством оценивается как благополучный - 83%, неблагополучный - 16%, напряженный - 1%. Социальное настроение у 95% респондентов нормальное, ровное; 5% испытывают депрессию, тоску. Запас терпения еще не исчерпан - 88% опрошенных ответили, что «все не так плохо и жить можно». 3% считают, что терпеть теперешнее положение уже невозможно.
Оценка качества власти анкетируемыми была следующей (рис. 3).
11%
□ Бедный □ Малообеспеченный □ Среднеобеспеченный □ Затруднялись с ответом
Рисунок 2 - Структура уровня обеспеченности доходами сельских жителей Запольской волости Плюсского района Псковской области
Свободное время селянами проводится: дома у телевизора, походы в лес, рыбалка, посещение родных и друзей, прием гостей, клубные мероприятия. Большинство сельских жителей считают, что местные традиции частично утрачены (44%) или не сохранились (54%). Проблемы сельских территорий видятся в плохом использовании земли, отсутствии рабочих мест, низких доходах, недостатке культурных мероприятий, пьянстве, несанкционированных свалках, недоступности водоемов, лесов.
Ответы респондентов на вопрос «Если Вы хотите, чтобы Ваши дети (внуки) жили и работали на селе, то кем бы Вы желали их видеть?» отражены на графике в количественном исчислении (рис 4). Многие
респонденты (84%) высказались за развитие несельскохозяйственных видов деятельности - ремесел, сельского строительства, переработки сельхозпродукции, сельского туризма.
Чтобы разработать комплекс мер по выводу территории из состояния депрессии и развитию на ней экономически эффективных видов деятельности, необходимо иметь представление о том, какими возможностями и потенциалом обладает эта территория. Для выявления проблем и предпосылок нами разработана анкета руководителей, специалистов районных администраций и сельских муниципалитетов, проведен их опрос по девяти муниципальным образованиям.
Рисунок 3 - Качество власти всех уровней по оценке респондентов Запольской волости Плюсского района Псковской области
Рисунок 4 - Оценка сельскими жителями Запольской волости Плюсского района Псковской области будущего рода занятий, %
По итогам анкетирования, включающего 26 вопросов для представителей шести районных администраций и четырех сельских муниципалитетов депрессивных территорий, обеспеченность бюджета собственными доходами составляет до 52%, уровень износа коммунальной инфраструктуры 60-90%. Отмечается наличие ветхого и аварийного жилья, объектов здравоохранения, требующих капитального ремонта. Высок удельный вес дорог, не отвечающих нормативным требованиям, особенно в южных районах области - 70-80%. Капитальное строительство соцобъектов нигде не велось за последние пять лет. Обеспеченность спортивными сооружениями - в среднем наполовину.
В большинстве обследуемых районов наблюдается избыток трудовых ресурсов с одновременным
дефицитом квалифицированных кадров. По мнению представителей администрации, наличие особо охраняемых территорий и динамика экологической ситуации - без существенных изменений. Градообразующих предприятий на проблемных сельских территориях немного или совсем нет. Рекультивация земель отсутствует. Работа по изъятию у недобросовестных пользователей неиспользованных сельскохозяйственных земель не проводилась как по причине их невостребованности, так и из-за несовершенства законодательной базы. Социально-экономическое состояние деревень оценивается представителями местной власти как слаборазвитое.
Местная власть видит совершенствование социально-экономической политики только в расширении государственной поддержки. В
четырех административных районах из пяти имеются программы социально-экономического развития до 2020 года, которые не подкреплены финансами. Проектов межрегионального значения и примеров частно-государственного партнерства нет. Развитие предпринимательской деятельности ограничивается отсутствием стабильных рынков сбыта, низкими закупочными ценами на сельскохозяйственное сырье, несовершенством и нестабильностью налогового законодательства, отсутствием земель сельхозназначения в государственной и муниципальной собственности. Инвестиционная привлекательность характеризуется хорошей экологией, условиями для развития познавательного и сельского туризма, местными залежами торфа, глины, песка, гравия, лесными ресурсами и лесными дарами.
Для формирования условий по выводу сельских территорий из состояния депрессии нами выбрана конкретная муниципальная территория - Запольская волость Плюсского района области, где те же проблемы. Однако на данной территории имеется ряд преимуществ и внутренних резервов. Это выгодное местоположение - район граничит с Ленинградской областью, а деревня Заполье находится на центральной трассе Санкт-Петербург - Псков, хорошая экология, наличие лесных угодий и первичной переработки древесины, запасы торфа и предприятия по его добыче. Земельные паи выкуплены у населения и сконцентрированы в
ООО «Наше Дело», деятельность которого приостановлена. Есть свободные помещения столовой, недостроенной бани, ремонтных мастерских, картофелехранилища. На территории волости расположено озеро Песно с богатыми рыбными ресурсами, яблоневый сад площадью семь гектаров в постоянном бессрочном пользовании волости, объект культурного наследия - музей-усадьба Римского-Корсакова, где имеется яблоневый сад на трех гектарах, овощехранилище на 300 т и конюшня.
Проведенный комплексный анализ депрессивной территории муниципального образования свидетельствует, что для нее характерны низкий уровень жизни населения, неравный доступ к предоставляемым услугам - транспортным, медицинским, образовательным, культурно-досуговым; высокий износ основных фондов, крайне низкая обеспеченность социальной и транспортной инфраструктуры, дефицит капитала. Преобладают люди пенсионного возраста, сельское сообщество характеризуется адаптивно-пассивным поведением со слабой мотивацией к улучшению жизни, распространен алкоголизм, отмечается взаимное отчуждение между местными жителями и приезжими, утрачены традиции, нет имиджа территории.
Особенностью местных бюджетов проблемных территорий является то, что они формируются с дефицитом 50 и выше процентов. Их дисбаланс не позволяет исполнять
возложенные на органы местного самоуправления обязанности. Снижение этого дисбаланса может быть достигнуто в основном за счет финансирования из федерального и регионального бюджетов. Стимулы к выводу из депрессии и саморазвитию предполагают усиление финансовой поддержки под инвестиционные, инновационные проекты для депрессивной территории и создание инфраструктуры.
Социо-эколого-экономическая ситуация в Запольской волости Плюсского района типична для депрессивных сельских территорий Псковской области.
Система предпосылок преодоления депрессии сельских территорий муниципального образования включает:
выстраивание приоритетов власти, для которой главной задачей должно стать повышение качества жизни населения;
создание новой управленческой структуры, например, инициативной рабочей группы по разработке проектов, программ, в которую должны войти представители волости, администрации области и района, руководители сельскохозяйственных предприятий, представители малого и среднего бизнеса, местной интеллигенции, молодежи, науки; • разработка проектов по переработке плодово-ягодной продукции;
развитие сельского и познавательного туризма в рамках государственного заказа на научные иссле-
дования. В результате реализации эффективных инвестиционных проектов с долевым участием федерального центра будут аккумулироваться финансовые ресурсы, необходимые для дальнейшего комплексного развития территории. Для этого необходимо также повысить адресную финансовую поддержку территории, дополнительно «спустив» часть регионального бюджета до уровня волости;
включение волости в госпрограммы по развитию инфраструктуры: дорожной сети, обеспечению природным газом, реконструкции водоснабжения и канализации;
передача земельных вопросов на муниципальный уровень; предоставление им преимущественного права выкупа изымаемых неиспользуемых земель сельхозназначения;
планирование в региональном бюджете средств для выкупа земельных паев муниципалитетами;
• создание муниципального сельхозпредприятия;
проведение конкурса (аукциона) на продажу муниципальных земельных участков для организации «Дома рыбака»;
привлечение инвесторов для реализации предложенных проектов с использованием рекламы;
• государственная поддержка и стимулирование комплекса мер по переселению молодых семей;
• разработка и принятие налоговых льгот для различных категорий налогоплательщиков;
организация обучения и переобучения кадров для новых рабочих
мест;
• стимулирование мер по сохранению экологии;
• разработка брендинга территории с учетом местных самобытных и исторических особенностей;
• разработка программы (стратегии) долгосрочного развития муниципальной сельской территории, организация ее презентации с участием всех уровней власти и населения, утверждение и реализация про-
граммы (стратегии) с ее финансовым обеспечением из всех бюджетных источников;
• создание школы передового опыта комплексного развития муниципальной сельской территории.
Комплекс предложенных взаимосвязанных элементов должен вывести из состояния депрессии и обеспечить устойчивое развитие сельских территорий Запольской волости Плюсского района Псковской области.
Список литературы
1. Асмус О.В. Внедрение современных инструментов в систему управления развитием аграрного сектора депрессивных регионов / О.В. Асмус // Вестник Самарского государственного экономического университета. - 2008. - № 4(42). - С. 5-8.
2. Гранберг А.Г. Региональная экономика и региональная наука в России: десять лет спустя / А.Г. Гранберг // Регион: экономика и социология. - 2004. - № 1. - С. 57-81.
3. Муниципальные районы и городские округа Псковской области - социально-экономические показатели: стат. сб. в 2 т. Т.2. / Псковстат. - Псков, 2011. - 177 с.
4. Нефёдова Т.Г. Российская периферия как социально-экономический феномен /
Т.Г. Нефедова // Региональные исследования. - 2008. - № 5(20). - С. 14-31.
5. Роуз М. Дж. Переосмысление методов исследований: выявление источников устойчивых конкурентных преимуществ / М. Дж. Роуз, У.С. Даелленбах // Российский журнал менеджмента. - 2003. - №2. - С. 115-126.
6. Сельское хозяйство Псковской области. 2012: стат. сб. / Псковстат. - Псков, 2012. -111 с.
7. Устойчивое развитие сельских территорий: региональный аспект: науч. тр. / ВИАПИ им. А.А. Никонова; под общ. ред. А.В. Петрикова. - Вып. 25. - М.: ВИАПИ им. А.А. Никонова: ЭРД, 2009. - 272 с.