Научная статья на тему 'Предпосылки тестирования знании в слабо структурированных предметных областях'

Предпосылки тестирования знании в слабо структурированных предметных областях Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
230
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Предпосылки тестирования знании в слабо структурированных предметных областях»

Кроме этого, в качестве факторов популярности нетрадиционного сатанизма выделяют следующие: | |

1. половая ;расЬущенность и вседозволенность чувственных наслаждений, характерные для сатанистов, что во многом совпадает со всем духом современной культуры, которая ориентирует человека как на абсолютные ценности на гедонизм и сексуальную свободу;

2. сатан исты обещают человеку богатство и процветание в посюсторонней жизни, что в гораздо большей степени, чем православие, обещающее воздаяние за праведную жизнь только в потустороннем мире, согласуется с ценностными ориентациями многих современных россиян, особенно молодежи;

3. сатанизм гарантирует удовлетворение гордыни, чувство превосходства над другими людьми, что также соответствует духу современной культуры, где человеком руководит стремление добиться успеха и превосходства над другими людьми любыми способами;

4. привлекательность сатанизма для молодых людей состоит в том, что они мнят себя ниспровергателями тех общественных ценностей, которые давали неверные ориентиры развитию человечества и привели его к кризису [3, с. 208].

На наш взгляд, в данном случае речь должна идти не о том, что идейные основы сатанизма соответствуют ценностям современной культуры, а о том, что молодежь, усвоившая в качестве основной ценности, стремление к успеху (богатству, власти, престижу), не может достичь его легальными средствами, а сатанизм ей эти средства предлагает. Именно об этом и говорил Р.Мертон в своей теории аномии: «антисоциальное поведение приобретает значительные масштабы только тогда, когда система культурных ценностей ставит фактически превыше всего определенные символы успеха,; общие для населения в целом, в то;время как социальная структура общества жестко ограничивает или полностью устраняет доступ к апробированным средствам овладения этими символами для большей части того же населения» [4, с. 310].

Итак, основными течениями современного российского сатанизма, судя по материалам сатанинских ресурсов Интернета,! являются: традиционный сатанизм - Дьяволопоклонники и Гностики Тьмы; нетрадиционный сатанизм - Сатанисты-философы и примыкающие к ним Любители. Самое широкое распространение в условиях российского города получило такое направление нетрадиционного сатанизма, как ЛаВей'изм, которое развивают Сатанисты-философы. Его возникновение в обществе связано с целым комплексом социокультурных факторов. К ним относятся: распространение в символической культуре современного российского города различных образов сатаны, широкое их использование в коммерческих целях, в молодежной моде и т.д., что дает возможность стигматизации как сатаниста любого человека, использующего сатанинскую символику, со всеми вытекающими отсюда последствиями; созвучность идей сатанизма ценностям1 современной и, прежде всего, молодежной культуры; рассогласование между культурными целями общества и социально одобряемыми средствами их достижения.

ЛИТЕРАТУРА

1. CONTRA DEI #1 BLACK FIRE PANDEMONIUM http://warrax.net/contra_deiyi/07.html (дата обращения 16.04.07)

2. Contra Dei. 2004. - 80 с. П.,

3. Волков Ю.Г., Добреньков В.И., Кадарил Ф.Д., Савченко И.П., Шаповалов В.А. Социология молодёжи: Учебное пособие. — Ростов-н/Д., 2001. - 576 с.

4. Мертон Р. Социальная структура и аномия // Социология преступности. - М., 1966. - С. 299-312.

5. Сандулов Ю.А. Тайный мир сатанистов: История и современность. - СПб., 1997. - 256 с.

Габбасова И.Н., Москаленко Ю.С.

I м >

ПРЕДПОСЫЛКИ ТЕСТИРОВАНИЯ ЗНАНИИ В СЛАБО СТРУКТУРИРОВАННЫХ

ПРЕДМЕТНЫХ ОБЛАСТЯХ

Обучение как регулируемый процесс представляет собой управляемый перенос знаний от обучающего (преподавателя, консультанта, эксперта) к обучаемому (ученику, студенту, слушателю). В условиях организации учебного процесса с использованием технических средств обучения, в частности

компьютерных информационных технологий, неизбежно возникает ряд* теоретических и практических вопросов, касающихся адекватности этих технологий обучения, а также контроля знаний и навыков.

Процесс контроля полученных во время обучения знаний особенно важен для современного образования. Одним из способов такого контроля являются тесты. Процесс создания тестов, проверки их правильности и надежности сложен и требует значительных усилий. Этс>т процесс особенно усложняется для неформализованных предметных областей и дисциплин и требует ¿пециальньЕХ методов инженерии знаний.

В повседневной практике контроля знаний использование систем тестирования позволяет повысить качество контроля, снизить долю субъективизма в процессе контрой знаний, сократить время для проведения зачетов и экзаменов. Кроме того, это помогает существенно повысить заинтересованность студентов в результатах обучения, осуществить на практике принцип единства требований к уровню знаний, получить более объективную информацию о владении студентом определенными знаниями и умениями, соотнести эти данные с задачами обучения для своевременной коррекций процесса усвоения новых знаний. |

Новые методические подходы в высшем образовании, основанные на современных информационных технологиях, стремительно внедряются в практику. В связи с бытовой компьютеризацией, развитием локальных и глобальных: электронных сетей, мультимедийных средств обучения происходит существенное изменение форм и содержания вьДсшег0 образования^ и в первую очередь - его методического обеспечения. ! г ! I

Для использования компьютеров в создании методического обеспечения наиболее пригодны хорошо структурированные и формализованные предметные области знаний. В таких областях успешно может быть применим алгоритмический подход, использование некоторых апробированных способов подачи материала. Однако не все предметные области имеют общепринятые концепции, объективные критерии принятия решений и их эффективности. I

В связи с этим, в качестве методологической основы создания компьютерного методического обеспечения, на первый план выдвигается когнитология, как наука о получении, исследовании, представлении и использовании знаний/ Когнитология рассматривает знания как объект научного исследования. Объем, свойства, внутренняя структура этого объеюга и его элементов могут быть проанализированы, описаны и использованы при разработке обучающий программ. Поскольку компьютер опосредует взаимодействие преподавателя и студента, увеличивает «степень дистантности» образования, то обучающие программы всегда специфичны для конкретной предметной области с учетом встречающихся данных, структуры знаний, особенностей навыков. I | ;

Следовательно, для эффективного внедрения современных информационных технологий в высшее образование необходимо использование когнитологических подходов к разработке компьютерного методического обеспечения.

Функционирование любой сложной системы, ее взаимодействие с окружающей средой, как правило, невозможно представить в виде одних только количественных характеристик, зависимостей и пр. Такие системы характеризуются наличием неопределенностей, качественными параметрами, неоднозначностью последствий тех или иных решений. [ \

Применение системного анализа для исследования таких систем определяется, как правило, типом проблем, возникающих при анализе сложной системы. Все проблем^ принято .классифицировать как структурированные, слабо структурированные и неструктурированные. | !

Слабо структурированная задача может быть структурировала (процесс} концептуализации) в несколько этапов. |

1. Разрабатывается структура полученных знаний о предметной области; определяется список основных понятий (концептов) о предметной области.

2. Выявляются отношения между концептами.

3. Определяются связи предметной области (системы) с окружающим миром.

4. Разрабатывается неформальное описание знаний о предметной области (системе), которую можно наглядно изобразить в виде графа, таблицы, и т.д. Таким образом, на этом этапе проблема структурирована, и к ней может быть применим известный математический аппарат.

5. На основе исследования на четвертом этапе определяются стратегии принятия решений в предметной области. К ■ . : -.г т: I :-л-\"■■/■"

Таким образом, следует сделать вывод, что рассматриваемая методология синтезирует системный и когнитивный подходы и является универсальным научным инструментарием понимания поведения сложных систем. ! .

Качество теста складывается из качества каждого включаемого в него тестового задания и качества всего теста в целом. Традиционно используется два основных критерия качества теста: валидность и надежность. Надежность характеризует точность его как измерительного инструмента, его устойчивость к действию помех. Валидность характеризует пригодность измерителя к использованию, она определяет действительно ли измерялось то, что требовалось измерить. Для педагогических тестов валидность рассматривают в различных смыслах и, в частности, выделяют содержательную валидность - соответствие содержания тестового материала цели измерения. '

При автоматизации процесса построения теста целесообразно накапливать уже опробованные и отвечающие требованиям качества тестовые задания в единой базе. В этом случае для обеспечения содержательной валидности автоматически генерируемых тестов необходимым условием является наличие модели системы знаний предметной области. Наличие модели системы знаний и ее использование при построении теста позволит, с одной стороны, получать тесты, моделирующие различные уровни и элементы модели системы знаний, а, с другой стороны, позволит определить структуру подготовленности учащихся по результатам тестирования.

Моделирование знаний изучаемой области науки целесообразно рассматривать с точки зрения системного анализа. Модель системы знаний как система характеризуется своим составом, структурой и целью. Объекты, ^явления и методы деятельности, отобранные из науки и включенные в модель системы знания, будем называть общим термином «учебные элементы». Целью любой учебной модели системы I знаний является формирование умений и навыков на основе владения знаниями изучаемой области науки. При тестовой форме контроля не всегда видна граница между умениями и навыками. Если навыком считать умение, доведенное до автоматизма, то выявление навыков возможно лишь при жестком ограничении времени тестирования. Если такое ограничение имеет место, то можно говорить о сформированное™ навыков, иначе - только о сформированности умений. Поэтому целью модели системы знаний, . предназначенной для тестирования, молено считать совокупность умений в широком смысле, умения и ! навыки применять знания для решения задач в стандартных и нестандартных ситуациях с творческими, ; проблемно-поисковыми задачами.

В отличие от математических и технических дисциплин, для создания тестов по ' знаниеориентированным дисциплинам, которые охватывают сложные неформализованные слабо структурированные предметные области, необходима обязательная дополнительная работа инженера по знаниям, поскольку тест - это своего рода модель предметной области. Эта дополнительная работа инженера по знаниям включает получение новых знаний в исследуемой предметной области, структурирование и (систематизацию знаний, более четкое описание и определение терминов. В таком случае будут не! только полезны, но и необходимы, классификационные концептуальные модели исследуемой предметной области.

Для сложных неформализованных слабо структурированных предметных областей в качестве основного метода исследования целесообразно использовать системологический классификационный анализ, который впервые синтезирует системный и классификационный анализ. Используя системологический классификационный анализ, можно рассматривать знания системно, что позволяет | наиболее эффективно выявлять и представлять существенные свойства исследуемых объектов. {

Сформулированные тезисы указывают на целесообразность применения современных методов I инженерии знаний, в; первую очередь системологического классификационного анализа, при разработке тестов для недостаточно формализованных дисциплин..

Кулинич Н.И. !

ЛИБЕРАЛИЗМ КАК ПОЛИТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА

Политическая теория либерализма основывается на концепции свободы, как политической ценности, и нормативной основы существования человеческого общества. Морис Кранстон отметил в своём определений, что «либерал - это тот, кто верит в свободу» Типичными для либералов были утверждения том, что все люди рождаются равными, с определёнными и неотъемлемыми правами на жизнь, свободу и счастье.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.