Научная статья на тему 'Основные течения современного российского сатанизма'

Основные течения современного российского сатанизма Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
13571
574
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Основные течения современного российского сатанизма»

2) Чувство любви у представителей русской культуры характеризуется большей глубиной и силой в эмоциональном переживании, по сравнению с представителями других, культур, носителями других языков (китайцами и корейцами из Южной Кореи). \

3) В семантических пространствах коннотативных значений слова «любовь»; у представителей разных культур, носителей разных языков (русского и китайского, русского и корейского) существуют значимые различия. 1

4) Язык влияет на образ мышления и образ чувствования говорящего на нем народа.

Ковтуп А. Л.

ОСНОВНЫЕ ТЕЧЕНИЯ СОВРЕМЕННОГО РОССИЙСКОЙ

САТАНИЗМА

В конце XX века идеи сатанизма проникли в повседневную жизнь россиян. «Ныне сатанизм, вера в дьявола, в одержимость бесом нередко определяют стереотипы поведения очень многих наших соотечественников, их мироощущение и мировоззрение» [5, сЛ06]. Долгое! время казалось, что информация о группах сатанистов - миф, или, по крайней мере, преувеличение, и хотя ряд преступлений не раскрыт и причастность приверженцев сатанизма к ним доказать трудно, но все чаще СМИ сообщают об активности таких групп в России. В этих сообщениях говорится об актах вандализма на кладбищах, осквернении церквей, ритуальных убийствах животных, насилиях и убийствах людей, в том числе и священнослужителей, которые связываются с деятельностью сатанистов.

Сложность идентификации ритуальных убийств, а также хорошая конспирация сатанинских групп данной направленности затрудняют их оперативное расследование и научное изучение. В свою очередь, отсутствие объективной информации: о количестве и деятельности сатанистов, незнание различий между традиционным и нетрадиционным сатанизмом, ведет к нагнетанию напряженности в обществе, возникновению «моральной паники». Именно поэтому целью данной публикации является характеристика основных течений современного, российского сатанизма, которые открыто заявляют о своем мировоззрении. I /

В современной научной литературе единые критерии отнесения той или кной религиозной группы к сатанизму отсутствуют. Поэтому примем в качестве комплексного критерия: 1) ее позиционирование в качестве сатанинской; 2) образ Дьявола (Сатаны, Люцифера) как центральный момент ее доктрины, мировоззрения; 3) поклонение Дьяволу или использование; его образа в качестве образца для подражания. | . : - , |

На основе данных, полученных в результате анализа информации, размещенной на сатанинских сайтах Интернета, а также печатных изданий, позиционирующих себя как сатанинские, можно выделить следующие течения современного российского сатанизма: | | . ]

1) Сатанисты-философы - отдельные личности, небольшие неформальные группы, которые ставят перед собой цель развития теории сатанизма (\Уаггах, Олегерн, В.Скавр). Основываются на трудах А. ЛаВея, Ф. Ницше, А. Шопенгауэра, К.Г. Юнга, Б. Рассела и др. Суть позиции заключается в следующих утверждениях: «Сатанизм - это сплав идей и образов, олицетворяющих Развитие, Многообразие, Величие, Силу, Могущество, Творчество, Индивидуализм, Дерзость, Гордость, Знание - все, что способствует Жизни и ее развитию. В практическом аспекте - это утверждение и раскрытие Себя, своего гения и силы, развитие всех ее видов. Это полнокровная жизнь по своему, а не по чужому проекту, под каким бы видом - морали, долга, благочестия и т.д. это бы ни навязывалось. В философском аспекте - это взгляд из Тьмы, т.е. беспристрастный и несколько ироничный взгляд со стороны на любой вопрос... Таков Сатана - отец знания, непримиримый к глупости, факел, освещающий глубочайшие пропасти жизни, ясновидческий прыжок в будущее, беззакониях и бунтовщик, творящий и разрушающий, ниспровергающий условности правил и норм... заклятый Враг человечества, благодаря наличию которого разум на Земле все еще имеет шанс выжить» [1]. | I I

Для них Сатана — это не личность, а определенный архетип - первообраз, структурный элемент психики, своего рода образец поведения, мышления и видения мира. В этом смысле, Сатана - это архетип полнокровной жизни - олицетворение Развития, Многообразия, Величия, Силы, Могущества, Творчества, Индивидуализма, Дерзости, Гордости, Знания. I ч ;

Развивая идею демонического перерождения человека, нередко дается определение сатаниста как беса (демона) в теле человека. Например, Warrax так поясняет это определение: «Демон - это изначальный житель Ада в человеке, бес - тот, кто некогда был просто человеком, но сумел развиться до переходной стадии. Лично себя я отношу к бесам, поскольку прекрасно помню свою человеческую сущность, мотивации, установки...» [1].

Признается, что Сатана непримиримый противник Бога: «Deus и Satanas метафизически оба активны и противостоят друг другу; но активность Satanas имманентна, между тем как активность Deus выражается лишь в попытках сохранить неизменность, противостоя изменениям, производимым Satanas. Отмечу здесь лишь то, что точнее будет не "поддерживающая равновесие" Сила, а именно сила, противодействующая Изменению» [1].

Следует заметить, что статьи теоретиков сатанизма написаны очень скучным и наукообразным языком, с использованием особой «сатанинской» терминологии. Например, в ответе на вопрос о том, кто же такой сатанист, дается следующее определение: «сатанист - это индивидуум, имеющий инвольтацию к эгрегору Сатаны» [1]. Сатанистами считают только тех, кто вносит вклад в сатаиистскую культуру (эгрегор) путем философии, искусства, образа жизни, т.е. себя.

Представители этого течения сатанизма утверждают, что поклонение не совместимо с сатанизмом: «Сатана, если вспомнить мифологию, как раз и поднял бунт из-за нежелания поклоняться. Ну а приписывание ему желания принимать поклонение - это de facto обвинение в комплексе неполноценности: зачем возникает потребность в поклонении, если задуматься, кроме как для компенсации собственной неуверенности в себе?» [1].

2) Дьяволопоклонники («Сотонисты») - как правило, к этой категории относятся подростки, отягощенные личными проблемами и лица с неустойчивой психикой. Их главное отличие - ярко выраженный антихристианизм. Основываются на Библии, толкуемой со знаком минус: «убий», «укради», «прелюбодействуй», «чти только себя» и т.д., а также на фантазиях кинематографа и желтой прессы. Практикуют «Черную мессу».

Сатанинская среда Интернета наделила дьяволопоклонников исключительно примитивными чертами. Конечно, «сатанисты-интеллектуалы» признают, что и среди дьяволопоклонников могут встречаться отдельные развитые личности. Примитивизм здесь проявляется статистически - в виде погромов на кладбищах и тому подобного. Более всего сатанистов-фидософов оскорбляет то, что их отождествляют с этими погромами, а эти чел-овечки опошляют саму идею сатанизма. Иногда можно встретить очень эмоциональную реакцию: "Мы сатанисты, но если это слово лишь нами наполняется Адским Пламенем, а в остальных случаях является пустотой и фиговым листом для прикрывания своей скудоумной мудрости и человечности, то мы - Дьяволопоклонники, Демоны, Несущие Ад в сердцах, Слуги Сатаны навсегда..." [1].

Сатанистььфйлософы всячески отмежевываются от дьяволопоклонников. Как пишет Warrax: «Я не отрицаю ijoroj что поклонение Дьяволу может быть формой взаимодействия с ним - но при этом взаимодействия, несовместимого с сатанизмом. Дьяволопоклонничество - это стремление к форме без малейшего понимания сути. Сатанисты - соратники Дьявола; дьяволопоклонники же -максимум "шестерки", которые при этом еще и не знают, что хочет от них их "босс"» [1].

3) Любители («Подсатанники») - как правило, к этой категории относятся молодежные и подростковые группы, любители металла и прочей тяжелой музыки. Они принимают не столько учение сатанизма, сколько его символику и атрибутику на короткий период времени в основном ради развлечения, нежели с серьезными намерениями.

В большинстве случаев этих молодых людей привлекает возможность просто «записаться в тусовку». Сатанинская среда Интернета вообще лишает их статуса сатанистов, поскольку они не вносят вклада в сатанинскую культуру, оставаясь лишь ее потребителями, восторженно читающими соответствующие книги, продолжая быть обывателями. Для них даже придумали очень обидный термин - "подсатанники". Сатанисты-философы читают, что эта категория населения находится куда дальше от сатанизма, чем дьяволопоклонники. Впрочем, правильно считают.

4) Гностики Тьмы - направление, открыто заявившее о себе сравнительно недавно (в начале 2004г.), издают журнал «CONTRA DEI», название которого говорит само за себя. Однако издатели, по понятным причинам предпочитающие оставаться безымянными, выступают не только против Бога, ■ Г : - i ' I

Их' основная цель состоит в следующем: «Входя в вашу жизнь, как и всегда, мы провозглашаем и утверждаем Зло, Его доктрину и духовные ценности. Для нас они неизменны и не

подвержены влиянию извне. Для многих из вас они чужды, многим не понятны, ибо искажены, возможно, вашими же собственными руками! Для нас это не меняет ничего; Ваши перемены возможны. Мы лишь хотим открыть вам глаза» [2, с. 3]. I

Призывают вернуться к сакральному образу Дьявола как олицетворению вселенского Зла, очистить доктрину от искажений и сплотить свои ряды. «Берегите сокровенные знания и опыт от грязных рук. Будучи неуязвимым извне, Сатанизм, как доктрина Зла, может понести ущерб только в силу внутренней дезорганизации и грязи» [2, с. 4]. j I

Говорят о необходимости очистить доктрину Зла от тех, кто прикрывается ее именем: от «еретиков, оскорбляющих имя Дьявола» (речь идет о тех, кто «болтает о Сатанинской свободе человека» и т.д.); от романтиков и декадентов, исказивших его образ; от «самозваных «черных» князей и графинь»; от захвативших монополию на Сатанизм (имеются в| виду отечественные сатанисты-философы и Церковь Сатаны). При этом призывают быть нетерпимым ко всяким искажениям сатанизма.

Открыто бросают вызов обществу: «Для нас CONTRA DEI - не пафосные слова, не пустой вызов социуму и не заявка на оригинальную концепцию. Это то, что способно выразить собой все в нас - нашу Ненависть, нашу преданность делу Дьявола и наше родство с Тьмой.

Нам дано осознать, ощутить и выразить через себя этот принцип и провести его в мир своими словами, своими поступками, и, прежде всего, нам дано отстоять то исключительное право, равное для всех Тёмных, - право быть противниками бога» [2, с. 2]. 1 :

Призывают к служению идее зла и деструктивному поведению: «Да, человек способен отдать себя Злу. Отдать свою жизнь на служение идее! Зла. Отдать свою душу Дьяволу. Искать и находить свое предназначение на пути во Тьму. Потому, что человек способен на преступление. Человек способен на убийство. Человек способен на убийство человека в себе. Человек ¡способен на убийство бога в себе. Человек способен быть против qorá вообще. Быть против бог|а всем, чем обладает изначально и овладевает в дальнейшем. Быть против бога активно и инициативно.' Быть против бога окончательно и категорически. Быть против бога наперекор и насмерть. Быть против бога искренне и бескорыстно» [2, с. 4]. Отметим, что столь обильное цитирование издателей журнала продиктовано экстремизмом их призывов и стремлением избежать обвинений в необъективности.

Итак, на наш взгляд, о себе открыто заявила весьма агрессивная и экстремистская разновидность российского сатанизма - Гностики Тьмы. Однако, это «открытое» заявление анонимно: «Все участники проекта безымянны, вы не узнаете тех, кого больше нет с нами, как не узнаете новых участников проекта» [2, с. 2]. Тем не менее, после первого выпуска журнала, в 2006 году вышел второй его номер, который планируют разместить в Интернете (об этом на своем сайте сообщает Warrax). j

Согласно информации, представленной в сатанинских ресурсах Интернета, основными течениями современного российского сатанизма являются: нетрадиционный сатанизм (сатанисты-философы), традиционный сатанизм (дьяволопоклонники и гностики Тьмы). К ним примыкают, так называемые, «любители» - молодежные и подростковые группы, любители металла и прочей тяжелой музыки, принимающие не столько учение сатанизма, сколько его символику и атрибутику на короткий период времени в основном ради развлечения, нежели с серьезными намерениями. Следует заметить, что сатанисты, как традиционные, так и нетрадиционные, это течение сатанинским не считают.

Интерпретация основных направлений современного российского сатанизма не будет полной без рассмотрения вопроса о факторах его распространения в обществе. Прежде всего, это касается факторов распространения нетрадиционного сатанизма ЛаВей'евского типа как более широко представленного из всех, кто открыто заявляет о своем мировоззрении, и имеющего влияние на городскую молодежную контркулыуру. ; .

Распространение именно нетрадиционного сатанизма в современном российском обществе далеко не случайно, и в качестве одного из своих истоков имеет такое явление, характерное для России и Европы, как нигилизм, провозгласившее коренную переоценку всех ценностей. Наиболее концентрированно сущность нигилизма была выражена в творчестве Ф. Ницше, который развенчал такие ценности христианской морали, как любовь и сострадание, и провозгласил, что на смену христианскому святому должен прийти человек с сильной волей к власти, беспощадный ко всему слабому и беззащитному, попирающий все. традиции и нормы и обладающий «невинной совестью хищного зверя». ¡ I I

Кроме этого, в качестве факторов популярности нетрадиционного сатанизма выделяют следующие: | |

1. половая ;расЬущенность и вседозволенность чувственных наслаждений, характерные для сатанистов, что во многом совпадает со всем духом современной культуры, которая ориентирует человека как на абсолютные ценности на гедонизм и сексуальную свободу;

2. сатан исты обещают человеку богатство и процветание в посюсторонней жизни, что в гораздо большей степени, чем православие, обещающее воздаяние за праведную жизнь только в потустороннем мире, согласуется с ценностными ориентациями многих современных россиян, особенно молодежи;

3. сатанизм гарантирует удовлетворение гордыни, чувство превосходства над другими людьми, что также соответствует духу современной культуры, где человеком руководит стремление добиться успеха и превосходства над другими людьми любыми способами;

4. привлекательность сатанизма для молодых людей состоит в том, что они мнят себя ниспровергателями тех общественных ценностей, которые давали неверные ориентиры развитию человечества и привели его к кризису [3, с. 208].

На наш взгляд, в данном случае речь должна идти не о том, что идейные основы сатанизма соответствуют ценностям современной культуры, а о том, что молодежь, усвоившая в качестве основной ценности, стремление к успеху (богатству, власти, престижу), не может достичь его легальными средствами, а сатанизм ей эти средства предлагает. Именно об этом и говорил Р.Мертон в своей теории аномии: «антисоциальное поведение приобретает значительные масштабы только тогда, когда система культурных ценностей ставит фактически превыше всего определенные символы успеха,; общие для населения в целом, в то;время как социальная структура общества жестко ограничивает или полностью устраняет доступ к апробированным средствам овладения этими символами для большей части того же населения» [4, с. 310].

Итак, основными течениями современного российского сатанизма, судя по материалам сатанинских ресурсов Интернета,! являются: традиционный сатанизм - Дьяволопоклонники и Гностики Тьмы; нетрадиционный сатанизм - Сатанисты-философы и примыкающие к ним Любители. Самое широкое распространение в условиях российского города получило такое направление нетрадиционного сатанизма, как ЛаВей'изм, которое развивают Сатанисты-философы. Его возникновение в обществе связано с целым комплексом социокультурных факторов. К ним относятся: распространение в символической культуре современного российского города различных образов сатаны, широкое их использование в коммерческих целях, в молодежной моде и т.д., что дает возможность стигматизации как сатаниста любого человека, использующего сатанинскую символику, со всеми вытекающими отсюда последствиями; созвучность идей сатанизма ценностям1 современной и, прежде всего, молодежной культуры; рассогласование между культурными целями общества и социально одобряемыми средствами их достижения.

ЛИТЕРАТУРА

1. CONTRA DEI #1 BLACK FIRE PANDEMONIUM http://warrax.net/contra_deiyi/07.html (дата обращения 16.04.07)

2. Contra Dei. 2004. - 80 с. П.,

3. Волков Ю.Г., Добреньков В.И., Кадарил Ф.Д., Савченко И.П., Шаповалов В.А. Социология молодёжи: Учебное пособие. — Ростов-н/Д., 2001. - 576 с.

4. Мертон Р. Социальная структура и аномия // Социология преступности. - М., 1966. - С. 299-312.

5. Сандулов Ю.А. Тайный мир сатанистов: История и современность. - СПб., 1997. - 256 с.

Габбасова И.Н., Москаленко Ю.С.

I м >

ПРЕДПОСЫЛКИ ТЕСТИРОВАНИЯ ЗНАНИИ В СЛАБО СТРУКТУРИРОВАННЫХ

ПРЕДМЕТНЫХ ОБЛАСТЯХ

Обучение как регулируемый процесс представляет собой управляемый перенос знаний от обучающего (преподавателя, консультанта, эксперта) к обучаемому (ученику, студенту, слушателю). В условиях организации учебного процесса с использованием технических средств обучения, в частности

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.