Научная статья на тему 'Креативное образование и креативное тестирование'

Креативное образование и креативное тестирование Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
408
86
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КРИТЕРИИ КРЕАТИВНОСТИ / КРЕАТИВНОЕ ТЕСТИРОВАНИЕ / АДРЕСАТ ТЕСТА / ПОЛИЯЗЫЧНОЕ ПРОСТРАНСТВО РУССКОГО ГОРОДА / CRITERIA OF CREATIVITY / CREATIVE TESTING / TEST THE ADDRESSEE / POLYLINGUAL SPACE OF RUSSIAN CITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Балыхина Татьяна Михайловна, Нетёсина Марина Сергеевна

Статья посвящена анализу содержания, формы тестовых заданий в системе креативного образования, креативного тестирования. Обозначены научные подходы к инновациям в тестировании, к оцениванию и формированию креативности мышления. Рассматриваются актуальные направления лингводидактического тестирования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Creative education and creative testing

The article is devoted to analysis of content, form of test tasks in the system of creative education, creative testing. Identified scientific approaches to innovation in testing, to the evaluation and development of creativity of thinking. Examines current trends in a course of the test.

Текст научной работы на тему «Креативное образование и креативное тестирование»

ИННОВАЦИОННЫЕ ПРОБЛЕМЫ, ТЕНДЕНЦИИ, ПЕРСПЕКТИВЫ ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ

КРЕАТИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И КРЕАТИВНОЕ ТЕСТИРОВАНИЕ

Т.М. Балыхина1, М.С. Нетёсина1'2

1Факультет повышения квалификации преподавателей русского языка как иностранного

Российский университет дружбы народов ул. Миклухо-Маклая, 6, Москва, Россия, 117198

2Московский государственный медико-стоматологический университет им. А.И. Евдокимова ул. Делегатская, д. 20, стр. 1, Москва, Россия, 127473

Статья посвящена анализу содержания, формы тестовых заданий в системе креативного образования, креативного тестирования. Обозначены научные подходы к инновациям в тестировании, к оцениванию и формированию креативности мышления. Рассматриваются актуальные направления лингводидактического тестирования.

Ключевые слова: критерии креативности, креативное тестирование, адресат теста, полиязычное пространство русского города.

Рассмотрим научные подходы к инновациям в образовании. Известно, что существует множество разнообразных методов получения знаний. Эффективность этих методов относительно творческих способностей человека различна. Одни методы ориентируют его на механическое и количественное накопление знаний, другие — на творческое оперирование ими в решении практических проблем, развитие самостоятельного мышления.

По методам (так же как по видам, содержанию, формам, продолжительности, целевым установкам) образование может быть различным. Наиболее актуальными и перспективными в настоящее время называют образование системологическое, креативное, непрерывное, фундаментально-практическое, вариативное, ориентированное на качество деятельности, опережающее (перспективное). Но центральное место среди них занимает креативное образование. Оно как бы интегрирует все другие виды, соединяет их в комплекс весьма важных, позитивных характеристик профессионального формирования (креативность определяют как объедине-

ние быстроты, гибкости и оригинальности, как главную движущую силу и условие порождения нового знания, т.е. как метаспособность).

Креативное образование ориентировано на развитие творческих способностей человека, закрепление в его профессиональном сознании установки на инновации; включает анализ проблем и вариантов деятельности; мотивирует самостоятельное осмысление действительности, самопознание индивидуальности, превращение знаний в потенциал мышления и саморазвития. Оно является альтернативой образованию репродуктивному, преимущественно прагматическому, нормативному (исполнительскому), являясь проблемным не только по методическим, но и по структурно-предметным характеристикам.

Сегодня понятия креативного образования, креативной деятельности (определяется как научно-практическая проблема, разрабатываемая в рамках такого достаточно широкого научного направления как управление знаниями, которые рассматриваются в качестве основного фактора развития в постиндустриальной экономике), креативного общества (шестой, заключительный этап в экономике стран, когда главную роль играют новые идеи и инновации) [4] широко используются и имеют конкретное и значительное практическое содержание как в западной, так и в российской научной мысли.

В этот ряд мы включаем понятие «креативное тестирование».

Разрабатываются подходы к оцениванию и формированию креативности мышления в образовании. Не только в оценивании креативности, но и, что более интересно для нашего исследования, в развитии методов ее формирования должна лежать диагностика динамики перехода заданий по различным уровням развития и каждой компетенции, снимающая проблему соотношения диагноза и прогноза [8. С. 57]. Еще более интересную информацию для развития креативности можно получить, выбрав двухпараметрическую модель вероятности правильного ответа [8. С. 56].

Такой подход основан на концепции Л.С. Выготского о соотношении обучения и развития внутренних сил ребенка (использовалось понятие «одаренность», эквивалентное современному «креативность»). Он позволяет разделить «зону ближайшего развития каждого обучаемого» и актуальную и перспективную области «с помощью выделения диапазонов для оценок параметров калиброванных заданий банка, выбрав тем самым индивидуальную стратегию формированию креативного мышления каждого обучаемого» [8. С. 56].

Новые диагностические методики должны отвечать целому ряду принципиально иных требований сравнительно с общепринятыми тестовыми измерениями: быть чувствительными к особенностям приобретаемого опыта (набору так называемых компетентностей), который у каждого человека будет своим; применяться исключительно при условии создания адекватной образовательной среды; учитывать индивидуальные способности, интересы и ценности человека; фиксировать динамику развития индивидуальных способностей; гарантировать выявление разных типов взрослой/детской одаренности (к числу таких методик относят, например, технику описательных заключений, событийно-поведенческое интервью, процедуру выявления ценностных ожиданий) [11].

Ряд исследований посвящен разработке актуальных направлений лингводи-дактического тестирования, в которых последнее направлено на принятие решений о результатах учебной деятельности, является органичной частью учебного процесса и работает на успех ученика, а не на неудачу. Назовем некоторые из них:

— диагностические тесты — с отбором содержания; позволяют проверить и оценить прочность знаний, полноту, глубину, гибкость, конкретность и обобщенность, системность и систематичность, оперативность [7. С. 81]);

— компьютерные адаптивные тесты — происходит подстраивание под уровень способностей/подготовки испытуемого [4]);

— комплексные/коммуникативные тесты, ситуационные задания — для проверки нескольких языковых и речевых навыков, в терминологии В.С. Аванесова — для интегративного контроля подготовленности/с интегративным содержанием [1; 4; 9. С. 220; 2];

— альтернативное языковое тестирование (направлено на овладение так называемыми тестовыми стратегиями до, во время и после тестирования [10. С. 347]).

Новые диагностические методики должны отвечать целому ряду новых требований, например, быть чувствительными к особенностям приобретаемого опыта (набору так называемых «компетентностей») [11. С. 144]. У учащегося следует развивать тестовую (готовность к осуществлению тестовой деятельности, обеспеченную предметными знаниями, тестовыми стратегиями и развивающими умениями) и контролирующую (готовность к осуществлению контроля своей учебной деятельности, обусловленную обученностью по предмету, стратегиями самоконтроля, в том числе стратегиями выполнения тестов) компетенции [10. С. 347].

Предложенный нами термин «креативное тестирование», с одной стороны, стоит в одном ряду с такими понятиями, как «креативное образование», «креативная деятельность», «креативное общество». С другой стороны, креативное тестирование может включать вышеперечисленные и некоторые другие составляющие.

В новой парадигме образования предусматривается обучение не только сумме знаний, но и способам умственных действий; не только развитие умений и навыков, но их закрепление и превращение в компетенции (1). «...Без знаний не может быть компетенций, но сами знания еще не компетенции, более того, без компетенций знания могут и не проявиться» [7. С. 21]. Что касается контроля, то в современных технологиях обучения ставится задача проверки проявлений именно компетенций на основе усвоенных знаний. Выделяют шесть ключевых компетенций: изучать, думать, искать, приниматься за дело, сотрудничать, адаптироваться (всего Комитет по образованию Совета Европы дает классификацию 39 различных компетенций) [7. С. 22].

Итак, новые тенденции в обучении требуют создания новых методов и технологий оценки, новых подходов к разработке и использованию тестов как средства измерений не только знаний, умений и навыков, но и компетенций.

В русле креативности обсуждается содержание тестовых заданий. Очень важно обеспечить корректное содержание теста, отразить, что должен проверить и измерить тест. Исследователи говорят о недостаточной валидности и прогностической надежности критериально-ориентированных тестов (или тестов учебных достижений) [11].

Выделены принципы отбора содержания: значимость и научная достоверность учебного материала, соответствие содержания уровню современного состояния науки по изучаемой дисциплине, репрезентативность элементов содержания контролируемого материала, вариативность, системность, комплексность и сбалансированность элементов знания, взаимосвязь содержания и формы тестовых заданий [7. С. 59]. При этом форма тестовых заданий выступает как способ организации, упорядочения и отражения содержания дисциплины в содержании теста.

Кроме того, при разработке нового содержания тестовых заданий следует учитывать образовательный контекст — вид социального контекста, организованный с помощью типичных для образовательной сферы фреймов, характеризуется категориями позиции, свойств, отношений, функций участников взаимодействия, набором конвенциональных установлений и детерминируется духовной деятельностью, народа, его культурой, государственной политикой, состоянием экономики, типом общества и этапом его развития [9. С. 7], что представляет собой адресат теста XXI в., и актуальные компетенции тестируемого. В этом поможет изучение коммуникативного полиязычного и поликультурного пространства русского города [5. С. 340; 6. С. 168]. Так, важной формирующей составляющей общих компетенций являются социокультурные знания (повседневной жизни, межличностных отношений, социальных конвенций, ритуалов поведения, практических и межкультурных навыков и ноу-хау и др.).

Разрабатываются инновационные классификации и формы тестовых заданий. Помимо учитывающей формы тестовых заданий классификации предложены тестовые задания по другим основаниям к примеру по целевой направленности заданий (выделено шесть разновидностей [7. С. 49]).

Наравне с непосредственно тестовыми заданиями рассматриваются так называемые системы заданий в тестовой форме (2). В таких системах вероятность правильного ответа на последующее задание может зависеть от вероятности правильного ответа на предыдущие задания (цепные задания). С помощью системы заданий в тестовой форме целесообразно и удобно проводить интегративный контроль подготовленности. В.С. Аванесов описывает вариативные ситуационные задания с интегративным содержанием и с вариативными заданиями в тестовой форме [1].

Среди перспективных современных исследований — разработка программного комплекса, автоматизирующего оценку знаний методом тестирования с использованием заданий открытой формы с интеллектуальной обработкой ответов испытуемого на естественном языке [4].

Можно увидеть, что описанное нами креативное тестирование с его составляющими соответствует так называемым критериям креативности (по Торренсу [12]):

— способность продуцировать большое количество идей (беглость);

— способность применять разнообразные стратегии при решении проблем (гибкость);

— способность продуцировать необычные, нестандартные идеи (оригинальность);

— способность детально разрабатывать возникшие идеи (разработанность);

— способность не следовать стереотипам и длительное время «оставаться открытым» для разнообразной поступающей информации при решении проблем (сопротивление замыканию);

— понимание сути проблемы того, что действительно существенно (абстрактность названия).

ПРИМЕЧАНИЯ

(1) Идея формирования компетенций в учебном процессе впервые была выдвинута экспертами Совета Европы в 1996 г. в Европейском проекте образования.

(2) Содержательные системы, охватывающие взаимосвязанные элементы знаний [1].

ЛИТЕРАТУРА

[1] Аванесов В.С. Системы заданий в тестовой форме // Педагогические измерения. — 2008. — URL: http://testolog.narod.ru/EdMeasmt9.html (дата обращения 28.07.2014).

[2] Агафонова Е.Г. Ретроспективный и перспективный взгляд на лингводидактическое тестирование // Вестник ТГПУ. — 2006. — № 9 (60). — С. 75—80.

[3] Балыхина Т.М. Основы теории тестов и практики тестирования (в аспекте русского языка как иностранного): Учеб. пособие. — М.: МГУП, 2004. — С. 242.

[4] Балыхина Т.М., Нетёсина М.С. Инновационные тенденции в образовании: креативное тестирование // Инновационное преподавание русского языка в условиях многоязычия: Сборник статей. — Т. 1. — М.: РУДН, 2014. — С. 365—371.

[5] Балыхина Т.М., Нетёсина М.С. Коммуникативное пространство мегаполиса: анализ звучащей речи: Монография. — М.: РУДН, 2012.

[6] Балыхина Т.М., Нетёсина М.С. Язык русского города: гармонизация, толерантность, проблемы: Монография. — М.: РУДН, 2013.

[7] Ефремова Н.Ф. Современные тестовые технологии в образовании: Учеб. пособие. — М.: Логос, 2003.

[8] Звонников В.И., Челышкова М.Б. Оценивание креативности мышления в контексте компетентностного подхода к трактовке качества результатов образования // Креативная экономика. — 2009. — № 2 (26). — С. 51—57. — URL: http://www.creativeconomy.ru/ articles/2186 (дата обращения 10.08.2014).

[9] Кукуева Н.Н. Лингводидактическое тестирование в образовательных контекстах России и Великобритании конца XX — начала XXI века: сравнительно-педагогическое исследование: Диса ... канд. пед. наук. — Ростов-на-Дону, 2006.

[10] Матиенко А.В. Альтернативный контроль в обучении иностранному языку как средство повышения качества языкового образования: Дисс. ... д-ра пед. наук. — Тамбов, 2009.

[11] Равен Дж. Педагогическое тестирование: Проблемы, заблуждения, перспективы / Пер. с англ. — М.: Когито-Центр, 1999.

[12] Torrance E.P. The Torrance Test of creative thinking: Technical-norm manual. Ill, 1974.

LITERATURA

[1] Avanesov V.S. Sistemy zadanij v testovoj forme // Pedagogicheskie izmereniya. — 2008. http://testolog.narod.ru/EdMeasmt9.html (data obrashcheniya 28.07.2014).

[2] Agafonova E.G. Retrospektivnyj i perspektivnyj vzglyad na lingvodidakticheskoe testirovanie // Vestnik TGPU. — 2006. — № 9 (60). — S. 75—80.

[3] Balyhina T.M. Osnovy teorii testov i praktiki testirovaniya (v aspekte russkogo yazyka kak inostrannogo): Ucheb. posobie. — M.: MGUP, 2004. S. 242.

[4] Balyhina T.M., Netyosina M.S. Innovacionnye tendencii v obrazovanii: kreativnoe testirova-nie / Innovacionnoe prepodavanie russkogo yazyka v usloviyah mnogoyazychiya: Sbornik statej. T. 1. — M.: RUDN, 2014. S. 365—371.

[5] Balyhina T.M., Netyosina M.S. Kommunikativnoe prostranstvo megapolisa: analiz zvuchashchej rechi: Monografiya. — M.: RUDN, 2012.

[6] Balyhina T.M., Netyosina M.S. YAzyk russkogo goroda: garmonizaciya, tolerantnost', prob-lemy: Monografiya. — M.: RUDN, 2013.

[7] Efremova N.F. Sovremennye testovye tekhnologii v obrazovanii. Ucheb. Posobie. — M.: Logos, 2003.

[8] Zvonnikov V.I., Chelyshkova M.B. Ocenivanie kreativnosti myshleniya v kontekste kompe-tentnostnogo podhoda k traktovke kachestva rezul'tatov obrazovaniya // Kreativnaya ehko-nomika. — 2009. — № 2 (26). — S. 51—57. http://www.creativeconomy.ru/articles/2186 (data obrashcheniya 10.08.2014).

[9] Kukueva N.N. Lingvodidakticheskoe testirovanie v obrazovatel'nyh kontekstah Rossii i Veli-kobritanii konca XX — nachala XXI veka: sravnitel'no-pedagogicheskoe issledovanie: Diss. ... kand. ped. nauk. — Rostov-na-Donu, 2006.

[10] Matienko A.V. Al'ternativnyj kontrol' v obuchenii inostrannomu yazyku kak sredstvo povy-sheniya kachestva yazykovogo obrazovaniya: Diss. ... d-ra ped. nauk. — Tambov, 2009.

[11] Raven Dzh. Pedagogicheskoe testirovanie: Problemy, zabluzhdeniya, perspektivy / Per. s angl. — M.: Kogito-Centr, 1999.

[12] Torrance E.P. The Torrance Test of creative thinking: Technical-norm manual. Ill, 1974.

CREATIVE EDUCATION AND CREATIVE TESTING

T.M. Balykhina1, M.S. Netesina1,2

1Faculty of re-training of Russian as a foreign language Peoples' Friendship University of Russia, Miklukho-Maklaya str., 6, Moscow, Russia, 117198

2Moscow State University of Medicine and Dentistry named after A.I. Evdokimov Delegatskaya str., 20, Moscow, Russia, 127473

The article is devoted to analysis of content, form of test tasks in the system of creative education, creative testing. Identified scientific approaches to innovation in testing, to the evaluation and development of creativity of thinking. Examines current trends in a course of the test.

Key words: criteria of creativity, creative testing, test the addressee, polylingual space of Russian

city.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.