Научная статья на тему 'Либерализм как политическая система'

Либерализм как политическая система Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
289
74
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Либерализм как политическая система»

Таким образом, следует сделать вывод, что рассматриваемая методология синтезирует системный и когнитивный подходы и является универсальным научным инструментарием понимания поведения сложных систем. ! .

Качество теста складывается из качества каждого включаемого в него тестового задания и качества всего теста в целом. Традиционно используется два основных критерия качества теста: валидность и надежность. Надежность характеризует точность его как измерительного инструмента, его устойчивость к действию помех. Валидность характеризует пригодность измерителя к использованию, она определяет действительно ли измерялось то, что требовалось измерить. Для педагогических тестов валидность рассматривают в различных смыслах и, в частности, выделяют содержательную валидность - соответствие содержания тестового материала цели измерения. '

При автоматизации процесса построения теста целесообразно накапливать уже опробованные и отвечающие требованиям качества тестовые задания в единой базе. В этом случае для обеспечения содержательной валидности автоматически генерируемых тестов необходимым условием является наличие модели системы знаний предметной области. Наличие модели системы знаний и ее использование при построении теста позволит, с одной стороны, получать тесты, моделирующие различные уровни и элементы модели системы знаний, а, с другой стороны, позволит определить структуру подготовленности учащихся по результатам тестирования.

Моделирование знаний изучаемой области науки целесообразно рассматривать с точки зрения системного анализа. Модель системы знаний как система характеризуется своим составом, структурой и целью. Объекты, ^явления и методы деятельности, отобранные из науки и включенные в модель системы знания, будем называть общим термином «учебные элементы». Целью любой учебной модели системы I знаний является формирование умений и навыков на основе владения знаниями изучаемой области науки. При тестовой форме контроля не всегда видна граница между умениями и навыками. Если навыком считать умение, доведенное до автоматизма, то выявление навыков возможно лишь при жестком ограничении времени тестирования. Если такое ограничение имеет место, то можно говорить о сформированное™ навыков, иначе - только о сформированности умений. Поэтому целью модели системы знаний, . предназначенной для тестирования, молено считать совокупность умений в широком смысле, умения и ! навыки применять знания для решения задач в стандартных и нестандартных ситуациях с творческими, ; проблемно-поисковыми задачами.

В отличие от математических и технических дисциплин, для создания тестов по ' знаниеориентированным дисциплинам, которые охватывают сложные неформализованные слабо структурированные предметные области, необходима обязательная дополнительная работа инженера по знаниям, поскольку тест - это своего рода модель предметной области. Эта дополнительная работа инженера по знаниям включает получение новых знаний в исследуемой предметной области, структурирование и (систематизацию знаний, более четкое описание и определение терминов. В таком случае будут не! только полезны, но и необходимы, классификационные концептуальные модели исследуемой предметной области.

Для сложных неформализованных слабо структурированных предметных областей в качестве основного метода исследования целесообразно использовать системологический классификационный анализ, который впервые синтезирует системный и классификационный анализ. Используя системологический классификационный анализ, можно рассматривать знания системно, что позволяет | наиболее эффективно выявлять и представлять существенные свойства исследуемых объектов. {

Сформулированные тезисы указывают на целесообразность применения современных методов I инженерии знаний, в; первую очередь системологического классификационного анализа, при разработке тестов для недостаточно формализованных дисциплин..

Кулинич Н.И. !

ЛИБЕРАЛИЗМ КАК ПОЛИТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА

Политическая теория либерализма основывается на концепции свободы, как политической ценности, и нормативной основы существования человеческого общества. Морис Кранстон отметил в своём определений, что «либерал - это тот, кто верит в свободу» Типичными для либералов были утверждения том, что все люди рождаются равными, с определёнными и неотъемлемыми правами на жизнь, свободу и счастье.

Основными принципом либерализма квляется понятие свободы, и всякое ограничение свободы - неприемлемо, на первый взгляд, для этой политической теории. Следовательно, возникает вопрос о политической власти, которая в силу своего функционирования в .обществе, вынуждена прибегать к давлению на своих граждан, и к ограничению определённой свободы. j

Но исходя из решения этого вопроса, либералы по-разному оценивали! ограничение свободы политической властью. Так, умеренные либералы - Руссо, Гоббс - допускали возможность ограничения свободы, но выступали за то, чтоЬы представители власти доказывали необходимость таких действий для общества. !

Наиболее ранние представления о свободе соотносятся к республиканской или неороманской концепцией свободы, которая переживает сейчас своё второе роркдение. Основы этой концепции прослеживались еще в трудах Цицерона и Николо Макиавелли. j 1

Древние римлян противопоставляли свободу и рабство в те времена понятиями liber (лат) -свободный гражданин древнего Рима, и servus (лат.) - раб. ;

Некоторые теоретики республиканской концепции свободы - Квентин Скиннер, Мауризио Вироли, Филипп Петгит - рассматривали свою концепцию как альтернативу либерализму, поскольку считали, что свобода в эпоху становления рыночной экономики, порождением которой и является либерализм с его идеалами свободного предпринимательства, не выдерживает критики по сравнению с республиканской свободой.

Дело в том, что классические либералы, начиная с XVIII в., были убеждены, что экономические отношения в обществе основаны на частной собственности, тесно переплетающейся с индивидуальной свободой. I ,

Но и среди либералов возникали разногласия по поводу значимости свободы и собственности. Для одних - свобода и собственность - одно и |гоже, для других - все основные права людей (право на свободу) являются разновидностями форм собственности, для третьих - частная собственность сама по себе и является частью свободы (Гаусс, 1994; Стейнер, 1994). Таким образом, большинство из них сходятся в одном, что частная собственность - всего лишь эффективно^ средство защиты свободы. 1 !

1 I

К концу XIX в. — нач. XX в. возникает новый либерализм вследствие того, что к этому периоду сформировалась рыночная экономика, которая имела часто тенденцию к неустойчивости, нестабильности с её экономическими кризисами, безработицей, инфляцией и [т.д., поэтому у новых либералов возникло сомнение, что эта модель общества способна гарантировать процветание государства, уверенность в завтрашнем дне, а значит и свободу выбора. В годы первой мировой войны у них возникло доверие к государству, как к аппарату политической власти, который особенно эффективно осуществлял управление экономикой и обществом.

В XX в. на смену новому либерализму приходит новейший либерализм, в рамках которого возникает понимание, что и государство не стоит на страже интересов и прав |1юдей (Эли, 1992) т.к. оно зачастую вмешивается в рыночную экономику и прибегает к ограничению свободы человека.

ТСондрашина Е. Ю.

КУЛЬТУРА И ЯЗЫК

I

В основе современной цивилизации лежит многообразие культур, ¡которые находятся в постоянной взаимосвязи и взаимодействии. При этом каждая культура имеет свою языковую систему, с помощью которой её носители обшаются друг с другом. В науке различные формы языкового общения получили название вербальных средств коммуникации. К наиболее известным вербальным средствам общения относится, прежде всего, человеческая речь, так как благодаря речи люди передают и получают основную массу жизненно необходимой информации. Однако человеческая речь является только одним из элементов языка, поэтому! её| функциональные возможности гораздо меньше, чем языковой системы в целом.

Согласно культурологическому подходу язык является специфическим средством хранения и передачи информации, а также управления человеческим поведение^. Благодаря языку

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.