Научная статья на тему 'О технологии критериально-ориентированного тестирования по русскому языку и культуре речи'

О технологии критериально-ориентированного тестирования по русскому языку и культуре речи Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
62
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Записки Горного института
Scopus
ВАК
ESCI
GeoRef
Область наук

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Б. Г. Бобылев

Статья посвященa описанию технологии составления критериально-ориентированных тестов по русскому языку и культуре речи для студентов-нефилологов. Разработанные тесты позволяют обеспечить дифференцированное измерение учебных достижений студентов. Задания тестов, отличающиеся разнообразием форм и целей, полностью охватывают предметное содержание дисциплины «Русский язык и культура речи». Проведена апробация тестов, которая свидетельствует об их учебной эффективности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

This article reports on the technology of making up mastery tests in the Russian language and speech culture for students of non-philological specialties. These tests measure differentially students' progress during the process of training. The tests differ in forms and aims and cover the whole content of the discipline «Russian Language and Speech Culture». The tests have been evaluated and proved to be very efficient.

Текст научной работы на тему «О технологии критериально-ориентированного тестирования по русскому языку и культуре речи»

РЕЧЕВАЯ КУЛЬТУРА ОБЩЕСТВА: ЯЗЫКОВЫЕ ПРОЦЕССЫ - ТЕОРИЯ РЕЧИ - «РУССКИЙЯЗЫК И КУЛЬТУРА РЕЧИ» КАК УЧЕБНАЯ ДИСЦИПЛИНА

УДК 82.085

Б.Г. БОБЫЛЕВ

Орловский государственный технический университет

О ТЕХНОЛОГИИ КРИТЕРИАЛЬНО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ТЕСТИРОВАНИЯ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ И КУЛЬТУРЕ РЕЧИ

Статья посвящена описанию технологии составления критериально-ориентированных тестов по русскому языку и культуре речи для студентов-нефилологов. Разработанные тесты позволяют обеспечить дифференцированное измерение учебных достижений студентов. Задания тестов, отличающиеся разнообразием форм и целей, полностью охватывают предметное содержание дисциплины «Русский язык и культура речи». Проведена апробация тестов, которая свидетельствует об их учебной эффективности.

This article reports on the technology of making up mastery tests in the Russian language and speech culture for students of non-philological specialties. These tests measure differentially students' progress during the process of training. The tests differ in forms and aims and cover the whole content of the discipline «Russian Language and Speech Culture». The tests have been evaluated and proved to be very efficient.

Одним из ключевых слов отечественного риторического образования в последнее время становится слово «технология». В учебные планы вузов вводятся такие дисциплины, как «Технология делового общения», «Технология проведения переговоров» и тому подобное. Конечно, данные дисциплины можно рассматривать как периферийные по отношению к чистой магистральной «общериторической» линии, однако в них ярче всего проявляется глубинная связь с корнями риторики, носившей с начала своего возникновения сугубо технологический характер. Весьма востребованными сегодня являются различные учебные технологии, нацеленные на развитие способностей говорения и понимания, формирование базовых ортологиче-ских навыков. Одна из таких технологий, нацеленная на обобщение, структурирование и алгоритмизацию подачи речеведче-

ского учебного материала разработана на кафедре русского языка и педагогики Орловского государственного технического университета. Эта работа, получившая название «Научно-методические аспекты критериально-ориентированного тестирования студентов технических вузов по «Русскому языку и культуре речи», была осуществлена в рамках федеральной целевой программы «Русский язык» за 2003 г. (научный проект № 687).

Критериально-ориентированные тесты (американский аналог - mastery tests) нацелены на оценку учебных достижений студентов по четырехбалльной шкале: «отлично» (5); «хорошо» (4); «удовлетворительно» (3) и «неудовлетворительно» (2).

Задание в тестовой форме должно пройти проверку на валидность и надежность. Только после этого оно может стать тестовым заданием. На базе тестовых зада-

ний составляется сам тест, представляющий собой не просто случайный набор, но систему надежных и валидных заданий возрастающей трудности, нацеленных на диагностику учебных достижений студентов.

Разработанный критериально-ориентированный тест по русскому языку и культуре речи представляет собой систему фа-сетных заданий различной формы лингво-культурологического содержания, возрастающей трудности, позволяющих качественно оценить структуру и эффективно измерить уровень знаний, умений, навыков и представлений сразу по нескольким разделам курса.

Курс «Русский язык и культура речи» изначально отличается междисциплинарным, синтезирующим характером, соединяя в себе сведения по ортологии, стилистике, документоведению, риторике. Ответы на задания критериально-ориентированного теста по русскому языку и культуре речи указывают на наличие или отсутствие коррелирующих между собой знаний, которые относятся к предметной области ряда смежных дисциплин лингвокультурологического профиля. В этой связи разработанный тест можно оценить как гетерогеннный. Данный тест включает в себя тридцать шесть заданий различной трудности. Определение трудности заданий производилось сначала при помощи метода экспертной оценки. Затем была определена статистическая трудность заданий - на базе контрольных групп студентов, уже изучивших курс «Культура речи и стилистика».

Выделяется три уровня трудности. К числу наиболее трудных заданий (третьего уровня) относятся задания, которые правильно выполняют только 15 % студентов контрольных групп; к заданиям второго и первого уровня трудности относятся те, которые выполняют, соответственно, 50 % и 85 % студентов. Тест имеет 30 вариантов, что позволяет охватить тестированием студентов одной учебной группы.

В качестве методологической основы разработанной технологии выступает лин-гводидактическая модель русской нацио-

нальной языковой личности, разработанная Ю.Н.Карауловым.

Данная модель представляет собой систему готовностей вербально-семан-тического, тезаурусного и мотивационно-прагматического уровней и выступает в роли своеобразного лингвокультурологиче-ского эталона, который позволяет более строго определить область содержания теста. Операционно-функциональная модель языковой личности позволяет существенно снизить уровень окказиональности и импрессионизма, неизбежно присущих в той или иной мере лингвометодическим исследованиям, предупредить немотивированные нарушения логико-импликативных связей между готовностями различного уровня, обеспечить объективность и надежность теста.

Структура теста разработана на основе Государственного образовательного стандарта по русскому языку и культуре речи. В структуре теста выделяется девять тем (разделов), представляющих учебный материал курса в полном объеме. Разделы различаются по количеству позиций (ключевых понятий курса), представленных в них. Темы репрезентируются в тесте пропорционально их удельному весу в курсе: наиболее объемные разделы представлены большим количеством позиций (и соответственно заданий) и наоборот.

Отдельные аспекты языковой личности неравновесно отражены в области содержания тестов. Более развернуто представлены понятия и регистрирующие структуры; манифестации регистрирующих структур; стереотипы - образы прецедентных текстов репрезентированы в ограниченной степени. Это связано в первую очередь с ограничениями, которые присущи тестовой форме контроля, не позволяющей по своей природе оценивать в полной мере и с достаточной степенью адекватности деятельностные аспекты формирования человеческой личности, отдельные особенности мотивационно-прагматического уровня русской национальной языковой личности (прежде всего -герменевтические готовности).

96 -

ISSN 0135-3500. Записки Горного института. Т.160. Часть 2

Критериальная ориентированность и гетерогенность тестов обусловливает поли-формность тестовых заданий. В настоящих тестах используются задания четырех форм, выделяемых в соответствии с классификацией В.С.Аванесова: закрытые и полуоткрытые задания, задания на соответствие, задания на установление правильной последовательности. Помимо уровня трудности и формы, задания, включенные в предлагаемые тесты, различаются по целеполаганию. При этом выделяются задания, нацеленные на диагностирование следующих знаний,

умений, навыков: А - умение давать определения; Б - знание законов, принципов, правил; В - умение применять их для решения предложенных примеров; Г - умение находить сходства и различия.

Итоги апробации свидетельствуют о высокой валидности внедряемых критериально-ориентированных тестов. На основе исследования разработаны нормативно-методические документы, регламентирующие критериально-ориентированное тестирование студентов технического университета по русскому языку и культуре речи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.