Xiao Yin
PRECONDITIONS .
УДК 378 : 364
ПРЕДПОСЫЛКИ СТАНОВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ В КИТАЕ
© 2018
Сяо Инь, аспирант
Амурский государственный университет (675027, Россия, Благовещенск, Игнатьевское шоссе, 21, e-mail: [email protected]) Аннотация. В статье рассматриваются предпосылки зарождения социальной службы КНР. Автор приходит к выводу о том, что буддийская философия, конфуцианство, неоконфуцианство, наложили большой отпечаток на ментальность китайского народа, его идеалы и мораль. Все это, в свою очередь сформировало соответствующую модель оказания социальной помощи, в соответствии с основными жизненными потребностями китайского общества, например - раздача бесплатного или выдача льготного риса в периоды бедствий. Кроме того, становятся очевидными истоки оказания «дифференцированной» социальной помощи старикам. Забота о престарелых гражданах Китая лежит частично на правительстве, и частично - на детях. Существует категория стариков - государственных служащих, заботу о которых на себя берет государство. Вместе с тем, о рядовых пожилых людях обязаны заботиться сыновья и дочери. На плечи детей возлагается обязанность обеспечивать минимальный прожиточных уровень своих пожилых родителей, их ежедневные нужды, а также, обязательные регулярные посещения, в случае, если семья живет раздельно. Следует заметить, что забота о детях, оставшихся без попечения родителей, также становится частично заботой государства, частично общества, различных организаций и даже профсоюзов. Истоки такого специфичного «коллективного» присмотра за детьми, также становятся понятным из рассмотренных в настоящей статье особенностей оказания социальной помощи в древнем Китае. Истоки зарождения социальной помощи в Китае обуславливают особенности профессиональной подготовки бакалавров социальной работы, так как в этом процессе используются многие специфические черты оказания социальной помощи, зародившиеся в древности, использовавшиеся на протяжении многих веков и прочно вошедшие в ментальность китайского народа.
Ключевые слова: социальная служба, социальная помощь, социальная защита пожилых и детства, национально-культурная специфика, менталитет, буддизм, конфуцианство.
PRECONDITIONS OF FORMATION OF SOCIAL WORK IN CHINA
© 2018
Xiao Yin, undergraduate student Amur State University (675027, Russia, Blagovechensk, Ignatjevskoe shosse, 21, e-mail: [email protected]) Abstract. The article considers the prerequisites for the emergence of the social service of China. The author comes to the conclusion that Buddhist philosophy, Confucianism, neo-Confucianism left a great imprint on the mentality of the Chinese people, its ideals and morality. All this, in turn, has formed an appropriate model of social assistance, in accordance with the basic needs of Chinese society, for example - the distribution of free or preferential rice in times of disaster. In addition, the origins of "differentiated" social assistance to the elderly are becoming apparent. The care of China's elderly citizens lies par-tly with the government and partly with children. There is a category of old people-civil servants, which takes care of the state. At the same time, sons and daughters are obliged to take care of ordinary elderly people. It is the responsibility of the children to ensure the minimum subsistence level of their elderly parents, their daily needs, as well as mandatory regular visits, if the family lives separately. It should be noted that the care of children left without parental care also becomes part of the concern of the state, part of society, various organizations and even trade unions. The origins of such specific "collective" child care also become clear from the features of social assistance in ancient China discussed in this article.
Keywords: social service, social assistance, social protection of the elderly and children, national and cultural specifics, mentality, Buddhism, Confucianism.
Постановка проблемы в общем виде и ее связь с важными научными и практическими задачами.
Мировое пространство начала ХХ1 века отличается бурным течением интернационализации, интеграции в различных сферах человеческой деятельности: политическую, экономическую, общекультурную, образовательную и социальную. Интернационализация является одним из важных факторов становления китайского образовательного пространства, основным мотивом в этом процессе становится международное сотрудничество в области высшего образования.
Современное высшее образование Китая не остается в стороне от интеграционных процессов, происходящих в мировом образовательном пространстве. Концепция высшего образования в Китае отражает идею о том, что в условиях глобализационных и интеграционных процессов важное значение приобретает изучение зарубежного опыта, а также распространение положительного опыта, накопленного китайской народной республикой, в сфере организации и функционирования профессиональной подготовки в высшей школе.
Такие предпосылки являются особенно актуальными для решения проблем подготовки специалистов в области социальной работы.
Принимая во внимание тот факт, что отрасль относительно новая, становится очевидным необходимость ее изучения и обмена опытом со всеми заинтересованными
странами.
Социальная работа - очень важная сфера человеческой жизнедеятельности как для общества в целом, так и для педагогической теории и практики в частности. И хотя в Китае уже накоплен немалый положительный опыт, однако под влиянием динамизма жизни, меняющихся социальных условий возрастает потребность ее совершенствования, системного внедрения инновационных технологий, что делает изучаемый нами предмет особенно интересным для научного сообщества.
Анализ последних исследований и публикаций, в которых рассматривались аспекты этой проблемы и на которых обосновывается автор; выделение неразрешенных раньше частей общей проблемы.
Основой для исследований профессиональной подготовки социальных работников в КНР может служить прогрессивная практика стран, которые имеют длительный опыт аналогичной профессиональной подготовки.
Анализ научных источников свидетельствует, что современные исследователи основательно изучают системы социальной работы и профессиональной подготовки социальных работников разных стран Европы и мира: Австралии [1], Великобритании [2, 3], Италии [4, 5], Канады [6], Китая [7], Германии [8], России [9, 10, 11], США [12], Франции [13], Вьетнама [14] и др.
Широте географического поля исследований соответствует и образовательная проблематика, охватываю-
щая различные ее виды, уровни, содержание, методику и технологии.
Полученные результаты освещаются в монографиях, сборниках научных трудов, материалах конференций. Весомыми среди них являются те, что касаются подготовки специалистов социальной сферы.
Так, общие проблемы развития систем подготовки специалистов социальной сферы, отдельные аспекты практической подготовки социальных работников, профессиональное становление специалиста по социальной работе, методики диагностики и профессионального отбора по специальности «Социальная работа» рассмотрены в работах Р. Адамса «Социальная политика и социальная работа» (2013г.), Тон Минь «Профессиональная социальная работа: планирование и модель» (2011г.), Лян Чуаньсунь, У Жуймин, У Миньцзе «Социальная работа: самопонимание и искусство общения» (2008 г.), Ли Иншен «Этап модификации социальной политики: задачи и альтернатива» (2007), Гуан Синьпин «Социальная политика: очерк» (2009 г.), Актуальные проблемы профессиональной подготовки социальных работников отражены в исследовании Ван Сибинь, Хэ Сюесон, Лю Чжэн: «Изучение организации труда социального работника в КНР» и др.
Формирование целей статьи (постановка задания).
Задача проведенного исследования заключалась в выявлении предпосылок становления социальной работы в Китае.
Поставленная задача обуславливается тем, что знание исторических реалий, способствующих зарождению социальной службы, выявление специфических черт социальной помощи на ранних этапах, эволюция социальной службы, все перечисленные факторы вкупе способствуют лучшему пониманию функционирования социальной службы КНР на современном этапе, а также дают ответы на некоторые вопросы связанные с системой профессиональной подготовки социальных работников в китайских ВУЗах, черты которых мы раскроем в последующих научных исследованиях.
Изложение основного материала исследования с полным обоснованием полученных научных результатов.
Как утверждается в источниках «с незапамятных времен имелась традиция "филантропии"» [15]. Наиболее ранним упоминанием о государственной помощи нуждающимся, можно считать период династии Западная Чжоу (1027 до н.э. - 770 до н.э.).
В служебные обязанности чжоуского ванна входило и учреждение, отвечающее за дела воспитания и просвещения, а сам он являлся «Сыту» - главным блюстителем нравов, распорядителем по делам культа и просвещения. Кроме такого государственного органа, администрация оказывала социальную помощь нуждающимся во время бедственного года, вызвавшего неурожаи, такая помощь называлась «хуанджен» - мероприятия по борьбе с голодом.
Основываясь на труде «Чжоуские ритуалы» мы знаем, что среди служебных обязанностей чжоуского ванна, который являлся Сыту, входило и оказание помощи в перевоспитании граждан во всей поднебесной.
Имелся аналог современному Министерству гражданской администрации, где начальники разделяют должностные функции Сыту, для того, чтобы более эффективно выполнять идейно-политическую работу, необходимо придерживаться 6 принципов «с помощью следования шести поддерживать народные массы: во-первых - любить маленьких; во-вторых - заботиться о стариках; в-третьих - поднимать дух бедняков (благотворительствовать); в-четвертых - заботиться о неимущих; в-пятых - щадить немощных, и наконец, в-шестых - добиваться спокойствия для себя и богатства для государства.
Большое влияние на зарождение идей социальной помощи в Китае оказали идеи конфуцианства и буддизма. Все эти 6 принципов имеют прямое отношение Балтийский гуманитарный журнал. 2018. Т. 7. № 3(24)
и к морали сегодняшнего дня, на которых стоится нравственное, добросердечное общество.
Период Чуньцю (770-476/403 до н. э.) и Сражающихся царств (476/403 - 221 гг до н.э.) ознаменовался движением народной филантропии, а именно раздачу пищи прямо у дороги, особенно в зимнее время, такую пищу называли «шиджоу» (кашица). Эта традиция прочно укоренилась и распространилась по всему Китаю.
Конец династии Восточная Хань (194 г. н.э.) осень была весьма засушливой, что вынудило большое число пострадавших от стихийных бедствий искать лучшей доли по всей стране. В источник «Хоу Ханьшу, императорские анналы Хань Сянь-ди» сказано: император Люсие организовал при своем окружении министра Хоу Вэнь, «выдавать зерно и бобы из правительственных зернохранилищ для приготовления жидкой кашицы голодающим».
Справедливо отметить, что раздача еды голодающим - это самый распространенный в Китае вид благотворительности, такой вид помощи стал именоваться «есть в больших домохозяйствах». Подобно Северной Вэй (483 г. н.э.) в некоторых частях царства случился неурожай, тогда лянжень (местный чиновник) распорядился кормить кашей у дорог. «Книга Вэй - бэньцзи Сяовэнь-ди» отражает факт того, что такая мера спасла жизни сотне тысяч человек.
Вплоть до поздней Цинн сохранялась традиция раздачи питания нуждающимся как основная форма благотворительности. Сцены из традиционного театр марионеток до сих пор сохраняют фигуру отзывчивого человека, готовящего в котле жидкую кашу для нуждающихся.
Длительное время, изучение «У цзин» или «Пятикнижия» считалось обязательным к изучению старших сыновей и, несомненно, влияло на формирование нравственных идеалов древнего китайского общества.
Китайская этическая система «пяти постоянств», разработанная Конфуцием, определяла систему межчеловеческих отношений: отцовская любовь, сыновняя почтительность, дружественное отношение старшего брата к младшему, почтительное отношение младшего брата к старшему, согласие между супругами» [17]. В представленную этическую систему входили и такие нравственные категории древних китайцев как «гуманность», «долг-справедливость».
Соблюдение традиций и моральных основ Конфуций называл основным условием поддержания справедливости в обществе. Сыновняя почтительность должна выражаться не только я в удовлетворении потребностей родителей в любых обстоятельствах, но и в проявлении милосердия, о котором нельзя забывать даже «во время трапезы» [17].
«Ли-Цзи» - «Записки о совершенном порядке вещей, правления и обрядов», глава «Ли Юнь» - «Циркуляция благопристойности» есть следующие наставления: не только кровные родственники, не только собственные кровные дети, все имеют право уйти с миром в преклонные годы, здоровые и работоспособные должны иметь все необходимое для пользы обществу, малолетние имели возможность достойно расти, необходимо быть милосердными к одиноким, сиротам, отшельникам, больным, которые нуждаются в поддержке и уходе. Древний текст призывает проявлять почитание старших не только по отношению к своим родственникам, но и другим пожилым людям: «Почитая своих старших, распространяйте (это почитание) и на старших других людей. Любя своих детей, распространяйте (эту любовь) и на чужих детей, и тогда легко будет управлять Поднебесной. Поэтому, когда проявляют милосердие, этого достаточно, чтобы защитить всех в пределах четырех морей. Когда же не проявляют милосердия, то невозможно защитить даже жену и детей» [17].
«У Цзинь» содержит поучения о том, что недопустимо богатеть в то время, как рядом находятся нуждающи-
еся, о необходимости распространения «благодеяний».
«Мэн-цзы» также заключает мыль о «гуманном правлении», где философ ратует за необходимость принятия мер для обеспечения нужд народа, как самого важного ресурса государства.
Династия Западная Хань (206 до н.э. - 24 г. н.э.) во 2 году н.э. испытала сильную засуху на многих своих территориях, одновременно с этим зафиксирован налет саранчи и последующая за этими событиями эпидемия. «Книга Хань - анналы императоров Пин» говорит о том, что в то время император выделил пустое дворцовое помещение под создание госпиталя для подвергшихся эпидемии.
Хань Вэнь-ди (202-157 д. н.э.) установил, для людей, достигших возраста 80-лет, ежемесячно выдавать 1 дань риса (100 литров или 150 кг), вместе с тем, 5 доу винных напитков (50 литров), 20 цзинь мяса (10кг). Для достигших возраста 90 лет, ко всему перечисленному прибавлялось по два пи (отреза) шелковых тканей.
В период нашей эры продолжалось оказание социальной помощи в особых случаях.
Период Вэй-Цзинь (220-420гг н.э.) до периодов династий Суй (581-617) и Тан (618-907) не существовало единого нормативного акта о материальном обеспечении, в большинстве случаев, раздача материальной помощи осуществлялась либо в период празднеств, либо в случае катастроф, в основном в виде зерна и денег для пожилых.
Период Южных и Северных династий (420-589 гг.) известным благотворителем была династия Ци, представитель которой открыл хранилища для пострадавших в стихийных бедствиях.
Книга «Наньши - наследный принц Ци Вэнь Хуэй» отмечает, что наследный принц сыграл большую роль в открытии госпиталей, специально для бедняков, которые не могли заботиться о себе самостоятельно. Название этому богоугодному дому было «Любин» -«Шесть болезней» - термин обозначал многообразные болезни. Считается, что современная эпоха филантропии началась с открытия именно этого заведения.
Вместе с тем, «Любингуань» считается одной из самых ранних благотворительных организаций на территории Китая.
Исследователями вопроса также отмечается, что ранее, династия Лю Сун (420-479гг.) уже занималась вопросами социальной работы «Книга Сун - записи деяний императора» сохранилась запись о том, что в 465 г. н.э. был издан указ о «вдовцах и вдовах, сиротах и бобылях, любингуань», не имеющих возможности самостоятельно существовать, областям и уездам выдавать материальное пособие. Намного позже в Северной Вэй также появился подобный вид помощи. Где распорядителю обрядами в храме предков императора было поручено открыть богадельню для пораженных внутренними и наружными болезнями.
Древнекитайское общество, обязанности по выполнению социальных функций возлагало на семью и общину. В древних китайских текстах, где готовится о быте крестьянской семьи, упоминаются и основные их социальные функции «заботились о больных, ставили на ноги юных», исходя их этого и других древних текстов, исследователи истории возникновения социальной защиты склонны делать выводы о том, что «основная забота о немощных, малолетних, престарелых, больных сородичах ложилась на крестьянскую семью и общину» [18].
Философско-сотериологическая доктрина буддизма содержит зерно благотворительной социальной культуры. Буддийские нравственные ценности провозглашают идею сострадания живым существам и душевной щедрости.
Многие авторы подчеркивают, что основной задачей буддийской религии является «спасение всего живущего, творить добро, помогать человеку, посвящать себя 302
благотворительности» [16].
Проблема добра - основная категория буддийского учения. Нравственная чистота и милосердное отношение к бедным, нищим, страждущим - являются важнейшими категориями добра. Раздача милостыни является неотъемлемой частью проявления добродетели: «Когда приблизился час утренней трапезы, Господь Будда и его последователи надели уличные одеяния и, взяв свои чаши для сбора подаяния, отправились в столицу Шравасти и, проходя от дверей к дверям, молча протягивали чаши» [19].
Следует отметить, что важной частью милостыни, по буддийским канонам, считается не только подаяние в его материальном, вещественном выражении, но и обязательные «благожелательность и сострадание».
Китайские древние тексты, например сочинения периода Чуньцю и Чжаньго фиксируют упоминания о традиции оказания помощи ближним, благотворительности, милосердии, щедрости.
Трактат «Гуаньцзы» (Учитель Гуань), также содержит сведения о необходимости оказания помощи нуждающимся, организованной на государственном уровне на регулярной основе (осенью и зимой). Такая помощь должна включать сбор и последующее распределение одежды, еды.
Со стороны законодательства необходимо снизить или же вовсе отменить налоги во время засух, потопов и неурожаев.
Не менее известными сочинениями являются работы Хуэйюань (334-416 гг. н. э.), который создал сочинения под названием «Саньбао лунь» («О трех видах воздаяния»), а также сочинение «Мин баоин лунь» («О разъяснении учения о воздаянии»), в указанных сочинениях также затрагиваются актуальные социальные вопросы.
При буддийских монастырях часто располагались общественные бани или купальни, которые были открыты для посещения всеми желающими в определенные дни.
У-ди династии Лян (464-549) в столице (ныне Нанкин) впервые был организован «сад оказания милости сирым и беспомощным», который предназначался для предоставления крова, материального обеспечения одиноких пожилых людей.
Такая система работы с пожилыми людьми сохранилась вплоть до династии Тан (618-907гг), а в танский период еще более расширилась и распространилась на период императрицы У Цзэтянь династии Чжоу (624-705).
Были также открыты приюты для содержания нищих, больных, сирот. Во времена династии Тан появилась буддийская благотворительная организация «Богадельни поля сострадания». В буддийских учениях «пять нив благословения» говорится, что «после сострадания» является одной из пяти нив благословения, где наиболее важным считается оказание помощи больным и одиноким. «Богадельни поля сострадания» позаимствовали название из учения.
Во времена Тан общество действовало повсеместно, источником средств для деятельности были подаяния верующих и доходы от земельной собственности монастырей. Организация внесла огромный вклад в поддержание стабильности и общественного порядка государства.
Император Су-цзун (711-762гг) династии Тан в столице Чанъань (ныне Сиань) и Лоян (городской округ провинции Хэнань) построил отдельные дома презрения для больных и престарелых, принимая во внимание факт того, что нет никого, кто мог бы материально обеспечивать нуждающихся стариков.
Позже государство также стало вносить свой вклад в деятельность богаделен, так, было решено каждой провинции выделять зерно на пропитание жильцов таких домов призора, выделялись инвестиции и земельные наделы.
Многие исследователи склоняются к мнению, что Baltic Humanitarian Journal. 2018. Т. 7. № 3(24)
именно 8 век с расцветом буддийской религии в Китае стал колыбелью благотворительной деятельности. Считается, что именно буддизм дал толчок повсеместному распространению благотворительности, а мощные общественные движения вынуждали и правительства начать вести более активную работу, направленную на развитие социальных институтов.
Часто правительство выступало в сотрудничестве с буддийскими организациями и обязывало государственные учреждения вносить свой вклад в виде определенных сумм на развитие благотворительного движения. Постепенно, особенно это стало заметно в расцвет династии Сун правительство перестало идти за общественным движением, а встало во главе его, стало играть координирующую роль в процессе оказания социальной помощи гражданам.
Ли Лунцзи (личное имя императора Тан Сюань-цзуна) стал одним из спонсоров богаделен «поля сострадания».
Деятельность организации оказала большое влияние на благотворительные движения Китая. Пять великих династий пользовались плодами, выросшими на «поле сострадания» богадельни династии Тан, лечебницы для бедных, «поле сострадания» династии Сун, пункты оказания помощи беднейшему населению династии Сун, дома презрения династии Цзинь, дома для бедных династии Мин, все благотворительные организации, участвующие в этом процессе, получили свое продолжение из деятельности «богадельни поля сострадания» как образчика благотворительности.
Во времена правления династии Сун (960-1279) было создано учение «Тайшан гань-ин пянь» (Глава высочайшего воздействия и отклике). Учение несло мысль о том, что за все благие дела последует воздаяние для всей семьи благодетеля. Необходимо исполнить не менее 1300 благих дел, дабы на благодетеля низошло великое счастье. Исследователи говорят о том, что практически в любой сфере во времена правления Сун можно увидеть деятельность благотворительных организаций. Благотворительные организации тех времен брали на поруки попрошаек, инвалидов и одиноких стариков, которых содержали в резиденциях поля сострадания, домах питания и проживания.
Для больных людей существовали «дома успокоения и помощи», «лекарские лавки доброжелательного отношения к народу»; для покойных имелось общественное (государственное) кладбище; для детей учреждались дома малютки «вскармливание младенцев» и сиротский дом «любовь детям».
Вышеперечисленные организации являлись казенными благотворительными учреждениями по оказанию социальной помощи. Надо отметить, что сиротский приют «Любовь детям» многими исследователями считается самым ранним казенным сиротским приютом в мире, был открыт в 1247 году.
Повсеместно были открыты учреждения, где нуждающиеся могли получить ночлег и пищу, которые так и назывались «учреждение крова и пищи», а в Южной Сун такие заведения назывались «приют для бедных», в последствии сироты и вдовы, не имеющие возможность самостоятельно содержать своих пожилых родственников, могли встать на учет, для содержания за счет государства.
Жэнь-цзун издал приказ даровать родителям погибшего рна поле брани воина ежемесячно три доу (1 доу = 10 литров) риса.
Во времена императора Сун Хуэйцзун (1082-1135) нормативный возраст пожилых составлял 50 лет, а объемы материального обеспечения пожилых людей достигли, действительно, чрезвычайно больших размеров, в истории этот период иногда обозначают термином «золотая пора пожилых людей». В Пекине правительство поставляла различный провиант в дома престарелых, разного рода одежду, и одновременно тратило 275 лян
серебром. Эти суммы престарелые тратили на предметы первой необходимости.
Власти активно стимулировали народные массы к активному участию в благотворительных мероприятиях. Таким образом, в источниках обнаруживается не мало частных благотворителей, таких как неоконфуцианец Чжу Си (1130-1200гг). В уезде Цзяньнин округе Чонань поселения Аньсянь был открыт «общественный амбар» как стратегические запасы на случай голода для оказания помощи бедствующим, амбар был передан органам местного самоуправления для того, чтобы представитель сельской местности отвечал за оперативное управление амбаром. Труд «Первый в трудности, последний в радости» созданный Фань Чжунъянь, имеет запись о том, что в Сучжоу был основан «ичжуан» - общественный хутор, доходы с которого шли на поддержку неимущих членов общины, надел земли состоял из десяти с небольшим цин. Рис распределялся по числу едоков, также велось снабжение предметами первой необходимости, обеспечивались свадьбы и похороны.
Династия Мин (1368-1644) и Цин (1644-1911) доля участия государства в вопросах благотворительности была довольно большой.
Чжу Юаньчжан (1328-1398гг.) издал указ: престарелые, которые нуждаются в благоприятной обстановке, могут записаться в правительственном органе власти, дабы получать материальную помощь в виде государственных дотаций. Среди категорий, располагающих помощью от государства выделялись достигшие возраста 80-ти лет бедняки, они ежемесячно от местных органов власти получали 50кг шлифованного риса (100 цзинь), 2,5 кг свинины (5 цзинь), винных напитков 30 кг (60 цзинь). Пожилые, достигшие возраста 90 лет получали, кроме указанного, ежегодно отрез шелковой ткани, полкило шелковой ваты.
В указанную эпоху существовали общественные «землячества» - новая модель народной благотворительности взаимопомощи нуждающимся. «Землячество» объединение для обработки земли организованные в сельской местности, цель которого «отвечая помощи свыше, быть великодушными к землячеству, способствовать накоплению добрых дел». Проще говоря, оказывать всестороннюю финансовую помощь членам землячества, помогать в организации траурных церемоний, предоставлять медицинскую помощь, спасть от нищеты.
К примеру, в цинскую эпоху в Пекине было учреждено «землячество Фуцзянь», где прибывшим в Пекин, можно было найти кров, аньхойское купечество дополнительно учредило помещение для временной установки гробов (например для отправки на родину), были организованы общественные захоронения для бедняков, общественная земельная собственность для поддержки нуждающихся, для оказания бесплатного обслуживания умершим и больным.
Перечисленные организации существовали в основном на средства частных пожертвований. Однако, следует заметить, что правительство призывало всех, кто занимается коммерцией и ремеслами вносить свой посильный вклад. Так, в Сучжоу 17 семьям ремесленников предписывалось на каждую тысячу вэней, двадцать жертвовать. Кроме того, каждому рабочему предписывалось жертвовать четыре вэня на каждый рабочий день. Подобных требований сбора пожертвований в старинных источниках содержится немало, как содержатся сведения и о штрафах для тех, кто не выделил свою часть пожертвований.
Дома престарелых династии Мин обеспечивались не хуже, чем при династии Сун, однако к концу династии царство пришло в упадок, и конечно, содержание домов призора и домов престарелых тоже ухудшилось в последние годы правления.
В 1634 году, в Янчжоу (провинция Цзянсу) возникает частный приют «уход за ребенком», организованный человеком по имени Цай Лянь, существовавший на по-
жертвования.
В 1823-1825 годах императорский эмиссар Аньхой учредил общественное зернохранилище под названием «Фэнбэй» - что означает «полностью подготовленное», хранилище заполнялось в урожайные годы излишками урожая, а в неурожайные годы использовалось для раздачи нуждающимся.
В 1835 году императорский эмиссар Линь Цзэсюй полностью подготовил общественное зернохранилище в Цзяннин (ныне Нанкин), в начале указанного года во-еннокомандующий построил склад, который заполнили купленным в Уси зерном. Этот амбар считался самым большим зернохранилищем, и еще в течение 20 лет использовался для оказания помощи пострадавшим в неурожайные годы.
Исследователь Китая Грэй Джон в своем труде «История древнего Китая» описывает быт различных домов для престарелых, больных и сирот, которые существовали в Кантоне и других больших городах Китая в 19 веке.
Указывается на то, что такие богадельни существовали на средства, получаемые в виде налогов на соль. Зачастую этих средств не хватало, и властям приходится обращаться к богатым гражданам. Описываются в труде и приюты для престарелых женщин, слепых, подкидышей.
Вместе с тем присутствуют подробные описания приютов для прокаженных, некоторые из которых были организованы благотворителями, как семья Юй из деревни Луцзян. Вместе с тем автор замечает, что отсутствуют приюты для душевнобольных, что становится проблемой для бедных семей.
Замечается о наличии учреждений, где бедняки могут найти еду и кров. Так ночлежный дом на 1000 человек существовал в Пекине, Аньцине, Нанькине, а в Шанхае все, кто не посещает ночлежный дом, считались властями подозрительными и опасными личностями и задерживались.
В 20 веке развитие социальной помощи несколько видоизменилось. Достойным рассмотрения является вклад миссионеров в развитие социальной защиты населения.
Благодаря католическим миссионерам собирались благотворительные пожертвования на оздоровление населения, его образование и благополучие [21]. Ко второй половине XX века католическая церковь Китая насчитывала 3 собственных учебных заведения, 5000 школ, 216 больниц, 781 клинику. Католическое образование внедрялось при работе с женщинами, малообеспеченными и бедными [13]. Исследователи приводят следующие цифры: до 1949 года в Шанхае и Пекине миссии организовали 3 католических высших учебных заведения, 58 средних и почти 3000 начальных школ для мальчиков, 45 средних и до 1300 начальных школ для девочек, а также порядка 11500 детских садов. Помимо прочего, в Харбине миссионеры отвечали за содержание приюта, в котором в указанный период проживало более 300 девочек, и проходили обучение 202 мальчика. В общей сложности, согласно архивным данным, в тот период у католической церкви Китая было в собственности 250 приютов, 200 госпиталей на 81500 больных [23].
Свой вклад в развитие благотворительного движения в Китае внесла и русская община.
«Китайский период» благотворительного расцвета русской общины признается исследователями вопроса как самая яркая страница в истории филантропии России.
В Харбине действовало Харбинское благотворительное общество. Благодаря его усилиям, руководством КВЖД осуществляло патронаж над созданным русско-китайским приютом для подкидышей для детей всех национальностей. Общество защиты детей открыло приют «Ясли».
Если вернуться к деятельности китайских социаль-304
ных организаций и институтов, то уместно сказать о Национальном Правительстве Гоминьдан.
В 1930 году министерство внутренних дел исследовало провинцию Цзянсу 18 административных единиц, где существуют организации помощи бедным и другие благотворительные организации. Служба статистики зафиксировала в общем 566 городов и уездов с общим числом 1621 частных благотворительной организацией. Основываясь на данных Китайской национальной народной партии (Гоминьдан) Главного управления по социальным вопросам в 1946 году по всей стране насчитывалось 29 провинциальных и городских округов, где 3045 благотворительных организаций совместной формы управления, среди которых 1011 были основаны частными лицами. В 1948 году «Ежегодник Китая» напечатал информацию о 4172 благотворительных организациях по всей стране, из которых 1969 - основаны частными лицами.
С давних времен на территории Китая существовали дома малютки и детские дома, которые зачастую носили названия «любовь детям» и «сюгу» (сокращение от «поддержание сирых»). По отношению к древнему обществу, особенно периодам династий Тан, Мин, Цин, помощь беспризорным детям считалась наиважнейшей функцией общества и государства. Процесс воспитания беспризорников мог проходить в условиях приюта или же отдаваться на воспитание в семью, взять на воспитание сироту мог взять как целый клан, так и частное лицо могло участвовать в его воспитании жертвуя деньги.
В период опиумных войн, по причине проникновения в Китай западных нравов, модель воспитания и ухода за беспризорными детьми серьезно изменилась. Свою лепту в спасение детей внесли и религиозные общины, буддийские монахи, социальная помощь также начала оказывать услуги по спасению детства. Ранее главной задачей в спасении беспризорников была материальная составляющая - накормить и одеть. Постепенно изменились задачи, на передний план вышли вопросы воспитания и обучения.
Во время второй мировой войны медицинская детская служба сделала огромный вклад в дело спасения детей. По неполным статистическим данным, к концу 1943 года, учрежденный медицинской детской службой детский дом принял у себя 28923 бродяжек [16], за все время войны в детском доме спасли не менее 30 тыс. беспризорных детей. Такие цифры удалось показать благодаря совместным действиям правительства, ответственных граждан Китая, ассоциация помощи детям войны, и китайская ассоциация «любовь детям», все усилия в купе помогли огромному числу беспризорных детей, выкормить подрастающее поколение, ставшими полезными членами общества в последствии.
В настоящее время по всей стране действует огромное количество буддийских благотворительных организаций, среди которых: благотворительный фонд Сямэнь (Xiamen), научный фонд Чунцин (Chongqing), благотворительный центр при храме Ханьшань (Hanshan), благотворительный фонд при храме Шаолинь, благотворительный фонд Уси Линшань (Wuxi Lingshan). Наиболее крупные благотворительные буддийские организации: Тцу чи (ШЖ), Фогуаншань (то^Ш), Фагушань Ш), Линцзюшань (ж'ЙШ). Фонд помощи получения образования детьми из бедных семей «Проект надежды».
Выводы исследования и перспективы дальнейших изысканий данного направления.
Исходя из изложенной в работе информации, мы можем сделать вывод о том, что буддийская философия, конфуцианство, неоконфуцианство, наложили большой отпечаток на ментальность китайского народа, его идеалы и мораль. Все это, в свою очередь сформировало соответствующую модель оказания социальной помощи, в соответствии с основными жизненными потребностями китайского общества, например - раздача бесплатного или выдача льготного риса в периоды бедствий.
Во дворах буддийских храмах нередко раздавали одежду, купленную представителями богатых фамилий. В некоторых районах Китая, представители богатых кланов выплачивают небольшое содержание своим нищим однофамильцам, обычно это происходило дважды в год, во время дней поклонения могилам предков.
Наряду с вышеуказанным в Китае исторически во всех крупных поселениях существовали городские амбары с рисом, предназначенным для продажи по сниженной цене нуждающемуся населению. Во время голода рис зачастую раздавали бесплатно.
Существовала и индивидуальная благотворительность. Многие зажиточные горожане у дверей своих домов выставляли сосуды с чаем - летом, и с имбирным бульоном - зимой, некоторые закупали лекарства для раздачи бедным, некоторые раздавали веера беднякам, жертвуют храмам на покупку одежды для бедняков.
Как правило, правительство разрешало пожилым людям торговать солью, не имея на то лицензии, и дешевле, чем торговцам, имеющим лицензию - так проявлялась забота правителей о пожилых.
Эксперты указывают, что создание государственных домов престарелых восходит к периоду Северных и Южных династий, о которых уже упоминалось в данной работе.
Кроме того, становятся очевидными истоки оказания «дифференцированной» социальной помощи старикам, если можно так выразиться «социальной помощи с китайской спецификой». Что это значит? Попробуем расшифровать. Забота о престарелых гражданах Китая лежит частично на правительстве, и частично - на детях.
Существует категория стариков - государственных служащих, заботу о которых на себя берет государство. Вместе с тем, о рядовых пожилых людях обязаны заботиться сыновья и дочери.
На плечи детей возлагается обязанность обеспечивать минимальный прожиточных уровень своих пожилых родителей, их ежедневные нужны, а также, обязательные регулярные посещения, в случае, если семья живет раздельно.
Следует заметить, что забота о детях, оставшихся без попечения родителей, также становится частично заботой государства, частично общества, различных организаций и даже профсоюзов. Истоки такого специфичного «коллективного» присмотра за детьми, также становятся понятным из рассмотренных в настоящей работе особенностей оказания социальной помощи в древнем Китае.
Используемый материал способствует лучшему пониманию специфики оказания социальной помощи в КНР, дает ключ к пониманию организации подготовки специалистов социальной службы.
Безусловно, фундаментом социальной работы является благотворительная деятельность, безвозмездное оказание помощи нуждающимся, сиротам, пожилым людям, не имеющим родственников, что отложило отпечаток на современную социальную работу и систему подготовки социальных работников в КНР. Это связано с тем, что профессиональные дисциплины во многом пользуются теми видами социальной поддержки и помощи, которые зародились в древнейшие времена.
Необходимы дальнейшие исследования в области зарождения, развития, и современного состояния социальной службы КНР, с целью выявления специфических черт указанной области и выявления возможности использования положительного опыта КНР в российской социальной подготовке и практике.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Кремнева Т.Л. Подготовка социальных работников в странах британского содружества. Дисс. на соискание ученой степени док. пед. наук. М., 2006.
2. Барнз Д.Г. Социальная работа с семьями в Англии / Пер. с англ. М.: Центр общечел. ценностей, 1993. 170 с.
3. Barclay Report. Social Workers: Their Role and Tasks. London: N.I.S.W. and Bedford Square press, 1982.
V. VIII. 193 p.
4. Социальная работа в сельских регионах и образование в области социальной работы: Материалы ... Франция, ФРГ, Италия. М.: ИНИОН, 1994. 180 с.
5. Коваллони A.M. Обучение социальной работе в Италии // Социальная педагогика и социальная работа за рубежом. М., 1991. № 6.
6. Социальная работа и подготовка социальных работников в Великобритании, Канаде, США / Отв. ред. И.А. Зимняя. М., 1992. - 200 с.
7. Килпатрик А. Социальная работа с семьей в международном контексте к обучению социальной работе. Опыт США и Китая // Обучение социальной работе: состояние и перспективы. М., 1997. С. 158-162.
8. Щеглова А.С. Исторически обусловленные пути становления общественного призрения в Англии, Франции и Германии / А. С. Щеглова // Ученые записки. М., 2001. № 5. С. 109-115.
9. Куличенко P.M. Социальная работа и подготовка социальных работников в современной России: учебное пособие. Тамбов: Изд-во ТГУ им. Г.Р.Державина, 1997. С. 33-46.
10. Лейфа А.В., Полевая Н.М., Еремеева Т.С., Романова Л.Л. Современные подходы к организации профессиональной подготовки социальных работников в ВУЗе // Современная научная мысль. 2013. №1. С. 133141.
11. Yeremeyeva, T.S., Leifa, A.V., Schepkina, N.K., Rudneva, E.L., Gzhemskaya, N.K. Social partnership approach for effective social worker education // International Review of Management and Marketing. 2016. № 6 (2) , pp. 57.
12. Anderson N.N. Senior centers: Information from a national survey. New York: Minneapolis, 1969. XII, 312 p.; Baarker Robert L. The social work: Dictionary. 2 ed. -Washington: WASW press, 1991. - VII, 398 p.
13. Багатова З.Б. Педагогические основы социальной работы во Франции: Дисс. ... канд. пед. наук. Махачкала, 2002.
14. Фан Тхань Фу. Финансирование социальной защиты населения Вьетнама в современных условиях : Дис. ... канд. экон. наук: Москва, 2004. 165 c.
15. Ван Цзюн Чу. Благотворительность и вспомоществование в Китае. Пекин: общественные науки Китая, 2008. 318 с.
16. Костина Е.Ю. История социальной работы: Учебное пособие. Владивосток: ТИДОТ ДВГУ, 2003.
17. Циткилов П.Я. История социальной работы. Ростов-на-Дону: Феникс, 2006. С. 55-57.
18. Алмазная сутра. Из священного писания буддистского // Наука и религия, 1991. - №8.
19. Дацышен В.Г. Новая история Японии: учебное пособие / В.Г. Дацышен. Краснояр. гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева. Красноярск. 2007. 200 с.
20. Кодекс о защите прав несовершеннолетних в КНР [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.law-lib.com/law/law_view.asp?id=403791
21. The World Factbook 2015. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.cia.gov/library/publications/ download/download-2015/index.html
22. Косых А.Н. Миссионерство католической церкви в Китае // Поволжский педагогический поиск. 2017. № 3 (21). С. 204-212.
23. Ли Ся. Сравнительное исследование системы опеки. Шаньдун: Изд-во Университета Шаньдун, 2004. 450 с.
24. Лэй Ян, Цыренов Ч.Ц. Состояние и перспективы развития культуры буддийской благотворительности в Китае // Вестник Бурятского научного центра Сибирского отделения Российской академии наук. 2015. № 2 (18). С. 149-155.
25. Ли Х. История зарождения и развития общественной работы. Пекин. 2016.
26. Переломов Л.С. Конфуций: Лунь юй с коммент.
Xiao Yin
PRECONDITIONS .
Чжу Си. М.: Издательская фирма «Восточная литература» РАН, 1998. 588 с.
27. Социальное сиротство в Китае: «Перемен!» CHINA DAILY 2015/04/ 09 [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://ru.gbtimes.com/fokus/socialnoe-sirotstvo-v-kitae-peremen
28. Чжэн Гунчэн. Современная китайская благотворительность. Пекин: Ван Цзя, 2010.
29. Современное состояние буддийских благотворительных организаций в Китае // Хэйлунцзянские народные труды. 2010. № 5. С. 173-179.
Статья поступила в редакцию 19.07.2018
Статья принята к публикации 27.08.2018