ПРЕДПОСЫЛКИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СФЕРЫ ЖИЛИЩНОКОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА ОМСКОЙ ОБЛАСТИ
Андрюшенков А.Ф., ст. преподаватель Сибирской государственной автомобильно-дорожной академии (СибАДИ)
В статье рассматривается современное состояние сферы жилищно-коммунального хозяйства. Проводится анализ существующих проблем развития данной отрасли, решение которых позволит повысить качество предоставляемых отраслью услуг и, следовательно, повысить уровень жизни населения.
Ключевые слова: Жилищно-коммунальное хозяйство, состояние жилищного фонда, уровень жизни населения, проблемы в сфере ЖКХ.
BACKGROUND TO IMPROVE AREAS OF HOUSING AND COMMUNAL SERVICES OMSK REGION
Andryushenkov A., Senior Lecturer, Siberian State Automobile and Highway Academy (SibADI)
This article discusses the current state of housing and communal services. An analysis of the problems of the industry is produced. Solution of these problems will improve the quality of the services and, consequently, will improve the living standard.
Keywords: Housing and utilities, housing status, living standards, problems in the housing sector.
Жилищно-коммунальное хозяйство (ЖКХ) региона - это крупнейшая система жизнеобеспечения. В современных условиях России отсутствие воды, тепла, санитарной очистки и благоустройства населенных мест, достойного жилья даже в незначительных масштабах является социальной катастрофой, что требует безотлагательного решения вопросов достаточного и своевременного обеспечения полного объема услуг данной отрасли.
Также можно отметить, что ЖКХ региона - это одна из основных отраслей экономики региона, призванная обслуживать материально-бытовые потребности населения в жилье и коммунальных услугах. ЖКХ представляет собой важнейшую часть региональной инфраструктуры, а его деятельность в значительной степени формируют соответствующее качество жизни населения, отражая степень цивилизованности общества, культуры его быта и образ жизни, но и служат одной из важнейших предпосылок развития экономического потенциала региона. ЖКХ оказывает огромное влияние на экономическую ситуацию в регионе, так как потребность в расходах на ЖКХ в бюджетах регионов колеблется от 35 до 45%. Фактически инвестиционное обеспечение отрасли, как правило, осуществляется на 5070 процентов от потребности, что сегодня осложняет обеспечение устойчивого функционирования ЖКХ региона.
ЖКХ региона как объект инвестирования имеет многоотраслевую структуру. В соответствии с действующей классификацией статистическое наблюдение в ЖКХ региона ведется более чем по 15
видам деятельности (эксплуатация жилищного фонда, коммунальное тепло- и газоснабжение, водоснабжение и водоотведение, благоустройство и т.п.), которые группируются в две основные подотрасли: жилищное хозяйство и коммунальное хозяйство.
Характеристика жилищного хозяйства Омской области представлена в таблицах 1-6, составленных автором на основе данных Росстата.
В настоящее время ЖКХ находится в состоянии системного кризиса, несмотря на преобразования, проводимые в отрасли с начала 90-х годов и направленные на стабилизацию и перевод отрасли в рыночный самоокупаемый режим работы и организации инвестиционной деятельности. Специалистами не подвергается сомнению и межотраслевой характер возникших в ЖКХ региона проблем развития.
Выступив на начальном этапе экономических реформ в роли амортизатора социальных последствий либерализации цен, ЖКХ региона превращается в источник угроз для социального и экономического развития страны. Деградация ЖКХ отдельных регионов подошла к той грани необратимых процессов, когда в любой день не исключена возможность потери контроля в этой важной сфере жизнеобеспечения людей, всего общества. Население регионов ждет от государства осознанных эффективных шагов по выводу отрасли из кризиса, в том числе и на основе совершенствования механизма инвестиционного обеспечения ЖКХ региона.
Таблица 1. Жилищный фонд (общая площадь жилых помещений; миллионов квадратных метров)
2000 2005 2009
Жилищ- ный фонд -всего Город- ской жилищ- ный фонд Сельс- кий жилищ- ный фонд Жилищ- ный фонд -всего Город- ской жилищ- ный фонд Сельс- кий жилищ- ный фонд Жилищ- ный фонд -всего Город- ской жилищ- ный фонд Сельс- кий жилищ- ный фонд
Российская Федерация 2787 2020 767 2955 2129 826 3117 2293 884
Сибирский федеральный округ 373 268 105 385 276 109 407 295 112
Омская область 39 27 12 41 28 13 44 31 13
Таблица 2. Структура жилищного фонда по формам собственности в 2009 г. (в процентах)
Частный из него в собс-ти граждан Г осударст-венный Муници- пальный Другие
Российская Федерация 84,3 81,1 4,5 11,0 0,2
Сибирский федеральный округ 84,3 79,3 3,0 12,5 0,2
Омская область 89,1 79,7 3,8 7,1 -
Таблица 3. Удельный вес ветхого и аварийного жилищного фонда в общей площади всего жилищного фонда (в процентах)______________=_______ __________________________________
2005 2008 2009
Удель в том числе Удель в том числе Удель в том числе
ный ветхий аварий ный ветхий аварий ный ветхий аварий
вес жилиш ный вес жили ный вес жили ный
ветхог ный жили ветхог щный жили ветхог щный жили
О и фонд щный о и фонд щный о и фонд щный
аварии фонд аварии фонд аварии фонд
ного ного ного
жили жили жили
щного щного щного
фонда фонда фонда
в в в
общей общей общей
пло- пло- пло-
щади щади щади
всего всего всего
жили жили жили
щного щного щного
фонда фонда фонда
Российская Федерация 3,2 2,8 0,4 3,2 2,7 0,5 3,1 2,5 0,6
Сибирский федеральный округ 4,2 3,7 0,6 4,7 3,8 0,9 4,7 3,7 1,0
Омская область 1,2 1,1 0,1 1,3 1,0 0,3 1,4 1,0 0,4
Таблица 4. Благоустройство жилищного фонда в 2009 г. (в процентах)
Удельный вес общей площади, оборудованной
водопрово дом водоотвед ением (канали- зацией) Отопле- нием ваннами (душем) газом (сетевым, сжижен- ным) горячим водо- снабже- нием напольны ми электро- плитами
Российская Федерация 77,3 73,3 82,6 66,5 69,2 64,6 18,5
Сибирский федеральн ый округ 71,3 65,5 74,5 57,8 33,1 56,0 43,5
Омская область 66,3 62,8 84,7 52,3 87,0 52,4 6,8
Таблица 5. Удельный вес расходов домашних хозяйств на оплату жилищно-коммунальных услуг (по материалам выборочного обследования бюджетов домашних хозяйств)
В процентах от общей суммы потребительских расходов В процентах от общей суммы расходов на оплату услуг
1995 2000 2005 2006 2007 2008 2009 1995 2000 2005 2006 2007 2008 2009
Российская Федерация 4,2 4,6 8,3 8,7 8,2 7,7 8,7 30,9 34,3 35,5 34,6 32,5 30,0 32,6
Сибирский федеральный округ 4,4 7,9 8,0 8,0 7,4 8,6 30,9 35,4 34,0 34,3 32,9 34,8
Омская область 4,3 4,7 7,1 7,5 8,3 7,6 8,7 31,1 37,6 33,1 31,1 35,8 32,4 36,2
Таблица 6. Предоставление гражданам субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг
2008 2009
Число семей, получав ших, гыс. В процент ах от общего числа семей Общая сумма начисле нных субси- дий, млн. РУб- Среднем есяч- ный размер субсиди й на семью, руб. Число семей, получав ших, тыс. В процент ах от общего числа семей Общая сумма начисле нных субси- дий, млн. руб. Среднем есяч- ный размер субсиди й на семью, РУб-
Российская Федерация 4086,5 7,9 43667,8 668 4274,6 8,3 52877,8 809
Сибирский федеральный округ 813,7 11,5 8444,2 680 778,6 11,0 9711,9 829
Омская область 34,1 4,7 324,6 514 34,7 4,8 374,9 631
ЖКХ региона в силу своих особенностей с трудом адаптируется к условиям рыночных отношений. Между тем, от того, насколько успешно будет происходить преобразование ЖКХ, во многом зависит ход российских социально-экономических реформ в целом.
ЖКХ России сегодня насчитывает 50 тыс. предприятий, которые осуществляют коммунальное обслуживание городов и поселений. На этих предприятиях трудится 4,2 млн. человек, что составляет 5,9 процентов общей численности населения, занятого в экономике страны1.
Объем производимых жилищно-коммунальных услуг из года в год увеличивается. Удельный вес ЖКХ в валовом внутреннем продукте в целом по России в 2010 году составил 8,3 процента.
Кроме этого, в сфере ЖКХ региона функционирует значительное количество предприятий различной формы собственности, в том числе: частные, акционерные, ведомственные и другие. Значительную долю в структуре предоставления коммунальных услуг занимают предприятия энергетики и сферы газоснабжения региона.
Также необходимо отметить, что степень обеспеченности инженерной инфраструктурой и коммунальными объектами по регионам значительно различается и зависит в первую очередь от численности проживающего населения, территории региона и климатических особенностей той или иной зоны.
Сегодня объемы обслуживаемого жилого фонда и количество проживающих в них граждан возросло, что типично для большинства регионов Российской Федерации. Это связано с тем, что ведомственные предприятия избавляются от непрофильных активов и «сбрасывают» их на балансы регионов, снимая с себя бремя ответственности за их содержание. Эти объекты нуждаются в капитальном ремонте, который осуществляется за счет средств региональных бюджетов. Расходы на эти цели составляют более 20 процентов условно-собственных доходов (собственные доходы плюс отчисления от регулирующих налогов) консолидированных бюджетов регионов2.
Увеличение объемов производства услуг связано не только с передачей объектов ЖКХ региона от ведомств (заводов, воинских частей и т.д.) в собственность регионов. Свое влияние на рост объемов производства оказывает увеличение цен и тарифов на услуги ЖКХ региона как из-за роста стоимости энергоресурсов, инфляции, так и увеличения потерь в сетях при эксплуатации изношенного и неэффективного оборудования, что требует повышенного объема необходимого инвестиционного обеспечения для функционирования предприятий ЖКХ.
Наряду с этим сократились объемы пропуска сточных вод и отпуска воды, что связано с техническими ограничениями по пропускной способности и отсутствия строительства новых инженер-
ных сетей и объясняется недостаточным инвестиционным обеспечением мероприятий предприятий ЖКХ региона в области модернизации основных производственных фондов и представлением услуг только «под фактические объемы инвестиционного обеспечения».
В свою очередь, увеличение объемов теплоснабжения объясняется значительным ростом потребления теплоэнергии промышленными предприятиями, объемы потребления теплоэнергии населением снижаются, что обусловлено практически постоянным не-догревом теплоносителя до установленных нормативов.
Недостаток бюджетных средств на обеспечение деятельности ЖКХ региона приводит к ветшанию объектов ЖКХ, увеличиваются потери ресурсов в процессе производства и транспортировки, что, с одной стороны, требует скорейшей реализации инвестиционных мероприятий, связанных с преодолением указанной проблемы, с другой стороны, вызывает сомнения в эффективности использования инвестиционного обеспечения. Коммунальные предприятия большинства регионов лишены возможности направлять необходимые средства на развитие хозяйства. Из бюджетов все уровней сегодня исключены расходы на финансирование капитального ремонта жилого фонда, водопроводно-канализационных и тепловых сетей. И, как следствие, тепловые сети в России самые дорогие в мире: реальные тепловые потери составляют от 20 до 50% выработки тепла зимой и от 30 до 70% летом.
В тепловых сетях теряется вся экономия от комбинированной выработки тепла и электроэнергии на ТЭ. Именно в тепловых сетях наступает конец российской теплофикации - технической идее, победившей в последние годы во всем мире3.
Общая ситуация с тепловыми сетями в последние годы резко ухудшилась. Сокращение финансирования привело к уменьшению объемов перекладок трубопроводов. Руководство предприятий ЖКХ региона, стремясь не допустить увеличения аварийности, пыталось сохранить объемы перекладок, снижая требования к качеству и всячески удешевляя строительные работы. Переложенные сети имели очень низкий ресурс и через 5-7 лет требовали новой перекладки. В итоге, количество аварийных сетей к 2004 году начало расти в геометрической прогрессии, а количество аварий стало удваиваться через каждые 2 года, в среднем увеличившись за последние 6 лет в 10 раз. Как следствие, в несколько раз увеличилась и мощность аварийных служб. Кроме того, усугубление ситуации с современным состоянием ЖКХ региона как объектом инвестирования связано с тем, что градостроительная политика СССР была направлена на централизованную схему предоставления жилищно-коммунальных услуг и оправдана дешевизной топливно-энергетических ресурсов в плановой экономике.
В процессе же становления рыночных отношений в ЖКХ ре-
Проблемы сферы ЖКХ
T ехнологические Экономические Организационные Социальные
Большой износ основных производственных
Неэффективные технологические решения и схемы предоставления ЖКУ
Разные условия предоставления услуг
Высокая бюджетная зависимость, недофинансирование предприятий ЖКХ
Отсутствие оборотных средств и средств на модернизацию основных фондов
Наличие огромной дебиторской и кредиторской задолженностей
Затратный механизм формирования тарифов
Отсутствие инвестиционной привлекательности
Отсутствие механизма влияния на конечного потребителя
Сложная
многоуровневая
структура
управления
отраслью
ДуОлирование
функций
Неэффективность и несвоевременность принятия управленческих решений
Необходимост ь постоянного предоставлен ия ЖКУ
Влияние роста цен на ЖКУ на социальную напряженность
Рис.1. Проблемы фунционирования ЖКХ Омской области
1 По данным Росстроя России
2 Устинов Г.А., Беловодова Е.В. О реформировании жилищно-коммунального хозяйства // Финансы, 2003 г., № 8, стр. 7.
3 Жуков Д.М. Экономика и организация жилищно-коммунального хозяйства города. Учебное пособие для вузов/ Д.М.Жуков - М.: ВЛАДОС-пресс, 2003 г. С. 15
4 Чернышов Л.Н. Реформа ЖКХ: что же сделано на самом деле? // Журнал руководителя и главного бухгалтера ЖКХ, 2002 г., № 9. С. 15
гиона, либерализации цен на энергоресурсы данная схема стала экономически не эффективна. Это заставляет предприятия ЖКХ региона в настоящее время изыскивать средства на проведение экономически обоснованной инвестиционной политики с целью снижения издержек на предоставление ЖКУ4.
Проведенный анализ ЖКХ региона как объекта инвестирования позволил выявить проблемы, характерные для отрасли, классификация которых представлена на рис. 1.
Проблемы предприятий ЖКХ региона с точки зрения проявления специфики их инвестирования можно разделить на четыре основных блока: технологические, экономические, организационные и социальные проблемы.
К технологическим проблемам функционирования предприятий ЖКХ региона относятся:
-большой износ основных производственных фондов, а, следовательно, значительный объем необходимого инвестиционного обеспечения на поддержание их в рабочем состоянии;
-неэффективные технологические решения и схемы предоставления жилищно-коммунальных услуг. В период становления ЖКХ региона в планово-директивной экономике основной расчет делался на дешевизну поставляемых централизованно топливно-энергетических ресурсов, в период становления рыночных отношений в экономике России стоимость энергоресурсов резко возросла, в результате чего ранее принятые технологические решения стали экономически неэффективными.
Так, например, стоимость теплоэнергии на электрокотельных в несколько раз превысила стоимость теплоэнергии на дровяных котельных. В результате чего бюджеты всех уровней вынуждены изыскивать возможности оплаты покупной теплоэнергии от электрокотельных, осуществлять реконструкцию электрокотельных и разрабатывать стратегию энергосбережения с целью снижения расходов соответствующего бюджета развития ЖКХ региона;
-разные географические и технические условия предоставления жилищно-коммунальных услуг по регионам. Большинство регионов России сегодня дифференцированы по видам используемого на котельных топлива, схемам водоснабжения, протяженностью инженерных сетей, набором предоставляемых жилищно-коммунальных услуг, что сказывается на значительной дифференциации их стоимости и приводит фактически с разному инвестиционному процессу в ЖКХ отдельных регионов России.
Технологические проблемы функционирования предприятий ЖКХ региона как объекта инвестирования обусловливают низкое качество предоставления жилищно-коммунальных услуг.
К экономическим проблемам функционирования предприятий ЖКХ региона относятся:
-высокая бюджетозависимостъ, недофинансирование инвестиционных мероприятий предприятий ЖКХ региона Предприятия ЖКХ региона дотируются со стороны бюджетов всех уровней на величину выпадающих доходов предприятий от предоставления услуг населению, в большинстве случаев произведенные предприятиями ЖКХ региона затраты полностью не компенсируются;
-отсутствие оборотных средств и средств на модернизацию основных фондов предприятий ЖКХ региона. Поскольку тарифы на жилищно-коммунальные услуги, установленные на основе фактически произведенных затрат, значительно ниже экономически обоснованного тарифа, предприятия ЖКХ не имеют возможности аккумулировать средства на собственное развитие, а процесс привлечения заемных средств для предприятий ЖКХ региона весьма и весьма сложен;
-наличие огромной дебиторской и кредиторской задолженностей предприятий ЖКХ региона. В настоящее время объемы дебиторской и кредиторской задолженностей сопоставимы с объемами предоставления жилищно-коммунальных услуг, что сказывается на состоянии инвестиционной устойчивости предприятий ЖКХ, возможности осуществлять платежи во все уровни бюджетов, приобретать необходимые для производственных нужд ресурсы и осуществлять своевременные расчеты с работниками предприятий;
-затратный механизм формирования тарифов. Действующая практика установления тарифов сдерживает развитие предприятий ЖКХ региона, поскольку в условиях недостаточности инвестиционного обеспечения мероприятий развития предприятия ЖКХ не имеют возможности осуществлять необходимые объемы вложений в реконструкцию инженерных сетей и основного оборудования, поскольку основные средства направляются на отплату потребленных энергоресурсов, в результате чего в следующем периоде регу-
лирования тарифы устанавливаются от фактически произведенных затрат, что не соответствует технологически и экономически обоснованному объему вложений;
-низкая инвестиционная привлекательность предприятий ЖКХ. Так как предприятия ЖКХ региона не имеют возможности предоставлять услуга по экономически обоснованным тарифам и постоянно недофинансируются со стороны бюджета, а прибыльность предприятий ЖКХ очень нижа, частные инвесторы не спешат вкладывать средства в данные сектор экономики, осуществляя вложения в более доходные отрасли. Таким образом, искусственно созданные рыночные отношения в ЖКХ региона не способствуют повышению экономической эффективности инвестиционной деятельности предприятий;
-отсутствие механизма воздействия на конечного потребителя. Сложность законодательной базы не позволяет надлежащим образом воздействовать на конечного потребителя с целью понуждения его к своевременной оплате потребленных жилищно-коммунальных услуг, что ведет к образованию задолженности населения перед предприятиями ЖКХ региона;
Экономические проблемы сказываются на ухудшении возможностей инвестирования в развитие предприятий ЖКХ региона.
Необходимо также отметить, что сложная структура управления отраслью характеризуется неоднородностью подходов к управлению ЖКХ региона, в некоторых регионах создаются единые предприятия, но в большинстве регионов создаются несколько предприятий. Региональные администрации, зная возможности бюджета, заранее создают предприятия - банкроты в которых практически отсутствует собственное имущество с целью предотвращения его возможного ареста. Это затрудняет организацию деятельности предприятий ЖКХ региона. Фактически, созданные предприятия нередко дублирую функции друг друга, что затрудняет принятие и реализацию инвестиционных решений, например, по устранению аварийных ситуаций, что обуславливает дополнительные издержки и отсутствие ответственности конечных исполнителей.
К социальным проблемам функционирования предприятий ЖКХ региона относятся: необходимость удовлетворения жизненных потребностей населения по доступным ценам, что в свою очередь обуславливает политическую стабильность в том или ином регионе.
Все указанные проблемы определяют специфику ЖКХ региона как объекта инвестирования, которая состоит в том, что при всех существующих трудностях функционирования отрасли, ее развитие жизненно необходимо для национальной экономики и требует привлечения в отрасль значительных ресурсов. Решение данных проблем позволит существенно повысить уровень жизни населения.
Литература:
1. Данные Росстата, точка доступа: www.gks.ru/.
2. Жуков Д.М. Экономика и организация жилищно-коммунального хозяйства города. Учебное пособие для вузов/ Д.М.Жу-ков - М.: ВЛАДОС-пресс, 2003 г.
3. Устинов Г.А., Беловодова Е.В. О реформировании жилищно-коммунального хозяйства // Финансы, 2003 г., № 8.
4. Чернышов Л.Н. Реформа ЖКХ: что же сделано на самом деле? // Журнал руководителя и главного бухгалтера ЖКХ, 2002 г., № 9.