Научная статья на тему 'Современное состояние и проблемы функционирования предприятий жилищно-коммунального хозяйства'

Современное состояние и проблемы функционирования предприятий жилищно-коммунального хозяйства Текст научной статьи по специальности «Экономика и экономические науки»

CC BY
656
89
Поделиться
Ключевые слова
ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНЫЙ КОМПЛЕКС / ПРОБЛЕМЫ / ИЗНОС / ИНВЕСТИРОВАНИЕ / РОСТ ЗАДОЛЖЕННОСТИ / РОСТ ТАРИФОВ

Аннотация научной статьи по экономике и экономическим наукам, автор научной работы — Макареня Т.А., Котенко Ю.С.

В статье рассматривается современное состояние и проблемы функционирования предприятий жилищно-коммунального хозяйства (ЖКХ). Выделены основные проблемы жилищно-коммунального комплекса. Каждая из выделенных проблем подробно рассмотрена, приведены статистика и мнения экспертов по выявленным проблемам.

Текст научной работы на тему «Современное состояние и проблемы функционирования предприятий жилищно-коммунального хозяйства»

УДК 338.57

современное состояние и проблемы

функционирования предприятий жилищно-коммунального хозяйства*

т. а. макареня,

доктор экономических наук, заведующая кафедрой инженерной экономики E-mail: tamakarenya@sfedu.ru

ю. с. котенко,

ассистентка кафедры инженерной экономики E-mail: yskotenko@sfedu.ru Южный федеральный университет

В статье рассматривается современное состояние и проблемы функционирования предприятий жилищно-коммунального хозяйства (ЖКХ). Выделены основные проблемы жилищно-коммунального комплекса. Каждая из выделенных проблем подробно рассмотрена, приведены статистика и мнения экспертов по выявленным проблемам.

Ключевые слова: жилищно-коммунальный комплекс, проблемы, износ, инвестирование, рост задолженности, рост тарифов.

Жилищно-коммунальное хозяйство входит в состав важнейших элементов социально-экономической системы, в котором формируются многие параметры качества жизни населения и экономического потенциала территориальных подсистем государства.

Жилищно-коммунальный комплекс включает в себя треть основных фондов Российской Федерации и формирует более 5 % валового внутреннего продукта страны, а оборот отрасли в год составляет около 4 трлн руб.:Жилищный фонд и коммунальная

* Статья подготовлена в рамках гранта РГНФ №№ 13-32-01218 «Организационно-экономический механизм модернизации функционирования предприятий ЖКХ на муниципальном уровне».

1 Отчет министра регионального развития РФ И. Н. Слюняева (Москва, 12.04.2013). URL: http://www. minregion. га/upload/ documents/2013/04/prezentaciya-12-04-2013.pdf.

инфраструктура России по масштабу составляют значительную долю в богатстве нации, однако состояние сферы ЖКХ не соответствует экономическому и технологическому потенциалам страны и, несмотря на продолжающиеся уже более 15 лет реформы жилищно-коммунального комплекса, его состояние ухудшается, а сумма, необходимая для поддержания ЖКХ в рабочем состоянии, непрерывно растет.

Жилищно-коммунальный комплекс России представляет собой серьезный рынок, который нуждается в мощных финансовых вливаниях и формирование которого до настоящего времени не завершено. Рынок ЖКХ представляет собой крупномасштабный многоотраслевой комплекс, на котором осуществляют деятельность 66,8 тыс. предприятий и организаций различных форм собственности, обеспечивающих газом, теплом, электроэнергией, водой и другими разновидностями ЖКУ более 3,5 млн жилых домов, а также тысячи объектов инфраструктуры и промышленных производственных предприятий.

Жилищный фонд страны составляет основу ЖКХ - 3,26 млрд м2, из которых 2,5 млрд м2 (79 %) -это многоквартирный жилищный фонд. 62 % многоквартирных домов построены более 30 лет назад. В результате проведенных в 1990-е гг. реформ в сфере жилищных услуг кардинальным изменениям подверглась структура жилищного фонда по формам собственности в России, и сформировался новый

слой собственников жилья. Объем частного жилищного фонда в период с 1994 по 2011 г. значительно увеличился (с 33 до 86,3 %), а объем муниципального и государственного жилищного фонда сократился с 67 до 13,5 %2. По данным Министерства регионального развития РФ, к 01.01.2013 две трети жилья имеет износ более 30 %. По оценкам экспертов, для поддержания ситуации в приемлемом состоянии необходимо ежегодно ремонтировать не менее 100 млн м2 жилья3. Текущий ремонт жилого фонда (по предварительным расчетам) должен осуществляться с периодичностью не реже одного раза в 3-5 лет (ежегодно должно быть отремонтировано примерно 20 % от общего объема жилищного фонда (по факту ремонтируется не более 5 %). По данным на конец 2011 г., 99,4 млн м2 жилья в стране находилось в ветхом и аварийном состоянии4. Эффективное функционирование и регулирование жилищно-коммунальной сферы играет важнейшую роль в становлении и развитии общества, так как эта сфера непосредственно связана с удовлетворением потребностей населения на непрерывной основе. Услуги жилищно-коммунального хозяйства отличаются от всех других продолжительностью и постоянством5.

можно выделить следующие основные проблемы жилищно-коммунального хозяйства:

- высокий износ основных средств, включая объекты инфраструктуры и жилищный фонд;

- непрерывный рост задолженности предприятий ЖКХ;

- непрозрачность финансовой деятельности;

- низкий уровень инвестиционной активности и непривлекательные условия для развития рынка ЖКХ;

- отсутствие системы эффективных коммуникаций между поставщиками (естественные монополии) и потребителями (физические и юридические лица), а также внутри системы ЖКХ;

2 Регионы России: социально-экономические показатели 2012: Стат. сборник. М., 2012.

3 Отчет министра регионального развития РФ И. Н. Слюняева (Москва, 12.04.2013). URL: http://www.minregion.ru/upload/ documents/2013/04/prezentaciya-12-04-2013.pdf.

4 Регионы России: социально-экономические показатели 2012: Стат. сборник. М., 2012.

5 Макареня Т. А. Объективная необходимость и социальная

значимость регулирования деятельности сферы ЖКУ различ-

ных уровней // Региональная экономика: теория и практика. 2008. № 22(78).

- постоянный рост тарифов за жилищно-коммунальные услуги;

- недофинансирование со стороны государства. Высокий износ основных средств, включая

объекты инфраструктуры и жилищный фонд. На совещании Правительства РФ 23.04.2013 руководитель Федерального агентства по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству (Госстрой) В. А. Токарев рассказал об итогах прошедшего отопительного сезона этого года, он отметил, что «в осенне-зимний период 2012-2013 гг. произошли 3 чрезвычайные и 22 аварийные ситуации. это больше, чем в предыдущий отопительный сезон. главными причинами этого является износ основных фондов, местами достигающий 85 %». На этом же заседании заместитель руководителя госстроя Л. Соловьева отметила, что «как показывает анализ чрезвычайных ситуаций, большинство произошедших аварий и технологических нарушений связаны с некачественным, зачастую формальным подписанием паспортов готовности к зиме»6. Министр регионального развития РФ И. Н. Слюняев на заседании Коллегии Минрегиона России отметил, что потребность жилищно-коммунального комплекса в финансовых средствах в настоящее время оценивается в 9,1 трлн руб. 7

Техническое состояние инфраструктуры коммунального хозяйства характеризуется достаточно высоким уровнем аварийности, износа, большими потерями энергоносителей и низким коэффициентом полезного действия мощностей. Физический износ турбинного и котельного оборудования ТЭЦ превысил по России в среднем 60 %. Из-за старения оборудования и физического износа в ближайшие годы значительное количество энергоблоков ТЭЦ будет работать в значительно высокой зоне риска возникновения аварийных ситуаций. Примерно 50 % затрат на эксплуатацию в системах теплоснабжения России можно отнести на обслуживание тепловых сетей. Протяженность тепловых сетей, нуждающихся в реконструкции и ремонте, составляет 45 021 км (это примерно 26 % суммарной протяженности тепловых сетей в России). Протяженность тепловых сетей, имеющих 100 %-ный износ, составляет

6 Отчет о проведенном совещании от 22.04.2013. URL: http:// www. minregion. ru/press_office/news/2824.html.

7 Выступление министра регионального развития РФ И. Н. Слюняева на заседании Коллегии Министерства регионального развития РФ. URL: http://www.minregion.ru/press_ office/terms/2780.html.

32 329 км (19 %)8. В результате значительного износа тепловых сетей расход энергетических ресурсов на российских предприятиях коммунального хозяйства на 25-50 % выше, чем на европейских9. По этой причине 55 % аварий на водопроводных, канализационных и тепловых сетях произошло по причине их ветхости. Однако затраты на аварийно-восстановительные работы превышают в 2,5-3 раза требуемые затраты на планово-предупредительный ремонт объектов коммунального хозяйства, а недостаток инвестиций для замены изношенных фондов, а также для модернизации коммунальной инфраструктуры влечет за собой невыполнение нормативной потребности ежегодной замены сетей (вместо необходимой 4-5 %-ной замены сетей в год выполняется не более 1-1,2 %). Необходимо отметить, что выполнение нормативной потребности в полном объеме позволит уменьшить количество аварийных ситуаций примерно в 2-2,5 раза10, что повысит качество обслуживания потребителей и, безусловно, обеспечит снижение потерь и перерасхода ресурсов, в том числе энергетических.

Высокий износ инфраструктуры ЖКХ способствует росту неэффективного использования природных ресурсов, которое выражается в высоких потерях электрической и тепловой энергии, воды в процессе транспортировки ресурсов до потребителей и производства.

Вследствие высокого износа объектов коммунального хозяйства в тепловых сетях суммарные потери достигают 30 % произведенной тепловой энергии, что равнозначно сжиганию 65-80 млн т условного топлива в год. Количество аварий на объектах ЖКХ с начала 2000-х гг. возросло примерно в 5 раз. Потери, которые связаны с утечками теплоносителя по причине коррозии труб, составили 10-15 %, что привело к снижению срока службы теплотрасс (в настоящее время этот показатель в 4-6 раз ниже нормативного11). Вышеуказанное состояние тепловых сетей приводит к отключению в зимний период теплоснабжения домов.

8 Промышленные и отопительные котельные и мини-ТЭЦ // Аква-Терм. 2012. № 4 (14).

9 Реформирование и модернизация ЖКХ в 2010-2020 гг. URL: http://meto. ru/analiz/publ_10.htm.

10 Галаженко О. Н. Проблемы функционирования ЖКХ в условиях реформирования отрасли // Вестник Волгоградского гос. ун-та. Сер. 3. 2012. № 2 (21). С. 121-127.

11 Пилявский В. П. Проблемы развития жилищно-коммунального хозяйства // Проблемы современной экономики. 2007. № 3 (23).

неучтенный расход и утечки воды в системах водоснабжения при транспортировке в некоторых городах достигают 60 % от общего объема поданной в сеть воды. Одним из результатов такого состояния дел стал дефицит в обеспечении питьевой водой нормативного качества населения. Более 40 % водопроводов с забором воды из поверхностных источников, которые обеспечивают 68 % потребителей воды в городах и в поселках городского типа, а также примерно 65 % в сельской местности, не оснащены необходимым комплексом очистных сооружений и не способны обеспечить полного обеззараживания и достаточной очистки воды для ее соответствия требованиям, предъявляемым к качеству питьевой воды.

Из-за дефицита мощностей по очистке канализационных стоков возникает загрязнение окружающей среды. Больше половины эксплуатируемых в настоящее время канализационных очистных сооружений перегружены, а значительная их часть эксплуатируются более 30 лет и, естественно, им требуются срочная реконструкция. неуклонно растет дефицит мощностей, направленных на очистку канализационных сооружений. Это в итоге приводит к недостаточному очищению сточных вод, сбрасываемых в открытые водоемы, что существенно обостряет экологическую ситуацию и, соответственно, снижает рекреационную привлекательность водоемов.

Еще одной причиной высокого уровня износа объектов инфраструктуры коммунального хозяйства является нехватка долгосрочных инвестиционных ресурсов для предприятий коммунального комплекса. Как следствие, эти организации не имеют возможности осуществить работу по проектам модернизации объектов коммунальной инфраструктуры без использования средств, полученных за счет значительного повышения тарифов. Взаимодействие и привлечение инвесторов и кредиторов, предоставляющих средства с доступными процентами по кредиту на длительный период, помогло бы предприятиям коммунального хозяйства снизить издержки по предоставлению жилищно-коммунальных услуг за счет модернизации объектов коммунальной инфраструктуры и на основе возвратности кредитов и окупаемости инвестиций.

Непрерывный рост задолженности предприятий ЖКХ. Министерство регионального развития РФ обеспокоено ростом задолженности в ЖКХ и преднамеренным банкротством предприятий отрасли. Об этом заявил глава министерства И. Слюняев на заседании Правительства РФ 13.12.2012: «Вы-

зывает беспокойство высокий уровень задолженности предприятий коммунального хозяйства. На 01.12.2012 это 91,8 млрд руб., что на 4,5 % выше, чем за аналогичный период прошлого года12». Для решения данной проблемы был разработан ряд мер, включающий создание графика реструктуризации долгов для каждой области. На видеоконференции Межрегионального управления Минрегиона России по ЮФО, проходившей 23.04.2013, заместитель министра регионального развития РФ С. Назаров заметил, что «непрозрачность системы расчетов в жилищно-коммунальном комплексе в целом делает реализуемость графиков сомнительной».

Непрозрачность финансовой деятельности, низкий уровень инвестиционной активности и непривлекательные условия для развития рынка ЖКХ. Прозрачность финансового потока в сфере оказания жилищно-коммунальных услуг в настоящее время является неудовлетворительной13. Такое мнение выразил в интервью каналу РБК 26.10.2011 первый заместитель генерального директора государственной корпорации - Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства (Фонд ЖКХ) В. М. Талалыкин. Потребитель услуг ЖКХ платит управляющей компании (УК), затем УК рассчитывается за поставку ресурсов с теплоснабжащими, электроснабжающими организациями. На полученные деньги УК обязана обеспечить содержание, ремонт жилья и т. д. Именно в этой цепочке прозрачность финансового потока в настоящее время является неудовлетворительной, отметил В. М. Талалыкин.

В настоящий момент возникла необходимость повышения контроля за использованием средств в финансовой системе ЖКХ, а также необходимость существования четкой оценки деятельности управляющих компаний по исполнению тех договоров, которые они уже заключили. В 2011 г. была законодательно утверждена форма раскрытия информации о деятельности управляющей компании. «Но, если говорить о проблемах, которые еще существуют в этом секторе, они сводятся к тому, что для того, чтобы единообразно оценить управляющие компании по их деятельности, нужны и единообразные требования, правила, стандарты их деятельности, которых пока

12 Выступление министра регионального развития РФ И. Н. Слюняева (Москва, 12.04.2013). URL: http://www. minregion.ru/press_office/terms/2305.html.

13 Интервью В. М. Талалыкина каналу РБК. 26.10.2011. URL:

http://rbcdaily. ru/search.

нет», - отметил В. М. Талалыкин. «Поэтому мы сейчас находимся в таком периоде, когда порядок контроля вроде бы уже и определен, а вот показатели, по которым надо это все делать, еще пока не определены, нет единых критериев. Нужны некие минимально обязательные стандарты деятельности этих организаций, тогда все будет выстроено, как это положено», - сказал В. М. Талалыкин. он обратил внимание на то, что стандарты деятельности предприятий жилищно-коммунального комплекса должны соблюдать баланс интересов поставщиков и потребителей жилищно-коммунальных услуг.

Подобную ситуацию можно наблюдать и на рынке ресурсов, и во взаимоотношениях ресур-соснабжающих компаний с управляющими компаниями. В настоящее время нет четко сформулированных правил взаимодействия данных компаний, отсутствует баланс интересов, что приводит к выходу из отрасли некоторых предприятий.

остаются неурегулированными и невыясненными вопросы о погашении кредиторской задолженности предприятиями ЖКХ перед поставщиками (включая и предприятия ТЭК), а также перед бюджетами всех уровней. Почти 45 % предприятий, обслуживающих ЖКХ, по данным за 2012 г., были убыточными. Кроме того, оценку реального финансового состояния предприятий провести довольно сложно, так как в отрасли не проведены полномасштабная инвентаризация основных фондов и их технического состояния, а также рыночная оценка имущества. В структуре кредиторской задолженности просроченная кредиторская задолженность по платежам в бюджет составляла в 2005 г. 18,4 %, а в 2012 г. - 15,6 %. Около 83 % просроченной задолженности организаций образовалось из-за невыполнения бюджетами различных уровней своих обязанностей по финансированию отрасли в связи с применением государственного регулирования цен и тарифов, компенсацией предоставленных льгот и субсидий при оплате жилья и коммунальных услуг, а также из-за неоплаты потребленных ресурсов организациями, финансируемыми из соответствующих бюджетов.

Неисполнение поставленных бюджетных обязательств перед предприятиями ЖКХ существенно ограничивает возможную активность частного бизнеса в данной сфере экономики, а также лишает эту сферу деятельности инвестиционной привлекательности. Таким образом, комплекс жилищно-коммунального хозяйства стал своего рода источником и сосредоточением невыполненных обязательств

Таблица 1

Средние потребительские цены (тарифы) на отдельные виды услуг (на конец года), руб. за один вид услуг

Показатель 2000 г. 2005 г. 2007 г. 2008 г. 2009 г. 2010 г. 2011 г. 2012 г.

Плата за жилье в домах государственного и 1,30 7,50 10,06 11,49 13,14 14,28 16,57 17,83

муниципального жилищных фондов

за 1 м2 общей площади

Плата за водоснабжение холодное 15,86 94,11 130,01 150,62 181,09 212,98 238,59 261,29

и водоотведение за месяц с 1 чел.

Плата за отопление за 1 м2 общей площади 1,61 9,77 13,03 15,13 18,24 21,03 22,61 24,86

Плата за газ сетевой в месяц с 1 чел. 5,66 18,08 24,30 30,20 37,04 43,81 48,32 55,36

Плата за электроэнергию в квартирах без 39,16 110,62 145,15 165,39 206,46 232,03 249,69 269,02

электроплит за 100 кВт-ч

Источник: Россия в цифрах. 2013: Стат. сб. / Росстат. М., 2013. С. 510.

государства перед обществом. Основными причинами возникновения кредиторской и дебиторской задолженности в этой отрасли являются несовершенное тарифное регулирование и бюджетное недофинансирование. Еще одной из причин финансовых потерь жилищно-коммунального комплекса является нецелевое использование средств и неэффективное хозяйствование. Затянувшееся и замедленное реформирование сферы жилищно-коммунального хозяйства с учетом его развивающегося системного финансового кризиса указывает на необходимость срочного формирования и реализации мер по финансовому оздоровлению всей отрасли. Существенным условием является согласование реформы ЖКХ с реформами доходов населения, реформами межбюджетных отношений, реформами местного самоуправления и налоговыми реформами.

Публичные услуги и публичный сервис, которые реализуются для населения, не могут быть полностью отданы на финансирование публичным сектором.

По оценкам экспертов, одной из главных причин сложившейся ситуации является недостаточное финансирование сферы ЖКХ. Задолженность в жилищно-коммунальной сфере является источником цепочки неплатежей, которая охватывает практически все сферы экономики муниципальных образований и превращается в источник угроз для социально-экономического развития14.

Недостаточность бюджетного финансирования ЖКХ в целях реализации адресных программ развития и капитального ремонта привела к значительному увеличению износа основных фондов. Охарактеризовать техническое состояние коммунальной инфраструкту-

14 Король С. Повышение эффективности управления региональной жилищной программой / С. Король, А. Семченкова // Проблемы теории и практики управления. 2008. № 9. С. 31-39.

ры можно высоким уровнем износа, высокой аварийностью, низким коэффициентом полезного действия мощностей, большими потерями энергоносителей.

Постоянный рост тарифов на жилищно-коммунальные услуги. Естественные монополии вносят в совокупный показатель инфляции потребительских цен около 60-70 %, что способствует увеличению процента инфляции15.

Динамика роста тарифов на услуги ЖКХ (табл. 1) позволяет экспертам утверждать, что темпы роста цен в этой отрасли в 4-5 раз превышают темпы инфляции16. По прогнозу Минэкономразвития России, в 2013-2015 гг. цены на электроэнергию для населения будут ежегодно повышаться на 12-15 %, на газ - на 15 %. В результате, к 2015 г. планируется удорожание электроэнергии в 1,5 раза, газа - в 1,7 раза, тепловой энергии - в 1,45 раза.

В ходе реформирования отрасли (с конца 1990-х гг.) тарифная политика в сфере ЖКХ была ориентирована на поэтапное доведение тарифов для потребителей услуг до величины экономически обоснованных тарифов.

На каждом этапе трансформации рыночных отношений наблюдаются различные темпы роста инфляции потребительских цен. В 1990-х гг. Россия проходила период гиперинфляции, с 2001 г. до настоящего времени среднегодовые темпы инфляции снижались с 36,5 % до прогнозируемых 9-10 %. При условии повышения эффективности экономики

15 Солопова Н. Н., Лукас Н. А. Проблемы государственного тарифно-ценового регулирования естественных монополий // Вестник Алтайской академии экономики и права. 2011. № 4. С. 45-49.

16 Геворкян А. Долгожданные платежи // Газ. «Новые известия» от 16.08.2012. URL: http://www. newizv. ru/economics/2012-08-16/168189-dolgozhdannye-platezhki. html.

и при росте производительности труда инфляция потребительских цен может ожидаться на уровне 3-4 % в 2015-2018 гг.

непрерывная индексация тарифов на услуги под прогнозируемые уровни инфляции полностью блокировала работу естественных монополий по снижению производственных издержек и позволила даже накопить некоторые резервы. И хотя целью государственного тарифного регулирования является обеспечение потребителей услугами установленного качества, на практике этого не достигается.

Поэтому необходимо обратиться к нормативно-правой базе для понимания задач тарифно-ценового регулирования исследуемой отрасли экономики.

К числу самых распространенных в современной российской экономике способов государственного регулирования деятельности естественных монополий относят:

1) установление государственными антимонопольными органами цен и тарифов на товары и услуги естественных монополий или ценовых ограничений в виде верхних предельных уровней цен;

2) обязательное обслуживание ограниченного контингента потребителей при установленном минимальном уровне их обеспечения в случае невозможности полного удовлетворения запросов потребителя на товары и услуги естественных монополий;

3) дифференциацию цен и тарифов на товары и услуги естественных монополий в зависимости от категории, общественного положения потребителей, предоставление новых льгот определенным категориям за счет средств государственного бюджета или с помощью перекрестного финансирования, когда «богатые» платят за «бедных»17.

Государство прибегает не только к надзору и регулированию, но и к непосредственному управлению естественными монополиями, сохраняя их иногда в государственной собственности (приобретая контрольные пакеты акций компаний-монополистов).

государственное регулирование цен и тарифов на продукцию, работы и услуги субъектов естественных монополий осуществляется на основании положений Федеральных законов от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях», от 14.04.1995 №41-ФЗ «О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации», от 14.04.1995

17 РайзбергБ. А. Государственное управление экономическими и социальными процессами: учеб. пособие. М.: ИНФРА-М, 2005. 382с.

№ 69-ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации», от 06.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» и других нормативных правовых актов.

Недофинансирование со стороны государства. Важной характеристикой жилищно-коммунального хозяйства является сохранение солидарной ответственности органов власти различных уровней, хозяйствующих субъектов и контролирующих органов за стабильное, надежное и качественное предоставление услуг потребителям. Государственное регулирование экономических процессов в ЖКХ является необходимым условием успешного развития отрасли и актуализируется в связи со сложившейся ситуацией, при этом надежное и эффективное функционирование финансового механизма ЖКХ играет ключевую роль в реформировании отрасли. Финансирование сфер жилищно-коммунального комплекса должно быть рассмотрено как одно из приоритетных, поскольку отказ от этого может иметь негативные социальные и политические последствия. При этом финансирование ЖКХ должно учитывать:

- высокую долю основного капитала в его структурах;

- низкий коэффициент оборачиваемости;

- сезонность ремонтных работ.

В СССР жилищно-коммунальное хозяйство финансировалось за счет общественных фондов потребления и прибыли предприятий реального сектора, которые имели на балансе жилые дома и объекты социально-культурного назначения. Доля платежей населения за ЖКУ не превышала 4 %. В 1992 г. население покрывало 2 % затрат на услуги ЖКХ (см. рисунок). Проводимая в процессе реформ финансовая политика связана с переходом населения на оплату 100 %-ной стоимости жилищно-коммунальных услуг и постепенным сокращением на этой основе бюджетного финансирования отрасли, что фактически означает перенос бремени недофинансирования ЖКХ на основного потребителя жилищно-коммунальных услуг - население. Вместе с тем, очевидно, что для обеспечения возможности населения платить в полном и достаточном объеме необходимо поддерживать прирост доходов на уровне 10-15 % в год, а с учетом роста цен на электроэнергию и газ - не менее 20 %.

В дореформенный период (до 1991 г.) бюджетное финансирование основывалось на перекрестном финансировании и бюджетном дотировании, современная ситуация характеризуется отменой

,,, ,9.8 .

30

100 80 60 40 20 0

ссср

м Бюджетное финансирование

■ Финансирование потребителями

■ Задолженность

Финансирование услуг ЖКХ, %

перекрестного субсидирования и постепенным сокращениембюджетного дотирования, ас2012 г. предусматривается бюджетное финансирование только в части административной социальной помощи и целевых программразвития.

Большая часть на0вузкигосударственн0й подде-ржкижилшцно-коммунального комплексаперенесе-на на местные и региональные бюджеты, а объемы расходов на жилищно-коммунальный комплекс в консолидированном бюджете страныпостоянно сокращались. Так,в1995-1997гг.дотации ЖЮ^со-ставляли 09,4%,в1998 г. - 11,5 %, в 2000г.-10,2%, в 2002-2009°т.в6,1-6,4 %, ав 2012! г. -6,3%.Одна%о очевадно, чтз доля ртсиодов из средств иоосолиди-рованногобюджетаРФнаЖКХ в реальном выра-жениииз года в год увеличивались (табл. 2).

Региональная дифференциация по уровню бюджетного финансирования ЖКХ гораздо больше, чем здравоохранения и образования, что обусловлено значительными различиями в уровне благоустройства жилищного фонда и качестве услуг, а также политикой региональных власте й. Основой процесса модернизации основных фондов оир асли являются мероприятая, предусмотренные подпро граммой «Реформирование и модернизация жилищно-коммунального комплекса РоссийскойФедерации>>,входившей в состав феде-

Таблица2

РасходыконсолидированногобюджетаРФ

наЖКХ

60

рф

Год Расходы, всего, млрд руб. В % от общего объема расходов В % к ВВП

2005 464,5 15,7 2,1

2008 1 023,7 16,3 2,4

2009 854,5 13,6 2,2

2010 836,5 12,6 1,8

2011 968,6 12,6 1,7

ральнои целевой программы «Жилище» на 2002-2010 гг. на первом этапе ее реализации (2002-2005 гг.). На втором этапе (2006-2010 гг.) они осуществлялись за счет средств, 10 предусмотренных на реали-

зацию подпрограммы «Модернизация объектов коммунальной инфраструктуры». К настоящему времени разработана и утверждена Правительством Российской Федерации концепция «Комплексной программы реформирования и модернизации ЖКХ на 2010-2020гг.», которая станет механизмом реализации государственной программы «Обеспечение качественным жильем и услугами жилищно-коммунального хо-ашствангюелешы Россшт». Однако при этом в каждом регионеимушщипальном образовании должны быть приняты программы комплексного развития ЖКХ, которые станут главными элементами системы модер-низацииотр£Юли.Позитивные тенденции в реформировании ЖЮ^наметшшсь только после принятия в 2007г. Федеральногозакона от 21.07.2007 № 185-ФЗ «ОФонде содействия ре формированию жилищно-коммунального хозяйства», который направлен на констру ктивное взгимодействие всех субъектов ЖКХ: собственников помещений, управляющих субъектов и органов власти. Создание Фонда предусмотрено в виде государственной корпорации, создаваемой Российской Федерацией. В связи с деятельностью Фонда доля тфедпрюгтий ЖКХ, управляющих жилым фондом и оказывающих услуги по содержанию и ремонту общего имущества, выросла в несколько раз: с 20 % в 2008 г. до более С0 % в 2012 г. Вместе с тем финансовое состояние предприятий ЖКХ таково, что не может гарантирован!«:) обеспечить надежного безаварийного функционирования коммунальных объектов.

Жилищно-коммунальное хозяйство в настоя-щиймоментнаходится т довольно тяжелом состоянии, вызванном множеством факторов. Организации сектора «борются»сдвумя основными финансовыми проблемами: первая - это «столкновение» российских банков с реалиями финансового кризиса, когда банки, не вникая в детали функционирования жилищно-коммунального хозяйства, предпочитают приостановить или прекратить кредитование, а вторая - это приближающееся «столкновение» предприятий сектора с резким сокращением валовой

выручки, получаемой от конечного потребителя. Прогрессирующий рост безработицы, который несет всеотраслевой характер, способен привести к тому, что объем собираемости платежей за ЖКУ постепенно вернется на дореформенный уровень18.

Наблюдается весомое сокращение инвестиционных программ (практически в 2 раза). Инвестиционные программы также включают в себя программы модернизации, это обозначает, что и они в значительной степени корректируется19.

Функционирующая непривлекательность комплекса коммунального хозяйства для инвестиций частного сектора обусловлена отсутствием прозрачных и эффективных процедур изменения и формирования тарифов, а также неисполнением бюджетных обязательств. В то же время большинство проектов по модернизации коммунальной инфраструктуры, жилищного фонда и транспортной сферы являются потенциально коммерчески выгодными. Создание благоприятных условий для притока инвестиций от частного сектора могло бы изменить финансовое положение отрасли кардинальным образом.

В жилищно-коммунальном хозяйстве существуют проблемы, из-за которых предприниматели отказывается вкладывать денежные средства в этот сектор:

- высокая «затратность» производства;

- капитальное строительство требует серьезной финансовой поддержки;

- окупаемость инвестиционных проектов занимает долгий срок;

- тарифная политика нестабильна;

- прозрачность финансовых потоков недостаточна;

- непрогнозируемая политика региональных властей несет за собой риски потери инвестиций20. По мнению большинства специалистов, в целях

создания привлекательных условий для вовлечения частного бизнеса в сферу ЖКХ необходимо:

18 Додатенко Т. Реформа жилищно-коммунального комплекса / Т. Додатенко, В. Пчелкин, Л. Арцишевский // Экономист. 2002. № 8. С. 59-66.

19 Сценарные условия, основные параметры прогноза социально-экономического развития Российской Федерации и предельные уровни цен (тарифов) на услуги компаний инфраструктурного сектора на 2014 г. и на плановый период 2015 и 2016 гг. / Министерство экономического развития РФ. Москва, апрель 2013 г.

20 Кузьмичев Б. Что бизнес делает в ЖКХ. Информационно-аналитический проект «Не секретно». 2004 г. URL: http://www. alpha. perm. ru/iaproject/txt. php?n=7258.

- финансовое оздоровление организаций и предприятий жилищно-коммунального комплекса;

- законодательное установление единого порядка тарифного регулирования;

- перевод некоторых видов услуг на самоокупаемость;

- проведение детального поэтапного анализа системы управления жилищным и коммунальным комплексами всех муниципальных образований;

- формирование рыночных отношений для сферы управления жилищным фондом.

Выход сферы жилищно-коммунального хозяйства из довольно тяжелого и практически критического состояния, а также повышение доступности качественных и своевременных услуг, которые характеризуются, с одной стороны, уровнем тарифов, который соответствует платежеспособности потребителей, а с другой - повышением качества и надежности обслуживания, не может быть осуществлен без соответствующей бюджетной поддержки. Вместе с тем отрасль ЖКХ, стоящую на этапе передовых рубежей решения основных социальных проблем населения, наиболее тесно соприкасающуюся с его проблемами и потребностями, в течение длительного времени субсидировали по остаточному принципу. В финансировании ЖКХ с самого начала преобразований реализуется институциональная стратегия, предусматривающая в первую очередь передел собственности, изменение структуры источников финансирования, соотношения между средствами бюджетов и населения.

Список литературы

1. Галаженко О. Н. Проблемы функционирования ЖКХ в условиях реформирования отрасли // Вестник Волгоградского гос. ун-та. Сер. 3. 2012. № 2 (21).

2. Додатенко Т. Реформа жилищно-коммунального комплекса / Т. Додатенко, В. Пчелкин, Л. Арцишевский // Экономист. 2002. № 8.

3. Король С. Повышение эффективности управления региональной жилищной программой / С. Король, А. Семченкова // Проблемы теории и практики управления. 2008. № 9.

4. Россия в цифрах. 2013: Стат. сб. / Росстат. М., 2013. С. 510.

5. Солопова Н. Н., Лукас Н. А. Проблемы государственного тарифно-ценового регулирования естественных монополий // Вестник Алтайской академии экономики и права. 2011. № 4.