УДК 340.114.5
В.А. Бабакова
ПРЕДПОСЫЛКИ РЕЦЕПЦИИ ПРАВОВОЙ КУЛЬТУРЫ
Введение: в представленной статье рассматривается одна из наиболее значимых и интересных для юридической науки категорий — правовая рецепция. Цель: в работе выявляются и обосновываются предпосылки возникновения такого явления, как рецепция правовой культуры, анализируются исторические и современные заимствования в сфере права. Предпринимается попытка осмысления соотношения и взаимосвязи культуры Западной цивилизации и России. Описываются механизмы, благодаря которым становится возможным культурный обмен правовой информацией между правовыми системами современности, дается обоснованное научное заключение об осуществлении каждого их них. Методологическая основа: в процессе исследования главным образом был задействован системно-структурный метод научного познания, а также сравнительно-правовой и исторический методы. Результаты: представлен базовый перечень основных предпосылок возникновения рецепции правовой культуры. Выводы: правовым системам ни в один из периодов истории не удавалось надолго абстрагироваться от международно-правового влияния, вследствие чего рецепция закономерно провоцирует различные изменения в правовой культуре государства.
Ключевые слова: национальная правовая система, правовая культура, правосознание, рецепция права, право, правовая семья, заимствование.
V.A. Babakova
PREREQUISITES FOR THE RECEPTION OF LEGAL CULTURE
Background: the article deals with one of the important and interesting categories in legal science — legal reception. Objective: we identify the prerequisites for the emergence of reception in the legal culture. In addition, historical and modern borrowings are analyzed. There is also an attempt to comprehend the correlation and connection between European and Russian culture. The author describes the mechanisms by which the cultural exchange of legal information among legal systems becomes possible. Methodology: system-structural method, historical method and comparative one. Results: a basic list of the main prerequisites for the emergence of a legal culture reception is presented. Conclusions: legal systems in no period of history have been able to abstract for a long time from international legal influence, as a result of which reception naturally provokes various changes in the legal culture of the state.
Key-words: national legal system, legal culture, legal consciousness, reception of law, law, legal family, borrowing.
Как утверждал А. Тойнби, внедрение чуждой культуры — это процесс тяжелый. При этом инстинктивное противодействие «жертвы» инновациям, грозящим разрушить традиционный образ жизни, делает этот процесс еще более болезненным. Мы попытаемся выявить предпосылки возникновения подобных трудностей для наилучшего понимания их природы. Полагаем, что поиск таких
© Бабакова Виктория Андреевна, 2019
Преподаватель кафедры теории государства и права (Саратовская государственная юридическая академия); e-mail: [email protected]
© Babakova Victoriya Andreevna, 2019
Lecturer, Theory of state and law department (Saratov State Law Academy) 35
предпосылок стоит начать с переосмысления чересчур узких трактовок некоторых юридических понятий.
Так, действие права и правовых институтов следует понимать намного шире, чем исключительно правовое регулирование, которое в большинстве случаев теоретически отождествляется с инструментальным механизмом его действия.
Рецепция правовых институтов и норм является одним из наиболее мобильных инструментов для развития национального права. Государства по всему миру не могут существовать в изоляции, вследствие чего между ними осуществляются всевозможного вида связи. Исходя из этого, в числе первых считаем справедливым обозначить предпосылку в виде рецепции правовых институтов и норм, которые понимаются нами как «правило или мера должного поведения» [1, с. 569]. Однако правила всегда формулируются человеком как субъектом множества сфер жизнедеятельности и на основе определенного круга убеждений. Таким образом, не стоит забывать и о ценностной, моральной обоснованности норм права и правовых институтов нормами морали, что доказывает неразрывность содержания нормы права и аксиологических установок той правовой системы, где она зародилась и действовала. Под термином «аксиологические установки» нами понимается вся совокупность морально-этических ценностей, сформированных в ходе культурно-исторического развития того или иного государства. Одним из наиболее значимых примеров рецепции правовых институтов как совокупности норм в России можно смело обозначить заимствование публично-правовых институтов конституционного права (Президент, система разделения властей, частная собственность и др.). Устойчивость имплементации обозначаемых институтов, несомненно, отражает и уровень правовой культуры общества. Так, по утверждению В.В. Кочеткова, «необходимо четко различать т конституционализм как форму правосознания и конституционализм как систему ° позитивного права» [2, с. 49]. Полагаем, что перемещение, внедрение и рецепция ¿г правовых норм и институтов подразумевает заимствование таких установок (в ~ т.ч. и элементов правовой культуры) в правовую действительность государства-ё! реципиента. Рассмотрим некоторые примеры.
I В 2010 г. в российском законодательстве был впервые введен институт ме-
& диации. Рецепция данного примирительного механизма оказала значительное 1 воздействие на развитие практики и теории права. Отечественная статистика § показывает [3, с. 52-53], что медиация не востребована в гражданско-правовых I спорах, т.е. в тех случаях, где превалируют частные интересы. В настоящее вре-§. мя, однако, ведется активное обсуждение возможности внедрения медиации в уголовно-правовую сферу российского законодательства. В данном случае тен-£ денция к вестернизации способствует развитию общественного правосознания, £ что находит отражение в правовой аргументации Российской Федерации. | Авторы монографии «Экстерриториальное пространство права» утверждают
° наличие так называемого «психологического эффекта» норм иностранного права. 1 «Вполне возможны ситуации, когда действия норм иностранного права имеют
0 социальную основу в стране-реципиенте, но не встречают психологической и § инструментальной поддержки» [4, с. 76]. Теоретический анализ социально-
1 правовой, экономической и идеологической обстановки государства — это б первичная стадия прививания частиц новой правовой культуры. В указанной
монографии авторы приводят в пример попытку рецепиирования в России института ювенального права. По мнению ученых, российский народ психологически не адаптирован к введению мер социального патроната над семьей и семейным насилием вопреки тому, что интересы общества очевидно нуждаются в преобразованиях такого характера. Значит ли это, что правосознание российского гражданина не рассматривает применение подобного института 36 в качестве решения назревших проблем? Полагаем, что да. В соответствии с
п. 5.1 Минимальных стандартных правил Организации Объединенных Наций, касающихся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних (утверждены Резолюцией 40/33 Генеральной Ассамблеи ООН 29 ноября 1985 г.), система правосудия в отношении несовершеннолетних направлена на обеспечение благополучия несовершеннолетнего. С начала 2000 гг. в России начался активный спектр работ, направленных на внедрение ювенальной юстиции. При всем этом стоит отметить, что ювенальная юстиция является достаточно широкой правовой категорией. С ее помощью может осуществляться деятельность, направленная не только на защиту интересов несовершеннолетних, но и на в известном смысле ущемление прав ребенка и в целом разрушение благополучия семьи. В 2010 г. наблюдалось массовое сопротивление по отношению к введению данного института. Проект ФКЗ № 38948-3 «О внесении изменений в Федеральный конституционный закон «О судебной системе Российской Федерации» (о создании судов по делам несовершеннолетних) был отклонен во втором чтении в Государственной Думе1. Такой чуждый для России институт не прижился, вероятно, по многим причинам, однако одной из них выступает несопоставимость ценностных понятий, заложенных в комплексе норм ювенального права и укорененных в процессе культурно-исторического развития ценностей российских граждан. Внедрение новшеств — это всегда риск. В процессе рецепции совместно с нормами права и правовыми институтами государство-реципиент приобретает и ряд вспомогательных элементов правовой культуры государства-донора. В культуре заложен «генетический код» национальных явлений, она служит средством их обогащения в ходе всемирного правокультурного обмена [5, с. 7]. Можно заметить, что в ходе реализации механизма рецепции норм права к национальной системе государства присоединяются потенциальные единицы будущего правопорядка, а значит и элементы, необходимые для поддержания режима законности на его территории. Стоит подчеркнуть, что в данном случае с мы не указываем на рецепцию правосознания. Речь идет о переносе ценностных и ориентиров, заложенных в правовых нормах. Таким образом, рецепция нормы п права тесно взаимодействует с рецепцией правовой культуры. о
Следующей предпосылкой рецепции иностранного элемента в виде составных к частей правовой культуры государства-донора может являться общая прогрессив- Г ная тенденция развития информационно-цифровых технологий. «Информаци- Д онное общество не только порождает новые виды экономической деятельности, с создает новые профессии, совершенствует профессиональные связи и коммуни- Н кации, привнося очевидные блага. Оно же инициирует развитие новых видов й правонарушений и благодаря безграничным возможностям коммуникаций р позволяет „модернизировать" уже существующие» [6, с. 144]. Процесс обмена | информацией предполагает наличие специально подготовленной социально- к психологической среды. Средства массовой информации, информационное поле ой сети интернет вполне способны порождать в обществе новые элементы, в т.ч. и в Д области права. На сегодня, само понятие информационных технологий с ходом и преобразований и усложнений общественных отношений приобретает значение и и в области правовых отношений. Средства поглощения ценностно значимой 6 правовой информации в виде сетевых контактов и воздействия средств массовой 3 информации становятся проводниками между идеологиями, национальными 2 принципами и институтами целого ряда стран. Сегодня Россия не препятствует 99 образованию подобных связей, не имеет ограничений для пользователей Всемирной сети и открыта для большинства международных правовых лент, что определенным образом способствует постоянному перемещению информации
1 См.: Федеральный Конституционный закон от 31 декабря 1996 г. № 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» // Собр. законодательства Рос. Федерации. 1997. № 1, ст. 1.
различного характера, в том числе и элементов правовых культур различных государств.
Стоит обратить внимание и на миграционные процессы как на своеобразную предпосылку рецепции правовой культуры. Глобальные перемещения субъектов права оказывают влияние на принимающую сторону в лице государства и общественных отношений, в нем доминирующих. Как утверждает О.А. Сазонова (и мы согласны с точкой зрения автора), сегодня в правовом регулировании миграционных отношений большое внимание должно уделяться обеспечению поддержки механизма динамичного притока профессиональных работников, а также обогащению национальных культур [7, с. 164-166]. Ни для кого не секрет, что культура в целом перемещается совместно с субъектами, ее несущими. Таким образом, и правовая культура индивида, являясь частью его культуры, проникает в новую среду вследствие физического перемещения субъекта. Например, роль колониальных завоеваний колоссальна в связи с их влиянием на формирование ныне существующих правовых систем. Скажем, Северная Африка в античную эпоху также была объектом колонизации со стороны Европы и Малой Азии; в 1571 г. испанское завоевание, превратившее Филиппинский архипелаг в составную часть колониальной империи Испании (что сильно повлияло на действующие политико-правовые режимы); подчинение Индии в свое время открыло англичанам пути на Север и Восток (в Афганистан и Бирму и т.д.).
Одним из значительных последствий процессов миграции, на наш взгляд, является потенциальная возможность трансформации национального правосознания. Правосознание, являясь совокупностью чувств и представлений, выражающих отношение людей к действующему и желаемому праву, выступает центральным звеном в формировании гражданского общества и правового m государства на любой территории. Однако стоит обратить внимание на то, что ° трансформации правосознания способствуют развитию общества и государства ¿г не всегда в одном направлении [8, с. 114]. Деформация правосознания выступает ~ следствием несовпадений интересов, потребностей, а главным образом — тра-ü диций субъектов правовых отношений.
1 Следующей, не менее важной предпосылкой к рецепции элементов правовой
& культуры, считаем возможным обозначить формирование межгосударственных 1 объединений, которые способствуют развитию наднациональных и международ-§ ных правовых систем. Статья 79 Конституции РФ гласит о том, что «Российская I Федерация может участвовать в Международных объединениях и передавать им §. часть своих полномочий в соответствии с международными договорами, если это не влечет ограничения прав и свобод человека и гражданина и не противоречит £ основам конституционного строя РФ. Необходимо упомянуть возможность ра-£ тификации международных конвенций на территории Российской Федерации | как предпосылку возникновения рецепции. Сфер, подпадающих под область ° регулирования такими соглашениями, великое множество. Элементы основных 1 механизмов реализации общепринятых ценностей наднационального права § среди государств-участников дислоцируются при официальной ратификации § на территории, что означает потенциальную возможность изменений правовой 1 культуры в рамках конкретного государства.
I Многие из вышеперечисленных предпосылок имеют возможность для осу-
ществления на современном этапе становления государств, однако особое внимание, на наш взгляд, необходимо уделить повсеместной политико-правовой интеграции. Под интеграцией традиционно понимается процесс сближения государств или регионов. Наднациональный масштаб процессов глобализации находит в наши дни свое отражение в предъявлении государствам и обществу глобальных вызовов в мировой политике, экономике и культуре. С одной сторо-38 ны, очевидно, что здесь присутствует стремление представителей доминирующих
исторических этносов сохранить политическую и культурную самобытность своих государств, но, с другой стороны, налицо стремление влиться во внешнеполитический курс государств-союзников и соседних государств, потенциально готовых к политической интеграции ради общего развития.
Глобализация носит в себе изначальный посыл единства мировых цивилизаций, за счет чего пронизывает коренным образом все государственные и общественные структуры современных правовых систем. Однако к общей позиции по поводу функций глобализации, ее плюсов и минусов на данном этапе развития науки авторы еще не пришли. Интересно мнение А.Л. Стризое: он рассматривает социально-политическую и культурную интеграции через своеобразную призму, затрагивая понятие «рациональность», «общезначимый опыт», и «идентичность». Первый этап в рассматриваемой концепции характеризуется как порядок принятия решений, который минимизирует неопределенность внешней среды. Второй этап описывается автором как определенный набор устоявшихся политико-социальных образцов поведения, одобренных на практике. Завершающий этап под названием «идентичность» является общим результатом довольно длительного воздействия традиционных и идеологических установок смежных культур. С точки зрения общесоциальных процессов, на наш взгляд, данная модель интегрирующих начал политико-правовых явлений вполне отражает реальную действительность, однако не лишена чрезмерности в описании. Философское представление А.Л. Стризое о политико-правовой интеграции углубляется в синтез традиций и общепринятого поведения, выявляя, скорее основы личностной и групповой самоидентификации [9, с. 99]. В противовес такой концепции можно привести идеи неомарксизма [10, с. 56], указывающие на наднациональную и надклассовую сущность каждого человека.
Таким образом, основными предпосылками для возникновения рецепции ш элементов правовой культуры являются: 1) заимствование норм и институтов Н права; 2) прогресс в сфере информационно-цифровых технологий; 3) миграцион- 1 ные процессы; 4) формирование межгосударственных объединений; 5) всемирная а глобализация в различных отраслях. с
Подводя итоги, стоит отметить, что число предпосылок рецепции правовой ° культуры на сегодня не имеет окончательного количественного выражения, но С взаимосвязь правовой культуры не только с субъектами общественных отноше- | ний, но и с правом в целом остается неизменной. В связи с этим все указанные е предпосылки как по отдельности, так и в совокупности влияют на качество и о уровень правовой культуры внутри национальных правовых систем. Находясь Ю во всемирной системе межкультурного взаимодействия, Россия не является д исключением, поскольку на протяжении всего исторического пути она синте- С зировала в себе ценности западных и восточных цивилизаций. °
а
Библиографический список М
1. Марченко М.Н. Теория государства и права: учебник. М.: Изд-во МГУ, 2007. 569 с. I
2. Кочетков В.В. Современный российский конституционализм: рецепция № публично-правовых институтов или имплементация ценностей? // LEX RUSSIA. 2015. 61 № 11. C. 49-55. )
3. Герасименко ЮА. Возможные пути имплементации института медиации в уго- 0 ловный процесс России // Правопорядок: история, теория, практика. 2018. № 1(16). 9 С. 51-55.
4. Баранов В.М., ОвчинниковА.И., СамаринАА. Экстерриториальное пространство права. М.: Проспект, 2017. 176 с.
5. Синюкова Т.В. Правовая культура: понятие, структура, соотношение национального и общественного // Правовая культура. 2009. № 2(7). С. 6-7.
6. Об итогах круглого стола «Защита прав граждан в условиях информационного общества: новые вызовы и возможности» // Правовая культура. 2016. № 3. С. 144-148. 39
7. Сазонова ОА. Правовые инструменты регулирования миграции в Российской Федерации // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики, 2013. № 2-2(28). С. 164-166.
8. Фролов А.Н. Понятие трансформации правосознания в современной России // Вестник ВГУ. 2018. № 2 (33). С. 114-125.
9. Стризое А.Л. Социально-политическая интеграция: философия, культура, технологии // Волгоградский государственный университет. 2011. № (14). С. 96-105.
10. Зинченко В.В. Интеграция социально-политических ценностей гражданской демократии и социально-духовной онтологии христианства в перспективах институциональных глобальных трансформаций общественного развития // Научно-исследовательские публикации. 2013. № 3(3). С. 39-57.
References
1. Marchenko M.N. Theory of State and Law: Textbook. Moscow: Moscow state university, 2007. 569 p.
2. Kochetkov V.V. Modern Russian Constitutionalism: Reception of Public Legal Institutions or Implementation of Values? // LEX RUSSIA. 2015. № 11. Р. 49-55.
3. Gerasimenko YuA. Possible ways of implementation of the Institute of mediation in the criminal process of Russia / / law and Order: history, theory, practice. 2018. No. 1(16). P. 51-55.
4. Baranov V.M., Ovchinnikov A.I., Samarin A.A. Exterritorial Space of Law. M.: Prospect, 2017. 176 p.
5. Sinukova TV. Legal Culture: Concept, Structure, Correlation of National and Social // Legal culture. 2009. № 2(7). Р. 6-17.
6. About the results of the round table «Protection of Citizens' Rights in the Information Society: New Challenge and Opportunities» // Legal culture. 2016. № 3. Р. 144-148.
7. Sazonova O.A. Legal Instruments of Migration Regulation in the Russian Federation // Historical, philosophical, political and legal Sciences, cultural studies and art criticism.
§ Questions of theory and practice, 2013. № 2-2(28). Р. 164-166.
? 8. Frolov A.N. The Concept of Transformation of Legal Consciousness in Modern Russia
3 // Bulletin of Voronezh state University. 2018. № 2. Р. 114-125.
ш 9. StrizoeA.L. Socio-political Integration: Philosophy, Culture, Technology // Volgograd
! state University. 2011. № 2(14). Р. 95-105.
I 10. Zinchenko V.V. Integration of Social and Political Values of Civil Democracy and
I Social and Spiritual Ontology of Christianity in Prospects of Institutional Global Trans» formations of Social Development // Research publications. 2013. № 3(3). Р. 39-57.
2 УДК 340.1
0
1 i
е Р.С. Кашанский
о а
ГО
t КОНКРЕТИЗАЦИЯ ПРАВА: ОТ КРИТИКИ
1 ПОДХОДОВ К ФОРМИРОВАНИЮ ПОЗИЦИИ
m
0
§ Введение: неизбежным спутником формирования, функционирования и разви-
" тия системы права выступают абстрактность правовых предписаний, наличие
1 в данной системе оценочных понятий, коллизий и неопределенностей отдельных
ш со
© Кашанский Роман Сергеевич, 2019
Директор Смоленского филиала Саратовской государственной юридической академии, соискатель кафедры теории государства и права (Саратовская государственная юридическая академия); е-mail: sf_sgap@ mail.ru
© Kashansky Roman Sergeevich, 2019
Director of the Smolensk branch of the Saratov State Law Academy, Postgraduate, Theory of state and law 40 department (Saratov State Law Academy)