Научная статья на тему 'Критические правовые исследования в аккультурационном процессе (ментальный срез)'

Критические правовые исследования в аккультурационном процессе (ментальный срез) Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
219
67
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕНТАЛЬНОСТЬ В ПРАВЕ / КУЛЬТУРА В ПРАВЕ / КРИТИЧЕСКИЕ ПРАВОВЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ / ПРАВОВАЯ СИСТЕМА / ТИПОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ / АККУЛЬТУРАЦИЯ В ПРАВЕ / MENTALITY IN LAW / CULTURE IN LAW / CRITICAL LEGAL STUDIES / LEGAL SYSTEM / TYPOLOGICAL FEATURES / ACCULTURATION IN LAW

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Ситар И.М.

Рассмотрены критические правовые исследования в аспекте ментальности через призму аккультурации. Отмечается, что критически правовые исследования национальной правовой системы должны базироваться на понимании ментальных особенностей и быть основой национального права в контексте современных аккультурационных процессов. Подчеркивается, что приоритеты в иерархической структуре национальной системы ценностей исторически обусловлены ментальными особенностями, заключающимися обычно в функционировании политической власти, системе отношений между людьми, обществом и государством, политической и правовой культуре носителей менталитета. Определено, что основой рецепции в национальном праве должна быть ментальность.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Критические правовые исследования в аккультурационном процессе (ментальный срез)»

УДК 340.114

Ситар И.М. ©

Кандидат юридических наук, доцент, докторант кафедры теории государства и права,

Национальная академия внутренних дел

КРИТИЧЕСКИЕ ПРАВОВЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ В АККУЛЬТУРАЦИОННОМ

ПРОЦЕССЕ (МЕНТАЛЬНЫЙ СРЕЗ)

Аннотация

Рассмотрены критические правовые исследования в аспекте ментальности через призму аккультурации.

Отмечается, что критически правовые исследования национальной правовой системы должны базироваться на понимании ментальных особенностей и быть основой национального права в контексте современных аккультурационных процессов.

Подчеркивается, что приоритеты в иерархической структуре национальной системы ценностей исторически обусловлены ментальными особенностями, заключающимися обычно в функционировании политической власти, системе отношений между людьми, обществом и государством, политической и правовой культуре носителей менталитета.

Определено, что основой рецепции в национальном праве должна быть ментальность.

Ключевые слова: ментальность в праве, культура в праве, критические правовые исследования, правовая система, типологические особенности, аккультурация в праве.

Sytar I. М.

CRITICAL LEGAL STUDIES IN ACCULTURATION PROCESS (MENTAL VIEW)

Summary

The article considers critical legal research in the mental aspect through the light of acculturation.

It is noted that critical legal studies of national legal systems should be based on an understanding of the mental characteristics and form the basis of national law in the context of modern acculturation processes.

It is noted that the priorities in the hierarchy of national system of values are historically conditioned by mental features that usually act in the functioning of political power, the system of relations between people, society and the state, political and legal culture of carrier of mentality.

The paper determines that the basis for the reception of a national law should be the mentality.

Keywords: mentality in law, culture in law, critical legal studies, legal system, typological features, acculturation in law.

Постановка проблемы. Глобализационные и интеграционные процессы в украинском обществе требуют научного подхода к рецепции права в контексте аккультурации. В методологическом аспекте эту проблему, на наш взгляд, следует решать, учитывая ментальные особенности реципиента в праве.

Критически правовые исследования в национальной правовой системе отражают эти особенности и поэтому важны для принятия решений в контексте аккультурации права.

Актуальность выяснения сущности менталитета в процессе использования критически-правовых исследований обусловлена необходимостью дальнейшего реформирования современной правовой системы Украины с учетом национального правового менталитета.

© Ситар И.М., 2014 г.

Состояние исследования. Проблемам, касающимся правового менталитета, посвящены работы таких ученых, как: Ч. Варга, Е. Харитонов, А. Д. Тихомиров, Л. А. Луць, Г. Гачев, Г. Алекси, Р. Лубский, Г. Сметанников, И. Коваль. Однако роль ментальных особенностей в аккультурационных процессах практически не исследовалась.

Изложение основных положений. Концептуальные подходы к изучению процессов аккультурации базируются на понимании рецепции универсальных ценностей при сохранении национальной самобытности, культурного наследия определенного социума.

Целесообразно рассмотреть ментальные и культурологические особенности различных правовых систем.

Китайскому традиционному обществу характерна ментальность «среднего пути», когда не руководствуются эмоциями удовольствия, гнева, печали и радости проявляют их «дозировано». Это называется состоянием гармонии. «Средина является важнейшей основой действия людей в Поднебесной, когда удается достичь уровня состояния средины и все сущее расцветает» [1, с. 161]. Такое миропонимание, отраженное в языке, культуре, традициях, следует принимать во внимание в процессе «вестернализации» идей и юридических норм и концепций Китая.

В арабском мире заимствование западных традиций права должно соответствовать ментальным особенностям мусульман, их моральным нормам. Однако, как пишет М. Аль-Газоль, «наиболее важная проблема сегодня - это повышение уровня нравственности мусульманина, направленность на путь добра и справедливости. Нормы (низимы), которыми он должен руководствоваться, должны соответствовать принципам нравственности» [2, с. 12-17].

Другие соображения также подчеркивают процесс учета ментальных особенностей в процессах модернизации и вестернизации стран Арабского Востока. Как отмечает А. И. Яковлев в работе «Страны Арабского Востока. Лекции по социально-экономической истории», процессы быстрого экономического развития базировались на процессах вестернизации и учете ментальных особенностей [3, с. 242-250]. Дихотомия между западной традицией права и национальными ментальными особенностями эффективно влияет на быстрое экономическое развитие стран Арабского Востока, что приводит к нелинейным процессам (синергетическим прыжкам) в экономике, культуре и правовой сфере.

Арабский исследователь мусульманского права Бернард Дж. Вайсс в работе «Дух мусульманского права» отмечает, что на процесс развития мусульманского права положительно повлияла вестернализация, но во взаимосвязи с пониманием духа мусульманского права. Данное право как синтез двух систем имеет морализаторский уклон [4, с. 225]. Это касается частных и общественных аспектов права, в частности семейного, налогового, уголовного, международного, гражданского, конституционного права, судебного процесса [4, с. 226-269].

Современное развитие мусульманских стран характеризуется рецепцией норм, происходит за счет полученных таким образом положительных неожиданных стимулов как романо-германского, так и англо-американского права, мусульманский мир впитывает в себя.

Большинство государств, как промежуточное решение, выбрали сохранение законов, принадлежавших главным образом государствам-колонизаторам, которые разделены мандатом и действовали на момент обретения независимости. Но за несколько десятилетий прошла значительная трансформация права, формы которой различались в зависимости от того, было государство подвергнуто английскому влиянию или воздействию романо-германского права. В итоге все государства получили конституцию по европейским образцам, законодательную власть, частичную кодификацию, а законы учитывают особенности обычаев и ментальности мусульман [5, с. 266-267].

Современный польский исследователь Яцек Зелиньски в статье «Европезация административного права в Польше» отмечает, что любое решение или фиксация в законе тех или иных идей европейского права не решает общественные проблемы. Есть много примеров, когда институты, сформировавшиеся для служения и воплощения определенных ценностей, используемых для достижения других целей. Восприятие или невосприятие норм европейского права определяют ряд феноменов как исторического, культурного характера, так и менталитет

общества и его элит, поскольку проблема актуализируется и в том, что на территории Польши, «пересекаются» ценности и поведение восточной и западной культур [6, с. 439].

Традиция является не пассивной средой, а социальной конструкцией человека, постоянно создается как его вторая природа, в которой она конституциализируется присутствием собственной непрерывной творческой на территории своей самоидентификации

[7].

Поэтому следует отметить, что когда государство рецептируе определенные идеи или правовые традиции, следует учитывать различные способы мышления в пределах разнообразных традиций.

В процессе анализа внешних заимствований следует учитывать, что право - чрезвычайно широкое и многогранное понятие, оно является элементом социально-политического устройства, общественного сознания, составной духовного мира человека и его мировоззрения. А нормы, регулирующие общественные отношения, должны быть построены на нормах естественного права [8, с. 4].

Критически правовые исследования позволяют оценить соответствие того, что заимствуется, культуре и менталитету государства-реципиента, ведь человек черпает силы из своих традиционных основ, источников в связи с их сложной глубинной структурой. Менталитет является той основой общества, что лучше сохраняет разнообразие его цивилизационных форм [7, с. 21-23].

Критически правовые исследования в национальной правовой системе должны отражать ментальные особенности и таким образом служить основой для принятия важнейших исторических решений.

Бесспорно, для анализа правового менталитета следует использовать

междисциплинарный подход, удачно определить проблему, сущность, типологические особенности и сформировать категориально понятийный аппарат этих дисциплин [9, с. 117118]. Такой подход базируется на положениях политологии, истории, философии, социологии, антропологии, социальной психологии и т. п.

С его помощью осуществляются критически правовые исследования по проблемам формирования и эволюции ментальности в правовой сфере, где выходными категориями являются «правовой менталитет», «ментальность в праве».

Понимание необходимости изучения ментальной сферы человечества в значительной степени влияет на общественную жизнь, в том числе на право, политику, экономику, развитие духовности, культуры. Этим вопросом занимались представители различных гуманитарных наук и составили междисциплинарный подход к нему.

В современной литературе существуют неоднозначные толкования понятия ментальности. Ученые обычно вкладывают разный смысл в это понятие, например, «национальный характер», «традиции», «социальное самочувствие», «мировоззрение», «социально-культурное бытие», «социопсихологию» [10, с. 55].

Среди современных исследователей, занимающихся данной проблемой, особое внимание обращено на синтезирование вышеприведенных категорий, которые активно применяются для экспериментальных целей в общей теории права.

Ряд ученых определяют менталитет «как совокупность представлений, взглядов», ощущений «общности людей определенной эпохи географической области и социальной среды, особый психологический уклад общества, влияющий на исторические и социальные процессы» [11, с. 28-33].

Менталитет рассматривается как генератор исторических и социальных процессов, как скрытый синергетический модус, который генерирует идеи и предоставляет быструю динамику.

Ю. Л. Бессмертный понимает в менталитете «совокупность образов и представлений, которыми руководствуются в своем поведении члены той или иной социальной группы и в которых выражено понимание мира в целом и их собственного места в нем» [12, с. 9]. Другие исследователи, С. И. Самыгин и Л. Д. Столяренко, понимают его как глубинный уровень коллективного и индивидуального сознания, который охватывает и бессознательное,

совокупность готовности установок, склонность индивида и социальной группы действовать, мыслить, чувствовать и воспринимать мир определенным образом [13, с. 61-62].

По мнению Г. А. Лубского, в современной философской и научной литературе сложилось три подхода к определению понятия «менталитет». Это понятие рассматривается как совокупность повседневных осознанных представлений, символических образов и ценностей. Второй подход акцентирует на коллективных бессознательных, архетипических компонентах. В рамках третьего подхода подчеркивается, что менталитет - это сфера как сознательного, так и бессознательного, причем осознанные элементы менталитета неразрывно связаны со сферой бессознательного, которое может рассматриваться исключительно как коллективное [14, с. 1619].

Менталитет конкретного социума отражает восприятие или невосприятие определенных явлений, в т. ч. и правовых. К примеру, брачный контракт является традиционным для западной конструкции права. Сейчас этот институт стал довольно популярным и в нашей стране. Менталитет складывается исторически, путем оценки социальной структуры общества, которая охватывает представления о праве и обычае; отношение к свободе и несвободе, к труду, собственности, богатству, безопасности; понимание человеком своего места в структуре общества; трактовке пространства, времени и исторических событий, образа природы и способа воздействия на нее; представление о мире земном и трансцендентном, их взаимосвязи; понимании уровней культуры и религиозности; отношении к власти, к представителям других народов, их традиций и обычаев; представление о собственном народе, этносе и его месте среди других народов, о войне и мире и пр.

Вышеупомянутое характеризирует менталитет как базовое понятие, важное для культурной идентификации индивидуумов в процессе жизнедеятельности.

Правовая ментальность представляет собой глубинный слой сознания, отражающий сознательный и бессознательный (подсознательный) правовой уровень. Характерным признаком является консерватизм и стабильность. Одновременно правовой менталитет выполняет функцию упорядочения правосознания и предусматривает эмоциональную изменчивость.

Можно отметить, что правовой менталитет следует отнести к междисциплинарным категориальным понятиям, получившим широкое распространение в современной отечественной юридической, политической и других областях науки. Правовой менталитет является разновидностью общего менталитета и как сфера повседневного опыта формируется на основе правовой действительности и питается ею. При этом среди других правовых явлений сферы духовного мира общества правовой менталитет ниже глубинных отражений существующих правовых реалий. Он взаимодействует с такими правовыми явлениями, как правосознание, правовое мировоззрение, правовая культура, правовое мышление.

Следовательно, правовой менталитет - это устоявшийся образ мыслей, присущий представителям определенного социума, имеет консервативный, устойчивый характер и отражается в праве.

В более широком смысле это выражение глубинных особенностей, бессознательное формирование коллективного; исторически обусловлено произвольное отношение группы людей с направлениями развития законодательной сферы, выделение человеком себя и своего участия в процессе правотворчества.

Правовой менталитет является той глубинной основой оценки правовых явлений, которые могут быть рецептированы из других традиций права, поскольку в традиционном обществе на основе исторического развития, самобытности, сформировались у людей такие стереотипы, «модусы» поведения, которые принадлежат только определенному обществу и могут быть критерием любого какого-либо заимствования идей или основой критически правовых исследований.

Современный исследователь ментальности народов мира Георгий Гачев считает, что в основе любого народа лежит определенная логика мышления, национальный Логос. Его можно еще назвать «национальный образ», «национальный Космос». Каждому народу присущи

определенные идеи-видения, интуиции, схемы, модели, в которых ему свойственно представлять все явления [15].

Исследователь вводит понятие «национальный космо-психо-логос». Он отмечает, что для того, чтобы «национальная логика» сформировалась, нужно целостность бытия одного народа сравнивать с аналогической целостностью другого. На этом фоне и национальные логики - как верхушка этих айсбергов - будет узнаваема и понятна. Национальный фактор, национальный дух - довольно тяжело уловимые сущности, которым можно приписать более объективные основы: тип природы, культуры, языка и т. д. [15, с. 42].

Вышеприведенные рассуждения становятся основой оценки определенных заимствований как на макро-, так и микроуровнях, учитывая национальные особенности.

Правовой менталитет является элементом правовой действительности и фундаментальной основой критически-правовых исследований. Роберт Алекси в работе «Понятие и действительность права (ответ юридическому позитивизму» подчеркивает, что современное понимание права должно базироваться на трех элементах действительности: социологическом, этическом и юридическом, а социальной действительности можно достичь на основе соблюдения норм и применения санкций за их несоблюдение.

Действительность определяется нормами естественного права или права разума, которые применяются как такие, которые признаны морально оправданными [16, с. 105-108].

В контексте вышесказанного в современном обществе могут существовать так называемые «мертвые нормы», по-другому - это нормы, которые не реализуются на практике. Главная причина этого заключается в том, что законы пишутся без ориентации на реально существующие общественные отношения. Основными причинами появления так называемых «мертвых норм» является оторванность законов от реальных общественных интересов и потребностей, неразвитость механизма правового регулирования и применения

заимствованных из зарубежных систем норм, которые общество не принимает, а также низкая правовая культура населения [17, с. 340, 348].

Выводы. Нормы, эффективные в национальной правовой системе, должны соответствовать уровню правовой культуры, правовому менталитету, а также общему уровню культуры населения. Критически правовые исследования должны базироваться на онтологических принципах, которые одновременно отражают национальные особенности менталитета и возможность рецепций определенных правовых явлений национальной правовой системы.

Литература

1. Тань Аошуан. Китайская картина мира: язык, культура, ментальность / Тань Аошуан. - М.: Рукописные памятники Древней Руси, 2012. - 272 с. - (Язык. Семиотика. Культура. Малая сер.).

2. Аль-Газоли М. Нравственность мусульманина / М. Аль-Газоли; пер. с араб. А. И. Рустамова. - К.: Аисар Фаундейшн; М.: Умма, 2006. - 363 с.

3. Яковлев А. И. Страны Арабского Востока. Лекции по социально-экономической истории: учебник / А. И. Яковлев. - М.: Восточный университет, 2009. - 273 с.

4. Бернард Дж. Вайсс. Дух мусульманского права: пер. с англ / Бернард Дж. Вайсс. - СПб.: Изд-во «ДИЛЯ», 2008. - 320 с.

5. Леже Раймон. Великие правовые системы современности: сравнительно-правовой подход / Раймон Леже; пер. с фр. А. В. Грядов. - М.: Волтерс Клувер, 2009. - 584 с.

6. Зелински Яцек. Европеизация административного права в Польше / Яцек Зелински // Порiвняльне правознавство: сучасний стан i перспективи розвитку: збiрник наукових праць; за ред. Ю. С. Шемшученка, В. П. Тихого, М. М. Цимбалюка, I. С. Гриценка; упор. О. В. Кресш, I. М. Ситар. - 2-ге вид., випр. i доп. - Львiв: ЛьвДУВС, 2012. - 652 с.

7. Варга Ч. Правовi традици? У пошуках правових ымей i культур: вщкрита лекщя / Ч. Варга; пер. О.В. Ткаченка; за наук. ред. О.В. Кресша. - Киiв-Львiв: ЗУКЦ, 2012. - Серiя наук.-метод. видань «Академiя порiвняльного правознавства». - Вип. 24. - 24 с.

8. Харитонов €. О. Деяю питання класифшаци европейських систем приватного права : вщкрита лекщя / €. О. Харитонов, О. I. Харитонова. - К.: 1н-т держави i права iм. В. М. Корецького НАН Украши; Вид-во «Логос», 2007. - Серiя наук.-метод. видань «Академiя порiвняльного правознавства». - Вип. 7. - 27 с.

9. Доган М. Политическая наука и другие социальные науки / М. Доган // Политическая наука. Новые направления. - М., 1993. - 348 с.

10. Поляков Т. М. Менталитет полиэтнического общества как фактор политического процесса в России: дис. ... д-ра полит. наук / Т. М. Поляков. - М., 1998.

11. Манакин В. В. Контент-анализ как метод исследования истории мысли. Опыт количественного исследования итальянских текстов эпохи Возрождения (Поджо Брегголини) / В. В. Манакин // Клио. - 1991. - № 1-28.

12. Безсмертный Ю. Л. Кризис «Апиолов» / Ю. Л. Безсмертный // Споры о главном: дискуссии о настоящем и будущем исторической науки вокруг французской Школы «Апиолов»; под ред. Ю. Л. Безсмертного. - М., 1993.

13. Самыгин С. И. Общественные настроения и будущее России / С. И. Самыгин, Л. Д. Столяренко // Известия высших учебных заведений. Северо-Кавказский регион. Общественные науки. - 1996. -№ 3. - С. 58-67.

14. Лубский Р. А. Политический менталитет: методологические проблемы изучения и российские реалии: автореф. дис. на соискание ученой степени канд. филос. наук / Р. А. Лубский. - Ростов-на-Дону, 1999. - С. 12-21.

15. Гачев Г. Д. Ментальности народов мира / Г. Д. Гачев. - М.: Алгоритм; Эксмо, 2008. - 544 с. (Философский бестселлер).

16. Алекси Роберт. Понятие и действительность права (ответ юридическому позитивизму) / Роберт Алекси. - М.: Инфотропик Медиа, 2011. - 192 с. - (Германская юридическая литература: современный подход: кн. 1).

17. Литвинова О. Р. Причины появления «мертвых» норм в российском законодательстве / О. Р. Литвинова // Материалы Международного научно-теоретического семинара «Современные проблемы истории и теории государства и права» (28-29 сентября 2007 г.). - С. 340-348.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.