Научная статья на тему 'ПРЕДПОСЫЛКИ РАЗВИТИЯ АКАДЕМИЧЕСКОГО СОТРУДНИЧЕСТВА ИНЖЕНЕРНЫХ ВУЗОВ РОССИИ И ВЬЕТНАМА'

ПРЕДПОСЫЛКИ РАЗВИТИЯ АКАДЕМИЧЕСКОГО СОТРУДНИЧЕСТВА ИНЖЕНЕРНЫХ ВУЗОВ РОССИИ И ВЬЕТНАМА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
55
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕЖДУНАРОДНОЕ АКАДЕМИЧЕСКОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО / ИНЖЕНЕРНЫЕ ВУЗЫ РОССИИ И ВЬЕТНАМА / ИНТЕРНАЦИОНАЛИЗАЦИЯ / ИНЖЕНЕРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / РОССИЙСКО-ВЬЕТНАМСКИЕ ОТНОШЕНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сухристина Анна Сергеевна

В статье рассматриваются и структурируются предпосылки, которые лежат в основе развития академического сотрудничества между инженерными вузами России и Вьетнама, определяют характер отношений в сфере экспорта образовательных услуг и позволяют переосмыслить значимость международного партнерства в образовании.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PREREQUISITES FOR DEVELOPMENT OF ACADEMIC COOPERATION OF ENGINEERING UNIVERSITIES OF RUSSIA AND VIETNAM

The article analyses and structures the premises which form the basis for academic cooperation between Russian and Vietnamese engineering universities, determine relations in export of education and highlight the importance of international partnership in education between these counties.

Текст научной работы на тему «ПРЕДПОСЫЛКИ РАЗВИТИЯ АКАДЕМИЧЕСКОГО СОТРУДНИЧЕСТВА ИНЖЕНЕРНЫХ ВУЗОВ РОССИИ И ВЬЕТНАМА»

другой тест, где захвачено одновременно несколько тем. Система проверки снабжена подсказками и ответам и при использовании таких функций ученик будет лучше понимать материал, но при этом будет терять часть баллов при оценивании его знаний в итоге. Так же система имеет материалы-справки, необходимые учащемуся при подготовке к уроку и раздел выводов после каждого занятия, что способствует закреплению материала и облегчает подготовку к проверочным работам.

«Виртуальная школа» воспитывает в школьнике самостоятельность и прививает ответственность, а также дает возможность самому объективно оценить свои знания. Учителю же «Виртуальная школа» дает возможность проводить различные тесты по предмету, в режиме реального времени отслеживать прохождение материала и объективно оценивать учащихся. Результаты самостоятельной или контрольной работы будут находиться в едином виртуальном дневнике успеваемости для каждого класса. Сводная таблица поможет учителю поставить заслуженную оценку по предмету.

Выводы. Таким образом, благодаря портальной технологии сайтов, школа может реализовывать обучение школьников во внеклассной обстановке дистанционно, обучать людей с ограниченными возможностями, формировать у учащихся комплекс полезных качеств, куда можно отнести умение самостоятельно работать и обучаться, умение взаимодействовать с другими детьми, критически мыслить во время работы с большим потоком новой информации. Применение портальной технологии не обойдется без оказания помощи неопытным преподавателям, которая будет носить методический и технологический характер. Данная технология способствует оказанию поддержки учителям и учащимся, при выборе инновационных технологий для ведения урока (проектный или исследовательский метод, разноуровневую организацию урока). Важным моментом обучения остается познавательность учащихся, где также удобно организовать помощь в случае возникновения проблем с помощью образовательных порталов.

Литература:

1. Горбунова Т.В. Образовательный портал как технологическое средство продуктивного взаимодействия участников образовательного процесса // Современные проблемы науки и образования. -2017. - № 4.

2. Лискина Е.В. Образовательный портал - технологическая основа единой информационной образовательной среды // Азимут научных исследований: педагогика и психология. - 2016. - № 4(17). -С. 164-167.

3. Никифорова Н.Г. Образовательный портал как основной элемент единой образовательной информационной среды // Ресурсы информационно-коммуникативного и образовательного пространства в развитии сервиса: Сб. матер. Междунар. научо-практ. конф. - СПб.: Скифия-принт, 2014. - С. 89-97.

4. Пунина Т.Г. Проектирование и размещение в сети Интернет административных сайтов образовательных учреждений: Учебно-методическое пособие. - Тамбов: ТГТУ, Педагогический Интернет-клуб, 2007. - 55 с.

5. Суханова Н.Т. Место электронных образовательных ресурсов в процессе формировании единого образовательного пространства учебного заведения. Информационные технологии в организации единого образовательного пространства. Материалы XII международной научно-практической конференции. -Н. Новгород: НГПУ, 2014. - С. 62-69.

6. Федосеева К.Н, Попов В.Б. Проблемы оптимизации системы управления контентом современного web-сайта // Теория и практика экономики и предпринимательства. Труды XIII Международной научно-практической конференции. - Саки: ИП Бровко, 2016. - С. 175-177.

7. Хуторской А.В., Андрианова Г.А., Николаев Е.А. Педагогические основы образовательного сайта // Эвристическое обучение. Серия Инновации в обучении В 5 т. Т.4. Интернет и телекоммуникации. - М.: Эйдос;, 2012. - С. 95-99.

Педагогика

УДК 378.4

соискатель Сухристина Анна Сергеевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Казанский национальный исследовательский технологический университет» (г. Казань)

ПРЕДПОСЫЛКИ РАЗВИТИЯ АКАДЕМИЧЕСКОГО СОТРУДНИЧЕСТВА ИНЖЕНЕРНЫХ ВУЗОВ

РОССИИ И ВЬЕТНАМА

Аннотация. В статье рассматриваются и структурируются предпосылки, которые лежат в основе развития академического сотрудничества между инженерными вузами России и Вьетнама, определяют характер отношений в сфере экспорта образовательных услуг и позволяют переосмыслить значимость международного партнерства в образовании.

Ключевые слова: международное академическое сотрудничество, инженерные вузы России и Вьетнама, интернационализация, инженерное образование, российско-вьетнамские отношения.

Annotation. The article analyses and structures the premises which form the basis for academic cooperation between Russian and Vietnamese engineering universities, determine relations in export of education and highlight the importance of international partnership in education between these counties.

Keywords: international academic cooperation, engineering universities of Russia and Vietnam, internationalization, engineering education, Russian-Vietnamese relations.

Введение. В XXI век Россия вошла с переосмыслением внешнеполитических связей, что способствовало усилению традиционных дружеских отношений с Вьетнамом. Сотрудничество между странами перешло в формат всеобъемлющего стратегического партнерства. Среди масштабных интернациональных инициатив выделяются проекты модернизации нефтеперерабатывающих производств и взаимодействие в нефтегазовой области: совместные предприятия «Веьтсовпетро», «Русвьетпетро», модернизация нефтеперерабатывающего завода «Зунгкуат» и др.

Для реализации стратегических проектов российско-вьетнамские промышленные предприятия нуждаются в высококвалифицированных кадрах, подготовка которых возможна при тесном сотрудничестве

университетов двух стран, и взаимодействие в области образования играет важную роль при переходе на новый этап политического, экономического, оборонного и гуманитарного партнерства.

Соответственно, особое значение приобретает изучение предпосылок развития международного академическое сотрудничества в инженерном образовании России и Вьетнама. Анализ российско-вьетнамских отношений позволит выявить исторические, геополитические, экономические и социально-культурные предпосылки.

Целью данной статьи является анализ исторических, геополитических и социально-культурных предпосылок развития академического сотрудничества инженерных вузов России и Вьетнама.

Материалы и методы исследования. В статье анализируются исторические события, геополитические особенности, экономические и социальные факторы, которые определяют современное состояние сотрудничества России и Вьетнама в сфере высшего образования. Рассматриваются условия, которые способствуют политическому сближению государств и создают среду для налаживания образовательного сотрудничества между ними.

Результаты исследования.

Исторические события XX века легли в основу зарождения связей в области высшего образования. Контакты в академической сфере начали устанавливаться между нашими странами в третьем десятилетии ХХ века, когда вьетнамцы стали приезжать в Советский Союз. В 1923 г. в Москву приехал Нгуен Ай Куок (Хо Ши Мин) - будущий предводитель вьетнамской революции и первый Президент Демократической Республики Вьетнам. По его примеру к концу 1930-х годов в СССР прошли обучение около 70 вьетнамцев [6].

Изложение основного материала статьи. С 1950 г. отечественные учреждения высшего образования подготовили более 60 тысяч специалистов из Вьетнама, многие из которых занимали и занимают высшие чины в политике и играют активную роль во всех сферах жизни Вьетнама.

Во время длительного военного периода во Вьетнаме в середине ХХ века, Советский Союз оказывал стране гуманитарную и материальную помощь, финансировал строительство крупнейших промышленных объектов (совместное предприятие по добыче нефти и газа «Вьетсовпетро») и образовательных учреждений (Ханойский технологический университет, Университет сельского хозяйства, Ханойский университета культуры, танца, кино) [5].

Геополитические предпосылки.

- Заключение межправительственных соглашений. Сегодня Вьетнам - один из ключевых стратегических партнеров России в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Двусторонняя договорно-правовая база включает более восьмидесяти документов, основополагающие из которых - Договор об основах дружественных отношений (1994 г.) и Декларация о стратегическом партнерстве в XXI веке (2001 г.). В 2012 г. стратегическое партнерство России и СРВ приобрело статус всеобъемлющего [2]. В число межправительственных соглашений входят: Соглашение о научно-техническом сотрудничестве (1992), Соглашение о сотрудничестве в области образования (2005), Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Социалистической Республики Вьетнам о признании и эквивалентности документов об образовании и ученых степенях (2010), Межправительственное соглашение о стратегическом партнерстве в области образования, науки и технологии (2014), Соглашение о зоне свободной торговли между Евразийским экономическим союзом и Социалистической Республикой Вьетнам (2016).

- Участие Вьетнама в международных организациях. Экономические и политические процессы в современном Вьетнаме связаны с геополитической обстановкой в регионе: рост зарубежных инвестиций, укрепление промышленного сектора и подъем сельскохозяйственной промышленности во многом обусловлены сближением Вьетнама с западными странами и США. Одновременно с этим Вьетнам вступает в различные международные организации: Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество; Всемирная торговая организация, Ассоциация государств Юго-Восточной Азии.

- Провозглашение стратегического партнерства подразумевает всестороннее сотрудничество в области развития технологий, промышленности и в сфере безопасности.

Российско-вьетнамское стратегическое партнерство играет важную роль в аспекте взаимодействия со странами АСЕАН и АТЭС: Вьетнам открывает для России возможности выхода на рынки этих стран. Соответственно, сохранение Вьетнама в сфере российского влияния переходит в разряд геостратегических задач.

Экономические предпосылки.

- Интенсификация торговых отношений.

Приоритетными отраслями экономики Вьетнама являются энергетика, перерабатывающая и химическая промышленность, сфера высоких технологий, добыча полезных ископаемых и металлургия. Страна занимает 42 место в глобальном рейтинге по объему ВВП, который в первом полугодии 2020 г. достиг десятилетнего максимума [9].

Торгово-инвестиционное сотрудничество России и Вьетнама координируется Межправительственной комиссией по торгово-экономическому и научно-техническому сотрудничеству (МПК). На ежегодных встречах обсуждаются вопросы развития отношений между странами по торгово-экономическому, научно-техническому и промышленному направлениям.

- Сотрудничество в области совместных промышленных проектов: проекты модернизации нефтеперерабатывающих производств, взаимодействие в нефтегазовой области. Крупнейшим совместным российско-вьетнамским предприятием остается «Веьтсовпетро», основанное в 1981 г. и деятельность которого связана с разведкой и добычей нефти и газа, научно-исследовательскими и геологоразведочными работами [4].

Среди других совместных проектов - модернизация нефтеперерабатывающего завода «Зунгкуат», совместная компания «Русвьетпетро», Вьетнамско-Российский совместный банк, Многофункциональный культурно-деловой центр «Ханой-Москва», привлечение компаний «КАМАЗ» и «ГАЗ» к автомобилестроительному сектору Вьетнама, участие российской компании «Микрон» в реализации технических решений в сфере банковских технологий во Вьетнаме.

Экономические предпосылки развития двусторонних отношений между Россией и Вьетнамом в совокупности с другими факторами определяют необходимость укрепления отношений в области

образования с целью подготовки квалифицированных кадров для совместных проектов и формируют основу экономической целесообразности подобного сотрудничества.

Социальные предпосылки.

- Реформирование систем высшего образования в России и Вьетнаме. Политические трансформации, повлиявшие на все сферы жизнедеятельности наших стран, обуславливают схожие черты в реформах систем высшего образования России и Вьетнаме.

Долгое время система образования во Вьетнаме была строго централизована, и государственный контроль осуществлялся через различные ведомства и министерства, курирующие вопросы соответствия системы высшего образования государственной политике. Самые широкие полномочия сосредоточены в руках Министерства образования и подготовки кадров, которое совместно с Министерством планирования и инвестиций распределяет квоты на прием в вузы [6].

Реформирование высшего образования Вьетнама выполняется с целью решения таких задач, как предоставление независимости организациям высшего образования при управлении учебным процессом и проведении научных исследований; минимизация министерского управления в государственных вузах, оптимизация системы контроля качества и сертификации высшего образования, пересмотр действующей нормативной базы.

Во Вьетнаме введена система приоритетного финансирования «ключевых» образовательных учреждений: национальные университеты в Ханое и Хошимине теперь обладают относительной автономией в вопросах реализации научно-образовательной деятельности и академических программ, а также при решении финансовых вопросов [8].

В 2020 г. в России разработан проект Программы стратегического академического лидерства, который в дальнейшем получил название Приоритет 2030. Проект предполагает государственную поддержку 100 российских университетов, отобранных комиссией Министерства науки и высшего образования РФ, а также базовые гранты для национальных или «опорных» вузов.

Таким образом, можно проследить ряд схожих изменений в системах высшего образования России и Вьетнама - интенсификация международного сотрудничества, увеличение автономии вузов, приоритетное финансирование ключевых университетов, в том числе и технического профиля. Проведенные в обеих странах реформы стимулируют инженерные вузы к переходу на инновационной фазе развития и интенсификации международного академического сотрудничества.

- Академическая мобильность вьетнамских студентов. Сотрудничество российских инженерных университетов с ведущими зарубежными научно-образовательными организациями во многом определяет качество современного отечественного инженерного образования. Спрос на российское высшее образование среди иностранных абитуриентов может выступать косвенным подтверждением соответствия образовательных программ мировым критериям.

Анализ контингента иностранных студентов в российских университетах показал, что программы инженерного профиля, включая такие, как «химическая и биотехнология», «автоматика и управление», «безопасность жизнедеятельности, природообустройство и защита окружающей среды», «информатика и вычислительная техника», пользуются наибольшей популярностью у граждан из стран Азии [3]. Соответственно, в условиях сближения России со странами Азии целевой аудиторией при продвижении образовательных программ инженерных специальностей должны выступать абитуриенты из азиатских стран. При этом российские инженерные вузы становятся частью государственной стратегии по продвижению российской культуры, образования, науки среди различных государств Азии.

Вьетнам входит в пятерку самых густонаселенных стран Азии, и логично предположить, что плотность населения является одним из факторов, влияющих на готовность вьетнамских граждан к академической мобильности при выборе высшего учебного заведения.

- Реализация Федерального проекта «Экспорт образования». Указ Президента Российской Федерации № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года», вышедший в 2018 г., ставит задачи по вхождению нашей страны в пятерку крупнейших экономик мира и в десятку ведущих стран по качеству образования [1].

Этот Указ лег в основу федерального проекта «Экспорт образования», направленного на увеличение численности иностранных студентов в российских вузах к 2024 г. Достижению поставленной цели должны способствовать различные мероприятия по развитию инфраструктуры университетов за счет строительства и реконструкции студенческих общежитий, интенсификации деятельности по повышению конкурентоспособности российского образования в глобальном масштабе и государственная поддержка проектов по экспорту образования.

В контексте масштабных государственных проектов отечественные вузы пересматривают внутреннюю политику по работе с иностранными абитуриентами. В частности, происходит корректировка вектора внимания в отношении таких стран, как Вьетнам, который ежегодно направляет за рубеж десятки тысяч своих граждан в образовательных целях. В российских вузах численность вьетнамских студентов сравнительно небольшая, но перспективы экспорта российского образования во Вьетнам очень высоки.

Выводы. Таким образом, в статье представлены выявленные предпосылки развития международного академического сотрудничества инженерных вузов Вьетнама и России: исторические, геополитические, экономические и социальные. Исторические предпосылки: обучение вьетнамских студентов в вузах СССР и России (более 60 тыс. человек), среди которых был лидер вьетнамской революции Хо Ши Мин (1923 г.), многие ученые, деятели культуры, государственные и политические фигуры, укрепило привязанность и любовь вьетнамского народна к русскому языку и культуре. Геополитические предпосылки: заключение межправительственных соглашений, деятельность Вьетнама в формате международных организаций (АСЕАН, АТЭС, ВТО, ООН), провозглашение стратегического партнерства между Россией и Вьетнамом. Такие факторы, как географическое положение Вьетнама в Юго-Восточной Азии, усиление присутствия и влияния США в Азиатско-Тихоокеанском регионе, нарастание региональных противоречий определяют стратегический характер отношений между нашими странами и актуальность совместной работы в области обеспечения коллективной безопасности в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Одновременно с этим, Вьетнам открывает для России возможности для выхода на рынки стран АТЭС и АСЕАН. Экономические предпосылки: интенсификация торговых отношений, сотрудничество в области совместных промышленных проектов. Рост товарооборота, увеличение статей экспорта и импорта, совместные проекты в

нефтегазодобывающей и энергетической областях, подписание Соглашения о зоне свободной торговли свидетельствуют о формировании благоприятных условий для межгосударственного сотрудничества в различных отраслях народного хозяйства и обуславливают необходимость укрепления отношений в образовании. Социальные предпосылки - реформирование систем высшего образования в России и Вьетнаме, академическая мобильность вьетнамских студентов, реализация Федерального проекта «Экспорт образования».

Выявленные предпосылки могут стать залогом успеха в экспорте российского образования с ориентацией на абитуриентов из Социалистической Республики Вьетнам.

Литература:

1. Указ Президента РФ от 07.05.2018 N 204 (ред. от 21.07.2020) «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_297432/ (дата обращения: 12.04.2021).

2. МИД России. Всеобъемлющее стратегическое партнерство с Вьетнамом [Электронный ресурс]. URL: https://www.mid.ru/strategiceskoe-partnerstvo-s-v-etnamom (дата обращения: 14.04.2021).

3. Обучение иностранных граждан в высших учебных заведениях Российской Федерации: Статистический сборник. Выпуск 15 / Министерство образования и науки Российской Федерации. - М.: Центр социологических исследований. - 2018. - 184 с.

4. Совместное российско-вьетнамское предприятие «Вьетсовпетро». [Электронный ресурс]. URL: https://www.vietsov.com.vn/rus/ Pages/Introduction.aspx (дата обращения: 12.04.2021).

5. Сухристина А.С., Уразбаев Р.Ш., Куан Д.К. Исторические предпосылки становления сотрудничества России и Вьетнама в сфере инженерного образования в период 20-21 вв. / А.С. Сухристина, // Современные проблемы науки и образования. - 2015. - № 1. [Электронный ресурс]. URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=19457 (дата обращения: 14.03.2021).

6. Фам Суан Шон. Культура Вьетнама и культурные связи между Вьетнамом и Россией // Российско-вьетнамские отношения: современность и история. Взгляд двух сторон. - М.: ИДВ РАН, 2013. - С. 182-199.

7. Hayden M., Thiep L.Q. Institutional autonomy for higher education in Vietnamrci Higher education research and development. - 2007. - Vol. 26. - No.1. - P. 73-85.

8. Khan V.D. Key challenges in the reform of governance, quality assurance, and finance in Vietnam higher education - a case study. Studies in higher education. - 2015. - Vol. 40. - No. 5. - P. 745-760.

9. VietNews. ВВП Вьетнама на душу населения вырос до 9000 долларов [Электронный ресурс]. URL: https://vietnews.ru/topnews/vvp-vetnama-na-dushu-naseleniya-vyros-do-9000-dollarov (дата обращения: 12.04.2021).

Педагогика

УДК 378.2

старший преподаватель кафедры иностранных языков Текеева Залина Назировна

Карачаево-Черкесский государственный университет имени У.Д. Алиева (г. Карачаевск); старший преподаватель кафедры иностранных языков Тамбиева Зухра Юсуфовна

Карачаево-Черкесский государственный университет имени У.Д. Алиева (г. Карачаевск)

МЕТОДЫ ПОДГОТОВКИ И РЕАЛИЗАЦИИ ЯЗЫКОВЫХ ПРОГРАММ ДИСТАНЦИОННОГО

ВЕБ-ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация. Данная статья посвящена методам подготовки и реализации языковых программ дистанционного веб-образования. Разработка, подготовка и реализация программы дистанционного языкового обучения через Интернет чрезвычайно сложны. Разработка такой программы не предназначена для подготовки серии дополнительных и заполняющих пробелов упражнений с использованием простых инструментов; Настоящая веб-программа дистанционного обучения языку включает в себя гораздо больше. Дистанционное обучение языкам через Интернет - это междисциплинарное исследование, в котором участвуют преподаватели, работающие в области преподавания языков, и эксперты, работающие в области технологий.

Ключевые слова: Интернет, веб-образование, дистанционное обучение, технологии, междисциплинарное исследование, информационного общество.

Annotation. This article is devoted to the ways of preparation and implementation of language programs for distance web education. Designing, preparing and implementing a distance language learning program over the Internet is now difficult. Developing such a use program to prepare a series of complementary and gap-filling exercises with simple tools; There is much more to a true web-based distance learning program. Distance learning of languages over the Internet is an interdisciplinary study involving teachers working in the field of language teaching and experts working in the field of technology.

Keywords: Internet, web education, distance learning, technology, interdisciplinary research, information society

Введение. Тема статьи актуальна. В веб-программах дистанционного обучения языкам с приложениями виртуальных классов преподавание стало новой профессией и выполняет важную задачу. Компьютеры стали использоваться в сочетании человека и технологий. Инструкторы подготовят людей, которых они будут обучать, используя технологии; Следовательно, они должны сначала принять поддерживаемую технологиями культуру информационного общества.

В статье поставлена задача: отобразить роль преподавателя в подготовке и реализации языковых программ дистанционного веб-образования. Преподаватели должны отказаться от своих традиционных ролей и обрести новое понимание. Педагоги должны иметь возможность использовать функцию предоставления информации на компьютерах при обучении языку и быть в состоянии взять на себя роль гида. Преподавателям также ставится задача адаптировать преподавание языка к технической среде. Однако тот факт, что педагог обучен и обладает достаточными знаниями, чтобы извлекать пользу из технологий при выполнении учебной деятельности, играет важную роль с точки зрения качества обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.