Гуманитарно-правовые аспекты развития российского общества: сборник научных трудов по итогам региональной научно-практической конференции. Краснодарский университет МВД РФ, 2017: 77 - 81.
8. Кочеров Ю.Н., Кочерова Л.А. Актуальные проблемы профессиональной подготовки участковых уполномоченных полиции в вузах МВД России. Актуальные проблемы борьбы с преступлениями и иными правонарушениями. 2017; 15-2: 151 - 153.
9. Сотников С.С. К вопросу о проведении профилактического обхода административного участка как меры предупреждения совершения преступлений и административных правонарушений. Административная деликтология: состояние и перспективы: материалы Всероссийской научно-практической конференции. Тюменский институт повышения квалификации сотрудников МВД России, 2016: 122 - 127.
10. Сотников С.С. К вопросу о проведении профилактического обхода административного участка, как меры предупреждения совершения преступлений и административных правонарушений. Актуальные проблемы административной деятельности полиции: Материалы II всероссийской научно-практической конференции. 2017: 283 - 287.
11. Сотников С.С., Кочеров Ю.Н. Совершенствование деятельности участковых уполномоченных полиции по профилактике экстремистских проявлений в высших и средних специальных учебных заведениях. Актуальные проблемы административного и административно-процессуального права: сборник статей по материалам ежегодной всероссийской научно-практической конференции (Сорокинские чтения): в 3-х томах. Под редакцией Ю.Е. Аврутина, А.И. Каплунова. 2016: 47 - 51.
12. Сотников С.С., Трусов А.И. К вопросу о проведении профилактического обхода объектов нежилого, производственного сектора расположенного на административном участке. Гуманитарно-правовые аспекты развития российского общества: сборник научных трудов по итогам региональной научно-практической конференции. Краснодарский университет МВД РФ, 2017: 432 - 435.
References
1. Dimitrov A.N. O sovershenstvovanii organizacionno-prakticheskih mer pri realizacii trebovanij normativno-pravovyh aktov opredelyayuschih voprosy orgaizacii deyatel'nosti uchastkovyh upolnomochennyh policii organov vnutrennih del. Administrativno-pravovoe regulirovanie pravoohranitel'noj deyatel'nosti: teoriya i praktika: materialy IV Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii. 2015: 243 - 247.
2. Kocherova L.A., Kocherov Yu.N., Medvedickova L.V. Individual'no-differencirovannyj podhod kak pedagogicheskaya tehnologiya v professional'noj podgotovke sotrudnikov OVD. Vestnik Severo-Kavkazskogo gumanitarnogo instituta. 2017; 1 (21): 249 - 253.
3. Dimitrov A.N., Kocherov Yu.N. Pravovye i organizacionnye osnovy individual'no-profilakticheskoj raboty uchastkovogo upolnomochennogo policii na obsluzhivaemom administrativnom uchastke. Gumanitarno-pravovye aspekty razvitiya rossijskogo obschestva: sbornik nauchnyh trudov po itogam regional'noj nauchno-prakticheskoj konferencii. Krasnodarskij universitet MVD RF. 2017:242 - 247.
4. Dimitrov A.N., Kocherov Yu.N. Problemnye voprosy proizvodstva po delam ob administrativnyh pravonarusheniyah pri realizacii otdel'nyh napravlenij administrativno-yurisdikcionnoj deyatel'nosti podrazdelenij policii. Social'no-'ekonomicheskie, psihologo-pedagogicheskie, filosofskie i pravovye aspekty razvitiya obschestva: sbornik materialov vserossijskogo nauchno-prakticheskogo kruglogo stola. 2016: 166 - 170.
5. Dimitrov A.N., Kocherov Yu.N. Problemy pravovogo regulirovaniya deyatel'nosti uchastkovyh upolnomochennyh policii po privlecheniyu naseleniya k sodejstviyu organam vnutrennih del pri vyyavlenii i raskrytii prestuplenij. Gumanitarno-pravovye aspekty razvitiya rossijskogo obschestva: sbornik nauchnyh trudov po itogam regional'noj nauchno-prakticheskoj konferencii. Krasnodarskij universitet MVD RF. 2017: 236 - 242.
6. Dimitrov A.N., Sotnikov S.S. Prakticheskie mery sovershenstvovaniya realizacii trebovanij normativno-pravovyh aktov opredelyayuschih voprosy organizacii deyatel'nosti uchastkovyh upolnomochennyh policii. Vestnik Severo-Kavkazskogo gumanitarnogo instituta. 2015: 133 - 138.
7. Kocherov Yu.N., Dimitrov A.N. Problemy professional'noj obucheniya lic srednego i starshego nachal'stvuyuschih sostavov organov vnutrennih del, vpervye prinimaemyh na sluzhbu v organy vnutrennih del na dolzhnosti uchastkovogo upolnomochennogo policii. Gumanitarno-pravovye aspekty razvitiya rossijskogo obschestva: sbornik nauchnyh trudov po itogam regional'noj nauchno-prakticheskoj konferencii. Krasnodarskij universitet MVD RF, 2017: 77 - 81.
8. Kocherov Yu.N., Kocherova L.A. Aktual'nye problemy professional'noj podgotovki uchastkovyh upolnomochennyh policii v vuzah MVD Rossii. Aktual'nye problemy bor'by s prestupleniyamii inymipravonarusheniyami. 2017; 15-2: 151 - 153.
9. Sotnikov S.S. K voprosu o provedenii profilakticheskogo obhoda administrativnogo uchastka kak mery preduprezhdeniya soversheniya prestuplenij i administrativnyh pravonarushenij. Administrativnaya deliktologiya: sostoyanie i perspektivy: materialy Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Tyumenskij institut povysheniya kvalifikacii sotrudnikov MVD Rossii, 2016: 122 - 127.
10. Sotnikov S.S. K voprosu o provedenii profilakticheskogo obhoda administrativnogo uchastka, kak mery preduprezhdeniya soversheniya prestuplenij i administrativnyh pravonarushenij. Aktual'nye problemy administrativnoj deyatel'nosti policii: Materialy II vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii. 2017: 283 - 287.
11. Sotnikov S.S., Kocherov Yu.N. Sovershenstvovanie deyatel'nosti uchastkovyh upolnomochennyh policii po profilaktike 'ekstremistskih proyavlenij v vysshih i srednih special'nyh uchebnyh zavedeniyah. Aktual'nye problemy administrativnogo i administrativno-processual'nogo prava: sbornik statej po materialam ezhegodnoj vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii (Sorokinskie chteniya): v 3-h tomah. Pod redakciej Yu.E. Avrutina, A.I. Kaplunova. 2016: 47 - 51.
12. Sotnikov S.S., Trusov A.I. K voprosu o provedenii profilakticheskogo obhoda ob'ektov nezhilogo, proizvodstvennogo sektora raspolozhennogo na administrativnom uchastke. Gumanitarno-pravovye aspekty razvitiya rossijskogo obschestva: sbornik nauchnyh trudov po itogam regional'noj nauchno-prakticheskoj konferencii. Krasnodarskij universitet MVD RF, 2017: 432 - 435.
Статья поступила в редакцию 20.07.17
УДК 378.1
Sukhristina A.S., interpreter, Office of International Affairs, Kazan National Research Technological University (Kazan, Russia), E-mail: [email protected]
Ziyatdinova Yu.N., Doctor of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Head of the Office of International Affairs, Head of Department of Foreign Languages for Professional Communication, Kazan National Research Technological University (Kazan, Russia), E-mail: [email protected]
ACADEMIC COOPERATION BETWEEN RUSSIA AND VIETNAM: SYSTEM APPROACH. The authors develop a pedagogical system model of academic cooperation between Kazan National Research Technological University (KNRTU) and its partners in Vietnam using system approach. The paper demonstrates the main components of the model, characterizes applicable laws and principles and justifies the influence of international cooperation on the quality of the educational process. The authors show that modeling a pedagogical system makes it possible to determine appropriate tools for international cooperation correction. The paper considers different tools of academic cooperation, international links expansion, networking between universities and other organizations.
Key words: international academic cooperation, pedagogical system, components of pedagogical system, laws and principles.
А.С. Сухристина, переводчик управления международной деятельности, Казанский национальный исследовательский технологический университет, г. Казань, E-mail: [email protected]
Ю.Н. Зиятдинова, д-р пед. наук, доц., начальник управления международной деятельности, зав. каф. иностранных языков в профессиональной коммуникации, Казанский национальный исследовательский технологический университет, г. Казань, E-mail: [email protected]
АКАДЕМИЧЕСКОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО РОССИИ И ВЬЕТНАМА: СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД
Исследование выполнено при финансовой поддержке гранта РФФИ «Проектирование и реализация модели сетевого взаимодействия региональных вузов России и Вьетнама с целью интернационализации инженерного образования», проект № 15-26-09001.
Опираясь на системный подход, авторы моделируют педагогическую систему академического сотрудничества между Казанским национальным исследовательским технологическим университетом (КНИТУ) и его партнерами во Вьетнаме. В статье характеризуются основные компоненты предлагаемой модели, педагогические закономерности и принципы, лежащие в основе международного сотрудничества и определяющие качество образовательного процесса. Показано также, что моделирование данной педагогической системы позволяет выделить основные пути для оптимизации международных взаимоотношений. Рассмотрены различные аспекты организации академического партнерства, расширения международных связей, сетевого взаимодействия вузов и других организаций.
Ключевые слова: международное академическое сотрудничество, педагогическая система, закономерности и принципы.
Академическое взаимодействие на международном уровне - неотъемлемая черта развития современного высшего образования. Проблемы организации и управления международным академическим сотрудничеством находят отражение в работах современных ученых с мировым именем [1 - 3]. Однако, для того чтобы лучше понять механизмы международного академического сотрудничества, проанализировать способы управления этим процессом, теоретически обосновать его влияние на качество образовательного процесса, необходимо рассмотреть его с точки зрения системного подхода, определить закономерности и принципы, которым это явление подчиняется.
По мнению И.В. Блауберга, «системный подход представляет одну из форм методологического знания, связанного с исследованием, проектированием и конструированием объектов как систем. По своей природе он является междисциплинарным» [4, с. 43]. В рамках системного подхода академическое сотрудничество характеризуется такими особенностями, как целостность, структурность, иерархичность, взаимная зависимость системы и среды, множественность описаний [5]. По Л.Ф. Спирину, любое сообщество людей, занятое в решении образовательных и воспитательных задач в педагогических целях, представляет собой педагогическую систему [6]. Основными элементами педагогической системы являются: цель, субъекты и содержание образовательной деятельности, педагогические средства, организационные формы, результат. Международное академическое сотрудничество в этом значении является классическим примером педагогической системы.
В рамках данного исследования мы представляем модель системы академического сотрудничества между Вьетнамом и Россией на примере взаимодействия КНИТУ и научно-образовательных центров Вьетнама. Цель данной системы - подготовка высококвалифицированных инженерных, научных и педагогических кадров для работы на совместных росийско-вьетнамских предприятиях, в российских и вьетнамских научно-образовательных центрах, укрепление межкультурных связей между двумя странами. Это отвечает стратегии развития международного сотрудничества и интересам государственной политики России и Вьетнам в международном плане.
Рассмотрим подробнее компоненты системы.
Субъекты системы - студенты из Вьетнама, обучающиеся в российском вузе или планирующие такое обучение; российские обучающиеся и преподаватели, контактирующие со студентами из Вьетнама; административный персонал вузов.
Содержательный компонент включает программы фундаментальной и прикладной подготовки вьетнамских студентов в российском вузе к деятельности на совместных российско-вьетнамских предприятиях; обучение студентов русскому языку; развитие навыков межкультурного общения у субъектов образовательного процесса.
К педагогическим средствам относятся такие виды деятельности, как участие в международных образовательных выставках, семинарах, круглых столах по вопросам сотрудничества России и Вьетнама в области науки и образования, организация курсов изучения русского языка и открытых лекций для вьетнамских студентов и преподавателей, поиск партнеров со схожим профилем образовательных программ, обучение студентов из Вьетнама в аспирантуре КНИТУ по инженерным направлениям.
Организационной формой международного академического сотрудничества выступает сетевое взаимодействие, налаживаемое КНИТУ с научно-образовательными центрами Вьетнама, промышленными партнерами, Министерством образования и подготовки кадров Вьетнама, административными структурами. Здесь важную роль выполняет представительство КНИТУ во Вьетнаме, которое берет на себя роль координатора и медиатора взаимодействия [7].
Организационно-педагогическими условиями реализации модели системы международного академического сотрудничества выступает подготовленная нормативная база функционирования представительства вуза во Вьетнаме, заинтересованность субъектов образовательного процесса и потенциал развития образовательного сотрудничества, основанный на следующих предпосылках:
- исторические: Россию и Вьетнам связывает долгая история дружественных отношений;
- политические: руководство нашей страны обозначило Вьетнам в качестве одного из стратегических партнеров России;
- экономические: с 2015 г. действует соглашение о зоне свободной торговли между Евразийским экономическим союзом и Вьетнамом; Россия и Вьетнам участвуют форуме Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества, в котором Вьетнам председательствует с января 2017 г. [8].
Таким образом, академическое сотрудничество выступает в качестве целостной системы, методология исследования которой основана на системном подходе.
Рассматриваемая педагогическая система является динамичной и многоаспектной, поэтому целесообразно использовать многомерную модель систематики педагогических принципов, предложенную В.И. Андреевым [5]. Учёный выделил семь основных принципов, входящих в многомерную модель: системности, оптимальности, управления, развития, информативности, социализации и индивидуализации.
В основе принципа системности лежит закономерность: педагогический процесс - это система взаимосвязанных и взаимообусловленных процессов обучения и учения, воспитания и самовоспитания, развития личности и коллективов.
Принцип системности позволяет логически представить модель академического сотрудничества российского вуза и вьетнамских партнеров, проанализировать компоненты этой модели - взаимоотношения между университетами, научными центрами, промышленными кластерами; обозначить недостающих партнеров и перспективные виды деятельности, а также определить слабые звенья нашей модели.
Принцип оптимальности основывается на следующей закономерности: для педагогического процесса не существует универсальных целей, форм, методов, средств обучения, воспитания, развития и саморазвития. Его эффективность достигается посредством единства его компонентов и оптимальности их сочетания.
В нашем случае принцип оптимальности проявляется в сочетании разнообразных методов, организационных форм, организационно-педагогических условий и педагогических средств, задействованных при выстраивании академического сотрудничества КНИТУ и партнеров во Вьетнаме. При этом вырабатывается оптимальный механизм сотрудничества, уникальный именно для данной модели.
Принцип управления основан на закономерности, согласно которой педагогическая система является управляемой, а эффективность ее функционирования зависит от качества её управления на различных этапах педагогического процесса.
Для рассматриваемой системы международного академического сотрудничества принцип управления прослеживается в выстраивании нисходящей управленческой связи: ректор - проректор по учебно-методической работе - начальник отдела совместных образовательных программ - директор представительства КНИТУ. От эффективности построения административных связей зависит эффективность координирования сетевого взаимодействия вуза и партнеров во Вьетнаме.
Принцип развития связан с социально-педагогической закономерностью, в соответствии с которой педагогическая система представляет собой часть социальной системы, ориентируясь на развитие личности и коллектива. По мнению П.Н. Осипова, идеи развития «самопроцессов» - самовоспитания, самообразования, самоуправления, лежат в основе формирования конкурентоспособных профессионалов, а рынок труда становится стимулом для развития самостоятельности [9].
Развитие системы академического сотрудничества КНИТУ с партнерами во Вьетнаме связано с укрупнением партнерской сети, расширением форм сотрудничества, переходом от наставнического образа обучения к самообучению, самовоспитанию и самоуправлению.
В основе принципа информативности лежит закономерность, суть которой заключается в том, что педагогическая система является открытой, а эффективность педагогического процесса зависит от эффективности поиска, передачи, преобразования, распределения, хранения и использования информации.
Принцип информативности играет важную роль в вопросах привлечения абитуриентов из Вьетнама. Грамотно проведенная кампания о возможностях обучения в КНИТУ определяет количество заявок от абитуриентов на программы инженерного профиля, а также их контингент.
Библиографический список
Принцип социализации определяется следующей закономерностью: педагогическая система является открытой и представляет собой часть социальной системы, подчиняясь её целям. Данный принцип определяет то, насколько легко студенты адаптируются к жизни за пределами привычной социальной среды, осваивают навыки межкультурного общения, комфортно чувствуют себя вдали от родины.
В основе принципа индивидуализации лежит закономерность, согласно которой развитие личности в педагогическом процессе зависит от эффективности индивидуализации различных видов деятельности обучающихся.
Принцип индивидуализации проявляет себя в выстраивании отношений между российскими и вьетнамскими преподавателями, административными сотрудниками и студентами. Каждый отдельно взятый случай построения диалога между представителями двух национальностей требует индивидуального подхода, будь это общение вьетнамского аспиранта с научным руководителем из российского вуза или официальная встреча ректора КНИТУ с руководством вуза-партнера.
Таким образом, каждый из перечисленных принципов находит свое место в педагогической системе академического сотрудничества КНИТУ и научно-образовательных центров Вьетнама.
Международное академическое сотрудничество - сложный, многоаспектный и многостадийный процесс, требующий создания организационных условий и зависящий от взаимодействия его участников. Личные пристрастия и межличностные отношения играют важную роль в установлении контактов и налаживании отношений между удаленными партнерами. Рассмотрение этого процесса как педагогической системы позволяет выявить основные закономерности и принципы, которым подчиняется международное академическое сотрудничество в целом, и в нашем конкретном случае - с партнерами во Вьетнаме. Моделирование педагогической системы международного академического сотрудничества КНИТУ с научно-образовательными центрами Вьетнама позволяет выделить основные пути оптимизации взаимоотношений.
1. Джуринский A.H. Высшее образование в современном мире: тренды и проблемы. Москва: Прометей, 2017.
2. Муравьева A.A., Олейникова О.К Теоретическое осмысление процессов интернационализации в высшем образовании. Качественное образование: проблемы и перспективы. Москва, 2016: 199 - 213.
3. Ханс де Вит. Глобализация исследований высшего образования. Международное высшее образование. 2016; 85: 13 - 15.
4. Блауберг И.В. Проблема целостности и системный подход. Москва: Эдиториал УР^^ 1997.
5. Aндреев В.И. Педагогика: Учебный курс для творческого саморазвития. ^зань: Центр инновационных технологий, 2000.
6. ^ирин Л.Ф. Теория и технология педагогических задач. Москва: Рос. пед. агентство, 1997.
7. Cухристина A.C., Зиятдинова Ю.К, ^чнев AM. Cетевое взаимодействие вузов как форма интернационализации: опыт ^ИТУ. Высшее образование в России. 2016; 11: 10 - 110.
8. Деловой совет по сотрудничеству с Вьетнамом. Available at: http://www.bccv.ru/events/index.wbp
9. Осипов П.К От воспитания - к самовоспитанию. ^занский педагогический журнал. 2003; 1: 52 - 57.
References
1. Dzhurinskij A.N. Vysshee obrazovanie vsovremennom mire: trendy iproblemy. Moskva: Prometej, 2017.
2. Murav'eva A.A., Olejnikova O.N. Teoreticheskoe osmyslenie processov internacionalizacii v vysshem obrazovanii. Kachestvennoe obrazovanie: problemy iperspektivy. Moskva, 2016: 199 - 213.
3. Hans de Vit. Globalizaciya issledovanij vysshego obrazovaniya. <https://ihe.hse.ru/article/view/2938>Mezhdunarodnoe vysshee obrazovanie. 2016; 85: 13 - 15.
4. Blauberg I.V. Problema celostnostiisistemnyjpodhod. Moskva: 'Editorial URSSS, 1997.
5. Andreev V.I. Pedagogika: Uchebnyj kurs dlya tvorcheskogo samorazvitiya. Kazan': Centr innovacionnyh tehnologij, 2000.
6. Spirin L.F. Teoriya i tehnologiya pedagogicheskih zadach. Moskva: Ros. ped. agentstvo, 1997.
7. Suhristina A.S., Ziyatdinova Yu.N., Kochnev A.M. Setevoe vzaimodejstvie vuzov kak forma internacionalizacii: opyt KNITU. Vysshee obrazovanie vRossii. 2016; 11: 10 - 110.
8. Delovoj sovet po sotrudnichestvu s V'etnamom. Available at: http://www.bccv.ru/events/index.wbp
9. Osipov P.N. Ot vospitaniya - k samovospitaniyu. Kazanskij pedagogicheskij zhurnal. 2003; 1: 52 - 57.
Статья поступила в редакцию 11.07.17
yflK 378
Shamkhalov R.I., elementary school teacher, MBOU"Gymnasium № 6" (Kaspiisk, Russia), E-mail: [email protected] Magomeddibirova Z.A., Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor, DSPU (Makhachkala, Russia), E-mail: [email protected]
THE MODEL OF TRAINING OF FUTURE PRIMARY SCHOOL TEACHERS FOR RURAL SCHOOLS. The article pays special attention to issues of education in rural areas. Challenges that are common to all rural schools in the country may be overcome in different ways, taking into account local conditions, material and human possibilities. In this regard, the system-activity approach to the organization of training and education of rural students is becoming more and more important. The model is understood as a theoretical project of a certain practical activity in the formation of professional competence of future primary school teachers for rural schools, which contains the basic principles and conditions of pedagogical system of training of students at a college. Integrative learning activity helps students to make a conscious choice of various forms of training and education of young students.