Научная статья на тему 'Академическая мобильность студентов из Азии как критерий эффективности международного сотрудничества'

Академическая мобильность студентов из Азии как критерий эффективности международного сотрудничества Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
239
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АКАДЕМИЧЕСКАЯ МОБИЛЬНОСТЬ / МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО / ЭФФЕКТИВНОСТЬ МЕЖДУНАРОДНОГО ПАРТНЕРСТВА / ACADEMIC MOBILITY / INTERNATIONAL COOPERATION / EFFECTIVENESS OF INTERNATIONAL ACADEMIC PARTNERSHIP

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сухристина Анна Сергеевна

Студенты из азиатских стран представляют самый многочисленный контингент среди иностранных студентов в российских вузах после студентов из стран СНГ. Автор статьи анализирует, как менялось количество студентов из Азии на различных программах подготовки в течение последних лет и выделяет наиболее популярные специальности инженерного профиля. Академическая мобильность студентов из Азиатских стран (в частности, Вьетнама) рассматривается как критерий успешного развития образовательного партнерства России и стран Азии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ACADEMIC MOBILITY OF ASIAN STUDENTS AS INTERNATIONAL COOPERATION EFFICIENCY CRITERION

Asian students form the most numerous group among foreign students at Russian universities except for those from CIS countries. The author analyzes the change in number of Asian students on different academic programs in recent years and reveals the most popular engineering specialities. Academic mobility of Asian students is considered to be one of the criteria of effective development of Russia-Asia academic partnership.

Текст научной работы на тему «Академическая мобильность студентов из Азии как критерий эффективности международного сотрудничества»

УДК 378.4

АКАДЕМИЧЕСКАЯ МОБИЛЬНОСТЬ СТУДЕНТОВ ИЗ АЗИИ КАК КРИТЕРИЙ

ЭФФЕКТИВНОСТИ МЕЖДУНАРОДНОГО СОТРУДНИЧЕСТВА

А.С. Сухристина1

'Исследование выполнено при финансовой поддержке гранта РГНФ «Проектирование и реализация модели сетевого взаимодействия региональных вузов России и Вьетнама с целью интернационализации инженерного образования», проект № 15-26-0900'

Аннотация. Студенты из азиатских стран представляют самый многочисленный контингент среди иностранных студентов в российских вузах после студентов из стран СНГ. Автор статьи анализирует, как менялось количество студентов из Азии на различных программах подготовки в течение последних лет и выделяет наиболее популярные специальности инженерного профиля. Академическая мобильность студентов из Азиатских стран (в частности, Вьетнама) рассматривается как критерий успешного развития образовательного партнерства России и стран Азии.

Ключевые слова: академическая мобильность, международное сотрудничество, эффективность международного партнерства.

ACADEMIC MOBILITY OF ASIAN STUDENTS AS

INTERNATIONAL COOPERATION EFFICIENCY CRITERION

A. Sukhristina

Abstract. Asian students form the most numerous group among foreign students at Russian universities except for those from CIS countries. The author analyzes the change in number of Asian students on different academic programs in recent years and reveals the most popular engineering specialities. Academic mobility of Asian students is considered to be one of the criteria of effective development of Russia-Asia academic partnership.

Keywords: academic mobility, international cooperation, effectiveness of international academic partnership.

Активное сотрудничество российских организаций высшего образования с ведущими зарубежными университетами и научными центрами во многом определяет качество предоставляемых образовательных услуг. В свою очередь, спрос на эти услуги среди представителей зарубежных стран может служить свидетельством соответствия уровня той или иной образовательной программы мировым требованиям. В условиях интернационализации высшего образования все больше внимания уделяется таким показателям международной активности, как число действующих зарубежных партнеров, количество международных проектов и совместных программ, численность иностранных студентов и пр. [4].

Одним из показателей эффективности реализации международного сотрудничества в сфере высшего образования может выступать академическая мобильность студентов, представленная в виде количественных данных по численности иностранных студентов, обучающихся в российских вузах [9].

В первую десятку стран, граждане которых получают высшее образование в Российской Федерации входят: Казахстан, Китай, Туркмения,

Таджикистан, Узбекистан, Украина, Азербайджан, Белоруссия, Вьетнам и Киргизия. При этом правительством РФ определяется количество ежегодных государственных стипендий по плану приему иностранных граждан и соотечественников, проживающих за рубежом, для обучения в российских вузах [7, с.272-286]. В табл. 1 эти страны расположены в порядке убывания количества студентов, обучающихся в России в 2013/2014 учебном году, а также приведены данные по государственным стипендиям на 2014/2015 и 2015/2016 учебные годы.

Из таблицы видно, что количество выделяемых квот не пропорционально числу обучающихся. Так, для Вьетнама и Китая было определено 800 и 850 государственных стипендий соответственно, тогда как количество студентов из Поднебесной более чем в 4 раза превышает вьетнамский показатель. Это косвенно свидетельствует о важном значении сотрудничества России и Вьетнама в сфере образования. Среди студентов из перечисленных государств наибольшей популярностью пользуются дисциплины, относящиеся к здравоохранению, экономике и управлению, гуманитарным наукам.

Страна Количество студентов 2013/2014 уч.год Государственная квота на 2014/2015 уч.год Государственная квота на 2015/2016 уч.год

Казахстан 27524 453 450

Китай 18269 664 850

Туркмения 12114 443 200

Таджикистан 6561 800 700

Узбекистан 6288 237 180

Украина 6029 345 340

Азербайджан 5479 н/д 170

Белоруссия 4695 75 70

Вьетнам 4331 550 800

Киргизия 3591 470 460

К сожалению, несмотря на мировые тенденции популяризации инженерного образования, спрос на специальности технического профиля, предлагаемые российскими университетами, падает. Во многом это объясняется сложностями языкового общения - большинство программ инженерного профиля в России преподается исключительно на русском языке, и иностранные студенты при изучении технических дисциплин испытывают трудности, связанные не только со сложностью определенного предмета, но и с языковым барьером. Этим обусловливается популярность гуманитарных дисциплин - «Экономика и управление», «Юриспруденция», «Образование и

педагогика». Тем не менее, современное общество диктует свои требования к подготовке специалистов, и потребность в

квалифицированных инженерных кадрах ежегодно растет; тем критичнее становится вопрос привлечения абитуриентов на эти программы.

Анализ контингента студентов из различныхстран, обучавшихся в российских организациях высшего образования в 2013/2014 учебном году, выявил, что программы по химической технологии пользуются наибольшей популярностью у граждан из стран Азии, см. табл. 2.

и

Специализация Страны Балтии Восточноевропейские и балканские страны Страны Северной Европы Страны Западной Европы Страны Азии Страны Ближнего Востока и Северной Африки Страны Африки (кроме Северной) Страны Латинской Америки Страны Северной Америки Океании

Автоматика и управление 3,7 1,0 0 1,1 58,7 11,8 16,3 7,5 0

Химическая и биотехнология 1,1 3,1 0 0,6 53,2 16,8 21,9 2,9 0,3

Безопасность

жизнедеятельности, природообустройство и 7,6 3,7 0,3 1,6 40,8 6,3 30,9 8,9 0

защита окружающей среды

Информатика и вычислительная техника 3,6 3,0 1,8 1,9 44,2 17,8 23,9 2,2 1,6

Таблица 2. - Доля иностранных граждан из стран дальнего зарубежья, обучавшихся в российских вузах по некоторым специализациям в 2013/2014учебном году

Кроме того, было обнаружено, что среди иностранных студентов вузов Приволжского федерального округа Азиатские страны представлены самым многочисленным контингентом обучающихся после студентов из СНГ (по данным за 2013/2014 учебный год) [1, с.135-137].

Как видно из табл. 2, помимо программ химической и биотехнологии, среди студентов из Азии также востребованы и другие программы инженерного спектра - автоматика и управление, безопасность жизнедеятельности,

природообустройство и защита окружающей среды. Полный набор соответствующих программ подготовки представлен в Казанском национальном исследовательском технологическом университете (КНИТУ). Университет располагается на 141 - 150 позиции в рейтинге QS ВЫС8, что отражает его привлекательность для студентов из стран БРИКС [5]. В 2015 г. КНИТУ стал одним из победителей открытого конкурса Министерства образования и науки Российской Федерации по предоставлению преимущественного права на прием для обучения иностранных граждан (приказ Минобрнауки России №495 от 13.05.2015) [6]. Так, в 2015 году в университете обучалось более 2,5 тысяч зарубежных студентов из 63 стран мира - более 80% составляли студенты из СНГ, около 10% пришлось на страны

Таблица 3. - Демографические данные по самым

Азии и Африки и 1% на Латинскую Америку и Европу.

Таким образом, при продвижении образовательных услуг данного спектра среди абитуриентов из стран дальнего зарубежья вузам технологического профиля

целесообразно ориентироваться именно на азиатские страны. Помимо заинтересованности азиатских граждан в получении российского высшего образования по техническим и технологическим программам, в настоящее время наблюдается и очевидное сближение России с этими странами. В связи с этим, изучая механизмы сотрудничества с азиатскими государствами в сфере высшего образования, российские инженерные университеты не только продвигают соответствующие программы подготовки и предлагают востребованные образовательные продукты, но и становятся частью государственной стратегии по популяризации российской культуры, образования, науки среди различных азиатских государств.

Особый интерес для развития международной образовательной деятельности российских университетов представляет Азиатско-Тихоокеанский регион (АТР) как зона, где в течение последнего десятилетия происходит наиболее динамичный рост, см. табл. 3.

аселенным странам Азии

Место по численности населения Государство Население Средний абсолютный годовой прирост (ООН) Период ожидаемого удвоения (лет, ООН)

1 Китай 1 355 692 576 6 091 000 154

2 Индия 1 236 344 631 17 114 000 51

3 Индонезия 253 609 643 2 472 000 69

4 Пакистан 196 174 380 3 257 000 39

5 Бангладеш 166 280 712 1 936 000 55

6 Япония 127 103 388 -63 000 -

7 Филиппины 107 668 231 1 650 000 41

8 Вьетнам 93 421 835 951 000 66

Экономическими предпосылками такого сотрудничества является высокий спрос в данном регионе на российские энергоресурсы, потенциальный спрос на специалистов в данной сфере, а также крупнейший рынок капитала. АТР объединяет 58 стран и территорий, в число которых входит и Вьетнам. Приоритетными отраслями экономики страны являются энергетика, перерабатывающая

промышленность, сфера высоких технологий, добыча полезных ископаемых, металлургия, химическая и оборонная промышленность. Вьетнам занимает 57 место среди 187 государств по объему ВВП, активно участвует в

международных интеграционных процессах [8]. Страна стоит на 8 месте по численности населения среди азиатских государств, см. табл. 3, в то время как по площади она занимает одну из последних позиций среди самых густонаселенных стран Азии. По данным ООН, ежегодный прирост населения Вьетнама в среднем составляет 951 тыс. человек и ожидаемый период удвоения населения страны -66 лет [2].

В дополнение к известным историческим предпосылкам и нехваткой учреждений высшего профессионального образования [2] логично предположить, что данные условия

исследований Министерства образования и науки Российской Федерации, в течение десяти лет в вузах нашей страны ежегодно обучается около 4 тысяч граждан Вьетнама, см. табл. 4.

Таблица 4. - Численность граждан Вьетнама, обучавшихся в российских вузах в 2005/2006 - 2013/2014 академических годах

предопределяют мобильность граждан Вьетнама при подборе организаций, осуществляющих подготовку специалистов высшей категории. Так, по данным Центра социологических

Академический год

2005/2006 2006/2007 2007/2008 2008/2009 2009/2010 2010/2011 2011/2012 2012/2013 2013/2014

4917 4651 4656 3750 3311 3628 3969 4091 4331

В подобных условиях ряд вузов Российской Федерации, в числе которых и КНИТУ (Казанский национальный

исследовательский технологический

университет), учитывая складывающийся политический климат отношений России и Вьетнама, в последние годы заметно интенсифицировали взаимодействие с образовательными учреждениями этой страны. Более того, КНИТУ создал свое представительство во Вьетнаме, что благотворно сказалось на улучшении эффективности международного сотрудничества вуза с вьетнамскими коллегами и внесло определенный вклад в развитие академической мобильности студентов из Азиатских стран.

Таким образом, академическая

мобильность студентов из Азии может рассматриваться как критерий эффективности международного сотрудничества в области образования. Кроме того, именно студенты из Азии представляют самый многочисленный контингент студентов из зарубежья, обучающихся инженерно-технического предлагаемых российскими При этом университеты не только продвигают российское инженерное образование, но и становятся частью государственной политики по популяризации российской культуры, образования и русского языка среди азиатских государств.

стран дальнего по программам профиля, университетами.

Литература:

1. Обучение иностранных граждан в высших учебных заведениях Российской Федерации: статистический сборник. Выпуск 12 / Министерство образования и науки Российской Федерации. - М.: Центр социологических исследований, 2015. - 196 с.

2. Сухристина А.С., Уразбаев Р.Ш., Куан Д.К. Исторические предпосылки становления сотрудничества России и Вьетнама в сфере инженерного образования в период 20 - 21 вв. [Электронный ресурс] / А.С. Сухристина, Р.Ш. Уразбаев, Д.К. Куан // Современные проблемы науки и образования. - 2015. - № 1. - Режим доступа: http://www.science-education.ru/121-19457

3. Википедия [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/Азия

4. Шумейко А.А. Интернационализация и регионализация высшего образования как важный фактор развития конкурентоспособности университета [Электронный ресурс] / А.А. Шумейко // Современные проблемы науки и образования. - 2015. - № 6. - Режим доступа: http://www.science-education.ru/ru/article / view?id=23862

5. Филиппов В.М Интернационализация высшего образования: основные тенденции, проблемы и перспективы / В.М. Филиппов // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Международные отношения. - 2015. - № 3. - С. 203-211.

5. QS University Rankings: BRICS [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.topuniversities. com/brics-rankings

6. Министерство образования и науки Российской Федерации [Электронный ресурс]. - Режим доступа: Мр://минобрнауки.рфМоштеПз/5551

7. Экспорт российских образовательных услуг. Статистический сборник. Выпуск 5 / Министерство образования и науки Российской Федерации. - М.: Социоцентр, 2015. - 416 с.

8. Портал внешнеэкономической информации [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.ved.gov.ru/exportcountries/vn/about_vn/eco_v

9. Кочнев А.М. Образование на основе сетевого взаимодействия / А.М. Кочнев // Высшее образование в России. - 2015. - № 5. - С. 69-74.

Сведения об авторе:

Сухристина Анна Сергеевна (г. Казань, Россия), переводчик Управления международной деятельности, ассистент кафедры иностранных языков в профессиональной коммуникации, Казанский национальный исследовательский технологический университет, e-mail: sukhristina@yandex.ru

Data about the author:

A. Sukhristina (Kazan, Russia), interpreter of International Affairs, Lecturer of Department of Foreign Languages for Professional Communication, Kazan National Research Technological University, e-mail: sukhristina@yandex.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.