Научная статья на тему 'ПРЕДПОСЫЛКИ РАСШИРЕНИЯ ПОЛНОМОЧИЙ УПОЛНОМОЧЕННОГО ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА'

ПРЕДПОСЫЛКИ РАСШИРЕНИЯ ПОЛНОМОЧИЙ УПОЛНОМОЧЕННОГО ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
238
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Юридическая наука
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ОМБУДСМЕН / УПОЛНОМОЧЕННЫЙ ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА / КОНСТИТУЦИЯ / ОСНОВНЫЕ ПРАВА И СВОБОДЫ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Пахомов Михаил Михайлович

Уполномоченный по правам человека - один из важнейших элементов государственной системы защиты прав населения. Его вовлеченность в механизм государственной защиты, а также презумпция наличия у него особых полномочий, наделяет уполномоченного особым статусом и возлагает особую ответственность. Тем не менее, на настоящий момент полномочия омбудсменов в Российской Федерации существенно ниже, чем у иностранных коллег, и не позволяют в полной мере обеспечить всестороннюю защиту прав человека, то есть обеспечить исполнение целевой задачи уполномоченного. В настоящей статье будет проанализирован перечень полномочий уполномоченного по правам человека и необходимость его расширения, а также вопрос установления дополнительных квалификационных требований к личности уполномоченного.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PREREQUISITES FOR EXPANDING THE POWERS OF THE COMMISSIONER FOR HUMAN RIGHTS

The Commissioner for Human Rights is one of the most important elements of the state system for protecting the rights of the population. His involvement in the mechanism of state protection, as well as the presumption that he has special powers, gives the commissioner a special status and assigns special responsibility. However, at the moment, the powers of the ombudsmen in the Russian Federation are significantly lower than those of their foreign colleagues, and do not allow to fully ensure comprehensive protection of human rights, that is, to ensure the fulfillment of the ombudsman's target task. This article will analyze the list of powers of the Ombudsman and the need to expand it, as well as the issue of establishing additional qualification requirements for the personality of the Ombudsman.

Текст научной работы на тему «ПРЕДПОСЫЛКИ РАСШИРЕНИЯ ПОЛНОМОЧИЙ УПОЛНОМОЧЕННОГО ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА»

Предпосылки расширения полномочий Уполномоченного по правам человека

Пахомов Михаил Михайлович,

аспирант Московского университета им. С.Ю. Витте E-mail: misha-pakhomov@yandex.ru

Уполномоченный по правам человека - один из важнейших элементов государственной системы защиты прав населения. Его вовлеченность в механизм государственной защиты, а также презумпция наличия у него особых полномочий, наделяет уполномоченного особым статусом и возлагает особую ответственность. Тем не менее, на настоящий момент полномочия омбудсменов в Российской Федерации существенно ниже, чем у иностранных коллег, и не позволяют в полной мере обеспечить всестороннюю защиту прав человека, то есть обеспечить исполнение целевой задачи уполномоченного. В настоящей статье будет проанализирован перечень полномочий уполномоченного по правам человека и необходимость его расширения, а также вопрос установления дополнительных квалификационных требований к личности уполномоченного.

Ключевые слова: Омбудсмен, Уполномоченный по правам человека, Конституция, основные права и свободы.

Институт защиты прав человека посредством учреждения специальной должности был учрежден в Швеции в начале XIX века, но широкое распространение получил лишь в прошлом веке.

Данная должность преимущественно именуется омбудсменом, но встречаются и отличные наименования: комиссар по правам человека, парламентский адвокат, Акыйкатчы, защитник прав, а в случае Эстонии обязанность защиты прав населения возложена на Канцлера юстиции.

В России должность защитника прав человека именуется уполномоченным. Российский институт Уполномоченного существует с 1993 года, с момента принятия Конституции. Между тем, сам основной закон до 2020 года содержал лишь упоминание данной должности. Законодательно она закреплена в 1997 году с принятием соответствующего конституционного закона [2]. В 2020 году, с внесением поправок в Основной закон, в текст Конституции внесены также цензурующие требования к лицу, замещающему данную должность, а также ряд ограничений [3].

На настоящий момент, Уполномоченный по правам человека в РФ не наделен какими-либо особыми полномочиями, а также властно-распорядительными функциями. С.И. Луценко дает следующее описание компетенциям омбудсме-на: «...этот институт призван создать условия для повседневного предания гласности действий бюрократических структур и чиновников, для ознакомления общества с объективной информацией о нарушениях прав и свобод человека и гражданина» [4].

Вопрос ограниченности полномочий российских омбудсменов поднимался Ф.М. Рудинским ещё в конце прошлого тысячелетия: «Уполномоченный по правам человека в России и её субъектах никакими властными полномочиями не обладает, он может только просить, уговаривать, ставить вопросы. В некоторых странах омбудсмены обладают более широкими правами. Например, в Швеции и Финляндии они могут возбудить уголовное и гражданское судопроизводства против правонарушителей. Во Франции и Швеции они вправе наложить штраф на должностное лицо, которое отказывается предоставить информацию» [5].

Действительно, несмотря на широкий перечень полномочий и гарантий, Уполномоченный по правам человека выявив нарушения прав и свобод человека вправе направить свое заключение, содержащее рекомендации относительно возможных и необходимых мер восстановления указан-

ных прав и свобод, обратиться в суд, в том числе Конституционный, а также органы прокуратуры и иные компетентные органы.

Этими способами защиты нарушенного права, за исключением направления рекомендательного заключения, человек может воспользоваться и самостоятельно.

В качестве специализированного средства защиты прав и свобод, омбудсмен наделен правом обращаться в парламент.

Согласно статье 32 Закона № 1-ФКЗ от 26.02.1997 «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации», в случае грубого или массового нарушения гарантированных Конституцией Российской Федерации прав и свобод человека и гражданина Уполномоченный вправе:

1) выступить с докладом на очередном заседании Государственной Думы;

2) обратиться в Государственную Думу с предложением о создании парламентской комиссии по расследованию фактов и обстоятельств, послуживших основанием для проведения парламентского расследования, принимать участие в работе указанной комиссии непосредственно либо через своего представителя, а также участвовать в заседаниях палат Федерального Собрания Российской Федерации при рассмотрении ими вопроса об утверждении итогового доклада указанной комиссии.

3) обратиться в Государственную Думу с предложением о проведении парламентских слушаний по фактам нарушения прав и свобод граждан, а также непосредственно либо через своего представителя участвовать в проводимых парламентских слушаниях [2].

Однако на наш взгляд, данные полномочия дублируют законные права гражданина обращаться в государственные органы, в том числе в органы судебной власти за защитой нарушенных прав.

Необходимо признать, что возможность обратиться к уполномоченному за помощью, является гарантией защиты прав, однако для более эффективной защиты простого дублирования общегражданских полномочий недостаточно. Из самого понятия «уполномоченный по правам человека», Омбудсмен (от древнескандинавского umboб «полномочие», «поручение») [6] следует наличие у данного лица специальных, можно сказать исключительных полномочий. Однако на данный момент, личность омбудсмена в Российской Федерации скорее номинальная, чем правозащитная.

С учетом вышеуказанного, целесообразно внесение изменений в Федеральный конституционный закон от 26.02.1997 № 1-ФКЗ «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации» и законы аналогичного содержания, касающиеся иных уполномоченных, действующих на территории России.

С целью повышения эффективности института уполномоченного, по мнению автора, необходимо

наделить омбудсмена следующими полномочиями:

• правом законодательной инициативы,

• правом приостанавливать исполнение ненормативных правовых актов, нарушающих права человека,

• правом вносить представление об устранении допущенных нарушений прав и свобод человека,

• правом обращаться с апелляционной, кассационной и надзорной жалобами на судебные акты, исполнение которых влечёт за собой нарушение прав человека,

• правом представлять возражения на законопроекты, содержащие в себе нормы, нарушающие или влекущие за собой нарушение прав человека.

Внесение в перечень полномочий омбудсме-на данных прав существенно повысит эффективность исполнения задач уполномоченного, указанных в части 3 статьи 1 Закона № 1-ФКЗ, а именно задач по восстановлению нарушенных прав, совершенствованию законодательства Российской Федерации о правах человека и гражданина и приведению его в соответствие с общепризнанными принципами и нормами международного права, развитию международного сотрудничества в области прав человека, правовому просвещению по вопросам прав и свобод человека, форм и методов их защиты[2].

Между тем, само по себе расширение полномочий правовых уполномоченных потребует ужесточить требования, предъявляемые к их личности, а также исследовать вопрос их ответственности за злоупотребление полномочиями, учитывая особую правосубъектность личности омбудсмена.

Так, в соответствии со статьей 6 З Закона № 1-ФКЗ уполномоченным по правам человека может быть гражданин Российской Федерации не моложе 35 лет, постоянно проживающий в Российской Федерации, имеющий познания в области прав и свобод человека и гражданина, опыт их за-щиты[2].

Однако, данная формулировка несколько неоднозначна, и позволяет вольно толковать требования к образованию и сфере деятельности кандидата, в связи с чем, предполагается данную норму уточнить, изложив к примеру, в следующей редакции: «Уполномоченным может быть назначен дееспособный гражданин Российской Федерации не моложе 35 лет, обладающий высокими моральными качествами, свободно владеющий государственным языком, постоянно проживающий в Российской Федерации, имеющий высшее юридическое образование по специальности «Юриспруденция» или высшее образование по направлению подготовки «Юриспруденция» квалификации (степени) «магистр» при наличии диплома бакалавра по направлению подготовки «Юриспруденция» и опыт правоприменительной работы».

5 -о

сз

<

Литература

1. Конституция Российской Федерации, принята всенародным голосованием 12.12.1993 (с изм. от 01.07.2020) // Российская газета. № 237. 1993; Собрание законодательства Российской Федерации. 2014. № 30 (Часть I). ст. 4202.

2. Федеральный конституционный закон от 26.02.1997 № 1-ФКЗ «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации» (ред. от 09.11.2020) // Собрание законодательства Российской Федерации. 1997. № 9. ст. 1011; 2020. № 46. ст. 7197.

3. Закон РФ о поправке к Конституции РФ от 14.03.2020 № 1-ФКЗ «О совершенствовании регулирования отдельных вопросов организации и функционирования публичной власти» // Собрание законодательства РФ. 2020. № 11. Ст. 1416.

4. Луценко С.И. Уполномоченный по правам человека // СПС КонсультантПлюс. 2021.

5. Рудинский Ф. Служба подлинного гуманизма (о проблемах деятельности российского омбу-дсмена) // Конституционное и муниципальное право. - 1999. - № 2. - С. 22-28.

6. Шведский юридический язык в Финляндии, стр. 250. Хельсинки: Шильдтс, 2004.

PREREQUISITES FOR EXPANDING THE POWERS OF THE COMMISSIONER FOR HUMAN RIGHTS

Pakhomov M.M.

Postgraduate student of the Moscow Witte University

The Commissioner for Human Rights is one of the most important elements of the state system for protecting the rights of the population. His involvement in the mechanism of state protection, as well as the presumption that he has special powers, gives the commissioner a special status and assigns special responsibility. However, at the moment, the powers of the ombudsmen in the Russian Federation are significantly lower than those of their foreign colleagues, and do not allow to fully ensure comprehensive protection of human rights, that is, to ensure the fulfillment of the ombudsman's target task. This article will analyze the list of powers of the Ombudsman and the need to expand it, as well as the issue of establishing additional qualification requirements for the personality of the Ombudsman.

Keywords: Ombudsman, the Commissioner for Human Rights, Constitution, fundamental rights and freedoms.

References

1. The Constitution of the Russian Federation (adopted by popular vote on 12.12.1993 with amendments approved during the all Russian vote on 01.07.2020) // Rossiyskaya Gazeta. № 237. 1993; Collected Legislation of the Russian Federation. 2014. № 30 (Part I). Art. 4202.

2. Federal Constitutional Law of July 21, 1994 N 1-FKZ "On the Commissioner for Human Rights" // Collection of the legislation of the Russian Federation», 1997, No. 9, Art. 1011; 2020, No. 46, Art. 7197

3. The law of the Russian Federation on the amendment to the Constitution of the Russian Federation dated March 14, 2020 No. 1-FKZ «On improving the regulation of certain issues of the organization and functioning of public authorities» Collected Legislation of the Russian Federation, 03.16.2020.. No. 11. Art. 1416.

4. Lutsenko S.I. Commissioner for Human Rights / ATP Consult-antPlus. 2021.

5. Rudinsky F. Service of genuine humanism (on the problems of the Russian Ombudsman) / Constitutional and Municipal Law. -1999. - № 2. pp. 22-28.

6. Swedish Legal Language in Finland, p. 250. Helsinki: Schildts, 2004.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.