Научная статья на тему 'Предпосылки превращения Московской губернии в индустриальный центр Российской империи'

Предпосылки превращения Московской губернии в индустриальный центр Российской империи Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
162
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник университета
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ПРОИЗВОДСТВО И ПРОМЫСЛЫ / ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ / ОТМЕНА КРЕПОСТНОГО ПРАВА / ЦЕНТР ПРОМЫШЛЕННОСТИ / ФАБРИЧНОЕ ПРОИЗВОДСТВО / ПОДЪЕМ ПРОМЫШЛЕННОСТИ / РАСШИРЕНИЕ РЫНКА / СБЫТ ТОВАРОВ / КАПИТАЛИЗМ / ОБОРОТ КАПИТАЛА / ПРИМИТИВНАЯ ТЕХНИКА / ТРАНСПОРТНЫЙ УЗЕЛ / ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА / ИНДУСТРИАЛЬНЫЙ ЦЕНТР / ВНУТРЕННЯЯ ТОРГОВЛЯ / ТАМОЖНЯ / КРЕДИТНАЯ СИСТЕМА / СЕТЬ ФИЛИАЛОВ / КАЗЕННЫЕ ЗАКАЗЫ / РЫНОК РАБОЧЕЙ СИЛЫ / ПРОЛЕТАРИЗАЦИЯ КРЕСТЬЯНСТВА / ПАРОВОЙ ДВИГАТЕЛЬ / МАНУФАКТУРНАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ / МАШИННАЯ ТЕХНИКА

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Романов Алексей Александрович

Данная статья является частью диссертационного исследования о превращении Московской губернии в капиталистический и индустриальный центр Российской империи. Статья знакомит с основными факторами, которые благоприятствовали активному экономическому развитию Московской губернии в пореформенный период. Для анализа поставленной проблемы автор привлекает материалы из справочной и научной литературы

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article is part of his dissertation research on the transformation of Moscow province in the capitalist and industrial center of the Russian Empire. The article introduces the main factors that favored an active economic development of Moscow province in the post-reform period. For analysis of the problem the author draws materials from reference and research literature

Текст научной работы на тему «Предпосылки превращения Московской губернии в индустриальный центр Российской империи»

УДК 94(470-25)«19/...»

АА. Романов ПРЕДПОСЫЛКИ ПРЕВРАЩЕНИЯ МОСКОВСКОЙ

ГУБЕРНИИ В ИНДУСТРИАЛЬНЫЙ ЦЕНТР РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ

Аннотация. Данная статья является частью диссертационного исследования о превращении Московской губернии в капиталистический и индустриальный центр Российской империи. Статья знакомит с основными факторами, которые благоприятствовали активному экономическому развитию Московской губернии в пореформенный период. Для анализа поставленной проблемы автор привлекает материалы из справочной и научной литературы.

Ключевые слова: производство и промыслы, экономическое развитие, отмена крепостного права, центр промышленности, фабричное производство, подъем промышленности, расширение рынка, сбыт товаров, капитализм, оборот капитала, примитивная техника, транспортный узел, железная дорога, индустриальный центр, внутренняя торговля, таможня, кредитная система, сеть филиалов, казенные заказы, рынок рабочей силы, пролетаризация крестьянства, паровой двигатель, мануфактурная промышленность, машинная техника.

Alexey Romanov PREREQUISITES FOR THE TRANSFORMATION

OF MOSCOW PROVINCE IN THE INDUSTRIAL CENTER OF THE RUSSIAN EMPIRE

Annotation. The article is part of his dissertation research on the transformation of Moscow province in the capitalist and industrial center of the Russian Empire. The article introduces the main factors that favored an active economic development of Moscow province in the post-reform period. For analysis of the problem the author draws materials from reference and research literature.

Keywords: manufacturing and crafts, economic development, the abolition of serfdom, the center of industry, factory production, industry growth, market expansion, sales of goods, capital, capital turnover, primitive technology, hub, railway, industrial center, domestic trade, customs, credit system, a network of branches, state orders, the labour market, the proletarianization of the peasantry, the steam engine, the manufacturing industry, machinery.

Московская губерния занимала выгодное положение в Европейской России, гранича на севере и северо-западе с Тверской губернией, на северо-востоке и востоке - с Владимирской, на юго-востоке - с Рязанской, на юге - с Тульской и Калужской, на западе - со Смоленской. В нее входило 13 уездов: Московский, Богородский, Бронницкий, Верейский, Волоколамский, Дмитровский, Звенигородский, Клинский, Коломенский, Можайский, Подольский, Рузский, Серпуховский [13, с. 108].

Производство и промыслы имели здесь давние традиции. «После покорения Иоанном III Новгорода, знаменитого торговлей с ганзейскими городами, Москва сделалась средоточием торговли и промышленности. В Москве имели жительство цари, прибывали власти духовные, бояре и войско; сюда являлись послы европейских государей и купцы; в Москву были вызываемы иноземные художники, зодчие, типографщики. Для Москвы привозили в Архангельск на кораблях английских и голландских: бархат, атлас, сукно, бумагу, вина, сахар и колониальные товары. Москва торговала с Востоком через Казань, Макарьев и Нижний Новгород. В Москве основались первые ремесленные заведения» [12, с. 3].

Адам Олеарий писал о Москве: «Каждому промыслу положены особые места и лавки... золотых дел мастера ... сапожники, портные, скорняки, шапочники и другие - все имеют свои особые улицы».

Важную роль в экономическом развитии Москвы сыграл Петр I. С. Тарасов писал: «Когда преобразователь России Петр Великий, в Голландии, Франции и Англии, осмотрел мануфактуры и возымел намерение перенести на русскую землю мануфактурную деятельность, то в Москве он мог

© Романов А.А., 2015

легче, нежели где-нибудь, найти людей смышленых и с капиталами, для содержания, основанных им посредством иноземных мастеров, фабрик.

По указанию Петра, Москва, не имевшая до него ни одной фабрики, перешла к мануфактур-торговой деятельности и снабжает приготовляемыми на фабриках ее изделиями войско, ярмарки и города России» [12, с. 4].

Вследствие поощрения, пособий от казны и привилегий, дарованных Петром Великим, в Московской губернии, по ведомостям Государственной Мануфактур-коллегии, в 1773 г., было 90 фабрик [3].

Словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона отмечает: «Московская губерния принадлежит к числу тех, которые характеризуются малым размером надела на двор (менее 7 дес.) и на душу (менее 4 дес.) и недостатком производимого хлеба (ржи); нехватка составляет около 6 пудов на жителя. Необеспеченность земледельческих промыслов и близость столицы вызвали в губернии развитие промыслов, которыми занимаются до 300 000 лиц: около 175 000 - местными, остальные - отхожими. Из мужских промыслов имеют наибольшее значение: извозный (28 000 чел.) во всех уездах, особенно в Московском; ткацкие (57 000 чел.) - в Богородском, Бронницком уездах; по обработке дерева (18 000 чел.) - в Клинском уезде, мебельный, токарный, экипажный (в Звенигородском уезде), корзиночный (в Бронницком и Звенигородском уездах); гончарный (6034 чел.) - в Богородском и Бронницком уездах. Женскими промыслами занимаются около 60 000 женщин: пряденьем льна и шерсти, размоткой ниток, вязанием, плетением, шитьем и т.п., преимущественно в Московском, Бронницком, Богородском, Звенигородском, Серпуховском и Подольском уездах» [13, с. 110].

После отмены крепостного права Москва и губерния превращаются в крупный центр промышленности.

Общая стоимость фабричного производства Московской промышленной области к 1861 г. не достигала и 120 млн руб., при 200 тыс. рабочих [9, с. 164]. Реформа 19 февраля 1861 г. повлияла на подъем промышленности: освобождением труда и расширением рынка сбыта московских товаров, потребителями которых стало свободное крестьянство.

Развитие капитализма изменило характер внутреннего рынка. Капитализм не мог мириться с медленным оборотом капитала, отсутствием кредита, примитивной техникой товарооборота и транспорта.

Географическое положение способствовало превращению Москвы в транспортный узел. В 1848-1851 гг. была проложена первая железная дорога - Николаевская, связавшая Москву с Петербургом. Вслед за ней были построены Нижегородская (1862), Северная (1862), Рязанская (1864), Курская (1868), Белорусская (1870), Рязано-Уральская (1862-99), Киевская (1899), Савеловская (1900), Балтийская (1901) железные дороги. В 1903-1908 гг. вокруг Москвы проложили Окружную железную дорогу [5, с. 86].

Москва получила сообщение с портами Балтики (Петербург, Ревель, Рига, Либава, Балтийский порт), с экономическими центрами Поволжья (Тверь, Ярославль, Кинешма, Нижний Новгород, Казань, Самара, Царицын), с азовскими и черноморскими портами (Таганрог, Мариуполь, Ростов, Новороссийск, Феодосия, Херсон, Одесса), с Северным Кавказом и Каспийским побережьем (Владикавказ, Петровск порт), с заволжскими и уральскими городами (Уфа, Златоуст, Челябинск, Оренбург), на севере - с Вологдой и на западе с десятью пограничными пунктами.

По Казанской железной дороге в Москву привозилось около 73 % мясных грузов, 69 % крупного рогатого скота, около 57 % рыбы и до 47 % - хлеба. Нижегородская дорога выделялась подвозом соли - 55,3 % и мяса 18,3 %. По Курской дороге в Москву поступал хлебный груз - 40,4 %, крупный рогатый скот (30,5 %). По Ярославской дороге доставлялась соль - 33,2 %.

Среди грузов, вывозимых из Москвы, преобладали мануфактурные товары - 15 % грузов, сахар - 7 % и москательные товары - 5 %. Что касается металлических изделий, готового платья, то грузы этих категорий составляют около 4 % всех отправлений [10, с. 17].

Рост железнодорожной сети России расширил связи Москвы на окраины - в Закавказье, на Урал, в Сибирь и Среднюю Азию.

Железные дороги имели огромное значение для экономики Москвы. На Нижегородскую ярмарку или в Петербург товары перебрасывались за один - два дня, как раньше на это уходило и до

месяца. Поток грузов, проходивший через Москву, увеличивался быстро. В середине 1890-х гг. общий грузооборот, включая и транзитные грузы, достиг 0,5 млрд пудов [7, с. 7].

Размах приобрела и торговля. Как крупный город и индустриальный центр, Москва представляла емкий рынок (количество торговых предприятий в 1890 г. достигало здесь 15,5 тыс.). Значительных объемов достиг и сбыт московских изделий по России и за границу. Известность имели текстильные изделия Прохорова и Гюбнера, кондитерские товары Абрикосова, Эйнем и Сиу, парфюмерия Брокара и Ралле, канцелярские товары Карнаца, водка и вина Смирнова, Шустова, пиво Корнеева, Горшанова, мыло Серебрякова, кожаные товары Бахрушиных, Жемочкиных, машины «Добров и Набгольц», Бромлея, Липгарта.

В конце XIX в. Москва превратилась в главный пункт всей внутренней торговли России, подрывая значение таких крупных ярмарок, как Нижегородская. В период 1886-1896 гг. через таможню в Москву ежегодно привозилось заграничных товаров на 50-70 млн руб. В этом отношении из других таможен Москва уступала только Вержболовской, а в отдельные годы она превосходила и Александровскую [7, с. 6].

Активизировался и банковский сектор Москвы. Дореформенные кредитные учреждения (ассигнационный, заемный и др. банки) находились в руках государства и обслуживали дворянство. Теперь к банковскому делу привлекли частный капитал. В 1870 г., кроме государственного банка, существовало 29 акционерных банков, 15 обществ взаимного кредита, городские банки, ссудно-сберегательные товарищества.

Московская кредитная система состояла из крупных банков: Московский купеческий, Международный торговый, Московский учетный, Московский торговый, Московский промышленный, Московский частный коммерческий, Московский народный, банкирский дом «Братья Джамгаровы». Располагая финансами, банкиры контролировали многие производства, в правление многих банков входили фабриканты. Например, в совет Московского банка входили текстильщики: Коновалов, Кузнецов, Рябушинские [1, с. 200]. Нередко промышленники учреждали банки. Так, в 1870 г. был создан Московский учетный банк, с капиталом предпринимателей Абрикосова, Солдатенкова, Щукина.

Москва являлась вторым после Петербурга денежным рынком империи. Из общей суммы ценных бумаг, размещенных в стране к 1895 г. и находившихся в залоге или на хранении в банках (2510 млн руб.), на Петербург приходилось 1333 млн, на Москву - 424 млн, а на остальные города -753 млн руб. [6].

В начале ХХ в. московские банки создали сеть филиалов в провинциальных городах. До Первой мировой войны 8 московских банков открыли 112 филиалов. Капиталы московских банков с начала ХХ в. и до 1914 г. выросли с 6,6 млн руб. до 14,3 млн руб. [8, с. 109].

Росту промышленности в России и в Московской губернии способствовали и покровительственные меры правительства, выражавшиеся в распределении выгодных казенных заказов среди крупных промышленников и проведении таможенной политики. Правительство запрещало ввоз некоторых зарубежных товаров, другие облагало пошлиной. В 1877 г., переведя таможенные сборы на золотое исчисление, правительство фактически повысило их на 30-40 %. К таможенному обложению привлекли чугун, железо, хлопок и другие товары. Тариф 1891 г., повысил пошлины на некоторые ввозимые товары в 3-4 раза [2, с. 29].

Быстро росло население Москвы. В начале 60-х гг. XIX в. оно составляло около 400 тыс. человек, а в конце 90-х гг. свыше 1 млн Перед Первой мировой войной население ежегодно увеличивалось на 50 тыс. человек и в 1912 г. достигло 2017 млн [11]. Основной его прирост осуществлялся за счет уроженцев губерний, расположенных в радиусе 300-350 км.

В Московской губернии формировался рынок дешевой рабочей силы. А.Ф. Яковлев отмечал: «Спрос сельского населения на продукцию промышленности возрастал медленно, что тормозило ее развитие. Но реформа, обусловившая образование кадров пролетариата и их пополнение за счет пролетаризации крестьянства, создала обстановку, при которой промышленность имела предложение дешевых рабочих рук» [14, с. 83].

Превращению Московской губернии в индустриальный центр способствовало и формирование квалифицированных рабочих кадров. Без этого процесс развития фабрично-заводского производства был невозможен. Крупная промышленность Москвы встала на путь механизированного произ-

водства. В 1890 г. паровые двигатели применялись на // ее предприятий, и общая мощность их достигла 10 тыс. л.с. Заметно выросли размеры предприятий. Если в 1853 г. большинство фабрик и заводов Московской губернии имело до 50 рабочих, то к началу XX в. было около двух десятков предприятий, где работало свыше тыс.и человек, а стоимость производства достигала 1 млн руб. Среди них бумагопрядильные мануфактуры: Даниловская, Балашихинская, Реутовская, Измайловская, кра-сильно-набивные: Прохоровская Трехгорная мануфактура, фабрика Э. Цинделя, шерстоткацкие фабрики И. Бутикова, торгового дома «Ф. Михайлов и сын», А. Шрадера, шелкоткацкая фабрика Товарищества шелковых мануфактур. Крупные предприятия появились в металлообрабатывающем производстве: заводы братьев Бромлей, Гужона, в машиностроении: Коломенский машиностроительный завод.

Экономическому развитию Московской губернии способствовал и тот факт, что старые районы с имеющимися у них производственными фондами, квалифицированными рабочими и развитым потреблением притягивали предпринимателей, поскольку оборот капитала у них был наиболее быстрым.

Стремление к наиболее быстрому «самовозрастанию» капитала толкало капиталистов на развитие промышленности там, где издержки обращения наиболее низки. На первых этапах развития капитализма - это старые районы мануфактурной промышленности. Именно в них выросли первые центры крупной машинной промышленности [4, с. 143].

К началу XX в. промышленность Московской губернии представляла собой преимущественно новые предприятия, примерно треть из них была введена в строй в 80-е гг. XIX в. На многих предприятиях применялась машинная техника. Изделия ряда текстильных, кондитерских, ликероводоч-ных, табачных, и парфюмерных предприятий Московской губернии многократно получали высокие награды на международных и всероссийских выставках.

Библиографический список

1. Боханов, А. Н. Крупная буржуазия России (конец XIX - 1914 г.) / А. Н. Боханов. - М., 1992.

2. Бурджалов, Э. Н. Экономическое развитие России после крестьянской реформы / Э. Н. Бурджалов. - М., 1940.

3. Чулков, М. Д. Историческое описание Российской Коммерции. В 7 т. Т. VI, кн. III. / М. Чулков. -СПб.,1786. - 711 с.

4. Лившиц, Р. С. Размещение промышленности в дореволюционной России / Р. С. Лившиц. - М., 1955.

5. Москва. Энциклопедический справочник. - М. : Большая Российская Энциклопедия, 1992.

6. Наличность государственных и гарантированных правительством ценных бумаг на 1 января 1895 г. -СПб., 1896.

7. Нифонтов, А. С. Москва во второй половине XIX столетия / А. С. Нифонтов. - М., 1947.

8. Ронин, С. Иностранный капитал и русские банки / С. Ронин. - М., 1926.

9. Россия. Полное географическое описание нашего Отечества / Под ред. В. П. Семенова. - СПб., 1899. - Т.1. Московская промышленная область и Верхнее Поволжье.

10. Сборник очерков по г. Москве. - М., 1897.

11. Статистический ежегодник г. Москвы. Вып. 4. 1911-1913 гг. - М., 1916.

12. Тарасов, С. Статистическое обозрение промышленности Московской губернии / С. Тарасов. - М., 1856.

13. Энциклопедический словарь «Россия». Изд. Брокгауз Ф.А., Ефрон И.А. - СПб., 1898.

14. Яковлев, А. Ф. Экономические кризисы в России / А. Ф. Яковлев. - М., 1955.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.