Научная статья на тему 'Предпосылки исследования проблемы мониторинга эффективности профессиональной деятельности преподавателя высшей школы'

Предпосылки исследования проблемы мониторинга эффективности профессиональной деятельности преподавателя высшей школы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
231
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРЕДПОСЫЛКА / МОНИТОРИНГ / ЭФФЕКТИВНОСТЬ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПРЕПОДАВАТЕЛЬ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Пергун Ольга Владимировна

На основе контент-анализа научно-педагогической литературы, нормативно-правовых документов, мнений экспертов, рефлексии собственного научного и педагогического опыта выявлены и обоснованы предпосылки исследования проблемы мониторинга эффективности профессиональной деятельности преподавателя вуза. А также обоснована необходимость оценочного исследования деятельности преподавателя высшей школы для осознания процессов, происходящих в образовании, и обработки, хранения и распространения информации для обеспечения развития образования. Сформулирована цель мониторинга эффективности профессиональной деятельности преподавателя высшей школы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Предпосылки исследования проблемы мониторинга эффективности профессиональной деятельности преподавателя высшей школы»

УДК 74.58

Пергун Ольга Владимировна

старший преподаватель.

Кубанский государственный технологический университет 3193302@mail.ru

Предпосылки

ИССЛЕДОВАНИЯ ПРОБЛЕМЫ МОНИТОРИНГА ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ

Olga V. Pergun

senior teacher.

Kuban State Technological University 3193302@mail.ru

Prerequisites of

RESEARCHING

THE PROBLEM OF

MONITORING

THE EFFICIENCY OF

PROFESSIONAL ACTIVITY OF

A HIGH SCHOOL TEACHER

Аннотация. На основе контент-анализа научно-педагогической литературы, нормативноправовых документов, мнений экспертов, рефлексии собственного научного и педагогического опыта выявлены и обоснованы предпосылки исследования проблемы мониторинга эффективности профессиональной деятельности преподавателя вуза. А также обоснована необходимость оценочного исследования деятельности преподавателя высшей школы для осознания процессов, происходящих в образовании, и обработки, хранения и распространения информации для обеспечения развития образования. Сформулирована цель мониторинга эффективности профессиональной деятельности преподавателя высшей школы.

Ключевые слова: предпосылка, мониторинг, эффективность, профессиональная деятельность, преподаватель высшей школы.

Annotation. On the basis of the content analysis of scientific and pedagogical literature, standard and legal documents, opinions of experts, reflections of personal scientific and pedagogical experience we researched and groundedprerequisites of researching the problem of monitoring the efficiency of professional activity of a teacher at higher educational establishments. As well as the necessity of evaluation research activity of the teacher of high school for understanding the processes taking place in the formation and processing, storage and dissemination of information for the development of education. Is the objective of monitoring the effectiveness of the professional work of the teacher of high school.

Keywords: prerequisite, monitoring, efficiency, professional activity, high school teacher

Исследование проблемы мониторинга эффективности профессиональной деятельности преподавателя высшей школы потребовало выявления предпосылок («предпосылка [1, с. 570-571] - 1) исходный пункт какого-нибудь рассуждения; 2) предварительное условие чего-нибудь; глагол «предпослать» означает написать, сказать в качестве введения к чему-нибудь»), сложившихся в управлении системой высшего образования, в нормативно-правовой базе образования, в педагогической и психологической науках для обоснования актуальности рассматриваемой проблемы и решения исследовательских задач.

В науке традиционно делаются акценты на выявление оснований и предпосылок научного познания [2, 3]. Более того, все знание можно подразделить на специально-научное и предпосылочное (его иногда называют мировоззренческим). Понятие «предпосылочное знание» было использовано И. Кантом в «Критике чистого разума», который, анализируя априорные осново-

положения, выделил аналитическое и синтетическое априори [2]. Л.А. Микешина [3] называет предпосылочное знание мировоззренческим, которое, по ее мнению, существует и функционирует наряду и во взаимодействии со специально-научным знанием и в нем отражены социально-политические и культурно-исторические факторы, которые в той или иной степени детерминируют научное знание.

Контент-анализ различных источников информации (научно-педагогическая литература, нормативно-правовые документы, мнения экспертов, рефлексия собственного научного и педагогического опыта), позволил выявить следующие предпосылки к осмыслению проблемы мониторинга эффективности профессиональной деятельности преподавателя высшей школы.

В качестве одной из предпосылок исследования заявленной проблемы мы рассматриваем наработанные к настоящему времени в социологии, педагогике и психологии научные материалы,

277

связанные с разными аспектами оценивания деятельности в образовании.

Направленное исследование литературы показало, что оценочной деятельности в высшей школе посвящены научные труды, в которых с различных позиций рассматриваются оценочная функция человека [Дж. Брунер, C. Выготский, Ю.Б. Гиппенрей-тер, Ю.М. Забродин, А.Н. Леонтьев, C.JI. Рубинштейн и др.], а также роль оценивания в жизни общества [Б.Г. Ананьев, A.A. Бодалев, A.A. Кроник,

O.A. Конопкин, ВИ. Степанский и др.], оценочная деятельность в учебном процессе [В.П. Беспалько, ВЦ. Загвязинский, Ю.Н. Кулюткин, В.М. Полонский, П.М. Якобсон и др.], подготовка будущего педагога к профессиональному оцениванию [JI.A. Байкова, И.И. Баженова, JI.A. Зайцева, ПЮ. Ксензова,

Н.В. Кузьмина и др.], раскрываются технологические аспекты реализации мониторинга в сфере образования [В.Г. Горб, В.А. Кальней, АН. Майоров, А.И. Пульбере, И.И. Трубина, М.Ю. Чандра, С.Е. Шишов и др.], выявляются условия эффективности мониторинга учебных достижений обучающихся [Ш.А. Амонашвили, E.H. Волкова, И А Зимняя, Е.И. Казакова, Н.Ф. Радионова, ЕЦ. Сахарчук, АЛ. Тряпицына и др.]. Штудирование данной литературы позволило сделать несколько обобщений.

Обобщение первое: эффективное управление таким сложным динамическим (и человекоразмерным) объектом, как система образования, и прогнозирование его изменений возможно только на основе непрерывного потока информации о его состоянии и тех процессов, которые обеспечивают динамическое равновесие системы или угрожают его нарушить, поэтому для осознания процессов, происходящих в образовании, для действенного управления ими необходимо непрерывное слежение за состоянием системы. Данное явление и процесс называется мониторинг.

Обобщение второе: мониторинг в образовании -это система отбора, обработки, хранения и распространения информации об образовательной системе или отдельных ее звеньях, ориентированная на информационное обеспечение управления, которая позволяет судить о состоянии объекта в любой момент времени и может обеспечить прогноз его развития и результативности.

Обобщение третье: наиболее разработанной в педагогической науке в настоящее время является проблема отбора содержания образования, а наименее изученной - управление педагогической системой на основе мониторинга эффективности профессиональной деятельности педагога.

Обобщение четвертое: результаты исследований названных выше ученых создают теоретикометодологическую базу для обоснования технологии осуществления мониторинга эффективности профессиональной деятельности преподавателя вуза посредством оценивания педагогических, социальных, экономических эффектов его деятельности.

Следующая предпосылка. Научно-педагогическому сообществу необходимо понять и принять идею о том, что вуз - это институциональный и эволюцио-

нирующий элемент цивилизованного государства, поэтому в зависимости от целей развития государства и типов экономики постоянно происходит диверсификация его модели, т.е. он развивается, что приводит к изменению типологии вузов (казенные, бюджетные, автономные, инновационные, исследовательские, федеральные и др.) и изменению их миссии. В данной связи некоторые ученые сопоставляют идею университета как идею развивающегося человека [4, с. 206-233]. Поэтому, идея вуза не может быть неизменной. Ее содержание изменяется с развитием самой культуры. Исходя из этого, представляется справедливым включение в перечень характеристик развивающегося вуза концепции инновационного и эффективного образования и научной деятельности. К тому же в настоящее время система высшего образования позиционируется как отрасль экономики, а современный вуз - как активный участник рынка образовательных и научно-исследовательских услуг и интеллектуальных разработок, рынка труда и др. Данные рынки и рыночные отношения требуют от вуза и его преподавателей инновационности и эффективности.

Далее, необходимо обратить внимание на тот факт, что возникновение проблемы оценки эффективности было предсказуемо, поскольку уже на протяжении ряда лет министерство образования и науки РФ проводит мониторинг эффективности деятельности вузов страны. Понятие «эффективный вуз», таким образом, введено в активный тезаурус Минобрнауки РФ. Насколько позволяют критерии (ЕГЭ, иностранные студенты, привлекаемые средства, учебные площади, трудоустройство выпускников и их количество, зарегистрированное на бирже труда и пр.), посредством которых регистрируется уровень эффективности того или иного вуза, можно определить эффективный вуз, как отвечающий данной системе критериев [5, с. 53-57].

Известно, что вуз (его научно-педагогический коллектив, студенты, выпускники) прямо или опосредованно воздействуют как на экономику, так и на социальную и нравственную стороны жизни общества, следовательно, его деятельность необходимо рассматривать в общем виде в трех взаимосвязанных и взаимодействующих аспектах эффективности: педагогическом, экономическом и социальном. Поэтому мы согласны с определением эффективного вуза как образовательной организации высшего образования, достигающей в результате целенаправленной деятельности, высоких положительных эффектов (педагогических, экономических, социальных и пр.) [5].

Следуя данной логике, можно предположить, что эффективность вуза складывается из многих составляющих, среди которых самая важная -это суммарный эффект деятельности научнопедагогического коллектива вуза. Результаты проведенного исследования показывают, что эффективность деятельности большей части преподавателей недопустимо низкая, и этот факт мы тоже рассматриваем как предпосылку исследования. Данный вывод сделан на основе оценки состояния готовности преподавателей к инновационно-коммерческой деятельности. Про-

278

веденный в нескольких университетах СевероКавказского федерального округа опрос с использованием специально составленных анкет показал, что более 90 % преподавателей слабо владеют нормативно-правовой базой и понятийным аппаратом, связанными с инновационнокоммерческой деятельностью. Более того, у преподавателей сформировалась отстраненная позиция по отношению к данному виду деятельности.

Преподаватели испытывают затруднения в определении целей и задач, в выборе содержания инновационно-коммерческой деятельности (97 %), в организации данной деятельности (96 %), в выборе направления деятельности (64 %), в оценке собственных потенциальных возможностей (76 %), в формулировке «бизнесидей» или «инновационных предложений» (88 %), в умении описывать, объяснять, прогнозировать свою деятельность (т.е. позиционировать себя) на рынке интеллектуальных разработок (96 %) [6, с. 144-148; 7, с. 92-93].

Авторы исследования делают вывод о том, что такое состояние объясняется, прежде всего, неподготовленностью преподавателей к тому, чтобы быть эффективными. То есть, фактором, обеспечивающим эффективность преподавателя в сфере

Литература:

1. Ожегов СМ. Толковый словарь русского языка: 80000 слов и фразеологических выражений / С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова // Российская АН; Российский фонд культуры; 2-е изд., испр. и доп. М. : АЗЪ, 1994. С. 570-571.

2. Кант И. Трактаты и письма. М. : Наука, 1980.

3. Микешина Л.А. Философия науки: Современная эпистемология. Научное знание в динамике культуры. Методология научного исследования : учеб. пособие. Гл. 5. М. : Прогресс-Традиция; МПСИ; Флинта, 2005. 464 с.

4. Долженко О. Очерки по философии образования. М., 1995. С. 206-233.

5. Харченко Л.Н. Аргументы в пользу становления модели эффективного вуза. // Известия Волгоградского государственного педагогического университета Серия «Педагогические науки» 2013. № 7 (82). С. 53-57.

6. Харченко Л.Н. Исследование готовности преподавателей вуза к осуществлению инновационной деятельности. Мир образования - образование в мире / Л.Н. Харченко, И.Е. Панова // научнометодический журнал. № 1 (37), 2010. С. 144-148.

7. Харченко Л.Н. Инновационно-коммерческая деятельность преподавателя современного вуза. Ставрополь : Ставропольсервисшкола, 2011. 228 с.

инновационно-коммерческой деятельности, является его готовность к данной работе, которая заключается в умении быстро и адекватно реагировать на изменения рынка научных и образовательных услуг и, таким образом, сокращать затраты (временные, ресурсные и пр.) на достижение целей профессиональной деятельности.

Подытоживая, можно сделать следующие выводы:

- одним из элементов эффективной модели высшего образования является высокий уровень его качества, зависящий, в первую очередь, от профессионализма научно-педагогических работников, занятых в данной сфере деятельности;

- цель мониторинга эффективности профессиональной деятельности преподавателя высшей ш колы - это управление профессиогенезом преподавателя и качеством подготовки высококвалифицированных кадров в вузе;

- эффективному вузу нужен эффективный преподаватель, который обладал бы не только умениями преподавателя, но и качествами исследователя, менеджера, маркетолога, новатора. Этим и объясняется появление не совсем привычного для преподавательской среды «контракта эффективности».

Literature:

1. Ozhegov S.I. Explanatory dictionary of Russian: 80000 words and phraseological expressions / СИ. Ожегов, Н.Ю. Шведова // Russian Academy of Science; Russian fund of culture; 2nd edit., reducted and addited. M : AZ, 1994. P. 570-571.

2. Kant I. Treatises and letters. M. : Science, 1980.

3. Mikeshina L.A. Filosofiya of science: Modern epistemology. Scientific knowledge in dynamics of culture. Methodology of scientific research : teaching aid: Chapter. 5. M. : Progress-Tradition; MPSI; Flint, 2005. P. 464.

4. Dolzhenko O. Sketches philosophy of education. M., 1995. P. 206-233.

5. Harchenko L.N. Arguments in favor of formation of model of effective higher education institution // News of Volgograd State Pedagogical University, Series «Practical Sciences» 2013. № 7 (82). P. 53-57.

6. Harchenko L.N. Research of readiness of teachers of higher education institution for implementation of innovative activity. The World of education - education in the world / L.N. Harchenko, I.E. Panova. the scientific and methodical magazine. № 1 (37), 2010. P. 144-148.

7. Harchenko L.N. Innovative and commercial activity of a teacher of modern higher education institution. Stavropol : Stavropolservisshkola, 2011. 228 p.

279

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.