Научная статья на тему 'ПРЕДПОСЫЛКИ ИССЛЕДОВАНИЯ ЭТНОНАЦИОНАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ'

ПРЕДПОСЫЛКИ ИССЛЕДОВАНИЯ ЭТНОНАЦИОНАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
36
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
этнонациональная образовательная политика / терминологический анализ / законодательное уточнение / предпосылки изучения / законодательное обоснование / ethno-national educational policy / terminological analysis / legislative clarification / prerequisites for study / legislative justification

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Р.М. Султыгова, А.А. Мальсагов, И.В. Кичева, В.В. Лезина

Предлагаемая к печати статья посвящена исследованию этнонациональной образовательной политики в современной России и изложена в нескольких ракурсах: 1) терминологического уточнения ключевых категорий, 2) законодательного обоснования, 3) выявления предпосылок изучения этого феномена. Термин «этнонациональная образовательная политика» представлен как составной и рассмотрен исходя из значений составляющих его понятий: «политика», «национальная политика», «образовательная политика». Законодательное обоснование произведено в проекции правового оснащения современной этнонациональной политики и ее воплощения в образовании. Правовая экспозиция сопровождена эмпирическим методом интервьюирования работников образования Республики Ингушетия относительно состояния данной политики. Предпосылки исследования дифференцированы как внешние (социальные, политические, культурные, финансово-экономические, технологические, научные, образовательные негативные проявления и обусловленные ими противоречия) и внутренние (историческое развитие; потребность в рефлексии, анализе, оценке состояния и динамики; интенции в преодолении слабых сторон и угроз). К их выявлению применялись PЕSТ-aнaлиз и SWOT-aнaлиз.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Р.М. Султыгова, А.А. Мальсагов, И.В. Кичева, В.В. Лезина

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PREREQUISITES FOR THE STUDY OF ETHNO-NATIONAL EDUCATIONAL POLICY IN MODERN RUSSIA

The article studies ethno-national educational policy in modern Russia and is presented from several angles: 1) terminological clarification of key categories, 2) legislative justification, 3) identification of prerequisites for studying this phenomenon. The term “ethno-national educational policy” is presented as a composite and is considered based on the meanings of its constituent concepts: “politics”, “national policy”, “educational policy”. The legislative justification is made in the projection of the legal equipment of modern ethno-national policy and its embodiment in education. The legal exposition is accompanied by an empirical method of interviewing educators of the Republic of Ingushetia regarding the state of this policy. The prerequisites of the study are differentiated as external (social, political, cultural, financial, economic, technological, scientific, educational negative manifestations and the contradictions caused by them) and internal (1) historical development, 2) the need for reflection, analysis, assessment of the state and dynamics, 3) intentions to overcome weaknesses and threats). PEST analysis and SWOT analysis are used to identify them.

Текст научной работы на тему «ПРЕДПОСЫЛКИ ИССЛЕДОВАНИЯ ЭТНОНАЦИОНАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ»

УДК 37.02

Sultygova R.M., Cand. of Sciences (Pedagogy), Senior Lecturer, Department of Pedagogy and Methods of Primary Education, Ingush State University (Magas, Russia), E-mail: romina.sultygova@mail.ru

Malsagov A.A., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Department of Pedagogy and Methods of Primary Education, Ingush State University (Magas, Russia), E-mail: malsagov@mail.ru

Kicheva I.V., Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor, Department of Literature and Pedagogical Technologies, Pyatigorsk State University (Pyatigorsk, Russia), E-mail: kitcheva@mail.ru

Lezina V.V., Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor, Leading Researcher, Department of Coordination of Research and Innovation-Project Activities in Specialty, Master's and Postgraduate Studies, Pyatigorsk State University (Pyatigorsk, Russia), E-mail: lezina07@rambler.ru

PREREQUISITES FOR THE STUDY OF ETHNO-NATIONAL EDUCATIONAL POLICY IN MODERN RUSSIA. The article studies ethno-national educational policy in modern Russia and is presented from several angles: 1) terminological clarification of key categories, 2) legislative justification, 3) identification of prerequisites for studying this phenomenon. The term "ethno-national educational policy" is presented as a composite and is considered based on the meanings of its constituent concepts: "politics", "national policy", "educational policy". The legislative justification is made in the projection of the legal equipment of modern ethno-national policy and its embodiment in education. The legal exposition is accompanied by an empirical method of interviewing educators of the Republic of Ingushetia regarding the state of this policy. The prerequisites of the study are differentiated as external (social, political, cultural, financial, economic, technological, scientific, educational negative manifestations and the contradictions caused by them) and internal (1) historical development, 2) the need for reflection, analysis, assessment of the state and dynamics, 3) intentions to overcome weaknesses and threats). PEST analysis and SWOT analysis are used to identify them.

Key words: ethno-national educational policy, terminological analysis, legislative clarification, prerequisites for study, legislative justification

Р.М. Султыгова, канд. пед. наук, ст. преп., ФГБОУ ВО «Ингушский государственный университет», г. Магас, E-mail: romina.sultygova@mail.ru

A.А. Мальсагов, канд. пед. наук, доц., ФГБОУ ВО «Ингушский государственный университет», г. Магас, E-mail: malsagov@mail.ru И.В. Кичева, д-р пед. наук, проф., ФГБОУ ВО «Пятигорский государственный университет», г. Пятигорск, E-mail: kitcheva@mail.ru

B.В. Лезина, д-р пед. наук, проф., ведущ. науч. сотр. Департамента координации научно-исследовательской и инновационно-проектной деятельности в специалитете, магистратуре и аспирантуре ФГБОУ ВО «Пятигорский государственный университет», г. Пятигорск, E-mail: lezina07@rambler.ru

ПРЕДПОСЫЛКИ ИССЛЕДОВАНИЯ ЭТНОНАЦИОНАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ

Предлагаемая к печати статья посвящена исследованию этнонациональной образовательной политики в современной России и изложена в нескольких ракурсах: 1) терминологического уточнения ключевых категорий, 2) законодательного обоснования, 3) выявления предпосылок изучения этого феномена. Термин «этнонациональная образовательная политика» представлен как составной и рассмотрен исходя из значений составляющих его понятий: «политика», «национальная политика», «образовательная политика». Законодательное обоснование произведено в проекции правового оснащения современной этнонациональной политики и ее воплощения в образовании. Правовая экспозиция сопровождена эмпирическим методом интервьюирования работников образования Республики Ингушетия относительно состояния данной политики. Предпосылки исследования дифференцированы как внешние (социальные, политические, культурные, финансово-экономические, технологические, научные, образовательные негативные проявления и обусловленные ими противоречия) и внутренние (историческое развитие; потребность в рефлексии, анализе, оценке состояния и динамики; интенции в преодолении слабых сторон и угроз). К их выявлению применялись PЕSТ-aнaлиз и SWOT-aнaлиз.

Ключевые слова: этнонациональная образовательная политика, терминологический анализ, законодательное уточнение, предпосылки изучения, законодательное обоснование

Внешне- и внутриполитические, идеологические, ментальные трансформации, характерные для России начала 2020-х гг, обусловили остроту вопроса этнонациональной образовательной политики. Учитывая стоящие в настоящее время перед Россией внешнеполитические вызовы, требующие интегративного единства входящих в состав государства народов, актуальным является исследование такой политики и обоснование ее предпосылок [1; 2; 3].

Цель статьи: обосновать предпосылки исследования этнонациональной образовательной политики в современной России.

Задачи статьи: 1) уточнить ключевые категории исследования, 2) выполнить законодательное обоснование этнонациональной образовательной политики в современной России, 3) выявить внешние и внутренние предпосылки такой политики.

Научная новизна статьи состоит в расширении границ педагогического знания о феномене этнонациональной образовательной политики в современной России.

Теоретическая значимость статьи заключается в применимости методов интервью, PЕSТ-aнaлиза, SWOT-aнaлиза к проблеме исследования, обобщении законодательных документов, касающихся национальной политики и этнонацио-нальной образовательной политики.

Представленные в статье материалы могут служить основанием для практической деятельности работников образования, студентов, магистрантов, аспирантов в национальных субъектах Российской Федерации.

Методы исследования: PЕSТ-aнaлиз, SWOT-aнaлиз, интервью.

Использующийся в данной работе терминологический аппарат предполагает его уточнение ввиду обнаруживающихся понятийных разночтений. «Политика» интерпретируется «Педагогическим энциклопедическим словарем» как сфера деятельности, связанная с осуществлением государственной власти [4]. Политика выражает правовые и моральные нормы, взгляды, национальные ценности. Соответственно, государственная политика охватывает разные направления человеческой деятельности, включая образование.

Образовательная политика тоже полинасыщена и в исследуемом нами этническом аспекте именуется в официальных документах и научно-педагогиче-

ских трудах «национальной образовательной» [5]. Вместе с тем семантическая наполненность понятия «национальный» отличается в документах «Национальная доктрина образования в Российской Федерации», «Концепция национальной образовательной политики Российской Федерации» и др. В первом документе атрибут «национальный» отождествляется с государственностью и аккумулирует гражданственность, патриотизм, мировоззрение, духовность, нравственность, здоровьесбережение, экологичность и др. [5]. Во втором документе «национальный» интерпретируется как «этнонациональный» [6]. Соглашаясь с пояснением составителей Концепции, сузим ключевую категорию нашего исследования до «этнонациональная образовательная политика». Она является частью государственной национальной политики.

О важности развития национальной политики как производной для этно-национальной свидетельствуют следующие государственные документы: Конституция Российской Федерации, Указ Президента Российской Федерации «Об обеспечении межнационального согласия», План мероприятий по реализации в 2022-2025 гг Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 г, Государственная программа Российской Федерации «Реализация государственной национальной политики», Методика оценки эффективности государственной программы Российской Федерации «Реализация государственной национальной политики», Федеральный закон «О национально-культурной автономии», Постановление СФ ФС Российской Федерации «О повышении роли субъектов Российской Федерации в решении задач социально-экономического развития страны и о реализации государственной национальной политики», Распоряжение Правительства Российской Федерации «О создании федерального государственного учреждения «Дом дружбы народов России» от 27 ноября 2019 г № 2829-р (в редакции от 16.05.2022 г), Указ Президента Российской Федерации «О создании общероссийской общественно-государственной организации «Ассамблея народов России» [5-12].

Национальная образовательная политика может быть конструктивной, деструктивной, централизованной и нецентрализованной [3]. Конструктивная национальная политика характеризуется слаженной работой структур в деле воспитания у граждан поликультурности и толерантности. Деструктивная политика черты

слаженности и эффективности не обнаруживает Централизованная политика включает систему обязательных мероприятий, которые проводятся государством в законодательстве, просвещении, создании организаций, издательской работе, проработке важных вопросов, организации полевых экспедиций и др. Нецентрализованная политика сводится к политике местных органов власти внутри национальных субъектов Российской Федерации, не имеющей силы за их пределами.

Из доклада «О национальной политике в Российской Федерации» председателя Комитета Государственной Думы Российской Федерации по делам национальностей Г Семигина 16 июня 2023 г следует, что сегодняшняя национальная политика обнаруживает дефицит конструктивности и централизации. По словам Г. Семигина, смещаются на задние позиции политического процесса вопросы координации национальной политики в федеральной и национально-региональной структурах, ощущается недостаточная поддержка государством общественных объединений, занимающихся национальными вопросами. По утверждению Г Семигина, западные страны вложили 175 млн долларов в расшатывание межнациональных отношений, 200 млн долларов - в спекуляции и провокации. Председатель обратил внимание на важность в регулировании национальной политики образования, фильмов, учебников, методик, подготовки учителей, языка [7]. Названные аспекты составляют суть этнонациональной образовательной политики.

Она документально оформлена в ряде основополагающих документов. В частности, ее принципы вынесены в начальную позицию Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» в редакции от 17.02.2023 г [12].

Концепция национальной образовательной политики Российской Федерации [8] очерчивает принципы, цель, задачи, приоритетные направления, проблемы государственной образовательной политики. Последние касаются обеспечения устойчивости российского разнохарактерного полиэтнического общества, его сплочения в согражданство. Решение этой проблемы с позиции составителей документа состоит в организации учреждений, реализующих общеобразовательные программы с этнокультурным национально-региональным компонентом. В Концепции анализируется компонентная модель организации содержания образования (федеральный, региональный компоненты, компонент образовательного учреждения), допустившая развитие негативных центробежных процессов, отсутствие регионального баланса интересов. В числе приоритетных направлений национальной образовательной политики - осуществление социально-педагогической поддержки детей, пострадавших от военных и других конфликтов на Северном Кавказе. Называются условия для повышения качества образования с учетом этнонационального фактора.

Национальная доктрина образования ратует за распространение и развитие национальной культуры, гармонизации национальных и этнокультурных отношений, сохранение и поддержку этносов, их самобытность, сохранение языков и культур [4].

Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» характеризует цели и приоритеты государственной политики в реализации Программы, включая требования к политике субъектов Российской Федерации в сфере образования, а также способы решения задач обеспечения национальной безопасности страны в сфере образования [7].

Национальный проект «Образование» ставит целью воспитание личности, основанное на духовно-нравственных ценностях народов Российской Федерации, их традиций [5].

Федеральный закон «О переходе на ООП» выделяет в качестве одного из ключевых направлений развития образования формирование единого образовательного пространства. Закон предписывает создание вариантов федерального учебного плана с учетом возможности изучения родного языка / литературного чтения и родной литературы на родном языке. Предусматривается возможность перераспределения времени в пользу изучения родных языков [11].

Стратегия развития воспитания, следуя за указаниями Президента Российской Федерации В.В. Путина, ориентирует образование на воспитание в ребенке любви к большой и малой родине, общенациональной и этнической идентичности, уважения к культуре и традициям, а также соответствие развития личности ребенка национальному идеалу. Воспитание в духе национальных традиций выделено в качестве одного из приоритетов государственной политики. Отдельной строкой прописано приобщение к культурному наследию, сохранение и поддержание этнокультурных традиций [10].

Концепция развития дополнительного образования детей нацелена на воспитание у обучающихся поликультурности, толерантности к инаковости, бережного отношения к культурному достоянию других народов [8].

Анализ этнонациональной политики в федеральных документах свидетельствует о ее значимости и имеющихся проблемах. Ранее мы неоднократно выступали на страницах педагогической печати с критикой учебников по дисциплине «Основы религиозных культур и светской этики», разрабатываемых в соответствии с этнокультурными запросами национальных субъектов Российской Федерации. Несмотря на экспертизу таких учебников, выполняемую методическими объединениями при Межведомственном координационном совете и уполномоченных органах государственной власти субъектов Российской Федерации при участии федерального органа исполнительной власти, исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, качество современных учебников отстает от требуемого федеральными государствен-

ными образовательными стандартами. Так, качественно выполненный учебник Д.И. Латышиной и М.Ф. Муртазина «Основы исламской культуры для 4-5 классов» [2] издан небольшим тиражем. Его восполняют издания с серьезными недостатками. Образовательные организации Республики Ингушетия реализуют издания на ингушском языке без комментариев на государственном русском языке, что делает невозможным проведение качественной экспертизы и использование ингушских учебников в других субъектах Российской Федерации. Следствием этого является примитивное содержание учебников, избыточное внимание к обрядовой стороне религии в ущерб ее духовно-нравственному содержанию. Критика таких учебников научно-педагогическими работниками, в том числе с трибуны Государственной Думы Республики Ингушетия, вызывает ожесточенное противодействие со стороны местного духовенства и издателей. Таким образом, игнорируется требование Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» о контроле качества учебной литературы (в ст. 93, 94, 95) [12], а учебники по основам религии не выполняют целеполагающей функции развития духовно-нравственной культуры школьников. Проанализированные нами учебники по основам мусульманской культуры отражают разную степень их качества и духовно-нравственной наполненности. Полагаем, что целесообразен диалог с их составителями и рецензентами, где представители духовенства выступали бы в роли профессиональных экспертов. Позитивна инициатива выступающих на страницах научно-педагогических журналов специалистов в этой области касательно создания научно-публицистического журнала по преподаванию учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики». Такой журнал объединил бы исследователей, практиков, представителей религиозных конфессий в общем стремлении к совершенствованию преподавания дисциплины, повышению уровня учебников по основам религии. Необходимо заполнить брешь в справочниках и методических пособиях по написанию таких учебников. Полезно сотрудничество высшей школы и религиозного сообщества по изданию учебной литературы для школьников.

Беседа с Мальсаговой Марьям Хаматхановной, кандидатом педагогических наук, учителем ООШ № 3 сельского поселения Троицкое (Республика Ингушетия) выявила проблемы общего образования в сельских школах: недостаток и устаревание технических средств, отсутствие в образовательных организациях старого типа спортивных и актовых залов, высокая наполняемость классов начальной общей школы, острый вопрос с горячим питанием в 5-9 классах. Эта информация характерна и для школ советского образца в г. Магасе, что следует из слов Гайтукиева Мусы Адамовича, кандидата педагогических наук, доцента кафедры физкультуры ФГБОУ ВО «Ингушский государственный университет». В ряде школ наполняемость 1-4 классов превышает 40 человек. Из этого следует невысокое качество образования.

Остро стоит вопрос воспитания детей мигрантов (Пригородный район Республики Ингушетия). Из опыта работы Султыговой Ромины Магометовны следует, что семьи переселенцев из Республики Южная Осетия демонстрируют потребительское отношение к школе и педагогическому персоналу, отсутствие культуры общения вследствие размытой и невосполненной системы ценностей выросшим поколением 1990-х годов. Проблема высшей школы, по словам Султыговой Марифы Магометовны, доктора филологических наук, профессора, заведующей кафедрой педагогики и методики начального образования ФГБОУ ВО «Ингушский государственный университет» заключается в недостаточном наборе абитуриентов в вузы национальных субъектов Российской Федерации из-за оттока учащейся молодежи в вузы страны. Причиной этого является низкая заработная плата дипломированных специалистов в национальных республиках и объективное стремление юношей и девушек к благосостоянию посредством получения высшего образования с последующим трудоустройством. Педагоги высшей школы констатируют низкую посещаемость обучающихся старших курсов специалитета и магистратуры. У ряда студентов отсутствует мотивация учения. Из опыта работы в сфере дополнительного образования кандидата педагогических наук, доцента, директора плавательного бассейна № 2 ФГБОУ ВО «Ингушский государственный университет» Мальсагова Амирхана Алихановича следует факт недостаточного финансирования инвентаря и мероприятий в организациях физкультуры и спорта. Интервьюируемый также констатирует, что существующие программы дополнительного образования для взрослых не реализуются. Следствием этого является проблема с трудоустройством граждан предпенсионного и пенсионного возраста, потеря производительного пласта работоспособных людских ресурсов. Зафиксированное в результате представленного эмпирического исследования зримое количество проблем в организациях образования Республики Ингушетия приводит к выводу о целесообразности их сравнения с национально-региональными системами образования в других субъектах Российской Федерации и возведения в ранг этнонациональных образовательно-политических.

Разработка содержания этнонационального образования осуществлялась З.Б. Абдуллаевой, П.Р Атутовым, А.Ю. Белогуровым, А.В. Беляевым, С.Г Вани-евой, И.В. Волкодавом, Л.П. Гадзаовой, Л.А. Гаппоевой, С.А. Гулиевой, Ю.С. Давыдовым, А.С. Кантемировой, З.К. Каргиевой, Т.П. Монако, И.В. Огарковой, Р.Б. Сабаткоевым, С.К. Семениной, Н.Х. Сопоевой, Х.Г. Тхагапсоевым, Л.А. Хара-евой, Ф.В. Хугаевой, С.З. Хутинаевой, С.Р. Чеджемовым и др. Названными исследователями накоплен весомый ресурс, позволяющий осмыслить интересующую нас проблему. Вслед за М.Н. Скаткиным мы полагаем, что причиной изменения

Таблица 1

РЕБТ-анализ факторов, влияющих на этнонациональную образовательную политику в современной России

Coциaльные фвктйры Пoлитичecкиe фактoры

Способствующие развитию этнонациональной образовательной политики

- выделение этнонациональной образовательной политики в качестве приоритета социокультурного развития республиканского общества; - предотвращение ксенофобии, формирование поликультурности и толерантности - укрепление российской государственности; - развитие национальной политики Российской Федерации по модели интегрирования этнического и надэтнического в поликультурном государстве; - приверженность населения национальных субъектов Российской Федерации принципам культурной идентификации и общероссийской гражданственности

Препятствующие развитию этнонациональной образовательной политики

- недостаточная структурная согласованность федеральной и региональной политики - подмена научных построений внешнеполитическими спекуляциями и провокациями; - наличие этнократических тенденций, политизация этнических групп, этнизация государственного управления

Правовые факторыы Культурные факторы

Способствующие развитию этнонациональной образовательной политики

- законодательное закрепление национально-региональных прав обучающихся - поликультурное пространство Российской Федерации; - экзистенциальное, традиционно-культурное бытие российских этносов; - этнопедагогическая культура учителя

Препятствующие развитию этнонациональной образовательной политики

нет - этнокультурный изоляционизм, нетерпимость к инаковости

Финансово-экономические факторы Технологические факторы1

Способствующие развитию этнонациональной образовательной политики

- бюджетное финансирование образовательных организаций - информатизация научно-исследовательских организаций и образования; - инновационный процесс

Препятствующие развитию этнонациональной образовательной политики

- недостаточное финансирование организаций образования; - низкая оплата труда педагогических работников - устаревание материально-технической базы во многих образовательных организациях; - недостаточная информационная компетентность педагогических кадров; - косность руководства

Научные факторы Образовательные факторы

Способствующие развитию этнонациональной образовательной политики

- новые стратегии научного поиска, появляющиеся в синергии национально-образовательных систем [1]; - активные этнопедагогические и региональные исследования - реализация национально-регионального компонента образования; - наличие у национальных субъектов Российской Федерации собственных стратегий развития регионального образования

Препятствующие развитию этнонациональной образовательной политики

- пристрастная интерпретация и излишняя тенденциозность национального компонента - отставание национально-региональных управленческих систем от федеральных; - недостаточно эффективная практика переподготовки и повышения квалификации педагогических работников в области этнонациональной образовательной политики

маршрута этнонациональной образовательной политики является противоречие, когда ее действующая модель устаревает и не соответствует задачам дальнейшего поступательного развития. Обнаруживается другая стратегия, адекватная ситуации и формирующая перспективу для последующего развития [10]. Названные предпосылки исследования могут быть отнесены к внешним и внутренним. Степень их влияния на этнонациональную образовательную политику отражена в виде PЕSТ-aнaлиза, представленного в табл. 1.

Таблица 2

SWOT-АНАЛИЗ развития этнонациональной образовательной политики на современном этапе

Из данных табл. 1. следует, что все факторы (кроме правового) содержат способствующие и препятствующие развитию этнонациональной образовательной политики проявления. Последние являются причиной развития противоречий, отягчающих динамику развития этнонациональной образовательной политики. Нивелирование препятствующих развитию этнонациональной образовательной политики негативных проявлений и обусловленных ими противоречий оптимизирует ее развитие. По этой причине мы определили внешние предпосылки, к которы отнесли социальные, политические, культурные, финансово-экономические, технологические, научные, образовательные. К внутренней предпосылке исследования современной этнонациональной образовательной политики мы отнесли историко-рефлексивную, в основе которой - диахронический системно-морфологический анализ. Он простирается в становление такой политики в имперский дооктябрьский период с последующим развитием в советский и постсоветский периоды. Историографический обзор этих периодов уместно изучать вкупе с национально-региональными образовательными особенностями. Такой анализ простирается в поле эволюционного подхода к изучению такой политики. Для осознания внутренних предпосылок важно понимание возможностей и угроз, сильных и слабых сторон этнонациональной образовательной политики, что отражено в выполненном нами SWOT-анализе ее развития на современном этапе (см. табл. 2).

Из данных табл. следует наличие сильных и слабых сторон, возможностей и угроз этнонациональной образовательной политики. Намерение преодоления слабых сторон и угроз составляет еще одну внутреннюю предпосылку исследования нашей проблемы.

Итак, выделенные нами предпосылки исследования этнонациональной образовательной политики включают внешние и внутренние. Первые классифицированы нами как социальные, политические, культурные, финансово-экономические, технологические, научные, образовательные негативные проявления и обусловленные ими противоречия. Внутренние предпосылки объединяют 1) историческое развитие такой политики, сформировавшее основу для ее современного проявления, 2) необходимость ее рефлексии, науковедческого анализа, оценки современного состояния и динамики, 3) намерение преодоления слабых сторон и угроз.

Возможности Сильные стороны

- кооперирование с организациями образования, науки, культуры; - информационное взаимодействие с федеральными и республиканскими органами государственной власти в области образования; - исследовательский потенциал и творческий ресурс в организациях образования и научно-исследовательских институтах; - симбиоз этнопедагогики и этнонациональ-ного образования - инновационная и проектная деятельность образовательных организаций; - наличие экспериментальных площадок; - опыт этнопедагогической деятельности в образовательных организациях

Угрозы Слабые стороны

- дефицит методолого-исследовательской культуры у педагогов-практиков; - отток квалифицированных специалистов из школы из-за низкой заработной платы, снизившийся статус педагога; - недостаток финансовой поддержки - отсутствие системного мониторинга в области этнона-циональной образовательной политики; - недостаточная компетентность педагогов в этой области

Библиографический список

1. Кичева И.В., Асанова Е.Н., Свинторжицкая И.А. Методологические аспекты формирования социокультурной компетентности. Материалы XII Международной научно-практической конференции. Пятигорск: ПГУ: 204-207.

2. Латышина Д.И. Основы исламской культуры. 4-5 классы: учебное пособие для образовательных учреждений. Москва: Просвещение, 2010.

3. Лезина В.В. Историко-педагогическая ретроспектива национально-языковой образовательной политики в поликультурном обществе Северного Кавказа: монография. Пятигорск: ПГУ, 2019.

4. Педагогический энциклопедический словарь. Москва: Научное издательство «Большая российская энциклопедия», 2002.

5. О Концепции национальной образовательной политики Российской Федерации. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 3 августа 2006 г № 201. Available at: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/90016/

6. Национальная доктрина образования. Постановление Правительства Российской Федерации от 4 октября 2000 г № 751. Available at: https://gart62.npi-tu.ru/assets/ АЫ123/1.%20Национальная%20до1ктрина%20образования%20Российской%20Федерации%20до%202025%20года^

7. Национальный проект «Образование». Указ Президента Российской Федерации Путина В.В. от 7 мая 2018 г № 204. Available at: https://strategy24.ru/rf/education/ projects/natsionalnyy-proekt-obrazovanie

8. Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие образования». Постановление Правительства Российской Федерации от 26.12.2017. № 1642 (редакция от 27.02.2023). Available at: https://base.garant.ru/71848426/

9. Об утверждении Концепции развития дополнительного образования детей. Распоряжение правительства Российской Федерации от 031.03.2022. № 678-Р Available at: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/403709682/

10. Стратегия развития воспитания. Утверждена Распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 № 996-р. Available at: http://static.government.ru/ media/files/f5Z8H9tgUK5Y9qtJ0tEFnyHlBitwN4gB.pdf

11. О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» и статью Федерального Закона «Об обязательных требованиях в Российской Федерации». Федеральный закон «от 14.09. 2022 от 24 сентября 2022 № 371 - ФЗ. Available at: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202209240008

12. Об образовании в Российской Федерации. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273. Available at: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/

References

1. Kicheva I.V., Asanova E.N., Svintorzhickaya I.A. Metodologicheskie aspekty formirovaniya sociokul'turnoj kompetentnosti. Materialy XII Mezhdunarodnojnauchno-prakticheskoj konferencii. Pyatigorsk: PGU: 204-207.

2. Latyshina D.I. Osnovy islamskojkultury. 4-5 klassy: uchebnoe posobie dlya obrazovatel'nyh uchrezhdenij. Moskva: Prosveschenie, 2010.

3. Lezina V.V. Istoriko-pedagogicheskaya retrospektiva nacional'no-yazykovoj obrazovatel'noj politiki v polikul'turnom obschestve Severnogo Kavkaza: monografiya. Pyatigorsk: PGU, 2019.

4. Pedagogicheskij 'enciklopedicheskij slovar'. Moskva: Nauchnoe izdatel'stvo «Bol'shaya rossijskaya 'enciklopediya», 2002.

5. O Koncepcii nacional'noj obrazovatel'noj politiki Rossijskoj Federacii. Prikaz Ministerstva obrazovaniya i nauki Rossijskoj Federacii ot 3 avgusta 2006 g. № 201. Available at: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/90016/

6. Nacional'naya dokirina obrazovaniya. Postanovlenie Pravitel'stva Rossijskoj Federacii ot 4 oktyabrya 2000 g. № 751. Available at: https://gart62.npi-tu.ru/assets/files/123/l%20 Nacional'naya%20doktrina%20obrazovaniya%20Rossijskoj%20Federacii%20do%202025%20goda.pdf

7. Nacional'nyj proekt «Obrazovanie». Ukaz Prezidenta Rossijskoj Federacii Putina V.V. ot 7 maya 2018 g. № 204. Available at: https://strategy24.ru/rf/education/projects/ natsionalnyy-proekt-obrazovanie

8. Ob utverzhdenii gosudarstvennoj programmy Rossijskoj Federacii «Razvitie obrazovaniya». Postanovlenie Pravitel'stva Rossijskoj Federacii ot 26.12.2017. № 1642 (redakciya ot 27.02.2023). Available at: https://base.garant.ru/71848426/

9. Ob utverzhdenii Koncepcii razvitiya dopolnitel'nogo obrazovaniya detej. Rasporyazhenie pravitel'stva Rossijskoj Federacii ot 031.03.2022. № 678-R. Available at: https://www. garant.ru/products/ipo/prime/doc/403709682/

10. Strategiya razvitiya vospitaniya. Utverzhdena Rasporyazheniem Pravitel'stva Rossijskoj Federacii ot 29 maya 2015 № 996-r. Available at: http://static.government.ru/media/files/ f5Z8H9tgUK5Y9qtJ0tEFnyHlBitwN4gB.pdf

11. O vnesenii izmenenij v Federal'nyj zakon «Ob obrazovanii v Rossijskoj Federacii» i stat'yu Federal'nogo Zakona «Ob obyazatel'nyh trebovaniyah v Rossijskoj Federacii». Federal'nyj zakon «ot 14.09. 2022 ot 24 sentyabrya 2022 № 371 - FZ. Available at: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202209240008

12. Ob obrazovanii v Rossijskoj Federacii. Federal'nyj zakon ot 29.12.2012 № 273. Available at: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/

Статья поступила в редакцию 27.07.23

УДК 378

Knyazkov G.A., postgraduate, Nevinnomyssk State Humanitarian and Technical Institute (Nevinnomyssk, Russia), E-mail: g.knyazkov@inbox.ru Filimonyuk L.A., Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor, North Caucasus Federal University (Stavropol, Russia); Nevinnomyssk State Humanitarian and Technical Institute (Nevinnomyssk, Russia), E-mail: filimonuk.l@mail.ru

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Kharchenko G.I., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Nevinnomyssk State Humanitarian and Technical Institute (Nevinnomyssk, Russia), E-mail: 14101956@rambler.ru

DESIGNING THE EDUCATIONAL ENVIRONMENT OF NON-FORMAL PROFESSIONAL AND PEDAGOGICAL EDUCATION. The non-formal pedagogical education educational environment designing key aspects are studied. To do this, the essence of the "informal education" and "formal education" concepts is revealed at the article's beginning. The environment in which informal professional and pedagogical education is carried out main features are considered. The most significant characteristics of this environment are investigated, which should be taken into account in the course of its design. The main factors that should be taken into account during such environment development are given. The non-formal pedagogical education pedagogical potential is demonstrated, which must necessarily be taken into account when designing an appropriate educational environment. Consideration of the educational environment design is carried out in connection with the leading trends in the Russian society development.

Key words: professional and pedagogical education, design of educational environment, formal education, non-formal education, independent educational activity

Г.А. Князьков, аспирант, ГАОУ ВО «Невинномысский государственный гуманитарно-технический институт», г. Невинномысск, E-mail: g.knyazkov@inbox.ru

Л.А. Филимонюк, д-р пед. наук, доц., проф., ФГАОУ ВО «Северо-Кавказский федеральный университет», г. Ставрополь,

ГАОУ ВО «Нееинномысский государственный гуманитарно-технический институт», г. Нееинномысск, E-mail: filimonuk.l@mail.ru

Г.И. Харченко, канд. пед. наук, доц., ГАОУ ВО «Невинномысский государственный гуманитарно-технический институт», г. Невинномысск,

E-mail: 14101956@rambler.ru

ПРОЕКТИРОВАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ НЕФОРМАЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Изучены ключевые аспекты процесса проектирования образовательной среды неформального профессионально-педагогического образования. Для этого в начале статьи раскрывается суть понятий «неформальное образование» и «формальное образование». Далее рассматриваются основные особенности среды, в которой осуществляется неформальное профессионально-педагогическое образование. Затем исследуются наиболее существенные

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.