Научная статья на тему 'Методология исследования национально региональной образовательной среды как фактора инновационного развития организаций начального общего образования'

Методология исследования национально региональной образовательной среды как фактора инновационного развития организаций начального общего образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
41
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
методология / национально-региональная образовательная среда / инновационное развитие / организации начального общего образования / философский / общенаучный / конкретно-научный (педагогический) уровни / теория регионализации образования / кон цепция развития региональных образовательных систем / системный / инновационный / региональный подходы / факторы инновационного развития / methodology / national-regional educational environment / innovation development / organization of primary general education / philosophical / general scientific / specific-scientific (pedagogical) levels / theory of regionalization of education / concept of development of regional educational systems / systemic / innovative / regional approaches / factors of innovation development

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Л.М. Султыгова

В предлагаемой статье описывается методология исследования национально-региональной образовательной среды как фактора инновационного раз вития организаций начального общего образования. Методология рассмотрена на философском, общенаучном и конкретно-научном (педагогическом) уровнях. На философском уровне ее основу составляют диалектический материализм, экзистенциализм, феноменологическое направление, принцип ло гики. На общенаучном уровне исследованию релевантны системный и инновационный подходы. На конкретно-научном уровне исследование базируется на теории регионализации образования, концепции развития региональных образовательных систем, региональном подходе, концептуальных положениях и авторских идеях авторитетных ученых. Названы факторы инновационного развития организаций начального общего образования в национально-регио нальной среде.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

METHODOLOGY OF RESEARCH OF NATIONAL AND REGIONAL EDUCATIONAL ENVIRONMENT AS A FACTOR OF INNOVATIVE DEVELOPMENT OF PRIMARY GENERAL EDUCATION ORGANIZATIONS

The paper describes methodology of researching the national-regional educational environment as a factor in the innovative development of primary general education organizations. The methodology is considered at philosophical, general scientific and specific-scientific (pedagogical) levels. At the philosophical level, it is based on dialectical materialism, existentialism, phenomenological direction, principle of logic. At the general scientific level, systematic and innovative approaches are relevant to the research. At the specific-scientific level, the study is based on the theory of regionalization of education, the concept of the development of regional educational systems, the regional approach, conceptual positions and author’s ideas of reputable scientists. Factors of innovative development of primary general education organizations in the national-regional environment are named.

Текст научной работы на тему «Методология исследования национально региональной образовательной среды как фактора инновационного развития организаций начального общего образования»

Group 4

(Role 4)

of the Syrian opposition which had been registered has registered has not confirmed

Group 6 Group 6

(Role 5) (Role 6)

Russian party violations of the

Turkish party Joint Agreement

Russia-Turkey Commission cases of ceasefire by the Turkish party ceasefire violations

Разбив на группы специализированные ситуативные лексемы в зависимости от наделения ролевыми функциями участников-коммуникантов, необходимо организовать так называемое «первоначальное знакомство» в диалоговых взаимодействиях между ролями с самостоятельным проектированием ими (например, методом мозгового штурма) профессиональной ситуации действительности в речевых функциональных взаимодействиях, постепенно переводя диалог в полилог

Такой ролевой порядок при диалогическом, а после и полилогическом (дискуссионном) предъявлении лексем, а также ситуативных грамматических

Библиографический список

конструкциях обусловливается требованиями к компетенциям военного переводчика, раскрывающимся в контексте развития способностей к иноязычной коммуникации действовать в непредвиденных и требующих быстрого реагирования обстоятельствах уже на начальном этапе профессиональной подготовки (рис. 1).

Введение в контекстную иноязычную военно-специализированную коммуникацию и последующая языковая тренировка на основе полилога в различных режимных условиях дает возможность будущему военному переводчику уже на начальных этапах овладения узкоспециализированной лексикой видеть результаты своего совершенствования и возрастающей компетентности, предусматривающей также и параллельное формирование таких профессионально важных и необходимых качеств, как оптимальный уровень личностной и ситуативной тревожности, нервно-психическая и эмоциональная устойчивость, собранность, высокая концентрация и т.п.

1.

Шевченко М.А., Митчелл П.Д., Загайнов С.С. Компетентностный подход в обучении иноязычному военному дискурсу. Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2017; № 3 (167): 49 - 56.

Тихонова Е.В., Белов Д.Н. Профессиональная компетентность военного переводчика (на материале китайского языка). Молодой ученый. 2015; № 14: 525 - 528. Банман П.П. Военный переводчик: требования и компетенции. Вестник Пермского национального исследовательского политехнического университета. Проблемы языкознания и педагогики. 2015; № 2 (12): 106 - 112.

Поршнева Е.Р, Зиновьева И.Ю. Подготовка профессиональных переводчиков в свете нового государственного стандарта. Высшее образование в России. 2011; № 3: 63 - 69.

Шевченко М.А., Игнатов А.А., Гураль С.К. Роль профессионального подъязыка в обучении военному переводу. Язык и культура. 2015; № 4 (32): 164 - 172.

Bulletin of the Russian Centre for reconciliation of opposing sides in the Syrian Arab Republic. 2017. Available at: http://syria.mil.ru/en/index/syria/reconciliation_

bulletin.htm

References

1. Shevchenko M.A., Mitchell P.D., Zagajnov S.S. Kompetentnostnyj podhod v obuchenii inoyazychnomu voennomu diskursu. Vestnik Tambovskogo universiteta. Seriya: Gumanitarnye nauki. 2017; № 3 (167): 49 - 56.

2. Tihonova E.V., Belov D.N. Professional'naya kompetentnost' voennogo perevodchika (na materiale kitajskogo yazyka). Molodojuchenyj. 2015; № 14: 525 - 528.

3. Banman P.P. Voennyj perevodchik: trebovaniya i kompetencii. Vestnik Permskogo nacional'nogo issledovatel'skogo politehnicheskogo universiteta. Problemy yazykoznaniya i pedagogiki. 2015; № 2 (12): 106 - 112.

4. Porshneva E.R., Zinov'eva I.Yu. Podgotovka professional'nyh perevodchikov v svete novogo gosudarstvennogo standarta. Vysshee obrazovanie v Rossii. 2011; № 3: 63 - 69.

5. Shevchenko M.A., Ignatov A.A., Gural' S.K. Rol' professional'nogo pod'yazyka v obuchenii voennomu perevodu. Yazyk i kul'tura. 2015; № 4 (32): 164 - 172.

6. Bulletin of the Russian Centre for reconciliation of opposing sides in the Syrian Arab Republic. 2017. Available at: http://syria.mil.ru/en/index/syria/reconciliation_bulletin.htm

Статья поступила в редакцию 20.06.20

УДК 378

Sultygova L.M., postgraduate, Department of Pedagogy and Methods of Primary Education, Ingush State University (Magas, Russia),

E-mail: lezina07@rambler.ru

METHODOLOGY OF RESEARCH OF NATIONAL AND REGIONAL EDUCATIONAL ENVIRONMENT AS A FACTOR OF INNOVATIVE DEVELOPMENT OF PRIMARY GENERAL EDUCATION ORGANIZATIONS. The paper describes methodology of researching the national-regional educational environment as a factor in the innovative development of primary general education organizations. The methodology is considered at philosophical, general scientific and specific-scientific (pedagogical) levels. At the philosophical level, it is based on dialectical materialism, existentialism, phenomenological direction, principle of logic. At the general scientific level, systematic and innovative approaches are relevant to the research. At the specific-scientific level, the study is based on the theory of regionalization of education, the concept of the development of regional educational systems, the regional approach, conceptual positions and author's ideas of reputable scientists. Factors of innovative development of primary general education organizations in the national-regional environment are named.

Key words: methodology, national-regional educational environment, innovation development, organization of primary general education, philosophical, general scientific, specific-scientific (pedagogical) levels, theory of regionalization of education, concept of development of regional educational systems, systemic, innovative, regional approaches, factors of innovation development.

Л.М. Султыгова, аспирант, ФГБОУ ВО «Ингушский государственный университет», г. Манас, Е-mail: lezina07@rambler.ru

методология исследования национально-региональной образовательной среды как фактора инновационного развития организаций начального общего образования

В предлагаемой статье описывается методология исследования национально-региональной образовательной среды как фактора инновационного развития организаций начального общего образования. Методология рассмотрена на философском, общенаучном и конкретно-научном (педагогическом) уровнях. На философском уровне ее основу составляют диалектический материализм, экзистенциализм, феноменологическое направление, принцип логики. На общенаучном уровне исследованию релевантны системный и инновационный подходы. На конкретно-научном уровне исследование базируется на теории регионализации образования, концепции развития региональных образовательных систем, региональном подходе, концептуальных положениях и авторских идеях авторитетных ученых. Названы факторы инновационного развития организаций начального общего образования в национально-региональной среде.

Ключевые слова: методология, национально-региональная образовательная среда, инновационное развитие, организации начального общего образования, философский, общенаучный, конкретно-научный (педагогический) уровни, теория регионализации образования, концепция развития региональных образовательных систем, системный, инновационный, региональный подходы, факторы инновационного развития.

Приступая к обоснованию методологии исследования национально-региональной образовательной среды как фактора инновационного развития организаций начального общего образования, конкретизируем понятие «методология» [1 - 10].

В интерпретации В.И. Загвязинского [3, с. 21] данный термин толкуется как 1) учение о методах исследования и преобразования действительности, 2) учение об исходных положениях, принципах, способах познания, объяснительных схемах познавательного поиска и практического преобразования действительности. Тем самым обеспечивается конструктивная функция методологии (приращение теоретических знаний), выделяемая Т. Г Лешкевич [8, с. 109].

Соглашаемся c Е.В. Бондаревской [1, с. 25] в том, что для современного исследователя ценность представляет практико-ориентированная методология. Она предлагает научно-педагогическому сообществу методы и средства оценки, анализа, рефлексии педагогических феноменов. С помощью такого методологического арсенала национально-региональная образовательная среда национальных субъектов Российской Федерации изучается под углом ее особенностей, оценки инновационной деятельности организаций начального общего образования. Системный подход проецируется на моделирование и экспериментальную верификацию педагогических условий названной среды.

Обосновав системный подход к исследованию в качестве приоритетного, последующий методологический инструментарий мы рассмотрели на четырех уровнях, выделенных В.В. Краевским [7, с. 111] и И.А. Зимней [4, с. 103]: философском, общенаучном, конкретно-научном, методическом (технологическом). В качестве философской основы мы выделили диалектический материализм, экзистенциализм и феноменологическое направление.

Ранее упомянутой диалектической базой материализма (К. Маркс, Ф. Энгельс, В.И. Ленин и др.) являются законы единства и борьбы противоположностей, перехода количественных изменений в качественные, отрицание отрицания [13, с. 201].

Экзистенциалисты (Н.А. Бердяев, Л.И. Шестов, М. Хайдеггер, К. Ясперс, Ж. Сартр, А. Камю, Э. Брейзах, П. Тиллих и др.) утверждают, что человек должен творить себя сам, внося новации в свое образование. Центральным тезисом экзистенциалистов является изречение Ж. Сартра: «Человек есть не что иное, каким он делает себя» [8, c. 91].

Феноменологическая школа уделяет большое внимание развитию интеллекта и адаптации обучающихся в мире труда. В этой связи инновационная деятельность выступает ведущей, оптимизирующей процесс обучения.

Инновационный подход выделен нами на общенаучном уровне исследования. С социокультурной точки зрения инноватика представляет собой область научного знания о закономерностях возникновения и развития инноваций субъектов социально-культурной деятельности в организациях образования и культуры при динамическом и диалектическом взаимодействии в инновационной системе старого, современного и нового [6, с. 73]. В фокусе инновационного подхода - инновационный потенциал организаций начального общего образования в национально-региональной образовательной среде на материале Республики Ингушетия. Под инновационным потенциалом мы понимаем совокупность национально-региональных ресурсов (инновационная инфраструктура, организационная стратегия развития, финансовые возможности, инновационная компетентность педагогов и др.), необходимых для осуществления инновационной образовательной деятельности. Инновационный потенциал отражает ресурсную и результативную составляющие инновационной деятельности организаций начального общего образования.

Применительно к таким организациям возможны разные виды выделенных ГМ. Коджаспировой и А.Ю. Коджасировым [5, с. 102] нововведений: по источнику возникновения (внешние, внутренние), по объекту изменения (технологические, ресурсные, продуктные), по видам деятельности (управленческие, педагогические), по характеру вносимых изменений (радикальные, модифицирующие, комбинаторные), по масштабу изменений (модульные, локальные, системные), по масштабу использования (диффузные, единичные).

Национально-региональные условия детерминируют характер социализации и, соответственно, особенности территориального образования. К примеру, географические особенности региона влияют на его экономику, урбанизацию, демографию, культуру. Климат определяет здоровье, ментальность, картину мира человека. Экономика устанавливает его финансовую самостоятельность и стабильность. Демография обусловливает национальный состав населения, типы семей (по численности членов, наличию детей и др.). Историческая и культурологическая региональная специфика проявляется в речи, стиле жизни, обычаях, традициях, воспитании, обучении, народных играх, фольклоре. Названные национально-региональные условия в их совокупности определяют развитие детей начального школьного возраста.

Для реализации этих условий необходима национально-региональная стратегия инновационного развития названных организаций. Она разрабатывается Правительством национального субъекта образования, Министерством образования и науки, органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов, организациями начального общего образования, педагогами, заказчиками образовательных услуг. Все синхронизируется на управленческом, коллективном, индивидуальном уровнях.

Стратегия реализации инновационной образовательной политики организациями начального общего образования разрабатывается на региональном уровне управления образованием, располагающим информацией о культурно-образовательной специфике территориального образования и обладающим определенной управленческой самостоятельностью. Разрабатываемая стратегия обеспечивает единство федерального образовательного пространства. Осуществляется связь федеральной программы развития образования с национально-региональными и муниципальными программами. Последние учитывают уровень социально-экономического и культурного развития республики, специфику национальной образовательной системы. Названная стратегия включает ключевые идеи по инновационной деятельности в территориальном образовании.

Инновационный подход, получивший широкое распространение в педагогике, воплощен на конкретно-научном уровне методологии нашего исследования в разработанных В.А. Сластениным [10, с. 54] законах реализации инновационных процессов в образовании: необратимой дестабилизации педагогической инновационной среды, финальной реализации инновационного процесса, стереоти-пизации педагогических инноваций, цикловой повторяемости и возвращаемости педагогических инноваций. Они в полной мере применимы к инновационному развитию организаций начального общего образования национальных субъектов Российской Федерации. В частности, закон необратимой дестабилизации педагогической инновационной среды состоит в том, что осуществление инновационного процесса меняет социально-педагогическую среду. Реализация новшества приводит к формированию у участников образовательного процесса отличных взглядов и ценностных установок на объект инновационной деятельности. Степень существенности новшества определяет степень его дестабилизации. Закон финальной реализации инновационного процесса заключается в итоговом воплощении новшества в практику. Значимость новшества может проявиться не сразу, а через время. Закон стереотипизации педагогических инноваций означает их обращение в стереотипы по истечении определенного промежутка времени. В последующем такие стереотипы мешают созданию и внедрению других нововведений. Закон цикловой повторяемости состоит в воспроизведении новшества в других ситуациях. В этих случаях новшество уже не воспринимается как инновация.

К другим характеристикам инновационного процесса отнесем оценку рисков нововведений и инновационную деятельность, инновационные ресурсы и потенциал, педагогические условия эффективности, масштаб преобразований.

Соглашаясь с идеей В.М. Петровичева [9, с. 56] об отнесении инновационной деятельности к отличительным признакам региональных систем образования, примем обоснованные автором концептуально-методологические положения: 1) инновационные технологии представляют собой содержательный аспект такой деятельности, 2) ее акценты в силу их детерминации историей и национальной культурой смещаются к гуманитарной культуре в содержании образования и проективно-творческой деятельности, методах обучения и воспитания.

Начальное общее образование в режиме инновационного развития детерминируется рядом факторов. Внешний по отношению к названному образованию фактор представляет собой внешнюю среду. В ее структуру входят среда прямого и косвенного воздействия. Первая представлена федеральными, региональными и муниципальными органами управления образованием, другими организациями социально-педагогической среды, коррелирующими с организациями начального общего образования. Среда косвенного воздействия интегрирует политику, экономику, право, общественный и культурный факторы. Особенности взаимосвязи образовательной организации и внешней среды проявляются сообразно методу У.Р. Эшби. Этот метод состоит в том, что наличествует «вход» (связь системы с внешней средой), «процесс» (преобразование полученного извне), «выход» (передаваемый во внешнюю среду результат). «Вход» являет собой социальный заказ общества, в большинстве случаев - реализацию инновационной образовательной политики. «Процесс» представляет собой собственную инновационную деятельность организаций начального общего образования. На «выходе» выявляется суммарный результат инновационной деятельности организации. Он включает банк инновационных идей, инновационную культуру, творческую активность педагогов, достижения участников инновационного образовательного процесса. Последние представлены моделями, технологиями, методиками, проектами.

В рамках инновационного развития организаций начального общего образования в национально-региональной образовательной среде реализуются выделенные Л.Ф. Борщевой и В.В. Лезиной [2, с. 81] принципы: гуманизации (удовлетворение культурно-образовательных потребностей в соответствии с собственными ценностными ориентациями), гуманитаризации (реализация современных методов и инновационных технологий обучения), демократизации (наделение равными правами и ответственностью участников инновационного процесса), дифференциации и многоуровневости образовательных программ, стандартизации (соблюдение требований Федеральных государственных образовательных стандартов начального общего образования). Внутренние системообразующие факторы включают миссию, концепцию, программу развития, основную и парциальные программы, отражающие инновационные идеи, а также цель и результаты инновационной деятельности организации начального общего образования.

Структурные компоненты такой деятельности включают два вида систем: управляющую (административные работники) и исполнительную (педагоги, обучающиеся, их родители и др.). Управленческие функции многообразны: планово-прогностическая, аналитико-диагностическая, мотивационно-стимули-рующая, организационно-исполнительская, коррекционно-регуляционная, контрольно-оценочная. Условия инновационного функционирования организации начального общего образования определяются педагогической, психологической, социальной средами, информационным обеспечением, материально-технической базой, временными рамками, участниками образовательного процесса, их креативностью и творческой активностью.

Успешность инновационного развития таких организаций, их инновационный потенциал фиксируется экспертной оценкой по ряду выделяемых критериев с применением метода изучения продуктов деятельности. Выполненная оценка позволяет судить о механизмах, доминантах, ресурсах инновационной политики в организациях начального общего образования национальных субъектов Российской Федерации. Развернутая оценка инновационного развития может производиться методом SWOT-анапиза, который фиксирует особенности развития, сильные и слабые стороны, потенциальные возможности.

Такие возможности обусловливаются вместе с тем и правовыми основами (содержательными, организационными, методическими) инновационной деятельности организаций начального общего образования. На республиканском

Библиографический список

уровне они включают федеральное законодательство, Закон «Об образовании», распоряжения Правительства, приказы, законодательные акты, постановления Министерств образования. Они регламентируют правовые основы и статус инновационной деятельности организаций начального общего образования, права участников образовательных отношений, особенности реализации и организационные формы инновационной деятельности субъектов начального общего образования на уровне федерации, национально-региональной системы образования, органов местного самоуправления муниципальных районов, образовательных организаций.

Итак, дескриптивная методология исследования национально-региональной образовательной среды как фактора инновационного развития организаций начального общего образования рассмотрена на философском, общенаучном и конкретно-научном (педагогическом) уровнях. На философском уровне ее основу составляют диалектический материализм, экзистенциализм, феноменологическое направление, принцип логики. На общенаучном уровне исследованию релевантны системный и инновационный подходы. На конкретно-научном уровне исследование базируется на теории регионализации образования, концепции развития региональных образовательных систем, региональном подходе, концептуальных положениях и авторских идеях авторитетных ученых. Названы факторы инновационного развития организаций начального общего образования в национально-региональной среде.

1. Бондаревская Е.В. Гуманистическая парадигма личностно-ориентированного образования. Педагогика. 1997.

2. Борщева Л.И., Лезина В.В. Проектная деятельность российских дошкольных образовательных учреждений. Пятигорск: ПГЛУ 2012.

3. Загвязинский В.И. Инновационные процессы в образовании и педагогическая наука. Инновационные процессы в образовании. Тюмень, 1990.

4. Зимняя И.А. Педагогическая психология. Москва: ЛОГОС, 2004.

5. Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Словарь по педагогике. Москва - Ростов-на-Дону: ИКЦ «МарТ», 2005.

6. Кичева И.В. Словарь актуальных терминов педагогики. Пятигорск, 2012.

7. Краевский В.В. Методология педагогики: новый этап. Москва: Академия, 2006.

8. Лешкевич Т.Г. Философия науки: учебное пособие. Москва, 2008.

9. Петровичев В.М. Региональное образование. Тула, 1994.

10. Сластенин В.А. Творческий стиль педагогической деятельности. Развитие личности как стратегия гуманизации образования. Ставрополь, 2002. References

1. Bondarevskaya E.V. Gumanisticheskaya paradigma lichnostno-orientirovannogo obrazovaniya. Pedagogika. 1997.

2. Borscheva L.I., Lezina V.V. Proektnaya deyatel'nost'rossijskih doshkol'nyh obrazovatel'nyh uchrezhdenij. Pyatigorsk: PGLU, 2012.

3. Zagvyazinskij V.I. Innovacionnye processy v obrazovanii i pedagogicheskaya nauka. Innovacionnye processy v obrazovanii. Tyumen', 1990.

4. Zimnyaya I.A. Pedagogicheskaya psihologiya. Moskva: LOGOS, 2004.

5. Kodzhaspirova G.M., Kodzhaspirov A.Yu. Slovar'popedagogike. Moskva - Rostov-na-Donu: IKC «MarT», 2005.

6. Kicheva I.V. Slovar'aktual'nyh terminovpedagogiki. Pyatigorsk, 2012.

7. Kraevskij V.V. Metodologiya pedagogiki: novyj 'etap. Moskva: Akademiya, 2006.

8. Leshkevich T.G. Filosofiya nauki: uchebnoe posobie. Moskva, 2008.

9. Petrovichev V.M. Regional'noe obrazovanie. Tula, 1994.

10. Clastenin V.A. Tvorcheskij stil' pedagogicheskoj deyatel'nosti. Razvitie lichnosti kak strategiya gumanizacii obrazovaniya. Stavropol', 2002.

Статья поступила в редакцию 25.06.20

УДК 378

Sukhodolova E.M., specialist, E-Learning Department, GzhelState University (Electroizolyator, Russia), E-mail: Evgeniya.sukhodolova@gmail.com

Sukhodolova E.P., Cand. of Sciences (Pedagogy), Honored Teacher of Russia (Electroizolyator, Russia), E-mail: metodgghpi@yandex.ru

THE DEVELOPMENT OF CULTURE OF INTERPERSONAL COMMUNICATION OF STUDENTS IN THE VIRTUAL EDUCATIONAL ENVIRONMENT OF A UNIVERSITY. The article analyzes the current state of the world and Russian policy in relation to the use of information and communication technologies and distance education in the education system. This research also reveals the concept of the virtual educational environment of a modern university. It gives the analysis of the concept of the interpersonal communication's culture, its criteria and indicators for students who study using the distance educational technologies. There are formed basic pedagogical conditions implemented by the virtual educational environment to improve the student's culture of interpersonal communication. In conclusion it can be said that the proposed pedagogical conditions are confirmed by the experimental work and are effective. The results of the study can serve as recommendations for the work of tutors, teachers, social educators and other university employees interested in the development of a culture of student's interpersonal communication.

Key words: e-learning, distance learning technologies, distance learning, university, education, culture of interpersonal communication, interpersonal communication, personality, virtual educational environment.

Е.М. Суходолова, спец. отдела электронного обучения, ФГБОУ ВО «Гжельский государственный университет», пос. Электроизолятор,

E-mail: evgeniya.sukhodolova@gmail.com

Е.П. Суходолова, канд. пед. наук, ФГБОУ ВО «Гжельский государственный университет», пос. Электроизолятор, E-mail: metodgghpi@yandex.ru

развитие культуры межличностного общения студентов

в условиях виртуальной образовательной среды университета

В данной статье анализируется текущее состояние мировой и внутригосударственной политики в отношении применения информационно-коммуникационных и дистанционных образовательных технологий в системе образования. Также в рамках настоящего исследования раскрывается понятие виртуальной образовательной среды современного вуза, анализируется понятие культуры межличностного общения, определяются её критерии и показатели для студентов, обучающихся с применением дистанционных образовательных технологий, формулируются основные педагогические условия, реализуемые в рамках виртуальной образовательной среды, направленные на повышение уровня культуры межличностного общения обучающихся. В заключение делается вывод об эффективности предложенных педагогических условий, подтверждённый экспериментальной работой, а также о том, что полученные

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.