УДК 338.24
ПРЕДПОСЫЛКИ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИЯТИЙ НЕФТЯНОЙ ОТРАСЛИ
А. П. ТОМИНА,
преподаватель кафедры антикризисного и стратегического менеджмента E-mail: anntomina@mail.ru Российский государственный торгово-экономический университет
В нефтяной отрасли России существуют серьезные проблемы, требующие оперативного решения. В условиях кризиса возникает необходимость последовательной и эффективной деятельности в области стратегического управления, направленной на модернизацию отрасли и переход от экспортно-сырьевого к инновационному пути развития.
Ключевые слова: энергетика, безопасность, сырье, направленность, добавленная стоимость, инновации, стратегия, инвестиции.
В начале XXI в. отечественная экономика оказалась перед лицом долговременных системных вызовов, отражающих как мировые тенденции, так и внутренние барьеры развития. Эти вызовы связаны с усилением глобальной конкуренции, охватывающей не только традиционные рынки товаров, капиталов, технологий и рабочей силы, но и системы национального управления, поддержки инноваций. С учетом этих обстоятельств более жесткие требования предъявляются к темпам и качеству роста российской экономики, необходимым для увеличения ее веса в мире, обеспечения регионального лидерства и сокращения отставания от развитых стран.
Статус России как суверенного государства, ее экономическая безопасность во многом зависят от того, насколько успешно стране удастся осуществить модернизацию производственной сферы, мобилизовать качественно новые факторы экономического роста и реализовать современные прогрессивные формы ведения бизнеса [7, с. 9—10; 9, с. 3]. В стратегии подобной модернизации основной акцент делается на развитие высокотехнологичных отраслей народного хозяйства,
успешной финансово-экономической деятельности коммерческих организаций, максимизации эффективности использования природных ресурсов, способствующей устойчивому росту, укреплению внешнеэкономических связей, приобретению дополнительных инструментов конкурентной борьбы [3, с. 22; 8, с. 26].
Одним из ключевых сегментов российской экономики является энергетический сектор, в рамках которого заметную роль играют предприятия нефтяного комплекса. Крупнейшие отечественные холдинги ОАО «Роснефть», ОАО «ЛУКойл», ОАО «ТНК-ВР», ОАО «Сургутнефтегаз», ОАО «Газпром», ОАО «Татнефть», ОАО «Славнефть», ОАО «РуссНефть», ОАО «Башнефть» включены в число системообразующих организаций [6]. От эффективности их деятельности зависит не только наполняемость бюджета страны, но и ее место, роль, которую она играет на европейском и мировом рынках энергоносителей.
Показатели официальной статистики свидетельствуют, что в последние годы наша страна занимает лидирующие позиции по объему добычи сырой нефти, обеспечивая при этом 12 % мировой торговли. Свыше четырех пятых объема российской нефти экспортируется в страны Европы, доля России на рынках которых составляет около 30 %. Анализ инвестиционных проектов, подготовленных отечественным бизнесом, показывает, что в период до 2020 г. треть средств (34 %) крупнейшие компании намерены вложить в наращивание мощностей по добыче и переработке углеводородов [5, с. 37].
Названные цифры, казалось бы, должны внушать оптимизм относительно перспектив развития
национального нефтяного комплекса. Между тем поводов для этого немного. Сохраняющая пока место сырьевая направленность российской экономики едва ли может обеспечить ее эффективность даже в краткосрочной перспективе [12, с. 100]. Реализация сырья, не прошедшего стадий переработки, делает Россию уязвимой от внешней конъюнктуры рынка, снижает основные показатели доходности и позволяет странам — импортерам нефти получать дополнительную прибыль, покрывая при этом расходы, связанные с ее приобретением.
Кроме того, социально-экономические реалии свидетельствуют о том, что процессы функционирования отечественного нефтяного комплекса протекают в достаточно непростой экономической ситуации. Она характеризуется наличием весьма серьезных проблем:
- истощение минерально-сырьевой базы. Начальные запасы нефти уже выработаны более чем на 50 %, в европейской части — на 65 %, в том числе в Урало-Поволжье — более чем на 70 %. Степень выработанности запасов крупных активно осваиваемых месторождений приближается к 60 %. Структура остаточных запасов нефти как в целом по стране, так и по основным нефтедобывающим компаниям характеризуется тем, что текущая добыча нефти на 77 % обеспечивается отбором из крупных месторождений, обеспеченность которыми составляет 8—10 лет. Постоянно увеличивается доля трудноизвлекаемых запасов, составляющая для основных нефтедобывающих компаний от 30 до 65 %. При этом вновь подготавливаемые запасы часто сосредоточены в средних и мелких месторождениях и являются в значительной части трудноизвлекаемыми;
- рост удельных затрат на геолого-разведочные работы, незначительный опыт работы на шельфе, недостаточный срок на геологическое изучение по лицензиям, запаздывание по освоению новых регионов;
- высокая степень износа основных фондов в нефтеперерабатывающей промышленности, которая составляет порядка 80 %;
- несоответствие производственного потенциала нефтяного комплекса мировому научно-техническому уровню, включая экологические стандарты. Нефтеперерабатывающие заводы России имеют в своем составе практически все освоенные мировой промышленностью процессы. Однако соотношение процессов, углубляющих переработку нефти и повыша-
ющих качество топлива, и процессов первичной перегонки нефти значительно отстает от мировых показателей. Отсюда и преобладание экспортной продукции с низкой добавленной стоимостью. В связи с этим вполне обоснованно ставится задача по совершенствованию технологий добычи нефти, включая внедрение современных методов увеличения нефтеотдачи, для увеличения коэффициента извлечения нефти, процессов нефтепереработки и нефтехимии в целях повышения производства и реализации нефтепродуктов с высокой добавленной стоимостью;
- недостаточное развитием транспортной инфраструктуры, в том числе трубопроводной, необходимость диверсификации структуры и направлений транспортировки нефти и нефтепродуктов;
- слабое стимулирование развития независимых структур в сфере производства, хранения, оптовой и розничной реализации нефтепродуктов;
- нерешенность вопросов ресурсо- и энергосбережения, сокращения потерь на всех стадиях технологического процесса при подготовке запасов, добыче, транспортировке и переработке нефти;
- несовершенство законодательства, в том числе его налоговой составляющей, призванной стимулировать разработку истощенных и освоение новых месторождений, регулировать деятельность естественных монополий;
- необходимость развития международного сотрудничества, направленного на привлечение опыта и инвестиций зарубежных компаний для реализации проектов на территории РФ, обеспечение участия российских предприятий в нефтедобывающих и нефтеперерабатывающих проектах за рубежом [11, с. 22].
Эти проблемы характеризуют объективные условия, в рамках которых протекает деятельность предприятий нефтяного комплекса России. Взятые в системном единстве они могут рассматриваться как внешние предпосылки, во многом обуславливающие выбор вектора развития той или иной нефтяной компании.
Опыт промышленно развитых стран позволяет сделать вывод о существенной роли инноваций в нефтяном комплексе, способных изменить и усовершенствовать не только товары и услуги, но и систему управления организацией, приводящую ее в соответствие с требованиями современной
внешней среды [2, с. 33]. В современных условиях возрастает значение инновационных стратегий, четкая и последовательная реализация которых во многом определяет позиции хозяйствующего субъекта на рынке, уровень его конкурентоспособности. В связи с этим несомненный научно-практический интерес представляют определение и анализ понятий инновационного развития и инновационной стратегии предприятия.
Согласно целевому признаку инновации делятся на кризисные и инновации развития. Главным критерием, определяющим кризисную инновацию, является решение организационных, производственных, экономических или финансовых проблем предприятия. Стратегическая потребность в нововведениях вызвана перспективными прогнозами деятельности хозяйствующего субъекта в будущем, что находит отражение не только в повышении конкурентоспособности его продукта, но и всего предприятия в целом. Такая инновация представляет собой инновацию развития, которая нарушает сбалансированность и равновесие, создавая при этом основы эффективного экономического роста, перехода экономики в новое качество и создания новой пропорциональности и сбалансированности [4, с. 11], а также подготавливает и осуществляет инновационные изменения для перехода мировой экономики на следующую ступень развития. Поэтому под устойчивым развитием следует понимать регулируемое, постоянно поддерживаемое развитие, обеспечивающее в течение длительного времени заданный уровень жизнеспособности предприятия, т. е. обеспечение капиталоотдачи, рентабельности активов при соблюдении комплекса действующих ресурсных, институциональных, экологических, технологических, социальных и иных ограничений, в рамках которых возможен выбор стратегических альтернатив и текущих организационно-технических решений.
Учитывая особенности стратегического управления, долгосрочная эффективная работа любого предприятия, его экономический рост и развитие определяются выбором стратегических ориентиров, позволяющих наилучшим образом реализовать потенциал ресурсов, задействованных в производственном процессе, обеспечить повышение конкурентоспособности продукции и услуг. По своей сущности любые стратегические меры, предпринимаемые предприятием, носят инновационный характер, так как они в той или иной степени основаны на нововведениях в его экономическом, производственном или сбытовом потенциале.
В основе роста лежит количественный критерий, предполагающий увеличение размеров предприятия и расширение объема производства. В свою очередь развитие базируется на качественных изменениях и обновлении хозяйственной системы, повышении эффективности ее функционирования на базе совершенствования техники, технологии и организации труда во всех структурных подразделениях, улучшения качества выпускаемой продукции. Кроме того, развитие означает упреждающие стратегии, позволяющие реагировать на изменения в случае их возникновения, а также залог выживания в долгосрочной перспективе. В связи с этим можно говорить о том, что рост является составной частью экономического развития предприятия и представляет собой положительную траекторию динамики технико-экономических показателей. Понятие инновационного развития следует отличать от технического и научно-технического в силу наличия у первого элемента динамизма, который характеризует способность хозяйственной единицы развиваться на собственной основе, с использованием собственных резервов в будущем.
В научной литературе инновационная стратегия рассматривается как часть экономической стратегии, обеспечивающая согласование деятельности субъекта с системой долгосрочных целей, определяемых общими задачами развития и инновационной идеологической направленностью. По мнению экономистов, реализация инновационной стратегии позволяет обеспечить необходимую концентрацию усилий на освоении и использовании достижений научно-технического развития, своевременном обеспечении ресурсами динамики инноваций в интересах достижения целей предприятия, создания условий для его долгосрочной эффективной деятельности [1, с. 37].
Инновационная стратегия хозяйствующего субъекта формируется как система программно-целевого управления на основе проблемно ориентированного подхода с учетом стратегических факторов среды, к числу которых относятся инновационный и инвестиционный потенциалы предприятия, жизненный цикл товаров, квалификация персонала. Такой подход позволяет сосредоточить инновационный ресурс на ключевых проблемах предприятия [4, с. 99]. При этом основным условием инновационного развития организации выступает экономический рост, предполагающий позитивное изменение количественных характеристик производственно-коммерческой деятельности.
Успешная реализация инновационных стратегий обеспечивает развитие [1, с. 10—11]:
- внутреннего и внешнего производственного взаимодействия предприятий как внутри страны, так и за рубежом (изменение производственной программы в объемно-номенклатурном разрезе, сферы и условий сбыта продукции и т. п.);
- материально-технической основы производства (проектирование, строительство новых мощностей, а также их последующая реконструкция и модернизация, создание и укрепление производственной инфраструктуры и т. п.);
- научно-технического уровня выпускаемой продукции и технологии ее изготовления, базирующейся на собственных научных изысканиях и разработках;
- социальных и экономических отношений в трудовом коллективе (оплата и стимулирование труда, внутриорганизационных отношений и т. п.);
- системы управления предприятием и его звеньями (изменение организационной структуры, методов принятия решений и обеспечение их исполнения и т. п.).
Специфической особенностью инновационного развития предприятий нефтяного комплекса является строгое соответствие стадий жизненного цикла организации этапам технологического процесса: оценка запасов, строительство скважин, разработка месторождений и добыча углеводородов, переработка и реализация продукции. Это позволяет рассматривать стратегию инновационного развития как множество взаимодействующих инновационных программ и проектов, реализуемых в рамках инвестиционной политики предприятия.
Вопросы инновационного развития должны постоянно находиться в центре внимания руководства нефтяных компаний, их успешное решение является необходимым условием снижения рисков долгосрочного периода и способом существенно повысить ликвидность текущих активов с одновременным снижением затрат на новые геологические открытия [10, с. 300]. Политика менеджмента нефтяных компаний должна содействовать преодолению многочисленных препятствий на пути реализации стратегических приоритетов развития с учетом инновационных факторов экономического роста организаций и результатов инновационной деятельности в условиях изменчивой окружающей среды, ориентироваться на запас внутренних
ресурсов и их дальнейшее рациональное использование.
Далее возникает вполне практический вопрос: какая инновационная стратегия может быть взята за основу развития отечественных нефтяных компаний? По мнению ученых-экономистов и специалистов-практиков, успех в инновациях в нефтехимии и родственных бизнесах сопутствует тем организациям, которые уделяют особое внимание вопросам интеграции между различными бизнесами [13].
В связи с этим особую актуальность приобретает модернизация российских нефтяных предприятий с помощью образования вертикально интегрированных структур, основной задачей которых является объединение в единое целое всех стадий технологического процесса: разведка и добыча нефти — транспортировка — переработка — нефтехимия — сбыт нефтепродуктов и нефтехимикатов. Как свидетельствует опыт успешного функционирования крупнейших зарубежных нефтяных холдингов, подобная интеграция позволяет обеспечивать эффективное функционирование нефтяного комплекса в долгосрочной перспективе путем создания заинтересованности в соединении усилий предприятий по добыче нефти, ее переработке и сбыту, а также достаточную гибкость при решении технологических и управленческих задач.
При принятии стратегического решения о выборе вертикальной интеграции в качестве корпоративной стратегии предприятия существенным моментом является проведение подробного анализа положительных и отрицательных сторон как в условиях существующей бизнес-среды, так и в перспективе на будущее.
Стратегические выгоды вертикальной интеграции обусловлены:
- сокращением затрат при объединении под единым контролем усилий различных бизнесов в осуществлении всего промышленного цикла — от производства и поставок сырья и комплектующих до реализации продукции конечному потребителю благодаря снижению стоимости координации, планирования и возможных непредвиденных расходов. При этом появляется возможность слабые производства подтянуть к сильным, а также быстрее и эффективнее осуществить инновационный процесс на качественно новом уровне;
- улучшением информационного обеспечения предприятия, способствующего экономии времени и средств за счет относительного снижения затрат, направляемых на получение
информации о рынке, прогнозирование спроса и предложения, изучение новых тенденций и продвижений на рынке;
- обеспечением гарантированных условий поставок и наличием постоянных бизнес-партнеров, стабилизирующих процесс доставки готовой продукции с заранее оговоренными качественными и количественными характеристиками;
- технологическим выигрышем, в том числе за счет взаимного проникновения технологически различных бизнесов для развития, повышения инновационной составляющей базового направления деятельности;
- влиянием внутренней продуктовой специализации на спрос и предложение и принятие на этой основе решений. При этом внутренние цены на продукцию должны корреспондироваться с ценами на подобные товары (услуги), предлагаемые на открытом рынке, а стабильность спроса должна рассматриваться интегрированной компанией как инструмент снижения неопределенности в функционировании бизнеса;
- появлением возможности большей дифференциации продукции благодаря постоянно проводимой работе по улучшению качества товаров, технологии изготовления, маркетинга и сервиса.
О преимуществах вертикальной интеграции как инновационной стратегии весьма наглядно свидетельствует такой пример. В нефтехимическом комплексе вслед за сырьевым переделом идут четыре перерабатывающих передела. Тонна нефтегазового сырья стоит 105 долл. — это добывающий передел. Первый передел переработки добавляет в расчете на 1 т сырья 55 долл. новой стоимости, второй — 170, третий — 500, четвертый — 760 долл. Таким образом, чистый мультипликатор добавленной стоимости всего комплекса здесь — 7,24 (760 / 105). Это при полной внутренней переработке тонны сырья, когда
все переделы связаны друг с другом вертикальной интеграцией.
Однако в настоящее время мультипликатор добавленной стоимости отечественной нефтяной промышленности, отражающий величину эффекта от использования национального богатства и внутреннего производства продукции нескольких стадий переработки с высокой добавленной стоимостью, находится на недопустимо низком уровне. Об этом наглядно свидетельствуют данные, представленные в таблице.
Наряду с возможностями вертикальной интеграции, способствующими укреплению, экономическому росту и развитию, существуют угрозы, приводящие к снижению эффективности хозяйственной деятельности и конкурентоспособности предприятия:
- наличие крупных инвестиционных проектов по созданию предприятий — участников технологической цепочки с длительным сроком окупаемости (слияние или поглощение биз-несов соседних технологических переделов), приводящих к снижению мобильности и гибкости капитала, росту постоянных издержек, связанных с необходимостью поддержания производственных мощностей по всей вертикальной цепи;
- неравномерность технологического прогресса в отдельных звеньях производственной цепи, приводящая не только к дисбалансу в промышленном потенциале отдельных звеньев, но и сдерживанию технического прогресса из-за стремления окупить затраты по созданию морально устаревших мощностей;
- вертикальная интеграция частей и компонентов изделий может сократить производственную гибкость предприятия, увеличить время, требуемое для разработки новых моделей и внедрения их на рынок, а также возникновение дополнительных затрат на координацию действий во всех звеньях;
Выручка от продажи товаров, продукции, работ, услуг и мультипликатор добавленной стоимости в Российской Федерации в 2004—2009 гг.
Показатель 2004 2005 2006 2007 Отклонение 2007 от 2006 2008 Отклонение 2008 от 2007 2009 Отклонение 2009 от 2008
Выручка от продаж (работ, услуг) ВП, млрд руб. 29 789 37 864 47 938 60 397 12 459 69 156 8 759 65 158 -3 998
В том числе добыча сырой нефти и природного газа; предоставление услуг в этих областях Д, млрд руб. 1 664 2 263 2 889 3 013 124 3 224 211 3 069 -155
Мультипликатор добавленной стоимости: Д / (ВП — Д) 0,06 0,06 0,06 0,05 -0,01 0,05 0 0,05 0
- изолированность отдельных звеньев от воздействия рыночных сил, в том числе конкуренции, из-за ориентации на внутрифирменные поставки, несмотря на качество и цену производимой продукции и продукции конкурентов;
- отказ от разделения труда и специализации, объединение всех операций технологической цепочки внутри одной организации, снижающее эффективность производства и приводящее к росту издержек на единицу продукции из-за необходимости брать на себя все постоянные издержки, величина которых зависит от степени вертикальной интеграции предприятия вне зависимости, например, от спроса на отдельные виды продукции;
- вертикальная интеграция создает барьеры входа на рынок и монопольную власть предприятий-продавцов путем объединения поставщиков промежуточной и производителей конечной продукции на любом этапе технологической цепочки, снижая при этом фактическую и потенциальную конкуренцию, что ведет к нестабильности рынка, ценовым войнам, стремлению максимально сократить объемы сбыта конкурентов.
Для минимизации негативных последствий вертикальной интеграции хозяйствующие субъекты могут применять следующие действия стратегического и организационного характера:
- диверсификация хозяйственной деятельности,
Список литературы
позволяющая нейтрализовать риски снижения маневренности и гибкости; - преодоление изоляции подразделений предприятия от рыночной среды путем предоставления управляющим определенной свободы выбора между рыночной сделкой и внутрифирменной операцией.
В нефтяном комплексе российской энергетики накопилось множество проблем, которые требуют оперативных, но вместе с тем взвешенных решений. Ускоряющийся научно-технический прогресс, дифференциация рынков, требовательность потребителей товаров и услуг, появление новых конкурентов, особенно в условиях глобализации мировой экономики, вынуждают предприятия быстро реагировать на меняющуюся внешнюю среду, приспосабливаться к ней, разрабатывать инновационные стратегии своего развития. Одной из наиболее эффективных инновационных стратегий является стратегия вертикальной интеграции. Ее последовательная реализация позволит усовершенствовать стратегическое управление на корпоративном уровне, обеспечит переход нефтяного комплекса от экспортно-сырьевого к инновационному типу развития на основе сохранения, воспроизводства, рационального использования сырьевых ресурсов, поддержание глобальной конкурентоспособности продукции конечного спроса отечественных нефтяных компаний с последующим увеличением мультипликатора добавленной стоимости.
1. Водачек Л., Водачкова О. Стратегия управления инновациями на предприятии. М.: Экономика, 1989.
2. Горфинкель В. Я. Инновационный менеджмент. М.: Вузовский учебник, 2009.
3. Зверев А. Формирование национальной инновационной системы // Финансовый бизнес. 2009. № 5.
4. Ковалев Г. Д. Основы инновационного менеджмента. М.: Юнити-Дана, 1999.
5. Оболенский В. Россия на пути к инновационному развитию // Мировая экономика и международные отношения. 2008. № 9.
6. Перечень системообразующих организаций, имеющих стратегическое значение для национальной экономики. URL: http://www. economy. gov. ru/minec/press/doc1230226284366.
7. Попова Е. Проблемные вопросы развития национальной инновационной системы в Российской Федерации // Общество и экономика. 2007. №9—10.
8. Почукаева О. Анализ инновационной активности в промышленности // Проблемы прогнозирования. 2008. № 4.
9. Сидоров М., Шапкин И. От сырьевой к инновационной экономике России // Власть. 2008. № 3.
10. Телегина Е. А., Крайнова Э. А. Стратегическое управление нефтегазовым комплексом в условиях неопределенности: тенденции современного развития. М.: Информ-Знание, 2008.
11. Томина А. П. Лоббирование как рычаг создания стоимости компании // Финансы. Экономика. Безопасность. 2008. № 6.
12. Томина А. П. Основополагающие факторы выбора стратегии инновационного развития для предприятий нефтяной отрасли // Экономические аспекты антикризисного развития современного общества: м-лы междун. науч. -практ. конф. (26.10.2010). Саратов: Академия бизнеса, 2010.
13. Teece D. J. Vertical integration and vertical devistiture in the USA petroleum industry // Research paper № 300, Graduated Scholl of Business, Stanford University, 1976.