Научная статья на тему 'Роль инноваций в развитии вертикально интегрированных нефтяных компаний'

Роль инноваций в развитии вертикально интегрированных нефтяных компаний Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
244
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Доровских Арсений Игоревич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Роль инноваций в развитии вертикально интегрированных нефтяных компаний»

ВЕСТН. МОСК. УН-ТА. СЕР. 6. ЭКОНОМИКА. 2009. № 1

А.И. Доровских1,

вед. специалист управления по работе с предприятиями нефтепродуктообеспе-

чения коммерческого департамента ОАО «Нефтяная компания "Роснефть"»

РОЛЬ ИННОВАЦИЙ В РАЗВИТИИ ВЕРТИКАЛЬНО

ИНТЕГРИРОВАННЫХ НЕФТЯНЫХ КОМПАНИЙ

Эволюция зарубежных вертикально интегрированных нефтяных компаний — заслуга научно-технического развития

В современных условиях устойчивое развитие российской экономики во многом зависит от развития топливно-энергетического комплекса, который обеспечивает около 16% промышленного производства, 30—40% доходов бюджета, 50—55% валютных поступлений страны2.

Научно-технический потенциал вертикально интегрированных нефтяных компаний (ВИНК) является одним из факторов роста их конкурентоспособности. Стратегическое управление научно-техническим развитием ВИНК как составной части общекорпоративного стратегического управления требует применения новых принципов и методов планирования, организации, стимулирования и контроля научно-технической деятельности.

Успешное развитие любой нефтяной компании в России связано с решением ряда основных проблем, направленных на повышение конкурентоспособности:

— прирост и улучшение состояния сырьевой базы;

— расширение сферы деятельности;

— сокращение издержек во всех звеньях производственного процесса (добыча, переработка, нефтепродуктообеспечение) и др.

Решение этих проблем в значительной степени связано с инновационной деятельностью компаний. Инновации осуществляются во всех сегментах деятельности ВИНК, начиная с геолого-разведочных работ и заканчивая поставками продукции конечным потребителям.

Конкурентоспособность компании зависит от множества факторов. Одним из которых является обеспеченность ресурсами. В связи с этим перед каждой нефтяной компанией встает задача увеличения

1 Доровских Арсений Игоревич, e-mail: [email protected].

2 См.: РазумноваЛ. Рентная ловушка: дубль-2? // Нефть России. 2007. № 11.

запасов с улучшением их качественной структуры, а также эффективное их использование. Решение данной задачи тесно связано с научно-техническим прогрессом в области геолого-разведочных работ, разработки и эксплуатации нефтяных месторождений. Основным показателем эффективности применения инноваций в этом случае является достижение максимального результата (прирост рентабельных в данных экономических условиях запасов и добыча углеводородного сырья) при сохранении необходимого соотношения между приростом и отбором углеводородов с возможными ограничениями по основным видам ресурсов: финансовым, материальным, трудовым, энергетическим и т.д.

С учетом возрастающего дефицита природных запасов нефти и газа большинство крупных нефтяных компаний наряду с наращиванием сырьевой обеспеченности выстраивают долгосрочные стратегии роста, основанные на максимальном расширении сферы деятельности. Поддержание конкурентоспособности и просто выживание на рынке ВИНК возможно с помощью перехода в энергетику. Так, к примеру, итальянская нефтяная компания «Eni», британская «BP» и норвежская «Statoil» активно развивают собственные энергетические подразделения, занимаясь водородной энергетикой, покупая традиционные генерирующие электроэнергию компании. Помимо прочего, перспективным направлением деятельности является коммерциализация инновационных технологий в области разведки, добычи и переработки нефти и газа, а также защиты окружающей среды и их последующая продажа менее развитым нефтяным компаниям в Латинской Америке, Азии и Африке.

На примере истории развития ведущих зарубежных нефтяных компаний можно проследить роль инноваций в решении проблемы сокращения издержек. С середины 1980-х гг., когда цены на нефть на мировом рынке установились на относительно низком уровне, за счет инноваций зарубежные компании нашли способы развития, основанные на реализации долгосрочных программ сокращения текущих расходов. Так, в период 1980—1992 гг. средние затраты на разведку и разработку месторождений (в ценах 1992 г.) снизились втрое в США и на 50% — в остальных регионах мира3. Такое снижение затрат было обусловлено уменьшением процентных ставок, сокращением величины маржи в нефтяном секторе и инновационным фактором.

Прогресс в основном был достигнут за счет внедрения новых производственных и управленческих технологий, что привело в начале 1990-х гг. к сокращению численности персонала, занятого

3 См.: Аньшин В.М., Дагаев А.А. Инновационный менеджмент: Учеб. пособие. М., 2003. С. 234—237.

в 17 крупнейших нефтяных компаниях США, на 40% по сравнению с началом 1980-х гг.4 Можно привести и другие примеры.

В настоящее время, по сравнению с концом 1970-х гг., за счет внедрения научно-технических достижений стоимость бурения эксплуатационных скважин на Аляске сократилась почти в три раза.

В результате использования новых достижений в технике и технологии удельные капитальные затраты на освоение месторождений Северного моря сократились за последние 10 лет примерно втрое, несмотря на уменьшение размеров запасов и новых залежей.

Преимущества интеграции

Сегодня лидерами в развитии отраслевой науки и техники являются крупные зарубежные компании. Они, имея в своем активе мощный кадровый, технический и научный потенциал, патенты, ноу-хау и технологии, дающие конкурентные преимущества, определяют стандарт работы нефтяной бизнес-среды. Проводя соответствующую лицензионную политику, эти лидеры фактически контролируют технологическое развитие отрасли.

Анализ научно-технической деятельности в крупных интегрированных компаниях показывает, что в результате интеграции создается ряд преимуществ для проведения исследований и разработок.

Во-первых, большинство инноваций, приводящих к сокращению затрат на производство или к увеличению объема продаж, предполагают, как правило, проведения комплекса научно-исследовательских работ, иногда даже фундаментальных исследований, что в свою очередь связано с большими рисками в плане получения положительного результата и в то же время требует значительных инвестиций. Проведение таких работ возможно лишь в крупной интегрированной компании, для других компаний отрасли это будет просто невозможным.

Во-вторых, основной проблемой повышения технологического уровня компании за счет инновационного фактора является проблема быстрого внедрения в производство научно-технических достижений. Вертикальная интеграция в научных исследованиях рассматривается как инструмент повышения эффективности внедрения новых разработок и технологий в производственный цикл. Происходит увеличение научного и технического информационного потока во всей компании.

В-третьих, для решения крупных научно-технических проблем в рамках компании необходимо располагать достаточным научно-техническим потенциалом, в частности и кадровым, что может дать вертикальная интеграция, способствующая установлению тесных связей научно-технической сферы, производства и маркетинга, в том числе и на уровне персоналий. Это позволяет на основе повы-

4 Там же.

шения информированности сформировать единую команду, деятельность которой будет направлена на решение задачи получения технологического преимущества в конкурентной борьбе компании.

Стратегические приоритеты «мейджоров» отрасли в научно-техническом развитии

Инновационные стратегии крупнейших зарубежных ВИНК, обладающих значительными конкурентными преимуществами за счет вертикальной интеграции, для поддержания лидерства в области инноваций нацелены на разработку технологий будущего. Затраты на НИОКР крупнейших мировых нефтяных компаний приведены для сравнительного анализа в табл. 1.

Таблица 1

Затраты на НИОКР нефтяных компаний

Компа- / ния / / Год В млн долл. В % от выручки

2002 2003 2004 2005 Всего за 20022005 гг. 2002 2003 2004 2005 Среднее за 20022005 гг.

ExxonMobil 631 618 649 712 2 610 0,31 0,25 0,22 0,19 0,23

BP 373 349 439 502 1 663 0,24 0,20 0,21 0,20 0,21

RD Shell 472 584 553 588 2 197 0,22 0,22 0,16 0,16 0,18

Chevron 221 228 242 316 1 007 0,22 0,19 0,16 0,16 0,18

TOTAL 626 754 790 841 3 011 0,53 0,53 0,52 0,47 0,51

Conoco-Phillips 355 136 126 125 742 0,62 0,13 0,09 0,07 0,15

ENI 166 269 320 254 1 009 0,28 0,36 0,35 0,23 0,30

Statoil 93 142 153 165 553 0,28 0,37 0,31 0,26 0,30

Repsol 34 57 71 78 240 0,10 0,13 0,14 0,12 0,13

Petrobras 147 201 248 399 995 0,45 0,47 0,48 0,54 0,49

Petro-China 218 295 360 396 1 269 0,72 0,79 0,75 0,58 0,69

Sinopec 184 256 183 278 901 0,44 0,47 0,24 0,27 0,33

CNOOC 20 20 32 50 122 0,63 0,40 0,49 0,59 0,53

OMV 22 26 23 15 86 0,25 0,23 0,14 0,06 0,14

ВСЕГО по компаниям 3 562 3 935 4 189 4 719 16 405 0,33 0,29 0,25 0,23 0,26

Источник: International Energy Agency. World Energy Outlook 2006. Paris: OECD.

Как видно из табл. 1, компании-мейджоры из развитых стран («ExxonMobil», «BP», «Shell», «Chevron», «Total» и др.), за исключением, пожалуй, китайских и бразильских нефтяных компаний, инвестируют в НИОКР в десятки раз больше средств, нежели другие. Значительные ежегодные вложения в технологические инновации укрепляют позиции крупнейших ВИНК, которые, обладая новейшими технологиями, генерируют все больший денежный поток. Увеличивающиеся денежные поступления позволяют наращивать инвестиции в НИОКР. Таким образом, проявляется «петля» усиления ВИНК, подробно описанная Ф. Янсеном5.

Инновации в нефтяной отрасли как фактор роста экономики России

Что касается применения инноваций российскими вертикально интегрированными нефтяными компаниями, то здесь, несмотря на определенные успехи, большинство ВИНК до последнего времени не были заинтересованы в создании собственной инновационной стратегии и разработке новых технологий. Переходный период российской экономики был отмечен потребительским отношением нефтяных компаний к доставшимся им «сокровищам» в виде запасов нефти и газа, компании вели себя инерционно, закупая новые технологии, как правило, за рубежом, производя на экспорт в основном сырую нефть, хотя продукты нефтепереработки имеют добавленную стоимость на порядок выше. Разведке и освоению новых месторождений уделялось слишком мало внимания, глубина переработки нефти на безнадежно устаревших нефтеперерабатывающих заводах была крайне низка. Продукты переработки нефти также были далеко не лучшего качества, не дотягивая до европейских стандартов.

К началу XXI столетия дальнейшее успешное развитие российских нефтяных компаний и их конкурентоспособность стали весьма проблематичными, так как стало ясно, что экстенсивный рост практически исчерпан и необходимы меры по его интенсификации. Перед нефтяными компаниями (НК) встал вопрос источника новых технологий и инноваций: либо продолжать их закупку за рубежом (что требует крупных капиталовложений), либо внедрять политику генерирования инноваций внутри компании, коренным образом меняя ее структуру, набирая необходимые кадры, кооперируясь с профильными НИИ. Вопросы, вставшие перед российскими нефтяными компаниями в преддверии нового столетия, нашли отражение и в развитии российской экономики в целом.

Тема инновационной стратегии российских НК тесно переплетается с проблемой формирования концепции инновационного

5 См.: Янсен Ф. Эпоха инноваций / Пер. с англ. М., 2002.

развития России, ведь от того, какой будет национальная политика в области инноваций, зависит долгосрочное успешное существование российских компаний. В многочисленных дискуссиях о модернизации России одним из главных вопросов является выбор модели развития. Опыт последних лет убедительно свидетельствует о невозможности модернизации по примеру «вестернизации», как это делалось в некоторых других странах. Опрометчиво также опираться только лишь на самобытность России. Основами модели развития России должны стать признание экономических императивов, рациональное использование мирового опыта в органичном соединении с особенностями национальной культуры и традиций.

Согласно многочисленным исследованиям6, опора только лишь на экспорт сырьевых ресурсов, пренебрежение фундаментальной наукой, созданием собственных технологических разработок (т.е. по сути инновациями) может стать роковым шагом для будущего России.

Российские нефтяные компании, осознавая всю важность внедрения инноваций, решают проблему внедрения новых технологий различными путями. Вообще говоря, инновационную стратегию нефтяной компании можно проанализировать по ряду критериев:

— степени использования эндогенного инновационного потенциала компании (учитывая вышесказанное в отношении предпосылок российской экономики наиболее логичным выглядит разработка и внедрение собственных технологий при минимальном привлечении зарубежных);

— степени использования собственного кадрового ресурса в области разработки новых технологий (компания в зависимости от ситуации может опираться на собственные научные кадры либо привлекать к работе профильные вузы, а также сервисные компании, предлагающие готовые технологические решения);

— степени технологической открытости нефтяной компании (это либо использование инноваций исключительно в периметре компании, либо частичная коммерциализация технологий, т.е. формирование готовых инновационных продуктов для продажи другим НК).

Как видно на рис. 1, 2, 37, российские нефтяные компании значительно уступают зарубежным по всем трем критериям. Интенсивность внедрения инноваций в большинстве российских НК — судя по графикам — минимальна. Основными тенденциями для

6 См.: Келле В.Ж. Инновационная система России: формирование и функционирование. М., 2003. С. 27.

7 Расположение символов компаний на рис. 1, 2, 3 сделано автором на основе экспертной оценки данных из открытых источников (официальные веб-сайты нефтяных компаний).

российских НК являются: импорт технологий, совместные разработки с сервисными компаниями и вузами, а также практически полное отсутствие коммерциализации технологий (возможно, вследствие первых двух указанных тенденций).

Рис. 1. Степень использования эндогенного инновационного потенциала компании

Рис. 2. Степень использования собственного кадрового ресурса в области разработки новых технологий

Коммерциализация технологий Рис. 3. Степень технологической открытости нефтяной компании

Условные обозначения нефтяных компаний

E^onMobil «ExxonMobil» «Statoil» «Total»

и

Total

m

РОСНЕФТЬ

Ь*-

«Shell»

«Marathon Oil»

«ВР»

«Роснефть» «Татнефть» «Лукойл» «ТНК-ВР»

При этом общей проблемой большинства российских нефтяных компаний является отсутствие разработанной инновационной стратегии, которая бы обеспечивала планомерное технологическое развитие на длительный срок. Вообще говоря, горизонты планирования российских нефтяных компаний пока еще не так велики, как у их зарубежных коллег. Российские ВИНК пока не сильно озабочены проблемой падения добычи, истощения месторождений и необходимости поиска альтернативных источников ресурсов. Обобщенно можно сказать, что если зарубежные ВИНК заняты разработкой технологий будущего, то российские НК осваивают

технологии настоящего, т.е. те, которые уже какое-то время используются зарубежными НК и успели коммерциализироваться как готовый инновационный продукт.

Наиболее приближенной к зарубежным ВИНК по всем трем критериям на сегодняшний день является НК «Роснефть», вышедшая в 2007 г. на первое место среди российских нефтяных компаний по ряду показателей: обеспеченности запасами8, объему добычи, объему переработки, капитализации и др. Инновационная активность «Роснефти» обеспечивается благодаря мощному научно-техническому потенциалу: в компании создан и успешно функционирует корпоративный научно-технический центр (КНТЦ) в аппарате управления, объединяющий восемь региональных отраслевых научно-исследовательских институтов («РосНИПИтермнефть», «СахалинНИПИморнефть», «УфаНИПИнефть», «ЮганскНИПИ-нефть», «СамараНИПИнефть», «ТомскНИПИнефть», «Самара-нефтехимпроект», «Ангарскнефтехимпроект»). КНТЦ, на базе которого работают тысячи ведущих российских ученых-нефтяников, обеспечивает устойчивое развитие «Роснефти» и поддержание конкурентоспособности. Это достигается за счет выявления критических точек и мультипликаторов роста, которыми могут стать ключевые технологические инновации9. Кроме того, концепция КНТЦ как нельзя лучше отвечает концептуальному документу «Основы политики Российской Федерации в области развития науки и технологий на период до 2010 г. и дальнейшую перспективу»10, ведь «Роснефть» видит себя подлинно инновационно активной, высокотехнологичной компанией, поддерживающей экономику страны. Одновременно эта нефтяная компания выполняет столь значимую в настоящее время социальную функцию: спасает от вымирания огромный отраслевой научно-технический потенциал, поддерживая НИПИ, привлекая на работу большое количество ученых. С учетом российской специфики это очень прогрессивный шаг, который дает значительные плоды — компания, тратя на НТР суммы, сравнимые с затратами зарубежных НК (1247,3 млн руб. в 2005 г.11), уже осваивает технологии будущего (например, исследования кернов

8 По этому показателю «Роснефть» 27 лет первая в мире.

9 См.: Кузнецов А.М. Концепция развития научно-технического потенциала ОАО «НК "Роснефть"» // Научно-технический вестн. ОАО «НК "Роснефть"». 2006. № 1.

10 Оригинал «Основ политики...» находится на официальном сайте Министерства образования и науки РФ (www.mon.gov.ru).

11 См.: Кузнецов А.М. Указ. соч.

7 ВМУ, экономика, № 1

97

и пластовых флюидов), занимает лидирующие позиции в отрасли по уровню технической оснащенности и эффективности производства.

Концепция инновационного развития НК «Роснефть», представляющая немалый интерес в силу своей успешности, выглядит следующим образом12:

— использование передовых технологий;

— создание и совершенствование корпоративной экспертизы по ключевым сферам;

— разработка программ совершенствования бизнес-процессов компании;

— создание системы аккумулирования и распространения мирового опыта;

— создание инновационной инфраструктуры компании.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В «Роснефти» для повышения эффективности бизнес-процессов создан по образцу «Royal Dutch/Shell Group» корпоративный банк данных, где хранятся новейшие разработки ученых компании в самых различных областях отраслевых знаний, геолого-физическая и промысловая информация, являющиеся исходной базой для аналитических модулей информационной системы компании.

Инновации, играющие весомую роль в развитии ВИНК, делают основные бизнес-процессы все более высокотехнологичными. Высокие технологии требуют постоянной финансовой подпитки, значительного штата научных кадров, периодической переподготовки основного персонала, что бывает в случае выбора стратегии снижения издержек, свойственной многим НК, достаточно обременительным. В данной связи компании интуитивно пытаются выделить научный блок в отдельную дочернюю структуру, сосредоточенную на инновациях, либо вообще прибегают к аутсорсингу. Аутсорсинг науки и инноваций, по прогнозам специалистов, в скором времени станет правилом для ВИНК, предоставляя большие выгоды для компаний.

Одним из конкурентных преимуществ так называемых сервисных компаний (предоставляющих услуги по аутсорсингу науки) перед нефтяными является их ориентация на разработку и внедрение передовых технологий разведки и добычи нефти. Доля затрат на НИОКР в структуре выручки у сервисных компаний значительно превышает показатели нефтяных компаний, что видно из табл. 2.

12 Там же.

Таблица 2

Затраты на НИОКР нефтесервисных компаний

Компании у/ Годы В млн долл. В % от выручки

2002 2003 2004 2005 Всего за 20022005 гг. 2002 2003 2004 2005 Среднее за 20022005 гг.

«Halliburton» 233 221 234 220 908 1,85 1,36 1,14 1,05 1,29

«Schlumberger» 452 431 467 506 1 856 4,68 4,30 4,07 3,54 4,08

«Baker Hughes» 164 173 177 188 702 3,38 3,31 2,91 2,62 3,01

ВСЕГО по компаниям 849 825 878 914 3 466 3,14 2,62 2,31 2,15 2,49

Источник: International Energy Agency. World Energy Outlook 2006. Paris: OECD.

Российские НК, в отличие от зарубежных, уловившие тенденцию аутсорсинга науки и технологии много позднее, активно сотрудничают с сервисными компаниями. Так, «Роснефть», помимо взаимодействия с «Halliburton», «Schlumberger» и «Baker Hughes» в области разработки месторождений и добычи нефти, сосредоточивает свой научно-технический потенциал в дочерней компании «РН-Бурение», которая во многих случаях выступает как собственная сервисная компания. ОАО «Лукойл» в этом вопросе пошел дальше всех: он объединил все наукоемкие проекты в области добычи нефти и газа в независимую компанию «РИТЭК» (акции компании даже обращаются на бирже); также ОАО «Лукойл» фактически создал нового игрока на российском рынке нефтесервис-ных услуг — «Лукойл-Бурение» (переименовано в «Буровая компания "Евразия"»). «Буровая компания "Евразия"» — крупнейшая независимая буровая компания России по количеству пробуренных метров, занимающаяся строительством и ремонтом нефтяных и газовых скважин всех назначений на лицензионных участках ОАО «Лукойл», ОАО «НК "Роснефть"», ОАО «Газпром нефть», «ТНК-ВР» и других нефтегазовых компаний13.

Выводы

Нефтяные компании смело могут стать «точками роста» российской экономики, тем самым опровергая миф о сырьевых компаниях как о традиционно аморфном в плане инноваций секторе эконо-

13 Взято из официальных данных ООО «Буровая компания "Евразия"» (www. bkeurasia.ru).

мики, тянущем Россию «на дно». Как показывает мировая практика и подтверждает данное исследование, поиск, разведка и добыча нефти и газа являются одними из самых высокотехнологичных и наукоемких отраслей производства. Поэтому капитализация нефтяных компаний и влиятельность стран, производящих нефть, зависит не только от величины запасов углеводородов, но и от наличия знаний и технологий. Инновации, играющие все большую роль в развитии зарубежных ВИНК, позволяют им осваивать технологии будущего (добыча нефти и газа на сверхглубоководном шельфе, в Арктике, газификация угля и т.д.). Являясь носителями передовых технологий, ВИНК еще сильнее укрепляют свое лидирующее положение в мировой нефтедобыче, получают еще большие прибыли и соответственно могут увеличивать инвестиции в новые разработки. Российские ВИНК, до последнего времени не вовлеченные в мировую тенденцию инновационного развития, сильно проигрывают зарубежным конкурентам, вынужденно импортируя передовой опыт и новейшие технологические решения в связи с отсутствием собственных разработок. Возникает также кольцо самоусиления, причем негативного характера: технологическое отставание — импорт технологий — еще большее отставание — все более масштабный импорт технологий и т.д. Переломить негативную тренденцию российские ВИНК могут лишь с помощью коренного пересмотра стратегии в пользу инновационности, а также с помощью раскрытия эндогенного научного потенциала страны. Большинство компаний нефтегазового сектора в России до сих пор не имеют четко оформленной инновационной стратегии, а также корпоративных очагов инноваций. Единственным исключением, на наш взгляд, является НК «Роснефть», компания, в полной мере осознавшая важность науки и инноваций в конкурентной борьбе. Вполне возможно, что причиной этому послужили амбициозные планы руководства НК по выводу «Роснефти» в абсолютные мировые лидеры не только по доказанным запасам, но и по добыче нефти, наукоемкости всех бизнес-процессов (так, к 2015 г. «Роснефть» должна догнать мирового лидера «ExxonMobil» по объему добычи). Корпоративный научно-технический центр, собравший лучшие профильные НИПИ страны и генерирующий инновации, затраты на НИОКР, сопоставимые, к примеру, с затратами «Statoil» (мировой лидер в области сверхглубоководной и арктической добычи нефти), долгосрочный план инновационного развития компании — все это, на наш взгляд, позволяет «Роснефти» сделать качественный, а не только количественный рывок вперед, а также стать примером для других российских ВИНК в плане успешного управления инновациями.

Список литературы

Аньшин В.М., Дагаев А.А. Инновационный менеджмент: Учеб. пособие. М., 2003.

Богданчиков С.М. Роль научно-технического прогресса в развитии мировой нефтяной промышленности // Научно-технический вестн. ОАО «НК "Роснефть"». 2006. № 1.

Горский В.Н. Инновации выводят в лидеры // Время новостей. 2006. 17 марта.

Елисеев Г. Комментарий по поводу заявления Виктора Христенко о необходимости укрупнения российских нефтяных компаний / OPEC.RU — экспертный канал «Открытая экономика». 2001. 14 июня.

Иващенко Н.П. Производственно-экономические системы в промышленности России (трансформация, формирование, развитие). М., 2000.

Келле В.Ж. Инновационная система России: формирование и функционирование. М., 2003.

Ковалева А.И. Технологические инновации и особенности оценки их экономической эффективности в вертикально интегрированных нефтяных компаниях (Интернет-проект NewEconomic.com).

Конопляник А. Когда спрос опережает предложение // Нефть России. 2001. № 1.

Кузнецов А.М. Концепция развития научно-технического потенциала ОАО «НК "Роснефть"» // Научно-технический вестн. ОАО «НК "Роснефть"». 2006. № 1.

Маркеев В.А., Галеева Г.Р. Новые природоохранные технологии в нефтедобыче, применяемые ОАО «НК "Роснефть"» // Научно-технический вестн. ОАО «НК "Роснефть"». 2006. № 1.

Разумнова Л. Рентная ловушка: дубль-2? // Нефть России. 2007. № 11.

Тарасюк В.М. Выступление на 4-й ежегодной конференции «Роль сервисных услуг в нефтегазовой отрасли России: тенденции, возможности, перспективы». Москва, 18—19 октября 2006 года.

Янсен Ф. Эпоха инноваций / Пер. с англ. М., 2002.

International Energy Agency. World Energy Outlook 2006. Paris: OECD.

Veer J. van der. CEO of "Royal Dutch/Shell Group" "What is the international oil company of the future going to look like ?" (annual speech to the International Oil Summit).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.