ГОСУДАРСТВЕННОЕ И РЕГИОНАЛЬНОЕ
УПРАВЛЕНИЕ
Предпосылки импортозамещения продукции сельского хозяйства на региональном уровне
Викуловская Надежда Вячеславовна
Кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики и финансов Балаковского филиала РАНХиГС
Зотов
Дмитрий Анатольевич
Кандидат технических наук, доцент кафедры подъемно-транспортных, строительных и дорожных машин Балаковского института техники технологии и управления (филиал) СГТУ имени Гагарина Ю.А.
Nadezda V. Vikulovskaia
Сandidate of Economic Sciences, an associate professor of the department of Economics and Finance of Balakovo branch of RANEPA
Dmitry A. Zotov
Сandidate of Technical Sciences, an associate professor of the department of lifting, construction and road machinery of Balakovo branch of the Institute of Technics, Technology and Management of Saratov State Technical University named after Y. A. Gagarin
УДК 631.155
Вступление России во Всемирную торговую организацию повлекло значительное сокращение программ государственной поддержки агропромышленного комплекса (АПК). Тренд снижения субсидий вдвое прогнозируется на пятилетний период и достигнет минимального уровня 4,4 млрд. долларов США в 2017 году. По мнению экспертов [1], подобные уступки создают другим странам-участникам ВТО благоприятные условия для защиты национального сельхозпроизводителя. Расширение их участия во внешних рынках традиционно субсидируют за счёт госбюджетных средств, несмотря на изначально хорошо развитое состояние АПК. Следует отметить и более высокую продуктивность аграрного сектора в США и странах Западной Европы, что объясняется сложными природно-климатическими условиями в России.
Очевидные конкурентные преимущества позволили зарубежным агропромышленным компаниям не только силить позиции на российском рынке, но даже использовать производственные мощности для удовлетворения исключительно его потребностей. Сложившиеся взаимоотношения при общности политики государств можно
Preconditions of the import substitution of the agricultural products at the regional level
В статье анализируются состояние и перспективы развития агропро-мышленного комплекса Саратовской области. Дана факторная оценка импорто-замещения продукции растениеводства и мясо-молочного
животноводства.
Ключевые слова и словосочетания: агропромышленный комплекс, сель-скохозяйственная продукция, импортозамещение, государственная поддержка, экология.
The current state and the perspective of the development of agricultural complex of Saratov region are analyzed. The factor estimate of the import substitution of the crops and cattle breeding is also provided.
Key words and word combinations: agricultural complex, agricultural products, import substitution, state support, ecology.
оценивать как сугубо экономические и не представляющие угрозу продовольственной безопасности России. В контексте известных санкций со стороны Соединенных Штатов Америки, стран Европейского союза, Канады, Австралии и Королевства Норвегии ситуация меняется кардинально.
Указом Президента Российской Федерации от 6 августа 2014 г. №560 [2] введены сроком на один год специальные экономические меры в целях обеспечения безопасности России. Они по сути, ответные санкции выражаются запретом либо ограничением импорта отдельных видов сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, страной происхождения которых являются вышеперечисленные государства. Постановлением Правительства РФ от 7 августа 2014 г. №778 с редакционными изменениями 20.08.2014 [3] определён перечень товаров, запрещённых к ввозу на территорию Российской Федерации.
Для исследования выделены следующие товарные позиции: мясо крупного рогатого скота, свинина, мясо и пищевые субпродукты домашней птицы, молоко и молочная продукция, овощи, фрукты, колбасы, готовые пищевые продукты. Предпосылки полного или частичного импортозамещения изучались на примере Саратовской области, поскольку агропромышленный комплекс производит более 1/3 валового регионального продукта и даёт около 2/3 материальных ресурсов розничного товарооборота.
Основой АПК [4] являются около 500 сельхозорганизаций различных форм собственности, 370 предприятий пищевой и перерабатывающей промышленности, более 7,3 тыс. крестьянских (фермерских) хозяйств и 290 тыс. личных подсобных хозяйств граждан. Сельскохозяйственные угодья занимают 85% территории Саратовской области и составляют более 8,5 млн. га, в том числе 5,7 млн. гектаров пашни. Для земледелия особую ценность представляют обыкновенные и южные чернозёмы, а также широко распространённые каштановые почвы. В актив последних лет добавим прирост посевных площадей (за четыре года 42 тыс. га), улучшение качества мелиорации, субсидируемое обновление сельхозтехники и государственную погектарную поддержку АПК. Итоги 2013 года показывают, что регион имеет хорошую самообеспеченность по овощебахчевым и лидирует в Приволжье по сбору зерна, подсолнечника, производству растительного масла.
Перспективы растениеводства в Саратовской области связаны с решением следующих вопросов: увеличение производства овощей защищённого грунта с прогнозируемых в текущем году 27,0 тыс. тонн до объёмов внутреннего потребления 37,5 тыс. тонн; выращивание и переработка плодово-ягодной продукции в большем объёме (самообеспеченность ею региона составляет 36,6% или в абсолютном выражении 86,7 тыс. тонн, а доля попавшего под запрет импорта - 10%); введение в эксплуатацию дополнительных овощехранилищ (повышение общей вместимости с 46,4 до 71,4 тыс. тонн планируется до конца 2014 г.); улучшение экологии региона в целях замедления эрозионных процессов и сохранения плодородных почв. В экологическом рейтинге «Зеленого патруля» 2013 года Саратовская область опустилась с 60 до 75 места, что вызвано накоплением техническо-бытового мусора и промышленных отходов (на территории Балаковского МО только отвалы фосфогипса превышают 19 млн. тонн).
Особенностью региона является высокая доля - по некоторым оценкам, 45% - крестьянских (фермерских) хозяйств в общем объёме производства и посевных площадей. Распределение по отраслям следующее: растениеводство (83,3%) и животноводство (16,7%). В последние годы многие хозяйства, находясь в зоне "рискованного земледелия", оптимизировали посевные площади - за счёт сокращения зерновых культур увеличены посевы нута, гороха, чечевицы, сои, рапса, кукурузы на зерно, сахарной свеклы, овощей и картофеля. Саратовская область имеет достаточно развитое животноводство, в том числе мясомолочного направления. На конец 2012 года отмечается низкий удельный вес импортируемой продукции: мяса - 18,9%; молока - 6,0%. Полное замещение импорта за счёт собственного производства, а такая задача решается последние годы, связано с определёнными проблемами.
На двухлетний период прогнозируется положительная динамика в производстве мяса - с 250 до 275 тыс. тонн, в то время как объём внутреннего потребления не превысит 182 тыс. тонн. Переработка излишков на территории региона представляет экономический интерес, но требует наращивания мощностей разделочно-упаковочных линий и предприятий-изготовителей продуктов из мяса, мясных субпродуктов или крови. Очевидно сокращение поголовья скота, что в определённой степени нивелирует открытие I очереди ООО «Свинокомплекс «Хвалынский» мощностью 35 тыс. голов. За первое полугодие численность птицы доведена до 7,53 млн. голов (прирост 4,1% показателей аналогичного периода 2013 г.) вследствие строительства новых птицефабрик и ферм. Аналогичная ситуация отмечена по молоку и молочной продукции. При годовой потребности около 800 тыс. тонн планируется получить валовый надой не менее 827,9 тыс. тонн (по данным Минсельхоза Саратовской области, на 1 июля 2014 г. составил 375,1 тыс. тонн молока). Вместе с тем, региональный рынок ощущает дефицит сыров и творожных продуктов. Доля импорта сыров доходит до 40%, включая 12%
Государственное и региональное управление
- из стран, которые попали под российские санкции [5].
В целом, агропромышленный комплекс имеет высокие производственно-экономические показатели (табл. 1) По итогам полугодия вырос индекс сельско-хозяйственного производства, а что особенно важно, пищевой и перерабатывающей промышленности.
Развитию отраслей способствует инвестиционная политика: за последние три года АПК региона получил около 10 млрд. рублей бюджетных средств и 20 млрд. рублей инвестиций в основной капитал [6].
Таблица 1
Производственно-экономические показатели АПК Саратовской области [4]
I полу- I полу- % (+, -) по I Наименование показателя годие годие полугодию
2013 г. 2014 г. 2014 к 2013
Объём производства продукции сельского хозяйства, млрд.руб. 23,9 22,2 92,8
Индекс сельхозпроизводства, в % к прошлому году 87,5 94,0 +7,4
Производство овощей (включая защищенного грунта), тыс. тонн 14,5 18,8 130,0
Производство скота и птицы (в живом весе), тыс. тонн 88,8 83,9 94,4
Производство молока, тыс. тонн 399,8 375,1 93,8
Индекс производства пищевых продуктов (включая напитки), % 91,0 117,6 +26,6
Отгружено товаров собственного производства (работ, услуг) в пищевой и перерабатывающей промышленности, млрд. руб. 24,3 27,3 112,4
Инвестиции в основной капитал, млрд. руб. 2,3 2,6 113, 0
По результатам проведённого аналитического исследования выявлены основные предпосылки импортозамещения продукции сельского хозяйства в Саратовской области:
1. Товары собственного производства, поставляемые в другие регионы страны и не требующие импортозамещения - зерно, крупа, макаронные изделия, животное масло, сухие молочные продукты, колбасные изделия, капуста, лук;
2. Недопроизводство в объёме 10,5 тыс. тонн по овощам защищённого грунта должно снизиться к 2016 году за счёт развития тепличных хозяйств и применения современных технологий выращивания;
3. Плодово-ягодной продукцией регион обеспечен менее чем на 37% за счёт собственного производства, и до 30% - импорта. Длительное хранение фруктов требует особых условий, но вместимость специальных хранилищ на данный момент составляет 2,8 тыс. тонн и покрывает чуть более процента годовой потребности;
4. По производству мяса и молока наблюдаются показатели само-обеспеченности. При этом поставляются из-за рубежа - свинина, мясо птицы, сыры, творожные продукты. В целях импортозамещения и роста экономики региона следует развивать предприятия пищевой и перерабатывающей промышленности;
5. Определяющим фактором наращивания производственно-экономического потенциала регионального АПК является государственная поддержка в рамках "зеленой корзины" [1], а также льготное кредитование, лизинг и адресная бюджетная поддержка сельхозпредприятий;
6. Муниципально-частное партнёрство [7] способствует социальному развитию села и улучшению его инфраструктуры;
7. Проведение научных исследований, экологию и сохранение плодород-ных почв выделим как меры, которые согласно правилам ВТО применяются без ограничения.
Библиографический список:
1. Ларионов Д.В. Аналитическая справка о проблемах в связи со вступ-лением в ВТО / Д.В. Ларионов от имени Экспертного совета Общероссийской общественной организации «Сельская Россия» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.warandpeace.ru>ru/aralysis/view/55326/ ... дата обращения 13.09.2014.
2. О применении отдельных специальных экономических мер в целях обеспечения безопасности Российской Федерации: Указ Президента Российской Федерации от 6 августа 2014 г. №560 // СЗ РФ. 2014, №32, ст. 4470.
3. О мерах по реализации Указа Президента Российской Федерации от 6 августа 2014 г. №560 «О применении отдельных специальных экономических мер в целях обеспечения безопасности Российской Федерации»: Постановление Правительства РФ от 7 авгу-ста 2014 г. №778 с изм. от 20 авг. 2014 г. // СЗ РФ. 2014, №32, ст. 4543; №34, ст. 4685.
4. Агропромышленный комплекс Саратовской области // Правительство Саратовской области: официальный портал [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.saratov.gov.ru/region/economics/ арк^р ... дата обращения 02.09.2014.
5. Трухачев Е. Санкции на саратовских прилавках не скажутся / Евгений Трухачев // Сарат. обл. газ. -2014. - 13 августа (№128). - С.3.
6. Подведены итоги социально-экономического развития области за 2013 год // Правительство Саратовской области: официальный портал [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.saratov.gov.ru/governor/ news/detail.php ... дата обращения 02.09.2014.
7. Гладун Т.Н. Муниципально-частное партнерство как инструмент социально-экономического развития муниципальных образований / Т.Н. Гладун // Актуальные проблемы современности: наука и общество. -2014. - №1 (2). - С.30-33.